М К Тихонравов

Автор MGouchkov, 20.12.2007 02:10:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Александр Ч.

Получился doc-файл 46 мегабайт, смотреть в него страшно. По прежнему "автоматический" режим только для корзины и годен.
Ad calendas graecas

Александр Ч.

ЦитироватьСкачал и установил ещё рах этот дежавю, на этот раз открывал в файерфоксе. Те же проблемы - пишет скачайте и установите плагин. Блин, сто лет жил без этой фигни и дальше проживу. Сильно напомнило потерю времени с iTunes и iPod.
Надеюсь качал DJVUCNTL_61_EN.EXE? Если что, то он есть по ссылке http://plugindoc.mozdev.org/windows-all.html
Устанавливаешь его, потом из его папки файл npdjvu.dll кидаешь в папку плагинов firefox, у меня, для портабле, это D:\Alex\FirefoxPortable\App\firefox\plugins\
Перезапускаешь огнелиса и все работает ;)
Ad calendas graecas

Александр Ч.

Отрезал приложения из-за картинок, получилось меньше метра.
Кому надо можно взять тут архив (196Кб) http://rapidshare.com/files/134553106/Bugrov_V.E._Marsianskij_proekt_Koroleva.doc.zip.html
Ad calendas graecas

Дмитрий Виницкий

Спасибо! Читается, кажется, что-то чуть "поехало", но в общем, все в порядке.
+35797748398

Petrovich

Читаю... интересно, особенно про Н-1. Дочитал до
операции Королева. По книге Углова, чтоб всем не
долго искать
http://www.uglov.tvereza.info/knihi/pbm/2.html
там Королев замаскирован под фамилией Князев...
Похоже и у медиков свой ,,Гамбургский счет,,.
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

carlos

Мда. По Углову получается, что никакой злокачественной опухоли не было и в помине...
Еще не все потеряно!

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Fakir

К Углову, вероятно, вообще стоит весьма критически относиться.

Во всяком случае, многие отечественные врачи к его медицинским идеям и взглядам относятся чуть ли не с брезгливым хохотом.
Самому судить, насколько это справедливо - трудно, но вот такие факты есть.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.energia.ru/ru/news/news-2010/news_07-26.html
Цитировать26.07.2010. РКК "Энергия" им. С.П. Королёва,
г. Королёв Московской области

29 июля 2010 года исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Клавдиевича Тихонравова - пионера ракетно-космической техники, одного из ближайших соратников Главного конструктора ракетно-космических систем С.П. Королёва.

М.К. Тихонравов возглавлял разработку первой отечественной жидкостной ракеты ГИРД-09, был активным участником создания первых отечественных межконтинентальных ракет, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций.

Работал в ГИРД (1931-1933), РНИИ (1933-1946), НИИ-4 (1946-1956).

С 1956 года - начальник проектного отдела в ОКБ-1, в 1961-1966 гг. - заместитель главного конструктора С.П. Королёва в ОКБ 1 (затем ЦКБЭМ, НПО "Энергия", сегодня ОАО "РКК "Энергия" им. С. П. Королёва"), в 1966-1970 гг. - заместитель главного конструктора В.П. Мишина в ЦКБЭМ, в 1970-1973гг. - научный руководитель ЦКБЭМ.

М.К. Тихонравов внёс значительный научный и практический вклад в создание и развитие отечественной ракетной техники и космонавтики, в подготовку учёных и специалистов в этой области.

Коллектив Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва с особой гордостью вспоминает М.К. Тихонравова, как и имена других первопроходцев ракетно-космической техники и космонавтики, которые, работая в те далёкие годы на нашем предприятии, обеспечили создание и развитие отечественных ракетных и космических технологий, ставших основой ракетно-ядерного щита нашей Родины и открывших человечеству дорогу в космос.

 Биографическая справка:

М.К. Тихонравов (29 июля 1900 г. - 04 марта 1974 г.) родился в г. Владимире. В 1919 г. добровольцем вступил в Красную армию. В 1920 г. был направлен на учебу в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 1925 г. - Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского). Заинтересовался ракетной техникой, которая стала затем делом всей его жизни. После окончания академии в 1925 г. получил назначение в КБ Н.Н. Поликарпова, где участвовал в разработке самолётов.

В 1931 г. при Осоавиахиме была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), состоящая из четырех бригад, руководимых Ф.А. Цандером, М.К. Тихонравовым, Ю.А. Победоносцовым и С.П. Королёвым. Его бригада занималась исследованием проблем создания ракетных двигателей и ракет на жидком топливе. 17 августа 1933 г. состоялся первый удачный пуск разработанной под его руководством ракеты ГИРД-09 на полигоне в Нахабино Московской области. Пуском руководил С.П. Королёв.

Когда на базе Ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и ГИРД 31 октября 1933 г. был образован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), возглавил отдел жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) института.

В 1935 г. издал книгу "Ракетная техника". В 1936 г. возглавил научно-исследовательскую группу по улучшению устойчивости полёта и кучности пороховых реактивных снарядов.

После реорганизации РНИИ в 1944 г. перешел в его филиал, где совместно с Н.Г. Чернышевым руководил отделом ракет, ракетных двигателей и топлив. В 1945 г. группой сотрудников филиала РНИИ под его руководством (совместно с Н.Г. Чернышевым) разработан эскизный проект высотной ракеты ВР-190 для подъёма двух человек на высоту до 200 км.

В декабре 1946г. перешел в НИИ-4 Вооружённых Сил, где продолжил работу над проектом ВР-190. Провёл цикл теоретических и экспериментальных исследований ЖРД, руководил проектированием высотного ракетного аппарата с ЖРД и ракет пакетной схемы. С 1947 г. работал над исследованиями проблем создания баллистических ракет большой дальности, ракет-носителей (РН) и искусственных спутников Земли (ИСЗ).

На основании работ, проведенных им и созданной им группой сотрудников-энтузиастов, в 1951 г. был разработан и выслан С.П. Королёву в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты пакетной схемы, способной осуществить запуск ИСЗ (проект содержал раздел, посвящённый проблемам создания спутника, вывода его на орбиту и спуска на Землю).

После отстранения в НИИ-4 от должности (в 1950 г.) он только в 1953 году смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственных спутников Земли, когда НИИ был привлечён к работам ОКБ-1 С.П. Королёва по созданию ИСЗ. Уже в 1954 году М.К. Тихонравов предложил программу освоения космического пространства, которая предусматривала этапы от запуска первого ИСЗ к созданию пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций и до высадки на Луну.

В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1 на должность начальника отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и планет Солнечной системы. За успешные запуски первого ИСЗ и ИСЗ с живым существом на борту в 1957 году стал лауретом Ленинской премии.

Тихонравов принимал активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля "Восток", за что в 1961 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали "Серп и Молот". В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

В 1961-1970 гг. - заместитель главного конструктора ОКБ-1/ ЦКБЭМ. В 1970-1973 гг. - научный руководитель ЦКБЭМ.

Полковник-инженер. Педагогическую работу вел с 1931 г. (по совместительству), читал в МАИ им. С.Орджоникидзе курс "Моторные установки". Затем с перерывами преподавал в МАИ (1940), на Высших инженерных курсах в МВТУ им. Н. Э. Баумана (1948-1950), заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности (1950-1953). С 1959 г. непрерывно работал в МАИ (по совместительству) в должности профессора кафедры проектирования и конструкции летательных аппаратов, читал лекции по космонавтике. Подготовил 10 кандидатов технических наук. Был научным руководителем студенческого КБ "Искра" и работ по созданию малых негерметичных ИСЗ типа "Радио", "Искра".

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской премии (1957). Награжден орденами Ленина (1945, 1961), Красного Знамени (1944, 1950), Отечественной войны II степени (1944), медалями "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (1970), "За победу над Германией 1941-1945г.г." (1946), "В память 800-летия Москвы" (1948), "30 лет Советской Армии и Флота" (1948), "20 лет победы в Великой Отечественной войне" (1966), "50 лет Вооруженных Сил СССР" (1969).

Член-корр. Академии артиллерийских наук (1948), член-корр. Международной академии астронавтики (1968). Д.т.н. (1958). Профессор (1962).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.rg.ru/2010/07/28/tihonravov-poln.html
ЦитироватьУнесенные Марсом
29 июля исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося конструктора Михаила Клавдиевича Тихонравова
Наталия Ячменникова

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5245 (166) от 29 июля 2010 г.


Тихонравов и Королев мечтали о полете человека на другую планету. Фото: ИТАР-ТАСС

Все, что летало в космос в первые десять лет космической эры, было спроектировано в королевском ОКБ-1, в легендарном отделе № 9, который возглавлял самый ранний соратник и единомышленник Сергея Королева - конструктор Михаил Тихонравов. Что это был за человек? Об этом корреспондент "РГ" беседует с разработчиком проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Российская газета: Владимир Евграфович, вы знаете, как познакомились Королев и Тихонравов?

Владимир Бугров: Это произошло в конце 20-х годов в Крыму, в Коктебеле, на всесоюзных планерных соревнованиях. Тогда на планере Королева была впервые в мире выполнена мертвая петля, а на планерах Тихонравова были установлены рекорды высоты и дальности.

РГ: Они могли стать прекрасными авиационными конструкторами?

Бугров: И стали бы. Но - увлеклись идеями Циолковского. Через три десятка лет Королев возглавил ОКБ-1 - головное ракетно-космическое предприятие страны, а Тихонравов - головной проектный отдел № 9. Именно здесь были созданы космические корабли и аппараты, получившие "коктебельский" гриф "впервые в мире". Вместе они дерзнули и осуществить фантастический проект - полет на другую планету.

РГ: Тихонравов ведь встречался с Циолковским?

Бугров: Да, он был в Калуге. Михаил Клавдиевич захватил фотоаппарат и сделал на память несколько снимков.

РГ: Скажите, что за капсулу для полета на высоту 200 км разрабатывал Тихонравов еще в 1946 году?

Бугров: Это был проект суборбитального полета двух летчиков. Сталин тогда написал резолюцию: "Предложение интересное - рассмотреть для реализации". Но таких условий в то время еще не было.

РГ: А правда, что когда Тихонравов впервые обнародовал проект искусственного спутника Земли, его едва ли не освистали?

Бугров: Не верите? А ведь было. Михаил Клавдиевич выступил с докладом на сессии Академии артиллерийских наук. И там его, мягко говоря, не поняли. Но Тихонравов не сдался. Работа над спутником - иногда полуподпольно - продолжалась. И когда межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 появилась "в железе" и стало ясно, что в космос можно лететь, задел по спутнику был уже немалый. Тихонравов подчеркивал: "ИСЗ - неизбежный этап на пути развития ракетной техники, после которого станут возможными межпланетные сообщения".

РГ: Тихонравов, как и Королев, мечтал о том, что человек сможет полететь на другую планету?

Бугров: Да. Группа Тихонравова сделала проработки, которые стали толчком к подготовке в декабре 1959 года постановления Совмина "О развитии исследований по космическому пространству". Там были четко прописаны основные этапы: создание ракет для полета на Марс и Венеру, осуществление первых полетов человека в космос, разработка автоматических и обитаемых межпланетных станций и станций на других планетах. А еще через полгода было предписано начать разработку ракеты Н1 для выведения на околоземную орбиту межпланетного корабля массой 60-80 тонн.

РГ: Насколько я знаю, тогда под руководством Тихонравова разрабатывались сразу два проекта космических кораблей - "Восток" и ТМК - для экспедиции на Марс...

Бугров: Надо сказать, что период с 1957 по 1964 год стал, пожалуй, самым плодотворным в становлении советской космонавтики. Искусственные спутники Земли, возвращение из космоса животных, искусственный спутник Солнца, фотографии обратной стороны Луны, мягкая посадка на Луну и съемка ее поверхности, искусственный спутник Луны, полет к Венере, марсоход, полет Гагарина, выход Леонова в открытый космос, стыковка на орбите беспилотных кораблей... Всеми этими проектными работами руководил Михаил Тихонравов. И многое было реализовано впервые в мире.

РГ: Понятно, что новые идеи рождались не просто так...

Бугров: И Королев, и Тихонравов создали атмосферу прямо-таки "оголтелого" творчества. Структура 9-го отдела строилась по принципу самодостаточности: подразделения были нацелены на решение всего комплекса проблем, с которыми могли столкнуться разработчики еще не имевшей аналогов техники.

РГ: Сергей Павлович был известен своим крутым нравом, а Тихонравов?

Бугров: Нет, Михаил Клавдиевич был очень деликатный человек. Мы много общались по марсианскому проекту. Я тогда занимался схемой экспедиции, компоновкой комплекса и корабля, весовыми расчетами и т.д. Так вот это были не доклады начальству, а рассуждения на тему. Тихонравов сначала внимательно просматривал материал, а потом начинал прохаживаться вокруг большого круглого стола. Задавал вопросы. Но, скорее всего, себе. И отвечал на них сам.

При этом Михаил Клавдиевич так строил обсуждение, что возникало ощущение: это ты нашел решение, а он его поддержал. Впрочем, у меня не было иллюзий. Я понимал, что ему важно было, не навязывая своих мыслей, получить объективное мнение, проверить то, что, наверное, уже обсуждалось с Королевым.

РГ: Ну, конечно. Ведь марсианские проблемы нельзя было обсудить с "широкой общественностью"?

Бугров: Разумеется. Летом 1962 года Тихонравов передал мне поручение Королева: графически представить план освоения космического пространства. Я нарисовал много схем.

РГ: Они сохранились?

Бугров: Черновики самых первых примитивных - да, в моей рабочей тетради. Большинство же были уничтожены. Королев и Тихонравов хотели сами разобраться в структуре предстоящих задач, этапах их осуществления, первоочередных разработках. Так появилась концепция. Впервые пилотируемые полеты отделялись от решения задач автоматами. Разделялись полеты в околоземном и в околосолнечном пространстве, так как стартовые массы ракет для их осуществления различались на порядок.

РГ: А действительно ли в концепции был заложен полет человека вокруг Солнца?

Бугров: Совершенно верно. Космонавт Георгий Гречко, работавший в ту пору баллистиком, помнит, как Тихонравов обсуждал с ними вопросы размещения корабля в точках либрации при полете вокруг Солнца, а при полете на орбиту спутника Марса - возможность причаливания к его спутникам Фобосу или Деймосу. Проект экспедиции на Марс был представлен Межведомственной комиссии в составе эскизного проекта по ракете Н1 и утвержден ее председателем, президентом АН СССР М.В.Келдышем. Это давало основание Королеву начать практическую подготовку марсианской экспедиции.

РГ: Говорят, что именно благодаря Тихонравову космос открылся не только для космонавтов из летчиков-истребителей, но и для инженеров?

Бугров: Получилось так. В процессе работы над марсианским проектом стало ясно: для сборки и испытаний комплекса на орбите нужны будут космонавты с квалификацией не ниже, чем у специалистов, выполняющих эти операции на заводе и полигоне. Поэтому Тихонравов и Королев решили: нужен специальный отряд космонавтов.

В конце 1962 года Королев собрал в кабинете Тихонравова 60 инженеров: готовьтесь к медкомиссии. А через два года появилась необходимость сформировать общий с военными список для участия в программе "Восход". Королев поручил составить список от ОКБ-1, и Тихонравов при мне выбрал 15 человек. Из них впоследствии слетали 8. Они и составили основу первого отряда ОКБ-1. Так что Тихонравова можно считать "крестным отцом" нашего отряда.

РГ: Марсианские замыслы "задвинула" Луна?

Бугров: Да, они ушли на второй план в 1964 году с постановлением Хрущева об освоении Луны.

РГ: А что за история, когда Королев поручил Тихонравову сделать проект сборки на орбите кораблей "Восток"?

Бугров:  Тихонравов в 1959 году на большом совещании на полигоне высказал идею, что корабли большой массы нужно создавать на орбите с помощью сборки, а не выводить их с Земли. Сергей Павлович дал такое задание. Были разработаны система автоматической стыковки и проект корабля 7К-ОК, получившего название "Союз". Он уже более сорока лет исправно доставляет космонавтов на орбиту. Так что сегодняшняя космонавтика целиком и полностью "живет" разработками, проектные основы которых были заложены в отделе Михаила Клавдиевича.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.rtc.ru/encyk/biogr-book/18T/2890.shtml
ЦитироватьТИХОНРАВОВ МИХАИЛ КЛАВДИЕВИЧ


29.VII.1900-4. III. 1974. Род. в г. Владимире. В 1919 г. добровольцем вступил в Красную армию. В 1920 г. по решению командования был направлен на учебу в Институт инженеров Красного Воздушного Флота, преобразованный в 1925 г. в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. Начал интересоваться ракетной техникой, которая стала затем делом всей его жизни. После окончания академии в 1925 г. получил назначение в самолетостроительное КБ Н. Н. Поликарпова, где участвовал в разработке самолетов. В 1931 г. при Осоавиахиме была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), состоящая из четырех бригад, руководимых Ф. А. Цандером, М. К. Тихонравовым, Ю. А. Победоносцовым и С. П. Королевым. Многие члены бригад, помимо ГИРД, работали в авиационных КБ и на заводах. Летом 1932 г. перешел на постоянную работу в ГИРД. Его бригада занималась исследованием проблем создания ракетных двигателей и ракет на жидком топливе. 17 августа 1933 г. состоялся первый удачный пуск разработанной под его руководством ракеты 09 на полигоне в Нахабино Московской обл. (на месте запуска установлен обелиск), руководил пуском С. П. Королев. 31 октября 1933 г. на базе Ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и ГИРД был образован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), воглавил отдел жидкостных ракетных двигателей. В 1935 г. издал книгу "Ракетная техника". В 1936 г. возглавил научно-исследовательскую группу по улучшению устойчивости полета и кучности пороховых реактивных снарядов. В 1944 г. выполнял особое задание правительства в 60-й действующей армии 1-го Украинского флота. После реорганизации РНИИ в 1944 г. перешел в его филиал, где совместно с Н. Г. Чернышевым руководил отделом ракет, ракетных двигателей и топлив. В 1945 г. группой сотрудников филиала РНИИ под его руководством (совм с Н. Г. Чернышевым) разработан эскизный проект высотной ракеты, названной ВР-190; ракета предназначалась для подъема двух человек на высоту до 200 км и состояла из ракетной части и специальной герметичной кабины. В декабре 1946 г. перешел в НИИ-4 ВС, где продолжил работу над проектом ракеты ВР-190, получившим название "Ракетный зонд с парашютно-тормозной системой". Провел цикл теоретических и экспериментальных исследований ЖРД, руководил проектированием высотного ракетного аппарата с ЖРД и ракет пакетной схемы. С 1947 г. работал над исследованиями проблем создания ракет большой дальности, ракет-носителей и искусственных спутников Земли. На основании работ, проведенных им и созданной им группой сотрудников-энтузиастов, в 1951 г. был разработан и выслан в ОКБ-1 С. П. Королеву проект экспериментальной ракеты пакетной схемы, способной осуществить запуск ИСЗ (проект содержал раздел, посвященный проблемам создания спутника, вывода его на орбиту и спуска на Землю). В 1956 г. назначен начальником отдела ОКБ-1. Полковник-инженер. Педагогическую работу (по совместительству) вел с 1931 г., читал в МАИ курс "Моторные установки". Затем с перерывами преподавал в МАИ (1940), на Высших инженерных курсах в МВТУ им. Н. Э. Баумана (1948-1950), заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности (1950-1953). С 1959 г. непрерывно работал (по совместительству) в МАИ в должности профессора кафедры проектирования и конструкции ЛА, читал лекции по космонавтике. Подготовил 10 кандидатов техн. наук. Был научным руководителем студенческого КБ "Искра" и работ по созданию малых негерметичных искусственных спутников Земли типа "Радио", "Искра". Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970). Герой Социалистического Труда (1961). Ленинская премия (1957). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями.В 1948 г. избран членом-корр. Академии артиллерийских наук. Член-корр. МАА. Д. т. н. (1958). Профессор (1962). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

© 2005, Мелуа А.И., текст
http://www.pereslavl.info/page-id-86.html
ЦитироватьТихонравов Михаил Клавдиевич

"В ракете заложены огромные возможности, которых не имеют другие летательные машины!" Еще в 1935 году это утверждал известный ученый и конструктор МИХАИЛ КЛАВДИЕВИЧ ТИХОНРАВОВ, позднее доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Тихонравов родился в семье учителя во Владимире, был организатором первых комсомольских ячеек в Переславле-Залесском. В 1919 году вступил добровольцем в Красную Армию, был в составе первого выпуска авиационных инженеров, подготовленных Военно-воздушной академией имени Жуковского. Конструкторскую работу начал еще в стенах академии.

Тихонравов отдавал много сил исследованию далеких перспектив развития космонавтики, был инициатором новых разработок. В военные годы он занимался повышением кучности стрельбы из гвардейских минометов и разработкой ракетного перехватчика, а в конце войны уже создавал из снарядов «катюш» четырех ступенчатую ракету для исследования космических лучей. Сразу же после Победы под его руководством был разработан проект подъема человека на ракете на высоту до 190 км, а в 1951 году он выступил на научной конференции с теоретическим обоснованием возможности запуска ИСЗ с помощью нескольких ракет, объединенных в «пакет».

В 1955 году Главный конструктор отправил руководству письмо, в котором говорилось «Товарищ Тихонравов является одним из старейших ракетчиков Советского Союза, продолжающих разработку идей К.Э. Циолковского, и его участие в работах нашего ОКБ по созданию спутников решающим образом поможет этому делу». Вся дальнейшая работа Михаила Клавдиевича подтвердила эти слова Королева. Неоценимо значение и его более чем полувековой педагогической деятельности. Последней работой Тихонравова было инженерное исследование методов освоения малых планет.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.ihst.ru/~akm/35t1.htm
ЦитироватьРОЛЬ М.К. ТИХОНРАВОВА В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ

(к 110-летию со дня рождения)

И.К.Бажинов, О.В.Гурко,  В.В.Александров

РАКЦ

В докладе кратко изложены основные этапы деятельности М.К. Тихонравова в довоенные годы: окончание Академии Воздушного Флота, Коктебель, встреча с С.П. Королевым, работа в ГИРД (запуск первой в СССР ракеты ГИРД-09), работа в РНИИ, изучение в 1944-1945 годах немецкой ракетной техники в Польше и Германии.

Основное внимание в докладе уделено службе и научной деятельности М.К. Тихонравова в НИИ-4 Министерства Обороны в 1946-1956 годах. Работал он в институте на должности начальника сектора баллистических и зенитных ракет, сформировал вокруг себя группу энтузиастов – молодых ученых, которые вначале работали над созданием межконтинентальной ракеты, а затем и искусственного спутника Земли. Именно М.К. Тихонравов, основываясь на идее К.Э. Циолковского об «эскадре» ракет, рассчитал и обосновал реальную возможность создания многоступенчатой МБР за счет перехода на новый, нетрадиционный путь компоновки составной ракеты по схеме «пакет». Он показал, что такая ракета способна достигнуть первой космической скорости и, следовательно, запустить искусственный спутник Земли. Эти идеи М.К. Тихонравова опередили свое время, поскольку тематика по ИСЗ не была предусмотрена планом НИР института и энтузиасты работали факультативно. В продолжении этих исследований помог С.П. Королев. Он заказал НИИ-4 МО (группе М.К. Тихонравова) НИР по этой тематике. В 1951 году в ОКБ был выслан отчет по возможности создания экспериментальной ракеты пакетной схемы, способной осуществить запуск ИСЗ. В 1954 году М.К. Тихонравовым была подготовлена докладная записка «О возможности и необходимости создания искусственного спутника Земли», которую он доложил С.П. Королеву и М.В. Келдышу. Сергей Павлович неоднократно доводил ее до всех инстанций власти и, наконец, в 1955 году было принято постановление СМ СССР о создании и запуске ИСЗ.

С полным основанием можно считать, что результаты выполненных НИР в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века явились теоретическим фундаментом дальнейших практических работ по освоению космического пространства. В 1956 году М.К. Тихонравов был переведен в ОКБ-1, где под руководством своего давнишнего друга С.П. Королева стал заниматься реализацией своих теоретических работ в знаменитом отделе  № 9.

 

М.К. ТИХОНРАВОВ В РЕАКТИВНОМ НИИ (1932-1946 гг.)
(К 110-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО)

Б.Н. Кантемиров

ИИЕТ РАН

Имя М.К. Тихонравова вошло в историю отечественной и мировой РКТ и космонавтики. О нем написано много статей, очерков и даже две книги. Однако, его творчество с точки зрения научной методологии еще ждет своего исследователя. Одной из ярких страниц его творческой биографии является деятельность в Реактивном НИИ (РНИИ – НИИ 3 – ГИРТ – НИИ-1) — периода отечественного экспериментального жидкостного ракетостроения.

Первый опыт работы в области ракетной техники Тихонравов приобрел еще до работы в РНИИ. Работая в Авиапроме в 1930 г. он подает заявку для получения патента на изобретение и в 1931 г. состоялось решение о выдаче ему авторского свидетельства на ракетный двигатель. Бригадой ГИРД под его руководством и при непосредственном участии разрабатываются проекты жидкостных ракет 03, 05, 07 и 09. Проект ракеты 09 в июле 1933 г. представлен начальнику ГИРД — С.П. Королеву и утвержден им. Начался процесс конструирования и испытания элементов ракеты. В августе начались летные испытания ракеты. 17 августа 1933 г. состоялся успешный полет ракеты 09 — первой ракеты в стране.

Этот успех позволил С.П. Королеву подать докладную записку в ЦС Осоавиахим с предложением ускорить процесс принятия решения о создании РНИИ и одновременно о выделении средств для разработки серии этих ракет.

В сентябре 1933 г. состоялся приказ РВС, подписанный М.Н.Тухачевским, о создании РНИИ. М.К. Тихонравов был назначен начальником отдела ЖРД и ракет с ЖРД. В «Кислородной» бригаде были продолжены работы, начатые в ГИРД, по доводке ракет 05, 07, 09 и работы по созданию новых жидкостных ракетных двигателей (12К).

С января 1934 г. начались летные испытания доработанной ракеты 09 (под индексом «13»). Испытания прошли успешно. Ракета достигла высоты 1500 м. Два пуска ракеты были осуществлены под углом к горизонту 79° и 83° (возможность использование ракеты с ЖРД как боевой).

В бригаде проектируются еще две ракеты с ЖРД: ракета 01 (объект 209) и ракета 11 (объект 521). Для полета на высоту 10 км и 50 км соответственно. В 1935 г. М.К.Тихонравов и Л.С. Душкин выступили с инициативой построить стратосферную ракету «Авиавнито». Ракета была спроектирована. В августе 1937 г. состоялся успешный пуск этой ракеты. Ракета достигла высоты 3000 м. Это был самый высокий результат для того времени.

В результате первого этапа создания экспериментальных жидкостных ракет М.К. Тихонравов приходит к следующему заключению:

1)        исследовательские работы необходимо выделять в самостоятельное направление;

2)        основным практическим применением жидкостных ракет является исследование стратосферы как первый шаг к межпланетному полету человека;

3)        необходимо продолжить исследования возможности использования жидкостных ракет для боевого применения.

М.К. Тихонравов занимается теоретическими исследованиями устойчивости вертикального полета неуправляемой ракеты, подачи компонентов топлива парами кислорода, улучшения процессов смешения , горения и истечения, требования к камере сгорания и др. Результаты исследований публикует в трудах конференций, научных сборниках «Реактивное движение», «Ракетная техника», публикует одну из первых на русском языке монографию «Ракетная техника».

В 1938-1939 гг. Тихонравов по заданию руководства НИИ-3 исследует проблему устойчивости и кучности пороховых ракетных снарядов. Результаты исследований были опубликованы в двух фундаментальных статьях, а разработанные рекомендации — реализованы на практике.

В 1939 г. «Кислородная» бригада вновь возвращается к исследованию проблемы использования ракет с ЖРД в качестве боевых (так называемые ракеты дальнего действия — РДД). Вначале проектируется и исследуется ракета 604. Для обеспечения устойчивости полета на начальном участке траектории ракета разгонялась пороховым зарядом, дальность обеспечивалась ЖРД. Пуски ракеты 604 осуществлялись в январе 1940 г. Была достигнута дальность в пределах 15-20 км.

Эта схема ракеты была положена в основу еще двух РДД — РДД-522 (сухопутный вариант) и РДД-524 (авиационный вариант). Летные испытания РДД-521 показали дальность около 20 км.

В 1942 г. М.К.Тихонравов участвовал еще в одной работе, связанной с использованием ЖРД в крылатых летательных аппаратах. Испытания ракетного самолета-перехватчика БИ-1 показали, что ЖРД на таком самолете должен быть с насосной подачей топлива, в целом же двигательная установка должна быть комбинированной: для взлета и разгона использовать ЖРД, для маршевого полета — ПВРД. На такой основе в РНИИ проектировался самолет–перехватчик 302. К сожалению, работа была закрыта.

Наконец, еще об одной работе М.К. Тихонравова в РНИИ необходимо отметить — участие в экспедиции на немецкий ракетный полигон в Польше, в результате которой были доставлены в НИИ первые образцы немецких ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. На этих образцах началось изучение немецкой ракетной техники, и, что не менее важно, начался процесс поиска организации работ по созданию такой техники в нашей стране, окончившийся Постановлением СМ СССР от 13 мая 1946 г., подписанным И.В. Сталиным, и заложившим основы ракетостроительной промышленности.

И последнее, в РНИИ группа М.К. Тихонравова разработала проект ВР-190, который не окончился отчетом на полке библиотеки НИИ-4, как это утверждают иные биографы творчества М.К. Тихонравова.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

DonPMitchell

There is a gap in knowledge about packet rockets.  We know Tikhonravov's designs with joined R-5 or R-3 rockets.  We know the R-7.  But I have never seen an official diagram of ICBM from Theme N3 or from Theme T1.

I have seen guess-work.  Mark Wade has made drawings, which I think are incorrect.  Timothy Varfolomeyev has made drawings, which I think are more accurate.  But they are making educated guesses.
Never send a human to do a machine's job. -- Agent Smith

Maksim

Интересно, как это Тихонравов избежал репрессий? Все сидели, а он нет

Зомби. Просто Зомби

Так уж и все.

"Сидели" самые низы (крестьяне, "за колоски"), и верхушка, по преимуществу.
То есть, "видные" и "выдающие".
Инженера - лишь за компанию с конкурентными и слабо контролируемыми управленцами.

Очевидно, не был, ни тем, ни другим.

PS.
Это вообще "интересный вопрос", относительно принципов селекции "при репрессиях".
Читая "прессу", создается впечатление, что их вообще не было.
Что чисто стохастический процесс.
Трудно, однако, поверить.
Не копать!

Старый

ЦитироватьИнтересно, как это Тихонравов избежал репрессий?  
Ростом не вышел. Недорос.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер