Легкий космический самолет

Автор Lin, 13.07.2008 23:18:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.



Бальзам Космический

ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ
Космоплан с ядерно-плазменными двигателями – величайший ракетно-космический проект В.Н. Челомея
Проработки по космической тематике в ОКБ-52 начались после того, как В.Н. Челомей добился объединения коллектива предприятия с коллегами из многопрофильного ГС НИИ-642 в марте 1958 года. В это время в ОКБ-52 успешно продолжались летные испытания стратегической крылатой ракеты П-5 для вооружения отечественных подводных ракетоносцев. Ракеты на них размещались в герметичных цилиндрических контейнерах со сложенными крыльями, которые после старта раскрывались при выходе ракеты из контейнера.
Одновременно шла разработка проектов противокорабельных крылатых ракет (ПКР) для борьбы с все более возрастающей мощью военно-морских сил США.
Но В.Н. Челомей знал, что эти ракеты пока не могут в полной мере противостоять мощи наземных ракетных комплексов и плавучих военно-морских баз в виде многочисленных ударных авианосных соединений вероятного противника.
Нужна была более «длинная рука» глобального масштаба, оснащенная не только мощными средствами поражения, но и обеспеченная информацией о местонахождении потенциальных подвижных надводных и малоразмерных наземных целей. 

Такой рукой могли быть только баллистические ракеты, а глобальное информационное сопровождение по целевой обстановке могли гарантированно обеспечивать только орбитальные космические средства.
4 октября 1957 года человечество сделало первый шаг в космос. В.Н. Челомей не хотел отставать - возможности коллектива его КБ многократно возросли за счет сотрудников присоединенного ГС НИИ 642 и С.Н. Хрущева, пришедшего на фирму В.Н. Челомея после окончания Московского энергетического института.
В.Н. Челомей понимал, что очередной импульс развитию предприятия, его научно-производственного потенциала может дать только выход на новые направления разработок в части создания космических систем и ракет-носителей для них. В то время в СССР все это являлось монополией ОКБ-1 Госкомитета по оборонной технике во главе с главным конструктором С.П. Королевым. Но входить в космос «с пустыми руками» было нельзя.
Владимир Николаевич решил всемерно активизировать развитие работ по космической тематике максимально используя накопленный опыт по крылатым ракетам для подводных лодок. В то время все «конкуренты» из известных авиационных КБ видели вход в атмосферу с орбиты только на аппаратах крылатой схемы, наружная поверхность которых от воздействия высоких температур покрывалась специальными теплостойкими материалами, что было сложно реализовать для таких аэродинамических форм.
В.Н. Челомей предложил защищать крылатый возвращаемый космический летательный аппарат от воздействия тепла, размещая его внутри простейшего цилиндрического контейнера, складывая крылья и аэродинамические органы управления, т.е. позаимствовав техническое решение, проверенное на крылатых ракетах для подводных лодок. 
К концу 1958 года в Реутове была начата работа над первой в ОКБ-52 космической темой «Космоплан с ядерно-плазменными двигателями».
Результатом работы стала обширнейшая космическая программа, открывающаяся полетом, в том числе с участием человека, к планетам Солнечной системы, в первую очередь к Марсу, на специальной исследовательской космической станции с возвращением крылатых экспедиционных кораблей на советские аэродромы.
В программе рассматривалась система ракет-носителей грузоподъемностью от 7 до 85 тонн под разные задачи.
В проект входил раздел «Военное применение».
В этом разделе содержались материалы по созданию и размещению на околоземных орбитах космических систем различного назначения. 
К ним относилась, например, система управляемых спутников-разведчиков, работающих в различных диапазонах электромагнитного спектра излучения для обеспечения целеуказанием боевых ударных космопланов на базе высокоточных маневренных самонаводящихся крылатых ракет.
В этом же разделе определялся облик управляемого маневрирующего космического аппарата наземного базирования - истребителя вражеских спутников-разведчиков.
Завершалась программа проектом системы дальнобойного высокоточного оружия на базе баллистических ракет-носителей с самонаводящейся головной частью, создаваемой на базе технологий аэробаллистических возвращаемых аппаратов-космопланов. В проектных материалах были показаны схемы боевого применения космопланов по морским и малоразмерным наземным целям. На одном из рисунков было четко видно, что уже тогда в качестве малоразмерных целей выступали МБР в шахтах!
Апофеозом проекта был завершающий плакат с картой СССР, на которой условной линией, отстоящей на 4000 километров от границ страны, была очерчена зона, куда ни один вражеский корабль не мог заходить без опасения быть потопленным с помощью этого нового вида оружия на базе ракеты, стартующей с территории СССР. 
Масштабы проекта поражали воображение, а достигаемые цели, от решаемых научных проблем до предлагаемых боевых возможностей, впечатляли. Вырисовывалась законченная концепция развития советской космической науки и техники и обеспечения национальной безопасности на многие годы вперед.
Все предложения В.Н. Челомея, изложенные в проекте «Космоплан с ядерно-плазменными двигателями», базировались на самых последних достижениях отечественной науки, техники и технологии того времени. Особенно эффектно выглядело использование им не только ЭЯРД, но и недавно созданного А.И. Морозовым в ИАЭ АН СССР плазменного ракетного двигателя. 
К середине 1959 года проектные материалы в виде комплекта плакатов были готовы. В июле месяце этого же года они были доложены В.Н. Челомеем в его кабинете в Реутове Н.С. Хрущеву. Это произошло во время посещения им ОКБ-52 при награждении предприятия орденом Ленина по случаю сдачи на вооружение Флота крылатой ракеты П-5.
 Н.С. Хрущев проникся идеей В.Н. Челомея. Он предложил автору еще поработать над деталями проекта и обсудить его с руководителями привлекаемых к реализации государственных структур для дальнейшего рассмотрения и принятия решения.
В ноябре 1959 года В.Н. Челомеем проводятся консультации со специалистами ЦАГИ, НИИ-1 по схемам построения космических аппаратов-космопланов, двигательным установкам для них, схемам спуска с орбиты и торможения в атмосфере. Эти аппараты служили стержнем проекта, так как обеспечивали спуск в атмосфере внутри специального контейнера маневрирующей посадочной ступени и посадку ее на аэродром после завершения исследовательской миссии, а в варианте боевого применения - высокоточное наведение ее на цель на заключительном этапе атаки.
 Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам рассмотрела проектные материалы ОКБ-52 по теме «Космоплан» и проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по этому вопросу. 
Проект постановления представлялся не только Государственным комитетом Совета Министров СССР по авиационной технике (тт. Дементьев, Челомей), но и еще пятью профильными комитетами, Министерством обороны и Академией наук СССР. 
Рассмотренные документы были одобрены. 
23 июня 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании управляемых ракетопланов, космопланов, спутников-разведчиков и баллистических ракет с самонаведением.
В Постановлении единый проект «Космоплан с ядерно-плазменными двигателями» был разделен на самостоятельные темы: «Р», «К», «УС» и «УБ».
Тема «Р» - ракетоплан для осуществления орбитальных полетов вокруг Земли с маневрированием на орбите и посадкой на заданном аэродроме. Этот космический аппарат должен был разрабатываться в беспилотном и пилотируемом вариантах под различные задачи.
Тема «К» - управляемый автоматический беспилотный космоплан для исследования космического пространства и полетов к Луне, Марсу, Венере с возращением на Землю и посадкой на заданном аэродроме.
Аппарат задавался к разработке в двух размерностях орбитального веса: 10-12 и 25 тонн, что стало основой для разработки будущей ракеты-носителя «Протон».
Тема «УС» - управляемый спутник-разведчик для осуществления морской разведки в Постановлении структурно входил в тему «К», но был выделен в отдельную тему, так как создавался применительно к системе реактивного вооружения П-6.
Тема «УБ» - баллистическая ракета с системой самонаведения на последней ступени для поражения кораблей и малоразмерных наземных целей. Для старта использовались существующие типы баллистических ракет в зависимости от требуемой дальности.
Постановление определило основными головными исполнителями работ по комплексу космического аппарата, космоплану, ракетоплану, управляемой баллистической ракете, управляемым спутникам, разведчикам и РН для них – ОКБ-52 Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике (ГКАТ) (генеральный конструктор т. Челомей).
Для обеспечения работ, предусмотренных Постановлением, в нем отдельным пунктом было разрешено ГКАТ строительство в ОКБ-52 (г. Реутово, Московской области) комплекса лабораторно-исследовательских, производственных и испытательных корпусов: лабораторного (автоматики, телемеханики, электрорадио), приборостроения, общей сборки объектов, лабораторно-конструкторского, двигателей, аэродинамической лаборатории, теплопрочностных испытаний и вспомогательных цехов. 
Постановление обязало Мосгорисполком выделить для осуществления предусмотренного строительства земельный участок в г. Реутове Московской области, прилегающий к территории ОКБ-52 ГКАТ с северной и юго-западной стороны, площадью 30 гектаров.
Выход постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР активизировал работу ОКБ-52 с участием широкой привлеченной кооперации по созданию космических систем, ракет-носителей для них и ударных средств с обеспечивающими системами военного назначения.
Можно предположить, что широкое развертывание работ в ОКБ-52 по новой тематике не прошло незамеченным. Особенно это касалось той ее части, которая обеспечивала разработку средств для формирования удаленных рубежей перехвата ударных авианосных соединений - основы агрессивной мощи США.
Над военно-морской армадой, господствующей по всему мировому океану, благодаря предложению В.Н. Челомея, нависла реальная угроза сковывания ранее безграничных возможностей. Ответить симметрично они не могли по той причине, что СССР, как великая континентальная держава, не нуждался в таком количестве военных кораблей, тем более такого ранга. 
Ответным ходом американцев, с целью срыва намеченной в СССР программы создания новых эффективных средств противодействия усилению экспансии США на море, стало объявление в 1962 году о немедленном массовом развертывании легких МБР шахтного базирования типа «Минитмен-1», разработка которых в США шла в с 1958 года. Было объявлено, что с 1962 по 1964 год будет поставлено на боевое дежурство 700 ракет с доведением в будущем их числа до 800.
СССР принял этот вызов, и к 1967 году догнал и перегнал Америку по количеству ракет. В этой гигантской по масштабам гонке ведущую роль взял на себя В.Н. Челомей, создав уникальную по своим параметрам ракету УР-100 шахтного базирования.
К сожалению, при этом некоторые направления темы «Космоплан» были закрыты в самом начале проектных работ с целью концентрации сил и средств страны на направлении главного удара – создании отечественных МБР, достойно противостоящих до настоящего времени «Минитменам» различных модификаций.
Однако идея создания «челомеевской линии» сдерживания амбиций ВМС США на расстоянии нескольких тысяч километров от границ России с помощью высокоточных средств наземного базирования, в том числе конвенциального типа, может быть востребована в обозримом будущем наряду с осуществлением полета россиян на Марс.
По материалам мемориального кабинета-музея В.Н. Челомея подготовил Анатолий БЛАГОВ, главный специалист отдела 01-09

Дмитрий В.

А что-то более подробное по УР-500МК и УР-530 есть?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Бальзам Космический

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А что-то более подробное по УР-500МК и УР-530 есть?
всё что есть, найденное в сети, по ракетам не искал, у Бодрихина читали?