Посадка Зонда-8

Автор Bell, 04.07.2008 08:51:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Petrovich

Цитировать
ЦитироватьЕсть правда еще Леоновские версии про диверсии :shock:
Кстати обсудить интереснее, чем про какие-то НЛО :wink:,
или армады самолетов-ретрансляторов :P
Надо знать обстоятельства а о них почти ничего не известно. Я думаю так:
1. Уплотнение люка морозостойкое
2. Металл корпуса не может охладиться до низких температур, а уплотнение внутри металла.
3. На спуске давлением воздуха вдавило бы люк, щель расширилась и воздух вошёл внутрь.
 Поэтому версия с уплотнением не катит.
Имеем (из Каманина), в принципе все, что имеем о Зонде-6
ЦитироватьВесь начальный этап полета, включая повторное включение блока «Д» для разгона корабля до второй космической скорости, прошел великолепно, но... (у нас почти никогда не обходится без досадного «но»...) не развернулась штанга остронаправленной антенны (ОНА), на которой установлен основной датчик системы астроориентации. Значит опять не будет работать звездная ориентация, а без нее невозможно выполнить коррекции траектории полета корабля и, стало быть, невозможно осуществить его управляемый спуск.
ЦитироватьТелеметрические данные и связь с кораблем проходят нормально, все параметры кабины — в норме, но штанга ОНА так и не раскрылась. Завтра утром попробуем осуществить ориентацию корабля с помощью астродатчиков 100К и 101К и провести первую коррекцию траектории его полета. Специалисты по системам звездной ориентации (Башкин, Азаров, Мирошниченко) надеются, что им удастся выполнить коррекцию. Если коррекция не пройдет, то осуществление управляемого спуска и посадки Л-1 на Землю будет под большим вопросом
ЦитироватьСвязь с кораблем мы ведем через всенаправленную антенну (ОНА остается нераскрытой), слышимость действительно хорошая, но всех нас волнует один вопрос — удастся ли осуществить астроориентацию Л-1 и коррекцию траектории его полета. Без коррекции корабль не вернется на Землю — он пройдет в 1050 километрах от нее и снова уйдет в космос. Попытка заставить работать датчик 101К ни к чему не привела: при прижатой к борту корабля штанги ОНА он не функционировал. Оставалась одна единственная и слабая надежда на датчик 100К, который еще ни разу успешно не работал. Решили потренироваться и провести две пробные ориентации с использованием датчика 100К. К общей радости, в обоих случаях датчик на удивление быстро находил звезду Сириус и цепко за нее «держался». В ходе тренировки были неточности и ошибки при исполнении команд, но ободряло главное достижение: датчик находит и «удерживает» звезду.

За 40 минут до первой штатной коррекции корабль был сориентирован по Сириусу, после чего включилась гироплатформа. Точно в заданное время (08:40:39) включился корректирующий двигатель и, отработав 8,5 секунды, сообщил кораблю расчетный импульс. Точных измерений новой траектории полета пока нет, но уже ясно, что в очень трудных условиях нами одержана большая победа: космический корабль Л-1 № 12 («Зонд-6») облетит Луну и вернется на Землю. Более того, у нас появилась уверенность в том, что мы сможем осуществить управляемый спуск корабля с посадкой на территории СССР, — главное, что мы хотим получить от данного полета.
ЦитироватьИдут четвертые сутки полета «Зонда-6». Сегодня в 10:30 корабль находился на удалении 340 тысяч километров от Земли. Скорость полета относительно Земли продолжает снижаться, и на данном удалении она равнялась только 0,8 километров в секунду (от Земли корабль уходил со скоростью 11 километров в секунду). После первой коррекции траектория полета стала близка к расчетной (проведено уже четыре замера параметров новой траектории), и есть основания надеяться на возвращение и вход корабля в атмосферу Земли даже без дополнительных коррекций. Правда, пока неясен вопрос с высотой условного перигея траектории возвращения: расчетная высота — 45 километров, а фактическая, по прикидочным оценкам, может быть более 200 километров. Это опасно — при такой высоте перигея корабль может «проскочить» мимо Земли. Завтра «Зонд-6» обогнет Луну на удалении от нее в 2500 километров и ляжет на обратный курс. Пока у нас есть надежды на то, что мы проведем вторую, а если потребуется, то и третью коррекцию траектории полета и посадим корабль на нашей территории.
Цитировать14 ноября.

С трех до шести часов утра был на КП. За это время провели два сеанса фотографирования Луны. В 5:49:37 корабль Л-1 вошел в радиотень от Луны, а в 6:21:11 вышел из нее — в течение 30 минут с небольшим с ним не было никакой связи. В этот промежуток времени он находился на удалении 390 000 километров от Земли и летел со скоростью 0,6 километра в секунду. Итак, корабль «Зонд-6» обогнул Луну и начал обратный путь к Земле. За все время его полета было уже осуществлено пять звездных ориентаций по Сириусу. Нам осталось провести еще две ответственные ориентации: одну для коррекции траектории обратного полета, а другую — перед спуском корабля с использованием СУС. За все выполненные полеты кораблей Л-1 мы впервые добились уверенной и устойчивой работы датчика 100К. Мордасов, Мирошниченко и Азаров очень довольны ходом событий и надеются, что датчик 100К до конца выполнит свою роль в обеспечении посадки «Зонда-6» на территории СССР.
О! Нашел...Где-то обсуждали...
Цитироватьи об открытом наименовании корабля Л-1. Леонов предложил назвать корабль «Родина», Севастьянов хотел бы назвать его «Урал», а я высказался за присвоение ему наименования «Академик Королев».
Цитировать15 ноября.

Прошедшая ночь была очень тревожной: на корабле Л-1 резко упала температура перекиси водорода. Начальная температура перекиси была +20, а за 2—3 суток полета она снизилась до -2 градусов. В последующие дни температура продолжала медленно падать, и сегодня ночью она достигла отметки «минус 5». Дальнейшее снижение температуры перекиси может привести к разложению ее на кислород и воду (лед), и следовательно, к отказу движков СУС, без работы которых невозможен управляемый спуск корабля.

Бак с перекисью расположен в спускаемом аппарате (СА), и значительное снижение температуры перекиси при наличии экипажа на борту практически исключено (экипаж может в известных пределах регулировать температуру в СА, а тем самым и температуру перекиси). В данном беспилотном полете значительно поднять температуру в СА (а значит, и подогреть перекись) за счет включения электрических систем не удалось. В двух предшествующих полетах температура перекиси тоже снижалась до отметки «минус 2—3», но включением на борту телевизионных светильников в СА удавалось приостановить дальнейшее ее снижение. Однако по распоряжению Мишина с корабля № 12 светильники сняли, причем Мишин не поставил Госкомиссию в известность об этом решении. Есть еще возможность поднять температуру перекиси, используя нагрев солнцем, но при этом возникает опасность засветки и перегрева астродатчика 100К, так как бак перекиси и звездный датчик размещены недалеко друг от друга.
Цитировать16 ноября.

Опять была ночь больших волнений. Дежуривший ночью Леонов разбудил меня в 5 часов утра и попросил срочно приехать на КП. Там уже находились Тюлин, Агаджанов и Мишин, все трое были встревожены, а последний просто в нерабочем состоянии ...

Оказалось, что давление в СА действительно резко упало, и вот как это произошло.

У нас уже были две потенциальные неприятности на борту корабля: нераскрывшаяся ОНА и низкая температура перекиси. Неработавшая ОНА не очень беспокоила нас, потому что устойчивая связь с кораблем обеспечивалась всенаправленной антенной, нормально работала телеметрия и хорошо работал астродатчик 100К. Правда, были опасения, что ОНА может помешать управляемому спуску корабля, но до спуска было еще далеко, налицо была более грозная опасность кристаллизации перекиси. Так как необдуманным решением Мишина перед стартом корабля Л-1 № 12 с него были сняты телевизионные светильники, то в нашем распоряжении не было никаких других средств для повышения температуры перекиси, кроме подогрева баков лучами Солнца. Около 4 часов утра корабль развернули баками на Солнце и продержали его в этом положении примерно в течение часа. В результате температура перекиси в баках СУС повысилась до безопасного уровня (-1 градус), но при этом обнаружился новый крупный дефект — падение давления в СА с 718 миллиметров в 5:13 до 610 миллиметров в 5:20, когда стабилизация корабля, ориентированного баками СУС на Солнце, была отключена. К 8:30 давление упало до 380 миллиметров — возникла угроза полной разгерметизации корабля и отказа автоматики систем, обеспечивающих его посадку. К счастью, дальнейшего падения давления в СА пока не наблюдалось, но все мы понимаем, что новое снижение температуры перекиси или новое травление воздуха из СА вовсе не исключены: любая из этих неприятностей может погубить корабль.
ЦитироватьСейчас 6 часов вечера, пошли последние сутки полета «Зонда-6». По данным телеметрии за прошедшие 12 часов давление в СА и температура перекиси не понизились. У нас растет уверенность, что все будет хорошо, тем более что сегодня мы успешно провели уже седьмую звездную ориентацию с датчиком 100К и вторую коррекцию траектории полета. Если пройдет еще одна коррекция (перед управляемым спуском), то датчик 100К полностью будет «реабилитирован», и мы будем иметь надежную систему астроориентации.
Цитировать17 ноября.

Ночь прошла спокойно, давление в СА держится на уровне 380 миллиметров, температура перекиси поднялась до +1 градуса.

Вчерашняя коррекция траектории полета излишне «прижала» корабль к Земле, в результате чего высота условного перигея составила бы всего 25 километров при расчетном значении 49 плюс-минус 7 километров. Пришлось дать третью коррекцию: звездная ориентация сработала отлично, и после включения на 3,3 секунды корректирующей двигательной установки получили траекторию, обеспечивающую вход корабля в расчетную «воронку» радиусом 13 километров.
Вот и все, что имее по полету. Далее у Каманина только факт обнаружения
парашюта и позднее СА.
Версию о уплотнителе и коронном разряде мы знаем.
Что тут можно еще выжать ? Подумать надо...
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Старый

Давление упало резко во время изменения ориентации аппарата.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Petrovich

Вот еще от Каманина, Госкомиссия по горячим следам...
ЦитироватьПровели заседание Государственной комиссии по Л-1. Присутствовали Келдыш, Казаков, Мордасов, Максимов, Мрыкин, Мельников и другие. Мишина и Тюлина на заседании не было — оба они в отпуске. С докладом об итогах полета «Зонда-6» выступил Бушуев. Как известно, корабль «Зонд-6» облетел Луну и вернулся к Земле. В расчетное время в 70 километрах от космодрома раскрылся парашют и начался последний этап управляемого спуска, но на высоте трех километров автомат отстрелил стренгу парашюта, и корабль разбился. В этом полете имели место следующие недостатки и отказы:

1) не раскрылась остронаправленная антенна (ОНА);

2) на обратном пути к Земле температура перекиси водорода в баках СУС упала до -5 градусов, а при попытке подогреть ее тепловым излучением Солнца началось падение давления в спускаемом аппарате;

3) при спуске произошла полная разгерметизация корабля и, как следствие, отказали все его радиопередатчики;

4) из-за низкой температуры перекиси водорода управляющие спуском движки работали рывками, что вызвало значительную (до 45 градусов при допустимых 18) раскачку корабля.

Отказ ОНА не оказал существенного влияния на ход полета, все неприятности начались после падения температуры перекиси, предотвратить которое невозможно было из-за личной ошибки Мишина, разрешившего снять с корабля телевизионные светильники. Бушуев в своем докладе не мог изложить все так, как было на самом деле, и поэтому он сформулировал главный вывод по результатам выполненного им анализа в завуалированном наукообразном стиле: «Слабое поджатие окантовки люка спускаемого аппарата и понижение температуры перекиси — вот две взаимосвязанные причины разгерметизации космического корабля». В дни полета «Зонда-6» я подробно описал все факты и обстоятельства, при которых он проходил, — для меня они остаются неопровержимыми, и никакие ухищрения «науки» не могут обелить Мишина.
Правда причем тут Мишин со светильниками, просто К. ищет крайнего.
А причин утечки конкретно и нет...
А инсайдеров мало, и без Сети (по возрасту) , а большинство уж далече  :cry:
P.S. Кстати версию о ,,плохом закрытии люка,, помню впервые озвучили
голоса после Союза-11 :shock:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Старый

На Союзе-11 действительно плохо закрывался люк. Возможно это сыграло роковую роль - во время разгерметизации космонавты не сразу сообразили что открыт не люк а клапан.
 А вобще люк конечно первое что приходит в голову, я тогда тоже так думал.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Petrovich

ЦитироватьНа Союзе-11 действительно плохо закрывался люк. Возможно это сыграло роковую роль - во время разгерметизации космонавты не сразу сообразили что открыт не люк а клапан.
 А вобще люк конечно первое что приходит в голову, я тогда тоже так думал.
Так про клапан мы потом прочитали, правда где он находится узнал
только на Форуме :cry: .
Кстати, ведь на Л-1 был опорный конус , и даже акоммуляторы в нем
(питание на ОИСЗ), который сбрасывался перед запуском блока Д.
Раскрытие ОНА я понял, после отработки блока Д.
А вот падение давления до нуля при спуске...
Кстати на какой высоте максимальный температурный нагрев ?
Тут еще не ясно при каком погружении оно упало ...
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Бертикъ

#105
ЦитироватьBell пишет:
ЦитироватьПричём, о том, что это будет БС, знали как минимум настолько заранее, насколько нужно, чтобы привести корабль в расчетную для БС точку!
Вообще-то корабли во всех полетах были расставлены вдоль траектории. Но если здесь БС планировался заранее, то корабль мог быть один именно в расчетной точке посадки по БС.

https://foto-history.livejournal.com/10128704.html

ЦитироватьЗадолго до начала, 20 октября 1970 года в 12 часов корабли заняли исходные точки. В 15 часов 35 минут 27 октября с ЦКП ВМФ было получено приказание о смещении сил к северу вдоль посадочной трассы в новые точки поиска. Выполняя приказание, суда на переходе начали поиск и в период с 16 часов 31 мин. до 16 часов 41 мин. визуальные посты поиска судов обнаружили плазменный след баллистического спуска космической станции. В 16 часов 55 минут «Зонд-8» приводнился. Все корабли прослушивали и пеленговали радиосигналы.

Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Бертикъ

А кто-нибудь знает, где сейчас хранится СА "Зонда-8"? А то по остальным двум мягковернувшимся ясность есть, а вот этим СА никто что-то не хвастается...
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Бертикъ

Вот только задашь вопрос, как тут же натыкаешься на возможный ответ))))
В общем, вот фото из Центра дальней космической связи в Витино под Евпаторией, и в статье утверждается, что это 7К-Л1, облетевший Луну. Фото еще украинских времен, но похоже, что он и сейчас там. Кто бы его проведал - реликвия всеж таки))
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн