Водородный РБ "Ястреб"

Автор Salo, 21.06.2008 09:47:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Из книги"Ракетно-космическая корпорация Энергия имени С.П.Королёва. 1946-1996" стр.471-472:

ЦитироватьРазгонный блок "Ястреб"

Предварительные  проработки  кислородно-водородного  РБ  "Ястреб"  как перспективного космического разгонного блока нового поколения были начаты в 1992 году НПО "Энергия", КБХА (В.С. Рачук), ЦНИИМАШ (В.Ф. Уткин) и НИИ ТП (А.С, Коротеев). Более высокие технические характеристики блока достигались за счет использования в качестве горючего водорода.
Входе работ, завершившихся в апреле 1993 года выпуском "Инженерной записки", были выработаны концепции разработки перспективного разгонного блока, определены основные проектные параметры, сформулированы требования к маршевому двигателю и двигательной установке, бортовым системам, конструкции и агрегатам блока. Перед разработчиками блока была поставлена задача достижения показателей технического уровня, значительно превышающих показатели как существующих, так и разрабатываемых отечественных РБ:
- высокой полетной надежности, в том числе и при первых пусках ракет-носителей с разрабатываемыми РБ;
-экологической безопасности РБ как в земных условиях, так и при эксплуатации вкосмосе.
Блок разрабатывался в проектном отделе 102 (начальник отдела Ф.Ф. Шевелев). Активными разработчиками были В.Н. Лакеев, В.П. Клиппа, В.Н, Веселов, В,Н. Любимов, А.М. Егоров, В.В. Москаленко, Н.Н. Тупицын, В.В. Никитюк, Б.П. Чекмарев, Д.О. Янгель, П.Ф. Кулиш, О.С. Карпов и др.
В 1994 году был разработан эскизный проект кислородно-водородного разгонного блока "Ястреб", технические решения которого основывались на использовании производственной и экспериментальной баз только Российской Федерации.
В соответствии с эскизным проектом РБ "Ястреб" должен быть унифицированным, обладать возможностью использования на ракетах-носителях "Зенит", "Ангара" и "Протон" и, при минимальных доработках, - на РН "Энергия-М". Максимальный запас топлива и соответствующие ему объемы топливных баков базового блока "Ястреб" выбирались с учетом условия выведения космических аппаратов массой 4,7 т на геостационарную орбиту с использованием РН "Ангара" при старте с полигона Плесецк при выведении по прямой схеме.
Разгонный блок "Ястреб" разрабатывался в соответствии с новыми техническими решениями по конструкции, двигательной установке, бортовому оборудованию, агрегатам и системам, т.е. когда увеличение массово-энергетической эффективности происходит не только за счет большой удельной тяги двигателя, но и за счет комплексной оптимизации параметров бортовых систем, конструкции и агрегатов блока.
С этой целью в маршевом двигателе предполагалось использовать;
- тарельчатое сопло, позволяющее при малых габаритах двигателя достигать высокой степени расширения сопла, высокого удельного импульса тяги двигателя (до 475 кгс'с/кг) и малой массы;
- безгазогенераторную схему ДУ без избыточного давления на входе над давлениемнасыщенных паров компонентов топлива, с большими пределами регулирования тяги и возможностью работы на пониженном режиме с отключением ТНА при давлениях наддува в баках;
- отбор компонентов топлива для двигателей малой тяги системы ориентации и стабилизации из общих баков маршевого двигателя.
Для обеспечения надежности предусматривались отработка двигателя но тягу 4,5 тс при его эксплуатации на номинальном режиме с тягой 4 тс, а также система контроля и диагностики состояния ДУ, по сигналам которой при выходе параметров за допустимые пределы двигатель должен был переходить но пониженный, щадящий режим.
Конструктивно-компоновочная схема блока с несущими топливными баками, исключающая "лишние" конструктивные элементы за счет использования новых конструкционных материалов (алюминиево-литиевых сплавов типа 01460 для баков, композиционных материалов для ферменных конструкций и др.), продемонстрировала высокое конструктивное совершенство блока.
Как и на разгонном блоке Н12РА, на РБ "Ястреб" предусматривались
усовершенствованная бортовая система управления разработки НПО "Автоматика", система электропитания на базе литиевых и никель-кадмиевых батарей, система телеизмерений нового поколения "Орбита-РБ", радиотехническая система "Квант-РБ" и жидкостная система поддержания теплового режима, имеющая активные и пассивные средства. Все это позволило увеличить массовые характеристики РБ "Ястреб" по сравнению с кислородно-углеводородными РБ на 40-60%.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

Р-097 - это что-то от КБХА? По отдельным моментам их описания очень даже подходит.

Salo

Конечно. РД-0126-РД-0128. На чертежах видимо РД-0126 с тарельчатым соплом:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/184-185/28.shtml



http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/199/25.shtml



"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=12&prod=53

А вот вариант РД-0126 с соплом Лаваля:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

#5
Лопота В.А (ред.) Ракетно-космическая корпорация Энергия имени С.П. Королёва в первом десятилетии XXI века. 
(2001-2010), стр. 321

Девайс выдаст ХС 753 м/сек, что "за глаза" хватит на коррекцию траектории, торможение у Луны и выведение ПН (ПТК НП 20 тонн) на NRHO орбиту.
Масса переходного адаптера - 260 кг. На рисунке явно изображен РД-0126Э с ВСН (уд. импульс в пустоте 476 сек).
Надо прикинуть геометрию под диаметер 4.1 м (высота явно д.б. меньше).
Этот РБ просто напрашиватся как СМТ2 в связке с СМТ1 (2хРД-0146ДХ тягой в 10 тонн или 40-45 тонник РД-0150 с многократным включением).
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Schwalbe

Интересно, стендовый блок Р много общего имел с Ястребом?
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Дмитрий В.

ЦитироватьSchwalbe пишет:
Интересно, стендовый блок Р много общего имел с Ястребом?
А "Р" был в железе? Вроде бы испытывали только Ср.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Schwalbe

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьSchwalbe пишет:
Интересно, стендовый блок Р много общего имел с Ястребом?
А "Р" был в железе? Вроде бы испытывали только Ср.
Есть документ, решение о передачи блока Р в МАИ. Блок правда не доехал.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

frigate

#9
ЦитироватьSchwalbe пишет:
Интересно, стендовый блок Р много общего имел с Ястребом?
Блок Р при массе конструкции 4,3 т и массе заправляемого топлива до 18,7 т имел длину 8,7 м и диаметр 4,1 м
Source: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/07.html
У РБ Ястреба-С эти показатели соответсвенно: масса конструкции 2.680 т, масса заправляемого топлива  10.320 т, длина 6.490 м и диаматер 3.720 м. 
Разница в размере из-за величины уд.импульса КВ ЖРД и целевой орбиты (НОЛ и NRHO)
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Schwalbe

Цитироватьfrigate пишет:
ЦитироватьSchwalbe пишет:
Интересно, стендовый блок Р много общего имел с Ястребом?
Блок Р при массе конструкции 4,3 т и массе заправляемого топлива до 18,7 т имел длину 8,7 м и диаметр 4,1 м
Source: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/07.html
У РБ Ястреба-С эти показатели соответсвенно: масса конструкции 2.680 т, масса заправляемого топлива 10.320 т, длина 6.490 м и диаматер 3.720 м.
Разница в размере из-за величины уд.импульса КВ ЖРД и целевой орбиты (НОЛ и NRHO)
Кстати, а 4100 на Р это не переходник клепанный? Вообще, какой предельный диаметр варили на РКЗ в истории?
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Bell

Цитироватьfrigate пишет:
У РБ Ястреба-С эти показатели соответсвенно: масса конструкции 2.680 т, масса заправляемого топлива10.320 т, длина 6.490 м и диаматер 3.720 м.
Однако массовое совершенство прост чудовищное :(
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитироватьfrigate пишет:
Девайс выдаст ХС 753 м/сек, что "за глаза" хватит на коррекцию траектории, торможение у Луны и выведение ПН (ПТК НП 20 тонн) на NRHO орбиту.
753 это в лучшем случае выход на гало-орбиту с перелетной траектории. А разгон туда с НОО - 3050 где-то.
На NRHO эта шняга выведет только 5,3 т, никак не 20.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Schwalbe

ЦитироватьBell пишет:
Цитироватьfrigate пишет:
У РБ Ястреба-С эти показатели соответсвенно: масса конструкции 2.680 т, масса заправляемого топлива10.320 т, длина 6.490 м и диаматер 3.720 м.
Однако массовое совершенство прост чудовищное  :(
Вообще-то да, но у ДМ где-то 16% (с переходниками). А тут теплоизоляция водорода, плюс сбросить особо нечего.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.