Страницы: Пред. 1 ... 104 105 106 107 108
RSS
Роль Глушко в Космонавтике.
 
Цитата
Георгий написал:
Цитата
Старый написал:
ситуации первой половины 60-гг
да, самое начало 60-х, когда уже рд-111 готов для р-9, но ещё были колебания как делать сверхтяж.
и не было уверенности в ур-500
Когда был готов РД-111?
Так что в это время с Н-1?
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Цитата
Старый написал:
Когда был готов РД-111?
Полагаю 1960.

Первый запуск изделия Р-9А состоялся 9 апреля 1961 года
Проектные материалы по ракете Н-1 в начале июля 1962 года были рассмотрены экспертной комиссией под председательством президента Академии наук СССР М. В. Келдыша. Постановлением от 24 сентября 1962 года было установлено начать лётные испытания РН Н-1 в 1965 году.


Эврика, что значит нашел !
http://readings.gmik.ru/lecture/2001-IZ-ISTORII-SOZDANIYA-ZHRD-RD-111-DLYA-RAKETI-R-9
В.П.Глушко предлагал несколько вариантов использования двигателей РД-111 для различных ракет-носителей, в частности, в апреле 1960г он выдвигает предложение о модернизации ракеты Р-7 путем установки двигателей РД-111 с ракеты Р-9.

То есть с 1960 по весну 1962 есть время и опробовать форсированную Р-7.
И проявить инициативу с 1-камеризацией РД-111 и засунуть его в любой вариант Н-1, хоть эволюционный полиблочный, хоть из реала.  
 
Цитата
Георгий написал:
Цитата
Старый написал:
Когда был готов РД-111?
Полагаю 1960.
Нет. Готов он был тогда когда удалось довести его надёжность.  
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Цитата
Георгий написал:
Эврика, что значит нашел ! http://readings.gmik.ru/lecture/2001-IZ-ISTORII-SOZDANIYA-ZHRD-RD-111-DLYA-RAKETI-R-9 В.П.Глушко предлагал несколько вариантов использования двигателей РД-111 для различных ракет-носителей, в частности, в апреле 1960г он выдвигает предложение о модернизации ракеты Р-7 путем установки двигателей РД-111 с ракеты Р-9.
Это же замечательно! И куда он отправился с этой суперидеей?  
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Цитата
Георгий написал:
То есть с 1960 по весну 1962 есть время и опробовать форсированную Р-7.
И проявить инициативу с 1-камеризацией РД-111 и засунуть его в любой вариант Н-1, хоть эволюционный полиблочный, хоть из реала.  
С тобой тяжело говорить.Ты не понимаешь что тебе сказали ранее.Тебе же сказали: для того чтобы какаято идея реализовалась надо чтобы ктото дал на неё деньги. И кто и из каких соображений даст на это деньги?  
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Цитата
Георгий написал:
То есть с 1960 по весну 1962 есть время и опробовать форсированную Р-7.И проявить инициативу с 1-камеризацией РД-111 и засунуть его в любой вариант Н-1, хоть эволюционный полиблочный, хоть из реала.  
За свои деньги - любой каприз. Только хватит ли его зарплаты?  
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Люди почему-то думают, что собирать ракеты это как играть в детский конструктор.
Взяли двигатель от одной ракеты, присобачили к бакам другой и полетели.
На самом деле каждый вариант это огромный объем человеческих, материальных и временных ресурсов.
В реальной жизни этих ресурсов едва хватает на доведение до ума максимум одного-двух вариантов.

Глядя ретроспективно,  Королёв активно выступал даже против будущего "Протона", справедливо полагая, что это разработка будет  отнимать ресурсы от Н-1
Более того, даже по меркам конца 60-х годов ракеты на базе Р-7 выглядели уж очень архаично. Так что  какая-либо из глубокая существенная их модернизация не имела смысла.
Чего стоит отдельное топливо для работы ТНА, сложные конические формы баков, подвешевание ракеты на стартовом столе и т.п.
Проще создать новую ракету на новой технической базе чем тянуть далее все эти архаизмы.
А то что Р-7 до сих пор используется - это какой-то особый путь в этой части планеты.
 
Цитата
Чебурашка написал:
Люди почему-то думают, что собирать ракеты это как играть в детский конструктор.
Взяли двигатель от одной ракеты, присобачили к бакам другой и полетели.
Более того, люди думают что для этого достаточно только додуматься, и вуаля!
И когда они видят что Глушко додумался то кричат "Эврика!" и даже не пытаются подумать: а чего ж не реализовал то?  
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Цитата
Старый написал:
И кто и из каких соображений даст на это деньги?  
Чисто по тяговооруженности выходит РН на 10 т. А 10 тонн - это желание МО с середины 60-х. Отсюда и спарка Циклонов, и Подъем, да в общем и Зенит. Те же 10 т можно было получить, оставив пакет, но заменив блок И на водородный.

Так что чисто теоретически спрос мог быть. Особенно, если бы удалось сохранить старт.  
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
 
Цитата
Schwalbe написал:
Чисто по тяговооруженности выходит РН на 10 т. А 10 тонн - это желание МО с середины 60-х. Отсюда и спарка Циклонов, и Подъем, да в общем и Зенит. Те же 10 т можно было получить, оставив пакет, но заменив блок И на водородный.
Чтото не верится. Имея Протон МО не спешило осуществлять свои 10-тонные чаяния. И даже имея Зенит. Подозреваю что и у МО не было на это денег.
И подозреваю что создание 11А57 вполне устроило военных.
Цитата
Так что чисто теоретически спрос мог быть.
Ах, сколько прекрасных прожектов разбилось о вульгарное отсутствие денег... :(
Если военным так хотелось 10 тонн то почему они не проявили интереса к лёгким вариантам Н-1?  
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Цитата
Старый написал:
а чего ж не реализовал то?  
Цитата
Чебурашка написал:
Люди почему-то думают, что собирать ракеты это как играть в детский конструктор.
Не надо свои комплексы проецировать на других.
Вы пикейные жилеты.
Я выше писал, что итог подведет ТЭО, расчет трудоемкости и оценки технологов по стоимости модернизации ракеты.
Есть тут такие ? Особенно причастные к проекту Союз-2-3 (причем собственно владеющие расчетами, а не высшее руководство, пытающееся заложить все накладные и попильные расходы).
Если нет, то ваши мнения без цифр неинтересны.
"— Королев— это голова! — отвечал спрошенный жилет таким тоном, будто убедился в том на основе долголетнего знакомства с графом. — А вы читали, какую речь произнёс Глушко...."  
 
Цитата
Старый написал:
Если военным так хотелось 10 тонн то почему они не проявили интереса к лёгким вариантам Н-1?  
Заказчик хотел 10-тонный вариант на базе пакета Р-7. Желательно, с сохранением ПУ. А Королев пихал Н1, и не хотел мельчить. А на филиале некому было заниматься водородом. Вариант же с РД-111 - это по сути новый пакет, но он без водорода и в нужную размерность.
Протон... Много но. Великоват для массовой РН под фоторазведчики. Ограниченный темп производства.  
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
 
Цитата
Старый написал:
Цитата
Чебурашка написал:
Люди почему-то думают, что собирать ракеты это как играть в детский конструктор.
Взяли двигатель от одной ракеты, присобачили к бакам другой и полетели.
Более того, люди думают что для этого достаточно только додуматься, и вуаля!
И когда они видят что Глушко додумался то кричат "Эврика!" и даже не пытаются подумать: а чего ж не реализовал то?  
Тем более что собственно конторе Глушко делать особо дополнительно ничего не надо. Просто требовать на этой как бы семерке условий применения РД-111, соотв. Р-9А. Это Королеву пришлось бы приделывать к РД-111 сверху другую ракету, а Бармину подводить снизу другой СК и сбоку - другую заправку. На переохлажденный кислород.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!
 
Цитата
Старый написал:
Цитата
Георгий написал:
Эврика, что значит нашел !  http://readings.gmik.ru/lecture/2001-IZ-ISTORII-SOZDANIYA-ZHRD-RD-111-DLYA-RAKETI-R-9  В.П.Глушко предлагал несколько вариантов использования двигателей РД-111 для различных ракет-носителей, в частности, в апреле 1960г он выдвигает предложение о модернизации ракеты Р-7 путем установки двигателей РД-111 с ракеты Р-9.
Это же замечательно! И куда он отправился с этой суперидеей?  

Отправился к СП. Вот это письмо:
ГЛАВНОМУ КОНСТРУКТОРУ ОКБ-1 ГКОТ
тов. КОРОЛЕВУ С.П.

ОКБ-456 полностью разделяет опасения, связанные с неизбежной длительностью создания новых тяжелых носителей с двигателями, обладающими особо высокими характеристиками, и вытекающей отсюда опасностью временной потери приоритета нашей Родины в деле освоения Космоса, поскольку в США ожидается в ближайшие годы создание ракеты-носителя «Сатурн», вдвое более тяжелого, чем ракета-носитель на базе Р-7.

Поэтому ОКБ-456 целиком поддерживает точку зрения о необходимости создания улучшенной модификации ракеты-носителя на базе ракеты Р-7, со сроком разработки не более 1½ — 2 лет, способной обеспечить сохранение приоритета Советского Союза и на период предшествующий созданию советского тяжелого носителя с высокоэффективными двигателями принципиально новой схемой.

В соответствии с Вашим запросом о мнении ОКБ-456 о формах модификации ракеты-носителя на базе Р-7, учитывая частично известные соображения ОКБ-1 и других организаций, сообщаю следующее.

Ракета-носитель должна являться тяжелой модификацией ракеты-носителя 8К78 с использованием опыта создания ракеты 8К75.

Первая ступень, согласно предложению ОКБ-1, должна состоять из шести расположенных по окружности блоков того же диаметра, что на Р-7 или на Р-9, но увеличенной длины и с двигателями 8Д716 от Р-9, установленными на каждом блоке. На центральном блоке тоже увеличенного веса, устанавливается один двигатель 8Д716, но с высотным соплом и высотным запуском.

Использование доработанного двигателя 8Д716 на 1-й ступени носителя вместо 8Д74 с рулевыми агрегатами позволит увеличить удельную тягу у земли на 20 единиц /274 вместо 254/ и в пустоте на 6 единиц /317 вместо 311/. Использование доработанного двигателя 8Д716 с высотным соплом на II-й ступени носителя вместо 8Д75 с рулевыми агрегатами позволит увеличить удельную тягу в пустоте на 17 единиц /330 при ра=0,2 ата, вместо 313/. Тяга такого двигателя в пустоте составит 171 тонну.

Использование двигателей 8Д716 от Р-9 улучшит характеристики ракеты-носителя, так как исключит с борта перекись водорода и жидкий азот. Кроме того, двигатели 8Д716 по весовым характеристикам существенно лучше двигателей 8Д74 и 8Д75. Действительно, удельный вес двигателя 8Д716 составляет 12,1 кг/тонну тяги, вместо 15,6 и 18,5 кг/тонну тяги для 8Д74 и 8Д75 с рулевыми агрегатами соответственно. Длина двигателя 8Д716 на 0,5 м меньше длины двигателей 8Д74 и 8Д75, что даст выигрыш в весе на обшивке хвостовых отсеков блоков. Несмотря на увеличение числа двигателей на первых двух ступенях носителя с 5 до 7, число камер сгорания уменьшится с 32 до 28. Отсутствие у двигателя 8Д716 предварительной ступени тяги уменьшит предстартовые расходы топлива и время стоянки носителя с пламенем на старте.

Суммарная тяга двигателей первой ступени у земли составляет 141x6=846 тонн вместо 406 тонн для Р-7, что позволяет увеличить стартовый вес примерно вдвое, повысить энерговооруженность /Po/Go/ и тем уменьшить потери на преодоление силы тяготения и в итоге увеличить вес полезной нагрузки.

Высотный запуск II-й ступени, при полных топливных баках, также улучшит характеристики ракеты-носителя.

Двигатели 8Д716 для 1-й ступени могут быть поставлены в IV кв. 1960 г., а двигатели 8Д716 с высотным соплом и высотным запуском для II-й ступени носителя — в I кв. 1961 г.

Для III-й и IV-й ступеней носителя ОКБ-456 может предложить двигатель 8Д711 с тягой 10,3 тонны, удельной тягой 345 сек и весом 170 кг /в залитом состоянии/ на кислород-диметилгидразиновом топливе. Срок поставок — 1-й кв. 1961 г. /В IV кв. 1960 г. могут быть поставлены двигатели с удельной тягой 340 сек и весом 200 кг/. На III-й ступени устанавливается 3-4 таких двигателя, а на IV-й ступени — I двигатель.

В последующие годы ОКБ-456 завершит разработку первых образцов фторных двигателей, использование которых на III-й и IV-й ступенях позволит в дальнейшем существенно улучшить характеристики ракеты-носителя.

Представляется крайне своевременным безотлагательно начать разработку носителя на базе модифицированной ракеты Р-7 с началом стендовых испытаний во II кв. 1961 г. и летных в III-IV кв. 1961 г.

Иное решение ставит под удар приоритет и престиж Советского Союза в деле завоевания Космоса.

Главный конструктор ОКБ-456  В.П.ГЛУШКО
Арх.№1354 (35-37)
Lingua latina non penis canina
 
Из этого письма видно, что реь шла вовсе не о Р-7, а о новой ракете "похожей" на 8К78.
Lingua latina non penis canina
 
Цитата
Штуцер написал:
Цитата
Salo написал:
Вариант модернизации РН Восход по типу Союза-2-3 с РД-111 на ЦБ в момент создания КК Союз и РН Союз был бы к месту.
На переохлажденном кислороде?  ))
Королёы устроил Глушко большой скандал по-поводу того, что РД-111 был первоначально разработан под кипящий кислород. Доработка потребовала времени:
http://engine.aviaport.ru/issues/24/page14.html
Цитата
К апрелю 1961 г. было разработано оборудование, позволяющее получать переохлажденный кислород. Первые же испытания 8Д716 в составе ступени решили провести на переохлажденном кислороде.

Однако вся стендовая отработка двигателя 8Д716 была проведена на обычном, а не на переохлажденном кислороде. В техническом задании не содержалось конкретного требования о работе двигателя на переохлажденном кислороде. Указанная в техническом задании ОКБ-1 температура кислорода на входе в двигатель составляла минус 183 °С, что соответствовало точке кипения кислорода на уровне моря.

Первыми обратили внимание на несоответствие температур кислорода, заправляемого в бак ракеты, и применяемого при стендовых испытаниях двигателей, специалисты ОКБ-1. Об этом несоответствии было сообщено в письме, подписанном Королевым и отправленном на имя Глушко 13 февраля 1961 г. В нем, в частности, указывалось: "… прошу Вас провести отработку двигателя 8Д716 также и на переохлажденном кислороде и уточнить ОХ (основные характеристики двигателя - прим. авт.) при работе двигателя на кислороде с температурой -189 °С".

Требование об отработке двигателя во всем рабочем диапазоне температур кислорода, безусловно, правомерное. Только вот приведенные в письме температуры кислорода следовало указать в техническом задании на двигатель, выданном ОКБ-1 в апреле 1959 г.

Несмотря на выявившийся казус, двигатели в составе ракетной ступени так или иначе следовало испытывать. В марте 1961 г. Глушко обратился в ОКБ-1 с предложением о проведении первых испытаний двигателей в составе ступени с использованием обычного, непереохлажденного жидкого кислорода.

Это предложение вызвало негативную реакцию у Королева. И он собственноручно написал письмо Глушко, демонстративно, чего не было раньше, обратился к нему "академик", впрочем, и сам подписался в ранге высшего научного звания.

"Главному конструктору ОКБ-456 академику тов. Глушко В.П.
Копия: Начальнику ГУРВО генерал-лейтенанту тов. Семенову А.И.
Непонятна и труднообъяснима неожиданная позиция ОКБ-456 в части применения переохлажденного жидкого кислорода для изделия Р-9А.
Вы, видимо, позабыли, что в нашем совместном докладе ЦК КПСС в апреле месяце 1959 года, подписанном Вами, в качестве основного и единственного варианта топлива для Р-9А докладывался именно переохлажденный жидкий кислород и керосин.
Вызывает удивление, что за прошедшие 2 года ОКБ-456 не удосужилось создать у себя соответствующие установки для переохлаждения жидкого кислорода…
Мы настаиваем на скорейшем создании в ОКБ-456 необходимой технической базы для этих работ. Мы категорически отвергаем Ваши перестраховочные письма по этому вопросу.
20.03.61. Главный конструктор ОКБ-1 академик Королев".

Установить на стенде специальное оборудование для получения переохлажденного кислорода оказалось не таким уж сложным и длительным процессом. Первые же стендовые испытания показали, что на номинальном режиме работы двигателя основные характеристики рабочего процесса не зависят от начальной температуры кислорода, а вот на режиме запуска двигателя с высокой регулярностью стали появляться высокочастотные колебания давления в камере сгорания.

Для выяснения и устранения недостатков потребовался год интенсивной, напряженной работы, сопровождавшейся понуканиями со стороны руководства ГКОТ и упреками от Королева.

Положение складывалось очень острое. Здесь уместно указать, что наземный стартовый комплекс исходной конструкции "Десна-Н" сам требовал серьезной отработки.

Отработка режима запуска 8Д716 на переохлажденном кислороде была, в основном, завершена к середине 1962 г. К этому времени на серийном заводе № 24 в Куйбышеве было проведено 34 контрольных стендовых и 8 успешных летных испытаний.

Существенную помощь в процессе освоения технологии производства ЖРД оказывали специалисты филиала № 2 ОКБ-456 в Куйбышеве. Произошедшие аварии (не связанные с работой ЖРД) и возникшая пауза в летных испытаниях позволили ввести ряд усовершенствований в двигатель и ракету в целом.

Первый этап отработки всего ракетного комплекса Р-9А, начатый 9 апреля 1961 г., продолжался до 14 февраля 1963 г. К этому времени основные недостатки ракеты были выявлены и устранены, стартовый комплекс "Десна-Н" забракован и заменен другим, получившим название "Долина". Первый пуск ракеты с нового комплекса был осуществлен 22 апреля 1963 г.

Автоматизированный стартовый комплекс "Долина" позволял производить пуск ракеты Р-9А за считанные минуты.

Первый пуск из шахтной пусковой установки был осуществлен 27 сентября 1963 г. Этот этап отработки боевого комплекса Р-9А завершился 1 февраля 1964 г.

По воспоминаниям директора НИИ-88 Ю.А. Мозжорина, в заключении этого головного отраслевого института после традиционного перечисления достоинств нового БРК указывалось что "применение жидкого, хотя и переохлажденного кислорода... обусловит значительное снижение эксплуатационных характеристик и не позволит обеспечить высокую живучесть и боеготовность ракетного комплекса, за такими ракетами нет большого будущего".

Такие выводы, естественно, вызвали недовольство у Королева, который в телефонном разговоре с Мозжориным обозвал заключение НИИ-88 "вонючим". Появилось "контрзаключение" ОКБ-1. Последовал очередной этап бюрократической переписки, в результате комплекс Р-9А 21 июля 1965 г. был принят на вооружение с изготовлением ограниченного количества ракет - около 70 единиц. Основу ракетного арсенала РВСН в тот период времени составляли ракеты Р-16 М.К. Янгеля и УР-100 В.Н. Челомея на высококипящем топливе.

Несмотря на все сложности при создании и отработке двигателя, он получился надежным. Глушко неоднократно предлагал Королеву использовать 8Д716 и для модернизации ракеты Р-7, и для Р-10. Но Королев был поглощен своей идеей создания сверхмощной ракеты Н1. В этом проекте он сделал ставку на те технические решения, которые не состоялись при разработке Р-9А: на всех трех ступенях должны были работать двигатели ОКБ-276, выполненные на основе НК-9. Как они работали, известно. Также известно, сколько времени потребовалось, чтобы довести их надежность до уровня требований ракетной техники.

В заключение небольшая ремарка. В мемуарных изданиях и, в частности, у Г.С. Ветрова, встречаются утверждения, что принятие на вооружение комплекса Р-9А в 1965 г. вместо намеченного по постановлению срока (1962 г.) связано только с задержкой отработки двигателя 8Д716. Как видно из изложенного материала, отработка двигателя продолжалась действительно дольше, чем планировалось. Но уже в 1962 г. его конструкция полностью сложилась, была обеспечена и требуемая надежность. Задержка с принятием Р-9А на вооружение до июля 1965 г. была связана в основном, с отработкой пусков ракеты из ШПУ - требованием, выдвинутым в 1960 г. после выхода постановления от 13 мая 1959 г., а также с другими обстоятельствами, не имеющими отношения к отработке двигателя 8Д716.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"
Страницы: Пред. 1 ... 104 105 106 107 108
Читают тему (гостей: 3)
Журнал Новости Форум Фото Статьи Книги