Пилотируемая экспедиция на Марс

Автор X, 17.12.2003 17:40:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий Виницкий

Статья совершенно бестолковая. Перемывание болтовни. Отчётливо видны ножки г-на Караша. Магистра астронавтики, блин.
+35797748398

V.B.

ЦитироватьСтатья вроде грамотно написана. Даже в статье говориться о стоимости экспедиции в 30 млрд.$, а вот из госбюджета до 2015 года выделяется всего 500 млн.$. Вот так! Так что никуда мы пока не летим.
Это тот проект, о котором мы давно знаем. Вероятно, существует еще один, более дешевый, о котором пока ничего не известно.

V.B.

А вот еще было в марте в "Труде" про посадочную платформу:
http://www.trud.ru/export/200503170451201.htm

X

ЦитироватьВероятно, существует еще один, более дешевый, о котором пока ничего не известно
:)
значит надо его придумать.
самый простой вариант - брать топлива только в один конец , а на обратную дорогу добывать на месте. ХС снижается раза в 2 ,  стартовая масса комлекса (и затраты на выведение) снижаются раз в 5 и более.
Чего и как добывать ? Есть много проектов по произодству химических топлив на Марсе из атмосферного азота и местных минералов. Мне они кажутся слишком сложными, явно не для первого полета.  Да в принципе оно нам и не надо. Корабль у нас экологически чистый , на электричестве, для полного счастья ему надо только рабочее тело, которое он бы ионизировал и разгонял.  Надо только создать двигатели более всеядные чем нынешние СПД.  Такие двигатели предлагались несколько лет назад - в поток газа подмешивалось рабочее вещество, газ ионизировался СВЧ-волнами, грел все и рабочее тело со свистом вылетало (в трубу/сопло) -  в итоге получался весьма эффективный движок с УИ до 1000 с. Реализуемо.
Теперь про рабочее тело. Его много на Марсе - но возить его оттуда , понятно , не с руки.  Есть более удобный источник, вернее 2 источника - называются Фобос и Деймос. Как написано в умных книжках , они покрыты толстым слоем реголита,  0.1-1 м. По консистенции это что-то вроде слежавшейся пыли. Ее можно без труда собирать, пылегазовую взвесь удобно подавать в камеру двигателя.  Для полета обратно потребуются десятки тонн рабочего тела - надо снять реголит на площади нескольких 1000 м2, в принципе немного,  Фобосу от этого небольшой убыток.
В свете вышесказанного особую важность приобретает полет Фобос-Грунта , который может составить минералогическую карту поверхности, потыкаться там в реголит, доложить на землю , где лучше копать.  Можно даже установить на зонд прототип всеядного движка и испытать на месте .
Вперед на Марс !

avp

Гость, всё проще. Берём ЯРД, на Марсе закачиваем газ из атмосферы в баки и вперёд.

V.B.

Новые картинки МЭК из журнала "Популярная механика" №11(37) за 2005 год:









Статья здесь.

Масса МЭК уменьшилась на треть, до 400 тонн. Названо количество двигателей - 400 штук.

Виктор

Тактико-технические характеристики многоразового аппарата для спуска с ареоцентрической* орбиты на поверхность Марса.
* От слова Арес – древнегреческое название Марса.
Введение:
Данный аппарат разрабатывался в 1980 году в объеме дипломного проекта по специальности «Жидкостные ракетные двигатели». В связи с отсутствием соответствующих проработок дополнительно были разработаны общие требования к экспедиции,  конструкция аппарата, выбрано топливо,  рассчитана схема спуска и взлета с траекторными расчетами. В соответствии с заданием на проектирование разрабатывался вариант ЖРД с насосной системой подачи. Проверочный расчет показал, что использование вытеснительной системы подачи обеспечивало почти такие же параметры двигателя (удельный импульс, тяга) при упрощении конструкции. Некоторые данные приводятся по памяти и могут иметь погрешность . Часть данных, не имеющих значения для данной темы, опущена.

Общая концепция экспедиции:
Экспедиция проводится в период 2004-2010 год.  :shock: В состав экспедиции входят 2 корабля с экипажем 5 человек в каждом. При нештатной ситуации предусматривается возможность возвращения всего состава экспедиции  (10 чел.) на одном корабле (при ухудшении условий обитаемости). Каждый корабль несет 1 челнок (шаттл) для спуска с ареоцентрической орбиты на поверхность Марса. Запас топлива и расходных материалов, а также ресурс челноков рассчитаны на 5 спусков для каждого аппарата.

ТТХ спускаемого аппарата:
Форма – эллипсоид вращения (летающая тарелка).
Диаметр                                         - 16м.
Толщина (высота)         -  4м.
Стартовая масса         - 90 т.
Сухая масса         - 16 т.
Экипаж            - 2 чел.
Количество двигателей      - 20.
Расположение двигателей   - по периметру, группами по 4, закрывающиеся на участке аэродинамического торможения створками.
Тип двигателя    – ЖРД с тарельчатым соплом.
Тяга двигателя    12 тс.
Удельный импульс   ок. 480 сек.
Давление в камере сгорания   70 атм.
Давление на срезе сопла   0,05 атм
Диаметр двигателя   1м
Высота двигателя   1 м.
Тип подвеса   Двухстепенной кардан, легкосъемное крепление, позволяющее заменять двигатель на запасной в условиях полета на ареоцентрической орбите.
Топливо: горючее   - пентаборан
 Окислитель              - гидразин
Продукты сгорания   Н2 +BN (твердая фаза). Экологически чистые.
Схема подачи топлива   - насосная (как выяснилось, неоптимально для данного проекта)
Тип посадочного устройства    - 5 амортизированных опор – ног длиной 5 метров с предохранительным устройством протяжечного типа. .
Схема спуска  до V=500 м/с    - аэродинамическое торможение с элементами управляемого полета (а-д качество =1,2).
                               доV=0 м/с   - с использованием ракетных двигателей.
Зависание и предпосадочное
маневрирование         - 300 секунд
Взлет   - с использованием ракетных двигателей и аэродинамического качества.
Аварийный взлет     - со сбросом створок с ТЗП ,  посадочного устройства и                   части двигателей.
Допустимое количество
отказавших двигателей:
На посадке   1-2 (в зависимости от  момента полета)
На взлете   3.

 Я воспользовался правом выбора темы. Работа делалась без дураков, «для себя». Все данные подтверждались расчетами или ссылками. Объем  ПЗ - 600 листов формата А4 и 25 ватманов формата А1 (+ цветная картинка).  Все сдано в хранилище дипломов и по истечении 3 лет уничтожено установленным порядком. :(


 Выводы:    делайте сами

нейромантик

Красиво.
Можно подробности?
Моя наглая самореклама:

art-of-blacksmith.ru


X

Цитироватьистечении 3 лет уничтожено установленным порядком. :(

Страннно у нас 70 лет хранить обязаны (прогу писал), и даже хранят!!!
15 давности видал.

Виктор

ЦитироватьКрасиво.
Можно подробности?
Немножко - ведь это был технический проект, а не худ. литература.
Для определения формы использовались книжки Мороза и Ксанфомалити по спускаемым аппаратам (в первую очередь беспилотным) для Марса и Венеры - там хорошо разложена аэродинамика. Выбрал действительно круглую летающую тарелку. Вход в атмосферу сначала ребром, потом с постепенным переходно на плашмя по отношению к скорости для максимального аэро. торможения. При снижении скорости до 500 м сек. на высоте 2,5 км и угле наклона траектории примерно 30 град откидываются аэродинамические створки-ставни по периметру, обнажаются и  запускаются ЖРД. В нерабочем положении они развернуты соплами к центру, чтобы вписаться в обводы тарелки и закрыты створками. Углы отклонения двигателей: радиально: -90 (транспортное положение), 0 - (вниз), +120 для управления и разгона ребром на взлете),   касательно: +- 45град. Все ЖРД независимо управляемы, многократного включения. Топливо самовоспламеняется.  Пилоты располагались лежа-плашмя ( вероятно нерационально). Посадочное устройство 5 ног длиной по 5 метров. В нерабочем состоянии располагаются на "крыше" под створками. Спускаются в промежутке между группами двигателей вокруг края "тарелки" на системе шарниров. На посадке предусмотрен режим зависания и маневрированя 5 минут для выбора места касания. Взлет по ракетному - вертикально, плашмя потом переход на наклонный полет  ребром, чтобы уменьшить сопротивление и использовать аэродинамическое качество. При этом передние двигатели снова ракрываются створками (при выжигании части топлива они становятся избыточными). На орбите может быть произведена рокировка обгоревших створок во стороны лба при входе в атмосферу  на сохранившиеся с другой стороны (модуль внешне осесимметричный). Движки также все идентичны.
Вот, пожалуй, все подробности. Если что-то еще интересно - прошу спрашивать. Это был именно проект ДУ аппарата, все остальные вопросы рассматривались только в обеме, необходимом для проекта, не более. Другие наброски смысла обсуждать просто нет. За это время многое устарело.
По поводу хранения скажу просто. Если ежегодно сдается 1000 дипломов, то на хранение их за 70 лет никакого здания института не хватит. Я уж не говорю, что на 90% это чистое передиралово, на 9% передиралово с пониманием темы. Я рецензировал потом дипломы - всегда можно сказать, откуда драли. из какого источника.  У нас дипломы хранят только 3 года.

V.B.

На ХХХ Академических Чтениях по космонавтике, посвященных памяти академика С.П. Королева и других выдающихся отечественных ученых-исследователей космического пространства:




X

Интересненько...
На чем же эту блямбу на лео закидывать собрались?????

Единственное, что ее потянет - только "Энергия" (мир ее праху...) или что-то с ПН>60т и БОКОВОЙ подвеской!

Виктор

ЦитироватьИнтересненько...
На чем же эту блямбу на лео закидывать собрались?????

Единственное, что ее потянет - только "Энергия" (мир ее праху...) или что-то с ПН>60т и БОКОВОЙ подвеской!

А из приведенной картинки не видно, что блямба на 60 тонн. Ведь если оболочка пустая,  то не так много весит. А заправить и набить тяжелым содержимым ее и после вывода можно (и нужно) на орбите. Это ведь именно спускаемый аппарат, верно? У него соотношение сухой и полной массы уж не более 1/5. А то и того меньше.
А все же приятно, что четверть века назад я принял все-таки грамотное решение по спускаемому аппарату. Ну, может немного пошутил - экзотикти добавил. А сухой вес у меня был 16 тонн.

Бука

Цитировать
ЦитироватьИнтересненько...
На чем же эту блямбу на лео закидывать собрались?????

Единственное, что ее потянет - только "Энергия" (мир ее праху...) или что-то с ПН>60т и БОКОВОЙ подвеской!

А из приведенной картинки не видно, что блямба на 60 тонн. Ведь если оболочка пустая,  то не так много весит. А заправить и набить тяжелым содержимым ее и после вывода можно (и нужно) на орбите. Это ведь именно спускаемый аппарат, верно? У него соотношение сухой и полной массы уж не более 1/5. А то и того меньше.
А все же приятно, что четверть века назад я принял все-таки грамотное решение по спускаемому аппарату. Ну, может немного пошутил - экзотикти добавил. А сухой вес у меня был 16 тонн.


Это именно БЛЯМБА.

У нее ширина метров 20, не меньше.
Даже если она будет пускатся сухой - то ЧЕМ?
И попробуйте заправить на орбите пепелац (которому надо будет после этого 9мес. летать) гептилом и кислотой. Через теплозащиту, ага...
60т - это мин. развесовка РКК Энергия для такой блямбы.

И, кстати, чем энергиевцам разонравился их старый проект 80х - заостренный цилиндр с горизонтальной посадкой?
Кто знает, почему их на блямбы потянуло????
Земля слишком маленькая и хрупкая корзина, чтобы человечество держало в ней все свои яйца.  
Роберт Энсон Хайнлайн.

V.B.

Думаю, у "Энергии" есть несколько вариантов ВПК под разные носители. На предыдущей странице я постил картинку как раз с заостренным цилиндром:



Причем это из свежей статьи в "Популярной механике". Про такой же вариант ВПК рассказывал "Труду" В.Ф. Семенов (тоже давал ссылку на предыдущей странице). А "блямба" скорее всего действительно проектировалась под "Энергию", и в презентацию наверное попала по причине "красивости".

Waldi

А если эту блямбу выводить по частям на Протонах - отдельно посадочную платформу, отдельно взлетную ракету, отдельно домик с ровером, отдельно саму оболочку блямбы? Все уже заправленное и капcулизированное. А сборку провести манипулятором на орбите, модули можно оптимизировать для такого цирка. Я не говорю, что так надо делать, но чиста технически - возможно...

X

14 февраля в РКК "Энергия" проводится НТС по перспективам пилотируемой космонавтики. Будут доклады по четырем темам:
- МКС;
-Клипер
-пилотируемые полеты к Луне
- пилотируемая экспедиция на Марс
Приглашены практические вся промышленность и наука, имеющие отношения к космосу.

X

ЦитироватьА если эту блямбу выводить по частям на Протонах - отдельно посадочную платформу, отдельно взлетную ракету, отдельно домик с ровером, отдельно саму оболочку блямбы? Все уже заправленное и капcулизированное. А сборку провести манипулятором на орбите, модули можно оптимизировать для такого цирка. Я не говорю, что так надо делать, но чиста технически - возможно...

Блямба потому, что на Марсе есть атмосфера. Чем больше площадь, а точнее чем меньше удельный вес на единицу площади, тем ниже будет скорость в конце участка АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО торможения. Я в своих расчетах, не потратив ни килограмма топлива, тормозился до 500 м сек. Причем при аэроджинамическом качестве эту скорость можно еще и немного вверх направить.
Я не понял в чем проблема заправки челнока. Пристыковать шланг для космонавта в скафандре не самая сложная задача. С экологией и ядовитостью протечек вроде проблем быть не должно. Я вообще не вижу более простой операции, чем заправка. У меня пустой челнок диаметром 16 метров весил 10-12 тонн. Закатить ровер можно тоже на орбите - ведь есть же какие-то ворота , хотя это будет сложнее заправки. Установить, например баллоны, аккумуляторы, погрузить съемное и полевое оборудование, продукты и запасы, тоже не безнадежная операция. Рзместить экипаж - не невозможно. Надо, фактически вывести несущую конструкцию и оболочку с крепежными местами. Я предполагаю, что полный аппарат будет раз в 10 тяжелее пустого.
А весь корабль, естественно, тоже собирается, снаряжается и заправляется на орбите. Если за дело возьмутся грамотные инженеры, то все одними Протонами  поднять можно. А габариты, конечно пугают, но и тут можно выкрутиться. Ведь не обязательно вписаться в габариты ступени. Ну придется для подъема присобачить снизу гиперстабилизаторы. Это же все считается. Кто бы раньше поверил, что на хребет Боингу или Мясищеву можно чемоданы вешать. А ведь сейчас вешают. Глаза боятся, а мозги считают.

V.B.

Цитировать14 февраля в РКК "Энергия" проводится НТС по перспективам пилотируемой космонавтики. Будут доклады по четырем темам:
- МКС;
-Клипер
-пилотируемые полеты к Луне
- пилотируемая экспедиция на Марс
Приглашены практические вся промышленность и наука, имеющие отношения к космосу.
Ну и как? Что было по Марсу?