Орбитальные солнечные электростанции

Автор Димитър, 24.05.2006 11:06:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Shestoper

#1760
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьShestoper пишет:
Вплоть до масштабной войны золотого миллиарда и периферии, с перерастанием в ядерную стадию и резким падением послевоенного энергопотребления.
А может быть в условиях роботизации и космической экспансии и годовой рост порядка 10%, а за столетие - в тысячи раз...
Такая цивилизация должна ярко "сиять" в микроволнах и на других "искусственных" диапазонах частот на сотни и тысячи световых лет. И если бы это было возможно, мы бы их увидели. Однако, данные астрономии наглядно показывают, что, по крайней мере, в нашей Галактике никто СКЭС не строит. Т.е. цивилизации, если они действительно существуют, развиваются как-то по-другому. Причём все без исключения. Я предполагаю, что они делают ставку на сверхпроводимость.
Сверхпроводимость - это только способ передачи энергии. 
Космическая цивилизация, освоившая одну или несколько планетных систем, неизбежно должна вырабатывать чудовищное количество энергии. Если не СКЭС, то термояд или кормление материей рукотворных миниатюрных чёрных дыр.
Если никто в галактике не дошёл до этого уровня - значит великий фильтр работает интенсивно, существуют мощные факторы, препятствующие возникновению и развитию разумной жизни.
Уж если мы на Земле возникли и близко подошли к комической стадии развития - надо быстрее делать этот шаг. Космическая сверхцивилизация устойчивее монопланетной к различным внешним воздействиям. 
А в чем именно состоит действие фильтра - мы пока не знаем. То ли в низкой вероятности возникновения жизни, то ли в высокой вероятности различных природных или общественных катаклизмов, уничтожающих уже возникшую цивилизацию.

Ну а если космос полон сверхцивилизациями, чья деятельность нам незаметна из-за неизвестных нам физических принципов их деятельности - значит мы пока очень мало знаем о физике Вселенной. Но этот вариант пока остаётся гипотетическим и спекулятивным. Поживем - увидим. Пока нет новой физики, приходится опираться на старую.

Валерий Жилинский

ЦитироватьShestoper пишет:
Ну и третий вариант - космическая экспансия с созданием в космосе искусственных биосфер. Этот вариант требует роста энерговооруженности человечества на несколько порядков, поскольку крайне энергозатратен.
Титаническая строительная деятельность человечества в этом варианте будет почти полностью протекать вне Земли. Этот вариант настолько масштабе, что его реализация растянется минимум на несколько столетий.
При достаточном уровне науки и технологии снаружи (и с достаточного расстояния) этот вариант будет выглядеть как природный феномен.  Поэтому на настоящем уровне развития науки такие цивилизации для нас не видимы - хотя мы можем видеть следы и эффекты, сопровождающие их деятельность.

Валерий Жилинский

Цитироватьpkl пишет:
Такая цивилизация должна ярко "сиять" в микроволнах и на других "искусственных" диапазонах частот на сотни и тысячи световых лет. И если бы это было возможно, мы бы их увидели. Однако, данные астрономии наглядно показывают, что, по крайней мере, в нашей Галактике никто СКЭС не строит. Т.е. цивилизации, если они действительно существуют, развиваются как-то по-другому. Причём все без исключения. Я предполагаю, что они делают ставку на сверхпроводимость.
Не обязательно. Если источники энергии достаточно компактны, то размещать их удобно рядом с местом потребления.
   
Если к этому прибавить возможность космического производства...

pkl

ЦитироватьShestoper пишет:
...Что касается суммарного мирового уровня промышленного производства - оно может остаться на современном уровне и даже сократиться, если большинство населения искусственно загоняют в дикость. Судя по происходящему сейчас на планете, у такого сценария есть могущественные сторонники в среде американским политиков.
Уровень промышленности может вырасти в разы и на этом уровне надолго стабилизироваться, если жизненные стандарты Третьего мира подтянуться к сегодняшнему золотому миллиарду, но человечество останется на Земле и его стиль жизни и технологический уровень не очень сильно изменятся. Это тоже не лучший вариант - при его реализации высок уровень теплового загрязнения планеты и прочие виды экологического давления, возникают проблемы с исчерпанием многих сырьевых ресурсов.
Ну и третий вариант - космическая экспансия с созданием в космосе искусственных биосфер. Этот вариант требует роста энерговооруженности человечества на несколько порядков, поскольку крайне энергозатратен.
Титаническая строительная деятельность человечества в этом варианте будет почти полностью протекать вне Земли. Этот вариант настолько масштабе, что его реализация растянется минимум на несколько столетий.
Ну и какой из этих вариантов Вы считаете наиболее реалистичным?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьShestoper пишет: 
Сверхпроводимость - это только способ передачи энергии.
Не только. Это ещё и сверхмощные и компактные электромоторы, например. А также суперкомпьютеры с просто невообразимой вычислительной мощностью. При этом энергии для этих приложений надо не так уж и много. Нынешнего уровня, в принципе, достаточно. Так что цивилизация, выбравшая основой своей техники сверхпроводимость, может быть невидимой, оставаясь при этом очень развитой.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьВалерий Жилинский пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Такая цивилизация должна ярко "сиять" в микроволнах и на других "искусственных" диапазонах частот на сотни и тысячи световых лет. И если бы это было возможно, мы бы их увидели. Однако, данные астрономии наглядно показывают, что, по крайней мере, в нашей Галактике никто СКЭС не строит. Т.е. цивилизации, если они действительно существуют, развиваются как-то по-другому. Причём все без исключения. Я предполагаю, что они делают ставку на сверхпроводимость.
Не обязательно. Если источники энергии достаточно компактны, то размещать их удобно рядом с местом потребления.
Правильно. И в таком случае космическая экспансия оказывается НЕ НУЖНА!
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

vlad7308

ЦитироватьShestoper пишет:
Что касается суммарного мирового уровня промышленного производства - оно может остаться на современном уровне и даже сократиться, если большинство населения искусственно загоняют в дикость. Судя по происходящему сейчас на планете, у такого сценария есть могущественные сторонники в среде американским политиков.
Шестопер, от того, что Вы повторяете этот бред каждый день,  он не становится реальнее :)
это оценочное суждение

Shestoper

Цитироватьvlad7308 пишет: 
Шестопер, от того, что Вы повторяете этот бред каждый день, он не становится реальнее  :)
Я и забыл, что арабская весна - это борьба с диктаторами и установление демократии.
А бандеровцы - европейский выбор украинского народа. 

Shestoper

#1768
Цитироватьpkl пишет:
Ну и какой из этих вариантов Вы считаете наиболее реалистичным?
То есть наиболее вероятным?
А какая разница?
Важно, над осуществлением какого варианта я хочу работать.
Если в галактике действительно пока нет сверхцивилизаций - то скорее всего и жизни очень мало. И наиболее вероятным состоянием для Земли было бы отсутствие жизни, тем более разумной.
Само наше существование есть вызов теории вероятности. Мы живём всем космическим смертям назло.

Shestoper

Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьShestoper пишет:
Сверхпроводимость - это только способ передачи энергии.
Не только. Это ещё и сверхмощные и компактные электромоторы, например. А также суперкомпьютеры с просто невообразимой вычислительной мощностью. При этом энергии для этих приложений надо не так уж и много. Нынешнего уровня, в принципе, достаточно. Так что цивилизация, выбравшая основой своей техники сверхпроводимость, может быть невидимой, оставаясь при этом очень развитой.
До первого астероида.

Вид хомо сапиенс возник скорее всего на побережье какого-то водоема в Восточной Африке. В местности с благодатным климатом и избытком пищевых ресурсов. Только рост населения заставил людей современного типа покинуть этот райский уголок и вначале освоить менее комфортные районы Африки, а потом и всю планету. Развиваясь и совершенствуясь на ходу, иначе нельзя было выжить в новых условиях.
И, даже когда развитие шло без территориальной экспансии (например возникновение земледелия и скотоводства), оно обычно тянуло за собой рост энерговооруженности, требовало его и одновременно его облегчало (использование тягловых животных для пахоты и транспорта).

Мы в принципе можем сократить население, сократить потребление ресурсов (проще всего оба пункта выполняются, если большинству населения ресурсы станут недоступны) - и тогда выжившие смогут относительно долго и относительно неплохо жить в относительно комфортных земных условиях. 
Им не понадобится с колоссальными энергозатратами обживать суровый космос.

Но, во-первых, я уже писал, что планетарная цивилизация живёт до первой серьёзной катастрофы. Именно это может быть причиной молчания космоса.

Во-вторых, существование в тепличных земных условиях создаёт меньше стимулов для интеллектуального развития. Не верю я в запредельную мудрость закуклившихся цивилизаций.
Некоторые отрасли знания для развития требуют существенных энергозатрат.
Например проверка теории объединения физических взаимодействий требует частиц с энергией 10*19 ГэВ. 
Это 1600000000 Дж на одну элементарную частицу. Какого бы типа ускоритель не использовать - сомневаюсь, что он будет маленьким и дешевым.
А взять астрономию - зорким телескопам нужна большая площадь и апертура антенны. Если хотим заглянуть далеко во Вселенную - значит нужны циклопические космические инструменты, с много километр новыми антеннами и базой интерферометров астрономической длины. На планетах такое не построить.

pkl

ЦитироватьShestoper пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Ну и какой из этих вариантов Вы считаете наиболее реалистичным?
То есть наиболее вероятным?
А какая разница?
Большая. Можно, конечно, и дальше предаваться мечтаниям об СКЭС, но куда полезнее посмотреть правде в глаза. А она весьма неприятна: уже совершенно очевидно, что человечество пошло по первому пути. Мы оказались заперты на Земле, как пауки в банке и сейчас главная задача - выжить здесь и сейчас. Вот кто выживет - тот и полетит потом к звёздам. Или не полетит. Но это уже совсем другой разговор.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьShestoper пишет:
До первого астероида...
Если цивилизации удастся сохранить ядерные и ракетные технологии, то астероид - не проблема. Их все пересчитают и отклонят заранее. А вот долгопериодические кометы и гамма-всплески... тут уж ничего не поделаешь, помирать придётся.[IMG] Но это редко, протянет такая цивилизация довольно долго. Не меньше, чем средневековые Европа, Япония и Китай. 

Да, так можно жить. Хреново, но долго. Резать друг друга в междоусобицах, колебаться между взлётами и варварством, вымирать периодически на 60 - 80% от эпидемий. Но жить.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Сегодня в который раз подумалось: электроавиация - вот где могут быть востребованы СКЭС! Смотрим ниже:





Один из самых существенных недостатков этих "пепелацев" - крайне ограниченная ёмкость их аккумуляторов и, соответственно, крайне малое время нахождения в воздухе. 20 мин., не более. А с таким временем полёта это будет дорогая игрушка, и только. Если удастся найти удачное решение подзаряжать их прямо в полёте, то, при наличии соответствующей инфраструктуры, это вполне может стать действительно массовым транспортом.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Shestoper

Цитироватьpkl пишет:  Можно, конечно, и дальше предаваться мечтаниям об СКЭС, но куда полезнее посмотреть правде в глаза. А она весьма неприятна: уже совершенно очевидно, что человечество пошло по первому пути. Мы оказались заперты на Земле, как пауки в банке и сейчас главная задача - выжить здесь и сейчас. Вот кто выживет - тот и полетит потом к звёздам. Или не полетит. Но это уже совсем другой разговор.
То, что мы не сможем полететь ни на какую Кассиопею, пока не открутим бошки наиболее злостным империалистам, мне давно было очевидно.

Shestoper

#1774
Цитироватьpkl пишет:
Сегодня в который раз подумалось: электроавиация - вот где могут быть востребованы СКЭС! Смотрим ниже:



 




 


Один из самых существенных недостатков этих "пепелацев" - крайне ограниченная ёмкость их аккумуляторов и, соответственно, крайне малое время нахождения в воздухе. 20 мин., не более. А с таким временем полёта это будет дорогая игрушка, и только. Если удастся найти удачное решение подзаряжать их прямо в полёте, то, при наличии соответствующей инфраструктуры, это вполне может стать действительно массовым транспортом.
Электрическая авиация, или скажем традиционная газотурбинная с питанием двигателей синтезированным на электростанциях водородом - не вижу принципиальной разницы для пассажирских перевозок.
Для межконтинентальных дальностей и ТРД достаточно.
Вот разведывательным, ретрансляциионным ЛА, СДРЛО, СПЛО очень приходилась бы способность держаться в воздухе месяцами. Этого можно добиться или за счёт бортового реактора, или внешнего подвода энергии лазером.

Но где СКЭС могут быть ещё полезнее - для лазерного разгона космических аппаратов. За счёт абляции рабочего тела и лазерного пробоя образовавшейся плазмы можно получить УИ на уровне ЭРД, несколько тысяч секунд. И при этом - высокую тягу за счёт огромной мощности стационарной батареи лазеров.

pkl

Водород неудобен в обращении. Широкофюзеляжные авиалайнеры на водороде я ещё могу себе представить, а вот персональный транспорт /что автомобили, что вертолёты/ - нет. Преимуществом электролётов является то, это буквально транспорт для домохозяек! Т.е. потенциальный рынок сопоставим с автомобильным!

Про реакторы - забудьте, от них ещё в 50-е гг. отказались.

Лазерный разгон? Пока такая технология нам не по зубам. В отличие от воздушного такси. Будьте поближе к реальности.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Кубик

Цитироватьpkl пишет: Лазерный разгон? Пока такая технология нам не по зубам.
Shestoper скопировал и сюда свою идею-фикс куда-то приспособить СКЭС, пусть объяснит, как он предполагает устроить такие КК, где в двигателе происходит лазерный пробой и разгонный луч никому не опасен в случае отклонения хотя бы, не говоря уж о реальности.. :|
И бесы веруют... И - трепещут!

Shestoper

Цитироватьpkl пишет:
Водород неудобен в обращении. Широкофюзеляжные авиалайнеры на водороде я ещё могу себе представить, а вот персональный транспорт /что автомобили, что вертолёты/ - нет. Преимуществом электролётов является то, это буквально транспорт для домохозяек! Т.е. потенциальный рынок сопоставим с автомобильным!

Про реакторы - забудьте, от них ещё в 50-е гг. отказались.

Лазерный разгон? Пока такая технология нам не по зубам. В отличие от воздушного такси. Будьте поближе к реальности.
Нам прямо сегодня и СКЭС не по зубам. Пока не откусим - не распробуем.

А что касается массовых аэротакси на лучевом питании - представьте себе передачу в часы пик на миллионы леталок по сотне кВт - это суммарная мощность порядка тераватта.
Но проблема не столько в суммарной мощности, сколько в том, что передавать её нужно очень точно на огромное количество ЛА, роящихся над густонаселенными районами. И плотность энергии в луче приличная, порядка 100 кВт/м2, иначе приёмник не вписать в аэродинамику самолета.
Сложно представить, чтобы при таком массовом применении не было сбоев, и промахнувшийся луч на земле ничего не поджарил.

pkl

Не откусим - зубы обломаем.

Если же говорить об аэротакси, то энергию на них надо передавать не сверху вниз, наоборот, снизу вверх и не постоянно, а только до зарядки аккумуляторов. Да, я предлагаю подзаряжать их на лету. И речь о мультикоптерах, подобных тем, что на роликах. А Вы их смотрели вообще? Самолёты будут потом, на трансокеанских линиях и вот их надо заряжать с СКЭС.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Shestoper

#1779
Цитироватьpkl пишет:
Не откусим - зубы обломаем.

Если же говорить об аэротакси, то энергию на них надо передавать не сверху вниз, наоборот, снизу вверх и не постоянно, а только до зарядки аккумуляторов. Да, я предлагаю подзаряжать их на лету. И речь о мультикоптерах, подобных тем, что на роликах. А Вы их смотрели вообще? Самолёты будут потом, на трансокеанских линиях и вот их надо заряжать с СКЭС.
Массовая лёгкая авиация имеет смысл в районах с низкой плотностью населения.
В городах практичнее наземный транспорт. Хотя бы тем, что он всепогодный. Легкие ЛА с низкой удельной нагрузкой на крыло очень плохо переносят сильный ветер. А скорость 200-300 км/ч и для наземного транспорта не проблема.
Если же говорить про слабонаселенные районы, где нельзя создать густую дорожную сеть и есть смысл ежедневно летать - то там трудно создать густую сеть излучателей волновой подзарядки. Проще классические двигатели внутреннего сгорания. Ведь от местной авиации не требуется рекордной дальности. 

Если говорить про дальние перелеты - думаю на самых загруженных маршрутах самолёты проиграют вакуумным поездам. Вакуумный поезд пока единственный реальный вариант сделать сверхзвуковые и гиперзвуковые перевозки массовыми и дешевыми.
Вот на мало загруженных воздушных маршрутах, где невыгодно строить вакуумную трассу, авиация останется.
И там в принципе могут найти применение электрические самолёты.
Но радикальных преимуществ перед современными самолетами в этой роли я у них не вижу.
Дальность существующих самолётов достаточна для авиаперелетов практически на любых маршрутах.
Вот для барражирующих ЛА, для разведки, мониторинга, ретрансляции сигнала - дистанционный подвод энергии открывает новые возможности.