Байки ракетчиков

Автор АниКей, 19.04.2016 11:04:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

Детали то интересные.
1. До похода.
2. 18 кг
3. Разлили по каюте.
4. Что собрали - в бортовую канализацию.
5. Дезактивацию не проводили.
6. Под руководством начхима и врача.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#61
И это тоже не байка, медицинский факт, тсзть.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

ЦитироватьШтуцер пишет:
Широко ходила байка на полигоне, особенно среди солдат, про стыковку Кванта-1. Якобы забыли в стыковочном узле Кванта солдатский бушлат, потому состыковаться- состыковались, а стягивание произвести не смогли - бушлат помешал.
Тот же случай, но уже в мемуарах. Кстати, весьма интересных.

Цитировать31 марта был запущен модуль "Квант" для работы со станцией "Мир". Запуск прошёл нормально, но перед вывозом на старт с ним пришлось повозиться. Благополучно дошли до операции по перегрузке ракетно-космиче-ского комплекса (РКК) на транспортно-установочный агрегат (ТУА). Сам процесс укладки РКК на ТУА - своего рода искусство. Бывает, что укладка идёт целый час, а мастер укладыает "с первого захода", за 10 минут. Сложность состоит в том, что без всяких приборов, "на глазок", надо двумя мостовыми кранами совместить продольные оси РКК и ТУА. Длина этой оси до 60 м. Если "хвост" ещё как-то можно глазом "привязать" к опоре ТУА, то "нос" - только "на нюх" проводящего укладку. Небольшие смещения "носа" в любую сторону ведут к закручиванию РКК вокруг продольной оси при опускании его на опоры ТУА. РКК "не ложится" - не замыкаются концевые контакты, контролирующие правильность укладки. При неправильно уложенном РКК могут возникнуть осложнения при установке его на пусковое устройство, снятии РКК с крюка ТУА.

   На этот раз укладкой руководил не самый выдающийся "ас" этого дела, но и не новичок, однако укладка "не шла". Причём поведение РКК было вообще необычным. Порядок укладки таков: совмещаются продольные оси РКК и ТУА, опускается на опору "хвост" носителя, а затем - "нос". На этот раз при опускании "носа" носитель не только закручивался, но и поднимался. Отрывался от опоры "хвост". Долго мучились и пришли к выводу, что этот эффект даёт космический аппарат. Кто-то припомнил, что большой эксцентриситет космического аппарата был замечен ещё при перегрузке его на заправочной станции, где заправлялся "буксир". Мы записали замечание в бортовой журнал, а представители от фирмы-разработчика носителя отписали нам, как действовать, и сослались на повышенный эксцентриситет космического аппарата. Уложили.    Идёт техническое совещание по результатам подготовки РКК к вывозу на старт. Совещание ведёт сам генеральный конструктор Полухин ДА. На этот раз всё его, кроме "Кванта", - и носитель и "буксир". Докладываю результаты подготовки, в том числе и это замечание. И тут Дмитрий Алексеевич взрываеся:    - Кто отписал про эксцентриситет?    Начинается разбирательство. Расчётчики ОКБ докладывают, что эксцентриситет в норме. Дмитрия Алексеевича терзают сомнения. Ещё раз спрашивает меня, в самом ли деле комплекс вёл себя необычно. Повторяю, что присутствовал на очень многих укладках, и ни разу такого явления не наблюдалось. Военных отпускают, а со своими продолжается разборка. На мой взгляд, приподнимание "хвоста" вызывалось необычной компановкой головного блока. Обычно к носителю пристыковываеся разгонный блок (самая тяжёлая часть головного блока), а к нему - космический аппарат. На этот раз использован не разгонный блок, а "буксир" из неиспользованного задела орбитальных станций. И компановка получилась "навыворот": к носителю пристыкован легкий "Квант", а к нему - тяжёлый "буксир". Естественно, что произошло смещение центра масс по продольной оси РКК, да ещё и приличный эксцентриситет.    Как бы там ни было, а пускать надо, переделать уже ничего невозможно. Как я уже сказал, сам пуск прошёл нормально, но эксцентриситет "увёл" космический аппарат в сторону, и стыковка его к станции "Мир" с первого захода не удалась. А заключительным аккордом была ещё одна неожиданность: никак не шла стыковка в самих стыковочных узлах "Кванта" и станции. Отстыковали космический аппарат, и космонавты "выглянули" в космос, осмотрели и привели в порядок свой стыковочный узел. Ну а дальше всё пошло прекрасно. Из космоса мямлили о какой-то посторонней субстанции на стыковочной поверхности, которую пришлось отколупывать, ну а потом она "потерялась" в космосе. Причина была гораздо проще. При разгрузке последнего "Прогресса" космонавты, как обычно, повесили "корочки" со списком грузов на люк, забыли о них. После закрытия люка и отстыковки "Прогресса" "корочки" оказались снаружи станции, в космосе. Естественно, что при стыковке они не позволяли стянуть стыковочные узлы.
http://samlib.ru/s/stepanow_a_n/poligonbaikonur.shtml

Ни о каком "эксцентриситете" при перегрузках я тогда не слышал. Странно.  :|
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Chilik

ЦитироватьШтуцер пишет:
Тут некоторые чайники глумились над важностью ГОСТов. Им пример.
ГОСТы не всегда спасают.

В начале 1985 года у нас приняли в эксплуатацию новый большой экспериментальный корпус. Пока здание строились, идеи по поводу размещения оборудования поменялись. Походили по залу, начальство ткнуло перстом в некую точку и сказало: "Ось установки будет проходить по этой строительной оси". И все разбежались заниматься делами. Опытному конструктору сунули чертежи здания с проведённой красным карандашом осевой линией. Велели сделать вариант планировки. Через несколько дней он звонит и очень аккуратно сообщает, что у него проблемы с компоновкой. Выясняем, что за проблемы. Говорит, что ему надо в одном месте выдолбить примерно полметра бетона по толщине из стены на большой площади, да и то тогда впритык будет. Просил связать с проектировщиками здания, чтобы те дали ответ: можно или обвалится. Мы тихо офонарели, поскольку там на первый взгляд до стены должно было места остаться много.
Разгадка оказалась элементарной. В строительных чертежах все размеры проставляются в сантиметрах. И когда нормальный ведущий конструктор видит проставленный размер 600 между строительными осями, то у него даже мысли в голове не возникает, что это - 6 метров. Это же не 6 метров, написано же - 600. :) И между прочим, тоже по ГОСТу.

Кубик

#64
ЦитироватьChilik пишет: В строительных чертежах все размеры проставляются в сантиметрах. И когда
нормальный ведущий конструктор видит проставленный размер 600 между
строительными осями, то у него даже мысли в голове не возникает, что это - 6
метров. Это же не 6 метров, написано же - 600. И между прочим, тоже по ГОСТу.
Ух, долго привыкал  :)  , поскольку в основном объёме уже 5 лет занят строительной документацией..
А байку, как сварили мачту по строительным чертежам, посчитав размеры за миллиметры - давно слыхал..
И бесы веруют... И - трепещут!

#65
Ой ребяты! На четыре страницы четыре байки. Скукота... А все потому, что правила травли баек не соблюдаются. А правила такие:
1. Один травит байку, остальные слушают, поддерживая рассказчика нечленораздельными одобрительными звуками.
2. В задачи рассказчика входит, что бы рассказ был красочным, ярким и не обязательно правдив, но с намеком на пользу в делах.
3. Выслушав байку, слушатели оценивают ее по системе от "ни хсе", до "ну ты и ..."
4. При первой оценке рассказчик может продолжать травить байки, если они и желания есть.
5. Если баек, или желания нет, то вступает другой рассказчик, до пока таковые не иссякнут.
6. У кого баек нет по случаю неопытности, сидят в задних рядах с умным видом, или без оного (зависит от степени нахождения в теме) и внимают.
7. Зануды, которые начинают высказывать мнения и обсуждать достоверность байки, идут лесом под скандирование "не любо, не слушай" и неодобрительные возгласы.
8. В идеале, каждый пункт запивается и закусывается, или закуривается, если дело происходит в курилке.

Соблюдение этих несложных правил позволяет хорошо и с пользой для поумнения провести время не выходя за рамки нормального человеческого общения. Ну а на счет того, что в байке правда, а что нет, и к чему байка рассказана, каждый делает выводы про себя. На то она и байка.

Ну а раз уж я тут встрял, то с меня тоже байка. Слышал ее я во время учебы в Военмехе, когда нам рассказывали про военную приемку. Рассказывал нам специалист, который начинал свою деятельность под Королевым. Были в наше время еще такие препы, теперь уж большинство даже реальной ракеты не видели. А дело было в самом начале развития нашего ракетостроения, когда Королев заявлял, что ему нечему учиться у немцев, и что он может сделать ракету лучше Фау-2. На это товарищ Сталин ответил, что что он там сделает, неизвестно, а у немцев уже летает. Посему повторить как у них до последней заклепки и не выпендриваться. А если товарищ Сталин сказали, то... ну, сами понимаете.
Тут работа и началась: одни документы просматривают, что американцы умыкнуть не успели, другие обломки ракет измеряют, что тем же американцам в вагоны не поместились, третьи остатки невывезенных американцами немецких инженеров опрашивают. Долго ли, коротко ли, но инженеры восстановили чертежи, технологи подобрали отечественные аналоги, на заводах создали оснастку. Все хорошо, только вот покоя не дает один крючок. Причем крючок не в переносном смысле, а в самом, что ни на есть, прямом. А дело тут вот в чем: на одном из стабилизаторов ракеты Р-1, так у нас стали называть Фау-2, на боковой поверхности, почти по середине находился крючок. И вот тут инженеры просто голову сломали: ни чего этот крючок не держит, не поддерживает. Ни каких проводов к нему не идет, ни ... в общем, функций ни каких разумных не выполняет, но стоит вот посередине стабилизатора и улыбается. Вроде бы не нужен и можно убрать, но вот тут представители военной приемки, посмотрев на портрет товарища Сталина, заявили: мол у немцев летает, значит им лучше знать, нужон крючок, или нет. А вдруг ракета не полетит???

Ну, выпустили документацию и на крючок, все по правилам, с допусками и посадками, место на стабилизаторе указали со всей точностью, оснастку изготовили, ОТК работу принимает, паспорт на соответствие заполняют, военная приемка следит, что бы ни каких отклонений от докУментов не было. В общем, все прошло своим чередом и вот ракету выкатили из цеха. В смысле, выкатили ее уже из вагона на полигон Капяр и поставили на табурет, как положено. Стоит ракета заправленная, готова к старту. Все суетятся. А тут надо двигатель завести, а этого в расчете еще ни кто не делал. Боязно конечно. На этот случай был вызван капрал Шульц, который в свое время пускал эти ракеты на Лондон. Дали Шульцу в руки воспламенитель, который представлял собой деревянную палку, тоже выпиленную по чертежам со всеми допусками и приемкой. На конце палки был приделан воспламеняющий состав, который и должен был поджечт подаваемое в двигатель топливо, ибо спирт и жидкий кислород не самовоспламеняются. А к составу приделаны провода, по которым и подается напряжение для воспламенения. Вот эту палку с воспламенителем надо вставить в сопло. Капрал Шульц берет палку и строевым шагом подходит к ракете, прислоняет палку к корпусу ракеты и заученным движением, не глядя, снимает с головы фуражку и ... вешает ее на крючок, после чего лезет под ракету вставлять палку в сопло. На несколько минут на полигоне наступает гробовая тишина, после чего все присутствовавшие на старте инженеры начинают гомерически смеяться... Остается только гадать, что бы было с фуражкой капрала Шульца, если бы не военная приемка.

К сожалению в наших музеях ракета Р-1 не экспонируется, а до Фау-2 из европейских музеев я не добрался. А было бы очень интересно узнать, на каком месте этот самый крючок располагался...
:-)
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Штуцер

#66
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
не глядя, снимает с головы фуражку и ... вешает ее на крючок
ни хсе  :o  

...остальное вообче нечлено...раздельно.

Брехня конечно, но красиво.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Вован

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
не глядя, снимает с головы фуражку и ... вешает ее на крючок
ни хсе  :o  

...остальное вообче нечлено...раздельно.

Брехня конечно, но красиво.
Остроумно!
Байконур надолго - навсегда

Кто следующий? Да позаковыристей!!!   :-)
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Штуцер

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Кто следующий? Да позаковыристей!!!
:(
Чтобы так петь, двадцать лет учиться надо.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

m-s Gelezniak

#70
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:

..
Ну а раз уж я тут встрял, то с меня тоже байка. Слышал ее я во время учебы в Военмехе, когда нам рассказывали про военную приемку. Рассказывал нам специалист, который начинал свою деятельность под Королевым. Были в наше время еще такие препы, теперь уж большинство даже реальной ракеты не видели. А дело было в самом начале развития нашего ракетостроения, когда Королев заявлял, что ему нечему учиться у немцев, и что он может сделать ракету лучше Фау-2. На это товарищ Сталин ответил, что что он там сделает, неизвестно, а у немцев уже летает. Посему повторить как у них до последней заклепки и не выпендриваться. А если товарищ Сталин сказали, то... ну, сами понимаете.
К сожалению в наших музеях ракета Р-1 не экспонируется, а до Фау-2 из европейских музеев я не добрался. А было бы очень интересно узнать, на каком месте этот самый крючок располагался...

Как вариант Лейки и дыр от пуль на Б-47.
На счёт дыр незнаю, а "Лейку" содрали и правельно сделали.

Пр "ведро электричества" рассказывать?
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Если ведро ракетное, то рассказывай. Все же тут байки ракетчиков...  :-)
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

m-s Gelezniak

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Если ведро ракетное, то рассказывай. Все же тут байки ракетчиков...
Из той же серии рассказов про подводный, самоходный, :) СК с ядерной энергоустановкой.
Решайте.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Штуцер

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Как вариант Лейки и дыр от пуль на Б-47.
... Б-29.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Sаlyutman

#74
Купили в цех аппарат по лазерной маркировке. Уж больно красиво она выглядела во время показа на выставках. Купили, отчитались перед начальством, мол производство обновляется, осваиваются новые технологии... Объяснили, что и КД на продукцию неплохо было бы перевести со старых дедовских гравировок на современную лазерную маркировку.
Начальство послало запрос нам, конструкторам. И я пошёл в цех глянуть на результаты технического прогресса и дать экспертную оценку целесообразности сего перевода. Вообще-то я за технический прогресс, особенно когда он оправдан. Тем более, что тоже хожу на выставки и тоже посещаю маркировочные стенды. Красиво, ничего не скажешь.
Пришёл, говорю:"Показывайте". Приносят два корпуса. Один тёмно-серый, второй анодированный. На тёмном маркировка - любо дорого посмотреть. Буквы-цифры ровные, красивого шрифта, сразу видно - машина делала.
Смотрю второй экземпляр, а маркировки то практически и не видно. Анодировка то светло-светло-салатовая, а лазерная маркировка - алюминий без покрытия. Контраст - близко к "нулю". Нет, конечно, если напрячь зрение, то можно что-то увидеть, но это совершенно не выход - напрягать каждый раз зрение. ведь таких маркировок на изделии может быть тысячи, если не десятки тысяч.
По старой дедовской технологии с гравировкой, в саму гравировку втирается маркировочная эмаль контрастного цвета: для тёмного фона покрытия - белая, для светлого и анодированного покрытия - чёрная. Тут бы тоже попробовать втереть чёрную эмаль для контраста, ан нет, не выйдет. Глубина снятия металла при лазерной маркировке столь мала, что ни одна маркировочная эмаль в этой "ложбинке" не удержится.
В итоге, от лазерной маркировки пришлось отказаться, так и не внедрив.
А деньги на закупку оборудования уже были потрачены, и видимо премии за обновление технологий уже кем-то получены. Вот что значит, когда купили не посоветовавшись с конструкторами.

 
Ну и вторая байка на тему гравировки. Как-то позвонили из цеха и настоятельно попросили убрать из КД гравировку, заменив её на что-то другое. Причина просто убийственная - у них гравировщик ушёл в запой, а больше никто в цеху гравировать не умеет.  
Вот так порой строятся ракеты.   ;)
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

freinir

Sаlyutman, так на светлом фоне специальная жидкость после лазерной маркировки наносится, которая чернит место маркировки  ;)

Sаlyutman

Цитироватьfreinir пишет:
Sаlyutman , так на светлом фоне специальная жидкость после лазерной маркировки наносится, которая чернит место маркировки  ;)
Может быть и есть, я в этой технологии не спец, однако о такой жидкости в цеху тоже ничего не слышали. А на нет и суда нет.  :)
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

freinir

ЦитироватьSаlyutman пишет:
Цитироватьfreinir пишет:
Sаlyutman , так на светлом фоне специальная жидкость после лазерной маркировки наносится, которая чернит место маркировки
Может быть и есть, я в этой технологии не спец, однако о такой жидкости в цеху тоже ничего не слышали. А на нет и суда нет.
Ну понятно...

Sаlyutman

Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьSаlyutman пишет:
Цитироватьfreinir пишет:
Sаlyutman , так на светлом фоне специальная жидкость после лазерной маркировки наносится, которая чернит место маркировки
Может быть и есть, я в этой технологии не спец, однако о такой жидкости в цеху тоже ничего не слышали. А на нет и суда нет.
Ну понятно...
Так и дело было даже не вчера, а в начале века. Не все тогда такие умные были.  ;)
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Имxотеп

Старинная байка с просторов инета

Спойлер
Начало расцвета застоя. Надвигается толи очередной съезд ПАРТИИ, толи какой-то юбилей. Вся страна встала на вахту, на трудовую и боевую. Советские ракетостроители решили не отставать и взяли на себя обязательство к торжественной дате сдать Родине очередной ракетный комплекс.
Все в мыле, незадолго до обещанного срока выходят на первый пуск. Стартовав откуда положено, ракета несется через всю страну на очень дальневосточный полигон. Летит хорошо, быстро. Но чем ближе к цели, тем как-то неувереннее определяет, куда собственно нужно лететь дальше. Тревожно звенят и мигают датчики телеметрии. Ракета натуральным образом испытывает полную потерю ориентации в безвоздушном пространстве. Отдается команда на срочный подрыв и облаком мелких обломков ракета падает незнамо где.
Разбор полета. Собрание комиссии. Вернее совет конструкторов, по горячим следам. Тягостное молчание. Вместо звездочек на погоны, на грудь, на знамена КБ и заводов вырисовывается "звездец" во все отверстия и органы, как естественные, так и партийные.
- Ну что, товарищи, - начал председатель, - картина такая. Пролетев N километров, на NN секунде полета изделие начало блудить и метаться как банда мартовских котов на складе валерьянки. По телеметрии видно, что датчики ориентации не смогли найти нужные звезды. Хотя поначалу все было в полном порядке. И оптика здесь не причем. Гироскопы, корректирующие положения объективов при движении ракеты не смогли их точно направить, потому что подверглись нарастающим заштатным вибрациям. В результате картина звездного неба просто размазалась, как у близорукого алкаша во время эпилептического припадка.
- Что будем делать, товарищи?
Понятно, что за вопросом "Что делать" скрывается "Кто виноват?". А попробуй, определи. В ходе жаркой дискуссии выясняется, что крайних нет. Замкнутый круг положительной обратной связи. Плюс резонанс.
КБ БО: (блока ориентации):
- Гироскопы не справились, потому что они работают на отклонения, а не на дрожание и вибрации. Для этого есть система подвески. Ее разрабатывали вместе с КБ, делавшим саму конструкцию ракеты - КБ КР. И подвеска держит заданные "же" и герцы амплитуды. А для других режимов надо новую подвеску, будет она тяжелее, а запаса по весу нам не дают, все до грамма рассчитано. И потом все надо просчитать, испытать и отработать заново. Так что пусть или КБ КР делает конструкцию жестче, или КБ ракетного двигателя (КБ РД) убирает свою дрожь. В общем, вопрос не к системе подвески, а к ракете, подло передавшей и усилившей лишние вибрации от двигателя.
КБ КР: (конструкции ракеты):
- Плохо, что КБ БО не заложил запаса по вибрации. Надо было подумать о запасе. А к конструкции претензий нет, она-то все выдержала. И тронуть ее не можем, если надо что усиливать, то будет она тяжелее, а запаса по весу нам не дают, все до грамма рассчитано. И потом все надо просчитать, испытать и отработать заново, это долго, сложно. Так что пусть или КБ БО подвеску делают мягче, или КБ РД убирает свою дрожь, это их движок заставил нашу птичку так трястись.
- А потому заставил, - взвились конструкторы из КБ ракетного двигателя, - что, во-первых, эта ваша конструкция плохо просчитана на резонансы, на изменение массы по мере выгорания топлива. А вы еще хотите наворотить незнамо каких усовершенствований. Вы со старым сначала разберитесь, а у нас все точно рассчитано, до грамма тяги и герца вибрации. А во-вторых, движок и начнет излишне реветь, если ему блок ориентации начинает выдавать команды лететь сразу в разные стороны. Вот вдобавок к маршевому и заработали все двигатели корректировки курса сразу во всех плоскостях и направлениях. Вы нам дайте правильный курс, как было на начальном этапе, и двигатель спокойно доставит всю вашу хренотень со всеми гироскопами куда надо.
-Так, товарищи, вмешался председатель - правильный Курс нам указывает Партия. Кстати, - напомнил он, - скоро съезд. Чем порадуем ЦК?
Опять повисла тягостная тишина. Все понимают, что ТАМ, не будут вникать в технические проблемы взаимосвязи. Крайними будут все. И спасаться надо вместе. Вместе с ракетой. Главное большой проблемы и нет. Сделать подвеску блока ориентации покрепче и помягче, где надо усилить элементы корпуса и учесть передачу вибрации от двигателя по этим самым элементам. Чистая механика и сопромат. Но сроки! Пока все взаимосогласуешь: Так что нужно простое нестандартное решение. И чтоб сделать его можно было на уже готовящейся к запуску второй ракете.
- Ты это, - спросил председатель у главного "звездного ориентировщика", - ты просто скажи, тебе чего надо, чтоб навестись на звезды?
- Так ведь знамо чего, стабильности и покоя. А это, если по уму, система всяких пружин и подвесов, демпферов и стабилизаторов.
- А если нет. Можно как-то по-простому?
- А по-простому, тупо - массивное основание, чтоб всякая дрожь гасилась на хрен. Чем тяжелее, тем лучше. Просто взять и привинтить гироскопы к охрененно тяжелой, подвешенной хоть на рессорах от паровоза железяке. Но где я вам возьму это в ракете? Все ж рассчитано - пересчитано.
- Слышь, - задумчиво сказал, возя пальцем по сукну стола, главный двигателист, - охрененно тяжелая, это сколько?
- Охрененно тяжелая, значит и килограмм в ней до хрена.
- Тебе полтонны хватит?
- Полтонны хватит. Вполне. А где это в ракете такое есть?
- В ракете нет. Но есть ЗАПАС ПО ТЯГЕ! Так, на всякий случай заложили. Может, конечно, и движок от этого так ревел, что мощнее получился. В общем, полтонны я гарантирую.
Все вопросительно посмотрели на КБ КР. Те судорожно двигали логарифмические линейки, бормотали что-то про площадь круга и удельный вес железа.
- В общем, так, берем листовую сталь, миллиметров 100 толщиной, вырезаем блин по диаметру отсека. Вес получается около 500 кг. Заодно этим усиливаем жесткость конструкции. По нагрузкам на корпус и по прочности есть запас, тоже заложили на всякий случай, переделки почти никакой.
Взгляды переместились на представителей КБ БО.
- Господи, пятьсот килограмм, блин в 100 мм, значит, все крутильные моменты не учитываем, все изгибы умножаем на ноль, да тут действительно хватит поставить в 3 плоскостях рессоры! И даже рессоры не надо, наша система подвеса выдержит эти полтонны, был ведь запасец, не хватало то чуть-чуть самОй инертной массы. Так что может и в 400 или даже 300 кг уложимся. Как влитая будет сидеть и лететь...
Тишина за столом сменилась бурным обсуждением, ведь все-таки это были Конструкторы и Инженеры, с самой большой буквы. И когда задача из административной стала чисто технической, решение в первом приближении было проработано буквально за час. Верное, заметим, решение, ибо учитывало самое главное - СРОК!
И очень вскоре был другой день, и был второй пуск, и пролетела ракета над 1/6 шара как "вдоль по Питерской", не отклоняясь от Истинного Курса. Вот только воронка, говорят, была на месте падения побольше обычного, ну да этого пусть супостат боится.
[свернуть]