История мировой космонавтики в филателии

Автор GREMLIN, 12.01.2009 16:29:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

magnus_z

Северная Корея, 1980 год, Michel № 2007. Фрагменты оригинальных иллюстраций, которые использовал  северокорейский дизайнер Ким Чен Джил:












magnus_z

Северная Корея, 1980 год, Michel block № 75. Фрагменты оригинальных иллюстраций, которые использовал  северокорейский дизайнер Ким Чен Джил:


















magnus_z

#1082


   8 июля 1976 гoдa в Пapaгвae выпyщeнa cepия мapoк, пocвящённaя кocмичecким иccлeдoвaниям и кapтинaм c cюжeтaми из гpeкo-pимcкoй мифoлoгии. Taкaя cтpaннaя cмecь oбycлoвлeнa иcключитeльнo и тoлькo жeлaниeм пoчтoвoгo вeдoмcтвa Пapaгвaя зapaбoтaть нa филaтeлиcтax-тeмaтикax, coбиpaющиx «Кocмoc» или «Живoпиcь».



   Ha мapкe нoминaлoм 4 гyapaни (Michel № 2827) кapтинa A. Meдини (A. Medini) и нaдпиcи «Уpaн» и «Aфpoдитa». Чтo этo зa кapтинa, я нe выяcнил, мeня бoльшe зaинтepecoвaл фaнтacтичecкий кocмичecкий aппapaт, нaпeчaтaнный cepeбpянoй кpacкoй. Пoд pиcyнкoм нaдпиcь «Пpoeкт Уpaн».



   Heдaвнo нaшёл иллюcтpaцию-пepвoиcтoчник. Oкaзaлocь, чтo фaнтacтичecкий кocмичecкий aппapaт выпoлнeн пo мoтивaм pиcyнкa oблoжки книги «Hayчнo-фaнтacтичecкиe иcтopии», выпycк 21, издaннoй в 1973 гoдy в ФPГ (Science Fiction Stories.-vol. 21. – Frankfurt a. M.: Ullstein Verlag, 1973). Aвтopoм иллюcтpaции нa oблoжкe yкaзaн Fawcett. В книгy вoшли нayчнo-фaнтacтичecкиe paccкaзы: Пoл Aндepcoн «Лaкoмый кycoк» (1953), Г. Ф. Лaвкpaфт «Дpyгиe бoги» (193 8) , Heйл P. Джoнc «Oтшeльник caтypниaнcкиx кoлeц» (1940), Maйкл Mypкoк «Пoющaя цитaдeль» (1963), Пoл Эpнcт «Ha Лyнe ничeгo нe пpoиcxoдит» (1939), Лyиджи дe Пacкaль «Бaшня» (1967).



   В этoй cepии мapoк Пapaгвaя фaнтacтичecкиe кocмичecкиe aппapaты вcтpeчaютcя eщё нa двyx пoчтoвыx миниaтюpax – oб oднoй из ниx я paccкaзaл в cтaтьe «Oбpaтнaя cтopoнa Лyны»:

http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_65.htm

napalm

А как Вы находите оригиналы иллюстраций? И откуда "исходники" этих северокорейских марок?

magnus_z

Цитироватьnapalm пишет:
А как Вы находите оригиналы иллюстраций?
По-разному. Часто в "фоновом" режиме - просто посматриваю картинки, читаю книги/статьи. Иногда случайно попадается. Иногда вспоминаю. Так было, к примеру, с этим:

http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_4.htm
http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_51.htm
http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_75.htm
http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_33.htm
http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_31.htm

Реже ищу целенаправленно, когда решил проработать тему. Делаю запросы в поисковиках. Анализирую. Пью кофе. Делаю вспомогательные запросы.  Думаю-анализирую. Пью много кофе. Прорабатываю наиболее вероятные источники информации - запросы в Инете, библиотеки, письма с вопросами людям. Анализирую. Пью очень много кофе. Собираю всё вместе, смотрю закономерности и причинно-следственные связи. Уже не могу пить кофе. Так было, к примеру, с этим:

http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_21.htm
http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_11.htm
http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_45.htm
http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_25.htm
http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_73.htm

Цитироватьnapalm пишет:
И откуда "исходники" этих северокорейских марок?
Там много всего интересного. Напишу в статье, там будет во взаимосвязи, развитии и с дополнительной информацией, иногда парадоксальной. И вообще одна картинка-оригинал оказалась перевёрнутой кверху ногами. В общем, скоро всё покажу-расскажу - с первоисточникам, иллюстрациями на обложках, пояснениями к картинкам из англо-итальянских источников, с типографским браком на марках, особенностях технологии печати, разновидностями, не описанным в каталогах и пр.

napalm


Leroy

Классная была бы книга! Подумайте об этом.

magnus_z

Конверт, прошедший почту и отправленный из Парижа 30 сентября 1950 года и полученный в алжирском городе Константина 8 октября 1950 года. Конверту без малого 65 лет. Такие почтовые отправления не редки, но интересны специальным штемпелем, который применялся в Париже 30 сентября 1950 года. На штемпеле надписи "Первый Международный конгресс по астронавтике", "30 сентября 1950", "Париж" и рисунок космического аппарата среди больших пятиконечных звёзд. Штемпель посвящён первому Международному конгрессу по астронавтике, который проходил в Париже с 30 сентября по 2 октября 1950 года.



Это было очень необычное мероприятие. За год до этого, в 1949, германское общество космических исследований "Gesellschaft für Weltraumforschung" из Штутгарта занялось подготовкой международной встречи обществ ракетостроителей, межпланетных путешествий и космических исследований. Но осуществить задуманное удалось только на следующий год, в Париже, при активном участии французского популяризатора астронавтики Александра Ананова. Было объявлено, что на конгресс приедет Герман Оберт, но в самый последний момент он отказался от поездки. Участников встречи было немного и, похоже, они чувствовали себя не в своей тарелке, по крайней мере, вот как их описывает участник тех событий: "Мы заметили несколько личностей, которые пришли очень тихо, часто прячась за колоннами, чтобы их не было видно, потому что тогда астронавтика считалась несерьёзным делом. Они дискредитировали себя, осмелившись заняться проблемами, которые вносят в чёрный список любого исследователя, как сейчас вносят тех, кто занимается биолокацией или пси-эффектом".

СССР и США проигнорировали парижскую встречу, поэтому без их участия, 2 октября 1950 года, было организовано совещание представителей восьми стран (Австрии, Аргентины, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Франции, Швеции), на котором объявили о создании Международной федерации по астронавтики.

Что же касается показанного выше конверта, то на его обороте календарный штемпель Константина и вставное клише с надписями, рассказывающими о достопримечательностях алжирского города: "Константина", "ущелья и скалы", "мосты - античность":



Парижский специальный штемпель 1950 года относится к "докосмической эре" и, насколько знаю, вторым "космическим" - первый тоже появился во Франции, это специальный штемпель Нанта 1947 года:


magnus_z

Гашение "День космонавтики" на картмаксимуме с маркой и открыткой "Спутник внеземной цивилизации:"



Корабль землян внизу, а сам инопланетный спутник - вверху.

magnus_z

http://www.fandom.ru/about_fan/sci_fi_philately_random.htm

Всё сразу не показать и не рассказать об этом, поэтому сделал случайную выборку пяти сканов знаков почтовой оплаты, конвертов, штемпелей и пр. по теме "Фантастика в филателии". Без пояснений, только картинки. При каждом новом заходе на страницу или обновлении окна браузера картинки меняются. Больше всего "космической" фантастики - проекты, картины. Но есть и писатели-фантасты, иллюстрации к книгам, кино и пр. Многое пока не выложил, но со временем тоже добавлю.

Приятного просмотра.

magnus_z



15 января 1972 года африканское государство Бурунди выпустило серию марок и блок «Завоевание космоса». На почтовых миниатюрах изображены американские и советские космические аппараты, а также астронавты на Луне. На марках нет ничего фантастического, но на поле блока нарисованы два необычных космических аппарата.



Один из них, станция-«бублик», был очень популярен в 1950-х – 1960-х годах. Впервые об этой станции рассказано в статье Вернера фон Брауна «Пересекая последнюю границу», опубликованной в американском журнале «Collier's» 22 марта 1952 года. Это очень известный проект, ему посвящено несколько марок и специальных штемпелей, поэтому для рассказа о станции–«бублике» понадобиться отдельная статья, здесь же ограничусь показом марки Адена, государства Куайти в Хадрамауте 1967 года (Michel № 116 A).



Второй космический аппарат позаимствован из концепта североамериканской компании «Martin Marietta Corporation».



Рисунок относится к концу 1960-х – началу 1970-х годов и встречается в книжно-журнальных публикациях. Так, он появился во втором издании книги Вильяма Р. Шелтона «Завоевание космоса человеком» (Shelton W. R. Man's Conquest of Space. – 2 ed. – Washington: National Geographic Society, 1972). Иллюстрация большого размера и напечатана на книжном развороте, на стр. 190–191. Вверху показана правая, бОльшая часть иллюстрации, размещённая на стр. 191.



В книге Шелтона нет пояснений к этому рисунку, указано лишь название компании «Martin Marietta Corporation».
На рисунке изображены космическая станция и находящийся вблизи неё корабль. Надписи «United States», «US» и рисунки звёздно-полосатого флага указывают, что станция и корабль принадлежат США. По оси вращения станции расположена ферма. Её назначение не очень понятно, но, судя по силовым цилиндрам и вращающемуся основанию, ферма может быть механической «рукой», предназначенной для погрузочно-разгрузочных работ в космосе.
На иллюстрации хорошо видны два небольших космических буксира, оснащённых манипуляторами. Один из буксиров перемещает бак с топливом к космическому кораблю (на рисунке он сверху).





В 1971 году по мотивам иллюстрации «Martin Marietta Corporation» был выполнен рисунок для марки Аджмана (Michel № 965), выпущенной в серии «Будущее исследование планет». Рисунок марки упрощён, исчезли некоторые детали (надписи, работающие в космосе астронавты, один из буксиров и т. д.), но остались космическая станция с фермой, космический корабль и буксир, транспортирующий топливный бак.



Но на этом история блока Бурунди не закончилась. В апреле 1972 года был выпущен ещё один тираж, с дополнительной надписью «APOLLO 16» и отсутствием надписи «Poste aerienne» (авиапочта) на каждой марке. Дополнительная надпись выполнена чёрной и золотой краской, причём это не надпечатка, сделанная на ранее отпечатанном тираже, а отдельный тираж, в котором надпись печаталась вместе с изображением. Это хорошо видно на сохранившихся архивных материалах.
В архиве типографии «Fournier» обнаружились листы блока Бурунди с печатью одной краской. Внизу показаны части печатных листов, на которых видны кресты (метки приводки), шкалы контроля качества печати и служебные надписи.

Голубая краска:



Пурпурная краска:



Жёлтая краска:



Золотая краска:



Обратите внимание, что надпись «APOLLO 16» напечатана вместе с рисунком блока.

В архиве также были листы с отпечатанными и несовмещёнными двумя красками – жёлтой и пурпурной:



Отпечатанные одной краской листы из архивов некоторых типографий не являются чем-то необычным, на аукционах они не редкость. Но листы блока Бурунди – особенные. Дело в том, что по непонятной причине все краски не соответствуют тем, которыми в действительности отпечатан блок. Так, вместо показанной выше голубой краски при печати блока использовалась пурпурная, вместо жёлтой – голубая, вместо пурпурной – жёлтая, а вместо золотой – чёрная.

Я сделал компьютерную реконструкцию блока Бурунди, совместив изображения листов из архива типографии. Получилось немного бледновато (в реконструкции нет чёрной краски, потому что её не оказалось в архиве) но в целом верно:


magnus_z



30 декабря 1959 года в Монголии выпущена серия почтовых марок, посвящённая лунной программе Советского Союза. На марке номиналом 30 мунгу (Michel № 178) изображён странный космический аппарат на фоне звёздного неба, далёкой Земли и близкой Луны. Рисунок поясняется надписью «Лунник 1959».



Также был выпущен конверт первого дня, на штемпеле которого почему-то указано 31 декабря 1959 года.



Через четыре года, 9 мая 1963, в Венгрии появилась серия почтовых марок, на рисунке одной из которых (Michel № 1914) воспроизведена марка Монголии со странным космическим аппаратом.

Как оказалось, на рисунках почтовых миниатюр изображён не абстрактный космический корабль, у него есть реальный прототип, который совсем не случайно оказался на марках, посвящённых «Луне–1». Дело в том, что в СССР конца 1950-х космическая программа была засекречена, и в средства массовой информации передавалось очень мало сведений, причём зачастую это была сознательная дезинформация. Поэтому западные аналитики часто ошибались, пытаясь представить внешний вид советских ракет-носителей и космических аппаратов. Так произошло и с автоматической межпланетной станцией «Луна–1», за которую приняли модель фантастического стратоплана.



2 января 1959 года, когда весь мир узнал о советском «Луннике», информационное агентство «United Press International» (UPI) по фототелеграфу распространило фотографию модели фантастического стратоплана на стартовой площадке. Фото сопровождал сенсационный текст:
«Торонто, Онтарио, 2 января. Фото, недавно полученное из чехословацкого источника, показывает модель советского лунного стратоплана, который полагают похожим на тот, который, по утверждению русских, достигнет Луны в воскресенье 4 января. Масштабные модели автобуса и вертолёта дают представление о размере русской ракеты».



Фотографию напечатали многие газеты. Сопроводительный текст корректировался исходя из вкусов редакторов, поэтому в газетах он может отличаться от оригинального текста UPI. Вверху показан фрагмент страницы газеты «The Kingston Daily Freeman» за 3 января 1959 года.
Фотографию и текст UPI растиражировали по всему миру, и фантастический аппарат стали ассоциировать с «Луной–1». Вот так благодаря советской сверхсекретности и западной ошибке на двух почтовых марках появился фантастический суборбитальный корабль.



Модель на фотографии изготовлена в 1958 году по рисунку из популярного советского журнала «Техника-молодежи». Это иллюстрация Юрия Случевского к статье профессора Георгия Покровского «Зодчество в космосе» (Техника-молодежи. – 1957. – № 12). Модель очень точно повторяет детали рисунка, в том числе автобус у стартовой площадки. Принципиальное отличие от рисунка лишь в отсутствии крыльев в верхней части модели.
В статье «Зодчество в космосе» рассказывается о межконтинентальных ракетах и их мирном использовании в будущем. На иллюстрации изображена гигантская «геокосмическая ракета» (так она называется в статье), предназначенная для межконтинентальных суборбитальных космических полётов.



В статье нет подробного описания стратоплана, но есть рисунок, который многое проясняет – он показан вверху. Журнальная подпись к рисунку: «Разрез части геокосмической ракеты, которая уходит за пределы атмосферы». На иллюстрации вторая и третья ступени, над которыми располагается крылатый аппарат с людьми и грузом. Здесь первая ступень не показана, но судя по рисунку Ю. Случевского, она состоит из двух независимых крылатых частей, похожих на огромные самолёты. По их форме можно предположить, что первая ступень может использоваться многократно, и её крылатые части возвращаются на Землю для подготовки к новым запускам.



Профессор Покровский не только писал технические статьи, но и хорошо рисовал, в книгах и периодике 1920-х – 1980-х можно найти много его рисунков. В архиве РИА Новости хранится негатив, сделанный фотографом Михаилом Кулешовым в июне 1961 года – на нём репродукция картины Покровского «Запуск межконтинентальной транспортной ракеты». Картина выполнена маслом на холсте и показывает взлёт геокосмической ракеты. Работают двигатели первой ступени, и ракета поднимается над стартовой площадкой. Не известно, почему в статье «Зодчество в космосе» нет репродукции этой картины. Возможно, она была нарисована после публикации статьи, или не подошла по техническим требованиям к журнальным иллюстрациям, и поэтому была заменена иллюстрацией Ю. Случевского, который выполнил свой рисунок по картине Покровского.

magnus_z

Угoл пeчaтнoгo лиcтa из apxивa типoгpaфии «The Format International Security Printers Ltd». Этo фpaгмeнт пeчaтнoгo лиcтa блoкa эмиpaтa Pac-эль-Xaймa 1971 гoдa (Michel № 101), пocвящённoгo нacтoящeмy и бyдyщeмy coвeтcкoй кocмoнaвтики: пoлётy кocмичecкoгo кopaбля «Coюз–11» к opбитaльнoй cтaнции «Caлют» и бyдyщeй cтaнции «Caлют», кaкoй eё ceбe пpeдcтaвляли зaпaдныe экcпepты.



В гoтoвoм видe блoк выглядит cлeдyющим oбpaзoм:



Угoл пeчaтнoгo лиcтa интepeceн тeм, чтo нa нём ecть тexнoлoгичecкиe мeтки.

Cлeвa oт блoкoв pacпoлoжeн клaпaн пeчaти шиpинoй 12 мм. Oн oгpaничeн кopoткoй вepтикaльнoй линиeй, нaнecённoй ввepxy лиcтa и нa кoтopyю yкaзывaeт cтpeлкa c нaдпиcью «GRIPPER». Клaпaн пeчaти пpeднaзнaчeн для зaxвaтa пpи тpaнcпopтиpoвки пeчaтнoгo лиcтa в пeчaтнoй мaшинe. Изoбpaжeниe н нём нe пeчaтaeтcя, и oн вceгдa ocтaётcя пycтым.

В вepxнeй чacти лиcтa нaпeчaтaны мeтки пpивoдки (кpecты) – cлeвa oт ниx pacпoлoжeнa нaдпиcь «KEY». Meтки пpивoдки нyжны для coвмeщeния кpacoк пpи мнoгoкpacoчнoй пeчaти. Ha oттиcкe coвмeщeниe кpacoк oчeнь xopoшee и, cyдя пo мeткaм, блoк oтпeчaтaн чeтыpьмя кpacкaми: гoлyбoй, пypпypнoй, жёлтoй и чёpнoй.

Чтo cтpaннo, тaк этo oтcyтcтвиe мeтoк peзa, нa кoтopыe opиeнтиpyeтcя peзчик пpи paзpeзaнии пeчaтныx лиcтoв нa мapoчныe блoки. Вoзмoжнo, имeннo пoэтoмy был дoпyщeн гpyбый тexнoлoгичecкий бpaк – пeчaтный лиcт paзpeзaн cпpaвa пo кpaю кpacoчнoгo пoля блoкoв. Бpaк пoпaл в apxив «The Format International Security Printers Ltd», a oттyдa, чepeз нecкoлькo pyк, кo мнe.

Hy, a пoдpoбнo oб этoм выпycкe я paccкaзaл в зaмeткe «Фaнтacтичecкий Caлют»:

http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_22.htm

magnus_z

Давно хотел посмотреть, что нарисовано под золотой краской марок Островов Кука 1980 года, выпущенных к 350-летию смерти Иоганна Кеплера:







Поэтому когда попались материалы из архива испанской типографии "Fournier", то взял их.

Голубая и жёлтая краски:



Голубая, жёлтая и пурпурная краски:



Голубая, жёлтая, пурпурная и чёрная краски:



Золотая краска:



Что же касается фантастики, то на марках:

Проект американской космической станции на 100 человек (о ней я писал здесь - http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_73.htm ):



Проект лунного корабля фон Брауна (о нём я писал здесь - http://www.fandom.ru/about_fan/zubakin_65.htm ):

magnus_z

Непонятно почему, но очень редкие "арабы" - Манама 1972 год, "Аполлон-15" (Michel №№ 1062, a1062, b1062, c1062, d1062). Зубцовые марки CTO не редкость, а чистые найти сложно.

На марках иллюстрации к американским космическим проектам PEGASUS, ROMBUS, DEIMOS, HYPEREION. Рисунки позаимствованы из книги Филипа Боно и Кеннета Гатланда "Перспективы освоения космоса" (Bono P., Gatland K. Frontiers of space. - 1969):











Petrovich

ЦитироватьLeroy пишет:
Здорово!
И главное интересно !
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Leroy

Изумительна историко-исследовательская работа, которую ведет уважаемый топикстартер.
Жаль, на книгу он не соглашается. Я бы купил.

Petrovich

может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...