ПРО МАКС в Жуковском

Автор Дмитрий from 336, 16.08.2005 00:41:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

VK

ЦитироватьДык судя по датам и фоткам она там разве что в разгрузке Клипера не участвовала :),
МАКС вообще-то 16-го открылся, для специалистов - по бизнес-билетам за 1200 р. и для всяких делегаций. А для организаций-участников и вообще с 14-го, когда туда всякую всячину начали привозить. Я, например, 15-го целый день там проболтался, уже было что посмотреть.

Так что эта девица в разгрузке, может, и не участвовала, а кто-то из ее знакомых-родственников - наверняка. Папа, например.  :roll:

ptroyev

а якубович в клипере будет? :)

X

как я на макс ездил

ездил первый раз в жизни и остался очень доволен всем - начиная от трансфера и кончая высшым пилотажем. Сначала про трансфер : по совету бывалых  добирался до места эконом-классом - электричкой с казанского вокзала до станции 42 км.  Это оказалось действительно мудро ибо даже на казанском я с трудом нашел сидячие места , на выхино толпа уже просто заколачивала тела внутрь вагона. 42 км также оказался удачным выбором , ибо вся эта толпа вышла на 2 остановки раньше в Отдыхе , мгновенно создав давку на перроне (и это утром в пятницу!). Я же как белый человек неспеша купил билет прямо у платформы 42 км и автобусом прибыл к ильюшинским проходным ЛИИ.  С прохождением металлоискателя повезло меньше , тк очередь в коей я стоял обслуживала какая-то тормозная тетка , долго ощупывавшая всех проходящих.  
 От указанных проходных до павилионов по полю км полтора , вся полоса уставлена авиатехникой , в том числе и американской . Быстро сфотографировав негров-пайлотов возле B1-B и F15 пошел в павилион J  ,  где тусуются космические фирмы. На входе - Космические войска с макетами ракет и спутников : Глонасс , Протон, Ангара - в принципе ничего нового для себя я там не узнал , дальше было ЕКА , Лавочкин, Энергия,  ЦСКБ и прочие . У Лавки был здоровенный "Фрегат" - не думал что он такой большой , может даже настоящий,  и стенд с описанием их былых достижений. Самарцы хвастались макетами семерочного семейства, фотографией Москвы и спутником Ресурс. Энергия понятно - Клипером . Макет стоял отдельно , стоял еще макет "корабль на ракете типа Союза". Возле него стояла девушка , на вопрос - а что дескать за ракета ? - девушка покраснела и принялась объяснять что на самом деле это просто вот такая ракета ,  а Клипер полетит на Союзе-3 , а может на Зените или даже Ангаре,  а все только проектируется и она ничего не знает больше.  Полноразмерный корабль стоял на улице , но в него была очередь . стоять не хотелось поэтому осмотрел реальный СА Союза рядом.  Разглядел сопла двигателей управления спуском и устройство теплозащиты.
 ЕКА представляло постеры , стенды и макеты АТВ и МКС. Внезапно выяснилось что в специально огороженном закутке ЕКАвцы читают доклад про МКС. Сел было слушать , но тут он и кончился. Доклад был про ихние эксперименты на станции и заканчивался оптимистичным списком приборов которыми они будут мощно все исследовать на Колумбусе и Дестини.  Правда тут же обрадовали , что будет еще доклад через 2 часа. 2 часа ходил смотрел самолетные выставки и пилотаж ,  потом вернулся. На этот раз товарищ Антонио Верга рассказывал как они вместе с Самарой делали миссию Фотона М2 этим летом. Интиресно.  И устройство , и как они эксперименты готовили и как сам полет . Не постеснялись показать таблчку со стоимостью каждого эксперимента (потом выложу) - всего на 12 миллионов (видимо евро) и еще говрит мы Роскосмосу столько же заплатили. Но результатом довольны  и еще будет Фотон М3 через год. Не удалось всего пара экспериментов , например ФАВОРИТ - генератор кислорода круче Электрона. Вергу этого спросили мол в чем дело-то было - тот тоже помялся , "ну знаете" говорит ," это ж электролиз , кислород  там водород , не дай бог гремучая смесь - рванет ведь . Так мы датчики поставили на определенную концентрацию на всякий случай и один датчик ложно сработал и отключил все нахрен , а почему - до сих пор непонятно."
Ладно иду дальше - на ноуте крутится тренажер стыковкм АТВ с МКС , знаете черный такой экранчик с перекрестьем и цифрами, ну сразу видно - Энергия делала. Смотрю - написано KURS .  Это для меня было новостью - Курс на АТВ. Тут мужик подошел , разрулил все . Курс , да , но не совсем тот и не в том смысле как на Союзе и лазеры эти никто не отменял .  Что еще . Стыковаться говрит будет чисто в автомате , никакого ТОРУ, а отважные космонавты могут выдать разве что команду на отмену стыковки пока не поздно. Стыковка только к Звезде ,  как раз говрит этой ночью поставили последнее необходимое туда , так что мол в 2006-м может быть первая удачная стыковка со всей этой лазерщиной. А что, спрашиваю , разве уже были неудачные ?  Нуу , говорит , мы вообще-то еще на Мире-Прогрессе экспериментировали , и мол когда вот в тени - все зашибись , а чуть на солнце - дак такие блики , что вообще никак. Вот.  АТВ этот на станции будет до полугода висеть , а может и больше. Да , говорю, дак в ём жить можна! Мужик сразу оживился :  да , действительно есть такой проект - сделать на базе АТВ обитаемый модуль ,  а ежели потом 2 модуля состыковать получится орбитальная станция ,  и вообще как я понял ЕКА видит в АТВ не только грузовик , а практически родоначальника новой серии. Практически ТКС.
 На этом космическая часть Макса была практически исчерпана. Посмотрел еще скафандры у НПО Звезда , макет ПН Стрелы , стенды Южного и КБОМа но ничего оттуда нового не почерпнул.  
 Единственно - что впечатлило - так это пилотаж , наших и итальянцев , но это тут оффтоп.
Обратно возвращался той же "тропой белого человека" через 42 км и снисходительно смотрел  (сидя!) как на Отдыхе вся эта толпа пыталась залезть в вагон (получилось не у всех!)

slipstream

Цитировать[..]
Полноразмерный корабль стоял на улице , но в него была очередь . стоять не хотелось поэтому осмотрел реальный СА Союза рядом.  
[..]

Очередь периодически сбрасывалась заявлением что сейчас будет технический перерыв на час-полтора часа =)

N2H4

Цитировать...42 км также оказался удачным выбором ...
Ну вот раскрыл секретную тропу, теперь все ломанутся  :)  :)  :)
Я этой тропой с 99-го года пользуюсь, действительно удобно.

Старый

ЦитироватьВот точно приду в субботу в павильон J, на Старого посмотреть. Когда он будет ходить вокруг РД-191  :)
И "мы продолжим былую беседу..."
Хрен там! Нету там РД-191! Кто хочет посмотреть авиацимю - едьте. Самолётов много, красивые, летают, красиво. Кто хочет посмотреть космонавтику - не едьте. НИЧЕГО НЕТ.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьЕдинственно - что впечатлило - так это пилотаж , наших и итальянцев , но это тут оффтоп.
Полностью согласен с данным оратором. Золотые слова!
 Моё впечатление отличилось от его только тем что из космической техники меня больше всего впечатлил союзовский СА который стоял рядом с Трипером, а есовский доклад я слушал про плазменный кристал, даже кино показывали.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитироватьпавильон "J" это какраз Роскосмос!!!!
рядом и клипер...
И что же вы хотели показать на стенде хруников? Эту замореную фотографию УРМа без наружного трубопровода?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Цитировать
Цитироватьпавильон "J" это какраз Роскосмос!!!!
рядом и клипер...
И что же вы хотели показать на стенде хруников? Эту замореную фотографию УРМа без наружного трубопровода?
Э-ээ, Старый!
Понимаю, что такого Старого перца как Вы не поймать на "слабо". Может, встретимся?
На электрозаводской? В павилионе ( Мнээ.. J?).
Ваши фотографии я видел. Интересно: узнаю?

мне нравится ваш стиль (с) не помню

slipstream

кроме J и Клипера, кстати, фрагмент космичско-мактной тематики окопался и в соседнем F (экспозиция ЛИИ имени Громова)







X

А вот скажите , имеет ли смысл сканировать и выкладывать тута проспекты НПО ПМ ,  Хруничева и ЕКА ?  Там есть красивые картинки Экспресса-АТ ,  Луча 5А , МКС и еще чего-то. Тот же вопрос про фото стендов.  У меня например есть с описанием проекта KSLV и лавочкинский.  Ах да ! Чуть не забыл листовку с пресловутым РД-191.

Lin

Театр начинается с вешалки, а МАКС для меня начался с вокзала. На вокзале, почему-то нас не пустили в обычные пригородные кассы, а отправили куда – то наверх, на платформу. Направили работники РЖД, аргументируя это тем – что там очередь меньше. ОЧЕРЕДЬ БЫЛА ПРОСТО ГИГАНТСКОЙ ! Такого я не видел давно ! Это просто маразм. Я пытался купить билеты у спекулянтов, купить место в очереди... потом мне это  надоело я пошел вниз и купил билеты там почти без очереди !! ЗАЧЕМ РАБОТНИКАМ РЖД НАДО БЫЛО ЗАГОНЯТЬ ВСЕХ НАВЕРХ ! Далее был бег на поезд и езда в жутко набитом вагоне !
Почему нельзя было пустить дополнительные поезда ? почему нельзя пустить автобусы (пусть платные) с вокзала ? ПОЧЕМУ ? эх...
От станции нас доставили на поле быстро и почти без проблем. Автобусов действительно было много. Но, дальше нас опять ждал неприятный сюрприз, просто огромные очереди на входе! Отстояв час (!!!) наконец – то попали на поле. Правда, скрывать не буду, стоя в очереди, мы любовались прекрасным пилотажем, который разворачивался в небе над нами.
Конечно же сразу мы двинулись к "Клиперу". Но там нас ждало некоторое разочарование.
"Клипер" оказался весьма аляповато выполненным макетом (даже муляжей рулей поворота на килях я не увидел). Стоявший рядом "Союз" не мог не порадовать, но... почему-то на нем был андрогинный стыковочной узел, а не узел "Курса", также отсутствовали антенны системы стыковки ! Странно... Далее на снова ждала очередь ! Хочу сказать, что салон был перенасыщен народом, очереди везде – в платки с едой (ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОСТАВИТЬ ИХ БОЛЬШЕ ?), в туалеты. А очередь в "Клипер" – отдельный разговор. Если вы поедите на МАКС в воскресенье – НЕ СТОЙТЕ В КЛИПЕР. Внутри еще страшнее чем снаружи ! Кресла чуть ли не из автомобиля, уменьшенный парашютный контейнер, дабы туристы в него не бились, странные экраны – все как в оооочень дешевом боевичке про космос.. Какое же убожество ! Очень – очень меня расстроило все это :( Я конечно понимаю, пиар для широких масс... но все равно – остается вопрос ЗАЧЕМ ?
Пробежка по павильонам подняла настроение... Обтекатель "Стрелы" с "Кондором", разгонный блок "Фрегат – СБ", опять тот же клипер на чем то страшном (вроде "Союз-3"), плакат с "Паромом", Европейские поделки и "Ангары", "Боры" и Детские модели ракет (которые весьма красивы и интересно сделаны).
Далее было "выпадение в осадок" от цен на еду... маленькая порция шашлыка – 300 р, сосиска – 70 р ! Я конечно понимаю что капитализм... НО СОВЕСТЬ ГДЕ ? Билет – уже 300р, электричка 80... у меня стипендия – 500р !!!! Цены ужасные и оторванные от реальности...Далее была беготня по полю и фотографирование...
Очень усталые мы вернулись в Москву почти без давки в поезде...
Общие впечатления – скорее плюс, чем минус, но салон стал хуже ! Я был на всех, начиная с 1991 года.. и капитализм все больше побеждает... деньги – деньги-деньги... все очень дорого, много посторонней рекламы, много пиара, много людей, которые пришли просто пошляться и выпить пива... А техника, в основном все та жа ... все те же макеты кочуют с салона на салон... Конечно день прошел не зря... даже книженцию купил интересную на стенде "Машиностроения"... но... может меня заразил форум НК.. я стал воспринимать все со страшным скептицизмом ! Некоторые стенды чуть ли не смех вызывают... Воть... в общем привожу еще фотки и еще раз напоминаю – НЕ СТОЙТЕ В КЛИПЕР (извините за такое слово - ЛАЖА)

     
             
 
В фотографиях  в том числе - толпа в электричке, страшные мусорные кучи (ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОСТАВИТЬ КОНТЕЙНЕРЫ ?), и непонятный аэростат ( - гусары молчать) !
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

slipstream

ЦитироватьА вот скажите , имеет ли смысл сканировать и выкладывать тута проспекты НПО ПМ ,  Хруничева и ЕКА ?  Там есть красивые картинки Экспресса-АТ ,  Луча 5А , МКС и еще чего-то. Тот же вопрос про фото стендов.  У меня например есть с описанием проекта KSLV и лавочкинский.  Ах да ! Чуть не забыл листовку с пресловутым РД-191.

Надо :) В крайнем случае на Авиабазе в подфоруме МАКС-2005 они точно не помешают.

slipstream

ЦитироватьОтстояв час (!!!) наконец – то попали на поле. Правда, скрывать не буду, стоя в очереди, мы любовались прекрасным пилотажем, который разворачивался в небе над нами.

В которой кстати очереди? Тем кто собирается ещё идти — есть разница в зависимости от типа проходной — в пятницу на первом входе час это была скорость "правых" очередей через тент со стационарными металлоискателями и столами, причем самая левая из них была узкая и продвигалась за 30-40 минут, левые для прохода без сумок видимо ещё быстрее.

По поводу еды, авиашоу это зрелище, так что, например, в киношных кафе приблизительно такие же тенденции ;) Но, рядом со мной при досмотре разгружали мощнейший рюкзак с минералкой, сухарями и чем-то ещё, причём судя по фотоаппарату человеку не поплохело бы и на месте это купить. Впрочем он мог быть ещё и на машине, тогда это конечно просто привычка минимальную еду с собой возить. Я вообще на ходу на жаре не советую что-то кроме минимума минералки употреблять.

Меня цены наоборот порадовали, т.е. отсутствие дополнительной платы за шастание внутри макетов и самолетов, впрочем кроме сидения взрослых в некоторых истребителях ;) Бахилы кстати в Клипер выдавали так, а не за деньги.

С туалетами вот что, либо конечно настолько резко больше людей было, но скорее может быть Вы просто не обратили внимания — там кроме кабинок биотуалетов как минимум рядом с бизнес-трибуной есть отдельное одноэтажное здание нормальных туалетов с умывальниками, в пятницу там весь день не было очередей и я туда спокойно руки мыть заходил.

Василий

Прошел весь МАКС. Видел много журналов и книг по авиации, а также стендов редакций. Стенда НК не увидел. На развалах НК и МПК тоже не продают.
Видимо, это позиция редакции, Хотя Салон посетило уже свыше 500 тысяч человек. Может из них хотя бы 0.1% стали бы подписчиками НК.
Последние 2 салона космонавтики вообще не было. На этот раз кое-какая появилась, но с авиацией не сравнится- в 1000 раз меньше.
На салонах, впрочем, наибольшее удовольствие получаю от пилотажа. Второй раз , после 2003, прилетели итальянцы -отлично! Да и наши стали больше, чем четырьмя самолетами летать (Стрижи+Витязи сразу).
Интересно, что в 2003 стоял час, чтобы войти на поле, а сейчас за 15 минут проверили

Bell

ЦитироватьПрошел весь МАКС. Видел много журналов и книг по авиации, а также стендов редакций. Стенда НК не увидел. На развалах НК и МПК тоже не продают.
Видимо, это позиция редакции, Хотя Салон посетило уже свыше 500 тысяч человек. Может из них хотя бы 0.1% стали бы подписчиками НК.
Ага! На салонах нифига не выставляемся, зато старые номера в инет - не выкладываем! Типа - подписывайтесь   :evil:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

ааа

ЦитироватьПрошел весь МАКС. Видел много журналов и книг по авиации, а также стендов редакций. Стенда НК не увидел. На развалах НК и МПК тоже не продают.
Видимо, это позиция редакции, Хотя Салон посетило уже свыше 500 тысяч человек. Может из них хотя бы 0.1% стали бы подписчиками НК.
Последние 2 салона космонавтики вообще не было. На этот раз кое-какая появилась, но с авиацией не сравнится- в 1000 раз меньше.
На салонах, впрочем, наибольшее удовольствие получаю от пилотажа. Второй раз , после 2003, прилетели итальянцы -отлично! Да и наши стали больше, чем четырьмя самолетами летать (Стрижи+Витязи сразу).
Интересно, что в 2003 стоял час, чтобы войти на поле, а сейчас за 15 минут проверили

Ну, справедливости ради, МПК я все же видел в одном месте. А вот НК не было, первый раз, по-моему, за все выставки.
Насчет организации. Я был в субботу, приехал в начале десятого. Все было отлично: без сучка и задоринки, никаких очередей нигде, ни на автобус, ни на металлоискателях, ни в туалеты. Хотя в "Клипер" стояло человек пятнадцать. Но я этой фигней не соблазнился, некогда было, "Союз" фотографировал, а потом "Боры".  :)
Имхо, лучший салон за все годы. Гвоздь - коллекция "Боров" от ЛИИ.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

freinir

Увидел нечаянно я НК!!!!
в уголке ангара они расположились

ptroyev

эх.. не успел внутрь клипера, в 14-30 очередь обрезали, думаю ниче не упустил- бутафория.
зато союз 14 облазил, на котором калери спускался,
один посетитель выставки пытался оторвать кусок торчавшего покрытия
похожего на гудрон, но не смог и констатировал "похоже настоящее" )
для себя ничего особенного не вынес, практически тоже самое что
и на макс 2001, те же туалеты и шашлык. только вот итальянцы и переводчик посмешили,
не говоря уже о снайпере- метателе листовок.. ну ни разу не попал
хотя чмаль вел ровно -)
и жаль что b1b не летал в вск

X

Вот  некоторые мысли про МАКС
Посещение МАКСа.

Всего хотели приехать по моим подсчетам человек 12-14, однако к назначенному времени собрались только 8 – это были я, Виталий, Олег, Сергей, Женя и Герман Андрианович с внучатами. Отмечу что на МАКСе встретился еще с двумя нашими и получил СМС от linlin,  но ответную послать не смог - сеть была практически все время занята. Встретившись в центре зала на «Электрозаводской» и выждав 15 минут мы пошли к кассам на поезд. Отстояли очередь на десять минут за билетами и вот мы в пути. Сидячих мест не было – стояли до «Отдыха». Прочитав в форуме что ехать лучше с платформы «42 км» решили доехать до туда, но «наша» электричка на 42 км не останавливалась, а вот следующая через 10 минут – останавливалась. Подождали ее на Отдыхе. Заодно встретились с Владимиром с 2-мя товарищами и поехали дальше. Как в этом году обстояли дела на «Отдыхе» я не знаю, но на «42 км» народу было тоже не мало. Билеты все стоили по 300 рублей, так что кто там в телевризоре говорил о льготных билетах для детей, например, вводили в заблуждение. Сами билеты продавали тут же люди в фирменных максовских футболках и кепках. Скопившуюся людскую массу рассаживали в подходившие один за одним автобусы. При посадке был первичный досмотр, однако если бы в этой толпе уже что-то произошло – праздник был бы испорчен – взрывы несколько лет назад террористок в Тушино при входе на рок концерт продемонстрировали это. Вообще все эти меры безопасности (нет, я не хочу сказать что они были излишними) - они носили какой-то половинчатый характер. Так, например, перочинные ножи при входе изымались, но на территории выставки _продавались_ не только перочинные, но и туристические ножи и даже тесаки – проблем не было. Путь от станции до проходных ЛИИ занял несколько минут – он был короче чем путь от «Отдыха», досмотр при входе занял существенно больше времени – заставили даже включить видеокамеру и выложить на стол  все из карманов. После входа сразу был замечен Ту-144. Причем даже два. Меня вот что всегда удивляет – все эти самолеты (имеются ввиду даже действующие пассажирские) стоят под открытым небом в любую погоду – дождь, солнце и как-то мало кого волнует что материал корпуса в основном это не особо коррозионностойкий алюминиевый сплав под заклепки, который склонен к образованию трещин при нагрузках. Понятно, что примерное количество разных циклов нагружения ведущих к усталостной потере прочности известно, понятно что есть коэффициенты на запас прочности, понятно что покрашено, однако вот ближе к концу срока службы разве не могут случаться всякие неприятности с конструкцией планера, особенно когда он хранится под солнцем или омывается кислотными дождями? Всякие горлопаны от авиации тут же станут мне тыкать всевозможными нормативами и прочими отписками, которые созданы с единственной целью –убедить генералов что до 665 полета в любом случае техника еще «ого-го» и вполне будет надежно летать, но если не слушать идиотов, а повспоминать разные истории, которыми так богата авиация, то сразу вспоминаются аварийные случаи, связанные со старением материалов: неожиданное разрушение стоек шасси, нелепые трещины в плоскостях и прочее. В конце концов -  отлетевшие заклепки – это не только больная фантазия из лукьяненковского «ночного дозора». И это – то, что бывает доподлинно известно,  а найти усталостную трещину после катастрофы и доказать что именно она - причина происшедшего – нереально, поэтому проще списать на трупы – излюбленная практика отечественной авиации. Вот в связи со всем этим и напрашивается вопрос – почему не хранятся самолеты в ангарах и эллингах? Дорого? Вот в американских фильмах всегда показывают что их военные самолеты стоят в ангарах. А у нас? А вот теперь не о военных – чего о них говорить? В крайнем случае одним станет меньше – невелика потеря, а вот с многоместными гражданскими лайнерами как быть? По моему глубокому убеждению самолеты оставленные хотя бы на один сезон без полетов должны консервироваться в ангарах, иначе они уже превращаются в хлам, как и любая иная техника (кроме паровозов, конечно). Но вернемся к выставке. Практически сразу мы подошли к американской военной технике – самолетам В-1В и истребителям. Бомбардировщик имел собственное имя – «Черная вдова» и уже этим напоминал о борьбе с терроризмом. Они, интересно, специально именно этот самолет сюда послали? А вообще американцам не откажешь в чувстве юмора – я не уверен, например, в том, что им НЕ был известен точный перевод на русский язык слова «Thrust» в значении «Сила тяги», но на плакате с характеристиками ихнего летающего танкера в соответствующей графе было написано «Толчок» (хотя это тоже перевод, конечно)... Умение подшутить над собой – признак уверенного и сильного человека, чего не скажешь, например, о комментаторе полетов на МАКСе. Я вообще редко высказываюсь в резкой форме о людях, даже когда их поступки мягко говоря не отличаются порядочностью – потому что не все нюансы могут быть известны. Но это как раз тот случай, когда с полной определенностью можно сказать что этот комментатор - полный мудак. И даже больше – провокатор и козел, каких мало. На месте организаторов МАКСа я бы его уволил без выходного пособия да еще оштрафовал бы. А заодно уволил бы руководителя полетов или кто там у них отвечает за то, что и когда будет говорить этот диктор. А дело вот в чем – в программе полетов был включен показательный полет американского СТРАТЕГИЧЕСКОГО БОМБАРДИРОВЩИКА B-1B. Не того, который стоит на выставке, а аналогичного. Этот самолет делает четыре круга на разных режимах, которые комментируются для публики, а затем приземляется. Следующим пунктом программы значится выступление отечественной пилотажной группы на истребителях МиГ-29. Естественно пилотажная группа делает не просто пролеты, а в течении пяти минут показывает фигуры высшего пилотажа как группового, так и одиночного. Естественно это вызывает чувство законной гордости за отечественную промышленность и мастерство избранных летчиков и тут совсем излишне кричать в толпу «Слава России и ее пилотам-асам» и прочие ура-патриотические лозунги – и так все понятно. Однако если бы дело ограничивалось только этим... При окончании группового пилотирования диктор позволяет себе добавлять что ТАКИЕ летчики и ТАКИЕ боевые самолеты с настоящим вооружением нужны мол для того, чтобы разные всякие там СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ не летали над нашими головами. Произносится это соответствующим тоном с претензией на двусмысленную шутку и ему вероятно кажется что это верх остроумия. Не знаю как кому, а меня всегда мутит от такого рода записных подпевал – наверное слишком много видел таких, кто при смене режима тут же успел поменять пластинки и из пламенных ленинцев тут же перекрасился в адептов перестройки, затем удачливых кооператоров и на данный момент в бизнесмено-демократическую шизу и прочих хозяев жизни. Тут действовал какой-то нехитрый механизм – кто сильнее и безогляднее всех орал за построение коммунизма, всеобщее братство и величие СССР – тот быстрее всех стал агитировать грызть глотки другим и оттяпывать в свои карманы общественные ресурсы. Оправдатели преступлений и толкователи всяческих проступков, равно как и подстрекатели людских масс всегда оставляют жалкое впечатление как личности, но зачастую они хорошо обласканы властью. Это просто такой тип людей – им с детства внушили что кто громче всех кричит – тому больше достается –и надо просто сориентироваться что именно кричать в конкретной ситуации и все будет нормалек, потому что главное в их деятельности не чувство любви, справедливости или какая-то идея, а собственное благополучие. Вот поэтому и руководителя полетов я бы тоже заменил – наверняка именно в угоду ему этот диктор визжал в микрофон псевдопатриотические речевки и лозунги, недостойные благородных людей. Думаю что американцы перевели этот пассаж и он был им неприятен, тем более что их, очевидно, сюда все же приглашали и они были здесь ГОСТЯМИ.
Вернемся, однако, на выставочную полосу. Что там запомнилось еще? Фонарь (остекление кабины) на F-16 был такого цвета, как показывают в фильмах – ядовитого светло-светло-зеленого. Американские летчики (в том числе и негры) – как будто вышедшие из типового голливудского фильма про пилотов – все аккуратно подстриженные, подтянутые, небольшого роста, белозубоулыбающиеся. Всего присутствовало пять типов самолетов американских ВВС и все достаточно старые – это упоминавшиеся уже два B-1B, два F-16, два F-15, воздушный заправщик и танкер. При прохождении мимо этой техники Серега изрек фразу, которую я посчитал лучшей за весь день применительно к МАКСу. Вот ЭТА фраза: «Смотря на американскую технику я испытываю законную гордость за нашу страну – не одни мы выставляем откровенное старье...». И действительно – америанцы выставили эти аппараты явно не для заключения договоров на поставку и не для демонстрационных полетов – летал только один бомбардировщик. Вообще остается загадкой зачем они сюда конкретно прилетали – разве что только увАжить.
Что мы еще посмотрели на выставке? Это в первую очередь «Клипер». Причем самое значительное и  интересное для меня состояло вот в чем –сначала около макета этого корабля, а затем и внутри него я несколько минут поговорил с Юрием Владимировичем Усачевым – космонавтом и автором замечательной книги «Три жизни в космосе». Только очень обидно что я растерялся и не сообразил попросить у него e-mail – у него он есть совершенно точно – он сам об этом писал в дневниках. Если вдруг кто-либо знает его общедоступную почту – пожалуйста передайте ему мой адрес или сообщите мне ссылку на его – мне очень бы хотелось более обстоятельно рассказать ему как автору свои читательские впечатления о книге, потому что за пять минут сделать это невозможно, да еще если все случается так внезапно. В целом я только и успел высказать ему свое искреннее восхищение книгой и не успел ни о чем спросить, что очень обидно. В первое посещение МАКСа в среду я получил автограф у Алексея Архиповича Леонова – кумира моего детства, а вот теперь – встреча с человеком, чьи опубликованные дневники я запойно читал несколько дней.
О самом «Клипере» что можно сказать? Радует что его хоть хотят создать. На мой взгляд именно такой корабль, а не «Буран», надо было делать с семидесятых годов. Вообще удивляет расстановка приоритетов в космонавтике. Например меня безмерно удивляет ТО, что опыты с большими орбитальными зеркалами до сих пор не проводятся, а если и проводятся, то не планомерно и с каким-то смехотворно малым финансированием или вообще финансируемые из общественных или частных фондов, а ведь никто другой не должен быть максимально заинтересован в таких проектах как государство и общество в целом. Опыт говорит что при землятресениях подобные случившимуся в 1988 году в армянском Степанакерте, когда в декабре были самые короткие световые дни, на южной широте и в горах была потребность не то чтобы в круглосуточном освещении, а хотя бы продлить время спасательных работ на пять-шесть часов и ничто так не пригодилось бы там больше чем искусственная Луна. Об этих проектах писали почти все пионеры и отцы-основатели космонавтики и именно эти проекты позволили бы каждому жителю Земли воочию увидеть полезность и необходимость проникновения человечества в космос. Вместо этого не вполне понятные идеи полета к Луне и Марсу –разве только чтобы осуществить флаговтыкательскую миссию.
После посещения макета «Клипера» мы отправились на поиски легендарной личности эхи RU.SPACE  - Олега Васильева, но его не оказалось у стенда и мы пошли смотреть полеты под пиво. Несомненно что гвоздем программы были полеты машин с управляемым вектором тяги – Миг-29УВТ и кажется Су-27. Мне понравились полеты «Миража» - хотя он не так кувыркался в воздухе как наши, но скороподъемность у него тоже впечатляла, а еще впечатляла его маленькая толщина в сечении если смотреть спереди – он практически кажется линией, когда уходит с виража. Особо можно отметить чистоту выхлопа – если наши МиГи и Су выпускают струи дыма, то Мираж летает совершенно чисто – даже непривычно. Из удивительных явлений следует еще отметить вот что – при полетах американского стратегического бомбардировщика B-1B в тот момент, когда он делал горку на скорости 1100 км/час – а это трансзвуковая скорость – на его верхних плоскостях формировались по-видимому какие-то зоны уже со сверхзвуковым течением и это приводило к конденсации в них водяных паров и становился заметен характер обтекания верхней поверхности фюзеляжа – удивительное явление. Авиация довольна богата всякими чудесами. Мне запомнился рассказ Володи про то, что он был свидетелем падения человека с огромной высоты и при этом этот парашютист (кажется Михаил Иванов) остался жив. Более того – он не получил ни одного перелома. За подробностями этого рассказа для публикации надо обращаться к самому очевидцу. Пиво, к тому моменту подходило к концу и мы решили неспеша продвигаться к выходу. По пути мы зашли на стенд ООО «Микроспутник» и посмотрели на модель спутника «Чибис», которую я делал всю последнюю неделю перед МАКСом. Что еще запомнилось? Большие дизель-генераторы, установленные на улице и питающие (скорее всего) выставочные павильоны. Также в глаза бросалось большое количество стендов и экспозиций небольших фирм и организаций вообще никак не связаных с авиапромышленым комплексом. Это вообще тенденция выставки – в 1993 году, когда я попал на нее в первый раз, она была существенно «богаче» на экспозицию космической и ракетной техники, чего не скажешь спустя 12 лет.
Возвращение обратно было проделано нами весьма интересно – возвратившись на платформу «42 км» мы не стали садиться на электричку московского направления, а отъехали наоборот на платформу «47 км» и уже там сели в подошедший поезд. При этом мы не только уселись на диваны, но и ребята успели купить пива :) Доехали до Казанского вокзала и к 20 часам довольные и счастливые возвратились домой.