О российском космотуризме

Автор X, 13.04.2004 22:44:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

О российском космотуризме

В январе и марте этого года на нескольких сайтах были опубликованы очень интересные интервью с Эриком Андерсоном (Eric Anderson), руководителем компании Space Adventures, который играет решающую роль в развитии космотуризма.
Итак, несколько цитат:

"You are also working on sub-orbital missions. What is Space Adventures doing?
We have several vehicles, around half a dozen, some of which are confidential, some of which are not. We are working to develop training programs, licensing, and locations for launches. It's heating up. I think that you will see more than just Burt Rutan's SpaceShipOne being tested in 2004. I can't discuss a lot of these developments, but the team behind the Russian Cosmopolis sub-orbital vehicle has made a lot of progress."

Вопрос. Каково реальное положение с космопланчиком этого Космополиса? Это ведь завод им. Мясищева, год назад они показывали журналистам деревянный макет.
В конце прошлого года Железняков на своей ленте новостей представил всех претендентов на X Prize – 10 млн долларов – и про Космополис он сказал, что технически это наиболее реализуемый проект, дело в деньгах, которых нет ...

"How did this begin?
In 1999, we signed a research contract with RSC Energia for them to perform a study on the possibility of sending tourists to the International Space Station. Back then, no elements of ISS had even been launched. We paid a significant fee for the research, and they produced a 200-page report on how it could be done and what kinds of people would be suitable. That formed the basis of our marketing, and the initial presentation we made to Dennis Tito, who was the first tourist in space."

"Although no tourists flew to ISS last year, because of the Columbia accident and other issues, Anderson believes that the near future will see a steady stream of one or two tourists a year flying to the ISS. "That could include sponsored projects, it could include 'Survivor'-type television shows everyone has heard about, it could include rich scientists," he said.
!!! The company's Russian partners are even more interested now in such projects "because they see an uncertain future for the space station beyond 2010 or 2011."

Это кое-что объясняет с Клипером, работа над которым была начата в 2000 году, то есть тогда, когда был подписан контракт с Тито. Хотя представители РКК Энергия как-то вскользь говорили о туризме применительно к Клиперу, пожалуй, нет сомнений, что они рассматривают его как основное назначение для этого КК.
Ну, а то, что они с Клипером набрасываются на гос. Агентства – наше, ESA, скоро мы, видимо, услышим Семенова, предлагающего Клипер китайцам/японцам/индийцам ... -- очевидно, это большое искреннее желание пососать грудь какой-нибудь Родины-матери. Халява, сэр!

Русская земля способна рождать не только быстрых разумом Невтонов, но и предприимчивых Андерсонов – толковых и эффективных предпринимателей, действующих в разных отраслях.

Но почему же наша космонавтика, ВПКшная царевна, не видит их? Почему она ведет себя так глупо и инфантильно? Я имею в виду и последний маразм с экспедицией на Марс. Мир еще раз убедился русские – это crazy russians. Forever?

Any thoughts on this subject?

Agent

Туризм - это не то, чем должны заниматься бюджетные организации.
У них вобще понятие "прибыль" должно отсутствовать.
Не от хорошей жизни ФКА с туристами возиться.

Tex

Вообще конечно по хорошему, в России этим должна заниматся отдельная фирма как спэйсадвенчурс (у которой хотя клиенты все), а РКК выступать в роли поставщика кораблей, Прогресс поставщика РН, свой ЦУП конечно строить, станцию и т.д.  А между тем ФКА занимается своим госделом.  Разрабатывает чтото и частникам передаёт чтото.  Но на данный момент так всё запутанно, и госденег нехватает, и инвесторов трудно убедить такие деньги отвалить, и с законодательством не понятно (в смысле юридически такое возможно?)

/edit Ну и конечно себестоимость одного полёта должна в несколько раз снизится а для этого нужны новые разработки и соотв. стартовый рисковый капитал.  И всё это должно быть расписанно понятным языком в бизнес плане.

Лирическое отступление.  Kажется что частного предпренимательства мало, странных пр акций много.  Что подрывает доверие (потенциальных инвесторов) к настоящему предпренимательству.  Но всё же винить кого то сложно, понятия и подходы у многих старые остались.  И вообще конечно управление делом, преговоры с инвесторами, бизнес планы, и т.д. это конечно отдельный навык, не менее важный (ИМХО) чем разработка техники.  А ведь пилотируемая космонавтика как поле деятельности для предпренимательства это ещё "непаханная целина" где никто ничего пока не застолбил.  Пока.

Agent

Хотя, с другой стороны, если бы НАСА к примеру не раздавало патенты а продавало - уже и на Марсе бы базу отгрохали.
Одна мобильная связь чего стоит...

Bell

Та-а-ак...
Намечается очередное отствание от Запада :D
На этот раз - в космическом туризме

Предлагаю:
Творчески переработать МАКС в плане создания корабля для суборбитальных полетов. Небольшой чисто водородный движок, бак - "несущий корпус", общая масса 15-20 т. Экипаж - пилот и 4-6 туристов. В верхней части корпуса - большой илюминатор-окно. Бочка в апогее - любуйтесь, господа туристы, сколько влезет. :)
Запускать с Ил-76, например. С такой нагрузкой он поднимется на 10 км свободно. Да подобных самолетов полно. А летать лучше откуда-нибудь с экватора, с островов - солнце, море и космос - 3 в 1. Афигеть! (Вращение Земля, однакож, тоже помогает)

Ежели учесть все наши "заделы" :), возможности и цены, думаю билет будет порядка 50 килобаксов. Сколько там стоит фрахт Ил-76 на год? Минимум 12 полетов в год, а то и все 25.

Кстати, что хорошо у Рутана и что плохо у нас? Внешний вид корабля! Неказистые - что С-XXI, что МАКС. У Рутана - конфетка. А ведь это существенно для коммерческих проектов.

Шутки - шутками, а идти в ногу со временем всеж-таки надо. Общемировая тенденция, понимаешь.

Российский пепелац по-любому будет дешевле забугорного.

Сама по себе идея чисто коммерческого проекта для нашей космической индустрии - верное направление. Сначала - суборбитальные полеты, дальше - свободно (с нашими-то ресурсами) пойдут настоящие, орбитальные.

Рынок надо завоевывать, демпинговать, давить опытом всяких там Рутанов :D
Он, конечно, молодец, но куда ему тягаться с нашими Энергиями/Хруничевыми/Молниями :)

Х-прайс нам, ясен перец, не светит. Ну и хрен с ним. Зато оттяпаем здоровый кусок зарождающегося рынка.
Ау! Молния! Энергия! Аэрокосмические системы! Вы где!?...

Ну как вам идея? Такой вот, типа бизнес-план :)
Только постарайтесь серьезно. Считаем, что деньги есть. :) От родных олигархов или от Space Adventures, неважно.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

X

Товарищ горячится, собираясь запускать туристов на водороде  :)
Однако, с керосином - возможно

X

ЦитироватьТоварищ горячится, собираясь запускать туристов на водороде  :)
Однако, с керосином - возможно

А что здесь такого? Российские космические организации, насколько я знаю, и с водородом уже работали. Так что можно и сразу на водород.

avmich

Проблемы здесь, мне кажется, такие.

Первая - в России нет рынка услуг космотуризма. Рад бы здесь быть неправым - может быть, наши состоятельные люди окажутся более заинтересованы в космических развлечениях, чем их собратья за рубежом.

Вторая - продавать эти услуги зарубежным клиентам достаточно проблематично - пока что, как показывает практика, без портнёров (Спейс Адвенчез) не обойтись, да и то, в Америке вроде бы есть такое мнение, что лучше бы такие полёты предлагались в Америке, и не надо было бы ездить в Россию :) . А сделать российскую фирму предлагающей такие услуги в США - тоже сложно.

X

да деньги нужны!!!!!!!!!!1
монстрам космотуризм(суборбитальный) не интересен, (на небольшихаппаратах) а большие стоят дорого, их мелким фирмам не потянуть.
а идеи есть :cry:

avmich

Монстрам - это каким? Производителям или потребителям?

Грубо (с точностью до пары порядков :) ) стоимость суборбитального полёта - 100 тыс. долларов. Ну, какие-то, наверное, будут стоить и 10 тыс... Это, судя по оценкам, сделанным в США, интересно довольно многим.

Классическим космофирмам этот сектор традиционно малоинтересен, это известно. Ну так можно этим заниматься и фирмам помельче, понеизвестнее, победнее...

Bell

Прикинул на досуге финансовую сторону вопроса.
Имеем:
Билет - 50000 килобаксов
6 мест
2 полета в месяц
Это дает приход 7,2 мегабаксов в год

Сколько стоит фрахт Ил-76?
1 рейс ок. 90-100 килобаксов
Если перефрахтовывать на каждый рейс то за год это выйдет 2,2-2,4 мегабакса

Пусть еще 1 лимон уйдет на оргвопросы

Итого остается до 4 миллионов долларов чистой прибыли.

Это все конечно очень грубо, но порядок цифр ясен.
Проект может окупиться в течении 2 лет.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Рейтинг голосования "Кто успеет первым" с http://www.xprize.org/
Ratings:
0.53% Advent Launch Services  
2.28% ARCA
8.4% Armadillo Aerospace
6.46% Canadian Arrow
7.19% Da Vinci Project
0.29% HARC
0.49% InterOrbital Systems
7.48% Starchaser Industries
1.7% Pablo De Leon & Associates
2.48% RocketPlane  
60.56% Scaled Composites
2.14% Space Transport Corp.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

X

Повторю вопрос: Каково положение дел с космопланчиком Космополиса?

Похоже, страна Россия и российская космонавтика существуют отдельно друг от друга, слабо контактируя и понимая друг друга.

В стране России последние годы много денег.
В российской космонавтике мало своих денег, но хороших инвестиционных проектов она, насколько я могу судить, просто не предлагает. Почему?

Почему не встречаются российский бизнес, российские деньги – большие и небольшие, и российская космонавтика?

Неважно, какова стоимость X Prize – пусть даже 10 центов – гораздо важнее то, что можно создать регулярный бизнес на этом виде космотуризма (суборбитальные полеты) и стать лидером этого рынка.
Андерсон свою часть работы сделал, выявил, помог проявиться спросу.
Если я правильно понимаю, в данном случае на начальном этапе – создания космопланчика  -- сотни миллионов долларов не нужны. Скорее всего и десятки миллионов не нужны, хватит и небольших денег – несколько миллионов долларов.

Космополис не может найти их в России? Не может составить ТЭО, подробный бизнес-план?
Пытались ли эти люди выйти на российский туристический бизнес, банки, крупные финансово-промышленные многоотраслевые группы? Если сами не можем сделать бизнес-план, то с потенциальным партнером это можно сделать.

Вообще-то каждый должен заниматься своим делом и не лезть в чужой бизнес. Пример этому – ЦиХ, полезший в чужую отрасль – в связь, в Иридиум и потерявший десятки миллионов долларов.

Если на пересечение двух областей, двух видов бизнеса возникают возможности (в данном случае на пересечении космонавтики и туризма), то не стоит самому делать все для реализации этих возможностей, нужно найти хорошего партнера/инвестора-совладельца из второго вида бизнеса – это, наверное, общее правило бизнеса.

В случае с орбитальным туризмом инициативу проявил Андерсон. Неужели никто из российского туристического бизнеса, крупных финансово-промышленных групп до сих пор не обратил внимания на космический туризм? Не пытался выйти на Космополис, на РКК Энергия?

Несколько лет назад в буржуазной прессе – Коммерсанте или Экспрессе – прочитал довольно злобную и ехидную статью о российской космонавтике, о российских космических фирмах, которые при снижении рынка запусков, инициируют проекты разработки новых ракет ...
Тогда меня покоробил этот тон ...

avmich

Пополемизируем :) .

ЦитироватьПовторю вопрос: Каково положение дел с космопланчиком Космополиса?

Сам бы очень хотел знать. Они либо умерли как проект, либо очень скрытны... обещали с год назад что-то рассказать, но...

Цитироватьхороших инвестиционных проектов она, насколько я могу судить, просто не предлагает. Почему?

Думаю, потому что в России пока нет спроса (платежеспособного, конечно) на большинство космических услуг. Ниже попробую чуть развить эту идею...

Цитироватьгораздо важнее то, что можно создать регулярный бизнес на этом виде космотуризма (суборбитальные полеты) и стать лидером этого рынка.

Можно технически создать систему класса Экспрайз, да. Но, в отличие от некоторых других стран, нет людей, которые будут покупать эту услугу. То есть, нет рынка. А это для бизнеса необходимо... вот в России и не делают, даже при наличии больших возможностей по технической реализации.

ЦитироватьЕсли я правильно понимаю, в данном случае на начальном этапе – создания космопланчика -- сотни миллионов долларов не нужны. Скорее всего и десятки миллионов не нужны, хватит и небольших денег – несколько миллионов долларов.

Честно говоря, мне не кажется, что уж так дёшево... и при этом по условиям Экспрайз - то есть со всем своим (на свои деньги разработанном и сделанном) оборудованием. Вряд ли меньше 10 миллионов получится, мне кажется. Это, конечно, только ощущение :( .

ЦитироватьКосмополис не может найти их в России? Не может составить ТЭО, подробный бизнес-план?

Космополис, думаю, не может обосновать наличие российского рынка, а на рынок других стран выйти с такой услугой проблематично по нерыночным причинам.

ЦитироватьПытались ли эти люди выйти на российский туристический бизнес, банки, крупные финансово-промышленные многоотраслевые группы? Если сами не можем сделать бизнес-план, то с потенциальным партнером это можно сделать.

Это всё хорошо - может, и пытались - но если рынка объективно нет, то такой бизнес план - даже идеальный - как планируется организаторами Экспрайза, не поможет.

Или уж как-то надо этот рынок вырастить... Теоретически, например, если в России, скажем, покупательная способность в 10 раз ниже, чем в Штатах - то есть при снижении цены билета со 100 тысяч до 10 тысяч найдётся такое же количество людей, желающих слетать (что, конечно, всего лишь пример), и при этом себестоимость билета вчетверо ниже, чем в Штатах (ещё один необоснованный пример), то (при условии линейности - эластичности? - рынка) будет всего втрое где-то меньше желающих... и это очень грубо, конечно. Но это надо одновременно соблюсти все условия... и ниже себестоимость, и наличие желающих лететь по некой цене, и эластичность...

ЦитироватьВообще-то каждый должен заниматься своим делом и не лезть в чужой бизнес. Пример этому – ЦиХ, полезший в чужую отрасль – в связь, в Иридиум и потерявший десятки миллионов долларов.

Не согласен, иногда бывает полезно диверсифицироваться. В бизнес запусков массовых спутников лезли в конце 90-х все фирмы... ЦИХ никак не уникален. И прогорели тоже все, по части этих проектов - рынок объективен, ничего не поделать... почти...

Цитироватьпрочитал довольно злобную и ехидную статью о российской космонавтике, о российских космических фирмах, которые при снижении рынка запусков, инициируют проекты разработки новых ракет ...

Ну, ехидный тон не вполне оправдан :) периоды спада - часто хорошее время для закладывания основ на будущий подъём, к которому надо быть во всеоружии...

Вон Дельту с Атласом проапгрейдили, и ничего :) . А ракетный бизнес - это такая штука... тонкое дело :) ... выходить из бизнеса нельзя - чревато :) можно не вернуться...

X

Полемизируя с полемизатором  :wink:

ЦитироватьМожно технически создать систему класса Экспрайз, да. Но, в отличие от некоторых других стран, нет людей, которые будут покупать эту услугу. То есть, нет рынка. А это для бизнеса необходимо... вот в России и не делают, даже при наличии больших возможностей по технической реализации.
Зато в Венгрии есть? Подразумевается всемирный спрос. Средний амерский клиент уж найдет штуку баксов, чтоб до России долететь.

ЦитироватьЧестно говоря, мне не кажется, что уж так дёшево... и при этом по условиям Экспрайз - то есть со всем своим (на свои деньги разработанном и сделанном) оборудованием. Вряд ли меньше 10 миллионов получится, мне кажется. Это, конечно, только ощущение :(
Так, считаем... Скалед комп. говорят, что потратили ок. 20 лимонов. В России такое же будет стоить в 5-10 раз меньше. Мне кажется реальной цифра в 5 мегабаксов на разработку, испытания и "сигнальный экземпляр"

ЦитироватьКосмополис, думаю, не может обосновать наличие российского рынка, а на рынок других стран выйти с такой услугой проблематично по нерыночным причинам.
А Спэйс Адвенчур нафига??? А ISS??? А "Аэрокосмические системы", наконец?
Одно дело - собрать машину, другое - продать ее. И последнее должны делать не разработчики, а профессиональные продавцы.

Вот еще вариант:
Поднапряч десяток студентов наших "космических" ВУЗов на предмет дипломного проекта "Туристический суборбитальный полет". Нехай слабают. Тему диплома Гагарина, надеюсь еще никто не забыл? Одно из условий - максимальное использование серийного оборудования.

avmich

ЦитироватьСредний амерский клиент уж найдет штуку баксов, чтоб до России долететь.

Штуку баксов найдёт - на фоне полёта-то. Но вот организация гостиницы, встречи-проводов, язык общения, незнакомое общество... Я некоторое время жил в США, и сложилось такое мнение - количество желающих полетать сильно уменьшится, если для этого надо будет в Россию ехать. Кармак, например, прямо заявил - в Штатах бы полетал на высотном истребителе, а ехать в Москву за МиГом-25 - увольте...

ЦитироватьСкалед комп. говорят, что потратили ок. 20 лимонов.

Думаю (слышал), всё же немного побольше... особенно на данный момент. Я слышал число 25 миллионов в прошлом году.

ЦитироватьВ России такое же будет стоить в 5-10 раз меньше.

Вот в этом сильно сомневаюсь. Если РКК Энергия ещё может сильно опережать Боинг по дешевизне, то в конкуренции небольших частных фирм всё не так сильно отличается... это если вообще в России будет дешевле - что ещё надо показать. Пока что - не зря, наверное - в России подобных команд/проектов нет, сравнивать сложно.

Мне кажется, что довольно оптимистична оценка в 10 миллионов за проект Космополиса - и то это при несколько сомнительных условиях, в виде использованной, скажем, Геофизики... Рутан Белый Рыцарь заново делал.

ЦитироватьКосмополис, думаю, не может обосновать наличие российского рынка, а на рынок других стран выйти с такой услугой проблематично по нерыночным причинам.

ЦитироватьА Спэйс Адвенчур нафига??? А ISS??? А "Аэрокосмические системы", наконец?

Спейс Адвенчез - хорошие посредники, но такого рынка, как существует в США, они в России создать не могут - очень уж сложно это, из-за отношения американцев в частности, смотрите выше. ISS - это что, МКС? :) Аэрокосмические системы - я, честно говоря, не очень в курсе, а что они в основном делают, какие у них обороты в год примерно?

ЦитироватьОдно дело - собрать машину, другое - продать ее. И последнее должны делать не разработчики, а профессиональные продавцы.

С этим полностью согласен. Только, если продавцы не продадут, то инженерам не на что делать будет - деньги то всё же нужны, и на зарплату, и на материалы... А продавцы в России имеют объективные сложности с продажей этих услуг - по причине заметного отличия рынка.

ЦитироватьВот еще вариант:
Поднапряч десяток студентов наших "космических" ВУЗов на предмет дипломного проекта "Туристический суборбитальный полет". Нехай слабают. Тему диплома Гагарина, надеюсь еще никто не забыл? Одно из условий - максимальное использование серийного оборудования.

Сделать-то это можно. Только никак это не поможет :) . Придёт такой студент на форум НК, и спросит - ребята, вот мне дали дипломный проект - что делать? И мы ему насоветуем :) . И он напишет... Маловероятно, честно говоря, что десяток студентов продумают в достаточной степени прорывной проект такого класса. Я, конечно, могу ошибаться, но контрпримеров знаю очень мало.

X

Пополемизируем :) .
OK!

"хороших инвестиционных проектов она, насколько я могу судить, просто не
предлагает. Почему?

Думаю, потому что в России пока нет спроса (платежеспособного, конечно) на
большинство космических услуг. Ниже попробую чуть развить эту идею... "

Александр, вы меня удивили таким местническим подходом J
Если говорить о БОЛЬШИНСТВЕ космических услугах, включая все виды космотуризм, то есть только один рынок – мировой.

Безусловно, при равных (и даже при небольшом преимушестве российской) условиях американцы и прочие с Запада предпочтут американскую компанию.

Это будет верно, даже когда наши люди будут предлагать услуги без того хамства, грубости, угрюмости, небрежности, к которому мы привыкли и воспринимаем как должное, и с уровнем комфорта и вежливости, который они считают должным (сейчас вспомнил одно интервью руководителя ЦиХ, который говоря о вкладе в развитие Байконура после 1991 года со стороны фирмы в том числе назвал постройку нормальной гостиницы на Байконуре для иностранцев J ).

Сейчас на MSNBC.com в Cosmic Log прочитал, что фирма основателя X Prize будет предлагать желающим полеты на Боинге с периодами краткой невесомости. Они этого добивались 11 (!) лет. Эта услуга давно, несколько лет, предлагается в России на ИЛ-76 (очевидно, в Центре подготовки космонавтов) и Space Adventures организует соответствующие поездки гражданам США.

Теперь, чтобы этот бизнес уцелел нашим товарищам и Space Adventures надо ПОДУМАТЬ (например, искать желающих в Юго-Восточной Азии и других регионах) и не факт, что этот бизнес уцелеет

И что, наши шансы в космотуризме безнадежны? Нет.

Даже если в этом году и состоятся первые суборбитальные полеты, то до регулярного бизнеса еще далеко – и Эрик Андерсон это подчеркивает.

На период пока одна компания монопольно предлагает услуги даже низкий уровень их предоставления не лишает ее клиентов. Именно это, на мой взгляд, и происходит с орбитальным туризмом. В данном случае монополист РКК Энергия/ЦПК мучает людей полугодовым изучением русского языка и систем КК Союз, многомесячным пребыванием в Чужой стране с отрывом от основной деятельности.
Зачем? Это все действительно нужно? Сомневаюсь. Когда появятся конкуренты, товарищи из РКК Энергия/ЦПК наверняка найдут возможности облегчить и сократить подготовку космотуристов.

Но в космотуризме важне комфорта времени подготовки уровень безопасности, комфорт самого полета и цена. И здесь основные шансы российского космотуризма. И благодаря заделам советской космонавтики очень весомые.
Да и организовать комфортную подготовку, пребывание в России вполне возможно. Только не надо этим заниматься на любительском уровне, надо приглашать профессионалов.

Платежеспособный спрос на суборбитальный и орбитальный туризм в мире есть и российская космонавтика с хорошими партнерами, которые могут вложить свои деньги, опыт, дополнительные услуги, вполне может его удовлетворить.

Проблема, на мой взгляд, в том, что у российской космонавтики плохой контакт со страной Россией, с российским бизнесом.




Цитировать
ЦитироватьСредний амерский клиент уж найдет штуку баксов, чтоб до России долететь.

Штуку баксов найдёт - на фоне полёта-то. Но вот организация гостиницы, встречи-проводов, язык общения, незнакомое общество... Я некоторое время жил в США, и сложилось такое мнение - количество желающих полетать сильно уменьшится, если для этого надо будет в Россию ехать. Кармак, например, прямо заявил - в Штатах бы полетал на высотном истребителе, а ехать в Москву за МиГом-25 - увольте...

ЦитироватьСкалед комп. говорят, что потратили ок. 20 лимонов.

Думаю (слышал), всё же немного побольше... особенно на данный момент. Я слышал число 25 миллионов в прошлом году.

ЦитироватьВ России такое же будет стоить в 5-10 раз меньше.

Вот в этом сильно сомневаюсь. Если РКК Энергия ещё может сильно опережать Боинг по дешевизне, то в конкуренции небольших частных фирм всё не так сильно отличается... это если вообще в России будет дешевле - что ещё надо показать. Пока что - не зря, наверное - в России подобных команд/проектов нет, сравнивать сложно.

Мне кажется, что довольно оптимистична оценка в 10 миллионов за проект Космополиса - и то это при несколько сомнительных условиях, в виде использованной, скажем, Геофизики... Рутан Белый Рыцарь заново делал.

ЦитироватьКосмополис, думаю, не может обосновать наличие российского рынка, а на рынок других стран выйти с такой услугой проблематично по нерыночным причинам.

ЦитироватьА Спэйс Адвенчур нафига??? А ISS??? А "Аэрокосмические системы", наконец?

Спейс Адвенчез - хорошие посредники, но такого рынка, как существует в США, они в России создать не могут - очень уж сложно это, из-за отношения американцев в частности, смотрите выше. ISS - это что, МКС? :) Аэрокосмические системы - я, честно говоря, не очень в курсе, а что они в основном делают, какие у них обороты в год примерно?

ЦитироватьОдно дело - собрать машину, другое - продать ее. И последнее должны делать не разработчики, а профессиональные продавцы.

С этим полностью согласен. Только, если продавцы не продадут, то инженерам не на что делать будет - деньги то всё же нужны, и на зарплату, и на материалы... А продавцы в России имеют объективные сложности с продажей этих услуг - по причине заметного отличия рынка.

ЦитироватьВот еще вариант:
Поднапряч десяток студентов наших "космических" ВУЗов на предмет дипломного проекта "Туристический суборбитальный полет". Нехай слабают. Тему диплома Гагарина, надеюсь еще никто не забыл? Одно из условий - максимальное использование серийного оборудования.

Сделать-то это можно. Только никак это не поможет :) . Придёт такой студент на форум НК, и спросит - ребята, вот мне дали дипломный проект - что делать? И мы ему насоветуем :) . И он напишет... Маловероятно, честно говоря, что десяток студентов продумают в достаточной степени прорывной проект такого класса. Я, конечно, могу ошибаться, но контрпримеров знаю очень мало.

avmich

К сожалению, не совсем всё тек, как в теории. Конечно, рынку космотуризма приходится быть мировым - по факту. Однако, если бы Союзы делались в США, по российским ценам - на них бы летало гораздо большее количество людей к настоящему моменту. Именно это я и хочу сказать - что госграницы (а в данном случае ещё и между недавними соперниками в холодной войне) объективно сдерживают развитие рынка.

В целом, однако, согласен с Вами :) .

Теперь о деталях. Да, мы можем, в теории, сделать гостиницу с уровнем обслуживания как на Западе. Тольео почему-то не делаем :) . Не догадываетесь, почему? Потому что, опять же, есть объективные причины - например, люди просто не привыкли работать так, как в Штатах. Можно найти тех, кто привык - но это дополнительные усилия по поиску, то есть нагрузка на менеджеров; то есть, различие условий в разных странах - это тоже объективный фактор, который надо учитывать.

Это, конечно, не означает, что сделать нельзя. Просто те же действия, в том же объёме, что в Штатах, здесь приведут к другим (иногда - сильно другим, иногда - чуть-чуть) результатам. Но сделать, в принципе, можно просто делать надо немного не так, как в Штатах.

Кроме того, даже если сделать всё так же, как в Штатах, по уровню сервиса - трудно что-то сделать с мнениями людей (богатых, потенциальных клиентов) о России. Тут как минимум серьёзную рекламную компанию придётся проводить - а она ещё и какой-то такой, общегосударственной вынуждена быть, до какой-то степени :) - то есть, общая реклама России в Штатах, потому что не едут именно из-за России, а не из-за того, что конкретная компания, предоставляющая услуги, плоха... То есть, тут тоже много работы - гораздо больше, чем если бы услуги предоставлялись в Штатах.

Но всё равно надо делать :) . Те сложности, о которых речь - это объяснение, почему до сих пор мало что делается - или медленно). Но это - не объяснение, почему делать ничего не нужно или нельзя.

Касательно времени подготовки космонавтов. Всё же эта подготовка напрямую связана с безопасностью полёта - так что желание её упростить плохо сопрягается с желанием обеспечивать очень высокую безопасность. В идеале, конечно, тут нужно делать следующее поколение КК, менее требовательное к умениям людей на борту. Но в реальности... может быть, удастся провести модернизацию Союза - тоже, конечно, в рамках инвестиционных проектов - которая снизит требования к подготовке хотя бы одного члена экипажа.

И, наконец, о контакте российского бизнеса с российской космонавтикой. Вообще-то большинство крупных космофирм сейчас получают от госбюджета меньше половины своих оборотов. Так что российская космонавтика уже делается, в какой-то степени, российским бизнесом. А вот почему не приживаются проекты космотуризма...

Напишите мне на avmich@yahoo.com .