ATV - стоимость килограмма на орбиту

Автор ДмитрийК, 16.07.2004 16:53:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ДмитрийК

ЦитироватьThe European Aeronautic, Defence and Space Company (EADS) said Tuesday it had signed a contract worth over just over one billion euros (1.24 billion dollars) to supply unmanned cargo vehicles for the International Space Station (ISS).
Under the terms of the contract, 835 million euros of the total value will be used for building six automated transfer vehicles (ATF) for the European Space Agency (ESA) with EADS' space transportation unit acting as lead contractor, EADS said.

Итак, теперь можно грубо подсчитать "транспортные расходы". Имеем: 6 ATV стоят 835 М евров. Соответственно получается что ATV стоит 140 М евров или 172М$. До хрена вообще-то :( К этому делу нужна еще и Ариан-5. В результате продолжительного гугленья нашел здесь и здесь цифру 120М$. В сумме имеем 292М$. Доставляет это чудо 7667кг груза. Итого удельная цена 38 К$/Кг. Даю маячок - золото стоит "всего лишь" 13 К$/Кг. Хмммм... я точно нигде не ошибся :? А как с этим обстоят дела у Прогресса? У Шаттла?

serb

ЦитироватьА как с этим обстоят дела у Прогресса? У Шаттла?

Ну про Прогресс сложно сказать. Бо с цифрами традиционный напряг.
Верхняя оценка РН "Союз" 20 мегабаксов и самого "Прогресса" около того. Тащит он 2.2 т - следовательно, себестоимость порядка 18 баксов за килограмм. Сравнимо, хотя и меньше в 2 разА.

Но это по "продажной" стоимости.
ИМХО, конечно ;-)

ДмитрийК

Цитироватьсебестоимость порядка 18 баксов за килограмм.
Маленькая такая поправка :) 18 ТЫСЯЧ баксов за килограмм.

Ммм, есть над чем работать :) А про ATV - не очень понятно нахрена он нужен такой дорогой.

ratman

Запуск Шаттла обычно оценивают в полмиллиарда. Стотонный Шаттл вытягивает в багажнике около 30 тонн. Имеем $17К/кг

Хотя это и не совсем честно - он еще тащит 7 человек и средства монтажа для пн. Их тоже неплохо бы учесть...

Так что не такой уж он и дорогой, наш любимый космический самосвал...
Quem Deus vult perdere, prius dementat

X

Мочь то Шатл может (??), да не поднимает. Обычно всегда меньше, так что все равно удельная цена в 1,5-2 раза получается выше.
 17 к$ [1,5-2] =25-34 к$

serb

ЦитироватьЗапуск Шаттла обычно оценивают в полмиллиарда. Стотонный Шаттл вытягивает в багажнике около 30 тонн. Имеем $17К/кг

Ну не все эти 30 т полезны и питательны. Если мы имеем в виду грузы на МКС - то грузовой отсек что-то да сожрет. Как бы не половину. А если модули - то Протон выводит 22 т за ок. 60 лимонов, а Ариан - 25 за 120.

А кстати сколько грузов ТКС таскал?
ИМХО, конечно ;-)

ДмитрийК

Вот здесь такие цифры приведены для шаттла: 8605 кг в случае MPLM, 9449 в случае ULC. По хорошему ATV и Прогресс нужно сравнивать с MPLM. Если так считать то получится аж $58К/Кг. Так что как грузовик его гонять накладно.

ratman

Цитировать8605 кг в случае MPLM, 9449 в случае ULC. По хорошему ATV и Прогресс нужно сравнивать с MPLM. Если так считать то получится аж $58К/Кг. Так что как грузовик его гонять накладно.

То, что накладно - это понятно.

А вы подумайте - почему MPLM такой маленький ? Или почему два не возят ? Правильно - потому что больше не нужно. Вот поэтому и накладно... Это и есть проклятие Шаттла (да, впрочем, и всех тяжелых ракет) - отсутствие пн под них.

А с Протоном или Арианом сравнивать не вполне корректно. Ими можно доставлять только автономные модули. А это дофига лишнего веса и денег...
Quem Deus vult perdere, prius dementat

X

MPLM маленький, потому что кроме него надо тащить как минимум стыковочный отсек (а часто и манипулятор) и вдобавок поднимать это на 400 км на 51.6 deg. Можно посмотреть на массы таскавшихся на МКС модулей - 30-ти (и даже 20-ти) -тонных там нет. Дестини был сколько - 12.5 или 15? При этом экономили даже на экипаже. Если мне склероз не врет.

ratman

Вот накинулись... :)
Ну дороже он, дороже - никто не говорит, что дешевле. А были бы пн подходящие - был бы не дороже...
Quem Deus vult perdere, prius dementat

X

Не совсем кстати верно, что шаттл "дороже". 500 лимонов получается делением графы бюджета "шаттлы" на число пусков (4 в среднем). Если бы было 12 пусков в год, бюджет бы отнюдь не утроился - службы то все те же задействованы.

За бак НАСА платило по 80 лимонов, отсюда и надо танцевать.... Думаю, 250-300 лимонов - минимальная стоимость просто пуска/восстановления шаттла. Остальное - overhead от того что летают редко и дополнительная стоимость сложных миссий.

Мой же пойнт был в том, что 8500кг груза в MPLM не от того, что не хотят, а от того, что не могут.

ratman

ЦитироватьМой же пойнт был в том, что 8500кг груза в MPLM не от того, что не хотят, а от того, что не могут.
Это да - тут я явно неправ. Будем считать, что я этого не говорил ;)
Quem Deus vult perdere, prius dementat

hcube

А вот кстати - СКОЛЬКО? Предположим, у нас есть Протон и есть MPLM - 15-тонный. Мы берем Бриз-КМ и еще какое-то НТУ, можно это совместить в одном модуле. Выходим на орбиту, движками Бриз-а поднимаем ее - тяга, как бы, в 10 раз больше чем у Прогресса, поэтому с в 3 раза большей массой вопросов нет. Стыкуемся к МКС. Потом отстыковываемся обратно и садимся. Все полностью многоразовое, кроме РН, стоимость этих 15 тонн (или иначе - 8 тонн чистого груза) раза в три меньше чем на Шаттле. И более того, вссе есть, нужно только переходник сделать к Бризу и НТУ. Ку? ;-). Если стремно стыковаться на автомате - можно устроить ручную стыковку с выходом в открытый космос. Или манипулятором поймать.
Звездной России - Быть!

fagot

ЦитироватьМмм, есть над чем работать :) А про ATV - не очень понятно нахрена он нужен такой дорогой.
ATV вроде как один из вкладов ЕКА в МКС, ну а если он у них такой дорогой получился, так это их головная боль :)

fagot

ЦитироватьА кстати сколько грузов ТКС таскал?
В каком-то номере НК была статья про ТКС: масса полезного груза 12,6 т (включая СА), из них на ОПС доставлялось 5,2 т грузов, ну и еще экипаж из 3-х человек.

serb

Цитировать
ЦитироватьА кстати сколько грузов ТКС таскал?
В каком-то номере НК была статья про ТКС: масса полезного груза 12,6 т (включая СА), из них на ОПС доставлялось 5,2 т грузов, ну и еще экипаж из 3-х человек.

Интересно. "Звезду" (тот же ТКС) оценили вроде лимонов в 60, плюс Протон столько же. т.е цена груза на ТКС - 120Мбаксов/5200 кг = 23 кБакса/кг. Ну пусть ликвидация СА добавит еще тонну-две груза "чистыми" (доп. объем тоже что-то весит) - имеем практически те же 17Кбаксов/кг. Прямо константа какая-то :-)
ИМХО, конечно ;-)

avmich

"Звезда" - это не ТКС. ТКС, точнее, ФГБ (это ТКС без ВА) - это "Заря". Звезда существенно навороченнее...

serb

Цитировать"Звезда" - это не ТКС. ТКС, точнее, ФГБ (это ТКС без ВА) - это "Заря". Звезда существенно навороченнее...

ТЬфу напутал :-) ФГБ короче где-то оценивали в 60 МБаксов
ИМХО, конечно ;-)

fagot

Цитировать
Цитировать"Звезда" - это не ТКС. ТКС, точнее, ФГБ (это ТКС без ВА) - это "Заря". Звезда существенно навороченнее...

ТЬфу напутал :-) ФГБ короче где-то оценивали в 60 МБаксов
Стоимость контракта на ФГБ сотавляла 215 М$, потом к этому добавилось еще 35 М$. Может 60 М$ это только корпус или какой-нибудь упрощенный вариант?

serb

ЦитироватьСтоимость контракта на ФГБ сотавляла 215 М$, потом к этому добавилось еще 35 М$. Может 60 М$ это только корпус или какой-нибудь упрощенный вариант?

Ммм... Все же вертится в голове цифра в 60 мегов. Может быть, 215.. 250 - это с учетом всех доделок-переделок? Там же был готовый почти модуль, который долго и занудно переоборудовали. А в "базовой комплектации" ЕМНИП там как раз 60 Мбаксов называлось.
К сожелкнию, не помню, где читал (начало 90-х, носитель бумажный, но не НК)
ИМХО, конечно ;-)