Где упал "Космос-557"?

Автор wolf, 30.04.2005 01:07:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

wolf

Просматривал одну свою старую статью об орбитальных станциях, и вспромнил один интересный факт.
Вспомним официальные версии:
Запуском ДОС-2 началась полоса неудач. При старте 29 июля 1972 г. произошел отказ системы управления второй ступени РН «Протон» на 162-й секунде полета.
3 апреля 1973 г. ОПС-1 под наименованием «Салют-2» вышла на орбиту. Шла проверка бортовых систем, готовился к старту экипаж. Но на 13-е сутки полета, 15 апреля, на глухих витках орбиты из-за неисправности в двигательной установке произошло прогорание корпуса станции, приведшее к разгерметизации и 29 апреля 1973 г. она прекратила существование в атмосфере.
11 мая 1973 г. ДОС-3, под индексом «Космос-557», вышла на орбиту. На первом же витке нерасчетно сработала система ионной ориентации и было выработано почти все топливо. Считается, что станция была сориентирована и утоплена в океане.
Однако автор обнаружил информацию, согласно которой, она, возможно, упала в провинции Тариха на территории Боливии, а обломки были позднее доставлены в США.
Да и как можно эффективно сориентировать станцию, потерявшую топливо в системе ориентации?
Вспомним неуправляемый спуск "Салюта-7". 6 февраля 1991 г. на 50.202-м витке в 6 часов 47 минут по Москве комплекс «Салют-7» -- «Космос-1686» вошел в плотные слои атмосферы над Южной Америкой по причине недостатка горючего для коррекции траектории с целью его направления в океан. Он здорово напугал многих местных жителей, устроив в ночном небе настоящий фейерверк. Наибольшую опасность представлял ВА ТКС массой более 2 тонн, но все обошлось: обломки упали в основном в малонаселенные районы Аргентины и Чили. А еще огромный "Скайлэб", рассыпавшийся над Австралией....
Может ли кто прояснить вопрос с местом падения "Космоса-557"?

Братушка

Интересно с чего это ты решил что ВА  ТКС оставался в составе комплекса?
Жизнь человека коротка - но мало не покажется..

wolf

Я привел отдельные фрагменты статьи, которой уже много лет, и отдельные факты я тогда не знал.
В действительности, конечно, «Космос-1686» вместо возвращаемого аппарата имел комплекс научной аппаратуры. Вместо ВА был сделан герметичный отсек для целевого оборудования. Специалисты утверждали, что именно этот герметичный отсек стал самым крупным несгораемым элементом орбитального комплекса массой в добрых 3 тонны.
Но это к слову. А как насчет падения "Космоса-557"?

Andy_K64

Очень сомнительно, чтобы крупные обломки ДОС могли долететь до Земли. Разве что шар-баллоны, ну, может быть, еще стыковочный шпангоут. И найти их в горах Боливии? ИМХО сомнительно. Ну а про выработку всего топлива, тут тоже надо бы уточнить. Было выработано ВСЕ, или его осталось столько, что выполнение программы полета стало невозможным? Согласитесь, что это не одно и то же.

Liss

ЦитироватьНо это к слову. А как насчет падения "Космоса-557"?
Скажу честно: не знаю.  Но могу добавить такие соображения.
У американцев на этот объект есть всего 7 наборов элементов и еще 10 на 3-ю ступень "Протона". Последние элементы на ДОС-3 относятся к утру 21 мая, а, согласно The RAE Table of Earth Satellites, аппарат сошел с орбиты 22 мая около 03:07 UTC плюс-минус несколько минут, то есть почти на 24 часа позже. Последний набор элементов соответствует высоте 163x178 км при расчете по упрощенной американской методике, или 165x195 км над эллипсоидом по методике, сопоставимой с используемой у нас. До этого снижение орбиты станции характеризуется гладкой кривой без особенностей. Как мне представляется. эти данные не противоречат предположению о естественном сходе ДОС-3 с орбиты. Моделирование движения объекта 6498 в каталоге Стратегического командования США показывает, что он прошел на восходящем участке витка над Боливией 22 мая около 00:30 UTC. Ошибка времени схода на 2.5 часа не представляется невозможной.
Вывод: падение остатков "Космоса-557" в Боливии 22 мая 1973 г. (по местному времени - вечером 21 мая) могло иметь место.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

wolf

Значит, все-таки падение в Боливии обломков станции было возможно....
А вот что же стало причиной израсходования топлива в системе ориентации? А то потеря этой станции часто описывается коротко и весьма странно. Будто в ЦУПе что-то такое мудрили-перемудрили, а тут бац -- и топлива нет.
Виноват ли в этом наземный персонал, или все же имела место серьезная авария одной либо нескольких систем? Судя по всему, ситуация развивалась весьма стремительно. Что же случилось?

Liss

Все в детялях описано у Чертока...
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Дмитрий Виницкий

А что случилось с Салютом-2?
+35797748398

Liss

Кто ж ее знает... Ясно, что разгерметизация, но отчего? Разработчики грешат на столкновение с одним из фрагментов от разрушения 3-й ступени носителя.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

wolf

ЦитироватьВсе в детялях описано у Чертока...
Спасибо за подсказку. Добрался до 4 тома творения Бориса Евсеевича. Во всей красе описан "человеческий фактор". Хотя, виноваты, прежде всего, разработчики, применившие упрощенный метод без предварительной проверки.

ЦитироватьА что случилось с Салютом-2?
Версию о попадании в станцию обломков 3-й ступени нельзя полность отметать, но более правдоподобна другая -- авария двигательной установки с последующим прожиганием корпуса. Когда-то встречал достаточно детальный анализ этой ситуации, где поэтапно описывалось именно такое развитие аварийной ситуации.
Двигателисты, что вполне предсказуемо, всегда стараются открещиваться от таких вариантов.
Вспомним катастрофу 4-й Н-1 23 ноября 1972 года. Ведь до сих пор одна из наиболее часто упоминаемых версий -- гидравлический удар, возникший после отключения шести центральных двигателей. Однако его попросту не было. Но всего секунд через 7 после их отсечки было зафиксировано взрывное разрушение носителя, начавшееся с 1-й ступени. После анализа телеметрии была установлена и причина аварии -- разрушение ТНА двигателя №4...
Надо ли упоминать, сколько аварий было именно из-за двигателей, а их создатели кивали на другое. Всего же движки виноваты, к примеру, где-то в 40% всех неудачных пусков носителей -- такова статистика.

wolf

Что касается «Салюта-2», то хотелось бы прояснить один момент. В качестве, к примеру, тормозной корректирующей двигательной установки для «Салюта-1» и «Салюта-4» использовались КТДУ-66 и КТДУ-35. Позже, для «Салюта-6», «Салюта-7» и «Мира» КБ Химмаш создало корректирующий ЖРД КРД-79 (С5.79) для применения в составе объединенной ДУ. А вот для разгона, маневра и коррекции орбиты 11Ф72 (ОПС «Алмаз») двигатель создавало уже КБ Химавтоматики, изделиями которого я давно интересуюсь. Может ли кто подсказать, как проходили испытания этого двигателя – РД-0225 (11Д24)? Были ли при этом особые проблемы с обеспечением его надежности? Движок-то хорош, по своим показателям он во многом лучше конкурентов.