Какая ОС была на Буране?

Автор Nixer, 30.01.2005 20:10:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nixer

Чувствую гордость за свою БКшку, которая до сих пор где-то на антрисоли валяется  :D

По поводу того, что RSX-11 - не реалтаймовая ося. Вот взято с сайта ментека:

RSX-11M-Plus is a disk based, multi-user operating system that provides a multi-programming environment and real-time capabilities using a priority structured, event driven scheduler.

Кстати, вот что пишут в другом форуме:
ЦитироватьНа бортовых вычислительных средствах орбитальной ступени - не скажу,
а на автоматизированном заправочном комплексе - RT11 или совместимый клон.

X

ОС, скорее всего, была собственной оригинальной разработки. Насколько я знаю, в Энергии при создании софта для АСУ и сейчас придерживаются такого подхода - все свое, от самого начала до самого конца. Т.к. относительно надежности работы и времени реакции стороннего продукта со 100% уверенностью сказать ничего нельзя.

hazard

ЦитироватьГоворилось также, что устройством хранения был ленточный накопитель, объем (суммарный) программы был около 128 кбайт, но это я никак проверить не могу.

С http://www.buran.ru/htm/su4bcvk.htm :
ЦитироватьКроме того, в состав БЦВК входит накопитель на магнитной ленте (МЛ) емкостью 819200 32-разрядных слов для хранения программного обеспечения и загрузки его в оперативную память БЦВК в процессе полета.

AlexCherny

Цитировать...Операционки скорее всего не было, не в наших традициях того времени ставить ОС на специальный бортовой вычислитель. Память-то была небольшая, куда там ОС ставить?
Не удержусь - замечу. Это у microVax'а память маленькая? да когда мы перешли с СМ-4 (аналог PDP-11/40, 18-разрядная машинка с 256кБ оперативки) на СМ-1600, СМ-1420 и СМ-1425 (точных аналогов не помню, что типа PDP-11/84, 22 разряда) с оперативкой аж в 4МБ, мы просто пИсали кипятком от восторга, и все программы сразу залетали, и все пользователи заработали без подвисов :). А Vax-ская архитектура подразумевала аж все 32 разряда, так оперативка там могла стоять - все 4 Гб!
А может это было что-то типа условно-портативной "Электроника-85" (кто помнит сие чудо?) - аналог, кажется, DEC-ской Professional 350?
Только, скорее всего, операционка там стояла своя, полностью самосозданная (будет время - посмотрю по имеющимся книгам)

Nixer

Электроника-85 была очень ненадежной.

AlexB14

Цитироватьда когда мы перешли с СМ-4 (аналог PDP-11/40, 18-разрядная машинка с 256кБ оперативки) на СМ-1600, СМ-1420 и СМ-1425 (точных аналогов не помню, что типа PDP-11/84, 22 разряда)
СМ-1420 <-> PDP-11/75. Если память не изменяет, конечно. 8)
Errare humanum est

Вадим Лукашевич

Цитировать
ЦитироватьНе могло быть, чтобы в СССР на летающем КА стояла хоть одна железка, сделанная не в Советском Союзе. Так что IBM/360 не могло быть по определению. Значит ЕС-"какой-то там серии". С ее габаритами и надежностью? Вряд ли. А вот клоны MicroVAX вполне могли быть, машины гораздо более надежные были. Операционки скорее всего не было, не в наших традициях того времени ставить ОС на специальный бортовой вычислитель. Память-то была небольшая, куда там ОС ставить?
Я участвовал в разборке (не РАЗРАБОТКЕ, а РАЗБОРКЕ! :) ) девайса, про который утверждалось, что это дублёр (т.е. из той же партии) лётного экземпляра БЦВМ "Бурана". В нём наличествовал Н1806ВМ3 (КМОП-версия 1801ВМ3), 1801ВМ4 (математический сопроцессор, н-МОП, не смогли его в КМОП сделать), 16 микросхем Н565РУ5, и ещё кое-что. Т.е. это не микро-VAX, а всего-навсего PDP-11/40 (или 23, разные программы по-разному определяли).
Утверждалось, что модули постоянной памяти действительно были ферритовые, но нам они не достались. Корпуса микросхем были керамические безвыводные.

Говорилось также, что устройством хранения был ленточный накопитель, объем (суммарный) программы был около 128 кбайт, но это я никак проверить не могу.

РТ-11 или любой её клон на этом оборудовании запросто могли работать, но, видимо, лётные программы не имели ОС, а работали с железом напрямую.
Я тут выписался из больницы и обнаружил обсуждение интереснейшей темы. Что могу от себя сказать - Г.Е.Лозино-Лозинский четко утверждал мне, что в БЦВК на "Буране" стояли только отечественные ЭВМ. Какие - это вопрос, может быть, форум и поможет в этом разобраться. Теперь о языке - для написания программ для системы управления "Бураном" был создны специальные "языки высокого уровня" - "Диполь" и "Пролог". Что они собой представляют - не знаю.
Накопитель на магнитной ленте (2 шт.) действительно были - на них были записаны резервные программы полета и этап спуска в атмосфере. Перезагрузка оперативной памяти с НМЛ в полете хорошо видна на штатной программе полета (примерно через час после контакта подъема), смотри рисунок
(его увеличенная версия открывается со страницы www.buran.ru/htm/program.htm
Там за стоящим человеком расположен решетчато-клетчатый стеллаж для блоков БЦВМ
Объем всей электроники можно оценить по рисунку бытового отсека  (смотри страницу www.buran.ru/htm/cocpit.htm )

Kot

Кое-что со слов изготовителя.

Цифровая СУ разрабатывалась в НИИАП, в большей части копировала стандартную СУ боевых ракет. Состояла (цифровая часть) из 4 каналов, один из которых был в холодном резерве. Через каждые 10-20 корпусов логики стояли мажоритары. СУ делилась на блок генераторов, блок процессора, блок ОЗУ, блок ПЗУ, блок обмена и блок питания. Блок генераторов содержал четыре развязанных генератора со схемой синхронизации выходных меандров. Блок процессора был сделан на микропроцессорном наборе 582 серии (Воронеж). Блок ПЗУ сделан на ферритовых ячейках. Блоки питания были отдельными на каждый канал.

Nixer

582 серия - это что у нас?

Pit

Цитировать.... Теперь о языке - для написания программ для системы управления "Бураном" был создны специальные "языки высокого уровня" - "Диполь" и "Пролог". Что они собой представляют - не знаю.
пролог это скорее всего Пролог и есть.
http://www.marstu.mari.ru:8101/mmlab/home/prolog/LECTION1/index.html

или

http://popoff.donetsk.ua/text/donntu/flp/logic/intro.html

mErLin

ЦитироватьЯ участвовал в разборке (не РАЗРАБОТКЕ, а РАЗБОРКЕ! :) ) девайса, про который утверждалось, что это дублёр (т.е. из той же партии) лётного экземпляра БЦВМ "Бурана". В нём наличествовал Н1806ВМ3 (КМОП-версия 1801ВМ3), 1801ВМ4 (математический сопроцессор, н-МОП, не смогли его в КМОП сделать), 16 микросхем Н565РУ5, и ещё кое-что.

А Вы не запомнили - какой был конструктив? Случайно не РПП-платы форматом примерно 9x12см, в алюминиевых рамках с периметрически расположенными колечковыми пружинными соединителями. Всё собиралось в этажерку и стягивалось шпильками, сверху-снизу прикрывалось крышками, из которых торчало несколько залитых компаундом матерчатых плоских шлейфов?
Кстати, H1806ВМ4 в 1991-1992г.  таки сделали. Опытная партия. Из неё - буквально нессколько рабочих штук. И те глючили.

Андрей Суворов

Цитировать
ЦитироватьЯ участвовал в разборке (не РАЗРАБОТКЕ, а РАЗБОРКЕ! :) ) девайса, про который утверждалось, что это дублёр (т.е. из той же партии) лётного экземпляра БЦВМ "Бурана". В нём наличествовал Н1806ВМ3 (КМОП-версия 1801ВМ3), 1801ВМ4 (математический сопроцессор, н-МОП, не смогли его в КМОП сделать), 16 микросхем Н565РУ5, и ещё кое-что.

А Вы не запомнили - какой был конструктив? Случайно не РПП-платы форматом примерно 9x12см, в алюминиевых рамках с периметрически расположенными колечковыми пружинными соединителями. Всё собиралось в этажерку и стягивалось шпильками, сверху-снизу прикрывалось крышками, из которых торчало несколько залитых компаундом матерчатых плоских шлейфов?

Самого конструктива я не видел, а платы - да, похоже на описание, очень похоже. Платы к нам попали уже раздёрганными - несколько модулей процессоров и столько же модулей памяти. Были ещё какие-то модули, назначение которого с первого взгляда не угадывалось
ЦитироватьКстати, H1806ВМ4 в 1991-1992г.  таки сделали. Опытная партия. Из неё - буквально нессколько рабочих штук. И те глючили.
Ну, это было сильно после полёта Бурана :(

mErLin

ЦитироватьСамого конструктива я не видел, а платы - да, похоже на описание, очень похоже. Платы к нам попали уже раздёрганными - несколько модулей процессоров и столько же модулей памяти. Были ещё какие-то модули, назначение которого с первого взгляда не угадывалось

Может и наше.  Там могли быть: плата  проца 1806ВМ3/4, плата проца 1806ВМ2, плата ОЗУ, плата эл. диска (хотя сильно сомневаюсь, чтобы в 87-88 она уже была доведена до железа - вернее, не знаю - это было за год до меня) и плата манчестерского канала. Хотя, вообще-то, загрузку процов через манчестер - тоже начали отлаживать году в 88-89. Писано всё на MACRO-11 для голой машины, отлаживалось под RT-11 (на Электронике-60).

А дефицит даже с 1806ВМ3 был и в 1991г. Мало было экземпляров, которые дотягивали до требуемых 10МГц. На макетные образцы ставили 1801, а для рабочих - выпрашивали у Зеленограда побольше кристаллов и гоняли всю сборку на повышенной температуре. Потом отбраковывали. Когда пришли 1806ВМ4 - был внутриотдельский праздник. На 1806ВМ2 тоже было не просто. Заявленная Fmax=5МГЦ. В платах работали на 4 с копейками, но приходилось городить нестандартный тактовый генератор на 564ЛА2 - с очень остроумной цепью задержки его запуска в момент подачи напряжения.

Nixer

ЦитироватьПожалуй, последним ударом по самолюбию заокеанского конкурента, считавшего СССР
отсталой страной по части развития ЭВМ, стало создание собственного
оригинального бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) для
орбитального самолета, причем в этой ЭВМ все элементы были отечественного
производства. В отличие от США, в СССР пошли по пути оптимизации количества
приборов в кабине экипажа и создания компактного программного обеспечения. По
сравнению с шаттлами в советском "Буране" было вдвое меньше приборов при
увеличении их функциональных возможностей. Все программное обеспечение за счет
многочисленных математических расчетов было оптимизировано в объеме 100 Мбайт.
Сам БЦВК состоял из 8 независимых ЭВМ, работающих по одинаковой программе и
выполняющих одни и те же задачи. ЭВМ управляли всеми системами корабля как по
командам с Земли, так и по собственным программам, исходя из реалий полета.
Масса БЦВК составила всего 33,4 кг при полном энергопотреблении в 280 Вт. Кроме
того, было реализовано и полностью ручное управление самолетом при наличии на
его борту экипажа.

hazard

С Авиабазы:

ЦитироватьТак на "Буране" стоял совершенно живой Н1806ВМ1! Причем, с математическим сопроцессором Н1801ВМ4. Сопроцессор потреблял половину мощности всего вычислительного модуля.
ЗУ, говорят, было ленточное. А ОЗУ было 128 килобайт. На Н565РУ5

http://forums.airbase.ru/index.php?act=ST&f=5&t=7394

Nixer

Издеваетесь? ВМ1 - новый???

К тому же ВМ4 - это не сопроцессор, а уже готовое ЦПУ с интегрированными функциями сопроцессора.

Borisov

ЦитироватьИздеваетесь? ВМ1 - новый???

К тому же ВМ4 - это не сопроцессор, а уже готовое ЦПУ с интегрированными функциями сопроцессора.
ВМ4 это именно сопроцессор к процессору ВМ3

hazard

ЦитироватьИздеваетесь? ВМ1 - новый???

В смысле? Новый для того времени?

ЦитироватьК тому же ВМ4 - это не сопроцессор, а уже готовое ЦПУ с интегрированными функциями сопроцессора.

А по-моему 1801ВМ4 - все-таки сопроцессор, использовался в связке с 1801ВМ3.

Kot

582-я серия стояла. Много-много корпусов ...

Игорь Суслов

Может хватит, а? Наверное, для обсуждения тонкостей hardware ЭВМ есть специализированные топики?

Куда только злой Shin :) смотрит?...
Спасибо не говорю, - уплачено...