Дневник Рязанского

Автор Shin, 09.12.2013 14:43:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Shin

26 сентября

Вот я и на станции. Невероятно и удивительно, что это все же случилось. Стартовый день прошел очень спокойно, без лишней суеты и нервов – все четко, размеренно, выстроено годами: встали, процедуры, помылись, протерлись, завтрак, короткое прощание с родными, под «рокот космодрома» на улицу – и вперед. Проспал перед стартом девять часов, спокойно и глубоко. Правда, выключил телефон: многие друзья волнуются, звонят, желают удачи, не зная, что мы «перевернулись» – ложимся спать в 8 утра, встаем в 16 – 17.

По дороге в МИК по традиции посмотрели фильм психподдержки, который получился очень душевным и трогающим. Столько людей старались для его создания, так мило спорили на съемках мои девчонки. А ребята из ИМБП – сколько собралось народа поддержать и отснять поздравление, это просто потрясающе. Надевание скафандров, прощание с родными и руководством за стеклом, доклад комиссии, выход «на колесо», доклад перед ракетой, пинок главного конструктора (президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота. Ред.), посадка – все пролетело незаметно. И вот уже в корабле, где все знакомо, все как на тренажере, даже голос Кости Валькова, моего друга и по совместительству инструктора экипажа, и тот знаком, хотя и с запинками – видно, что Костя немного волнуется.

Старт. После нескольких минут волнение («Как оно все будет?») быстро уходит. Выясняется, что ракета идет ровно, тихо и стабильно, словно скоростной лифт в небоскребе. Потихоньку нарастают перегрузки, но по ощущениям переносятся даже легче, чем на центрифуге. Бум – приличный толчок в спину: ушла вторая ступень, заработала третья. Невесомость почти не заметил, только краем глаза увидел, что кот Димлер, наш индикатор невесомости, на резиночке подвязанный к люку, помчался куда-то бешеной собакой... а мне работать надо.

Самый напряженный участок быстрой схемы – сразу после выведения. Работаем с Олегом по разным страницам БД (бортовая документация. – Ред.), лишь краем глаза отслеживая, что происходит и кто на каком этапе. Олег – прекрасный командир, работать с таким одно удовольствие. Спокойный, дипломатичный, шутить не перестает, кажется, никогда. Все идет штатно, начинаю аккуратно распускать ремни притяга и посматривать в иллюминатор в перерывах между работой, но аккуратно, а то наслушался я разных историй про не очень хорошую переносимость периода привыкания к невесомости. Начинают затекать и болеть колени: маловато места у бортинженера, и сидеть в скафандре приходится долго. Несколько раз отвязывался и аккуратно привставал в ложементе, чтобы размять ноги, при этом из-за гермошлема прижимаясь к пульту лбом. Вроде не «колбасит». Олег после четвертого импульса слетал в БО (бытовой отсек. – Ред.) и скинул нам с Майком по паре соков и немного пожевать – смолотили оба все влет.

На сближении начало клонить в сон, пару раз отрубался в перерывах между импульсами на несколько минут. Только облет завершили – и сразу на причаливание: все штатно, все надежно, все в автомате, никаких неприятных сюрпризов. Прилетели! Бегом в БО – я крайний, давление выравнено, скоро люки открывать. Олег помогает стащить скафандр, АСУ (ассенизационно-санитарное устройство. – Ред.), прыг в полетный комбез и приготовился: интересно, какой он, запах космоса, какая она, станция?

Станция – огромна и красива! Перемещение в невесомости доставляет несказанное удовольствие – плывешь, паришь, летишь. Иногда, правда, сшибая что-то или отбивая коленки, но это же только первые часы в невесомости. Чувствую себя прекрасно: ни сильного прилива крови к голове не ощущается, ни вестибулярных трудностей. С большим аппетитом поел, попил кофейку, одновременно постигая от Фёдора Юрчихина хитрости и азы космического быта.

После короткого сна Фёдор помог достать из 420-го грузовика («Прогресс М-20М». – Ред.) одежду и умывательные принадлежности, настроили iPad, фотоаппаратуру, приготовились к выполнению задач на завтра. Через четыре часа подъем.



27 сентября

Первый рабочий день. Разбирали корабль (мешки туда-сюда), Олег развернул и настроил «Виртуал», я повозился с «Фантомом», сделали «Структуру», TriTel. Повоевали с заменой принтера в СМ (Служебный модуль «Звезда». – Ред.): новый никак не хотел прописываться IP-адресом в нашу сеть. ЦУП-Х удаленным доступом заставил «редиску» работать, заодно настроив нам с Олегом почту. Поздравили с днем рождения Луку Пармитано. Прилетел он на станцию в составе МКС-36, а сейчас в составе 37-й экспедиции ему исполнилось 37 лет – красиво получилось!

Около полуночи, уже собираясь спать, углядел в иллюминатор красивейшее ночное небо, перетекающие по Земле грозы в районе островов Зеленого мыса, потом ночную Европу с кристально ясным небом... Вдруг понял, что пялюсь в иллюминаторы уже два часа подряд, перелетаю от одного к другому. Надо начать учиться у моих опытнейших коллег художественному фотографированию, у самого пока ерунда какая-то получается.


29 сентября

На станции выходные. Много времени трачу на изучение атласов и того, что видно из иллюминаторов. Интересно ставить себе задачки и стараться успеть увидеть, навестись и сфотографировать какой-нибудь город, гору или атолл. Получилось поймать два огромных айсберга. Поснимал Антарктиду, краешек. Попробовал побегать на беговой дороге (российская бегущая дорожка БД-2. – Ред.) – получается неплохо. Хорошая дорога получилась, удобная. В воскресенье наконец прилетел Cygnus – большая консервная банка с двумя солнечными батареями и двигателями. Подходил очень тихо и аккуратно. Молодцы американцы: быстро нашли замену своим шаттлам – целый флот кораблей готовится, и из них два уже летают. А мы... обидно.


30 сентября

Первый полный рабочий день. Вроде не очень сильно забитый, но времени на все катастрофически не хватает. Практически не успел поснимать, только вечером немного поймали Новую Зеландию и там красивый вулкан, название которого пока не выяснил – не хватает мне тут подробнейшего географического атласа. Что-то уже выучил по тому, что есть: белые длинные языки ледников Упсала, Чико, Вьедма; пустыня Симпсона, похожая на Марс; острова Туамоту – скопление атоллов разных размеров и форм. Но надо еще работать и работать. Программа «Сигма», которая есть у нас на борту, далеко не всю желаемую информацию, к сожалению, может дать экипажу.

Полноценно побегал сегодня – очень приятно потренироваться. Сделали биологические эксперименты «Каскад», «Константа», «Асептик». Записали несколько поздравлений и обращений. Приятно, что начали с записи для участников Эстафеты Олимпийского огня, где будет участвовать и моя Сашенька (жена. – Ред.).

Как обычно, все уже спят, а я ложусь позже всех: пока обработаю фотографии, пока посмотрю новости, полетаю по спящей станции. Станция живая: ровно гудят вентиляторы, где-то что-то позвякивает в привязанных мешочках под током воздуха, иногда грустно щелкнут клапана, а то заскрипят приводы солнечных батарей. Не могу никак привыкнуть к тому, что я парю, передвигаясь, – каждый раз это вызывает искренний восторг, снова и снова. После нескольких шишек первых дней осмелел и начал передвигаться на больших скоростях, иногда с резкими поворотами, переворачиваясь и идя по разным плоскостям... Шишек прибавилось. Надо сказать, удивительное впечатление, когда влетаешь в какой-нибудь модуль по разным плоскостям: совершенно разное видение модуля, иногда – потеря ориентировки. О, где-то тут был мой мешок – oops, он совсем в другом углу от того, что ожидалось. Наверное, это скоро пройдет и все станет привычно и до мелочей знакомо.


2 октября

Еле дожил до конца рабочего дня, накопился недосып и усталость. Спать, спать, спать.


3 октября

Проснулся рано, еще все спят, тихо. Проснулся с четким ощущением, что вишу вниз головой на потолке. В каюте темно и ничего не видно – интересно вестибулярка ориентирует. Потихонечку втягиваюсь в нормальную станционную жизнь. Пошли работы по СОЖ (система обеспечения жизнедеятельности. – Ред.): чистка вентиляционных решеток, перекачка и сепарация воды, замена шлангов. Продолжается потихоньку нау­ка: «Каскад», «Константа», «Хроматомасс».

Shin

4 октября
 
Суета – с одной работы в другую. С Фёдором меняли БРП-М в СРВ-К2М (блок раздачи и подогрева в системе регенерации воды из конденсата атмосферной влаги. – Ред.). За панелями – скопление проводов, шевелящихся, как клубок змей. Вообще провода и шланги имеют удивительную особенность в невесомости безнадежно запутываться.
 
У Фёдора еще идея – переставить БПК (блок питания компрессоров. – Ред.) повыше и получше, а то валяется на полу. Провозились полдня, разгребли почти все завалы проводов. Было бы, конечно, лучше, если бы разрешили полностью разобрать систему и собрать аккуратно и красиво заново – столько бы места освободилось.
 
В связи с этой возней не успел сделать задание ЦУПа по инвентаризации американских средств гигиены – в выходные придется доделать.
 
 
5 – 6 октября
 
Выходные прошли ударно. Инвентаризация полотенец и салфеток превратилась в разгребание завалов за панелями МИМ-1 (Малый исследовательский модуль «Рассвет». – Ред.). К сожалению, многие вещи лежат ровным слоем по всей станции, например: пачка бумаги тут, две пачки там, три пачки между проводами другого модуля запихано, еще парочка в CTB (сумка такая американская космическая для хранения барахла), и еще, и еще, и еще. Все надо собрать в кучу, разгрести под это место, провести по базе.
 
Кстати, формально все, кто раскладывал ровным слоем вещи по станции, абсолютно правы – по базе ведь все учтено и можно это найти. (Есть у нас такая база IMS, в которой учитывается все, что на станции хранится и используется. Без нее как без рук: не указал кто-то что-то – и ищи-свищи потерянную вещь по всей станции.) Ушло около 10 часов на выполнение задачи ЦУПа и параллельно создание некого подобия порядка хранения хотя бы чего-то. Разобрал только несколько наименований. Отдохнуть не очень удалось. Предстоит еще очень много разобрать и разгрести.
 
 
11 октября
 
Дни летят очень быстро. Только проснулся – уже вечер. За неделю опять занимался наукой, поменял два вентилятора в СМ (Служебный модуль «Звезда». – Ред.) на малошумные и перенаправил их в другую сторону по указанию Земли. Надеюсь, это поможет нашей бегущей дорожке меньше греться (один из вентиляторов направлен теперь прямо под дорожку).
 
Пятница, хороший день, но, как обычно, загруженный. Меняли с Олегом вышедший из строя основной насос на скафандре «Орлан-МК». «Звезда» (подмосковное НПП «Звезда», разработчик и изготовитель скафандра. – Ред.) приготовила укладку с новым насосом, где все продумано: аккуратно винтики и заглушечки по пакетикам, запасные, если вдруг улетят. Инструменты для работы там же, причем доработанные уже по предложениям Олега. Приятно работать. Провозились, правда, на два часа дольше.
 
Вечером славно поужинали все вместе, вшестером, у нас в СМ. Посмеялись, пошутили, обсудили новости в мире. Хьюстон (ЦУП-Х. – Ред.) пытался поставить нам прямую трансляцию матча американского футбола по NetMeeting (программа для видеоконференцсвязи. – Ред.), но матча не оказалось. Посмотрели какой-то обзор спортивный. Все равно приятно – телевидение в прямом эфире, как дома.
 
 
21 – 24 октября
 
Готовим с Олегом скафандры к выходу: замена сменных элементов (литиевые патроны, баллоны с кислородом, фильтры), сепарация водяного контура, проверка ПОВов в СО и ПхО (пульты обеспечения выхода в Стыковочном отсеке «Пирс» и переходном отсеке модуля «Звезда». – Ред.). Разгребли вещи в СО, ПхО и МИМ-2 (Малый исследовательский модуль «Поиск». – Ред.).
 
Опять пришлось повозиться с базой IMS и раскидать все по местам. Иногда за панелями находишь очень интересные вещи, но, к сожалению, очень много хлама, который выкинуть у разработчиков рука не поднимается. То нашли около 20 замененных старых вентиляторов, которые постепенно сменяются на новые малошумные. Но зачем хранить старые в таком количестве – совершенно непонятно...
 
Отрыли блок, замененный еще первой экспедицией, подписанный почерком Сергея Крикалёва, – так и лежит с тех времен на всякий случай. В МИМ-1 организовал офисный запанельный контейнер с запасом велкро (липучка. – Ред.), скотча, серой и каптоновой (полиамидной. – Ред.) лент. Все до этого было раскидано по разным модулям, углам и контейнерам. Через несколько дней после того как закончил, с ужасом отрыл еще пару мешков с этим барахлом – еле упихал в выбранное пространство.
 
Вообще укладка чего-либо в невесомости вызывает, особенно поначалу, значительные трудности. Положил одну вещь, кладешь вторую, а первая уже улетела. Хорошо, поймал, придавил второй первую, берешь третью, кладешь к двум другим, прижал рукой, берешь четвертую – и при попытке положить вылетают первые две... Кирдык. И начинается то, что Олег с Фёдором называют «Лего» – распихивание вещей так, чтобы они распирались друг об друга и при этом лежали удобно и плотно. На поиск этой закономерности и уходит основное время при наведении порядка.
 
Доходят новости про перемены у нас в космическом руководстве. Дай Бог, чтобы это все пошло на пользу отрасли и мы не только не растеряли то, что имеем, но и двинулись вперед.
 
 
25 октября
 
ATV-4 готовится к закрытию люков. Как же много там места! Система рэков (стоек. – Ред.) обеспечивает удобный доступ, порядок, легкий способ укладки. Вот бы такой корабль приспособить под складской, как это сделано у наших американских друзей с PMM (Многоцелевой модуль Leonardo. – Ред.). Сколько полезного станционного барахла можно бы было разместить по полочкам...
 
 
28 октября
 
День праздников и расставаний. Отчалил ATV-4. Несмотря на большие размеры, ушел очень аккуратно и быстро. Олег и Лука работали вместе по программе расстыковки, а мы с Фёдором старались сфотографировать уходящий корабль, пока он окончательно не скрылся в сумерках.
 
В родном для меня Институте медико-биологических проблем большой праздник – 50-летний юбилей. До перехода в отряд ЦПК я проработал в ИМБП 14 лет, и он стал для меня не только замечательной школой, но и родным домом. Знаю, что наверняка придет на празднование много гостей, будут интересные встречи и беседы. С одной стороны, очень хочется быть с друзьями и коллегами в этот праздник, с другой – я горд, что представляю ИМБП здесь, на борту МКС. Удачи вам, родные, новых открытий и побед!
 
 
29 октября
 
Порой на борту разгораются разные дискуссии по поводу того, что удобно, что можно сделать лучше, что необходимо изменить срочно, а что надо учесть при планировании новых кораблей и станций. Обсуждали с Фёдором нашу дорожку БД-2, которая появилась на борту в этом году вместо дороги американского производства TVIS. Интересная получилась дорожка. И бегать удобно, и выглядит надежно. Поправить несколько мелочей – и будет вообще идеальное средство тренировки.
 
Самое тяжелое в тренировках на станции заставить себя начать. Поначалу все не так: и дорога шевелится (дорога установлена на системе виброизоляции), и полотно узкое, и пассивный ход тяжелый, и суставы ломит. Потом привыкаешь, вбегиваешься и не замечаешь вчерашних неудобств. Стараюсь выполнять рекомендованные нормы, но пока явно не в лучшей форме. Эксперимент «Мотокард» еле добежал – сдох. Теперь стараюсь натренироваться, чтобы таких проблем больше не было.
 
 
30 октября
 
Выход уже скоро. Сегодня с Олегом возились с нашими скафандрами, подгоняли их по росту и проверяли на герметичность, готовили инструмент. Я всегда легко и комфортно размещаюсь в скафандре, а вот как Олег, у которого плечи шире скафандра раза в полтора – непонятно. Скафандр ему «в обтяжечку». Зато, говорит, работать удобнее.
 
В большом диаметре РО (рабочий отсек. – Ред.) СМ стало намного комфортнее после того, как развернули вентилятор в ПрК (переходная камера модуля «Звезда». – Ред.) после ухода ATV-4. Раньше все отмечали, что около стола в СМ было жарковато, особенно когда по очереди тут же позанимались спортом. Сейчас довольно быстро продувается, и температура стала комфортней – 23 – 24°C.