Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.
RSS
Луна-Лагранж: первый этап освоения Луны, общие размышления на тему в контексте будущей ФКП
 
Исходная посылка.
http://community.sk.ru/news/b/articles/a
Общая цель программы:
Создание через несколько десятилетий на Луне добывающей, перерабатывающей и производящей промышленности значительной мощности.
Частные цели первого этапа (2016-2025):
  1. Получить инструменты освоения Луны как ресурсной базы РФ в космосе (транспортная система «Земля-орбита», «орбита-орбита» и «орбита-Луна» для транспортировки беспилотных объектов, транспортная система «Земля-Луна» для пилотируемых перелётов, беспилотные и пилотируемые аппараты для работы на поверхности луны). Возможно - получить некоторый опыт их применения.
  2. Получить технологии и технику добычи лунных ресурсов (металлы, кремний, кислород). Возможно - и применения ресурсов. Возможно - получить некоторый опыт работы с ней.
Инструменты первого этапа освоения Луны:
  1. Многоразовый разгонный блок(МРБ) с ядерно-электрической реактивной двигательной установкой(ЯЭРДУ), он же ТЭМ.
  2. Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП).
  3. Ракеты семейств Союз и Ангара.
  4. Разгонные блоки семейств КВРБ и Фрегат.
  5. АЛС типа Луна. Разрабатываемые, предполагаются запуски с 2019.
  6. Модули орбитальных станций. Разрабатываемые (например, ОКА-Т и надувные модули).
  7. Приборы и техника для работы на поверхности Луны.
Предлагаемый план:
  1. Создать платформы для орбитальных (Луна-ОА) и посадочных (Луна-П) автоматических станций. Так же - посадочную платформу на базе РБ Фрегат и на её базе лунный посадочный корабль(ЛПК).
  2. Создать пилотируемый транспортный корабль в варианте для полётов в точки Лагранжа системы Земля-Луна (ПТК-Л). Использовать для этого специальную модификацию корабля «Союз» нецелесообразно из-за предлагаемых кораблем ПТК возможностей и сроков разработки модификации КК «Союз», сравнимых со сроками создания корабля ПТК.
  3. Создать водородную третью ступень «УРМ-2ВC» для РН Ангара-5 (4 двигателя РД-0146) вместо керосиновой ступени УРМ-2 (двигатель РД-0124), обладающую возможностями повторного запуска двигателей в невесомости и стыковки. Это позволит обеспечить двухпусковые запуски корабля ПТК-Л при стыковке на НОО на дальние орбиты, например, в точки Лагранжа, а также других объектов, при стартовом весе ступени около 85 тонн. Это не потребует модификации стартовых комплексов для РН Ангара, т. к. в них уже присутствует водородная магистраль для заправки 4-й ступени - разгонного блока семейства КВРБ.
  4. Создать более легкую и простую модификацию третьей ступени УРМ-2ВС «УРМ-2В», аналогичную по возможностям УРМ-2. При начальной массе ступени, равной массе блока УРМ-2, это обеспечит при помощи РН Ангара-5 выведение на низкую орбиту более 30 тонн ПГ.
  5. Создать ТЭМ с ЯЭРДУ.
  6. Запускать АЛС к Луне, в том числе, по плану разведки/разработки лунных ресурсов (любыми удобными ракетами из существующих, так же многопусковыми схемами с помощью УРМ-2ВС и ТЭМ).
  7. Создать малую пилотируемую орбитальную станцию для точки Лагранжа (ОС-Л) и доставить её с помощью ТЭМ в точку Лагранжа Земля-Луна L-1 или L-2.
  8.       В первую очередь работа АЛС должна быть направлена на разворачивание автоматической лунной базы - Лунного Полигона.
  9. Снабжение ОС-Л и доставка к ней лунных посадочных кораблей осуществляется по медленной многопусковой схеме (с использованием ТЭМ).
  10. Доставка экипажей на ОС-Л производится по быстрой двухпусковой схеме (ПКК + УРМ-2ВС).
  11. Экипаж на ОС занимается научными экспериментами и удаленным управлением АЛС.
  12. При необходимости космонавтами на ЛПК совершается перелёт ОС-Л - Луна с работой на поверхности и возвратом на ОС.
  13. Работа Лунного Полигона направлена на скорейшее освоение местных ресурсов и, в частности, на производство компонентов ракетного топлива и промышленного сырья (кремния, металлов) из местных ресурсов.
  14. Использование полученных на Луне ресурсов для: заправки лунных кораблей; постройки (под)поверхностной лунной базы; производства на месте либо на ОС-Л различной продукции.
Сроки выполнения:
  1. Разработки платформ для АЛС ведутся, первый испытательный полёт (Луна-Глоб) намечен на 2019. Модернизация РБ Фрегат потребует ориентировочно до 3-х лет, разработка и создание на базе посадочной платформы полноценного ЛПК потребует так же до 3-х лет.
  2. Разработка ПТК НП ведется в настоящее время, вехи: 2021 - первый беспилотный полёт низкоорбитальной версии, 2022-2023 - беспилотные испытания на НОО, 2024 - пилотируемые полёты к ОС, 2025 - первый беспилотный полёт "лунной" версии, 2028 - первый пилотируемый полёт "лунной" версии. Относительно разрабатываемой лунной версии потребуется увеличение запаса скорости до 1800 м/с от предлагаемой 1300 м/с. Также для сокращения сроков программы предлагается начать работу с "лагранжевой" версии корабля - как это было сделано в проекте Аполлон - и, возможно, полностью отказаться от низкоорбитальной версии ПТК-О, кроме свободнолетающего варианта ПТК-З.
  3. Разработка третьей водородной ступени УРМ-2ВС для "Ангары-5" потребует, ориентировочно, 4-5 лет после создания водородного разгонного блока для РН(по плану 2015).
  4. Разработка ступени УРМ-2В потребует, ориентировочно, 2-3 года после создания исходной ступени.
  5. Первый испытательный запуск опытного ТЭМ намечен на 2018, запуск пригодного для лунных перелетов ТЭМ намечен на 2021.
  6. Запуски АЛС для изучения Луны (серия Луна-Ресурс и Луна-Грунт) намечены на 2021-2025.
  7. На настоящий момент предлагается создание орбитальной станции для окололунных орбит в 2028-2031. При использовании разрабатываемых для МКС лабораторий ОКА-Т и Трансформируемых модулей, а так же ТЭМ вместо специальных энергетических модулей, возможно перенесение сроков на 3-5 лет ранее (2023-2025).
  8. Формирование Лунного Полигона АЛС возможно начинать после готовности серийной платформы для АЛС Луна и/или посадочной платформы на базе РБ Фрегат. Например, использование для этого станций Луна-Ресурс и Луна-Грунт.
  9. Снабжение ОС-Л возможно после создания ОС-Л и размещения её в точке Лагранжа.
  10. Доставка экипажей - аналогично.
  11. Работа экипажей возможна после прибытия на станцию.
  12. Перелёт ОС-Л - Луна с возвратом возможен при готовности ОС-Л, работе экипажей на ней и готовности ЛПК (см. п.1)
  13. Эксперименты с освоением лунных ресурсов возможны после начала работы Лунного полигона.
  14. Успешное использование ресурсов возможно не ранее конца 2020-начала 2030.
Дорожная карта:

2018 - запуск первого опытного ТЭМ, испытания Фрегат-П.
2019 - запуск Луна-Глоб-П.
2020 - испытания Ангары-5/УРМ-2ВС.
2021 - беспилотные испытания ПТК-Л (РН Ангара-5П, НОО), запуск Луна-Глоб-ОА, запуск первого ТЭМ-Л.
2022 - беспилотные испытания ПТК-Л, беспилотные испытания ЛПК.
2023 - запуск модуля ОКА-Т станции ОС-Л с ТЭМ, испытания Ангара-5В с УРМ-2В, беспилотный полёт ПТК-Л+УРМ-2ВС к орбитальной станции ОС-Л, запуск Луна-Ресурс-ОА, запуск Луна-Ресурс-П. Здесь и далее - запуски АЛС по программе Лунного Полигона.
2024 - пилотируемый полёт ПТК-Л (низкая орбита).
2025 - запуск Трансформируемого модуля к орбитальной станции ОС-Л, пилотируемый полёт ПТК-Л+УРМ-2ВС к орбитальной станции ОС-Л, запуск Луна-Грунт-Луноход, запуск Луна-Грунт-Возврат.
2026 - запуск ЛПК+ТЭМ к орбитальной станции ОС-Л, посещение ОС-Л (ПТК-Л+УРМ-2ВС), возможно высадка на Луну.
2027 и далее - запуски МЛАК Корвет, экспедиции на ОС-Л.

2028 и далее - замены реакторов ТЭМ.
2033 - начало замены модулей ОС-Л.

Пояснения.

Существующие проблемы заключаются в частности в том, что в ФКП 2016-2025 предполагается параллельное разворачивание и окололунной ОС, и лунной поверхностной базы, и автоматического Лунного Полигона для АЛС - при этом запрашиваются сверхтяжелые ракеты-носители. Предполагается использование нового орбитального корабля.

В предлагаемом плане предполагается ограничиться пилотируемой ОС, но не в окололунной орбите(ОЛО), а в точке Лагранжа L-1 или L-2, и Лунным Полигоном для АЛС (с возможностью посещения космонавтами).
Для обеспечения этой программы не потребуются сверхтяжелые ракеты и тяжелые РН мощнее, чем Ангара-5 с третьей водородной ступенью. Для отправки в Л-1 или Л-2 корабля ПТК-Л достаточно двухпусковой схемы с использованием водородного разгонного блока УРМ-2ВС, запускаемого ракетой Ангара-5, и ракеты Ангара-5П для запуска на орбиту корабля.

Для сокращения сроков программы пилотируемых полётов к станции ОС-Л предлагается начать работу с "лагранжевой" версии корабля ПТК - как это было сделано в проекте Аполлон - и, возможно, полностью отказаться от низкоорбитальной версии ПТК-О, кроме свободнолетающего варианта ПТК-З. Т.к. такое увеличение количества кораблей, тем более запускаемых на орбиту одной и той же ракетой Ангара-5П, как показывает история, ни к чему хорошему не приводит (см. история кораблей 7К-ОК, 7К-Л1 и 7К-ЛОК).
Достоинства (и недостатки) орбитальной станции, размещенной в точке Лагранжа, по сравнению с лунной орбитальной станцией на окололунной орбите, подробно расписаны, например, у Анатолия Зака (
Mission to Lagrange points).
Вкратце, достоинства:

  1. меньше потребная скорость для достижения станции в Лагранже с околоземной орбиты, чем для станции на ОЛО (3,4-3,8 км/с против 4,2 км/с характеристической скорости);
  2. меньше потребность в топливе для коррекции орбиты станции;
  3. постоянная связь с Землей и выбранным районом Луны.
Недостатки:
  1. Большее расстояние от точек Лагранжа до Луны (58-65 тысяч км) по сравнению с низкими ОЛО (100-500 км), как следствие большая мощность для связи с Луной;
  2. Несколько больше потребная скорость для лунных посадочных кораблей, стартующих от ОС-Л (2,8 км/с вместо 2,1 км/с характеристической скорости).
В качестве модулей ОС-Л логичным выглядит использование близких к разрабатываемым для МКС - модуля типа ОКА-Т-МКС и Трансформируемого модуля (http://www.russianspaceweb.com/inflatabl).
Основные работы на поверхности Луны предлагается проводить автоматическими станциями. Станция в Лагранже позволяет осуществлять удаленное управление автоматикой со значительно меньшей задержкой (в 5 раз меньше), чем при управлении с Земли. Пилотируемый корабль ПТК способен по ТЗ обеспечить доставку на станцию одного пилота и трех космонавтов-исследователей.
Кроме того, после создания и начала использования лунного посадочного корабля, можно будет осуществлять высадки двух космонавтов для осуществления срочного точечного воздействия (например, мелкого ремонта).
Создание ЛПК логично проводить на базе имеющегося оборудования: РБ Фрегат как база посадочной ступени и элементы корабля Союз (бытовой отсек) как база взлётной ступени.
Кроме того, для связи ОС-Л и Лунного Полигона имеет смысл использовать автоматические многоразовые взлетно-посадочные платформы (
МЛАК Корвет).
Наиболее узким местом здесь являются АЛС, работающие на Луне и около неё. Российская космонавтика не обладает опытом их создания и использования. Логичным выглядит именно здесь максимально использовать международное сотрудничество и частные компании - для создания АЛС, участвующих в работе Лунного Полигона, и для создания оборудования для таких АЛС российского производства. Например, команду "Лин Индастриал" и другие команды, занимающиеся частной космонавтикой. Так же будет очень весомым фактором привлечение к работе над проектами автоматов студентов и школьников, которые не только обеспечат создание лунной автоматической техники, облегчив нагрузку на большие КБ, но и в скорейшем будущем смогут покрыть потребность в специалистах по ракетно-космической технике. Как показывает опыт Google Lunar X Prize и конкретно команды "Селеноход", это позволит получить легкие АЛС, возможно, даже ранее 2020-го. Естественно, все проекты должны вестись по согласованной Роскосмосом программе расширения, поддержания и развития Лунного Полигона.
Обратной стороной взаимодействия Роскосмоса в процессе выполнения государственной программы освоения Луны с другими агентствами и частными компаниями является отсутствие в настоящее время правовой базы, регламентирующей хозяйственную деятельность государств и частных лиц в космосе и на других небесных телах, и как следствие потенциальные проблемы в правовой области международных работ по освоению Луны.

Резюме предложений:
  1. У всех работ по лунной программе принимается общая Цель - создание в течение нескольких десятилетий на Луне добывающей, перерабатывающей и производящей промышленности значительной мощности.
  2. На этапе до 2025 вместо одновременной разработки лунной орбитальной станции, лунного полигона автоматических станций и лунной базы ограничиться в реализации высокоорбитальной ОС в точке Лагранжа и Лунным Полигоном АЛС.
  3. Высокоорбитальную ОС в точке Лагранжа создавать на базе работ по последним модулям для МКС и ядерным транспортно-энергетическим модулям ТЭМ.
  4. Вместо разработок новых сверхтяжелых РН ограничиться разработкой модификации РН "Ангара-5": водородной третьей ступени с 4 двигателями РД-0146 УРМ-2ВС с возможностями повторного запуска двигателей в невесомости и стыковки на НОО - для двухпусковых перелётов ПКК по маршруту НОО-Лагранж - и более легким и простым вариантом ступени УРМ-2В
  5. В разработке ПТК НП передвинуть на первое место "лунную" версию ПТК-Л, доработав её проект для осуществления полётов к ОС в точке Лагранжа. Возможно - отказаться от низкоорбитальной версии ПТК за исключением ПТК-З.
  6. Работам над АЛС и лунными посадочными платформами легкого (условно "Селеноход"  ;)  , среднего ("Луна"  ;)  и тяжелого ("Фрегат"  ;)  всемерно способствовать. Привлекать для работы над АЛС для Лунного Полигона зарубежные и частные ресурсы. Работы вести по единой программе Лунного Полигона.
Захаров Г., Шмелевский А. 29.12.2014
http://nearby-space.livejournal.com/4387.html
http://samlib.ru/z/zaharow_g_w/luna.shtml
Изменено: chameleon - 08.02.2015 11:58:41
 
тут в теме про ВШОС... было:
типа плохо ее использывать на траекториях к Луне...
ведь на полярную орбиту Луны можно... не по плоскости эклиптики?
и для Лунных спутников и ЛОс на полярной орбите лучше... и в  полярные зоны Луны тоже оттуда садиться и обратно лучше
:?:
 
Точки Лагранжа занимать надо автоматами с большим САС - ретрансляторы и наблюдение, отработка впишется в программу, а пилотируемые нужны ближе к Луне...
И бесы веруют... И - трепещут!
 
Любая серьезная программа освоения Луны потребует запуск на гало-орбиту высотой 3 тысяч км вокруг точки Лагранжа 2 спутника-ретранслятора, чтобы была гарантированная постоянная связь с ЦУПом 24х7 особенно на таком важном участке мисси как торможение и выход на ОИСЛ.
Изменено: frigate - 04.02.2015 10:31:36
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков
 
Цитата
Leonar пишет:
тут в теме про ВШОС... было:
типа плохо ее использывать на траекториях к Луне...
ведь на полярную орбиту Луны можно... не по плоскости эклиптики?
и для Лунных спутников и ЛОс на полярной орбите лучше... и в полярные зоны Луны тоже оттуда садиться и обратно лучше
 :?:
У меня возник такой же вопрос? Пространственная траектория перелета к Луну без перехода в плоскость эклиптики была успешна
Реализована в 60-х.  
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков
 
Я не совсем понял зачем создавать СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ модификацию ПТК-Л для точек Лагранжа при наличии
КК для лунной орбиты. ХС для таких миссий будет немного меньше, гораздо проще будет привезти и перегрузить/перекачать грузы/топливо на ЭЛОИ при недозаправленном ДО.  
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков
 
Цитата
Leonar пишет:
тут в теме про ВШОС... было:
типа плохо ее использывать на траекториях к Луне...
ведь на полярную орбиту Луны можно... не по плоскости эклиптики?
К Луне можно стартовать с любой плоскости околоземной орбиты, и с высокоширотных орбит. А выходить на полярную орбиту у Луны или любую другую - это задача для коррекций траектории.
Так сказать, «неплоская» орбита перелета (Off-Plane Transfer Orbit):

Но конкретно ВШОС использовать при лунных полётах... Единственное, для чего можно - это для ожидания кораблем старта разгонника.

Что же касается:
Цитата
Кубик пишет:
а пилотируемые нужны ближе к Луне...
Цитата
Leonar пишет:
и для Лунных спутников и ЛОс на полярной орбите лучше... и в полярные зоны Луны тоже оттуда садиться и обратно лучше

То для посадочной зоны в районе полюса, куда собираются, более-менее пригодны два варианта для орбитальной станции - ЛОС на низкой полярной орбите и ОС-Л в Лагранже-1.
Чем они лучше и хуже, я писал.

У Лагранжевой станции:
1. меньше потребная скорость для достижения станции в Лагранже с околоземной орбиты, чем для станции на ОЛО (3,8 км/с вместо 4,3...)
2. меньше потребность в топливе для коррекции орбиты (точных чисел не знаю);
3. постоянная связь с Землей и с видимой стороной Луны... Если площадка на полюсе - тоже нужны ретрансляторы.
4. постоянно открытое стартовое окно для перелетов станция-Луна и Луна-станция.

У ЛОС:
1. меньше расстояние до Луны (100-500 км) вместо лагранжевых 58 тысяч км (для L-2) или 65 тысяч (для L-1). А это и меньшая потребная мощность связи, и меньшая задержка связи, и меньшая ХС для перелетов Луна-станция и станция-Луна(2,1-2,5 км/с против лагранжевых 2,6), и меньшее время таких перелетов.
И всё. Орбита у станции получается не стационарная, а круговая - т.е. и связь с Землей, и связь с Луной установлена не всегда, нужны следящие ретрансляторы в разных точках - а с ними задержка получается та же. И стартовые окна открываются редко.

Цитата
Кубик пишет:
Точки Лагранжа занимать надо автоматами с большим САС - ретрансляторы и наблюдение, отработка впишется в программу
Коллега frigate уже ответил
Цитата
frigate пишет:
Любая серьезная программа освоения Луны потребует запуск на гало-орбиту высотой 3 тысяч км вокруг точки Лагранжа 2 спутника-ретранслятора, чтобы была гарантированная постоянная связь с ЦУПом 24х7 особенно на таком важном участке мисси как торможение и выход на ОТСЛ.
И в общем-то орбитальная станция тоже объект с большим САС.

Цитата
frigate пишет:
Я не совсем понял зачем создавать СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ модификацию ПТК-Л для точек Лагранжа при наличии КК для лунной орбиты. ХС для таких миссий будет немного меньше, гораздо проще будет привезти и перегрузить/перекачать грузы/топливо на ЭЛОИ при недозаправленном ДО.

Моя логика была такой.
Запуск с околоземной орбиты - водородным разгонником. КВРБ или УРМ-2В годятся только для этого, пережить несколько дней перелёта они не смогут.
Значит, импульс для входа на орбиту станции - неважно, лагранжевую или лунную - должен делать либо более долгохранимый разгонник, либо сам корабль. В случае с Луной и однопуском супертяжа товарищи из Энергии прикрутили второй разгонник... Повторив почти добуквенно историю с Н-1/Л-3, и тамошними двумя разгонниками - так ещё там и второй разгонник тот же самый блок Д.
В случае с двоепуском тяжей и потребными маневрами на низкой орбите у Земли использовать второй разгонник не очень удобно. Хотя бы потому, что у РБ ограничено число включений, и стыковочные маневры с ним будут сильно ограничены. А с водородным тяжелым разгонником для стыковки имеется всего около 6 витков, потом водород начнет испаряться.
Но тогда кораблю нужно выдать не 1300 м/с (два импульса стыковки, импульс отлета от Луны, и импульс коррекции на обратном пути), а 1800 м/с (два импульса стыковки, два импульса коррекции, и два импульса для входа в и выхода из точки Лагранжа).
Поэтому и нужна другая версия. Более тяжелая.
А так да, если к Лагранжу корабль доставить однопуском и выводить к станции вторым РБ, то ХС ему нужно будет меньше. Около 1000 где-то.

Цитата
ЭЛОИ
Не опознал аббревиатуру, простите.
Изменено: chameleon - 31.01.2015 11:38:44
 
КВТК и Фрегат ,бесполезны для Луны. Ибо слишком хилые, чтобы что-то крупное и полезное доставить туда и спустить на поверхность. IMHO
Изменено: Astro Cat - 31.01.2015 12:32:50
 
Цитата
Astro Cat пишет:
КВТК и Фрегат ,бесполезны для Луны. Ибо слишком хилые, чтобы что-то крупное и полезное доставить туда и спустить на поверхность. IMHO
А что-то крупное и полезное - это что?
 
ЭЛОИ - элементы лунной орбитальной инфрастуктуры (новояз Роскосмоса)
ХС для возврашения к Земле из точек Лагранжа меньше чем с ОИСЛ
Цифры прописаны у А.Зака на сайте http://www.russianspaceweb.com/lagrange.html   :idea:  
2-х ступентчатый РБ (или СМТ на новоязе стредства межорбитальной транспортировки) от товарищей из Энергии
изначально был полностью криогенным (в 2012), потом вторую ступень предлагалось сделать (проект РН Энергии-5КВ)
на базе уменьшенного Блока-ДМ (РЗТ 10-11 тонн, очень похоже на РБ Таймыр или Корвет из "закромов" корпорации),
на Королёвских чтениях в йтом году Брюханов упоминал гептиловый РБ (что-то типа "Фрегата" ) .
Для справок - в 70е СССР испытал РБ Блок-ДМ на ОИСЗ с запуском маршевой ДУ церез 7 дней после вывода на орбуты,
криогенный РБ для Н-1 планировался с запасом жизнедеятельности 11 дней. Дело техиники - и КВТК и первую криогенную
ступень СМТ1 вполне можно сделать со сроком жизни в 2 недели до открытия стартового окна к Луне.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков
 
Цитата
chameleon пишет:
А что-то крупное и полезное - это что?
Ну жилой модуль размером со строительный вагон. Или космонавтов с возвратом. Нужно 10 тонн на Луну. Или 5 тонн туда и назад.  
 
Цитата
frigate пишет:
ХС для возврашения к Земле из точек Лагранжа меньше чем с ОИСЛ
Да, но если нужны два импульса, для входа и выхода - то ХС нужно на 500 м/с больше, чем есть у ПТК-Л.
Решений два - либо разгонник для корабля(второй при однопуске), либо увеличение баков ПТК-Л под ещё пять тонн топлива маршевых двигателей - к имеющимся в проекте восьми.
Использовать баки корабля кажется более логичным - это легче(по конечному весу), проще(Фрегат там не потянет, слишком тяжелый груз - по сайту НПО Лавочкина, предел по статичной нагрузке для Фрегата 16 тонн), и более удобно при околоземных маневрах перед стартом к Лагранжу.

Цитата
frigate пишет:
2-х ступентчатый РБ (или СМТ на новоязе стредства межорбитальной транспортировки) от товарищей из Энергии
изначально был полностью криогенным (в 2012)
Это тот - со сбрасываемым баком.
Цитата
frigate пишет:
потом вторую ступень предлагалось сделать (проект РН Энергии-5КВ)
на базе уменьшенного Блока-ДМ
Угу. Там было несколько вариантов - оба на водороде, оба на керосине, один водородный и один водородный со сбрасываемым баком.

Цитата
frigate пишет:
на Королёвских чтениях в йтом году Брюханов упоминал гептиловый РБ
Из чего я делаю вывод, что кислородный долгохранимым тоже является условно... Сейчас условно.

Цитата
frigate пишет:
и КВТК и первую криогенную
ступень СМТ1 вполне можно сделать со сроком жизни в 2 недели
Можно. Но это будет полноценный холодильник, который должен сбрасываться перед самым стартом.
 
Цитата
Astro Cat пишет:
10 тонн на Луну
Это всего-то 30 тонн на окололунной орбите или в точке Лагранжа. Хочу сказать, что и Сатурн-5 столько не забрасывал.
 
Странно. Аполлон+Орел 47 тонн. А вы говорите не забрасывал. И для этого создан был Сатурн-5 с грузоподьемностью 141 тонна на НОО.

Про 30 тонн на лунной орбите я согласен. Чем вы их тащить туда будете?
Изменено: Astro Cat - 01.02.2015 10:08:00
 
Цитата
Astro Cat пишет:
Аполлон+Орел 47 тонн
На траектории к Луне, вы забыли уточнить. У Луны, после торможения, у них общая масса была чуть больше 29 тонн, если я правильно помню.
И садилось из этого всего-то тонн 6 (масса ЛМ без топлива посадочной ступени).

Цитата
Astro Cat пишет:
Чем вы их тащить туда будете?
На НОО - Ангарой-5В. Дальше - ядерным буксиром. В Лагранж им перевозить груз, кстати, удобнее, чем на низкую окололунную.
 
Ну вот когда... может быть... сделают Ангару5в... сделают ядерный буксир... Вообщем песпективы очень туманны. К сожалению.

А чтоб получить 30 тонн на орбите Луны, Сатурн - 5 использовала свою 80-тонную третью ступень с 60 тоннами топлива, плюс Апполон сам тормозил на лунной орбите. Вроде так.
Изменено: Astro Cat - 01.02.2015 14:16:59
 
Цитата
Astro Cat пишет:
Ну вот когда... может быть... сделают Ангару5в... сделают ядерный буксир... Вообщем песпективы очень туманны.
Хм. А как это сочетается с:
Цитата
Astro Cat пишет:
Цитата
chameleon пишет:
А что-то крупное и полезное - это что?
Ну жилой модуль размером со строительный вагон. Или космонавтов с возвратом. Нужно 10 тонн на Луну. Или 5 тонн туда и назад.
?

Цитата
Astro Cat пишет:
А чтоб получить 30 тонн на орбите Луны, Сатурн - 5 использовал
Ну, третья ступень отправляла к Луне, а у Луны Аполлон тормозил таки сам.
=====
Забавные параллели наблюдаю между этой идеей и заявленной было Роскосмосом - и программами Сатурн-Аполлон и Н-1/Л-3.
Роскосмос повторяет Н-1/Л-3. Супертяж из разряда "не хватает"(Энергия-5К) или "не будет"(тот же "Енисей-5"), два разгонника, два корабля - орбитальный и потом лунный... И делать долго.
А я вспоминаю Аполлона - ступень с довыведением и повторным запуском, стыковка при отлёте(ну да, не после, а перед), лунная версия корабля в первую очередь, а остальные и не нужны... И, наверное, можно и успеть.
 
Цитата
chameleon пишет:
Хм. А как это сочетается с:
Ну просто я хочу достаточно комфортные условия для космонавтов. А это только большим количеством запусков можно сделать при существующих возможностях.  Но дорого. Но долго. Но можно делать уже сегодня! Вот такая концепция.  :)    
Изменено: Astro Cat - 01.02.2015 18:03:59
 
Проект Лунной базы на существующих носителях
 
Посмотрел пост.
Итак.
Программа является вроде бы чисто пилотируемой, без автоматов на Луне.
Используется один тяжелый носитель - кстати, Протон-М на низкую орбиту выводит 23 тонны.
Использует лунный Союз. Да, его тоже нужно посылать к Луне в два (с КВРБ) или в три (с ДМ или Бриз-М) пуска.
Используется двухступенчатый разгонный блок с возможностью стыковки на низкой орбите - скорее всего, на базе Бриз-М. Да, спарки двух "Бриз"-ов вроде бы хватает для доставки на ОЛО что-то около 10 тонн, но инженерная задачка выглядит либо сложно (стыковать второй блок к первому), либо забавно (стыковать блоки к полезной нагрузке с двух сторон).
Используется многоразовый лэндер - широковат для Протона и при возврате к станции груза много поднять не сможет, разве что себя, и то, при собственном сухом весе тонн в 5 из 10 начальных.
Используется ЛОС - причем лишь для поддержания на орбите лэндера. Причем без возможности самостоятельного поддержания орбиты станции.
Используются танкеры для доставки топлива к лэндеру - по три танкера на одну посадку. К слову, три мало будет.
Используется реактор для лунной базы.
Используется луноход. Большой, с возможностями бульдозера и экскаватора. Катается по Луне, копает базу.
Используются три модуля базы. Требуют сборки воедино на поверхности и заглубления.
Используется обитаемый модуль для доставки космонавтов.

Всего лэндер должен выдержать 6 циклов взлет-посадка для одной пилотируемой экспедиции.
Всего 81 пуск Протона.
Всего 55 разгонников "Бриз-М" со стыковочными надстройками.
Всего один модуль ЛОС.
Всего один лэндер.
Всего 18 (по вашим расчетам) танкеров.
Всего 6 объектов непосредственно лунной базы первого уровня. Сложных, новых, дорогих. Неопробованных. Даже блоки мотор-колесо должны быть новые, а не как на старом луноходе.

При накрытии одного из объектов программа срывается и требует такой же. И быстро, пока не кончилась гарантия на предыдущие. А они небольшие, особенно для лунных агрегатов.
Стоимость танкеров - 10 мегабаксов за тонну. На танкеры уходит... 1,8 гигабакса. Т.е. всё, что у вас на модули вообще.
Стоимость модулей ЛОС и базы - 100-1000 мегабаксов за тонну (Верхняя планка - среднее по МКС). Модули базы совсем новые и уникальные, так что...
...
По базе второго этапа - а если внезапно и случайно накроется блок на "перекрёстке"? Не заменить и не подобраться же.
=====
Общий вывод первый - без ядерного буксира всё равно не осилить. Он заменяет разгонники и танкеры в соотношении что-то около 1 к 25.
Общий вывод второй - без обкатки на автоматах, желательно серийных, не осилить лунные технологии для модулей лунной базы.
Общий вывод 2,5 - а если у нас там автоматы уже отлаженные работают, пусть они и строят базу из подручного материала.
Общий вывод третий - если ограничиваться только тем, что забросят на этих модулях, то всё бесперспективно. Кончится ресурс и запланированные эксперименты - и всё.

Итоговый вывод. Печальный.
Луна-7 - лучше. Топик, по моему мнению - ещё лучше.
Изменено: chameleon - 02.02.2015 18:33:12
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 7 След.
Читают тему (гостей: 1)
Журнал Новости Форум Фото Статьи