Новости ОАО ИСС имени М.Ф.Решетнёва

Автор Вал, 05.08.2010 10:43:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Магадан Магадан

#900
ЦитироватьSalo пишет:
ЦитироватьМагадан пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
Планировали делать Р-9.
4 июня 1959 года история Р9 только начиналась, Постановление по ней от 13 мая того года (видел ссылку по двигателю). В этом случае филиал должен был привлечен к этой работе, ничто этому не мешало, разработка шла полным ходом. Но упоминаний об участии красноярского филиала в Р9 нигде нет. Производство Р9 разместили в Самаре. Почему не стали загружать филиал и Красмаш?
Потому что филиал создавался для сопровождения серийного производства, а разработка затянулась (первый неудачный пуск в апреле 1961). Серийное производство началось в Самаре только в 1964 году.
Вот филиал в начале 60-х и сделал финт ушами, перекинувшись к прямому конкуренту Янгелю с его Р-14.
В середине 60-х финт был повторен в обратном направлении со спутниками связи Молния.
Р9 делали в Самаре (Подлипках?). Чем занимался филиал М.Ф. Решетнева с 4 июня 1959 года до апреля 1962 года? Почти три года от момента создания до решения М.К. Янгеля.

Salo

ДИК для Вас авторитет?
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/a-i-k/1998/4/pervov/mbr/mbr09com1.htm
ЦитироватьУ Михаила Кузьмича Янгеля Р—16, несмотря на первоначальную трагическую аварию при первом запуске 23 октября 1960 года, в результате которого погибли все находившиеся на старте люди, в том числе первый главком РВСН М. И. Неделин и главный конструктор системы управления Б. М. Коноплев, к концу 1961 года прошли все испытания и 1 ноября в Юрьеве и Нижнем Тагиле были поставлены на боевое дежурство первые три ракетных полка изделий из Днепропетровска.

 А с нашей "девяткой" все еще не ладилось. Сергею Павловичу Королеву, работавшему в это время, в основном, на обеспечение приоритетной космической программы, не оставалось сил и времени на доводку Р—9 в Подлипках. Он пытался передать ее в филиал ОКБ.

 Вначале в Красноярский — к Михаилу Федоровичу Решетневу. Но у того что-то не получилось — и кроме дополнительной потери времени это решение ни к чему не привело. В результате работу над ракетой Р—9 доверили Куйбышевскому филиалу, где на "Прогрессе" нам предстояло организовать и ее серийный выпуск.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#902
http://www.smrkrsn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=214:-80-&catid=7:2010-05-26-14-46-15&Itemid=37
ЦитироватьНачало ракетной биографии Красмаша Как Королев помог Красмашу

12 января 2007 года на строго охраняемую территорию Красноярского машиностроительного завода проникла довольно большая группа посторонних. Однако это были званые гости. Их специально пригласили для участия  в памятном событии. В присутствии руководителей города, района и предприятия, работников завода и ветеранов, а также корреспондентов федеральных и местных средств массовой информации генеральный директор Красмаша Владимир Колмыков под аплодисменты собравшихся снял покрывало с мемориальной доски, прикрепленной к стене здания. Спустя некоторое время информагентства сообщили об этом событии всей стране и миру. В частности, РИА «Новости» на главной информационной ленте поместило такое сообщение:
«В честь 100-летия со дня рождения родоначальника мировой практической космонавтики Сергея Павловича Королева генеральный директор Красмаша Владимир Колмыков торжественно открыл сегодня мемориальную доску на  здании бывшего заводоуправления. Размещенная на ней надпись напоминает, что в этом здании летом 1960 года Сергей Павлович Королев встречался с ведущими специалистами предприятия, переходившего в то время на выпуск ракетно-космической техники... Как сообщил помощник генерального директора Михаил Лубнин, тот приезд на Красмаш Главного конструктора советских ракетно-космических систем «был настолько засекречен, что позже ни в одном из архивов Москвы и Красноярска так и не удалось обнаружить каких-либо даже случайных упоминаний о точной дате приезда и отъезда Сергея Павловича». По этой причине памятная надпись содержит лишь год посещения Королевым Красмаша. Доска эта по эскизу заводского дизайнера Сергея Караганова изготовлена из чистого магния. Ее размер 420 на 600 мм. На ней изображен портрет Главного конструктора и увековечено, что памятный знак открыт 12 января 2007 года».
 
На церемонии присутствовал и выступил перед собравшимися ветеран Красмаша Аркадий Яковлевич Китаев, неоднократно лично встречавшийся с Королевым...

Аркадий Яковлевич КИТАЕВ представитель того  поколения красмашевцев, которому довелось завершать на заводе производство зениток и без каких-либо «перекуров» начинать освоение и выпуск ракетной техники. Эта смена курса началась  летом 1958 года... Именно тогда директор Красмаша П.А. Сысоев поручил 30-летнему Аркадию Китаеву, занимавшему к тому времени пост заместителя главного конструктора предприятия, отправиться в Москву для оформления поставки на завод комплекта конструкторской документации, необходимой для создания на берегах Енисея баллистической ракеты. Однако решить вопрос с первого захода не удалось. И тогда Китаев обратился за помощью к Главному конструктору... Так,  случайно, и произошла  его первая  встреча с Сергеем Павловичем Королевым. Это имя  в те времена находилось под оболочкой строжайшей секретности. Позже произошло еще несколько встреч.
Сибиряк по рождению, Китаев пришел работать на Красмаш  в 1951 году после получения диплома инженера-механика в Омском машиностроительном институте. За полвека работы на Красмаше он от  инженера-конструктора вырос до ведущего специалиста по ракетным двигателям и ракетам. Китаев награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями. Он удостоен званий лауреата Государственной премии СССР, «Заслуженный машиностроитель РСФСР» и «Заслуженный красмашевец».

 
- Аркадий Яковлевич, расскажите о своей первой встрече с Сергеем Павловичем Королевым...

- Сразу отмечу, произошла она совершенно случайно! К тому времени первые в истории человечества искусственные спутники Земли в нашей стране уже были триумфально запущены. И поэтому, как ни секретили  имя Главного конструктора, мы по своим, закрытым, каналам кое-что знали о деятельности Сергея Павловича и его коллег-соратников. По крайней мере, фамилия Главного кое-кому из нас была известна. Более того, первой ракетой, которую поручили выпускать Красмашу, была  именно 8К74, поднявшая на орбиты все первые советские спутники Земли. Ради краткости ее чаще называли «Королёвской семеркой». Отправку документации на производство «семерки» Красмашем я и должен был оформить.
Но даже эти, я бы сказал, «персонифицированные обстоятельства», не предусматривали моей встречи с Королевым. Да и с какой стати?! Я прекрасно понимал, кто он и кто я... По заданию Сысоева мне надлежало появиться всего лишь у главного инженера нашего главка, который и обещал поддержку в оформлении отправки к нам конструкторской документации.
Прилетел я в Москву и явился куда следует. Главный инженер Саксельцев Виктор Гаврилович порекомендовал мне: «Поезжай в Подлипки, зайди к Сергею Осиповичу Охапкину, это заместитель Главного конструктора, он уже знает о твоем приезде, поможет».   
Назавтра я прибыл к Охапкину. Представился и сказал ему о приказе по главку и о том, что Красмаш должен приступить к изготовлению ракеты 8К74, для чего заводу нужна документация на это изделие. А собеседник неожиданно заявляет, что никакого приказа на этот счет он не видел, и потому документацию мы не получим. Я возмутился. А он в ответ: «Не дам, и все! Не положено!..» Словом, классический вариант: «Без бумажки – ты букашка»... «Простите, - говорю я, - а у кого можно обжаловать ваше решение?» «А кому хочешь, тому и жалуйся...» И дает понять, что разговор окончен.
А причиной его отказа явилось то, что приказ не был согласован с Королевым. Позже я, конечно, узнал о довольно сложных взаимоотношениях между фирмой Королева и главком. Говорили, что Сергей Павлович в ЦК КПСС мог «без доклада» открыть двери любого кабинета, потому и не признавал чиновников из главка. Хотя формально под их руководством он и работал. Но я об этом узнал, к сожалению, несколько позже. А тогда, получив оглушительный отказ, вышел из кабинета Охапкина и уныло пошел по коридору второго этажа, читая таблички на дверях...
На одной из них вижу надпись «Главный конструктор». «Он! -  смекнул я,  - тот, кто может приказать своему заместителю...» Заглянул. В приемной – никого, только женщина-секретарь. Я представился и сказал, что мне по срочному делу надо поговорить с Главным конструктором. Она зашла в кабинет и вскоре вернулась.
- Сергей Павлович ждет вас.
Я открыл дверь, из-за стола мне навстречу поднялся симпатичный невысокий, крепкий мужчина. Портреты Королева для публикаций тогда были запрещены, так что я увидел таинственного «Главного конструктора» впервые. Он приветливо улыбнулся, крепко пожал мне руку. Взял под локоть, проводил к креслу. Немного по-светски поговорили о Сибири, о Красноярске... А потом он спрашивает: «Так какое дело привело вас ко мне?»
Я ему рассказал о своей «беде». Подчеркнув, что приказ есть,  но почему-то  в получении документации на «семерку» мне отказано. Королев внимательно выслушал меня и заметил, что тоже не видел такого приказа. Но согласился с тем, что кальки и контрольные экземпляры синек обязательно должны быть на заводе. А с приказом надо разобраться...
Он снял на своем пульте телефонную трубку. В тот момент мне показалось, что на другом конце провода кто-то очень быстро ответил, словно сидел и ждал этот звонок. Через пару минут выяснилось, что главк не присылал свой приказ на согласование в КБ Королева, хотя и должен был это сделать. Но что-то помешало этому и не позволило никому из сотрудников королевского КБ прочесть тот документ. 
Неожиданно Сергей Павлович, не прерывая разговора по телефону, повернулся ко мне: «Если документация поступит к вам месяца через два-три, вас это устроит?» «Вполне», - ответил я. Тем и завершилась та беседа по телефону. Королев встал, проводил меня до двери и, пожимая на прощание руку, сказал: «Как только начнете осваивать изделие, приезжайте ко мне еще раз вместе с ведущими специалистами. Поможем, научим, подскажем...»
Не скрывая радости, что все получилось, я рванул в главк. А там кураторы, узнав подробности моей поездки в Подлипки, стали выговаривать мне: «Ты что наделал?! Кто тебе позволил ходить к самому Королеву?!» Все сбежались, нашли тот самый приказ... Оказалось, его выпустили, действительно, без визы Королева. Разразился скандал, кого-то наказали. Но, главное, как и пообещал Сергей Павлович, документацию мы получили своевременно...   
   
- И Вы, конечно, воспользовались приглашением Королева и побывали у него вторично?

- А разве могло быть иначе? Завод ведь не новую модель пушки собирался делать, а принципиально иное, высокотехнологичное  изделие. В том же, 1958 году я привез к Сергею Павловичу около десятка заводских специалистов. И он снова прекрасно нас принял.
 
Красмашевцы в Москве, 1958 г

В конце войны и после её завершения в Советском Союзе резко возросли темпы работ по созданию собственных ракет. В частности, были созданы специальные организации, которые занимались изучением немецкого опыта для выпуска ракет на трофейной базе. Вскоре они стали появляться, однако производственная база для их массового изготовления еще отсутствовала.
Появились и лидеры этой отрасли. Обозначили себя Королев, Янгель, Глушко, Исаев и другие основатели советского ракетостроения. Все они стали получать от правительства страны весомую финансовую поддержку. А возглавил работы в этом направлении Дмитрий Федорович Устинов, министр вооружения, ставший позже руководителем военно-промышленного комплекса...
Постепенно к решению этой проблемы стали подключать известные в стране предприятия. Красмаш оказался в их числе. Да и не могло быть иначе, так как он, успешно поработав в годы войны, стал первоклассным артиллерийским заводом. 
Когда-то тема о создании первых ракет находилась под плотной завесой секретности. Теперь же о том периоде написано много книг. В них и можно отыскать многие подробности. Создавали первые ракеты, к примеру, на машзаводе в Подлипках. А автозавод, который начали сооружать в Днепропетровске, решительно переориентировали на ракетостроительный, и стал он именоваться Южмашем. Красмаш, кстати, его во многом дублировал. Мы стали работать в паре, и так было удобней, чтобы, скажем, цех 25 в Днепропетровске и в Красноярске занимались одними и теми же процессами...      
 
- От кого Вы узнали, что и Красмаш переходит на выпуск ракетной техники?

- От Сысоева. Однажды, кажется, в конце 1957 года, он собрал нас, нескольких ведущих руководителей, и сообщил, что производство пушек мы прекращаем и начинаем подготовку к изготовлению ракет, что потребует масштабной реконструкции предприятия. В связи с этим, заметил директор, Красмаш теперь – не «Почтовый ящик 32», а завод номер 1001. Словом, те цехи, что уже освободились от работы по созданию пушек, должны начать освоение ракет. А с приходом 1958 года мы вступили в активную фазу командировок на родственные предприятия, где процессы изготовления ракет уже были освоены, с целью первичного изучения конструкции ракет и технологии их изготовления.

- Давайте вернемся к рассказу о вашей второй встрече с Королевым.

Прилетев в Москву, я позвонил в приемную Сергея Павловича. Напомнил его секретарю, кто я и откуда. Она соединила меня с Королевым: «Сергей Павлович, по вашему приглашению привез на стажировку девять специалистов Красмаша».
Главный очень одобрительно воспринял этот факт. Нас встретил его сотрудник и привел в его кабинет. Сергей Павлович красочно и очень подробно рассказывал про свою «семерку». Потом он говорил о Лунной программе. Помню, осуждал астрономов, которые сотни лет смотрят на  Луну, но могут дать ее координаты в данный момент времени лишь с точностью, равной... диаметру самой Луны. «А как при такой «точности» я могу попасть на эту самую Луну?»...  Еще Королев увлеченно рассказывал о том, как они с авиаконструктором Олегом Антоновым совместно делают самолет для перевозки блоков ракет в труднодоступные районы...
Мы задали несколько вопросов о ракете, и, наконец, Королев передал нас на попечение того же сотрудника: «Вот бери их, веди в цех, чтобы после твоей экскурсии вопросов у них не было...»
В тот день я впервые увидел «живую» ракету. Это была та самая «королёвская семерка». Она потрясла меня изяществом, гармонией, совершенством формы, внушительными размерами и чем-то еще, явно неземным, что излучала эта махина...

Приезд С.П. Королева в Красноярск, 1960 г

- Однако изготавливать это чудо техники Красмашу не довелось...

- К сожалению, это так... Вскоре после нашей групповой поездки к Королеву, а затем и в Куйбышев (ныне – Самара), где «семерку» тоже выпускали серийно, решение об изготовлении этой ракеты в Красноярске было отменено. Вместо нее нам поручили освоение королевской «девятки». Это – 8К75. И начался новый подготовительный этап: командировки-стажировки, изготовление оснастки и рабочих чертежей...  Завод работал на полную мощность, но, оказалось, опять впустую. И эту ракету у Красмаша вскоре отобрали. Между тем, на два подготовительных этапа завод затратил много времени и понес колоссальные финансовые затраты. Но, похоже, эти потери мало кого волновали. Или время было такое, или существовало нечто подороже денег...


- А, возможно, в самих изделиях были найдены какие-то изъяны?

- Исключено! Та же «семерка», к примеру, и в начале 21-го века остается наиболее надежным ракетоносителем. Конечно, ее модернизировали, но основа-то прежняя. Теперь она, имея название «Союз», продолжает доставлять на орбиты различные космические аппараты. А те две королевские ракеты полвека назад не устраивали только военных. Прежде всего, тем, что и та, и другая работали на жидком кислороде и керосине. А жидкий кислород для боевых ракет – далеко не лучший вариант топлива. Заправка  топливных баков жидким кислородом значительно удлиняет время предстартовой подготовки, то есть приведения ракеты в боевую готовность. Это обстоятельство и сыграло тогда решающую роль. Завод в Самаре  продолжал изготавливать «семерки» и «девятки», а нас от них освободили. Красмашу тогда было предложено заняться ракетой 8К65. Ее создали в Днепропетровске, в КБ Михаила Янгеля. Она по своим параметрам устраивала военных. Эта была ракета среднего радиуса действия, летала на 4,5 тыс. километров. Она могла в заправленном состоянии длительное время стоять на стартовой позиции, оставаясь всегда готовой к выстрелу. Причем, боевые ракеты 8К65 кроме Красмаша никто не делал. Мы к их изготовлению приступили в 1961 году. А год спустя уже началось их серийное производство.
Первые ракеты нам активно помогал изготавливать, вплоть до поставки на сборку своих готовых узлов, завод в Днепропетровске. Он производил опытные образцы тех ракет. А у нас первые ракеты изготавливались в сложнейших условиях, так как цехи еще  находились в стадии реконструкции и строительства. Приходилось совмещать эти работы с выпуском изделий.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Магадан Магадан

ЦитироватьSalo пишет:
ДИК для Вас авторитет?
 http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/a-i-k/1998/4/pervov/mbr/mbr09com1.htm
Цитировать...
 А с нашей "девяткой" все еще не ладилось. Сергею Павловичу Королеву, работавшему в это время, в основном, на обеспечение приоритетной космической программы, не оставалось сил и времени на доводку Р—9 в Подлипках. Он пытался передать ее в филиал ОКБ.

 Вначале в Красноярский — к Михаилу Федоровичу Решетневу. Но у того что-то не получилось — и кроме дополнительной потери времени это решение ни к чему не привело. В результате работу над ракетой Р—9 доверили Куйбышевскому филиалу, где на "Прогрессе" нам предстояло организовать и ее серийный выпуск.
Спасибо за информацию, общая картинка стала понятна, тема с Р9 не задалась у филиала в Красноярске. Могу предположить, что видимо ее не отпустил от себя Мишин В.П., как главный энтузиаст Р9, МФ с ним тягаться было сложно, да и технических проблем со стартами и кислородом было более чем достаточно. А с Дмитрием Ильичом довелось однажды познакомится и немного пообщаться.  

Salo

Всё было гораздо проще: восточный филиал ОКБ-1 создавался как серийное КБ при Красмаше. Вместо Р-7А и Р-9А там в производство запустили Р-14. Вот филиал и переключили на 65С3/11К65, чтоб добро не пропадало.
И по требованию Янгеля вывели из состава ОКБ-1, преобразовав  в отдельную организацию ОКБ-10.

ЗЫ: Кроме ракет в Железногорске производили гироскопы. Вот и ещё одна задача для серийного КБ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Магадан Магадан

ЦитироватьSalo пишет:
Всё было гораздо проще: восточный филиал ОКБ-1 создавался как серийное КБ при Красмаше. Вместо Р-7А и Р-9А там в производство запустили Р-14. Вот филиал и переключили на 65С3/11К65, чтоб добро не пропадало.
И по требованию Янгеля вывели из состава ОКБ-1, преобразовав в отдельную организацию ОКБ-10.

ЗЫ: Кроме ракет в Железногорске производили гироскопы. Вот и ещё одна задача для серийного КБ.
Начиная с ракеты от Янгеля все понятно. Официальная история ИСС тоже начинается от ракеты Янгеля. Непонятно чем они занимались почти три года до этого будучи филиалом ОКБ-1. Какие то просветы и догадки по приведенным ссылкам появились. Кстати, в воспоминаниях ветерана Красмаша  описывается, что он приехал за документацией в ОКБ-1 , законный вопрос, почему не в филиал, которому это вроде это и было поручено?

Магадан Магадан

Да и далековато как то КБ при серийном заводе от самого завода..

Salo

#907
Первоначально ракетный завод планировался в Железногорске и должен был находиться под землёй.  ;)  
Первую ракету, кстати, сделали именно в Железногорске.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.smrkrsn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=214:-80-&catid=7:2010-05-26-14-46-15&Itemid=37
ЦитироватьЕсли внимательно изучить хронологию происходивших свыше 50-ти лет назад событий, то становится очевидным, что  первая партия гироскопических приборов, получившая название «Дрейф», была изготовлена красмашевцами в конце декабря 1960 года. А сборку самой первой ракеты, как мне известно, завершили лишь год спустя. Кстати говоря, местом рождения и первых гироскопов, и первых ракет Красмаша следует считать не сам завод в Красноярске, а находившуюся тогда в закрытом городе Красноярск-26 (ныне Железногорск – ред.) его «Вторую площадку». Позже ее станут называть Механическим заводом...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Магадан Магадан

По ссылке в предыдущем сообщении написано, что планировали строить новый подземный завод в К26, все решения пор стройке завода были приняты, но Хрущев передумал и остановил стройку, посчитал что очень дорого. Построили только цех гироприборов. С учетом этой информация причина создания филиала ОКБ1 под новый завод становится понятной.  

zandr

http://www.roscosmos.ru/23216/
ЦитироватьРОСКОСМОС. НТС ПО РАЗВИТИЮ КА СЕРИИ «ЭКСПРЕСС»
07.02.2017 16:25
   7 февраля 2017 года в Москве состоялся совместный Научно-технический совет (НТС) АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва» (АО «ИСС») и ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) по теме «Перспективы развития космических аппаратов (КА) серии «Экспресс».
Работу НТС открыли генеральный директор АО «ИСС» Николай ТЕСТОЕДОВ и генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Юрий ПРОХОРОВ. В заседании приняли участие генеральный директор ФГУП НИИР Валерий БУТЕНКО, специалисты Россвязи, ГП КС, ОРКК, АО «ИСС» и ФГУП «НИИР».
Генеральный директор АО «ИСС» Николай ТЕСТОЕДОВ отметил: «Наше сотрудничество с ГП «Космическая связь» длится более полувека. Мы обеспечили услугами связи и вещания жителей не только нашей страны, но и всего мира: ИСС – как производитель космических аппаратов, ГП КС – как оператор».
Спойлер
Генеральный директор ГП КС Юрий ПРОХОРОВ обратил внимание собравшихся, что НТС проходит в год 50-летия ГП КС: «Все эти годы ГП КС и ИСС связывает тесное и плодотворное сотрудничество, результатами которого мы гордимся. Символично, что совместный НТС наших предприятий проводится впервые». Он выразил надежду, что «объединение усилий ГП КС и АО «ИСС», высокий профессиональный уровень и научный потенциал специалистов предприятий будут способствовать успешному развитию перспективных отечественных систем спутниковой связи и вещания, выводу космической техники российского производства на качественно новый уровень, а принятые по итогам совместного обсуждения решения позволят придать дополнительный импульс реализации космических программ и проектов ГП КС».
С докладом о Концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на высокоэллиптической орбите на период 2017-2025 годы» выступил заместитель генерального директора ГП КС по инновационному развитию Евгений БУЙДИНОВ.
[свернуть]
Члены НТС рассмотрели предложения АО «ИСС» по проектированию, разработке и изготовлению модулей полезных нагрузок для перспективных телекоммуникационных спутников ГП КС и обсудили направления развития и использования спутниковых платформ «Экспресс-1000» и «Экспресс-2000» производства АО «ИСС» для перспективных телекоммуникационных спутников ГП КС. НТС подтвердил заинтересованность в дальнейшем проведении совместных заседаний для повышения эффективности работ по развитию и эксплуатации государственной орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения, эксплуатируемой ГП КС.
    
«Мы на НТС внимательно рассмотрели предложения ГП КС с точки зрения того, что будет актуально для пользователей сегодня и что им потребуется завтра. Совместно с ГП «Космическая связь» мы формируем направления развития гражданских спутников связи, что помогает нам эффективно и грамотно строить работу по созданию космических систем, комплексов и аппаратов», - прокомментировал генеральный директор АО «ИСС» Николай ТЕСТОЕДОВ.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/newspaper-418.pdf
ЦитироватьНАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ АРКТИКИ
Компания «ИСС» представила свои разработки, которые могут способствовать развитию Арктического региона.
Представители нашего предприятия приняли участие в Международном форуме «Арктика: настоящее и буду­щее», который прошёл в Санкт-Петербурге. Форум был организован Международной общественной организа­цией «Ассоциация поляр­ников» при поддержке Правительства РФ. Его цель – развитие сотрудничества различных государственных ведомств, учреждений и пред­приятий в целях социально-экономического развития Арктической зоны России.
На секции «Создание современной телекоммуни­кационной инфраструктуры в Арктике» Решетнёвской фир­мой были представлены действующая и перспективная спутниковые системы связи. С докладом на эту тему высту­пил начальник управления проектирования космических систем и комплексов связи, ретрансляции информации и спецназначения компании «ИСС» Александр Кузовников. Он рассказал о системе на базе низкоорбитальных спут­ников персональной связи «Гонец-М», которая с конца 2015 года находится в опыт­ной эксплуатации и обеспе­чивает передачу текстовых сообщений между абонен­тами в труднодоступных местностях, а также передачу телематической (телеметрической? - zandr) информации с судов на Северном морском пути.
Ещё одна спутниковая система, которая может спо­собствовать развитию связи в Арктическом регионе, полу­чившая название «Скиф», является инициативной раз­работкой решетнёвцев и пока находится на стадии проекта. Этот проект предусматри­вает обеспечение услугами связи и высокоскоростного доступа к сети Интернет на базе пяти низкоорбитальных спутников. Система связи «Скиф» спроектирована в соответствии с мировыми тенденциями развития кос­мической инфраструктуры, подразумевающими повыше­ние пропускной способности. Немаловажный момент, который особо учли её раз­работчики – возможность быстрой окупаемости.

ZOOR

Цитироватьzandr пишет:
( телеметрической? - zandr )
Не, там не ошиблись. Так называется то , что с таким гавённым качеством передается.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/newspaper-418.pdf
ЦитироватьНА СТЫКЕ КОСМОСА И МЕДИЦИНЫ
Опыт специалистов компании «ИСС» в работе с материалами космического назначения заинтересовал медиков.
Весьма необыч­ная встреча прошла на Решетнёвском предприятии в преддверии новогодних праздников. Представители медицинского сообщества Красноярска приехали в Железногорск, чтобы обсу­дить со спутникостроителями перспективы сотрудничества.
На встрече с генеральным директором компании «ИСС» Николаем Тестоедовым речь шла совсем не о медицин­ских услугах, как можно было бы подумать, а о воз­можности применения космических технологий, которые используются для производства спутников, в разработке и создании материалов, инструментов и оборудования для лечения пациентов.
Больше всего, по словам медиков, им необходима помощь в создании расход­ных материалов и точней­шего инструментария для проведения полостных опе­раций. И в этом смысле представителям красноярского медсообщества очень интере­сен имеющийся в «ИСС» опыт получения и обработки более 200 видов покрытий, а также разработки в области точной механики.
«Взаимный интерес есть», – отметил Николай Тестоедов, обращаясь к участникам встречи. Однако для более предметного диа­лога руководитель «ИСС» предложил представителям медучреждений подготовить перечень конкретной про­дукции, в создании которой им могут помочь специалисты спутникостроительной компании. Он также напом­нил о том, что приоритет­ным направлением работы Решетнёвского предприятия всегда будет создание космической техники. И потому полем для сотрудничества «ИСС» и медицинского сооб­щества может стать поставка отдельных элементов медоборудования, а не специ­ализированных приборов и инструментов.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-140217
Цитировать«ИСС» на конференции по космической геодезии
Компания «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва» выступает соорганизатором и спонсором научно-технической конференции «Навигация по гравитационному полю Земли и её метрологическое обеспечение».
Участники научно-технической конференции «Навигация по гравитационному полю Земли и её метрологическое обеспечение», которая проходит с 14 по 15 февраля в Московской области, обсуждают вопросы разработки и создания в России высокоточной измерительной аппаратуры для космических аппаратов геодезии нового поколения. В конференции принимают участие крупные учёные в области навигации, геодезии и метрологии, представители ведущих научных институтов, предприятий и организаций страны по созданию бортовых измерительных приборов.
На пленарном заседании научно-технической конференции с приветственным словом выступил первый заместитель генерального директора – первый заместитель генерального конструктора АО «ИСС», генеральный конструктор космических геодезических систем Виктор Косенко.
Специалисты «ИСС» примут участие в работе нескольких тематических секций. Наибольший интерес для них представляют доклады о создании в России перспективной бортовой аппаратуры для геодезических измерений: высокоточного альтиметра, спутникового гравитационного градиентометра, аппаратуры прецизионных межспутниковых измерений. Эта аппаратура может найти применение при разработке специалистами компании «ИСС» космической геодезической системы нового поколения на базе спутников «ГЕО-ИК-3».

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/newspaper-419.pdf
ЦитироватьТОЧНЫЙ РАСЧЕТ
Изобретение решетнёвцев позволяет оптимизировать измерения малых расходов газа.

Через иллюминатор установки видно голубо­ватое свечение – это иони­зированный в разрядной камере двигателя газ ксе­нон разгоняется до скорости 15 км в секунду. Так про­ходят огневые испытания двигателей.
В своё время переход на самостоятельное прове­дение огневых испытаний блоков коррекции движения спутников стал для «ИСС» значимым событием. Ранее эти работы осуществля­лись смежниками. Для того чтобы снизить издержки, с 2010 года железногорское предприятие начало про­водить огневые испыта­ния самостоятельно: была освоена технология, приоб­ретена специальная ваку­умная установка (ГВУ-60), которая имитирует условия космоса для испытываемых двигателей.
Уровень расхода ксе­нона через работающий двигатель является одним из параметров, контроли­руемых в ходе испытаний. Он измеряется регуляторами расхода газа. Для гарантированного получения точных результатов испыта­ний необходимо проводить калибровку регуляторов. Эта технически сложная процедура требует специ­ального оборудования, которое в нашей стране не производится.
Специалисты Решетнёвской фирмы разрабо­тали собственный калибровочный модуль. И при этом смогли найти решение, которое позволяет упростить задачу калибровки за счёт высокой степени авто­матизации. Оборудование и программно-методический комплекс, разработанные в «ИСС», дают возможность оперативно измерять уро­вень расхода ксенона с тре­буемой точностью. Новая разработка решетнёвцев позволила вчетверо уско­рить процедуру. При этом разработка специалистов «ИСС» не содержит экологи­чески опасных материалов и в разы дешевле импорт­ных аналогов, а по точности существенно их превос­ходит. Например, система калибровки известной американской компании имеет семь опорных точек для расчёта параметров, а наша – более тысячи. И это не предел. Точность измерений расходов газа при использовании нового калибровочного модуля повышается и за счёт того, что он является полностью автоматизированным, поскольку влияние «челове­ческого фактора» сводится к минимуму.
Разработанное в «ИСС» устройство представляет собой оригинальное тех­ническое решение, реали­зованное с участием желез­ногорских предприятий «САМИ» и «НПО ПМ – Малое КБ». Изготовленное обо­рудование и программное обеспечение могут найти применение не только в области испытаний кос­мической техники, но и на предприятиях, техно­логический цикл которых связан с задачами точного измерения малых расходов газа. Изобретение решет­нёвцев защищено патен­том Российской Федерации. Оно ещё раз демонстрирует высокий потенциал пред­приятия в деле создания инновационной продукции: и самих космических аппа­ратов, и сопутствующих их производству технологий и оборудования.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/newspaper-419.pdf
ЦитироватьМЯГКАЯ СИЛА
Новая разработка «ИСС» раскрывает механические системы спутника с меньшей ударной нагрузкой.

Панели солнечных бата­рей, рефлекторы антенн и другие подвижные части спутника должны прочно удерживаться в сложен­ном состоянии во время транспортировки и запуска аппарата, а затем гаранти­рованно раскрываться на орбите.
Сейчас в таких слу­чаях применяется замок с использованием пироэле­ментов. Такой механизм срабатывает надёжно, но возникающий ударный импульс может повли­ять на чувствительную электронику или другие высокоточные приборы.
Специалисты пред­приятия разработали новую систему заче­ковки, которая позволяет надёжно фиксировать в сложенном положении трансформируемые части спутника и раскрывать их с пониженным удар­ным воздействием. При этом массогабаритные характеристики входя­щих в систему устройств снижены в несколько раз, а их надёжность увели­чена за счёт уменьшения количества составных элементов.
Система включает в себя замок на основе саморазвинчивающегося резьбового соединения и активирующее устройство. Его новизна заключается в том, что устройство сра­батывает не от пирораз­ряда, а путём пережига­ния электротоком тонкой проволоки. Замок создан решетнёвцами на основе самоотвинчивающейся гайки. Минимумдета­лей и простота технического решения позволили не только существенно уменьшить массу и габа­риты замка, но и повысить его надёжность. При этом отсутствие рычажных схем позволяет замку срабаты­вать плавно, без лишних рывков, а значит, его можно применять и там, где есть необходимость в высоко­чувствительной электрон­ной аппаратуре.
В процессе создания новой системы зачековки специалистами предприятия была проведена боль­шая работа по подбору материалов для активиру­ющего устройства и саморазвинчивающегося замка, а также по расчёту моделей их исполнения.
Сегодня в «ИСС» идут испытания новой разра­ботки. Её использование позволит повысить надёж­ность работы не только рас­крываемых механических систем, но и всего аппарата в целом.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/newspaper-419.pdf
ЦитироватьЕЩЁ БОЛЬШЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Специалисты «ИСС» приступили к созданию сверхбольших интегральных схем для бортовой аппаратуры спутников.

Из года в год конструк­ции спутников, создава­емых в компании «ИСС», становятся тоньше и гибче, сохраняя при этом высокую прочность. Их приборы и системы, соответственно, – это уже не тяжёлые громозд­кие агрегаты. На смену при­ходят лёгкие компактные микропроцессоры и инте­гральные схемы классов «системы на кристалле» и «системы в корпусе». Многократно увеличивается функционал, информатив­ность, надёжность работы бортовых приборов в усло­виях космоса.
В конце прошлого года железногорское пред­приятие в качестве соисполнителя приступило к реализации новой опытно-конструкторской работы федерального значения по созданию трёх сверхболь­ших интегральных схем (СБИС). Работы по проек­тированию и разработке СБИС, за которые отвечает фирма Решетнёва, должны быть завершены летом 2019 года.
Спойлер
Сверхбольшая интегральная схема представ­ляет собой практически невесомую тонкую кремне­вую пластину размером не больше монеты, упакован­ную в металлокерамический корпус. А сверхбольшой она называется из-за того, что состоит из десятков миллио­нов транзисторов. На сегод­няшний день отечественной промышленностью освоена технология производства с размером элементов 90 нанометров (миллионная доля миллиметра).
В итоге, поясняют разра­ботчики, одна такая микро­схема может выполнять функции компьютера, так как в ней способны уместиться процессор, память, шины для передачи дан­ных и контроллеры для организации работы под­ключаемых устройств. Это позволит на космических аппаратах одному блоку с подобной микросхемой выполнять функции сразу нескольких блоков при­бора прежнего поколения, улучшить массогабарит­ные характеристики, сни­зить энергопотребление оборудования и обеспечить высокоскоростной обмен информацией между бор­товой аппаратурой.
[свернуть]
В реализации новой ОКР непосредственно задей­ствованы специалисты базового дизайн-центра, который специально был создан в структуре «ИСС» для системного проекти­рования бортовой аппара­туры спутников.
«На данный момент нам важно максимально точно определить все требования к характеристикам разра­батываемых интегральных схем, – поясняет директор центра системного про­ектирования Дмитрий Дымов. – Это позволит обеспечить необходи­мую функциональность и надёжность СБИС для бор­товой радиоэлектронной аппаратуры».
Важную роль при созда­нии бортовой аппаратуры играет использование высоконадёжной элемент­ной базы, и как раз дан­ной теме был посвящён визит на железногорское космическое предприятие представителей ООО «НПП «Цифровые решения» (г. Москва), известного российского разработчика электронных комплектую­щих изделий.
В ходе визита гости соста­вили представление о про­дукции сибирского спутнико­строительного предприятия, а также провели презента­цию своих возможностей. «У нашей компании есть определённый задел по созда­нию СБИС для применения в космосе, – рассказал гене­ральный директор НПП «Цифровые решения» Александр Руткевич. – В частности, примене­ние в аппаратах компании «ИСС» может найти такая разработка, как процес­сор «Спутник», в котором использованы решения в области сбора-передачи телеметрических данных и приёма команд управления в соответствии с между­народными стандартами (рекомендациями) ССSDS».
В ходе визита специалисты «ИСС» согласовали с московскими коллегами технические решения и графики работ по созданию бортовых приборов командно-измери­тельных систем для космических аппаратов. Кроме того решетнёвцы познакомились с передовыми разработ­ками в области электронно- компонентной базы.  

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/newspaper-419.pdf
ЦитироватьЭНЕРГИЯ БУДУЩЕГО
Специалисты «ИСС» и Новосибирского государственного технического университета работают над повышением эффективности системы электропитания спутников.

Разработка энергопреобразующей аппаратуры нового поколения для перспективных спутников систем связи, навигации, дистанционного зондирования Земли и геодезии стала основной темой прошедшего Научно-технического совета «ИСС» и НГТУ.
Энергопреобразующая аппаратура служит для обеспечения энергоснабже­ния бортовых приборов при работе космического аппарата от солнечных и аккумуляторных бата­рей Для улучшения харак­теристик впервые в её составе будет использована микропроцессорная система управления и мониторинга.. При участии компании «ИСС» прикладные научные исследования и эксперимен­тальные разработки по этой теме осуществляют специ­алисты Новосибирского государственного технического университета в рам­ках Федеральной целевой программы.
Участники научно-технического совета рассмотрели разновидности силовых схем преобразователей энер­гии. В итоге из 14 предло­женных вариантов были для создания макетов отобраны восемь. В дальнейшем будут проведены подробные иссле­дования образцов. По резуль­татам анализа специалисты отберут схемотехнические решения для разработки и изготовления эксперимен­тального образца энергопре­образующего прибора.
В ходе научно-технического совета специалисты «ИСС» и НГТУ рассмотрели также варианты создания микропроцессорной системы автоматизированного регу­лирования, которая обеспе­чивает безотказную работу многофункциональных преобразователей энер­гии с заданными динами­ческими и статическими характеристиками качества выходного напряжения.
Разработка энергопре­образующей аппаратуры нового поколения направ­лена на повышение её удель­ной мощности, КПД, электро­магнитной совместимости, увеличение количества контролируемых параметров и, соответственно, на повыше­ние эффективности системы электропитания космического аппарата. Завершить прикладные научные иссле­дования и эксперименталь­ные разработки, заплани­рованные в рамках данного проекта, планируется в декабре 2017 года.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/newspaper-419.pdf
ЦитироватьНОВЫЕ РОССИЙСКИЕ КОМПОЗИТЫ
Специалисты «ИСС» участвуют в создании перспективных материалов космического применения.

21-й век – это век компози­тов, утверждают материаловеды всего мира. Лёгкие, прочные композиционные материалы весьма эффек­тивно заменяют собой метал­лические сплавы. Например, конструкции современ­ных спутников компании «ИСС» на 80% состоят из композитов.
К разработке и созданию новейших материалов решет­нёвцы привлекают специалистов из ведущего предприятия космической отрасли по данному вопросу – ОАО «Композит» (г. Королёв). Сотрудничество «ИСС» с коллегами из Подмосковья реализуется по нескольким направлениям, например, в части конструк­ционных материалов, жид­костей, различных видов смазки, материалов для при­борного производства.
В настоящее время глав­ная задача, которая стоит перед материаловедами – это импортозамещение ино­странной продукции российскими аналогами без потери их физико-механических свойств. Дело это долгое, учитывая, что выбор сырья для производства матери­алов космического назна­чения в России пока недо­статочный, а его качество находится на невысоком уровне.
Исправить ситуацию помогают совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Новые материалы, разработанные специ­алистами предприятия «Композит», проходят испы­тания в Решетнёвской фирме. В первой половине этого года в «ИСС» на испытания посту­пит партия препрега (полуфабриката для создания изде­лий из композита), изготов­ленного на основе российских составляющих. Эта разра­ботка, после подтверждения характеристик материала, может найти применение в производстве высокоточных рефлекторов антенн косми­ческих аппаратов.
Ещё одна важная задача: для работы в космосе изде­лия из композитов должны быть не только жёсткими и прочными, но и размеростабильными. То есть с высо­кой точностью сохранять свои параметры в течение всего срока службы спутника на орбите. К самым размеростабильным материалам относят композиты, создан­ные из углеродных составля­ющих. Российский вариант углерод-углеродного композиционного материала, разра­ботанный в «Композите», уже прошёл механические испы­тания в «ИСС», подтвердив­шие – новый углерод-углерод­ный материал подходит для космического производства. Конструкторы предприятия уже рассматривают возмож­ность использования этого композита в конструкции космической обсерватории «Миллиметрон».
Специалисты «ИСС» с коллегами из «Композита» ведут обсуждение материа­лов будущего. Ещё недавно казались фантастикой так называемые интеллектуаль­ные композиты. А сегодня специалисты-материаловеды уже представляют, как их можно сделать. Заместитель гендиректора «Композита» Анатолий Тимофеев пояс­нил: «Если метеорит пробил, например, панель из такого композита, то, во-первых, датчик, который встроен в этот материал, расскажет нам об этом. А во-вторых, за счёт неких конструкторско-технологических ухищрений эта пробоина может «самоза­лечиваться». И такие впечат­ляющие проекты могут стать реальностью уже в наши дни. В том числе и для этого объ­единяют свои усилия лучшие российские спутникострои­тели и материаловеды.