12 апреля 2009 года

Автор Александр Геннадьевич Шлядинский, 09.04.2009 15:04:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Скоро наш главный праздник. Везде его будут как-то отмечать, кто в узком кругу, а кто и на народе. Предлагаю дать в этой теме анонсы того, что предполагается в этот день в разных местах.
 Модераторов хочется попросить прилепить тему на недельку  :D

У нас в Питере как всегда, в качестве одного из главных событий, будут показательные пуски моделей ракет у стен Петропавловской крепости. Летать будут все ведущие моделисты города на всем, что летать может, и что не может.
Собираемся мы как всегда на пляже у Кронверкской протоки, на против музея артиллерии. Пуски моделей начнутся в 12.00, с выстрелом полуденной пушки.
Приглашаются все желающие питерцы и гости нашего города. Обязательно приводите детей и не забывайте фото и видео.

Вчера я завершил работу над своей моделью, которую буду запускать в этомт раз. Называется "Эридан-91", или по-научному 8П901  № ШАГ-Я031

http://picasaweb.google.ru/A.Shliadinsky/91#

Ну а что у вас???  :D
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Pyhesty

Красиво, а можно чуть подробнее описать?
------------------------------------
лучшее - враг хорошего

ЦитироватьКрасиво, а можно чуть подробнее описать?

Что именно, модель, или мероприятие?  :roll:

Про модель здесь: http://picasaweb.google.ru/A.Shliadinsky/91#
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Tiger

А вот, вроде бы, музей на метро ВДНХ должен открыться. Точно?
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192

Цитировать
ЦитироватьКрасиво, а можно чуть подробнее описать?

Что именно, модель, или мероприятие?  :roll:

Если интересно, то процесс изготовления модели можно посмотреть здесь:
http://picasaweb.google.ru/A.Shliadinsky/91#
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Lanista

обязательно загляну к ППК, и жену притащу
жаль только что в прогнозе дождь...

Liss

ЦитироватьА вот, вроде бы, музей на метро ВДНХ должен открыться. Точно?
Дима Гулютин клятвенно меня заверил, что 12-го музей будет работать для людей. Надо бы пойти проверить :-)
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Tiger

ЦитироватьДима Гулютин клятвенно меня заверил, что 12-го музей будет работать для людей. Надо бы пойти проверить :-)

А започём он будет - есть информация?
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192

Reader


zyxman

ЦитироватьУ нас в Питере как всегда, в качестве одного из главных событий, будут показательные пуски моделей ракет у стен Петропавловской крепости. Летать будут все ведущие моделисты города на всем, что летать может, и что не может.
Надеюсь, видео будет? :D
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Вован

Сегодня Президент РФ Д.Медведев обещал прибыть на запуск следующего пилотируемого корабля.
Байконур надолго - навсегда

zyxman

ЦитироватьСегодня Президент РФ Д.Медведев обещал прибыть на запуск следующего пилотируемого корабля.
Хм, не означает ли это что Шаттл полетит безпилотно?
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

ronatu

НУЛЕВОЙ ОТРЯД: РАССКАЗ О КОСМОНАВТАХ, НЕ СОБИРАВШИХСЯ В КОСМОС

Евгений Румянцев
 
 
Полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года венчал усилия всей страны. Мы знаем имена далеко не всех даже непосредственных участников программы полета человека в космос. Первопроходцы работали в режиме чрезвычайной секретности. И сегодня, накануне Дня космонавтики, мы рассказываем о нулевом отряде - о тех забытых исследователях, которые сами в космос не собирались, но проложили дорогу знаменитому "гагаринскому" отряду.

В этом году исполнилось 60 лет программе подготовки к запуску в космос живых существ. В Институте авиационной медицины Минобороны СССР была создана сверхсекретная группа медико-биологических исследований под руководством Владимира Яздовского. Врач Яздовский закончил войну в должности начальника медслужбы 289-й штурмовой авиадивизии. В 1947 году был переведен в Институт авиационной медицины. В книге "На тропах Вселенной" он вспоминает: "Однажды вечером дома раздался телефонный звонок. Энергичный мужской голос коротко представился: "Королев", - и за одну-две минуты я дал согласие встретиться завтра в Петровско-Разумовском парке, неподалеку от Академии имени Жуковского".

"Шел 1948 год, была уже глубокая осень: листья с деревьев облетели, и вторая половина дня утопала в серенькой измороси. В предсумеречном свете передо мной неожиданно - хотя ждал же! - возникла крепкая, плотная фигура в темном пальто и шляпе. Сергей Павлович взял меня под руку и повел в глубь аллеи, безо всяких предисловий обращаясь ко мне на "ты". "Сейчас мы с тобой погуляем и все обговорим! - начал он весело, будто радуясь моему недоумению. - Не удивляйся, тебя рекомендует сам Андрей Николаевич Туполев. А для меня дороже его мнения нет, знаю, чего стоит похвала Туполева". Сергей Павлович говорил образно, сочно.

Далее Королев прямо, без обиняков, сказал мне, что есть ракеты, способные поднять груз массой более 500 кг на высоту 100 км (видел ли он мое ошеломление?), что геофизические исследования на этой высоте уже ведутся, но он считает, что пора начинать эксперименты на животных, которые проложили бы путь человеку. "Подумай хорошенько, взвесь все и... соглашайся! У нас другой кандидатуры нет".

Животных жалели, люди сами понимали

Владимир Яздовский возглавил программу космической биологии и медицины. Истощенная войной страна думала о космическом будущем и работала на него. 30 июня 1953 года Главком ВВС издал приказ о создании на базе НИИ авиационной медицины отряда испытателей. 14 июля начальник НИИ подписал приказ N 118. Возглавил команду - отдел N 7 (отдел испытателей) - подполковник медицинской службы Евгений Карпов, впоследствии первый начальник Центра подготовки космонавтов.

В Институте начало работать уникальное подразделение из солдат и сержантов срочной службы, отобранных в авиационных частях. Требования по здоровью были жесточайшие, секретность железная. Солдаты стали "космонавтами нулевого цикла". Из тысяч обследованных брали единицы, 0,5% общего числа. В армию пришло поколение с военным детством, идеально здоровых было мало. Испытания проводились в предельно допустимых для человеческого организма условиях - в различной природной среде, баро- и сурдокамерах, на катапульте, центрифуге. По зернышку, с риском для здоровья собиралась информация для создания систем безопасности космических полетов.

Первый отряд настоящих космонавтов будет создан 7 лет спустя. Солдаты-испытатели были заняты в задачах приземления космонавтов, регенерации, длительной изоляции, невесомости, гиподинамии и борьбы с ее последствиями. Из ученых, которые начинали эксперименты, сегодня остались единицы. О полковнике медицинской службы Александре Серяпине "Известия" рассказали в декабре 2008 года в статье "Он мог стать первым космонавтом планеты". В Москве живет 93-летний Иван Иванович Брянов, полковник медицинской службы, создатель и руководитель первой аудиометрической и вестибулярной лаборатории, автор более сотни научных работ. За 90 уже Сергею Авдеевичу Гозулову и Акаки Согратиевичу Цивилашвили - ученым первого набора отряда испытателей. У всех судьбы схожи. Все прошли войну от и до. Все самоотверженно трудились до глубокой старости, и есть несправедливость в том, что их имена в летописи покорения космоса набраны петитом.

Мне посчастливилось познакомиться с Акаки Цивилашвили. Выпускник мединститута в Тбилиси, он сразу попал на фронт. Воевал в Сталинграде. Под Севастополем был ранен. Настоял на возвращении в часть. Войну окончил в Берлине. Учился в Военно-медицинской академии имени Кирова в Ленинграде. В 1954 году майор Цивилашвили пришел в Институт авиационной медицины. В 90 лет на удивление бодр, подтянут. Прекрасная память, ясный ум, чувство юмора. "Мне, - улыбается, - везло в жизни, сильно везло. И в Сталинграде уцелел, и до Берлина дошел, и в Институт авиационной медицины попал". Ему доверили проведение исследований в области высотной физиологии по изучению влияния перепадов давления и кислородного голодания. Вначале преобладали эксперименты на животных - кроликах, крысах, собаках. Животных защищали - бинтовали крыс, чтобы предотвратить расширение легких и тканей, шили компенсирующие костюмы для кроликов и собачек.

Среди солдат-испытателей был Леонид Сидоренко. Он считает доктора Цивилашвили крестным отцом. "Крестный" и "крестник" снова встретились 44 года спустя, 12 апреля 2008 года, на открытии памятника четвероногому космонавту - Лайке. Ефрейтор Леонид Сидоренко участвовал более чем в 40 высотных экспериментах. В одном из уникальных экспериментов надо было получить ответ на вопрос о влиянии полной обездвиженности (гипокинезии) на человека, находящегося в воде, имитировавшей невесомость. Второй эксперимент ставил задачу исследовать меры противодействия невесомости и неподвижности. В США, где в исследованиях участвовало 500 человек, рекорд пребывания в воде был равен 6 суткам. У нас 20-летний ефрейтор Леонид Сидоренко пробыл в бассейне (в плавках и шапочке) в неподвижности 12 суток. Его отчет - драматическое повествование о силе воли испытателя и профессионализме ученых.

Первый раз - в "Известиях"

Кстати, первой и единственной газетой, рассказавшей об уникальном эксперименте, были "Известия". В рубрике "Люди редких профессий" 10 марта 1963 года был опубликован материал "Лоцманы космонавтов". Фамилия испытателя не называлась, просто "чернобровый 20-летний паренек Леня". Вот заключительная часть отчета испытателя.

"Интересным был момент выемки меня из воды. По трапу на мостик взошли люди, чтобы поднять меня из воды. Это предписывалось условиями эксперимента, но то, что это происходило аккуратно и неторопливо, такого я и предположить не мог. Мне казалось, что если я сам вошел в воду, то и выходить мне сподручнее самому, и был весьма удивлен, что сотрудникам из Института физкультуры при моей выемке помогал Олег Георгиевич Газенко. Когда меня поставили в первые же секунды после выемки на мостик, Олег Георгиевич лично считал пульс, замерял давление и диктовал данные врачам. Как сейчас помню, пульс равнялся 210 ударам в минуту. Он очень просил всех быть со мной осторожными и внимательными, когда меня сводили по трапу на пол, поскольку ощущались слабость, некоторая потеря устойчивости, в том числе мышечная и суставная, в ногах. Мне хотелось присесть на корточки, сжаться в комок, а лучше всего, если бы разрешили, то вернуться в воду, там бы мне было гораздо легче. Дышать трудно, грудную клетку бомбардирует сердце, мне казалось, что места для него там очень мало. Самостоятельно передвигался очень медленно, осторожно, меня пошатывало из стороны в сторону. Требовались очень серьезные усилия для координации движений. Все оценки своего состояния и ощущений буквально через считанные минуты пришлось отодвинуть на второй план, поскольку за меня взялись, и очень плотно, врачи.

Сдав первоочередные анализы, пошел на бегущую дорожку, где через две с половиной минуты вынужден был прекратить этот тест. Оказалось, что всякое физическое движение вызывало натяжение высохшей кожи и, как следствие, ее разрывы и кровотечения. Советы идти на подобные тесты из-под душа вызывали только отторжение. Скажу, что этот эксперимент нарушил мое обычно благостное отношение к душевой. Обследования продолжались и были почти все проведены, но с учетом состояния кожи...Весь цикл обследования с момента моего выхода из бассейна был закончен на вторые сутки. Так, я снова был у себя в подразделении, имел официальное медицинское освобождение от участия в каких-либо экспериментах на период восстановления, во время которого велось тщательное клиническое наблюдение. Потом была очень интересная серия экспериментов по высотной физиологии.

По результатам моего участия в водном эксперименте, равно как и по результатам предшествующих и последующих подобных исследований, был разработан комплекс физических упражнений для экипажей космических кораблей с программой длительных полетов, оснащенных не только эспандерами, бегущей дорожкой, но и иными тренажерами.

В нашей работе все было зеркальным отражением работы космонавтов, только наша работа представляла собой поэлементную базу, а работа космонавтов - комплексную, из которой выпадали черновики, эскизы, наброски, модели..."

Сегодня Сидоренко вспоминает: "Мы испытывали возможности человеческого организма. Мы были солдатами, ученые - офицерами. Армейский устав соблюдался. Не было панибратства, никакого сближения. Но мы роднились сердцами. Я доверял себя экспериментатору, а он брал ответственность огромную, чтобы не допустить ЧП, гарантировать безопасность. Испытывали нас, мы испытывали себя". Цивилашвили добавляет: "Солдат не испытывали чаще раза в неделю. Ребята были для нас как родные. У нас не было отношений полковник-солдат. Без теплоты нельзя. Очень важно было, чтобы испытатель правильно оценил все факторы. Они после каждого эксперимента писали в протоколе свое заключение".

Сидоренко: "В барокамере 6 часов надо провести. В освещенной зоне Земли космический корабль находится не дольше 7 часов, потому выход в открытый космос ограничен 6 часами. Сколько их было... Шесть... Шесть... Шесть... Был у нас неписаный закон: если чувствуешь себя нормально, а телеметрия хорошая и ты говоришь "я готов", то эксперимент продолжали. Но в барокамере нагрузки такие, что чаще раза в неделю не выдержишь. Входишь в камеру, надеваешь маску. Вдыхаешь кислород, но остальные части тела не защищены. Пальцы растут, глаза из орбит вылезают, щеки вокруг маски вздуваются, руки надуты... Теряешь человеческий облик. Когда собачку поднимают кратковременно на 30 километров, в ней закипает кровь, и собака превращается в шар. Выносливое создание. Экспериментатор кусочек колбаски ей обязательно - иди, дорогая".

Стержень на всю жизнь

Был ли риск в работе испытателей? В такой барокамере погиб Валентин Бондаренко из первого отряда космонавтов. Нелепый случай - датчик отклеился. Он ваткой со спиртом протер это место на ноге, а маска кислородная чуть отошла, кислород пошел в камеру. Ватка упала на спираль, загорелась, а тут кислород. Костюм вспыхнул. Ожоги. Спасти не удалось. Но не было случая, чтобы кто-то из ребят отказался от испытаний. У них не было сомнений. Доверие к экспериментаторам было полное.

Цивилашвили: "Мы проверили пульс у солдата в барокамере - 70. А у меня около барокамеры - 150. Тяжелые эксперименты были. Очень тяжелые. Потому что рискованные. Многих ребят помню. Мы отбирали на весь срок службы. Очень важно, когда знаешь человека, его поведение, устойчивость. Помню хорошего мальчика по фамилии Костюк, белоруса. Проводили эксперименты по перепаду давления. Он сказал: "Я на "парапад" не пойду". Эти слова про "парапад" запомнил на всю жизнь".

Сидоренко: "Не знаю ни одного случая, чтобы кого-либо демобилизовали досрочно из-за испытаний. Служили. Ничего не было героического. Все буднично, без романтики. Приходит солдат вечером с эксперимента. "Привет". - "Привет". Смотришь, а он весь в синяках. Да и сам синюшный ходишь. "Есть будешь?" - "Нет". И в кровать шлепнешься. И наутро только скажешь что-то в нескольких словах. Несли службу. Эта служба сделала нас людьми. Золотое время. Оглядываюсь на прошлое - был в моей жизни стержень. Люди нас вели умные, толковые, душевные".

Сидим втроем с Акаки Согратиевичем и Леонидом Викторовичем, пьем чай - 90-летний грузин, прошедший войну, украинец и русский, которые родились, когда война началась. Рассуждаем о том, где сейчас Грузия, где Украина, о судьбах страны, которой уже нет и которая первой открыла человечеству дорогу в космос. Ученые и солдаты отряда "космонавтов нулевого цикла" были в числе тех, кто эту дорогу прокладывал.

Нулевому отряду не повезло - его сначала засекретили, затем, не воздав должного, забыли. Отряд первопроходцев просуществовал 11 лет. Мы знаем "четвероногих космонавтов" - Лайку, Белку, Стрелку, а людей не помним. Назову немногих из нулевого отряда. Паливалдис Нейциниекс - 100 экспериментов, Анатолий Грачев - 96, Владимир Кондрашов - 90, Михаил Цыбулько - 60 (из них один - 60-суточный), Аркадий Подоплелов - 100 (из них один - 30-суточный), Анатолий Тонких - 85 экспериментов (из них два длительных). Их были сотни - безвестных пахарей космической нивы. Это были солдаты-срочники - льгот им не положено, до наград не доросли.
 
http://www.inauka.ru/space/article91362.html
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

mihalchuk

Как отмечать? А приду-ка я на ваши пуски, Александр, и сына приведу.

Вадим Лукашевич

Я завтра вечером, понятно, в "Шварцвальде" на Тишинской площади. Подтягивайтесь!

vjick

ЦитироватьНУЛЕВОЙ ОТРЯД: РАССКАЗ О КОСМОНАВТАХ, НЕ СОБИРАВШИХСЯ В КОСМОС

Евгений Румянцев
 
 

Вот интересно, это тот самый Румянцев с сайта Космический мемориал или нет?

ЧСВ

Я так понимаю, что в Москве сейчас полночь и уже можно всех поздравлять?  :roll:

Или в этот праздник нужно начинать поздравление ровно в 9.07?  :roll:

В День космонавтики всем - здоровья, счастья, побед и новых свершений!
Чеслав Сэмюэль Волянецкий

ОАЯ

С праздником!

R-7

"Неважно какого цвета кошка, главное чтобы она ловила мышей!" - Дэн Сяопин

Bell

Ура, товарищи!!!  :D
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун