Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитироватьanik пишет:
В ракетно-космической отрасли может появиться двигателестроительный холдинг - источник
 http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=368497

Москва. 4 марта. ИНТЕРФАКС-АВН - В Роскосмосе и Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) обсуждаются планы по формированию крупного двигателестроительного холдинга, специализирующегося на разработке и производстве жидкостных ракетных двигателей, сообщили "Интерфаксу-АВН" в отрасли.
"Новый холдинг, который объединит ведущие двигателестроительные предприятия ракетно-космической отрасли, может появиться уже летом", - сообщил собеседник агентства.
Он отметил, что в состав новой интегрированной структуры могут войти такие предприятия, как "НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко" (Химки, Московская область), а также ОАО "Протон-ПМ" (Пермь, входит в состав ГКНПЦ имени Хруничева). В числе возможных участников будущего холдинга - Воронежский механический завод, серийно выпускающий жидкостные ракетные двигатели.
По словам источника, Роскосмос и ОРКК разрабатывают концепцию создания нового холдинга и "дорожную карту" его создания.
Блин, похоже, вся энергия уходит на "двигание коек" :(
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

joint831

#461
ЦитироватьДмитрий В. пишет:

Блин, похоже, вся энергия уходит на "двигание коек"

Да не, почему...
Суточные на Байконур урезали. Народ начал получать уверенно меньше чем в 2012-2013 годах. Корпоративная дисциплина крепчает. Уверенной поступью - к светлому будущему...

ZOOR

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Блин, похоже, вся энергия уходит на "двигание коек"  :(
Есть еще руление денежными потоками. Очень активное.
ФСБ даже из зарплатного проекта отрасли вышибают, хотя там - слезы
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Дмитрий В.

Можно смело утверждать, что очередная перестановка коек, пардон, реформа космической отрасли закончится пшиком. Потому что во главу угла ставятся не цели и задачи, а совершенно вторичные вещи - бесконечные структурные преобразования, "оптимизация штатов", руление финпотоками и тому подобная монетарная хрень. То есть все поставлено с ног на голову, потому и толку не будет.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

АниКей

#464
ЦитироватьМарт 4, 2015                         
3-4 марта 2015 года в ОРКК проходит Инвестиционная сессия предприятий ракетно-космической отрасли по практическому взаимодействию дочерних и зависимых обществ ОРКК с российским институтами развития.
Цель мероприятия – налаживание прямых контактов предприятий ОРКК и институтов развития РФ, а также демонстрация практических инструментов и методов работы институтов развития технологий через конкурсы, выставки и другие публичные мероприятия.
Спойлер
На сессии с Институтами развития (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «РВК», Фонд перспективных исследований, Фонд Развития Промышленности, Роснано, Фонд развития интернет-инициатив, Ассоциация инновационных регионов России) присутствуют представители более 20 организаций ракетно-космической промышленности, входящих в ОРКК, в том числе – ГКНПЦ им.М.В.Хруничева, ОАО «Российские космические системы», НПО «Энергомаш» им. академика В.П.Глушко и др.
Заместители генерального директора ОРКК Игорь АРБУЗОВ и Денис КРАВЧЕНКО обозначили цели инновационной активности ОРКК – оптимизация издержек и рост производительности труда благодаря внедрению новых производственных и продуктовых технологий в деятельность предприятий промышленности; получение дополнительного дохода и мотивация сотрудников. Об инновационной активности ОРКК рассказал руководитель направления по взаимодействию с инновационными структурами Александр БАУРОВ.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

КНА

Цитировать
Цитировать
Цитироватьв ОРКК проходит Инвестиционная сессия предприятий ракетно-космической отрасли
Наш дилектор приедет - лекцию прочитает, призывов накидает - все будем знать, умными станем. А то сейчас не в курсе 
Цитироватьполучение дополнительного дохода и мотивация сотрудников

NK

Инвестиционная сессия предприятий ракетно-космической отрасли по практическому взаимодействию дочерних и зависимых обществ ОРКК с российским институтами развития
 
как звучит, а?

КНА

Чем сложнее назвать - тем проще ни о чем лапшу вешать.

АниКей

#468
Цитировать6 марта 2015, 00:01   |   Общество   |   Иван Чеберко   |   написать авторам    
    Руководство НПО имени Лавочкина заподозрили в фиктивной сделке
 Следователи возбудили уголовное дело из-за сделки на 1 млрд рублей, заключенной структурой Роскосмоса с «Даурия Аэроспейс»       
          
Фото: Екатерина Штукина

 
Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Московской области возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), совершенного в ходе выполнения опытно-конструкторской работы «Космическая платформа «Карат-200» (ОКР «Карат-200»). 

Спойлер
Как рассказал «Известиям» собеседник в прокуратуре Московской области, в центре уголовного дела — контракт между ФГУП «НПО имени Лавочкина» и ООО «Научно-производственное предприятие «Даурия» (НПП «Даурия»). Группа «Даурия Аэроспейс» считается наиболее успешным частным российским предприятием космической отрасли. Бенефициаром группы российских компаний «Даурия Аэроспейс» является кипрский офшор, структура собственности которого не раскрывается. Известно, что среди совладельцев-основателей компании — бывший совладелец «Техносилы» Михаил Кокорич и топ-менеджеры «Даурия» Сергей Иванов и Дмитрий Хан, а также венчурный фонд I2BF Global Ventures.

В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что 24 апреля 2013 года НПП «Даурия» и НПО имени Лавочкина заключили контракт на 1,016 млрд рублей, предусматривающий выполнение части ОКР «Карат-200». Сначала НПП «Даурия» обязалось выполнить эскизный проект на космическую платформу аппарата ПН4 «Странник» и эскизный проект спутника ПН5 «Арка». Эти работы вскоре попали в поле зрения ФСБ, так как, по их данным, они уже проводились в самом НПО имени Лавочкина и, соответственно, были оплачены из средств Федеральной космической программы. Следователи выяснили, что после того, как НПО имени Лавочкина выдало НПП «Даурия» техническое задание на часть ОКР «Карат-200», заинтересованные лица передали НПП «Даурия» и результаты ОКР «Карат-200». Стоит сказать, что многие сотрудники «Даурия» имеют опыт работы в НПО имени Лавочкина. В частности, после провала миссии межпланетной станции «Фобос-Грунт», которую делали в НПО имени Лавочкина, команда специалистов, занимавшихся этим проектом, практически в полном составе перешла в «Даурия».

В июле 2014 года НПП «Даурия» представило в НПО имени Лавочкина акты о проведении работ, которые, по мнению следствия, содержали ложные сведения.

— Привлеченная для оценки проведенной работы группа экспертов из предприятий и научных организаций Роскосмоса написала заключение, где говорится, что к моменту привлечения НПП «Даурия» разработка унифицированной космической платформы «Карат-200» была практически завершена, — говорит собеседник «Известий» в прокуратуре. — Эксперты указали на ряд признаков фиктивности представленной НПП «Даурия» документации по договору с НПО имени Лавочкина. В частности, технические характеристики приборов в разных частях одного и того же документа различны и существенно отличаются, взаимозависимые характеристики противоречат друг другу. В заключении экспертной группы указано, что материалы были скопированы из различных источников, при этом часть текста скопирована без редактирования. Имело место чисто формальное формирование текста с незначительным редактированием, а не проектирование.

На этом сотрудничество НПО имени Лавочкина и НПП «Даурия» по разработке унифицированной космической платформы завершилось — за разработку эскизных проектов «Даурия» успела получить 10 млн рублей, что, впрочем, уже является особо крупным размером в масштабах Уголовного кодекса.

В тексте постановления о возбуждении уголовного дела упомянуты только две фамилии — гендиректора НПО имени Лавочкина Виктора Хартова и гендиректора НПП «Даурия» Сергея Иванова. Сам Хартов на звонки не отвечал, в Роскосмосе дело комментировать отказались. 

Сергей Иванов заявил «Известиям», что ему пока неизвестно о возбуждении уголовного дела.

— Да, мы участвуем в НИРах и ОКРах по заказу третьих сторон, ведем собственные разработки, — говорит Иванов. — Могу заверить, что работаем строго в рамках закона.

Отметим, что похожие истории случались в НПО имени Лавочкина и прежде: весной прошлого года следственный отдел управления МВД РФ «Власиха» возбудил уголовное дело по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ, предъявив обвинения двум заместителям гендиректора предприятия и ряду сотрудников. Суть того дела примерно такая же: в 2012–2014 годах руководители НПО имени Лавочкина заказывали и оплачивали в ООО «НИИЦ «МАИ-ЛАСТАР» десятки исследований, проводимых якобы в интересах ФГУПа. Затем проверка на предприятии показала, что исследования были фиктивными, с их помощью мошенники присвоили 180 млн рублей бюджетных денег.
[свернуть]

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/583760#ixzz3TZor22Lt
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#469
ЦитироватьСпецстрой использует шанс на аванс Строители Восточного хотят получать деньги побыстрее                                            06.03.2015                                      
Федеральное агентство по специальному строительству (Спецстрой) просит правительство увеличить авансирование стройки космодрома Восточный до 85%. Как стало известно "Ъ", эта просьба будет удовлетворена и строители смогут получить сразу около 30 млрд руб. Это единственный способ выполнить президентский указ о сроках строительства Восточного. При этом ФГУП "Дальспецстрой" (предприятие Спецстроя) с июля 2013 по декабрь 2014 года представляло неполную отчетность по ранее выданным авансам, из-за чего сделать вывод о расходовании более 12,8 млрд руб. "не представляется возможным". Это уже привлекло внимание Генпрокуратуры и Счетной палаты.
Спойлер
О том, что строители просят правительство увеличить предоплату до 85%, сообщил полномочный представитель Спецстроя на Восточном Александр Мордовец. "Это позволит заказать необходимое оборудование, перечислить деньги подрядчикам и не тратить время на поиск альтернативных источников финансирования",— заявил он (цитата по ТАСС). По его словам, речь идет не об увеличении финансирования стройки, а об авансе. "Из-за увеличения процентной ставки по кредитам (до 20%.— "Ъ") сложилось тяжелое финансовое положение. Выручает только то, что ряд договоров на поставку оборудования был заключен еще весной 2014 года и, соответственно, закупка материалов проводится по старой цене",— добавил директор обособленного подразделения при Восточном "Росвоенстрой" Сейран Хачатрян. Он считает, что "вскоре подрядчики могут столкнуться с нехваткой средств". "В связи с необходимостью жесткого соблюдения сроков строительства увеличение авансирования — единственный выход",— заявил "Ъ" официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков. По его словам, "представление отчета за уже полученные средства является по-прежнему обязательным".
Источник "Ъ" в аппарате правительства сообщил, что просьбу строителей рассмотрят в ближайшее время: "Она будет удовлетворена — это экстренная мера, но космодром-то все равно надо строить". На эти цели будет переброшено около 30 млрд руб., пояснил собеседник "Ъ", добавив, что средства пойдут и на строительство объектов первой очереди, и на закупку оборудования (притом что из 22,224 млрд руб., выделенных на эти цели, по состоянию на февраль строители освоили 1,327 млрд руб., или 5,9%). Движение средств по счетам будет отслеживаться Федеральной службой по финансовому мониторингу.
По информации "Ъ", с 2011 по 2014 год Роскосмос профинансировал Спецстрой на 60,224 млрд руб. (54,1% от суммы контрактов), из которых аванс составил 51,781 млрд руб. (46,5%). В письме заместителя главы Роскосмоса Владимира Иванова на имя директора Спецстроя Александра Волосова ("Ъ" располагает копией документа) утверждается, что по состоянию на 31 декабря 2014 года заказчик принял строительно-монтажные работы на сумму 19,058 млрд руб. (17,1% от суммы контрактов), а неосвоенные авансы составили 41,166 млрд руб. (79,5% от суммы выданных авансов). Так, ФГУП "Дальспецстрой" было проавансировано Роскосмосом на 43,951 млрд руб., из которых неосвоенными остались 33,968 млрд руб.
 Не лучше дела обстоят и с субподрядчиками: получив аванс 16,957 млрд руб., неотработанными остались 11,521 млрд руб. В письме господин Иванов сообщает, что "услуги генподрядчика составляют до 10% цены договора с субподрядными организациями "Дальспецстроя", при этом зарплата выплачивается из средств, полученных от заказчика". В документе отмечается, что представленные филиалом Спецстроя отчеты о поступлении и использовании средств заказчиков и выданных авансов (в период с июля 2013 по декабрь 2014 года) не содержат номера и даты договора с заказчиком, наименования объекта и суммы авансового платежа: в связи с этим сделать вывод о расходовании "Дальспецстроем" средств "в размере 12,854 млрд руб. не представляется возможным". По сведениям "Ъ", на это уже обратили внимание в Генпрокуратуре и Счетной палате: начата проверка деятельности подразделений Спецстроя.
Первый старт ракеты "Союз-2" с Восточного намечен на декабрь 2015 года.
[свернуть]
Иван Сафронов http://www.kommersant.ru/doc/2680538
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

kroton

Цитироватьbavv пишет:
ЦитироватьГосдума отложила внесение госпрограмм в ГД до октября 2015 года

17:23 27.02.2015 (обновлено: 17:31 27.02.2015)
Государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете до 1 апреля 2015 года, в настоящее время правительство работает над поправками в бюджет 2015 года с учетом антикризисного плана.

 Скрытый текст МОСКВА, 27 фев — РИА Новости. Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект, разрешающий правительству отложить до октября 2015 года внесение в парламент проектов государственных программ.

Автором поправок в Бюджетный кодекс стал глава профильного комитета ГД Андрей Макаров.

Госпрограммы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете до 1 апреля 2015 года. Но правительство в настоящее время работает над поправками в федеральный бюджет 2015 года с учетом антикризисного плана.

В связи с этим свести параметры госпрограмм с уточненными параметрами нового проекта бюджета "не представляется возможным".

Поэтому "в целях урегулирования сложившейся неопределенности" законопроектом предлагается установить, что в 2015 году ведомства, ответственные за государственные программы, до 1 октября 2015 года представляют в ГД проекты госпрограмм, в том числе проекты ФЦП, отмечается в пояснительной записке.
Вот Роскосмос и ОРКК практически неизбежно попали под сокращение квот бюджета уже с 2016 года.

Liss

Роскосмосу и ОРКК в лице их пресс-служб -- искренняя благодарность за размещение на официальном сайте Федерального космического агентства информации о журнале "Новости космонавтики": http://www.federalspace.ru/21334/
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

ЦитироватьКОРОЛЕВ (Московская область), 10 мар — РИА Новости. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев перед совещанием по ОПК осмотрел в подмосковном Королеве лабораторный корпус корпорации "Тактическое ракетное вооружение". Пояснения главе кабмина давал гендиректор предприятия Борис Обносов.
Медведев, в частности, посетил лабораторию, где исследуют все выпускаемые образцы головок ракет в условиях аэродинамической нагрузки, затем зашел в помещение, где на большом рельсовом аппарате испытываются инерциальные системы. Также премьер осмотрел стенд для испытания оптических систем наведения.
Медведев отметил важность того, что основная аппаратура для испытаний — отечественного производства.
В одной из лабораторий премьеру представили молодого специалиста, уже возглавляющего важное подразделение. "Квартиру дали?" — поинтересовался Медведев. Инженер ответил, что дали. Также премьер-министру рассказали, что средний размер заработной платы по корпорации составляет 38 тысяч рублей.
После посещения лабораторного корпуса премьер направился в производственные цеха корпорации. Глава правительства посетил сборочный цех предприятия, где ему подробно рассказали об особенностях сборки ракет различного предназначения.
Позже Медведев в сопровождении специалистов направился в еще один цех, куда журналистов не пустили по соображениям секретности.
 http://ria.ru/space/20150310/1051783367.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#473
ЦитироватьУ главы Роскосмоса появится новый советник
        
     http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/63838-u-glavy-roskosmosa-pojavitsja-novyjj-sovetnik.html       Покинувший пост в коллегии Военно-промышленной комиссии Николай Моисеев в ближайшие месяцы может быть назначен на должность в центральном аппарате Роскосмоса.

Об этом сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"Предполагается, что Николай Моисеев может быть назначен советником руководителя Роскосмоса Игоря Комарова. На этой должности он будет отвечать за связь Федерального космического агентства и коллегии Военно-промышленной комиссии", - сказал собеседник агентства.

По его словам, перед назначением на эту должность кандидатуру Моисеева должны утвердить в правительстве. Согласование и оформление необходимых документов может затянуться на несколько месяцев, поэтому собеседник не исключил, что Моисеев придет уже не в космическое агентство, а в создаваемую госкорпорацию "Роскосмос".

ТАСС пока не удалось получить официального комментария Роскосмоса по данному вопросу.

Николай Моисеев с 1973 по 1995 год работал в головных научно-исследовательских институтах Минобороны и Российского авиационно-космического агентства, в 1995-2002 годах трудился в аппарате правительства. С весны 2002 года Моисеев занимал пост статс-секретаря - первого замглавы Российского авиационно-космического агентства, которое стало Роскосмосом в 2004 году. В Роскосмосе Моисеев проработал еще два года в качестве заместителя руководителя ведомства, позднее возглавил департамент оборонной промышленности и высоких технологий правительства России. Осенью 2012 года был включен в состав Военно-промышленной комиссии, в марте 2015 года покинул эту должность. На его место назначен Олег Фролов.

Моисеев - действительный государственный советник 1 класса, действительный член Российской академии космонавтики имени Циолковского и член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук.
ЦитироватьБывший первый замглавы Роскосмоса Олег Фролов назначен в состав коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) вместо Николая Моисеева, сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.
 
 "О.П.Фролов с первых чисел марта приступил к работе в коллегии Военно-промышленной комиссии", - сказал собеседник агентства.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Прол

#474
Смена лоббиста или просто синекура для очередного генерала :(  ?

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 5 мар — РИА Новости. Подводную лабораторию, в которой космонавты учатся работать "в невесомости", имитируя выполнение задач в открытом космосе, в течение года модернизируют, сообщил начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина Юрий Лончаков.
Ранее начальник ЦПК сообщил, что в связи с увеличением количества задач, которые предполагает программа развития пилотируемой космонавтики, Центр готовит документацию с новыми методиками обучения в нем космических специалистов.
 "Работы впереди много. И нового тоже будет много. Началась глубокая модернизация гидролаборатории, где непосредственно в гидросреде отрабатываются работы в открытом космосе. Это очень важно", — сказал Лончаков в интервью "Российской газете", которое будет опубликовано в пятницу.
"Предстоит большой объем монтажных работ на поверхности станции. К ним надо тщательно готовиться. А в планах возможное создание и российской орбитальной базы. Так что мощная гидролаборатория очень нужна", — отметил начальник ЦПК.
Он подчеркнул, что МКС — это "сложнейший механизм" весом — 400 тонн, длиной — 70 метров, шириной — 110 метров, а в дальнейшем планируется развитие ее российской составляющей. По его словам, параметры глубины и диаметр бассейна гидролаборатории останутся прежними, но все оборудование будет новым.
"Предполагается, что работы продлятся около года. Планы большие. И по модернизации центрифуги, и по созданию единого полигона для подготовки космонавтов к выживанию в разных климатических условиях, и по модернизации реабилитационной базы", — заключил он.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#477
ЦитироватьВернуться к проекту Королёва!                            
                                Юлия Новицкая   12                                  марта 2015 http://www.zavtra.ru/content/view/vernutsya-k-proektu-korolyova/

                           
Спойлер
                                        Ведущий конструктор проекта «Энергия — Буран» и пилотируемых программ дальнего космоса Владимир Бугров отвечает на вопросы газеты «ЗАВТРА»                          
"ЗАВТРА". Владимир Евграфович, известно, что руководителем объединённого Роскосмоса Игорем Анатольевичем Комаровым поручено рабочим группам пересмотреть концепцию российской пилотируемой космонавтики на период до 2030 года и далее. Вероятно, будет сделана оценка целесообразности использования МКС после 2020 года, создания российской орбитальной станции, полетов к Луне, посадки на её поверхность, создания лунной базы. На ваш взгляд, что из перечисленного может быть привлекательно для российской космонавтики в ближайшей перспективе с учётом состояния нашей экономики?
Владимир БУГРОВ. Давайте по порядку. Создание МКС не было продиктовано государственными интересами. Некоторые руководители НПО "Энергия", желая продолжать полёты на орбиту, в 1993 году в сговоре (иначе и не назовешь) с руководством НАСА, втянули наше правительство в международные обязательства по созданию МКС. 20 лет в космонавтике реально планируется только выполнение международных обязательств. Продолжение полётов на МКС неизбежно приведёт к полной деградации нашей космонавтики. Но прекратить их непросто. Руководитель, отважившийся на такое решение, подвергнется нападкам со стороны большого числа пользователей этой красивой космической "кормушки". Они даже собираются вместе с фирмой "Боинг" перетащить МКС на окололунную орбиту. Но совсем отказываться от нашего присутствия в космосе, видимо, не следует.
"ЗАВТРА". А если говорить о российской орбитальной станции? Полеты на нее — такой же тупик для космонавтики, что и полёты на МКС?
Владимир БУГРОВ. Да, если не будет поставлена ясная конкретная цель. И вот тут ситуация в пилотируемой космонавтике может принципиально измениться в пользу наших национальных интересов.
Дело в том, что в Постановлении 10 декабря 1959 года, определившем перспективы развития советской космонавтики, были четко сформулированы три конкретные задачи: осуществить первые полёты в космос, создать обитаемые межпланетные станции, создать станции на планетах. Королёв планировал после полета Гагарина в околоземное пространство — полёт человека не на лунные базы и не на Марс, а в межпланетное пространство на тяжёлом межпланетном корабле, выведенном в точку либрации между Землёй и Солнцем. Всё это описано в его записках. Поэтому поручение Дмитрия Рогозина проработать концепцию российской орбитальной станции — даёт возможность разработчикам сделать первый реальный важный шаг, фактически открывающий прямую дорогу к межпланетным полётам — приступить к созданию тяжелого межпланетного корабля. Но для этого они должны расстаться с идеей о создании с американцами окололунной станции.
Полёты к Луне — мероприятие во много раз более дорогостоящее, чем полёты на МКС. Под ними лукаво скрываются замыслы о создании в перспективе лунной базы. А вы знаете, откуда появилась лунная база? Её придумал в 1974 году Валентин Глушко, чтобы обосновать создание ракеты "Вулкан" грузоподъёмностью 240 тонн. Возглавив королёвскую фирму вместо Василия Мишина, он не мог продолжать межпланетную программу потому, что любой инженер в ОКБ доказал бы ему, что это быстрее, дешевле и проще сделать на королёвской ракете Н1, а продолжать работы по Н1 не входило в планы Валентина Петровича. Поэтому идея создания лунной базы и появилась в тот период, как альтернатива всему, что создавал Королёв. К сожалению, смену межпланетной стратегии поддержали бывшие соратники Королёва. Возвращение же в дальнейшем к межпланетной программе означало бы вопрос: кто и зачем её уничтожил?
Сегодня же на фоне украинских событий планировать посадки на Марс и на Луну в обозримые сроки несерьёзно, а после 2050 года — как-то по-детски, и вспоминается стратегия Ходжи Насреддина.
"ЗАВТРА". Поэтому полёт тяжелого межпланетного корабля в межпланетном пространстве это на сегодня, по вашему мнению, оптимальный вариант?
Владимир БУГРОВ. Судите сами. Стоимость его гораздо ниже стоимости лунной базы. Политический эффект выше, чем от нашей высадки на Луну через 60 лет после американцев — впервые человек преодолеет земное тяготение — это веха в космонавтике более значимая, чем высадка американцев на Луну. Технически это принципиально новая задача — тяжелый межпланетный корабль — модуль для автономного полёта экипажа в межпланетном пространстве длительностью один-два года, без подпитки "Прогрессами" станет основой экспедиции на планеты независимо от схемы полёта и типов двигателей. Королёв и Келдыш безоговорочно приняли эту доктрину полвека назад.
"ЗАВТРА". А если сравнить лунную базу с полётом тяжелого межпланетного корабля в точке либрации?
Владимир БУГРОВ. Луна на порядок дороже, и времени на реализацию потребует больше. Использовать Луну как "Аэродром подскока" для межпланетных путешествий — просто чушь — это в три-четыре раза увеличит начальную массу, выводимую на орбиту искусственного спутника Земли.
"ЗАВТРА". Интеграция Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации явила собой очередной виток масштабной реформы ракетно-космической отрасли. Чего следует ждать и к каким переменам готовиться? Насколько данное решение продиктовано требованиями времени и событиями, происходящими в отрасли в последние годы?
Владимир БУГРОВ. Я бы поправил: в отрасли в последние десятилетия как раз не происходят никакие события. Это и должно быть поводом для разборок. Конечно, хорошо, что полетела ракета "Ангара", что строится космодром "Восточный", что формируется система "Глонасс", но мы говорим о космонавтике, а в ней — только полёты на МКС.
Посмотрите, как была организована работа в успешные периоды нашей космонавтики. Структура предприятия, существовавшая при Королёве в начале 60-х годов, предполагала реализацию целевых полномочий по конкретным изделиям через ведущих конструкторов. Они полностью отвечали за организацию, контроль и управление процессом создания порученных им изделий, на всех уровнях и на всех стадиях разработки, реализуя полномочия главного конструктора при решении технических, организационных и финансовых вопросов по своим изделиям. Ведущие, как и проектанты, имели возможность беспрепятственно обращаться к главному конструктору с вопросами и предложениями, требующими его незамедлительных решений. Главный же, в свою очередь, имел возможность, при необходимости, обратиться на правительственный уровень для решения вопросов особой важности.
После Королёва предприятие возглавил В.П.Мишин. Были образованы тематические комплексы, возглавляемые, как правило, заместителями главного конструктора. Ведущие конструкторы сохранили подчинённость непосредственно главному.
По мере усложнения разрабатываемых пилотируемых комплексов, с целью повышения ответственности проектных подразделений за конечный результат, летом 1972 году были образованы службы главных конструкторов по изделиям. Проектные подразделения, разработавшие документацию по этим изделиям, вместе с группами ведущих конструкторов, вошли в состав службы главного конструктора, и должны были сопровождать изделие на всех стадиях его создания.
С приходом В.П.Глушко в 1974 году службы главных конструкторов по изделиям были преобразованы в службы главных конструкторов по направлениям, с целью предоставить возможность развития своих направлений.
С началом же разработки многоразовой системы "Энергия-Буран" схема организации работ, существовавшая при Королёве и Мишине, была усовершенствована и успешно реализована применительно к изделиям другого масштаба.
С появлением Российского космического агентства, перспективные программы, в виде идей, неосуществимых в ближайшие 20 лет, стал готовить ЦНИИмаш. Финансовыми потоками в дальнейшем стал управлять Роскосмос, сформулировав тезис: "Обойдёмся без главных конструкторов". То есть на высшем уровне руководства космонавтикой не только исчезла основа организационно-технического управления разработками, — служба главного конструктора, и традиционно полезный совет главных конструкторов, — но и сам главный конструктор. Это положение сохраняется 20 лет и, видимо, руководство Роскосмоса и руководителей ЦНИИмаш оно устраивало.
"ЗАВТРА". Образование Объединенной ракетно-космической корпорации в структуре Федерального космического агентства с разделением их функций на Заказчика и Исполнителя ещё дальше отодвинуло реальных разработчиков от участия в формировании космических программ?
Владимир БУГРОВ. А их недавнее объединение устранило Заказчика, который за десятки лет не смог заказать ничего внятного, кроме модулей МКС. Но это объединение насторожило некоторых радетелей о судьбах космонавтики, возмущённых "слиянием" Заказчика с Исполнителем, по поводу чего следует заметить. Семёрку, спутник, "Восток", "Союз", Н1, тяжелый межпланетный корабль никто не заказывал Королёву. Они с Тихонравовым разрабатывали предварительные проекты и прилагали немало усилий, убеждая правительство в необходимости их реализации. Правительство могло их понять и поддержать только потому, что это были реальные, технически хорошо проработанные, проекты. Сталин был заказчиком Семёрки: он в постановлении 13.02.53 г. назначил Королёва главным конструктором двухступенчатых ракет (принял его предложение), и фактически наделил его правами заказчика всего, что для этого нужно было сделать, а 19-и министрам приказал быть исполнителями и выполнять все работы, которые намечал Королёв, используя рекомендации совета главных конструкторов как первоочередные.
"ЗАВТРА". Я правильно понимаю ход ваших мыслей? Чтобы сегодня в нашей космонавтике появились проекты, равные по величине и значимости легендарным королевским, в роли заказчика должен выступить президент России?
Владимир БУГРОВ. Да он, и только он. Вот только аналогия со Сталиным вряд ли получится. Сталину понятные реальные проекты со сроком выполнения четыре-пять лет предлагал Королёв, он же выполнял всё, что предлагал. А кто предложил Президенту утвердить 19 апреля 2013 г. "Основы государственной политики Российской Федерации...на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу", в которых основная составляющая пилотируемой программы на ближайшие десятилетия — полномасштабное освоение Луны? С кого можно будет спросить в 2050 году за то, что построить лунную базу не удалось — с генерал-полковника, который пошёл на поводу у коллективного разума, зная, что разум этот себе на уме и с него как всегда взятки гладки?
В сегодняшней обстановке сдерживания России, умаления её достоинств, переписывания истории, мне думается, что принимать решение о перспективах космонавтики нужно руководствуясь простым политическим соображением. Специалисты, предлагающие заняться полномасштабным освоением Луны (подразумевается, что опять вместе с американцами), фактически предлагают президенту подписаться под тем, что Циолковский и Королёв, мечтавшие о межпланетных полётах, глубоко заблуждались и толкали страну на авантюру. Из этого следует, что никакие мы не первопроходцы в космосе — раз открывали не ту дверь, и то, что сделано в советское время Королёвым, можно зачеркнуть. Да это уже во многом и сделано. И тут только один вопрос: а почему мудрые американцы не строят лунную базу, или ждут, когда наши кукловоды опять "обуют" наше правительство в международные обязательства?
"ЗАВТРА". На ваш взгляд, эта новая реформа дает ответ на вопрос — что будет дальше с ракетно-космической отраслью?
Владимир БУГРОВ. Сейчас компетентные специалисты как раз занимаются, насколько мне известно, формированием структуры обновлённого Роскосмоса.
Для эффективного управления созданием перспективных пилотируемых ракетно-космических комплексов и формирования программы развития космонавтики в России, мне представляется целесообразным в новой объединённой госкорпорации воспроизвести на высшем уровне схему, 30 лет успешно работавшую в ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО "Энергия". Конкретно: создать, в непосредственном подчинении руководителю нового Роскосмоса, самостоятельное предприятие — конструкторское бюро по пилотируемым ракетно-космическим комплексам.
Именно оно должно стать разработчиком проекта по перспективной пилотируемой программе, ответственным за его практическую реализацию и заказчиком всех его составных частей. Это фактически восстановит на высшем уровне службу главного конструктора и схему целевого управления программой, успешно реализованную в первые годы освоения космического пространства и подтвердившую свою эффективность при создании комплекса "Энергия-Буран".Это бюро должно разрабатывать основные конструкторские, организационные и финансовые документы на комплекс.
"ЗАВТРА". Владимир Евграфович, вы участвовали в разработке нашей первой пилотируемой программы и были свидетелем её дальнейшей трансформации. В ней было три задачи: первый полёт в космос, полёт в межпланетное пространство и экспедиция на планеты. Как получилось, что мы до сих пор застряли на выполнении первой задачи и никак не можем шагнуть дальше?
Владимир БУГРОВ. Хочется особо подчеркнуть, что то главное, что помешало высадить советского человека на Марс в 70-80-х годах, продолжает и сейчас мешать развитию российской космонавтики.
На сегодняшний день не так уж важно, кто именно внёс наибольший вклад в разворот нашей космонавтики в противоположном от цели направлении. Жалко, что 15-летний титанический труд сотен тысяч специалистов не увенчался в 80-х годах величайшим инженерным достижением 20-го века — высадкой советского человека на Марс. Вся материальная часть и документация по марсианской и лунной программам, была уничтожена, включая производственные заделы и технологическое оборудование на заводах по ракете и кораблям, крупномасштабные сооружения на космодроме.
Но уроки, связанные с уничтожением в 1974 году советской межпланетной программы 1959 года, наглядно показывают, к каким катастрофическим последствиям могут привести действия участников космических проектов, если они будут направлены на достижение личных целей, несовпадающих с целями проекта. То есть в межличностных отношениях ущерб от нарушения принципа системного подхода может быть куда более значительным, чем в технических системах.
"ЗАВТРА". Известно, что О.Н.Остапенко был сторонником амбициозных и дорогостоящих космических программ, как, например, создания сверхтяжелой ракеты-носителя, необходимой для экспедиций в дальний космос. Не получится ли, что в силу сложившейся кризисной экономической ситуации и необходимости в изменившейся для России международной обстановке сосредоточиться на укреплении обороноспособности обстоятельства могут привести к тому, что подобные проекты будут свернуты или отложены на будущее? В прессе уже появляются слухи о возможном намерении Роскосмоса отказаться от создания ракеты-носителя сверхтяжелого класса.
Владимир БУГРОВ. Я считаю, что если для достижения бесспорного военного превосходства необходимо закрыть пилотируемые программы, то их надо закрыть. Что такое тяжёлая и сверхтяжёлая ракеты? Мелькают цифры 80 тонн, 160 тонн. Ракета в 160 тонн просто не нужна. Королёв планировал полеты в межпланетном пространстве и на Марс на 75-тонной ракете Н1. Но даже дело не в этом. Я много лет провел на полигоне ведущим конструктором по лунному комплексу и комплексу "Энергия-Буран", и я могу себе представить, сколько чисто производственных проблем повлечёт за собой полезная нагрузка такой массы.
80-тонная ракета, если собираемся летать на планеты, нужна. Но чтобы отрабатывать тяжелый межпланетный корабль на орбите искусственного спутника Земли и выполнить полёт в межпланетном пространстве, можно вполне обойтись "Ангарой".
А вот с лунной базой без тяжёлой ракеты не обойтись. Для тяжёлой ракеты нужно искать применение в промежутках её использования по прямому назначению. В этом смысле ракета Н1 была спроектирована рационально.
Сегодня российские практические разработки ракет, кораблей, электроракетных буксиров, космодромов не объединены общим проектом, предназначаются для достижения противоречивых целей и могут оказаться тупиковыми работами. На королёвских чтениях 2014 года генеральный конструктор РКК "Энергия" в обстоятельном докладе назвал экспедицию на Марс главной целью нашей космонавтики. На одном из слайдов было написано: "Марс — цель № 1. Осуществление программы исследований и освоения Марса должно стать сегодня основным направлением развития пилотируемой космонавтики". И далее: "Луна. ... Цели и задачи, дающие основание для строительства и эксплуатации в ближайшем будущем обитаемых лунных баз, отсутствуют. Для отработки элементов и технологий для полетов к Марсу полёты к Луне не обязательны, достаточно использования околоземного пространства".
Но далее в этом же докладе заявлено, что начинать подготовку марсианской экспедиции планируется с создания окололунной обитаемой международной станции совместно с фирмами "Боинг" и "Локхид Мартин", для того, чтобы отрабатывать марсианские технологии.
Какой программе отдаст предпочтение новый руководитель нового Роскосмоса — неизвестно. Но мне кажется, что ответы на два простых вопроса помогут отдать предпочтение. Первый. Сколько потрачено на 40-летние полёты на станции и какова отдача? Второй. Почему за 40 лет не сделано ни одной попытки вернуться к проекту Королёва, и что нужно, чтобы продолжить этот проект сегодня?
Объективные ответы на эти вопросы, я думаю, позволят с уверенностью предлагать правительству и президенту принять ещё одно "эпохальное" политическое решение о разработке российского тяжелого межпланетного корабля для полётов в межпланетном пространстве и отработке его на орбите искусственного спутника Земли в качестве российской космической станции.
"ЗАВТРА". Вы думаете, что эта реальная пилотируемая программа, как и постановление 1959 года, запустит механизм разработки полной структуры комплекса, соберёт воедино все элементы, разрабатываемые сегодня, покажет недостающие, выявит лишние, тупиковые?
Владимир БУГРОВ. Уверен в этом. При сравнительно минимальных затратах, но при активной поддержке государства, за восемь-десять лет будет подготовлен и выполнен важнейший этап марсианской экспедиции — первый в мире полёт человека в межпланетном пространстве с неизбежным появлением ещё одного русского Королёва и Гагарина. Подготовка этого полёта сделает космодром "Восточный" новым масштабным ракетно-космическим регионом России, а сам полёт станет таким же ярким завершением его создания, как победа нашей олимпийской сборной в Сочи завершила создание уникального горнолыжного комплекса в субтропиках. Это, без сомнений, еще больше сплотит русский мир, поднимет престиж инженерного труда, даст толчок к ускоренной индустриализации страны, вернёт России статус первой космической державы, и мы не будем зависеть от капризов за океаном.
Беседовала Юлия НОВИЦКАЯ
На фото: полёт системы «Энергия-Буран» до сих пор остаётся вершиной мировой космонавтики
[свернуть]




А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

...
"ЗАВТРА". Образование Объединенной ракетно-космической корпорации в структуре Федерального космического агентства с разделением их функций на Заказчика и Исполнителя ещё дальше отодвинуло реальных разработчиков от участия в формировании космических программ?

Владимир БУГРОВ. А их недавнее объединение устранило Заказчика, который за десятки лет не смог заказать ничего внятного, кроме модулей МКС. Но это объединение насторожило некоторых радетелей о судьбах космонавтики, возмущённых "слиянием" Заказчика с Исполнителем, по поводу чего следует заметить. Семёрку, спутник, "Восток", "Союз", Н1, тяжелый межпланетный корабль никто не заказывал Королёву. Они с Тихонравовым разрабатывали предварительные проекты и прилагали немало усилий, убеждая правительство в необходимости их реализации. Правительство могло их понять и поддержать только потому, что это были реальные, технически хорошо проработанные, проекты. Сталин был заказчиком Семёрки: он в постановлении 13.02.53 г. назначил Королёва главным конструктором двухступенчатых ракет (принял его предложение), и фактически наделил его правами заказчика всего, что для этого нужно было сделать, а 19-и министрам приказал быть исполнителями и выполнять все работы, которые намечал Королёв, используя рекомендации совета главных конструкторов как первоочередные.
"ЗАВТРА". Я правильно понимаю ход ваших мыслей? Чтобы сегодня в нашей космонавтике появились проекты, равные по величине и значимости легендарным королевским, в роли заказчика должен выступить президент России?
Владимир БУГРОВ. Да он, и только он. Вот только аналогия со Сталиным вряд ли получится. Сталину понятные реальные проекты со сроком выполнения четыре-пять лет предлагал Королёв, он же выполнял всё, что предлагал. А кто предложил Президенту утвердить 19 апреля 2013 г. "Основы государственной политики Российской Федерации...на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу", в которых основная составляющая пилотируемой программы на ближайшие десятилетия — полномасштабное освоение Луны? С кого можно будет спросить в 2050 году за то, что построить лунную базу не удалось — с генерал-полковника, который пошёл на поводу у коллективного разума, зная, что разум этот себе на уме и с него как всегда взятки гладки?
...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

КНА

Полностью согласен с каждым утверждением уважаемого Владимира Евграфовича. Особенно про отсутствие внятной стратегии развития и про "оглядки на друзей из-за океана"
Его бы слова - да кому-нибудь понимающему и принимающему решения в уши. Проблема в том, что "понимающих" и "принимающих решения" в одном лице "наверху" практически не осталось.