Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

Брабонт и 1 гость просматривают эту тему.

PIN

ЦитироватьZOOR написал:
Государственный бюджет тратит почти 400 миллионов рублей в года на поездки сотрудников Роскосмоса по России и за границу. Госкорпорация в феврале провела два тендера. Один — на оказание комплексных услуг по обеспечению командировок и организации мероприятий на территории России и в части услуг по авиаперевозке и обслуживанию в залах ожидания — на территории иностранных государств. Сумма этого контракта — 194,8 млн рублей, срок действия — 18 месяцев с момента подписания. Позже была объявлена еще одна закупка — на обеспечение загранкомандировок сотрудников Роскосмоса, сумма контракта — 177,6 млн рублей. Помимо авиаперевозок, это еще и трансфер, а также оказание услуг по VIP-обслуживанию в аэропортах.
Как же, например, ЕКА без этого обходится вообще? Я понимаю, бюджет о Роскосмоса огого, но всё равно непонятно, почему подобное - какая-то отдельная и нестандартная услуга.

Liss

Цитироватьzandr написал:
 https://www.roscosmos.ru/28088/
 
ЦитироватьВстреча с ESA
Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин и глава Европейского космического агентства Ян Вернер 12 марта 2020 года обсудят вопросы сотрудничества между двумя организациями, в том числе состояние работ по подготовке к запуску проекта ExoMars-2020, а также возможное взаимодействие по проблематике техногенной засорённости космического пространства.

По итогам переговоров состоится пресс-конференция:
     Скрытый текст       Место: г. Москва, Хоромный тупик, д. 4
Время: 14:00 мск
Заявки на аккредитацию присылать на эл.почту: press@roscosmos.ru до 28 февраля 2020 г.
В заявке на официальном бланке редакции необходимо указать: ФИО, должность, список оборудования. Также необходимо приложить скан паспорта.
Вёрнер уже заявил, что уходит по окончании текущего контракта.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

ЦитироватьLiss написал:
 Вёрнер уже заявил, что уходит по окончании текущего контракта.
В смысле ему нечего терять?  :oops: 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Ъ-Огонек
08:00
Кадровая отставляющая
№ 2 Как космическая отрасль потеряла уникальных специалистов Пускать пыль в глаза Истины ради, точно такой же бардак во всех отраслях.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

Правильно
Цитироватьhttps://www.kommersant.ru/doc/4219457

Поиск ключей к эффективной работе космической отрасли у нас свелся к тотальным чисткам и организационно-кадровым мероприятиям с уголовным уклоном. Увы, делу это не помогает.

Светлана Сухова
«Огонек» продолжает разговор о проблемах, затронутых в книге гендиректора и генконструктора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Владимира Нестерова о проекте «Ангара», начатый в публикации «"Ангара" проблем» в прошлом номере журнала.
Спойлер
Создание ракеты — это годы и труд тысяч профессионалов. Все начинается с проекта, который проходит оценку десятком профильных институтов. Каждое из замечаний, а их может набраться до 1,5–2 тысяч, анализируется, учитывается и только потом появляется генеральный план-график. Его-то и подписывают руководители всех предприятий, вовлеченных в проект. Потом он обсчитывается технологическими институтами и структурами по ценообразованию, и на сцене появляется договор на реализацию проекта. Но это — только первый этап. Второй — в самой реализации, на которую уходят годы и где каждый этап сопровождается проверками, корректировками и перерасчетами. Потом наступает очередь третьего этапа — испытаний. В случае с «Ангарой» этот путь занял 19 лет.

Конечно, главной проблемой, тормозившей реализацию проекта, был недостаток финансирования («Огонек» подробно рассказал об этом в прошлом номере), но не менее значимой оказалась кадровая проблема, усиливавшаяся год от года. И если в ситуации с финансированием существовали объективные причины того, что денег не хватало, особенно в середине-конце 1990-х годов, то кадровая проблема в изрядной степени рукотворна.

Мне сверху видно все

С 2014 года, в течение трех с небольшим лет, с приходом нового руководства космическая отрасль России лишилась порядка двадцати знаковых фигур — гендиректоров, генконструкторов и их заместителей, имевших немалый опыт работы. Проблема в том, что отставки руководства ключевых предприятий отрасли — это подчас невосполнимые потери. Слишком узок круг людей, не просто обладающих научными степенями и навыками, но и опытом работы в отрасли. Они сами по себе — штучный «товар».

Вот неполный список тех, кто ушел: президент и генконструктор ОАО «РКК "Энергия"» член-корреспондент РАН дтн В.А. Лопота, гендиректор ОАО ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» дтн А.Н. Кирилин, генконструктор и замгендиректора ФГУП «ЦЭНКИ» член-корреспондент РАН дтн И.В. Бармин, гендиректор того же предприятия дтн А.С. Фадеев, гендиректор ФГУП «НПО им С.А. Лавочкина» дтн В.В. Хартов, генконструктор и гендиректор ОАО «КБХА» дтн В.С. Рачук, генконструктор ОАО «НПО "Энергомаш"» дтн В.К.Чванов, гендиректор ОАО «Российские космические системы» дтн Г.Г. Райкунов, гендиректор ОАО «НПО Автоматики» дтн Л.Н. Шалимов, гендиректор ФГУП «ИЦ М.В. Келдыша» академик РАН дтн А.С. Коротеев, гендиректор ФГУП «ЦНИИМАШ» ктн Н.Г. Паничкин, гендиректор ФГУП «НПО «Техномаш»» дтн В.В. Булавкин, гендиректор ФГУП «Организация "Агат"» ктн А.Н. Куриленко, гендирктор МЗЭМА О.А. Усенков, гендиректора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева ктн В.Е. Нестеров и А.И. Селиверстов...

Эти люди десятки лет проработали в отрасли и много лет успешно руководили своими коллективами. В целом ряде случаев на их место были назначены совершенно посторонние люди. Если коротко, то перемены коснулись трети ведущих предприятий и холдингов. Уход ключевых персон в большинстве случаев не был добровольным.

Обратимся к книге В.Е. Нестерова «Космический ракетный комплекс "Ангара"»: «Тяжелый удар по проекту "Русь-М" был нанесен в начале 2011 года, когда за гибель трех КА "Глонасс", запущенных 5 декабря 2010 года на РН "Протон-М" с РБ-ДМ уволили В.П. Ремишевского — главного сторонника и вдохновителя проекта. Хочу остановится на этой недавно появившейся тенденции — снимать руководителей за аварийные пуски и просто появившиеся дефекты.

Ни в советской, ни в первые 17 лет российской космонавтики таких прецедентов не было. У С.П. Королева из 22 пусков "Востоков", перед полетом Гагарина, 11 — аварийные.
Кроме того, у него три года было по шесть аварий. У М.К. Янгеля произошла тяжелейшая авария 23 октября на космодроме Байконур, повлекшая гибель более 100 человек. У В.Н. Челомея в 1969 году из 10 пусков РН "Протон" восемь были аварийные. У В.П. Мишина погибли космонавты Комаров, а затем Волков, Добровольский и Пацаев, произошло четыре аварии из четырех запусков РН "Н-1". У В.Ф. Уткина РН "Зенит" упала на вторую пусковую установку СК и полностью ее разрушила. Этот список можно продолжать. Но никому и в голову не могло прийти снять за это с должности генерального конструктора или гендиректора, так как те, кто мог принять такие решения, хорошо понимали, что такое ракетно-космическая техника. С 2007 по 2016 год в российской космической отрасли за аварийные пуски или дефекты техники были сняты с должностей или ушли якобы по собственному желанию гендиректора: А.С. Сыров, Ю.С. Соломонов, В.Е. Нестеров, В.С. Рачук, Л.А. Шалимов, замгендиректора И.А. Глазкова, замгенконструктора В.М. Филин, замруководителя Роскосмоса В.П. Ремишевский, и по совокупности аварий руководители Роскосмоса А.Н. Перминов, В.А. Поповкин. По аварийным пускам 2010 и 2013 годов были открыты уголовные дела. По моему глубокому убеждению, это никак не подняло престиж отрасли и уж точно не привлекло в нее молодых специалистов. Я уже не говорю о том, что замены были не всегда равноценными...»

Проблема, о которой пишет Нестеров, особенно усугубилась тогда, когда космической отраслью попытались управлять так же, как и другими секторами экономики,— с помощью эффективных менеджеров. Но в том-то и специфика отрасли, что она с большим трудом подчиняется правилам и принципам работы других отраслей и коммерциализируется. Если точнее, то прибыльными в «космосе» хоть отечественном, хоть зарубежном являются лишь несколько направлений, как, например, пусковые услуги и услуги космической связи. Все остальное: станции, ракеты, аппараты, исследования дальнего космоса и т. д.— вклад в будущее, инвестиции «в долгую». К этой отрасли в целом не применимы стандартные бизнес-схемы и оргвыводы, которые следуют за неудачами, скажем, в мире финансов. Не говоря уже о том, что хороших финансистов куда больше, чем опытных конструкторов и директоров космических холдингов.

Между долгом и свободой

Специфика момента: часть скоропостижно уволенных руководителей отрасли впоследствии была обвинена в злостных нарушениях и коррупции.

Началось все с приобретением ОАО «РКК "Энергия"» морского старта с целью сосредоточить большую часть бизнеса пусковых услуг в России. На президента и генконструктора В.А. Лапоту было открыто уголовное дело, которое по прошествии шести лет ни к чему не привело.

Как Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева борется с финансовыми проблемами
Как Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева борется с финансовыми проблемами
Генконструктор и гендиректор ОАО «КБХА» В.С. Рачук организовал у себя на предприятии водородное производство для удешевления испытаний своих двигателей. С большим шумом было открыто уголовное дело, прошел суд, который полностью В.С. Рачука оправдал.

Следственный комитет (СКР) завел аж восемь дел против бывшего руководства одного только ГКНПЦ им. М.В. Хруничева по фактам мошенничества и злоупотреблений полномочиями, в результате которых ГКНПЦ, как было заявлено официально, потерпел ущерб аж на 9 млрд рублей. Прошло более пяти лет. Что в итоге? Пока шло громко стартовавшее следствие, сумма убытков постоянно корректировалась и к сегодняшнему дню уменьшилась более чем в 10 раз, а судебный приговор был вынесен и вовсе только один (замгендиректора А.И. Островерх пошел на сделку со следствием и признал свою вину). При этом три дела были возвращены судами на дополнительное расследование (как было заявлено, «для устранения препятствий рассмотрения судом», что в переводе с юридического означает, что собранные доказательства вины суд не устраивают). А пять дел до судов так и не дошли.

И сами по себе дела весьма неоднозначны. Весной 2018 года судья Дорогомиловского районного суда Галина Таланина вынесла постановление о возвращении уголовного дела в отношении экс-гендиректора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева А.И. Селиверстова и других на доследствие. Эту группу бывшего руководства концерна подозревают в хищении 108 млн рублей путем заключения договоров на поставку металла от ООО «Компания "Металлресурс"». По версии следствия, ГКНПЦ мог бы сэкономить 108 млн, если бы покупал продукцию напрямую у производителей. Представители «Металлресурса», правда, не скрывали, что продали металл ГКНПЦ чуть ли не по себестоимости в расчете на рекламную отдачу. Для холдинга же на тот момент была важна не только цена, но и условия контракта: «Металлресурс» не требовал предоплаты, в отличие от заводов. Руководство ГКНПЦ предпочло биться за исполнение государственного оборонного заказа в срок, а добилось дела о хищении.

Экс-гендиректору ГКНПЦ Владимиру Нестерову вменяют в вину оплату услуг юридической фирмы «Экоправо» (368,7 млн рублей) в бытность его гендиректором ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Нюанс в том, что усилиями юристов из «Экоправа» холдингу удалось вернуть себе 9,1 млрд рублей неправильно начисленных налогов, а выплаты 369 млн — это лишь 3 процента с небольшим от того, что получил ГКНПЦ,— весьма умеренный гонорар для этого рынка. Не мудрено, что судья Дорогомиловского районного суда Москвы Александр Толстой еще осенью 2018 года вернул дело на доследование с указанной выше формулировкой, и с тех пор в деле — никаких новостей.

Стоит отметить: фабула обвинения, судя по схожим делам, трафаретна: по такой же формуле в растратах (на сумму 330 млн рублей) путем выплаты премиальных сумм адвокатам подозревают и гендиректора АО «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина» Сергея Лемешевского.

Другую группу бывшего руководства этого же предприятия обвиняют уже в хищениях: заказали и оплатили НИИЦ «МАИ-ЛАСТАР» 46 договоров на научно-исследовательские работы на сумму 185 млн рублей. Однако на каком этапе образовались хищения, трудно понять даже фигурантам дела: под договорами стояли печати и подписи зарубежных аэрокосмических фирм Франции (Starsem, Arianespace), Италии (Thales Alenia Space), Германии (Kayser-Threde), Канады (GOM DEV Ltd), Китая (Китайская промышленная корпорация «Великая стена»), Финляндии (Финский метеорологический институт), все обязательства были выполнены, претензий не было. Не было и суда, однако двое подозреваемых — Шишикин и Анисимов — больше трех лет провели в тюремных камерах. Кстати, Владимир Анисимов — доктор технических наук, профессор, лауреат Госпремии, а бывший замгендиректора НПО имени Лавочкина Валерий Романов вскоре после освобождения из СИЗО скончался.

Еще один сюжет: бывшего генерального директора ракетно-космического центра «Прогресс» Александра Кирилина обвиняют в приобретении гидравлического вытяжного пресса в Германии по завышенной цене — 125 млн рублей. По мнению экспертов, без этого пресса реализовать контракт по созданию РН «Союз-2» было бы для РКЦ «Прогресс» нереально, но пресс на момент покупки попал в санкционные списки, так что купить его официальным путем стало просто невозможно, пришлось прибегнуть к услугам посредников. На «выходе» — уголовное дело, которое также было возвращено на доследование.

Если суммировать эпизоды, поневоле складывается впечатление, что была просто открыта кампания по дискредитации и уголовному преследованию руководства главных предприятий космической отрасли. Люди — известные, следовательно, коррупционные скандалы — громкие.

А теперь вернемся к кадровой составляющей проекта «Ангара». Точнее, к последствиям «организационных мероприятий», учиненных при реализации проекта назначенным в ГКНПЦ «на волне перемен» генеральным директором А.В. Калиновским. Кадровые перестановки в холдинге, начавшиеся в 2014–2015 годах, по масштабам напоминают чистку: за год с небольшим из холдинга были уволены гендиректор А.И. Селиверстов, первый замгендиректора В.Е. Нестеров (он же и генконструктор, участвовавший в проекте «Ангара» с 2005 года), первый замгендиректора по производству В.Н. Сычев, замгендиректора, директор РКЗ В.А. Петрик, генконструктор КБ «Салют» Ю.О. Бахвалов, гендиректор ВМЗ И.Т. Коптев, гендиректор ПО «Полет» Н.Н. Иванов, гендиректор УКВЗ П.В. Абрамов, гендиректор КБ «Арматура» Ю.Л. Арзуманов, директор ЗЭРКТ В.Я. Иванов; заместители гендиректора: по переспективам развития и инновациям А.И. Кузин, по экономике и финансам А.И. Островерх, по космическим аппаратам И.А. Глазкова, по опытно-конструкторским разработкам (ОКР) В.Н. Иванов, по международной деятельности С.В. Анисимов, по социальным вопросам Г.М. Митинский, по кадрам Е. Караченков, первый замгенконструктора КБ «Салют» С.А. Петроковский, еще два заместителя генконструктора того же предприятия — В.П. Молочев и И.С. Партола, два главных специалиста Ю.Л. Кузнецов, Е.С. Кулага, секретарь НТС Ю.А. Цуриков плюс еще 23 из 26 (!) начальников департаментов. Проще говоря, все руководство ГКНПЦ.

Что потом? Это известно: сначала Центр был обезглавлен, а через неполных три года новой командой, никогда не работавшей в отрасли, обанкрочен, при этом, по сути, была разрушена производственно-технологическая цепочка.
А ведь именно эти уволенные люди обеспечили создание «Ангары», именно они довели проект к концу 2014 года до двух успешных стартов «легкой» и «тяжелой» ракет-носителей. Поразительно, но факт: А.И. Селиверстова сняли с должности гендиректора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева сразу после успешного пуска РН «Ангара-1.2», а на Нестерова уголовное дело было заведено ровно через сутки после осуществленного под его руководством, как генконструктора, пуска «Ангара-А5»...

Потери по вертикали

Избранную руководством отрасли тактику «огонь по штабам» понять трудно, поскольку от массовых перестановок в верхних эшелонах работа не стала эффективнее. Зато нервозности по всей вертикали добавилось, и уже целые коллективы живут нездоровыми гаданиями «кто следующий», вместо того чтобы заниматься делом. При этом не решаются действительно насущные кадровые задачи: эксперты указывают на хроническую недоукомплектованность штатов по части узкопрофильных специалистов, конструкторов, инженеров, рабочих. И это не просто недобор по вакансиям — это реальная угроза.

Какие проблемы возникли у российских пилотируемых программ
Какие проблемы возникли у российских пилотируемых программ
Историй о том, к чему могут привести горе-мозги или горе-руки, полным-полно. Всем известен случай с неправильно установленными датчиками угловых скоростей на РН «Протон-М» — ракета на первых секундах полета упала и взорвалась вместе с тремя космическими аппаратами «Глонасс».

Другой громкий сюжет из 2017 года — выявление некачественного припоя при производстве двигателей второй и третьей ступени РН «Протон-М». Виноватой оказалась кладовщица, которая вышла на работу взамен своей заболевшей более опытной сменщицы и перепутала припой, что привело к отзыву бракованных двигателей и срыву графиков изготовления «Протонов». Тут важны нюансы: припой обязан пройти проверку на хроматографе, а потом еще и инспекцию отдела технического контроля (ОТК), где брак были обязаны выявить сразу же. Но этого не произошло! Не в последнюю очередь потому, что службы ОТК повсеместно ослаблены из-за нехватки кадров и снижения уровня требований.

Аналогичных историй по предприятиям отрасли — десятки. И все это свидетельствует об одном: обеспечение квалифицированными кадрами неудовлетворительно, последовательная работа по устранению этого пробела просто не ведется. Еще в 1990-е годы была разрушена система подготовки целого ряда высококлассных специалистов, например, токарей и фрезеровщиков. Те немногие, кто еще остается в строю, вот-вот покинут отрасль ввиду преклонного возраста, а результаты организационных трансформаций и штатных потерь почти на всех ключевых предприятиях отрасли трудно даже подсчитать.

Проблема стоит особенно остро в сфере научных разработок. В том же КБ «Салют» в свое время было более 100 отделов, где работали узкопрофильные специалисты, способные создавать ракеты («Протон-М», «Рокот», «Ангара»), разгонные блоки («Бриз-М», КВРБ), модули орбитальных станций («Салют», «Мир», МКС). Ни в ЦСКБ «Прогресс» и даже в РКК «Энергии» таких мощностей нет, у одних еще, а у других уже.

2009 год (слева направо): командующий космическими войсками Олег Остапенко, гендиректор ЦНИИМАШ, академик Академии космонавтики им. Циолковского Геннадий Райкунов, генконструктор ГКНПЦ имени Хруничева Владимир Нестеров, президент РКК «Энергия» Виталий Лопота, начальник Центра эксплуатации космической и наземной инфраструктуры Александр Фадеев. В ходе «оптимизационных мероприятий» все эти люди, причастные к ключевым космическим проектам, из отрасли были уволены (включая и Остапенко, который
в течение двух лет возглавлял Роскосмос)
2009 год (слева направо): командующий космическими войсками Олег Остапенко, гендиректор ЦНИИМАШ, академик Академии космонавтики им. Циолковского Геннадий Райкунов, генконструктор ГКНПЦ имени Хруничева Владимир Нестеров, президент РКК «Энергия» Виталий Лопота, начальник Центра эксплуатации космической и наземной инфраструктуры Александр Фадеев. В ходе «оптимизационных мероприятий» все эти люди, причастные к ключевым космическим проектам, из отрасли были уволены (включая и Остапенко, который в течение двух лет возглавлял Роскосмос)
Фото: Владимир Нестеров

Впрочем, дело не количестве подразделений. В 90-е годы в составе Роскосмоса было всего пять управлений (пилотируемое, космических аппаратов, носителей и космодромов, финансовое и плановое), справлявшихся со всем объемом госзадач и госзаказов и сохранивших и преумноживших отрасль в непростые девяностые. А теперь сравним: при создании госкорпорации Роскосмос было образовано 38 (!) департаментов и дирекций, а на документах — до нескольких десятков согласующих подписей. Но это не ускоряло реализацию проектов, потому что после серии скандалов и уголовных дел брать на себя ответственность никто не спешил.

Есть оборотная сторона и у проблемы оптимизации занятых в отрасли — малыми силами ряд задач просто нерешаем. Достаточно вспомнить, что в проекте «Энергия-Буран» принимали участие 1200 предприятий и организаций из почти 70 советских министерств и ведомств. В течение 14 лет на «стройке века» трудились более миллиона специалистов, а расходы на программу составили порядка 1,75 трлн нынешних рублей. Только по ракете-носителю «Энергия» были проведены испытания на 232 экспериментальных установках и 30 прочностных сборках. На космодроме Байконур были построены и реконструированы 400 сооружений силами 65 тысяч квалифицированных рабочих.

Сейчас ничего этого нет — ни денег, ни квалифицированных кадров в таком объеме. Количество специалистов в отрасли уменьшилось в пять раз, проектно-конструкторский комплекс на грани исчезновения, оставшееся КБ «Салют», которое способно осуществить какие-то разработки, постоянно сокращается. Проектанты и конструкторы по наземному комплексу также весьма немногочисленны. От проектных строительных институтов практически ничего не осталось, строительный и особенно монтажный комплексы практически разрушены...

Сегодня ситуация с кадрами в космической отрасли, по оценкам большинства экспертов, близка к критической. И тут как никогда требуется осторожность и аккуратность, чтобы не растерять то, что еще осталось. Как бы это втолковать эффективным менеджерам?

 Авторы: Светлана Сухова
[свернуть]

PIN

ЦитироватьСтарый написал:
В смысле ему нечего терять?    
Ему еще полтора года на этой галере вкалывать, это работа на износ и молодец, что не будет просить о продлении контакта. Здоровье дороже.

triage

Если бы авторша для всех дел указала годы возбуждения и отстранения, а то
ЦитироватьС 2014 года, в течение трех с небольшим лет, с приходом нового руководства космическая отрасль России лишилась порядка

АниКей

Цитироватьtriage написал:
Правильно
хотел свое удалить (нажал "ответить" случайно, статья старая и уже была здесь) но почему-то не удаляется - не изменяется ;(
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru              Глава РКК "Энергия": окололунная станция позволит полететь к Луне, Марсу и астероидам

Российская  лунная программа должна быть реализована до 2040 года. Пока Роскосмос  окончательно не решил, будет ли Россия осваивать спутник Земли сама или в  рамках международного сотрудничества. Но уже ясно: в XXI веке люди  намерены вернуться на Луну, чтобы там остаться и закрепиться. О создании  около Луны посещаемой станции, а также о том, какие корабли и ракеты  будут доставлять людей и грузы к Луне, рассказал в интервью ТАСС  гендиректор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай  Севастьянов.



Спойлер
— Нужно ли создавать станцию на орбите Луны?


— Если летать с продолжительностью пребывания на поверхности Луны от  одних до трех суток и с высадкой одного-двух космонавтов, то можно  обойтись без окололунной станции. Так было в американской программе  "Аполлон" 50 лет назад.


Но если нужно обеспечить длительное пребывание на Луне в разных  областях больших групп космонавтов-астронавтов для строительства лунных  баз и проведения обширных работ, то окололунная станция позволит  значительно улучшить логистику миссий.


Наличие окололунной станции можно сравнить с промежуточным лагерем  при освоении Эвереста. Физически, наверное, можно сразу добраться от  подножия горы до вершины, но это потребует гигантских усилий отдельных  альпинистов. При этом они весь путь должны нести с собой грузы,  необходимые для жизнедеятельности. Промежуточный лагерь позволяет  накапливать необходимые ресурсы на промежуточных высотах и подготовиться  к более эффективному восхождению больших групп альпинистов.  Промежуточные базы и порты также используются при освоении Арктики и  Антарктики.


Задачи исследования и освоения Луны сегодня рассматриваются  значительно более широко, чем, скажем, 50 лет назад. Для их решения  необходима эффективная транспортная инфраструктура, которая обеспечит  доступ в различные наиболее интересные районы поверхности Луны,  необходимую длительность миссий, оптимальную (непереразмеренную)  грузоподъемность ракет, а также в перспективе — применение многоразовых  средств. Решение как раз состоит в создании транзитной станции на орбите  Луны.


На окололунной станции будут находиться ресурсы, доставляемые с  Земли, а также находящийся в режиме ожидания ранее доставленный, лунный  взлетно-посадочный комплекс (ЛВПК). Прилетев на окололунную станцию,  космонавты будут переходить в ЛВПК, осуществлять посадку на Луну, при  этом корабль будет ожидать экипаж в составе лунной станции, используя ее  энергетические возможности.


Саму концепцию окололунной станции мы (РКК "Энергия") предложили еще в  2006 году. Эта концепция также была представлена на главной конференции  NASA в Хьюстоне. Тогда эта идея подверглась критике, так как многие  считали, что можно сразу с Земли лететь на Марс. Но сегодня NASA приняло  новую концепцию, которая предусматривает использование окололунной  станции, поскольку она позволяет значительно расширить возможности,  накапливая необходимые ресурсы для последовательного создания  межпланетных комплексов достаточной размерности как для пилотируемых  полетов к Луне, так и к Марсу и астероидам.


— Какие сейчас рассматриваются схемы полета к Луне?


— Сейчас есть две практические схемы. Прямая, когда корабль с  экипажем прибывает на низкую окололунную орбиту (примерно 200 км)  совместно с ЛВПК. Космонавты переходят в ЛВПК и высаживаются на Луну. Но  для этого нужно привозить все ресурсы с собой. Требуется очень высокая  грузоподъемность ракеты, как это было в американской программе  "Аполлон". Это позволило присутствовать двум астронавтам не более трех  суток на поверхности Луны.


Второй путь — иметь окололунную станцию, например на высоте 10 тыс.  км. Это устойчивая орбита, не требующая высоких затрат на поддержание  орбиты станции. Значительно снижаются требования к ракете по  грузоподъемности. Значительно снижаются риски. Можно привезти с собой  дополнительные ресурсы, можно заранее доставить туда ЛВПК, чтобы после  прилета экипаж спокойно мог высадиться на Луну, отработать программу до  30 суток, а затем вернуться на окололунную станцию, перейти на корабль и  вернуться на Землю.


— Могут ли Россия или США вести освоение Луны в одиночку?


— США не будут вести программу Gateway в одиночку. Скорее, они видят  ее как продолжение программы МКС и будут привлекать партнеров из Европы,  Японии, Канады и др. Россия пока не присоединилась к этому проекту.  Рассматриваются два варианта: либо в одиночку, либо совместно.  Безусловно, совместное владение станцией значительно снизит риски  освоения Луны и повысит эффективность инвестиций стран-участниц. В этом  случае партнеры смогут использовать взаимные ресурсы. Кроме того, будет  обеспечено резервирование транспортной системы, что особенно важно.


— Что РКК "Энергия" может предложить зарубежным партнерам по линии проекта Gateway?


— РКК "Энергия" не уполномочена что-то предлагать, это входит в  полномочия Роскосмоса. Что касается технической части, то РКК "Энергия"  может создать модуль, способный стать частью окололунной станции, а  также пилотируемый корабль "Орел", который предназначен для полетов в  дальний космос, в том числе и на окололунную орбиту. Также "Энергия"  является головной организацией по созданию сверхтяжелой ракеты (СТК).  Комбинация СТК, ПТК и модуля может быть российским вкладом в  международную окололунную станцию.


— Если рассматривать вариант с созданием станции около Луны, на какой орбите она будет размещаться?


— Американцы предлагают размещать ее на орбите NRHO, это орбита с  перигеем примерно 3 тыс. км и апогеем более 70 тыс. км. Чем она удобна?  Для того чтобы туда долететь, нужны наименьшие энергетические затраты.  Но она неустойчива, и ее требуется постоянно поддерживать. Поэтому в  американской концепции Gateway первым модулем на станцию доставляется  двигательная установка на электрореактивной тяге, что позволит экономить  топливо для поддержки орбиты. Эта орбита может быть использована как  для высадки на Луну, так и как отлетная орбита к астероидам и Марсу.


Однако электродвигательная установка при необходимости позволит  формировать и более выгодную для освоения Луны орбиту, например круговую  (10 тыс. км). Эта орбита очень устойчива и не требует постоянной  поддержки.


— Может ли станция около Луны строиться на принципах, заложенных сотрудничеством по линии МКС?


— Это, может быть, наиболее удобный на сегодня организационный  подход. Он долго формировался. В рамках создания МКС отработаны не  только организационно-технические, но и финансовые и правовые принципы.  Если данный подход будет использован, то это будет наиболее быстрый путь  к совместному созданию окололунной станции.


— Из каких модулей станция может состоять? Могут ли доработанные российские модули МКС стать основой лунной базы?


— Старые модули, которые создавались ГНПЦ им. Хруничева под станции  "Салют", "Мир" и российский сегмент (РС) МКС, мы использовать не сможем.  Но технологии, которые разработаны РКК "Энергия" для нового  научно-энергетического модуля, который должен войти в состав РС МКС  после 2023 года, могут позволить на его базе создать окололунный модуль.  Здесь использован современный цифровой приборный состав, а также новые  технологии при создании конструкции модуля. Этот модуль может стать  основой для российского сегмента окололунной станции.


— Какие ракеты должны будут использоваться для создания посещаемой окололунной базы?


— Для доставки экипажа на орбиту Луны и лунного взлетно-посадочного  комплекса, а также модуля для окололунной станции, нужно использовать  сверхтяжелые ракеты-носители. Для доставки других грузов, таких как  научное оборудование и топливо, можно также использовать ракеты  полутяжелого и тяжелого класса с меньшей грузоподъемностью.


— Может ли быть как-то задействована ракета "Союз-5" в лунной программе? На каком этапе создания находится эта ракета?


— Ракета "Союз-5" создается как коммерческая, но технологии (диаметр  баков 4,1 м, двигатель РД-171 с тягой 800 т) будут применены и для  создания сверхтяжелого носителя. По сути, первая ступень РН "Союз-5"  будет использоваться как ускоритель РН СТК. Таких ускорителей будет  шесть, и центральный модуль будет работать на базе двигателя РД-181 с  тягой 400 т. Также РН "Союз-5" сможет выводить на орбиту Луны аппараты  небольшой массы, например научные зонды.


— Корабль "Орел" станет единственным пилотируемым российским  кораблем в лунной программе или идут работы по модернизации корабля  "Союз" под лунный вариант?


— ПТК "Орел" разрабатывается для дальнего космоса, в том числе для  полетов к Луне, а "Союз" пока будет эксплуатироваться для полетов на  околоземные орбиты к МКС, в том числе для коммерциализации пилотируемых  полетов на орбиту Земли.


— Ранее Дмитрий Рогозин заявил о создании "лунного лифта" —  транспортного лунного модуля, который сможет совершать посадку на  поверхность естественного спутника Земли и затем взлетать. Основное  назначение аппарата — доставка грузов как со станции на Луну, так и  обратно. Расскажите подробнее об этом проекте.


— Речь идет о том, что если будет создана окололунная станция, то  взлетно-посадочный комплекс может иметь частично многоразовую основу.  Космонавты будут прилетать на станцию, пересаживаться в ЛВПК, совершать  посадку на Луну, работать нужное время и взлетать, стыковаться со  станцией, чтобы затем пересесть на корабль "Орел" и вернуться на Землю.  Это и есть основная идея "лифта", о котором говорил наш руководитель.


Беседовала Милена Синева

 
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьАниКей написал:
Глава РКК "Энергия": окололунная станция позволит полететь к Луне, Марсу и астероидам
У этого тоже весна... :( 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Один раз его уже выгоняли за лунатизм. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

triage

Цитироватьрассказал в интервью
что они так в СМИ кучно пошли за последнее время, еще скоро
Цитироватьзаявил в интервью "Интерфаксу" генеральный конструктор КБ "Салют" (структурное подразделение "Центра имени Хруничева") Сергей Кузнецов.....
Полностью текст интервью Кузнецова будет опубликован в 11:00 в понедельник на сайтах www.interfax.ru и www.militarynews.ru.
из-за смены Медведева на Мишустина?

АниКей

Цитироватьtriage написал:
в СМИ кучно пошли
видимо, нам рассказывают, что цели определены, задачи поставлены, концепции сформированы, порядок наведен, закончилось время метаний - неопределенностей, теперь за работу, товарищи...  ;) 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

еcort

ЦитироватьАниКей написал:
теперь за работу, товарищи...    
"В рамках обхода производственной структуры Центра Хруничева генеральный директор предприятия Алексей Варочко доложил о текущих задачах работы цехов окончательной сборки ракет-носителей «Протон-М» и «Ангара», а также показал результаты реконструкции объектов для технологического переоснащения по программе развития московской территории Центра Хруничева."©

АниКей

ЦитироватьАниКей написал:
 за работу, товарищи.
https://www.kommersant.ru/doc/4269619

Цитировать... Дмитрий Рогозин намерен проконтролировать мероприятия по развитию  «Технополиса «Новый Звездный» в ходе предстоящей рабочей поездки в  организации госкорпорации «Роскосмос», расположенные в Пермском крае.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Иван Моисеев

ЦитироватьАниКей написал:
 
Цитироватьtriage написал:
в СМИ кучно пошли
видимо, нам рассказывают, что цели определены, задачи поставлены, концепции сформированы, порядок наведен, закончилось время метаний - неопределенностей, теперь за работу, товарищи...    
К тому же эту майку, Зин,
Тебе напяль — позор один.
Тебе шитья пойдёт аршин —
Где деньги, Зин?..
im

Старый

ЦитироватьАниКей написал:
 
Цитировать... Дмитрий Рогозин намерен проконтролировать мероприятия по развитию  «Технополиса «Новый Звездный» в ходе предстоящей рабочей поездки в  организации госкорпорации «Роскосмос», расположенные в Пермском крае.
Наш дорогой Дмитрий Олегович намерен делать что угодно - рыть котлованы, лить бетон, возводить металлоконструкции, строить многофункциональные центры, переносить заводы, создавать технополисы, переоснащать территории и др.и пр.
 Не намерен он делать только одного - летать в космос. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьИван Моисеев написал:
 
ЦитироватьАниКей написал:
 
Цитироватьtriage  написал:
в СМИ кучно пошли
видимо, нам рассказывают, что цели определены, задачи поставлены, концепции сформированы, порядок наведен, закончилось время метаний - неопределенностей, теперь за работу, товарищи...    
К тому же эту майку, Зин,
Тебе напяль — позор один.
Тебе шитья пойдёт аршин —
Где деньги, Зин?..
Тут более подходят предыдущие строчки:

Ой, Вань, смотри ка - попугайчики!
Нет, я ей богу закричу. 

Потому что все эти кадры с упорством попугаев уже много лет долдонят одно и то же - какие блестящие перспективы ожидают расейскую космонавтику под их мудрым руководством... гдето в светлом будущем. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

ЦитироватьАниКей написал:
за работу, товарищи...
ЦитироватьГенеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин (@Rogozin
) посетил космодром #Восточный с рабочим визитом, где осмотрел площадку строительства стартового комплекса для ракет-носителей семейства #Ангараhttps://roscosmos.ru/28127/
ЦитироватьГенеральный конструктор КБ «Салют» (структурное подразделение Центра Хруничева) рассказал о будущем семейства ракет-носителей #Ангара и её конкурентных преимуществах перед аналогами — https://roscosmos.ru/28130/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьАниКей написал:
ЦитироватьГенеральный конструктор КБ «Салют» (структурное подразделение Центра Хруничева) рассказал о будущем семейства ракет-носителей  #Ангара  и её конкурентных преимуществах перед аналогами —  https://roscosmos.ru/28130/
Пафос его выступления: Наши двигатели имеют удельный расход на 10% ниже чем у Маска! В сочетании с их дороговизной это даст нам конкурентное преимущество и позволит с наших широт летать на ГСО аки из Флориды. Так победим! 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер