Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Магадан Магадан

ЦитироватьАниКей написал:
 Роскосмос хочет взыскать более 12,8 млрд рублей с ... ТАСС-
Роскосмос  намерен взыскать через суд с Центра имени М. В. Хруничева, который  входит в госкорпорацию, более 12,8 млрд рублей. Об этом говорится ...
 «Роскосмос» хочет через суд взыскать с Центра имени ...
Международные-Коммерсантъ Приложения
Хочет но не может взыскать, нету их у него

Иван Моисеев

ЦитироватьАниКей написал:
 Роскосмос хочет взыскать более 12,8 млрд рублей с ... ТАСС-Роскосмос  намерен взыскать через суд с Центра имени М. В. Хруничева, который  входит в госкорпорацию, более 12,8 млрд рублей. Об этом говорится ...
Интересно, что все-таки Роскосмос собирается делать?
Финансировать подведомственные предприятия, как это агентство делало, или обдирать их, как липку?
im

Старый

ЦитироватьИван Моисеев написал:
 Интересно, что все-таки Роскосмос собирается делать?
Финансировать подведомственные предприятия, как это агентство делало, или обдирать их, как липку?
Обанкротить ЦиХ и спекулировать земельными участками. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

triage

#7223
Цитироватьhttps://tass.ru/kosmos/7499975

11 ЯНВ, 13:16

ЖЕЛЕЗНОГОРСК /Красноярский край/, 11 января. /ТАСС/.
Спойлер
Российской космической отрасли необходимо обеспечить рентабельность, чтобы выйти на серийное производство ракетной техники. Такое мнение
[свернуть]
высказал в субботу журналистам вице-премьер РФ Юрий Борисов по итогам посещения предприятия "Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева" (ИСС).

"Сегодня задача отрасли - сформировать ясную и понятную политику, в основе которой должны лежать принципы унификации и стандартизации решений, чтобы обеспечить соответствующую рентабельность и выйти на серийное производство. Это "ахиллесова пята" отрасли сегодня", - сказал Борисов.

По его словам, задача руководства Роскосмоса - найти реальные пути оздоровления отрасли. "Страна должна гордиться своей космической индустрией, для этого все возможности присутствуют", - отметил вице-премьер.

Он уточнил, что в 1990-е годы в отрасли сложилась неблагоприятная ситуация.
"Это и объективная нехватка средств, и увлечение использованием западной элементной компонентной базы, которая привела в условиях санкционного воздействия к остановке или передвижке вправо работ. Эти все вещи необходимо учесть и парировать, хеджировать эти риски", - добавил Борисов.
в 1990-е неблагоприятная ситуация из-за использования западной элементов - а где была бы отрасль без использования западных?

или тоже самое https://www.interfax.ru/russia/690837

Цитироватьhttps://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/20201111430-rZHI7.html
14:30 11.01.2020

Будущее космоса: вице-премьер Борисов высоко оценил работу ИСС имени Решетнева

Одно из ведущих предприятий Роскосмоса в Железногорске производит две трети всех российских спутников.

ЦитироватьВидео  (прямой речи - не все приводят в новостях) Там же про спутник
Вице-премьер Юрий Борисов посетил «Информационные спутниковые системы имени Решетнева» в Железногорске - одно из ведущих предприятий корпорации «Роскосмос».

Отмечается, что за последние годы завод вышел на новый уровень - получил передовые монтажно-испытательные корпуса.

На данный момент на нем выпускается больше половины орбитальных аппаратов - как в интересах Минобороны России, так и гражданского сектора.

«Сейчас задача отрасли - сформировать ясную, понятную техническую политику, в основе которой должны лежать принципы унификации и стандартизации решений, чтобы обеспечить соответствующую рентабельность и выйти на серийное производство», - заявил Борисов.

Он рассказал, что сейчас на предприятии работает межведомственная комиссия, в задачи которой входит выявить скрытые проблемы производства и в тесном контакте с заказчиками найти пути их решения.

Главная цель этой совместной работы - добиться гарантированного и своевременного исполнения госконтрактов с военным ведомством, пояснил вице-премьер

АниКей

На пороге перемен. Чего ждать в новом десятилетии от ...Российская Газета-8 ч. назад
Сейчас, после проведения экспертизы, эти объекты будут приняты в штатную эксплуатацию, - рассказывает Рогозин. - До сих пор пуски проводились по ...



Что ждет российскую космонавтику в 2020 годуРоссийская Газета-2 ч. назад
Ранее глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин заявлял, что объединение производится потому, что имеющиеся пр
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Иван Моисеев

ЦитироватьЧто ждет российскую космонавтику в 2020 году Российская Газета-2 ч. назад
Ранее глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин заявлял, что объединение производится потому, что имеющиеся пр
Цитировать"С какими иностранными ракетами будет конкурировать "Ангара-5"? - был  тогда еще один вопрос корреспондента "РГ". "Как это ни странно звучит -  со всеми. Нет в мире ни одного семейства ракет-носителей, который бы  охватывал такой широкий круг выведения массы полезных нагрузок. И  размерность двигателя РД-191 выбрана около 200 тонн, именно такая, чтобы  можно было сделать и легкую ракету, и среднюю ракету, и тяжелую ракету.  Таких аналогов семейств нет", - ответил Александр Медведев. Подчеркну,  этот разговор состоялся пять лет назад.
И чего это тов.Старый недоволен?
РН Ангара выдержала 5 лет жесточайшей конкуренции со всеми ракетами мира! И это еще не предел!
im

Odin

ЦитироватьИван Моисеев написал:чего это тов.Старый недоволен?РН Ангара выдержала 5 лет жесточайшей конкуренции со всеми ракетами мира! И это еще не предел!
Канэшна, тов. Моисеев имеет право шутить, однако мы имеем право его расстрелять..Он не поставил смайлик, и это не преступление, а хуже - ошибка!


Иван Моисеев

ЦитироватьАниКей написал:
В Академии космонавтики призвали забыть о советских ...
А если еще забыть о Штатовских, китайских, европейских - РФ уверенно выйдет на первое место в мире.
im

hlynin

ЦитироватьИван Моисеев написал:
А если еще забыть о Штатовских, китайских, европейских - РФ уверенно выйдет на первое место в мире.
по забывчивости

Старый

ЦитироватьИван Моисеев написал:
 
ЦитироватьАниКей написал:
В Академии космонавтики призвали забыть о советских ...
А если еще забыть о Штатовских, китайских, европейских - РФ уверенно выйдет на первое место в мире.
РФ и так на первом месте по анонсированию! Чего тебе ещё надо?  :evil: 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Иван Моисеев

ЦитироватьСтарый написал:
РФ и так на первом месте по анонсированию! Чего тебе ещё надо?    
Тов. Старый по-англицки не читает... Понятное дело - русский православный коммунист. Не личит язык империалистов изучать.
На первом месте по анонсированию - США. Множество фирм, больших и малых, отдельно взятые империалисты - все рассказывают СМИ о своих проектах. И даже если взять только NASA - у агентства великое множество разных проектов, которые оно не скрывает.
im

Старый

ЦитироватьИван Моисеев написал:
 Тов. Старый по-англицки не читает... Понятное дело - русский православный коммунист. Не личит язык империалистов изучать.
Опять низкопоклонство перед Западом???  :evil: Будешь сослан!  :evil:  :evil:  :evil: 
ЦитироватьНа первом месте по анонсированию - США. Множество фирм, больших и малых, отдельно взятые империалисты - все рассказывают СМИ о своих проектах. И даже если взять только NASA - у агентства великое множество разных проектов, которые оно не скрывает.
Частные фирмочки не в счёт, у нас таких всё равно больше. 
 НАСА о неутверждённых проектах вообще ничего не обещает. У нас же каждый день: -Роскосмос запустит! Россия достигнет!
Понятное дело - у нас журфаки покончали, сослагательного наклонения не знают.  :evil:  
А ты их покрываешь!  :evil: 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Иван Моисеев

ЦитироватьСтарый написал:
У нас же каждый день: -Роскосмос запустит! Россия достигнет!
Слово "запустит" по-русски имеет разные значения. Так же, как и слово "посадка".
А то что Россия достигнет - нет никаких сомнений. Споры только вокруг вопроса "чего достигнет?"
im

Старый

ЦитироватьИван Моисеев написал:
Так же, как и слово "посадка".
Вооот!  :evil: 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

triage

#7235
ЦитироватьСтарый написал:
НАСА о неутверждённых проектах вообще ничего не обещает.
все таки не читает Старый по английски - высадку в 2024 утвердила только одна сторона из нескольких, зато разговоров.

triage

ЦитироватьИван Моисеев написал:
 
ЦитироватьАниКей написал:
В Академии космонавтики призвали забыть о советских ...
А если еще забыть о Штатовских, китайских, европейских - РФ уверенно выйдет на первое место в мире.
у ког что болит

ЦитироватьВ Академии космонавтики призвали забыть о советских масштабах в космосе

Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин прокомментировал заявление вице-премьера РФ Юрия Борисова о том, что российской космической отрасли необходимо обеспечить рентабельность.

Космическая отрасль России сейчас пытается решать такое же количество задач, которое она решала в советское время. Например, в США и Китае экономики в разы сильнее, чем у нас, но мы пытаемся делать сейчас то же, что и они, — двигаться широким фронтом. Это ошибка, — подчеркнул эксперт в интервью НСН.


По его словам, необходимо поменять стратегию и сконцентрироваться на ключевых направлениях развития отрасли.

Какая рентабельность в советское время? Какое такое же количество задач? Что мы пытаемся делать как и они - Лететь на Луну?

triage

ЦитироватьПОЛИТИКА
В Академии космонавтики призвали забыть о советских масштабах в космосе
11 января 2020 20:00
Ольга Болдырева

Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин назвал НСН задачи развития российского космоса.
....
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин в эфире НСН заявил, что проблемы «Роскосмоса» одной только рентабельностью не ограничиваются.

«Рентабельность и серийное производство, по сути – это финансовые составляющие российского космоса. На мой взгляд, его проблемы лежат в другой плоскости. Первая и главная, на мой взгляд проблема, что космическая отрасль России сейчас пытается решать такое же количество задач, которое она решала в советское время. Например, в США и Китае экономики в разы сильнее, чем у нас, но мы пытаемся делать сейчас то же, что и они - двигаться широким фронтом. Это ошибка. Мы должны понять, что в сегодняшних условиях необходимо менять стратегию. Нам надо признать, что нужно консультироваться на ключевых направлениях развития отрасли. В том числе, по основным технологиям, программам и так далее», - заявил эксперт.
...

АниКей

Роскосмос потратит восемь миллиардов рублей на ...Lenta-
Роскосмос  в 2021 году планирует потратить более восьми миллиардов рублей на  производство корабля «Орел», предназначенного для пилотируемых ...

Роскосмос потратит восемь миллиардов рублей на ...РИА Новости
МОСКВА, 13 янв - РИА Новости. Роскосмос в 2021 году планирует выделить больше восьми миллиардов рублей на производство серийного ..

Российского космоса в галактике почти не осталосьНезависимая газета-
Специалисты причины такого положения видят в высоком уровне коррупции, которая сложилась в стране, и в частности в Роскосмосе. Как заявил ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

kommersant.ru              «Ангара» проблем
       
     Почему новая ракета-носитель до сих пор не летает
           
        6 января исполнилось 25 лет указу президента России «О  разработке космического ракетного комплекса (КРК) "Ангара"». Однако за  четверть века российской космонавтике так и не удалось наладить серийное  производство этих носителей, хотя предполагалось, что к настоящему  времени они станут основными средствами доставки в космос грузов и  экипажей. Почему не случилось?

 


КРК «Ангара» был призван заменить большинство из использовавшихся в  1990-е ракет: «Ангара А5» — вместо экологически вредного «Протона-М»,  «А3» — взамен украинского «Зенита», «Ангара-1.2» должна была занять нишу  «Циклона-2/3» и «Космоса-3М». Реализация этой цели позволила бы  российским властям заново собрать разрушенную после исчезновения СССР  космическую отрасль, локализовав производства и запуски внутри страны.


Ситуация в стране на старте проекта была отчаянной, но уже через 9  месяцев после Беловежских соглашений был объявлен конкурс на  проектирование и создание нового КРК. Соревновались три ведущих  предприятия, победил ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Проект и финансирование  утвердили довольно споро, но работа застопорилась, не начавшись: пару  лет совершенствовали конструкцию будущей «Ангары» на бумаге. Эта  задержка, однако, оказалась самой незначительной в череде всех  последующих. О чем речь?


На этот вопрос дает ответ двухтомник «Космический ракетный комплекс  "Ангара": история создания», написанный бывшим генеральным конструктором  ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Владимиром Нестеровым. Никогда еще за более  чем 60 лет существования отрасли «космическая кухня» России не  открывалась настолько стороннему наблюдателю: в книге собраны сотни  документов не только по проекту «Ангара», но и по смежным отраслям за  почти два десятилетия. Их изучение позволяет понять, в каком состоянии  сегодня находится не только сам проект, но и вся некогда ведущая отрасль  страны.


Дорогое удовольствие


Как и в любом другом секторе экономики, в космической отрасли  существует прямая зависимость между инвестициями и отдачей. Разница  только в порядке цифр — тут счет идет на миллиарды. При этом сбой  финансирования чреват не только срывом графиков, но и потерей места на  рынке, а то и исчезновением целых технологических линий или научных  бюро.


Лидерство СССР в космической гонке во многом объяснялось щедростью  советского руководства, отводившего на реализацию космических программ  изрядную долю имевшихся тогда государственных средств. Даже в уже  непростом с финансовой точки зрения 1989 году «на космос» выделили  6,9 млрд рублей (свыше 10 млрд долларов). Россия такие расходы не  потянула сразу и в начале — середине 1990-х финансирование упало почти  до нуля. Выправить крен в финансировании отрасли удалось только к 2010-м  годам.


Бюджетный максимум Роскосмоса был зафиксирован в 2013–2014 годах. По  мнению специалистов, если бы такой уровень удалось сохранить лет пять, а  лучше — десять, Россия обзавелась бы полноценной орбитальной  группировкой, достроенным космодромом Восточный и активно летающей в  космос «Ангарой».


Но вышло иначе: Федеральная космическая  программа была урезана. Вместо планировавшихся на 10 лет 2,7 трлн рублей  осталось только 1,4 трлн рублей. Еще хуже поступили с Федеральной  программой развития космодромов. Первоначально на нее планировалось  выделить 750 млрд рублей (50 — на Байконур, 180 — на Плесецк и 530 — на  Восточный). Позднее они превратились в 550 млрд, а потом и вовсе в  340 млрд рублей. Это был тяжелейший удар по космической отрасли.  Одновременно усилилась конкуренция на рынке коммерческих запусков из-за  появления новых игроков, и, как следствие, обмелел приток валютных  поступлений.


Но вернемся к созданию «Ангары». В книге Нестерова приведены цифры: в  1995–1996 годах деньги дало только Минобороны, в 1997 году — МО и  Российское космическое агентство (РКА — предшественник Роскосмоса). С  1998 года перебои с финансированием пошли уже с двух сторон: военные  вместо 99 млн выделили 6,5 млн рублей, РКА — ни копейки. Год спустя  ситуация повторилась: МО дало 1 млн вместо 115 млн рублей, РКА — опять  ноль. В 2000 году военные оказались щедрее (48,3 млн вместо 115 млн),  РКА — снова ноль... Всего до 2005 года, когда началось нормальное  финансирование, было выделено 4 процента от всех необходимых бюджетных  средств. Но чистая арифметика тут не работает: в кризис 2008 года  потребовались дополнительные ассигнования на проект — из-за роста цен на  энергоносители, материалы и зарплаты, а также из-за уточнения цифр смет  после проведенных испытаний и в результате уточнения конструкторской  документации. По книге Нестерова можно проследить, как менялось  финансирование проекта «Ангара» с годами и как от этого сдвигались  графики и планы подготовки узлов, агрегатов.


Например, президентский указ от 30 ноября 2008 года (№ 1656)  устанавливал график проведения летных испытаний «Ангары» в 2010–2011  годах и последующее использование этих ракет, в том числе и для  коммерческих запусков, начиная с 2013 года. Однако испытания удалось  провести только в 2014-м. Казалось бы, вот она, заветная черта — с конца  2014 года «легкая» и «тяжелая» «Ангара» у России формально есть. Почему  же эти носители не используют? Тому две основные причины. Первая —  перебои в работе ГКНПЦ им. М.В. Хруничева из-за перевода производств из  Москвы в Омск, вторая — неготовность космодрома Восточный для старта  «Ангары».


Куда уехал цирк


Русская пословица гласит, что один переезд равен двум пожарам. То  есть на такие риски и затраты, когда речь идет о переводе в другое место  налаженного производства, рекомендуется идти в крайнем случае и очень  продуманно. Острой же необходимости в быстрой переброске производства  «Ангары» из Москвы в Омск специалисты не видят до сих пор.


Официальная версия переезда, озвученная несколько лет назад, гласила,  что проблема в сварке: на омском «Полете» используется фрикционная  сварка, необходимая при создании «Ангары», тогда как на московском  заводе, где долгие годы делают «Протон», аргонно-дуговая. Не проще, а  главное, не дешевле ли в такой ситуации поменять метод сварки? Такой  вопрос, похоже, отраслевое руководство сильно не заботил. Еще одна  причина переезда, озвученная официально,— выгодность расположения: Омск  ближе к космодромам Плесецк и Восточный. Аргумент так себе: за годы  существования отечественной космонавтики изделия успешно возили и в  Плесецк, и на Байконур, так что ссылка на расстояние лукава.


Впрочем, в итоге сделали как хотели. А последствия решения о  переброске производства за Урал известны, и конструктор Нестеров в своей  книге об этом подробно пишет: налаженный производственный цикл на самом  мощном в России профильном холдинге был нарушен, из его состава  практически выведено три крупных предприятия численностью около 16 тысяч  человек («Протон-ПМ» в Перми, КБХА и ВМЗ в Воронеже), проведены  массовые сокращения персонала под эгидой оптимизации производства (самая  существенная потеря — ветераны производства), подорваны, а то и  разрушены производственные связи. Опытно-конструкторские работы также  пострадали от переезда. Сказались эти перемены и на налаженном за  десятилетия цикле по изготовлению и запускам «Протона» (в 2007–2013  годах ГКНПЦ им. М.В. Хруничева запускал в среднем в год по 10–12  «Протонов», обеспечивая треть мирового космического грузопотока, а в  2016 году было запущено всего три, в 2017 году — два, в 2018-м —  четыре).


А на омском «Полете» вместо постепенного и поэтапного освоения  серийного производства «Ангары» был включен сверхзатратный авральный  режим: первый этап модернизации мощностей «Полета» обошелся казне в  7 млрд рублей (один только гальванический цех — 250 млн рублей), второй  этап — 10 млрд рублей, но процесс так и не завершен. А решение о резком  переводе производства на неготовые площади с неподготовленным персоналом  не просто обошлось в копеечку, но и ожидаемого эффекта не дали: сроки  изготовления новых ракет «Ангара» постоянно откладываются, равно как и  запуск ее серийного производства (новая дата теперь — 2023 год). Так  зачем было идти на риск? Убедительного официального ответа специалисты  не видят, зато прагматичное неофициальное толкование давно гуляет по  Сети: филевские территории ГКНПЦ им. М.В. Хруничева — настоящий Клондайк  с точки зрения их будущей коммерческой застройки...


Кони и переправа

                                                                                                                       
                      В.Е. Нестеров. «Космический ракетный комплекс ,,Ангара".  История создания». В 2 томах. Издательство «Ремарко». М., 2018. В  продажу книга не поступала. Интернет-версия отсутствует                      Фото: Издательство "РЕМАРКО"

                                   
Пару месяцев назад случилась занятная коллизия:  скоропостижно был расторгнут контракт между Роскосмосом и ГКНПЦ  им. Хруничева (на 2 млрд рублей) на производство «Ангары-1.2».  Официальная позиция руководства отрасли: смена носителя — стандартная  практика, более мощный «Союз» лучше справится с задачей по выводу на  орбиту спутников «Гонец», под который изначально «подписывали»  филевско-омскую ракету. Эксперты на такое заявление только пожимают  плечами: традиционно все ракеты-носители (РН) рассчитаны под конкретную  нагрузку и при заключении контракта все нюансы учитываются, да и сам  контракт с ГКНПЦ им. Хруничева был подписан всего-то в конце июня.  Выходит, за 4 месяца до отказа от него было неизвестно, аппарат какого  веса намерены были отправить на орбиту? К тому же «Гонец» для «Союза» —  слишком легкая ноша (6 тонн полезной нагрузки окажутся не  задействованы). Как говорят эксперты, это все равно что вместо «Газели»  арендовать «КамАЗ» для транспортировки холодильника. И как все это  понимать? А вот как: для людей сведущих предложенное публике обоснование  значит только одно — неготовность не только носителей, но и космодрома.


К носителю вернемся чуть позже, сначала о космодроме. Восточный и  правда еще не скоро станет стартовой площадкой для «Ангары». Хотя бы  потому, что возведение ее пускового комплекса в прошлом году только  начали. В 2014 году испытания «Ангары-1.2» и «Ангары-А5» проводились с  космодрома Плесецк, хотя, согласно первоначальному плану, «Ангара»  должна была стартовать с Байконура в составе космического ракетного  комплекса «Байтерек». Однако совместный российско-казахский проект по  строительству нового стартового комплекса на Байконуре, начатый еще в  2004 году, тогда же примерно и остановился, и площадку для «Ангары»  решено было готовить на Восточном, а «Байтерек» использовать для пусков  украинской РН «Зенит». В 2014 году, однако, переиграли и эту схему, так  что сегодня на «Байтереке» позиционируется «Союз-5», да и на Восточном  первым стали делать комплекс... для «Союза».


Эксперты объясняют это тем, что строителям требовалось отчитаться о  сдаче первой очереди космодрома, а возведение стартового стола для  «Ангары» такого не позволяло (старт для «Союза» выходил более дешевым и  быстрым для установки). Резон понятен, но, как говорится, не очевиден:  при том что в России сегодня изготавливается от 12 до 18 РН «Союз» в  год, а действующих стартовых комплексов под него аж шесть, идея  реализовалась не лучшая: ради двух-трех пусков в год тратятся миллиарды  на обслуживание инфраструктуры, содержание обслуживающего персонала и  боевого расчета (последний, к слову, до сих пор привозят с Байконура).


Между тем в 2012 году, когда решался вопрос о переводе стартов из  Казахстана в Россию, тогдашний глава Роскосмоса Владимир Поповкин  ратовал за обязательность осуществления пилотируемых программ именно с  космодрома Восточный. Это, по мнению экспертов, позволило бы вдохнуть в  космодром жизнь, гарантируя его персоналу по 5–6 запусков в год. План  хороший, но когда еще сбудется?


Стартовый стол для «Ангары» обещают построить на Дальнем Востоке к  2022 году, но сроки вызывают сомнения даже у оптимистов. В книге  Нестерова подробно описано, каких сил, времени и средств потребовало  создание комплекса под «Ангару» в Плесецке — на обжитом и исправно  функционирующем космодроме. Если кратко, то восемь лет и 24,8 млрд  рублей. И даже при том что процессом руководили военные, не обошлось без  ЧП и срывов. Что же ждать на Восточном, где процент недостроя первой  очереди (инфраструктура и жилые дома) крайне высок, а на подрядчиков уже  заведены 163 уголовных дела (109 из которых переданы в суд), а сумма  затрат на возведение «ангарского» комплекса в 10 раз больше, чем было в  Плесецке,— 300 млрд рублей.


С запусками «Ангары», короче, придется повременить до полной  готовности объекта. Если к тому времени будет что запускать: по словам  вице-премьера Юрия Борисова, «ракета не соответствует требованиям,  которые к ней предъявляет основной заказчик». Вице-премьер говорил о  второй по счету «Ангаре-А5», которая была изготовлена на полтора года  позже графика, да еще с таким количеством огрехов, что Минобороны  отказалось ее принимать. Оно и понятно: на качестве и скорости сборки не  могло не сказаться состояние «на чемоданах», в каком уже пребывает  ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Сейчас идет изготовление третьей по счету  «Ангары» и тоже с проблемами: обещанный срок — 2018 год — пройден, 2019  год — пройден, и будет ли пуск в 2020 году — тоже большой вопрос, летные  испытания «Ангары» безнадежно сорваны.


Между тем, согласно госпрограмме вооружения, до 2020 года должны были  произвести 18 пусков «Ангары» легкого, среднего и тяжелого классов (на  что из бюджета были выделены 47,6 млрд рублей). Но от средней ракеты  отказались вовсе (весной прошлого года), с тяжелой наблюдаются  «производственные трудности», а легкая до сих пор «в процессе»: при том  что в госпрограмме средства на опытно-конструкторские работы по  «Ангаре-1.2» были запланированы в полном объеме, к сроку — 2017 году —  работы не были закончены, летные испытания даже не начаты, а сроки  отодвинуты на 2020–2021 годы. Сомнения, впрочем, и в них: в генеральном  графике, подписанном Минобороны и Роскосмосом, в 2015–2018 годах должны  были быть внедрены новые технологии, технические решения и новые  материалы, позволяющие поднять грузоподъемность РН «Ангара» и уменьшить  ее стоимость, что позволило бы компенсировать увеличение веса российских  космических аппаратов и обеспечить их успешное выведение на орбиту; с  деньгами проблем не было — дали сколько просили (7,96 млрд рублей), но  работы почему-то не были сделаны.


Кроме того, в 2017–2018 годах должны были начаться летные испытания  кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ) для «Ангары-А5», что  позволило бы на 25 процентов увеличить грузоподъемность этой ракеты на  высокие орбиты и полностью догнать зарубежных конкурентов по этому  параметру, несмотря на невыгодное географическое расположение  отечественных космодромов. Но работы не вышли из стадии выпуска рабочей  документации. Еще в госпрограмме были предусмотрены средства для  строительства на космодроме Плесецк второй пусковой установки со всеми  системами и инфраструктурой для осуществления запусков «Ангара-А5» с  КВРБ (17,256 млрд рублей). Строительство так и не начато...


«Ангара» vs «Союз»


Роскосмос отказался от создания средней ракеты — «Ангара-А3» — в  апреле прошлого года ради развития проекта «Союз-5». В официальных  заявлениях «Ангара» по-прежнему именуется основным носителем в легком и  тяжелом классе, а отказ от средней ракеты объяснен тем, что «Союз-5»  имеет ту же грузоподъемность и было бы неразумно дублировать мощности.


Эксперты соглашаются, что подход «не держать все яйца в одной  корзине» логичен. Но в конкретном сюжете есть существенные нюансы.  Работы по «Союзу-5» только начаты, тогда как по «Ангаре-А3» оставалось  отработать программное обеспечение для системы управления на уже готовом  стенде. При этом за содержание наземной инфраструктуры и  производственной базы КРК «Ангара-А3» платить не требовалось. В  руководстве отрасли заявили, что проект «Союза» более перспективный хотя  бы уже тем, что Россия получит модернизированную украинскую ракету  «Зенит» (она, как известно, была основой проекта «Морской старт»).  Вопрос, однако, в том, зачем это России?


Во-первых, «Зенит» — одна из самых аварийных ракет (показатель  безаварийности «Зенита» самый низкий в отечественной космонавтике и один  из самых низких в мире — 0,857). Во-вторых, «Зенит» — морально  устаревший комплекс. Так что если «Союз-5» призван стать  модернизированным «Зенитом», то к моменту выхода на летные испытания (не  ранее чем через 7–8 лет) его основным техническим решениям, на базе  которых он создается сейчас, будет более 40 лет. Кроме того, «Союз-5»  проигрывает еще и по грузоподъемности тому же «Протону-М»: последний при  запуске с Байконура выводит на геостационарную орбиту грузы массой  3,5 тонны, а «Союз-5» — не более 2 тонн.


Наконец, главный вопрос: кто будет разрабатывать эту ракету? «Зенит» в  далекие 1970-е проектировало КБ «Южное», а изготавливал Южмашзавод,  которые в те годы были на пике формы, достигнутой при создании ракетного  комплекса «Сатана». При этом интеграцией матчасти первой ступени  «Зенита» в состав сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» осуществляли  конструкторские комплексы «16-й службы» РКК «Энергия». За последние 40  лет она практически растеряла кадры и квалификацию (свидетельством  деградации ее уровня стал проект ракеты-носителя «Русь-М», получившейся  крайне неудачной с точки зрения баллистики и вдобавок не  конкурентоспособной с зарубежными аналогами по цене. Проект в итоге  закрыли). К проектированию «Союза-5» планируется подключить РКЦ  «Прогресс», но у него нет опыта создания КРК с нуля.


А еще потребуются деньги. Так как после всех сокращений бюджет  сверстан предельно жестко, ради реализации проекта «Союз-5» приходится  урезать финансирование других программ. Так, например, сокращены объемы  средств, отпускаемых на разработки перспективных двигателей, которые  должны были бы использоваться при разработке ракеты-носителя нового  поколения, отнесены за 2025 год работы по созданию ракеты-носителя  сверхлегкого класса, предназначенного для запуска малых аппаратов,  которыми сегодня активно занимаются во всем мире, и, наконец, «пощипали»  программу разработки отечественного кислородно-водородного блока КВРБ.  Хотя такой двигатель — самая перспективная разработка, позволяющая  реализовать межпланетные экспедиции.


КВРБ — основа основ всех «проектов века», в том числе лунных и  марсианских. В книге Нестерова представлены материалы для сравнения  характеристик «Ангары-А5» с КВРБ и ее основных соперниц на мировом рынке  — европейской Arian 5ЕСА, американских Atlas V551 и Delta IV Heavy.  Вывод, который можно сделать после прочтения: «Ангара-А5» с таким  двигателем опережает их всех по целому ряду параметров. Более того,  никто в мире не прошел в направлении создания такого двигателя настолько  далеко. И ведь требуется совсем немного средств, чтобы закончить давно  начатое. Однако финансирование проекта сокращено в пользу  разрабатываемого с нуля «Союза-5».


Точно такая же история, к слову, произошла и с метановым двигателем,  который тоже напоролся на... «Союз». В книге Нестерова приводится копия  письма от 2013 года за подписями гендиректоров и генконструкторов  крупнейших предприятий отрасли на имя тогдашних руководителей российской  космонавтики Олега Остапенко и Игоря Комарова, из которого следует, что  ракета-носитель сверхтяжелого класса должна быть оснащена метановым  двигателем. Уже проводились его огневые испытания в КБ «Химавтоматика»,  но эта разработка не была поддержана. Если бы решение было принято 6 лет  назад, сегодня Россия обладала бы таким двигателем. Стоил он тогда  4,5 млрд рублей. Сегодня цена выросла в разы, да и время упущено.


Официально было объявлено о трех целях, ради которых создается  «Союз-5». Первая — запуск автоматических аппаратов на околоземные орбиты  и отлетные траектории (но таких аппаратов нет и их создание не  планируется даже в перспективе). Вторая — обеспечение летных испытаний  пилотируемого корабля нового поколения «Орел» (это можно было сделать в  20 раз дешевле на «Протоне-М» или «Ангаре-А5»). И третья — отработка  ракетного блока для первой и второй ступеней сверхтяжелой ракеты (СТК)  (отработка не является необходимой, так как в конструкции первой ступени  «Союза-5» практически нет ничего нового, что требовало бы создание  летного демонстратора).


Выходит, такие цели не слишком объясняют рвение руководства отрасли  по перемещению средств и финансов на проект «Союз-5». И все же одно  логичное объяснение происходящему есть. Интерес к созданию «Союза-5»  проявляют новые владельцы «Морского старта» (авиакомпания «Сибирь») и  руководство Роскосмоса, желающее этот проект реанимировать. Дело благое,  вот только получается, что усилия и госсредства идут на коммерческий  проект...


России всегда было важно удержать, а лучше — усилить позиции на  мировом рынке космических пусков. И КРК «Ангара» должна была в этом  помочь. Увы, в отсутствие новой ракеты Россия стала терять рынки, а  российская программа космических пусков стремительно «худеть».


В  2014 году Россия осуществила 32 пуска, в 2015 году пусков стало уже 26, в  2018 году — только 17 (столько же СССР делал лишь в 1961 году, когда  отрасль была в стадии становления). Минувший год поворотным не стал (в  2019 году вместо обещанных 45 пусков состоялось 22). Каким окажется  нынешний, узнаем.


Что решают кадры


«Единственный, кто может быть без профильного образования в  ракетно-космической отрасли,— это генеральный директор Роскосмоса»,—  заявил глава корпорации Дмитрий Рогозин в ходе осеннего заседания  Российской академии космонавтики им. Циолковского. Остальные, по его  словам, просто обязаны быть специалистами. Это сильное программное  заявление, хотя и достаточно забавное: согласитесь, совсем непросто  оценить профессионализм других, не обладая собственной достаточной  компетенцией.


Но все же сказанное стоит взять за основу: в такой специфической  отрасли, как космическое ракетостроение, кадровый аспект — ключевой. А с  ним, увы, беда. И об этом — публикация в следующем номере.

[свернуть]

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!