Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

Московский Комсомолец

17:48
Посол Италии в России надеется на демонтаж режима санкций
Космос  — это почва для плодотворного сотрудничества между нашими странами, и  Итальянское космическое агентство работает в постоянном контакте с «Роскосмосом».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Leonar

ЦитироватьНовый написал:
все ждал, ну когда же появятся статьи, в которых в коррупции обвинят NASA или например ESA
А что, небыло и вот опять нету?

triage

ЦитироватьАниКей написал:
https://www.gazeta.ru/science/news/2019/12/04/n_13774640.shtml
Руководитель пресс-службы  Роскосмос а Владимир  Устименко  прокомментировал «Газете.Ru» прогноз издания The Hill о крахе России как космической державы.Он ответил, что такие похороны российской космонавтики происходят не в первый раз.
...
«А что касается наших похорон, все очень преувеличено. Какой-то журнал что-то написал. У нас своих-то приговаривателей достаточно много, поэтому к подобным вещам мы относимся достаточно спокойно и просто делаем наше дело», — сказал Устименко.
...

Цитироватьhttps://ria.ru/20191204/1561966400.html
"Роскосмос" ответил на прогноз о крахе России как космической державы

Цитироватьhttps://tass.ru/kosmos/7264393
В Роскосмосе назвали сильно преувеличенными слухи о конце российской космонавтики

Ну после Устименко можно и почитать.
 
Интересно, а пресс секретарь Джимми прокомментирует для серьезных американских СМИ опубликованную статью Котова ?

СМИ вообще странноватое и по космосу редко пишущее
Цитироватьhttps://thehill.com/opinion/technology/472639-russias-status-as-a-space-power-will-end-with-the-star...
Russia's status as a space power will end with the start of NASA's commercial crew

BY MARK R. WHITTINGTON, OPINION CONTRIBUTOR — 12/02/19 03:00 PM EST
THE VIEWS EXPRESSED BY CONTRIBUTORS ARE THEIR OWN AND NOT THE VIEW OF THE HILL

Barring any more unforeseen developments, it looks like NASA's commercial crew will become operational by as early as the summer of 2020, according to a recent report of NASA's Inspector General. The event will, among other things, signal the beginning of the end of Russia as a space power.


Спойлер
SpaceX's Crewed Dragon and Boeing's Starliner were supposed to start taking astronauts to and from the International Space Station by 2017. Technical glitches and other problems have delayed the commercial crew program by three years.


Moreover, the delays may cause a temporary reduction in the crew size of the ISS with an accompanying slowdown in the orbiting laboratory's science research and development. NASA's OIG is recommending that NASA pay for more flights on the Soyuz space capsule to cover the gap. The space agency will have to use money allocated to other priorities unless Congress can be prevailed upon to cover the cost.

[свернуть]
The good news is that shortly, Americans will fly on American spacecraft from American soil for the first time since 2011. The far-too-long dependence on Russia for Americans and others to fly into space will at last come to an end. As it turns out, that development will transpire none too soon.


Two incidents occurring a year ago illustrate a growing quality control problem in the Russian space program. One, Soyuz, which had been docked with the International Space Station after delivering a new crew, was discovered to have had a leak. The cause seemed to be a hole that had been drilled in the spacecraft's bulkhead. Another Soyuz launch was aborted because of a faulty sensor.


The Soyuz has been successfully flying since the 1960s and has a reputation for reliability. But if slipshod quality control and corruption are starting to compromise that record then America needs its commercial space rides sooner rather than later.


Russia will miss having NASA spend $85 million or so a seat for rides on the Soyuz, the amount that will be paid in 2020 as the space agency awaits the arrival of the commercial crew vehicles. The Russian economy, overly dependent as it is on oil and gas and hobbled by corruption and inefficiency, will not likely bear an infusion of rubles needed to make up the difference. Russian President Vladimir Putin is also spending too much money on imperial adventures in Syria and Ukraine to spare anything for buttressing Russia's space program. Whether Russia can sustain an independent space effort is open to question.


Having NASA funding American-based space travel firms rather than Russian ones will enable a private space flight sector. The ability to take people to and from low Earth orbit will be crucial for developing private space stations as envisioned by Bigelow and Axiom. Commercial space stations will eventually supplement and then replace the ISS.


Спойлер
Each crewed Dragon and Starliner flight to the ISS will have an extra seat that a private space traveler can purchase for a short-term stay on the orbiting space lab. Previously, several well-heeled and adventurous people such as Richard Garriott and Anousheh Ansari arranged for private flights to the ISS, using the Soyuz. Future private space travelers will fly on American spacecraft to the ISS and, later, private space stations. NASA is interested in buying some of those seats for its own use.


Both SpaceX and Boeing have a few tasks to complete before their commercial-crew spacecraft are certified by NASA to start taking astronauts to and from the ISS. But the future of privately-operated spacecraft that can take not only cargo but also people on space voyages is at last approaching.


The process has at times been unseemly. Another NASA OIG revelation was that the space agency is paying Boeing more than SpaceX for essentially the same service, $90 million a seat as opposed to $55 million. SpaceX's Elon Musk is not pleased. But the goal of commercial-crew private space lines, with the added bonus of cutting out Russia, an increasingly hostile power, is all that matters. The sausage making that happens along the way will in the long run be of interest only to historians.


Mark R. Whittington, who writes frequently about space and politics, has published a political study of space exploration entitled "Why is It So Hard to Go Back to the Moon?" as well as "The Moon, Mars and Beyond." He blogs at Curmudgeons Corner. 

[свернуть]

И что занесло автора читать американские СМИ
ЦитироватьАниКей написал:
 
Цитироватьmk.ru    
Издание Hill рассказало о «начале конца России как космической державы»
Американцам больше не надо будет платить российской стороне $85 млн за место в «Союзе»
 сегодня в 03:14
Наталья Веденеева
[/QUOTE]
и автор сейчас Александр Шляпников

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьВерховный Главнокомандующий продолжил серию совещаний по военной тематике. Встречи посвящены текущему состоянию и перспективам развития Военно-Морского Флота. В этот день обсуждались вопросы, связанные с применением высоких технологий на флоте.Очередная серия встреч главы государства с руководством военного ведомства и представителями оборонно-промышленного комплекса началась в Сочи в понедельник.


* * *


Начало совещания с руководством Минобороны и предприятий ОПК


В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!


Мы проводим сегодня третье совещание, посвящённое развитию Военно-Морского Флота.


Как известно, эффективность ВМФ, как и Вооружённых Сил в целом, во многом зависит от своевременного получения данных от космических комплексов, надёжной работы систем навигации и связи, интеграции всех информационных ресурсов, возможностей технологий искусственного интеллекта для решения задач на поле боя. Эти весьма сложные, по большей части закрытые для публичного обсуждения вопросы мы сегодня с вами предметно рассмотрим.


Отмечу, что ведущие страны мира активно развивают современные космические системы военного и двойного назначения, дополняют и совершенствуют их технические характеристики. А военно-политическое руководство США вообще открыто рассматривает космическое пространство в качестве театра военных действий и, соответственно, планирует там боевые операции.


Для сохранения стратегического превосходства в этой сфере США ускоренно создают космические силы, которые в рамках поставленных задач уже проводят мероприятия оперативной подготовки.


Россия всегда последовательно выступала и выступает против милитаризации космоса. В то же время развитие ситуации требует от нас повышенного внимания к укреплению орбитальной группировки, а также ракетно-космической отрасли в целом.


За последние годы состав нашей орбитальной группировки космических аппаратов военного и двойного назначения заметно обновился, существенно выросли возможности космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении.


Спутники Единой космической системы своевременно обнаруживают старты баллистических ракет с военных баз и из акватории Мирового океана, оперативно выдают информацию руководству страны и на пункты управления государством, Вооружёнными Силами.


Эффективность работы этого важнейшего звена воздушно-космической обороны была вновь подтверждена в ходе стратегического командно-штабного учения «Гром‑2019».


Добавлю, что в текущем году завершено развёртывание на геостационарной орбите космического комплекса высокоскоростной связи полного состава.


И конечно, мы стремимся обеспечить по этому направлению серьёзный задел на будущее. В оборонных организациях разрабатываются перспективные системы и комплексы. Предприятия промышленности осваивают производство космических аппаратов на отечественной элементной базе.


В мае этого года на отдельном совещании мы детально обсудили состояние и перспективы развития космических войск ВКС, даны соответствующие поручения. И сегодня хотел бы услышать, как они реализуются.


Ещё одна важная тема, затрагивающая интересы всех видов и родов войск Вооружённых Сил, – это разработка и поставка современных средств радиоэлектронной борьбы.


За последние годы предприятиями ОПК создано более 20 образцов техники РЭБ, которые позволяют войскам радиоэлектронной борьбы успешно решать весь спектр стоящих перед ними задач и по своим возможностям превосходят зарубежные аналоги.


Нужно и дальше совершенствовать такие системы, а также информационно-управляющие комплексы, обеспечивающие эффективное применение войск.


При этом важно максимально учитывать опыт, полученный при проведении учений и боевом использовании техники РЭБ, – она использовалась у нас достаточно активно в ходе операции в Сирии.


Прошу в рамках совещания доложить о приоритетах работы по этому важнейшему направлению.


<...>

Совещание с руководством Минобороны и предприятий ОПК


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Leonar

ЦитироватьАниКей написал:
техники РЭБ
Даешь спутники рэб?

АниКей

expert.ru              Как спасти российскую космонавтику
                                                                                                                    То, что наша космическая индустрия уже  прошла так называемую точку невозврата, вроде бы не вызывает никаких  сомнений. Еще десять лет назад Россия контролировала почти половину  мирового рынка запусков, а теперь ее доля не превышает и 14%. Но это  лишь полбеды. Наши новые легкие ракеты «Ангара 1.2» оказались в полтора  раза дороже, чем средние «Союзы», при почти вдвое меньшей  грузоподъемности. Из-за этого «Роскосмос» даже вынужден был отменить  заказ на их производство. Тяжелый носитель «Ангара А5», который должен  стартовать с космодрома Восточный в августе 2023 года, как оказалось, не  соответствует техническому заданию Минобороны, и когда его доведут до  требуемого уровня, неизвестно. Не лучше обстоят дела у нас и с новой  сверхтяжелой ракетой и новым пилотируемым кораблем: «Роскосмос»  постоянно меняет их названия, но эта техника так и не переросла стадию  аванпроекта и опытно-конструкторских работ. Наконец, сама наша  космическая госкорпорация все последние годы пребывает в глубочайшем  кризисе. По итогам прошлого года консолидированная выручка всех  предприятий «Роскосмоса» недотянула и до 4,8 млрд долларов. Это не  намного больше, чем у американской SpaceX. Но если в компании Илона Маска трудится порядка восьми тысяч сотрудников, то во всех структурах «Роскосмоса» — четверть миллиона человек.


Но является ли эта ситуация необратимой? И что нам надо сделать для  того, чтобы наша космическая индустрия навсегда не осталась в  аутсайдерах? Об этом в интервью «Эксперту» рассказал член-корреспондент  Российской академии космонавтики и главный аналитик ассоциации «Цифровой  транспорт и логистика» Андрей Ионин.


             

         


Спойлер
Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин  считает, что наша страна может вернуться на международный рынок  космических запусков только изменив производственную парадигму создания  ракет.

       Алексей Хазбиев

    
  — За последние пять лет доля нашей страны на мировом рынке  космических запусков сократилась втрое, до 14 процентов в прошлом году. А  по итогам нынешнего года она если и вырастет, то не сильно — максимум  до 20 процентов. Но это все равно почти вдвое меньше, чем у нас было в  начале десятилетия. Мы можем вернуться к прежним показателям в обозримой  перспективе? Или этот шанс упущен навсегда?


— Мы видим три тенденции, которые наложились друг на друга. Первая —  разрастание системного кризиса в нашей космической отрасли, из-за  которого резко снизилась технологическая и производственная дисциплина.  Наиболее наглядно это выражается в авариях при эксплуатации спутников и  запусках ракет. Последние просто невозможно скрыть — они у всех на виду.  Естественно, падение надежности неминуемо ведет к потере интереса к  нашим ракетам, в первую очередь к «Протонам».


Вторая тенденция — санкции США, которые фактически запрещают запуск  на российских носителях не только американских спутников, но и вообще  любых космических аппаратов, имеющих в своем составе американские  комплектующие (это правило начнет действовать с 2023 года. — «Эксперт»).  А это практически все коммерческие спутники, которые существуют в мире.  Наша рыночная позиция и так выглядела ущербной, потому что мы  предлагали только ракету, а спутник делал кто-то другой. Если мы  посмотрим на наших конкурентов из ЕС или США, то они почти всегда  предлагают клиентам комплексное решение. То есть не только саму ракету,  но и спутник, услугу по запуску, да еще и долгосрочный кредит. Мы такой  пакет предложить не могли. А после того, как ввели санкции, все западные  клиенты от нас окончательно отвернулись.


И наконец, третья тенденция — это радикальное изменение самой модели  производства ракет, или, если хотите, утверждение новой производственной  парадигмы, преимущества которой продемонстрировал Илон Маск. Многие  этого еще не осознали, но мы имеем дело с настоящей революцией. Поймите,  мы можем повысить надежность ракет и даже как-то преодолеть системный  кризис в отрасли. Наверняка и санкции рано или поздно отменят или, во  всяком случае, ослабят. Но мы никогда не сможем конкурировать с Маском,  оставаясь в рамках старой производственной модели. А раз так, то и  говорить о возвращении наших позиций на рынке запусков просто  бессмысленно. Помните, Остап Бендер говорил, что железный конь идет на  смену крестьянской лошадке? Только, к сожалению, это не про нас. 

Космический конвейер Илона Маска: двигатели — подешевле, кооперация — поменьше
— А что такого революционного сделал Илон Маск? Создал многоразовую ракету и разрушил монополию ULA (United Launch Alliance — совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin) на американском рынке запусков...


— Это всё последствия. Главное здесь то, что он в корне поменял сам технологический процесс.


— Как именно?


— Еще в пятидесятые годы ракетно-космические технологии были  настолько сложны, уникальны и дороги, что их созданием могли заниматься  только самые мощные государства. Тем не менее естественное развитие  промышленности и технологий привело к тому, что через несколько  десятилетий они стали доступны частным компаниям. Это произошло в конце  девяностых годов. Именно тогда в Англии на базе университетской  лаборатории была создана фирма Surrey Satellite Technology Ltd (SSTL),  которая в инициативном порядке разработала технологии производства  микроспутников. А до этого созданием таких технологий занимались только  корпорации типа Boeing, Lockheed Martin, EADS или наши и китайские  госпредприятия. Но ребята из Суррея доказали, что спутники можно делать  силами университетской команды при относительно скромных инвестициях в  несколько миллионов долларов. И сегодня в основе практически всех  микроспутников, которые создаются в мире, лежит та самая технология,  разработанная SSTL.


То же самое сделал Илон Маск. Он показал, что технологии  ракетостроения может освоить небольшая по мировым меркам частная  компания. Перед тем как выйти на этот рынок, он прекрасно понимал, что  занять свое место можно только в том случае, если предложить клиентам  дешевую надежную ракету. Но как это сделать? И почему у конкурентов  ракеты дорогие, их стоимость неизменна уже десятки лет?


На самом деле здесь всего два главных фактора. Во-первых, потому, что  все используют дорогие двигатели. А на силовые установки приходится  порядка половины себестоимости ракеты. И во-вторых, потому, что у всех  конкурентов в процессе производства ракетной техники задействована очень  большая кооперация предприятий, каждое из которых делает свой  технологически уникальный элемент, причем делает штучно.


Следующий вопрос: почему двигатель так дорого стоит? Эта проблема  уходит корнями в пятидесятые годы, когда считалось, что для хорошей  ракеты нужно сделать мощную силовую установку. А все потому, что  мощностей существующих двигателей все время не хватало и этот тезис  закрепился настолько, что стал аксиомой, которую никто не оспаривал.  Объяснение здесь довольно простое. Дело в том, что много не очень мощных  двигателей на ракету поставить было нельзя, так как в этом случае  увеличивался ее диаметр. Более того, возникала проблема синхронизации их  работы. Нужно было не допустить колебаний, попадания в резонанс. Это  сложнейшая проблема, из-за которой в свое время пришлось закрыть проект  советской ракеты сверхтяжелого класса Н-1 — на ней было установлено 30  двигателей. И все запуски Н-1 закончились неудачно.


Но чтобы нарастить мощность двигателя, требовалось все время повышать  давление в камере сгорания, усложнять конструкцию. Если говорить  непосредственно про технологии, то двигатели семейства РД-170/180/190,  которые использовались на «Зените», на первой ступени «Энергии», а  сейчас на «Ангаре», можно без преувеличения назвать вершиной инженерного  дела. Но именно по этой причине их стоимость чрезвычайно высока. Какое  решение в этой ситуации принял Маск? А очень простое: он взял у NASA  технологии производства двигателя Merlin, разработанного полвека назад,  усовершенствовал их и получил в итоге очень дешевые силовые установки,  которые поставил на ракету Falcon 9. Безусловно, инженерный уровень  Merlin не идет ни в какое сравнение с нашим РД-180. Но для рынка  технологическое совершенство не имеет никакого значения, самое важное  здесь — цена.


— И насколько низкой она получилось?


— Эксперты считают, что себестоимость Falcon 9 составляет порядка  30–35 миллионов долларов. Если эти оценки верны, то можно предположить,  что все двигатели на этой ракете вместе стоят 15–17 млн долларов. А их  там в общей сложности десять, из которых девять на первой ступени и один  на второй. То есть простой подсчет показывает, что один Merlin стоит  где-то порядка полутора миллионов долларов. А РД-180 мы продаем  американским конкурентам Маска примерно за 10 миллионов долларов.  Правда, наш агрегат двухкамерный, а значит, эту цифру надо поделить  надвое. Тем не менее разница очевидна: Маск тратит на двигатели в  два-три раза меньше, чем все остальные производители ракет аналогичного  класса. И при этом его компания SpaceX производит их самостоятельно, а  не закупает где-то на стороне.


— А как ему удалось решить проблему синхронизации работы двигателей? Допустим, на Falcon 9 сделать это относительно просто, но в случае с ракетой сверхтяжелого класса Falcon Heavy, где одновременно работают сразу 27 двигателей Merlin, задача кратно сложнее. Да и сам Маск при каждом запуске Falcon Heavy не устает повторять, что «там много чего может пойти не так»...


— Это уже не представляет такой проблемы, как полвека назад. Тогда  системы управления двигателями, как и датчики, передающие информацию,  были аналоговыми, а теперь все они цифровые. Иными словами, сейчас  скорость управления двигателями даже не на порядки, а в миллионы раз  выше, чем в семидесятые годы, когда, собственно, и проходили испытания  ракеты Н-1. То есть сейчас задачи синхронизации решать несравнимо проще.


— Использование в ракете множества устаревших, но дешевых  двигателей вместо двух-трех мощных и дорогих, конечно, обеспечило  экономический выигрыш, но вряд ли это можно считать прорывной инновацией  или, тем более, новой производственной парадигмой...


— Это только один из факторов. Второй — отказ от большой  производственной кооперации, от многочисленных предприятий-смежников,  поставщиков комплектующих и прочего. Исторически она сложилась в  пятидесятые годы и с тех пор практически не менялась.


Когда Советский Союз и Соединенные Штаты создавали свои первые  ракеты, им нужно было сделать это в кратчайшие сроки. Более того, эти  страны решали абсолютно новые задачи, которыми до них никто не  занимался. При таком раскладе оптимальный управленческий путь —  развивать кооперацию, удлинять производственную цепочку. То есть каждую  новую задачу поручать какой-то новой компании. Но прошли десятки лет,  все задачи успешно решены, а производственный процесс не поменялся. И  когда Маск занялся в двухтысячных годах ракетостроением, то увидел, что  многие технические решения, которые в то время были уникальными, сейчас  доступны для обычного бизнеса. Поэтому он сказал: «Ребята, большую часть  ракеты я буду делать сам, мне почти никто здесь не нужен». И  пожалуйста: SpaceX своими силами создает около 90 процентов  себестоимости ракеты. Единственный значимый компонент Falcon 9, который  закупается на стороне, — головной обтекатель. То есть Маск убрал все  транзакционные издержки и теперь практически полностью контролирует  себестоимость производства своей ракеты. Это означает, что он знает,  сколько она будет стоить через пять лет, через десять лет и так далее.


— А почему этого не делают конкуренты SpaceX?


— Потому, что они живут в старой производственной парадигме. Если мы  возьмем Центр Хруничева или ЦСКБ «Прогресс», то эти предприятия создают  всего около 10 процентов себестоимости ракеты и не контролируют свою  гигантскую кооперацию — остальные 90 процентов делают какие-то другие  юридические лица. А у них свои интересы и акционеры, которые, мягко  говоря, не слишком-то заинтересованы в снижении себестоимости. Но вечно  так продолжаться не может. Вспомните, что происходило в  автомобилестроении в начале двадцатого века. Тогда все машины собирали в  гаражах гениальных конструкторов, используя только ручной труд. А потом  появился Генри Форд со своим конвейером, и всё сразу изменилось. Если  ты хотел остаться на рынке и конкурировать с Фордом, то должен был  сделать точно такой же конвейер. То же самое справедливо и для  ракетно-космической индустрии. Мы должны четко поставить задачу: создать  дешевую ракету. Тогда из нее вытекают все  организационно-технологические решения, которые надо будет принимать.  Если же мы не хотим работать на мировом рынке, а только на внутреннем,  нам все равно, сколько стоит ракета. Но российский рынок запусков очень  мал и не в состоянии прокормить все наши предприятия.


— А какие решения должен принять «Роскосмос»?


— Первое, с чего надо начать, — отказаться от создания еще более  технологически совершенных ракетных двигателей. У нас любят говорить:  «Мы сделали Царь-двигатель». Но нам не нужно царя, нам нужен крестьянин.  То есть простой, дешевый и надежный агрегат. В конце концов, мы же не  на выставках будем его показывать, а на ракету установим. Второе:  необходимо провести кардинальную реформу предприятий, непосредственно  выпускающих ракетную технику. У нас их два: Центр Хруничева и  «Прогресс». И нет никаких сомнений, что каждое из них в рамках своей  структуры должно производить как можно больше комплектующих для своих  ракет.


— Эти идеи можно реализовать в ходе программ по созданию наших новых ракет — семейства «Ангара» и «Союз-5»?


— «Ангара» — уже готовая ракета, с ней сделать ничего нельзя. Этот  носитель не может быть конкурентоспособен на рынке, он создан в старой  парадигме. Что касается «Союза-5», то эта ракета создается совсем не для  того, чтобы победить конкурентов. Ее первая ступень предназначена для  использования в качестве составной части новой ракеты сверхтяжелого  класса «Енисей». Поэтому ожидать от «Союза-5» каких-то успехов на  мировом рынке запусков просто бессмысленно.


— Но тогда зачем нужен этот носитель?


— Это вопрос не ко мне. Мы видим парадоксальную ситуацию. На мировом  рынке появился новый игрок, который изменил технологический и  производственный уклад, выдавил всех конкурентов, включая Россию и ЕС.  То есть, грубо говоря, пришел и сказал: надо делать вот так. А люди все  равно продолжают делать по-другому. И это не поддается логическому  объяснению.

         

         При производстве перспективной российской ракеты «Ангара» Центр  Хруничева использует максимальную кооперацию с участием десятков  предприятий-смежников, и поэтому контролирует всего около 10%  себестоимости производства этой ракеты.

       ГКНПЦ имени Хруничева

    
 
   Взрывной рост на средних орбитах
— Еще один важный момент заключается в том, что Маск создал,  по сути, многоразовую ракету: он возвращает не только первую ступень, но  и головной обтекатель, и ряд других систем. Надо ли нам делать то же  самое?


— Это дискуссионный вопрос. Изначально Маск делал ставку на захват  самого емкого в денежном выражении сегмента мирового рынка — запусков на  геостационарную орбиту (ГСО, порядка 36 тыс. км от Земли. — «Эксперт»).  И здесь Falcon 9 стала наиболее конкурентоспособной рабочей лошадкой.  Но не потому, что стоит дешево, а потому, что обеспечивает требуемые  показатели надежности. Это важнейший критерий при запусках на ГСО. На  такую орбиту запускают уникальные и очень дорогие спутники связи — их  средняя стоимость составляет 250–300 миллионов долларов, а срок  изготовления может доходить до трех лет. По сравнению с этим стоимость  самой ракеты в 80–100 миллионов долларов не так важна, главное — не  потерять спутник. И Маск с этим отлично справлялся (SpaceX использовала,  как правило, одноразовые ракеты Falcon 9 для доставки нагрузки на ГСО. —  «Эксперт»).


Но сегодня уже всем стало ясно, что появляется новый и потенциально  куда более емкий рынок — запусков на средние орбиты, высотой от 700 до  1500 километров от Земли. То есть для развертывания всех этих систем  космического интернета типа Starlink, OneWeb и других. И здесь уже на  первый план выходит не надежность ракеты, а стоимость запуска и  способность компании часто их проводить. Например, OneWeb собирается  развернуть группировку из 700 спутников, а Starlink — из нескольких  тысяч. Это всё будут серийные и очень недорогие космические аппараты,  которые планируется выводить на орбиту целыми кластерами. Скажем, в  OneWeb говорят, что они будут выпускать по одному спутнику в день, а его  цена не превысит миллиона долларов. Понятно, что и потерять такие  аппараты будет не жалко. Поэтому для развертывания систем планируется  использовать Falcon 9 только в многоразовом варианте. Ее себестоимость  наверняка окажется меньше 20 миллионов долларов. Безусловно, такие  ракеты априори менее надежны, чем одноразовые, но в данном случае это и  не важно, потому что главное — обеспечить высокий темп.


Что же касается России, то нам надо создавать многоразовые ракеты,  если у нас появится необходимость в массовых запусках (не менее  полусотни в год) дешевых серийных спутников, например для развертывания  системы космического интернета. Но пока такой задачи перед нами вроде не  стоит.


— А как же проект «Сфера», который предполагает запуск более  600 спутников, в том числе для создания системы космического интернета?


— Не сомневаюсь, что мы не сможем реализовать этот проект  исключительно в национальном формате. Если Starlink и OneWeb имеют в  своем распоряжении лучшую в мире элементную базу, микрочипы категории  Space и прочее, то у нас ничего этого нет. Более того, мы крайне  стеснены в средствах. А значит, нам просто необходим стратегический  партнер. Теоретически таковыми могут выступить в этом проекте три страны  — США, ЕС или Китай. Но это уже вопрос геополитики и национальной  стратегии. Тем не менее мы должны четко понимать, что Россия должна  иметь гарантированный доступ к системе космического интернета, так как  это неотъемлемая часть цифровой экономики на Земле. 

На Луну все вместе
— Год назад глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин представил  программу покорения Луны, в соответствии с которой через пятнадцать лет  на этот естественный спутник Земли должна ступить нога российского  космонавта. Но у нас нет ни космического корабля, который может туда  отправиться, ни сверхтяжелой ракеты. Более того, их разработка все еще  находится на стадии аванпроекта. Насколько целесообразно нам развивать  такую лунную программу?


— Уверен, что в одиночку нецелесообразно, это бессмысленное занятие.


— Почему?


— Потому что национальная цель такой программы сегодня неясна. Если  вспомнить лунную гонку шестидесятых годов, то она была следствием  глобального противостояния двух сверхдержав. Тогда у США была  единственная цель — показать, что они круче Советского Союза. Больше там  не было ничего. И как только эта цель была достигнута, то программу  закрыли. Но это совсем не значит, что человечеству не надо осваивать  Луну и дальний космос.


— А какая потребность в этом существует?


— Это философский вопрос. И здесь не может быть однозначного ответа,  который будет принят всеми. На мой взгляд, оставаясь на Земле, мы  подвергаем цивилизацию очень серьезному риску. То есть в случае любого  глобального катаклизма, неважно, техногенного или рукотворного,  человечество может быть полностью уничтожено.


Еще одна причина заключается в том, что человечество находится в  определенном цивилизационном тупике — он напрямую вытекает из того  общества сверхпотребления, которое появилось в последние годы: сначала  материальных благ, потом информации и впечатлений. И чтобы выйти из  этого тупика, нам нужны новые цели: цивилизация должна получить мощный  толчок к разумному развитию. Иначе нас всех ждет Грета Тунберг со своими  рецептами.


Так вот, именно таким толчком, или, если, угодно цивилизационным  ускорителем, может стать освоение дальнего космоса именно людьми, а не  роботами или автоматами. Это позволит решить большинство задач, в том  числе связанных с ограниченностью природных ресурсов. Но осваивать  дальний космос в рамках национальной программы – путь нереализуемый и  контрпродуктивный. Мало того что мы потеряем много денег, так еще и  ничего не достигнем. Более того, уверен, что и у американцев в  национальном формате не хватит средств на освоение Луны. Надо четко  понимать, что на Луне нет национальных задач! Это дело всего  человечества.


— Иными словами, это должен быть полноценный международный  проект типа МКС. Но создается впечатление, что США всё хотят сделать в  одиночку. Эта страна сама строит все модули окололунной орбитальной  станции LOP, создает сверхтяжелую  ракету и космические корабли для полетов к ней. Более того, американцы  нам прямо дали понять, что Россия может участвовать там только на вторых  ролях.


— Нам вообще не надо втягиваться в этот проект. То, о чем вы  говорите: создание сверхтяжелой ракеты, окололунной базы и даже  посадочного модуля — это всё инерционные технологии. Но они не могут  обеспечить нам технологический прорыв. Нет сомнений, что мировая  космонавтика стоит на пороге второго технологического скачка, связанного  с освоением сначала Луны, а потом и Марса. И для этого этапа необходимы  группы технологий, связанные, во-первых, с биологией человека в  космосе, который пока не приспособлен для полноценной и здоровой жизни  вне Земли, а во-вторых, с использованием там ядерной энергетики. Прежде  всего для транспортных космических систем, систем жизнеобеспечения, а в  перспективе и для промышленного производства. И те страны, которые не  освоят эти технологии первыми, останутся вне списка новых космических  лидеров. Именно ими нам и надо заниматься — тогда нас с удовольствием  возьмут в любой проект. 

Ядерный двигатель для лунного буксира
— А как у нас обстоят дела с этими технологиями?


— Если говорить о ядерной энергетической установке для космоса, то у  нас здесь есть самый большой задел. Только Советский Союз занимался  этими технологиями системно на протяжении многих лет. Более того, в мире  вообще осталось всего две-три компании, которые имеют не только  компетенции, но и испытательную базу, а также специалистов, для того  чтобы двигаться в этом направлении. Это прежде всего наш «Росатом» и  французская Orano (бывшая Areva). Есть успехи и у США. Буквально полтора  года назад американцы разработали и даже испытали компактную ядерную  батарейку мощностью 10 киловатт, которая предназначена именно для лунной  базы.


— А почему так важна ядерная энергетика для полетов в дальний космос?


— Если мы говорим об освоении Луны и Марса, то должны понимать, что  основа потока туда — это не люди, а грузы. А значит, и системы  транспортировки должны применяться разные. Если людей будут доставлять  на ракетах, работающих на химическом топливе, за двое-трое суток, то  грузы — за несколько месяцев на многоразовых ядерных буксирах. Просто  потому, что это экономически на порядок более выгодно. Вот вам срочно  нужно в Шанхай, и вы, конечно, возьмете билет на самолет, но перевозить  контейнер авиатранспортом невыгодно — для этого существуют морские суда.  Точно так же и здесь.


Безусловно, мощного ядерного двигателя для космоса у человечества  пока нет. Есть возможность создать ядерный источник энергии, который  обеспечит работу плазменных (ионных) двигателей. Такие двигатели уже  используются у нас на спутниках (в их создании участвовало  калининградское КБ «Факел» и Курчатовский институт. — «Эксперт»).  Но у этих плазменных двигателей очень маленькая тяга — всего несколько  граммов. И при этом очень большое энергопотребление. Их, конечно, можно  ставить на космический буксир целыми блоками. Но тогда надо понимать,  что вам потребуется очень мощный источник энергии — десятки, если не  сотни киловатт на каждый такой блок.


— И где его взять?


— У нас уже девять лет реализуется проект ядерной электродвигательной  установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса. Он финансируется государством, а  главные исполнители — «Росатом» и «Роскосмос». Это полностью закрытая  тема, и о результатах работы можно судить только по открытым источникам.  Но какая-то информация все равно просачивается, есть косвенные признаки  успехов из смежных областей. Мы же помним, как полтора года назад наш  президент рассказал про перспективные системы вооружений —  «Буревестник», «Посейдон». А там используются очень похожие технологии —  значит, прогресс есть. Думаю, что Россия здесь как минимум на десять  лет опережает все остальные страны, включая США, Францию и Китай. И если  мы создадим мощные ЯЭДУ раньше других, то к Путину моментально  выстроится длинная очередь, как сейчас за С-400.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

В России запустили телеканал с live-трансляциями пусков ...Mediasat-
Реализация проекта осуществляется при сотрудничестве оператора «Триколор» и госкорпорации «Роскосмос». Смотреть канал «Большой эфир» ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Дмитрий В.

ЦитироватьАниКей написал:
 expert.ru               Как спасти российскую космонавтику ....

Почитал господина Ионина. Он что курит?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

ЦитироватьАниКей написал:
 expert.ru               Как спасти российскую космонавтику
Ну наконец то ещё хоть от когото прозвучало что нужна дешовая ракета.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьДмитрий В. написал:
 
ЦитироватьАниКей написал:
  expert.ru                Как спасти российскую космонавтику ....
Почитал господина Ионина. Он что курит?
А что не так?  :o 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

triage

ЦитироватьСтарый написал:
 
ЦитироватьДмитрий В. написал:
 
ЦитироватьАниКей  написал:
   expert.ru                 Как спасти российскую космонавтику ....
Почитал господина Ионина. Он что курит?
А что не так?  :o  
Мне кроме Луны понравилось это
Спойлер
...
И во-вторых, потому, что у всех конкурентов в процессе производства ракетной техники задействована очень большая кооперация предприятий, каждое из которых делает свой технологически уникальный элемент, причем делает штучно.
....
— Это только один из факторов. Второй — отказ от большой производственной кооперации, от многочисленных предприятий-смежников, поставщиков комплектующих и прочего. Исторически она сложилась в пятидесятые годы и с тех пор практически не менялась.
...
И пожалуйста: SpaceX своими силами создает около 90 процентов себестоимости ракеты. Единственный значимый компонент Falcon 9, который закупается на стороне, — головной обтекатель.
...
— А почему этого не делают конкуренты SpaceX?

— Потому, что они живут в старой производственной парадигме. Если мы возьмем Центр Хруничева или ЦСКБ «Прогресс», то эти предприятия создают всего около 10 процентов себестоимости ракеты и не контролируют свою гигантскую кооперацию — остальные 90 процентов делают какие-то другие юридические лица. А у них свои интересы и акционеры, которые, мягко говоря, не слишком-то заинтересованы в снижении себестоимости.
....
Мы должны четко поставить задачу: создать дешевую ракету. Тогда из нее вытекают все организационно-технологические решения, которые надо будет принимать.
....
Второе: необходимо провести кардинальную реформу предприятий, непосредственно выпускающих ракетную технику. У нас их два: Центр Хруничева и «Прогресс». И нет никаких сомнений, что каждое из них в рамках своей структуры должно производить как можно больше комплектующих для своих ракет.
...
[свернуть]
"Неправильно ты, дядя Федор ..." реформы проводишь

Старый

Цитироватьtriage написал:
 Мне кроме Луны понравилось это

...   "Неправильно ты, дядя Федор ..." реформы проводишь
А что не так то? Или чисто "Дядя Дима"? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Тему конца нашей космической державы обсуждаем здесь? 
Интересен ответ Устименко "нашу космонавтику хоронят не первый раз". Интересно: а когда её предыдущий раз хоронили?  :oops: 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Иван Моисеев

ЦитироватьСтарый написал:
Тему конца нашей космической державы обсуждаем здесь?
Интересен ответ Устименко "нашу космонавтику хоронят не первый раз". Интересно: а когда её предыдущий раз хоронили?    
Не было такого. Но все когда-нибудь случается в первый раз.
im

Иван Моисеев

Эксперт объяснил необходимость отказа от пилотируемой космонавтики

https://ria.ru/20191204/1561973487.html

Как тебе такое, Илон Маск?
im

Штуцер

ЦитироватьСтарый написал:
Тему конца нашей космической державы обсуждаем здесь?
Интересен ответ Устименко "нашу космонавтику хоронят не первый раз". Интересно: а когда её предыдущий раз хоронили?    
Самые умные - когда товарисч из Наты съехали.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

ЦитироватьИван Моисеев написал:
 
ЦитироватьСтарый написал:
Тему конца нашей космической державы обсуждаем здесь?
Интересен ответ Устименко "нашу космонавтику хоронят не первый раз". Интересно: а когда её предыдущий раз хоронили?    
Не было такого. Но все когда-нибудь случается в первый раз.
Вот и я думаю что первый раз. А почему пресс-секретарь не в курсе?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Первоисточник: https://ria.ru/20191204/1561966400.html
ЦитироватьМОСКВА, 4 дек — РИА Новости. Руководитель пресс-службы "РоскосмосаВладимир Устименко в ответ на статью The Hill заявил, что российскую космическую сферу "хоронят" не в первый раз. Его слова передает "Газета.Ru".

Интересно узнать у пресс-секретаря: когда по его мнению российскую космическую сферу "хоронили" предыдущие разы?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Чебурашка

А разве Борис Николаевич не говорил, что закроет все космические программы на десять лет?