Солдатенкову 85!

Автор Pit, 14.01.2012 16:02:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Pit



14 января исполнилось 85 лет А.М. Солдатенкову

Дмитрий В.

Долгих лет жизни!
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

LRV_75

Крепкого здоровья!
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Space Alien

ЦитироватьДолгих лет жизни!
ЦитироватьКрепкого здоровья!
...
И всего-всего наилучшего  :!: .

АниКей

ЦитироватьА.М.Солдатенков - человек - легенда космической отрасли http://www.youtube.com/watch?v=wUIKfWRl4l0
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

LRV_75

Цитировать
ЦитироватьА.М.Солдатенков - человек - легенда космической отрасли http://www.youtube.com/watch?v=wUIKfWRl4l0
Да да да! Если кто не знает. Этот человек вместе с Шумилиным спас Титова и Стрекалова
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

АниКей

Цитировать«Через четыре секунды мы бы сгорели»[/size]
http://www.kp.ru/daily/23123/23540/
....
....
Космонавты Геннадий Стрекалов и Владимир Титов впервые рассказывают в «КП» о катастрофе на Байконуре, которая произошла ровно 20 лет назад - 26 сентября 1983 года
Александр МИЛКУС — 25.09.2003
- Еще за двое суток до старта я почувствовал - будет что-то неладное, - вспоминает теперь Геннадий Стрекалов. - Почему? Да больно здорово готовились. Даже на двери нашего гостиничного номера пришлось написать: «Вход запрещен всем, кроме врача и методиста», - чтобы остальные не отвлекали. А за шесть часов до старта я по традиции позвонил матери. Она мне сказала: «Сынок, не лети». Хотя и до того, и потом, когда я собирался в космос, она меня не отговаривала, только мягкой посадки желала. В тот день ей видение было. Объяснить его не могу - это что-то за пределами наших сегодняшних знаний.

Но как откажешься, когда полет запланирован и ракета - вот она - стоит уже «под парами»? Как и положено, за два часа до старта Титов со Стрекаловым устроились в ложементах «Союза Т-10» (тогда корабль имел этот порядковый номер).

Инженеры доложили: все системы в норме.

- Ключ на старт!

- Мы почувствовали, как по ракете прошла сильная волна вибрации - так дрожит стол, когда рядом проходит трамвай, - вспоминает Владимир Титов. - Три-четыре секунды, не больше. И все стихло. «Наверное, порыв ветра», - подумал я.

На самом деле в этот момент в одном из баков первой ступени ракеты разваливался не выдержавший давления турбонасос. Детали его разлетались во все стороны, пробивая баки с топливом.

- Еще через три секунды - вторая волна вибрации, гораздо сильнее. Мы поняли: что-то не так...

В это время внизу, всего в тридцати метрах под кораблем, вовсю рвались топливные баки. Бешеное пламя клубами поднималось вверх, пожирая ракету.

На командном пункте нервно вглядывались в стартовый стол два человека - начальник космодрома Алексей Шумилин («пускающий» на космодромном жаргоне) и главный инженер самарского конструкторского бюро «Прогресс», где изготавливали «Союз», Александр Солдатенков.

Необходимое отступление. Ракеты «Союз», на которых космонавтов отправляют на орбиту, оборудованы системой аварийного спасения (САС). Как раз на случай неполадок на старте. Но чтобы исключить случайности, конструкторы придумали систему дублирования команд - САС срабатывает только в том случае, если команду «Пуск» одновременно дают двое - пускающий и представитель завода.

На раздумья времени не было - пламя с каждым мгновением поднималось все выше, еще чуть-чуть, и ракета обрушится. Ну а вдруг это всего лишь проделки ветра, разогнавшего пламя так высоко? Тогда тем, кто стоит у пульта, не сносить головы. Риск! Да и как поведет себя САС? Никогда прежде ее не испытывали «в боевых условиях».

Первым среагировал и повернул рычаг Шумилин. За ним почти синхронно рубанул Солдатенков.

- От начала пожара до срабатывания САС прошло девять секунд, - вспоминает Владимир Титов. - Мне потом рассказали, что к этому мгновению пламя подобралось к самой макушке ракеты, где расположены антенны системы спасения. Еще чуть-чуть, и плазма их бы закрыла, став экраном-отражателем. Сигнал «Пуск!» просто бы не прошел. Повезло: когда пошла команда из командного пункта, порыв ветра немного прижал огонь.


Генерала Алексея Александровича Шумилина космонавты считают вторым отцом. За несколько мгновений до взрыва ракеты от дал команду на запуск двигателей системы аварийного спасения и уберег экипаж от неминуемой гибели.
Генерала Алексея Александровича Шумилина космонавты считают вторым отцом. За несколько мгновений до взрыва ракеты от дал команду на запуск двигателей системы аварийного спасения и уберег экипаж от неминуемой гибели.
САС с силой в 100 тонн вырвала корабль с космонавтами из бушующего океана.

- А еще через четыре секунды ракета взорвалась, - рассказывает Титов. - Эти четыре секунды отделяли нас от звания Герой Советского Союза (посмертно). Перегрузки были на пределе человеческих возможностей - под 18 G. Хорошо, что мы успели сгруппироваться так, что даже сознания не теряли. А потом - горжусь - мы вели себя культурно, на мат не перешли. Помнили, как досталось совсем незадолго до этого Лазареву и Макарову - у них ракета взорвалась уже почти на орбите, и их корабль падал на землю с колоссальными перегрузками. Ну они и комментировали ситуацию на простом русском языке. А ведь все записывается...

САС вынесла корабль на высоту 1400 метров. Отделился приборный отсек. Над спускаемым аппаратом раскрылся парашют. Живы!

- Взрыв нашей ракеты разрушил гагаринский старт до основания, - рассказывает Геннадий Стрекалов. - В начальственных кругах решили, что это Володя Титов приносит неудачу. В первом нашем с ним полете отказала антенна, и мы не смогли состыковаться с орбитальной станцией «Салют», во втором вот - ракета взорвалась. Герман Степанович Титов ходил и говорил: «В космосе двух Титовых быть не может». Ох, как я с ним тогда поругался! Нас растаскивали по углам.

...С тех пор Владимир Титов и Геннадий Стрекалов почитают Алексея Шумилина и Александра Солдатенкова как вторых отцов. А 26 сентября празднуют как второй день рождения.

Начальнику космодрома генералу Шумилину за тот случай вручили... медаль «За отвагу на пожаре». Как рассказывал он мне, из всех наград эта - самая любимая.

Взрыв ракеты засекретили. Под именем «Союз Т-10» спустя несколько месяцев ушел на орбиту другой корабль. И лишь не так давно в космических хрониках у этой аварии появилось имя собственное - старт «Союза Т-10-1».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьСамарская легенда Байконура: 26 сентября 1983 года[/size]
--------------------------------------------------------------------------------
http://www.slusili-baikonuru.ru/read.php?3,116

Начиная с 1964 года, куйбышевскую-самарскую стартовую команду на космодромах неизменно возглавляет Александр Михайлович Солдатенков. Герой Социалистического Труда, заместитель Генерального конструктора Государственного научно- производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс". Он - технический руководитель пилотируемых стартов, на байконурском жаргоне - "пускач". Для всех наших космонавтов он не просто легенда, но и талисман: Солдатенков на старте - значит, все будет нормально. Бывший главный инженер Байконура, Валерий Меньшиков сказал мне, когда я попросила сказать несколько слов об Александре Михайловиче: "Я пришел на Байконур лейтенантом - он уже был там. Я ушел с Байконура генералом - он все еще там".

Все, кто бывал на космодромах, единодушны: самое прекрасное и величественное, что доводилось видеть в жизни - это удачный старт ракеты. И самое трагическое и страшное зрелище - это неудачный старт. Конечно, техника остается техникой, и с ней случиться может всякое. К счастью, наши пилотируемые корабли уходили в космос на ракете-носителе "Союз" благополучно (тьфу! тьфу! тьфу! постучать по дереву! - люди космоса верят в приметы...). А единственный до сегодняшнего дня аварийный пилотируемый старт имел счастливый финал.

...26 сентября 1983 года на орбиту отправлялся работать экипаж в составе Владимира Титова и Геннадия Стрекалова. За 48 секунд до старта корабля "Союз-Т" произошло загорание ракеты-носителя. Руководители стартовой команды А. Солдатенков (от промышленников) и Алексей Шумилин (от военных) мгновенно оценили ситуацию и за две секунды до взрыва при помощи системы аварийного спасения корабль отстрелили. Владимир Титов и Геннадий Стрекалов благополучно приземлились на парашюте в нескольких километрах от Байконура.

Тогда, в 1983 году, о подобных событиях рассказывать было не принято. Потом, когда космические программы перестали входить в число государственных приоритетов, стало вроде бы не времени вспоминать о мужестве и героизме людей, работающих на космос, о надежности нашей ракеты-носителя "Союз", умной и проверенной машины. Однако техника остается техникой, и с ней могут случаться отказы. Но ракета-носитель "Союз" до последней секунды остается управляемой и послушной воле человека...

Байконурский офицер Игорь Чижик не был свидетелем того старта. Его служба на "Юге" началась позже. Но 26 сентября 1983 года стало байконурской легендой, и потому Чижик - он пишет не только стихи, но и музыку - написал о той ночи песню.

Геннадий Михайлович Стрекалов и Владимир Георгиевич Титов, летчики-космонавты, им первым - и, к счастью, пока единственным - пришлось испытать на себе систему аварийнойго спасения (САС), выразили несогласие с некоторыми строчками стихов И.Чижика. "Мы не были обалдевшими, и тому есть подтверждение: магнитофонная пленка с записью репортажа тех минут", - сказали мне космонавты. Но все же я думаю, что эти неточности можно простить (хотя, конечно, неточности чрезвычайно обидные для космонавтов) - все-таки атмосферу того события бард с Байконура сохранил!

А для полноты картины строки стихов Игоря Чижика комментируют главные герои - космонавты Владимир Титов и Стрекалов, "пускач" А. Солдатенков и В. Весновский, сотрудник Куйбышевского областного управления КГБ, работавший на Байконуре.

Я видел ночь сентябрьскую эту,

Я помню восемьдесят третий этот год,

Мы, как всегда, молились на ракету,

Хоть далеко не суеверный мы народ...


Геннадий СТРЕКАЛОВ:

У меня это был уже третий старт. И вдруг за два дня у меня появилось какое-то предчувствие. Или беспокойство? Я знал за собой такое - когда я очень хочу что-то сделать, усиленно готовлюсь, то бывают иногда срывы... Приезжаем на стартовую площадку. Обычная процедура проводов - доклад, журналистам надо ручкой махать, улыбаться... А на душе кошки скребут. И тут я еще некстати обратил внимание почему-то на пожарные машины. Или я их раньше не замечал, а в тот день увидел? Стоят расчеты пожарных в таких серебристых костюмах новеньких, как будто в боевой готовности... Сели мы в ракету, все идет нормально. И вот эта самая команда "Наддув". С нее все и началось.

Как не поверишь тут, на полночь ту взглянув,

В коварство случая и силу провиденья,

Уж слишком гладенько все шло на удивленье

До той команды проклятой "Наддув!"...

Александр СОЛДАТЕНКОВ:

Вы думаете, кнопку нажал - и все, ракета полетела? Нет, это целый цикл. Сначала проверяем, все ли кислородные клапана открылись. Сначала идет кислород, потом керосин, потом зажигание. И мы все время контролируем, все ли закрыто и открыто так, как положено. У нас главный принцип - если идет нештатная ситуация, которая может грозить разрушением ракеты или старта, то автоматика дает команду на отключение. Пусть потом бывают какие-то затраты - скажем, на переборку ракеты, но все же машина сохраняется, и стартовая площадка тоже. И до самого контакта подъема, когда ракета отрывается, есть возможность либо автоматикой выключить, либо мы визуально видим...

У нас порядок какой? В бункере два человека за перископом - стреляющий и я, технический руководитель. У стреляющего и у меня свои пароли. Мой оператор сидит за двадцать километров. У стреляющего тоже свой оператор. Они сидят на разных этажах, их солдаты охраняют. Мой оператор знает мой пароль, второй оператор знает пароль стреляющего. Если я один кричу, и мой оператор нажимает кнопку, ничего не будет. А вот когда мы вместе крикнем, тогда каждый оператор нажмет свою кнопку, и команда пройдет. А в тот раз мы просто остолбенели сначала, потому что никогда такого не было. Вдруг в момент, когда не должно было быть ничего, вдруг запустился двигатель. И, пока мы сообразили - а всего-то от момента неприятности до разрушения ракеты прошло 15 секунд... Но успели дать команду, система аварийного спасения сработала, вытащила космонавтов. Они в нескольких километрах благополучно приземлились. А ракета развалилась, и старт развалился...

Я помню - мозгу верить не хотелось,

И часом растянулся этот миг,

Когда с глухим хлопком ракеты тело

Взметнуло первый огненный язык...

Валентин ВЕСНОВСКИЙ:

Солдатенков - человек, который мгновенно принимает решения. Мгновенно! Он спас не один старт - правда, это были непилотируемые пуски.

Мы жили с Александром Михайловичем в одной гостинице и обычно ездили вместе в машине на стартовую площадку. В тот день Солдатенков, по-моему, беретку в гостинице забыл. А его старенький черный берет - многолетний талисман, непременная и важная часть предстартовых традиций.

Кроме наших, самарских, обычно на пуске присутствуют ребята из Москвы, из комитета бригада. И у нас тоже сложилась своя традиция: закуривать всегда по минутной готовности. "Протяжка-один" - сигарета в зубы, и задымили. Закуришь и ждешь. И сигареты как раз хватало до включения второй ступени.

И вдруг шум - как продувка. Непонятно. Потом какой-то хлопочек. А шумит - вернее, шипит, все громче. Осталось всего 10-15 секунд до старта - и пожар! Народ оцепенел, конечно. Руководство, представитель особого отдела, командуют ребятам: "На старт". Я говорю: "Чего там делать-то?" Пожарные проскочили, они начали тушить тут же; вездеход, который подбирал экипаж, отправился туда, где они опустись - со стартовой площадки и с наблюдательного пункта видно было, в котором месте шарик сел...

Шумилин "Взрыв на старте!" прохрипел,

И шарик с обалдевшим экипажем

Всего за несколько секунд до адской сажи

От обгоревшей туши отлетел...

Геннадий СТРЕКАЛОВ:

Мы не были обалдевшими. Есть у меня магнитофонная запись наших переговоров с Землей, я веду четкий репортаж. Только, как потом выяснилось, на командном пункте нас не слышали... Когда ракета начала трястись, я понял, что - вот оно, началось. Вибрация длилась секунды четыре. Потом прекратилась. Ну, думаю, вроде пронесло. И снова вибрация - такая, что вся ракета дрожала. Мы переглянулись, сгруппировались, мы были готовы... Шумилин не растерялся, Солдатенков не растерялся - спасибо им большое.

И были те, кто бросился и бил -

Отбить от бочек с окислителем огонь.

Но были, как всегда, и те, другие -

Те, что не пахнут, если их не тронь...

Беда распишет каждому удел,

Ведь потроха души не заменить протезом,

И друг мой плакал над пылающим железом,

А я за омертвевшим пультом цепенел...

Владимир ТИТОВ:

Шарик не перевернулся, приземлились нормально, в четырех с половиной километрах от старта. Мы сидели, вели связь, смотрели, как горит старт. На связи сидели наши дублеры, Кизим и Соловьев. Потом подъехали ребята, постучали в окошечко. Я стал открывать люк. Все хорошо, все нормально. Гена говорит: "Я еще посижу". Я говорю: "Ну, посиди, а я пойду покурю". Вылез, попросил у ребят сигарету - я тогда еще курил. Постояли, поговорили, поохали, повздыхали. Приехал на машине Юрий Павлович Семенов, потом Гена вылез. Потом вертолет за нами прилетел. Бегут ребята в белых халатах, с носилками - и валить нас на носилки. Я говорю: "Ребята, вы что? Очумели?" А они продолжают нас укладывать, думают, что мы просто в шоке - ломаные-переломаные, пока еще бегаем, но уже без ног, парализованные... Кое-как отмахались, чтобы не клали нас на носилки.

Ну, а потом мы дружно лезли в лужу

Под стартом рухнувшим, и, не жалея сил,

Его искали - он был нам очень нужен

Тот гад, который кашу заварил...

Валентин ВЕСНОВСКИЙ:

Пожарные быстро пламя сбили. На старте ведь есть автоматические системы пожаротушения. А долго гореть было нечему, кислород и горючее взорвались. Сама ракета тоже взорвалась практически, в лоток мало чего ушло.

Прошли на старт. С чего начинать? Начали рассматривать телеметрию, какой блок выпал, а дальше уже пошло изучение схем. И к утру пришли к выводу: причина в ДП-5. Это датчик электропневмоклапана сборки нашего агрегатного завода. Лазили, искали этот датчик следующих полдня по колено в воде...

Его нашли - куда он денется от нас,

Тот самый подлый передержный клапан,

Небрежно сляпанный какой-то пьяной лапой,

И проскочивший мимо сотни трезвых глаз...

Александр СОЛДАТЕНКОВ:

Когда у нас пилотируемый старт, у нас всегда повышенный спрос к самим себе. Это естественно. На самой заре, когда в Куйбышеве-Самаре только появились ракеты, предназначенные для пилотируемых пусков, они изготавливались по особым требованиям. Есть такая отметка - "ПКК", "пилотируемый космический корабль". И это означает, что каждая система, будь то двигатель, системы управления и все другое - проходят более жесткие испытания, чем, скажем, серийные. Помню, у экипажа Макарова и Лазарева была неприятность, когда двигатель третьей ступени не до конца доработал, и корабль пришлось сажать. И практически я больше и не помню, чтобы у нас были неприятности. Замечания бывали, но полет, к счастью, всегда заканчивался нормально.

И был ремонт бессонными ночами,

Давила сроками Москва - мол, нужен старт.

Ну, а потом награды получали,

Хотя на всех и не хватило тех наград...

А старт блестит, как будто не горел,

И вот уже ракета в фермы влезла,

И друг расплакался над новеньким железом,

А я от счастья за пультом оцепенел...

Александр СОЛДАТЕНКОВ:

Я считаю, если испытателю или надоело пускать, или он стал бояться ракеты - ему делать на полигоне нечего. Только люди, которые УВЕРЕНЫ, могут работать. А такие случаи, что человек стал просто бояться ракеты, бывали. Если мы видим, что специалист начинает ходить где-то в стороне, то это не работник. Значит - все, уходи. И он добровольно уходит.

Но каждый раз я пальцы крестиком кладу,

Хоть далеко не суеверный мы народ,

Когда доходит стартовый отсчет

До этой дьявольской отметины "Наддув".

Валентина ПОЛЕЖАЕВА

Посвящается замечательному самарцу, Герою Социалистического Труда Александру Михайловичу Солдатенкову, который 14 января удивительно скромно встретил свой 75-летний юбилей
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Reader

От всей души поздравляю Александра Михайловича!
P.S. Гостиницы 5 и 6 на двойке - вроде до сих пор называют "солдатенковскими"

LG

Поздравляю Александра Михайловича
Долгих лет!

Вован

Цитировать«Через четыре секунды мы бы сгорели»[/size]
http://www.kp.ru/daily/23123/23540/
....
Не принижая подвига Солдатенкова, надо отметить: Комсомолка как всегда в технических деталях понаврала.
Байконур надолго - навсегда

Salo

В этом возрасте каждый год юбилей. Здоровья! :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

LRV_75

Цитировать
Цитировать«Через четыре секунды мы бы сгорели»[/size]
http://www.kp.ru/daily/23123/23540/
....
Не принижая подвига Солдатенкова, надо отметить: Комсомолка как всегда в технических деталях понаврала.
Уверен, что в уважаемой теме это не будет оффтопом.
Владимир Николаевич, а как было на самом деле?
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Вован

Цитировать
Цитировать
Цитировать«Через четыре секунды мы бы сгорели»[/size]
http://www.kp.ru/daily/23123/23540/
....
Не принижая подвига Солдатенкова, надо отметить: Комсомолка как всегда в технических деталях понаврала.
Уверен, что в уважаемой теме это не будет оффтопом.
Владимир Николаевич, а как было на самом деле?
Во второй приведенной Аникеем статье http://www.slusili-baikonuru.ru/read.php?3,116 нормально написано. Надо только добавить, что генералу Шумилину вскоре присвоили звание Героя Социалистического Труда, а первым команду на спасение Солдатенкову и Шумилину дал Семенов.
Байконур надолго - навсегда

Valerij

Цитировать
ЦитироватьДолгих лет жизни!
ЦитироватьКрепкого здоровья!
...
И всего-всего наилучшего  :!: .
Присоеденяюсь ко всем пожеланиям.
И счастья.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".