Игорь КОМАРОВ: «Сегодня наша основная тема - реализация окупаемых проектов на низкой околоземной орбите. Та же задача стоит сейчас и перед частными инвесторами. В ближайшей перспективе 15-30 лет человечеству понадобятся надёжные двигатели с новыми возможностями, многоразовые средства выведения, новое поколение материалов. Поэтому, если сейчас мы будем работать много и напряженно, мы сможем прийти к этой новой экономике и пойдём в дальний космос». В целом все эксперты пришли к выводу, что для перспективного развития космонавтики на национальном и на международном уровне предстоит решить целый ряд правовых вопросов, продолжить снятие барьеров, ограничивающих выход на комический рынок новых игроков. Вместе с тем был отмечен высокий потенциал развития целого ряда значимых, экономически эффективных проектов, хорошие перспективы расширения круга участников космической деятельности, а также клиентов и потребителей космических услуг. Эрик БЕРАНЖЕ, исполнительный директор компании OneWeb, отметил, что «игроки космического рынка и мы - все, кто здесь присутствует, - реальное доказательство конкуренции и сотрудничества, и именно поэтому наши проекты реализуемы и успешны. В России отличные технологии средств выведения, наша компания вообще не смогла бы существовать без российских носителей. Земля едина, человечеству необходимы знания, это развитие и возможность преодоления ближнего космоса и выход в дальний космос». При этом он добавил, что сегодня более 4 млрд человек не имеет доступа к широкополосному интернету, и правительства стран понимают необходимость развития доступности широкополосного Интернета. Николай СЕВАСТЬЯНОВ, Генеральный конструктор АО «Космические системы» подчеркнул, что для коммерциализации космоса очень важно серьёзно заниматься методологией. «Исследования и экспертиза каждого экономически эффективного проекта занимают не менее 2-х лет. Окупаемость проекта - не менее 7-8 лет, и при этом спутник должен работать на орбите не менее 15 лет. Сейчас сокращаются сроки возврата инвестиций - за счёт новых технологий, и все космические проекты должны это учитывать. Через 20 лет основным станет коммерциализация и дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), промышленное освоение космоса и прежде всего Луны. Уверен, что через 20 лет это уже достижимая цель. Для этого нужны многоразовые транспортные системы», - сказал СЕВАСТЬЯНОВ. Юрий ПРОХОРОВ, генеральный директор ФГУП «Космическая связь», заметил, что последние 5 лет сохраняется тенденция стагнации рынка фиксированной спутниковой связи. По его словам, крупные операторы, которые сегодня занимают 87% этого рынка, а общий его объём порядка 12 млрд долларов, не дополучают прибыль. «И все находятся в стадии поиска и принятия новых решений. Мы исходим из принципа разумности и целесообразности, ведь в итоге не все новые технологии востребованы. Задача многофакторная, и мы на основе уже существующих решений ищем их новые применения. Предлагаем законченные, сформированные сервисы», - сказал ПРОХОРОВ. Сергей НЕДОРОСЛЕВ, председатель Совета директоров группы «Каскол», оценил перспективы некоммерческого развития космической отрасли: «Наша работа - создание сервисов. Когда на одной ракете-носителе запускаются десятки спутников, то одновременно работаешь с десятками клиентов из разных стран, которые готовят свои спутники к запуску. И новое СП с компанией РОСКОСМОСА, между Главкосмосом и Космотрасом, позволит нам расширить предложение услуг. В следующие 20-30 лет будет совершён некоммерческий прорыв в использовании космоса. Будут развиваться исследования, жажда которых у человека никогда не пройдёт. Краундфайндинг будет все лучше и быстрее работать, колоссальные деньги можно будет собрать на космос. И космос даст огромные возможности всем людям на Земле быть к нему сопричастными». Марк АЛЛЕН, президент компании Boeing International подчеркнул: «Конечно, низкоорбитальные станции, коммерциализация, дальний космос - необходимо объединить все ресурсы и сбалансировать пропорции, все должно работать эффективно для тех, кто живет на Земле». Николя БУТЕН, глобальный руководитель аэрокосмической практики The Boston Consulting Group добавил, что компетенции РОСКОСМОСА дают возможность перспективной работы в области государственно-частного партнёрства. «У нас получается реализовывать многие проекты, и мы расширяем сотрудничество. Необходимо перезапустить активные исследования космоса. Через несколько лет космические решения для интернета будут успешно конкурировать с наземными. У нас будет 1 запуск в неделю и стоить он будет 1 миллион долларов», - сказал БУТЕН. В заключение Игорь КОМАРОВ, поблагодарив коллег за интересный разговор, добавил, что «коммерческие и исследовательские проекты в мировой космической отрасли уже давно вышли за рамки возможностей экономик отдельных стран. Чтобы достигнуть той отдачи, которую мы ожидаем от космоса через 20 лет, все космические державы должны работать вместе!» |