Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

kroton

#1900
«Роскосмос» создаст оператора коммерческих запусков

Спойлер
Госкорпорация «Роскосмос» создаст единого оператора коммерческих запусков, который будет координировать маркетинговую деятельность российских производителей. Об этом газете «Известия» рассказал официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков.

«Планы формирования единого оператора коммерческих заказов обсуждаются нами в контексте реформы космической отрасли, — отметил он. — Координация маркетинговой деятельности российских производителей на мировом рынке пусковых услуг представляется логичной, особенно в эти годы, когда рынок видоизменяется и появляются новые амбциозные игроки».
[свернуть]
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/571d51d39a7947df975e1cb3

Итак: Предыдущее головные операторы: ЦЭНКИ, Главкосмос...
и "частные" Старсем, Евророкот, ILS, Sea Launch, Космотрас

АниКей

Российские ракеты-носители будет запускать единый оператор

                

       «Роскосмос» сформирует единого оператора коммерческих запусков    
Структура будет координировать маркетинговую деятельность российских производителей ракетной техники на мировом рынке пусковых услуг
    
             

Структура будет координировать маркетинговую деятельность российских производителей ракетной техники на мировом рынке пусковых услуг       
Спойлер

Фото пресс-службы «Роскосмоса»/ federalspace.ru
 
       
Госкорпорация «Роскосмос» сформирует единого оператора коммерческих запусков — структуру, которая будет заниматься маркетингом пусковых услуг разных ракет-носителей от всех российских производителей.
— Планы формирования единого оператора коммерческих заказов обсуждаются нами в контексте реформы космической отрасли, — сообщил официальный представитель госкорпорации Игорь Буренков. — Координация маркетинговой деятельности российских производителей на мировом рынке пусковых услуг представляется логичной, особенно в эти годы, когда рынок видоизменяется и появляются новые амбциозные игроки. Согласованные действия позволят нам точнее выстраивать отношения с основными заказчиками услуг, проводить более гибкую маркетинговую политику, основанную на дифференцированном подходе к заказчикам. Как будет выстроена новая система, станет ясно позднее.
В последние десятилетия российские компании работали на внешних рынках самостоятельно. Центр Хруничева продает пусковые услуги «Протонов» через американскую дочернюю компанию International Launch Services (ILS). А РКК «Энергия» через дочернюю Energia Overseas Limited (EOL) продавала пуски с буксируемой морской платформы Sea Launch посредством «Зенитов» (сейчас проект Sea Launch). Российско-французское СП «Старсем» продвигало пуски ракетами «Союз» с космодрома «Куру». А для маркетинга конверсионных носителей «Рокот» работала отдельная структура Eurockot.  Еще были небольшие частные компании, не контролируемые напрямую крупными производителями ракетной техники. Например, «Международные космические услуги» (МКУ), наполовину принадлежащая УГМК Искандера Махмудова, продавала услуги выведения «Зенитами» с Байконура. А «Космотрас», принадлежащая Сергею Недорослеву, адаптирует для запуска спутников МБР Р-36М.
Идею сформировать единую структуру для координации действий на глобальном рынке высказывал еще в 2011 году на тот момент руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин. Он стремился создать близкий аналог «Рособоронэкспорта», осуществляющего продажу российских вооружений по всему миру.
Идею Поповкина тогда реализовать не удалось, поскольку предприятия отрасли на тот момент не подчинялись «Роскосмосу» в такой степени, чтобы космическое агентство могло лишать их каких-то важных функций: формально предприятия были подотчетны «Росимуществу». Показателен пример отношений РКК «Энергия» и «Роскосмоса» в период 2012-2014 годов, когда «Роскосмос» предлагал «Энергии» избавиться от «Морского старта» как от убыточного и неперспективного актива. Но глава «Энергии» поступил по своему усмотрению — он перевел активы «Морского старта» в собственность офшоров и продолжал финансировать проект, который в итоге окончательно обанкротился после того, как украинский «Южмаш» перестал делать для него ракеты.
— Замысел сформировать единого оператора коммерческих заказов логичен в контексте общей централизации, осуществляющейся сейчас в ракетно-космической отрасли, — пояснил Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. — Таким образом, повысится прозрачность схем, уменьшится количество посредников, повысится эффективность деятельности управленческого персонала. Раз уж формируется единая корпорация, то ей нужен один общий отдел, отвечающий за экспортные вопросы. Больших усилий на пути создания такой структуры, видимо, не потребуется, поскольку компании такие уже есть, они давно работают, нужно только выбрать одну конкретную и наделить ее дополнительным функционалом.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

ZOOR

Максим Овчинников: с внесенными поправками в закон о ГОЗ воровать станет труднее

Цитировать- В каких сферах оборонной промышленности чаще всего фиксируются нарушения?
 
- Вы знаете, я бы никого не выделял, везде примерно одинаковая ситуация, нарушения возникают либо по незнанию закона, либо по какому-то умыслу, но во всех отраслях. Здесь, к сожалению, ситуация такая, что нет лидеров, которых мы могли бы похвалить, у нас все пока не так хорошо, как хотелось бы.
 
Нарушения есть везде, другое дело, что новый закон, как я уже говорил, заработает по нашей части в полном объеме только во втором полугодии этого года, и часть нарушений будут им нивелированы, потому что он носит запретительный характер. Он запрещает хозяйствующим субъектам ряд действий, которые позволяли им, например, выводить средства из государственного оборонного заказа.
 
Согласно поправкам запрещены некоторые операции со средствами, выделяемыми в качестве аванса по государственным контрактам: нельзя заключать контракты с физическими лицами, нельзя выводить деньги в офшоры, нельзя покупать акции и облигации, нельзя списывать средства со специального счета, пока нет акта приема выполненных работ и т.п. То есть эти нормы сыграют свою роль и воровать станет гораздо труднее, чем раньше, соответственно, часть нарушений просто как класс пропадет.
 
 
- То есть, насколько я понял, формирование цен - это самая актуальная проблема ФАС в сфере Гособоронзаказа?
 
- Да, формирование цен, а также торги государственных корпораций, таких как Роскосмос, ОАК, ОСК и так далее. Мы ведем работу, чтобы эти торги были как можно более эффективными, и кооперация в исполнении госконтрактов была максимально конкурентна и давала максимально адекватные цены без фактов завышения.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

m-s Gelezniak

ЦитироватьАниКей пишет:
Российские ракеты-носители будет запускать единый оператор



«Роскосмос» сформирует единого оператора коммерческих запусков
Структура будет координировать маркетинговую деятельность российских производителей ракетной техники на мировом рынке пусковых услуг



Структура будет координировать маркетинговую деятельность российских производителей ракетной техники на мировом рынке пусковых услуг




Скрытый текст



Фото пресс-службы «Роскосмоса»/ federalspace.ru


Госкорпорация «Роскосмос» сформирует единого оператора коммерческих запусков — структуру, которая будет заниматься маркетингом пусковых услуг разных ракет-носителей от всех российских производителей.
— Планы формирования единого оператора коммерческих заказов обсуждаются нами в контексте реформы космической отрасли, — сообщил официальный представитель госкорпорации Игорь Буренков. — Координация маркетинговой деятельности российских производителей на мировом рынке пусковых услуг представляется логичной, особенно в эти годы, когда рынок видоизменяется и появляются новые амбциозные игроки. Согласованные действия позволят нам точнее выстраивать отношения с основными заказчиками услуг, проводить более гибкую маркетинговую политику, основанную на дифференцированном подходе к заказчикам. Как будет выстроена новая система, станет ясно позднее.
В последние десятилетия российские компании работали на внешних рынках самостоятельно. Центр Хруничева продает пусковые услуги «Протонов» через американскую дочернюю компанию International Launch Services (ILS). А РКК «Энергия» через дочернюю Energia Overseas Limited (EOL) продавала пуски с буксируемой морской платформы Sea Launch посредством «Зенитов» (сейчас проект Sea Launch). Российско-французское СП «Старсем» продвигало пуски ракетами «Союз» с космодрома «Куру». А для маркетинга конверсионных носителей «Рокот» работала отдельная структура Eurockot. Еще были небольшие частные компании, не контролируемые напрямую крупными производителями ракетной техники. Например, «Международные космические услуги» (МКУ), наполовину принадлежащая УГМК Искандера Махмудова, продавала услуги выведения «Зенитами» с Байконура. А «Космотрас», принадлежащая Сергею Недорослеву, адаптирует для запуска спутников МБР Р-36М.
Идею сформировать единую структуру для координации действий на глобальном рынке высказывал еще в 2011 году на тот момент руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин. Он стремился создать близкий аналог «Рособоронэкспорта», осуществляющего продажу российских вооружений по всему миру.
Идею Поповкина тогда реализовать не удалось, поскольку предприятия отрасли на тот момент не подчинялись «Роскосмосу» в такой степени, чтобы космическое агентство могло лишать их каких-то важных функций: формально предприятия были подотчетны «Росимуществу». Показателен пример отношений РКК «Энергия» и «Роскосмоса» в период 2012-2014 годов, когда «Роскосмос» предлагал «Энергии» избавиться от «Морского старта» как от убыточного и неперспективного актива. Но глава «Энергии» поступил по своему усмотрению — он перевел активы «Морского старта» в собственность офшоров и продолжал финансировать проект, который в итоге окончательно обанкротился после того, как украинский «Южмаш» перестал делать для него ракеты.
— Замысел сформировать единого оператора коммерческих заказов логичен в контексте общей централизации, осуществляющейся сейчас в ракетно-космической отрасли, — пояснил Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. — Таким образом, повысится прозрачность схем, уменьшится количество посредников, повысится эффективность деятельности управленческого персонала. Раз уж формируется единая корпорация, то ей нужен один общий отдел, отвечающий за экспортные вопросы. Больших усилий на пути создания такой структуры, видимо, не потребуется, поскольку компании такие уже есть, они давно работают, нужно только выбрать одну конкретную и наделить ее дополнительным функционалом.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/611303#ixzz46oF8At1n
В общем дыра будет для бюджета. Делается явно под Ангару, а у той перспективы на зарубежные пуски только с дотацией.
И с учетом нововведений по страховке вообще пессня.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Магадан Магадан

Как будто у нас много этих операторов, один и остался.

АниКей

#1905

       «Энергия» и «Решетнёв» начали борьбу за контракт на «Экспрессы»    
Конверты с заявками компаний были вскрыты на прошлой неделе, «Решетнёв» предложил сумму на 1,2 млрд рублей ниже
    
        
Спойлер

Фото: REUTERS/Ilya Naymushin
 
       
На прошлой неделе конкурсная комиссия госпредприятия «Космическая связь» (ГПКС) вскрыла конверты конкурсантов, участвующих в закрытом тендера за право построить спутники вещания «Экспресс-103» и «Экспресс-80». 
За два космических аппарата ГПКС готова заплатить 15,5 млрд рублей, взяв на себя валютные риски (госкомпания готова сама оплатить целевое оборудование, которое в любом случае будет покупаться у зарубежного производителя). 
По словам источника в ГПКС, заявки были поданы от «ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва» и РКК «Энергия», представленного совместным предприятием с Airbus — «Энергия САТ». 
Решение о победителе должно быть принято и объявлено на этой неделе, говорит собеседник в ГПКС. 
Близкий к руководству ГПКС источник сообщил, что заявка от «Решетнёва» выигрывает по цене — российский производитель заявил цену на 1,2 млрд рублей ниже, чем «Энергия САТ».
С точки зрения уровня технического решения и сроков поставки мы в обоих случаях получим сопоставимое решение, основанное на передовых зарубежных технологиях. Если выигрывает «Решетнёв», то на российскую спутниковую платформу установят целевое оборудование, произведенное Thales Alenia, а если выиграет «Энергия САТ», то целевое оборудование купят у конкурента — Airbus Defence and Space (ADS). 
В предложениях «Решетнёва» и «Энергии» наверняка можно найти различия, например по срокам поставки или по глубине локализации производства на российской площадке (а она безусловно выше у «Решетнёва»). Но определять победителя вряд ли будут по этим критериям. Результаты тендера покажут, что сейчас для Роскосмоса важнее: выстраивание отношений с зарубежным стратегическим партнером, или поддержка крупного российского производителя.

Руководство ADS в последнее время ведет себя на российском рынке очень активно: только в этом году руководство компании приезжало в Москву дважды, в том числе для обсуждения планов по расширению взаимодействия в рамках СП «Синертек»: уже в этом году в Москве планируется начать производство твердотельных усилителей мощности для аппаратов «Глонасс». А в ближайшей перспективе здесь планируют локализовать производство целого ряда продуктов на базе технологий ADS: универсальные модули источников вторичного электропитания бортовой аппаратуры, блоки управления электроракетными двигателями и т.д. Стоит добавить, что ADS помогло Роскосмосу в прошлом году получить суперконтракт на запуск спутников OneWeb с помощью 20 ракет «Союз» и разгонными блоками «Фрегат». В целом ADS ведут себя как друзья и всячески во время визитов в Москву намекают, что хотели бы видеть ответные дружественные жесты с российской стороны.
У «Решетнёва» есть свои сторонники и веские аргументы. Это крупнейший в РФ производитель спутников, градообразующее предприятие. Лишение компании сразу двух крупных контрактов больно ударит по «Решетнёву», так как ряд программ по военной линии спутникостроения заморожен из-за технологических санкций, не позволяющих покупать нужного качества комплектацию. Программа по созданию аппаратов «Глонасс К-1» также пока в подвешенном состоянии: будут комплектующие — спутники построят и передадут заказчику. Если решить вопросы с комплектацией не удастся — будут переносы сроков и простои. В технологическом отношении «Решетнёв» — это наиболее продвинутое предприятие российской космической отрасли, и в его поддержке госзаказами есть прямой смысл.
— Политически Роскосмосу более выгодно отдать победу ADS, а «Решетнёва» поддержать субсидиями, в случае если предприятие попадет в затруднительную ситуацию, — считает Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. 
Владимир Терехов, глава российского представительства ADS, заявил «Известиям», что его компания сформулировала весьма интересное и выгодное предложение.
— Надеюсь, конкурсная комиссия его оценит беспристрастно, — отметил Терехов.
Генеральный директор «ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва» Николай Тестоедов заявил, что он ждет объективного решения конкурсной комиссии и прокомментирует итоги тендера после объявления результатов.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьПервый запуск может в корне изменить космодром Восточный         
  http://rueconomics.ru/170771-pervyi-zapusk-mozhet-v-korne-izmenit-kosmodrom-vostochnyi

          Углегорск, 26.04.16          -           12:25      
                        
Система управления космодромом «Восточный» может быть реструктуризирована после первого запуска, сообщил директор филиала госкорпорации «Роскосмос»  Константин Чмаров.
  Структура космодрома выстраивается по мере необходимости, сообщили в Роскосмосе
«На данный момент остро стоит вопрос создания структуры государственного испытательного космодрома. Выполняем поручение президента РФ»,- сказал он.
По словам Чмарова, соответствующее решение может быть принято уже после первого запуска, который запланирован на 27 апреля, по итогам анализа результатов старта и рассмотрения вопроса о возможности трансформации организационной структуры космодрома.
«На космодроме структура управления выстраивалась по мере необходимости. На первых порах строительства вообще не было никакой структуры на космодроме, все вопросы решались Роскосмосом и правительством Амурской области. Позже появилась дирекция космодрома, ЦЭНКИ, филиал госкорпорации. Организационная структура меняется исходя из поставленных задач»,- рассказал Чмаров.
В настоящее время в России действует только один государственный испытательный космодром Плесецк. Вторым космодромом с аналогичным статусом был Свободный, как раз рядом с ним и был построен Восточный.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

Владимир Титов: России пора создавать свой космический ...

Владимир Титов: России пора создавать свой космический телеканал  28.04.2016 10:48  

Своими впечатлениями от запуска "Союза 2.1а" с космодрома Восточный делится летчик-космонавт, Герой Союза Владимир Титов...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1909
«Будет постепенно наращиваться количество запусков»                         Представитель «Роскосмоса» о пуске ракеты с Восточного                         
                      28.04.2016, 10:56
 
«Союз-2.1а» стартовал с космодрома Восточный. Это первый пуск с новой площадки в Амурской области. Ракета-носитель вывела на опорную орбиту три спутника. Первый запуск с Восточного должен был состояться в среду. Однако по техническим причинам его перенесли на сутки. Официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Поздравляем вас с успешным запуском.
— Вы знаете, я поздравляю всех нас, потому что космос — это наше общее дело. Последние опросы ВЦИОМа говорят, что 85% наших граждан хотят, чтобы финансирование космоса не сокращали, это о чем-то говорит. Так что я всех поздравляю.
 
— Сами вы довольны запуском, все прошло в штатном режиме?
 — Вы знаете, как вам сказать, мы же все знаем ту ситуацию, которая сложилась у нас вчера. Правда, мы, собственно говоря, с самого начала говорили о том, что наша резервная дата 28 апреля и время 5:01, оно сохраняется. Собственно говоря, это и получилось, это и произошло. Все нормально. Ракета взлетела, спутники успешно готовятся выполнять свои задачи и функции. Так что все получилось так, как мы и предсказывали, когда говорили о том, что наша резервная дата 28 апреля, а время 5.01.
Ну а вчерашняя ситуация показала, что космодром готов к запускам, потому что именно системы космодрома просигнализировали о том, что не все в порядке, соответственно, автоматика подала команду «отбой» на старте. Поэтому с точки зрения необходимых испытаний космодрома Восточный могу сказать, что они прошли успешно и даже более чем, потому что ракета выведена абсолютно штатно и без всяких замечаний.
— Игорь Юрьевич, а по поводу вчерашнего дня что-то известно уже более подробно? В чем причина того, что запуск отложили?
— А причина, в общем, не в том, о чем говорили разные странные независимые источники, они потому и независимые, что от них ничего не зависит.
— Мы поэтому и от вас хотим узнать.
— Есть комиссия, которая приняла решение по поводу того, что запуск сегодня можно проводить, она окончательно должна разобраться в причинах того, что не получалось в среду, окончательное заключение когда будет уже официально проверено и заверено, там есть определенная процедура, мы обязательно об этом расскажем. Единственное, что можно сказать уже сейчас, что это было незначительное совершенно событие, ни в коем случае никакое не катастрофическое, не аварийное, потому что по-другому если бы было, то запуск сегодня не произошел бы. Но как это точно звучит, точные формулировки мы обязательно дадим, но чуть позже.
— Скажите, а вообще как проходит запуск ракеты с космодрома, тем более с нового космодрома? Волнуются ли люди, как они реагируют, когда запуск уже состоялся, аплодисменты — не аплодисменты, какая обстановка вообще там?
— Вообще для того, чтобы точно быть уверенным в том, что запуск состоялся, это не значит, когда ракета, скажем так, поднялась от земли, это еще ничего не значит. На самом деле нужно дождаться, когда она выйдет на заданную орбиту, а это минимум 530 секунд. Поэтому основные люди на космодроме, которые знают, как это на самом деле происходит, начинают поздравлять друг друга только после того, когда вот это время прошло. И, конечно же, все его очень ждут. А это, как вы понимаете, более длительный период, чем просто отрыв от земли.
Ну, сегодня естественно так и было, вот кто приглашен был на просмотр, они, конечно, радуются, как только ракета взлетела, а уже профессионалы радуются чуть позже. Но радовались все примерно одинаково, потому что, конечно, это важнейшее событие не только для тех, кто строил космодром, но и для всей страны. Ведь тем, что у нас появляется Восточный, Россия получает независимый выход в космос, в частности, для своей пилотируемой программы. Это особенно важно, потому что, конечно же, космодром Байконур замечательный — первый космодром в мире, — но он находится на территории другого государства, дружественного нам Казахстана, но другого, а Восточный совершенно другие перспективы открывает для дальнейшего освоения космического пространства.
— Игорь Юрьевич, а что с Байконуром теперь будет?
— С Байконуром все будет нормально, он будет по-прежнему развиваться, работать в том смысле, что он все-таки как стартовый комплекс обязательно нужен. И, естественно, у нас действует соглашение до 2050 года по аренде, но я полагаю, что с вводом Восточного в эксплуатацию просто будет немного пересмотрена система запусков. И я полагаю, что Восточный станет очень важной площадкой, ведь это первый, по сути, единственный гражданский космодром в России, что открывает совершенно уникальные перспективы для международного сотрудничества.
Конечно, без этого трудно говорить и представлять движение в дальний космос, кстати, в любых больших международных проектах Россия всегда участвует. Немыслима без нас Международная космическая станция, и проект «Экзомарс», совместный российско-европейский, аппарат сейчас вот летит к Марсу, и совместные наши идеи по поводу лунной программы, которые все больше и больше сейчас завоевывают место, в отличие от менее реальных, то есть более отдаленных марсианских программ — все это космодром «Восточный», потому что мы отсюда будем выводить наши корабли и космические аппараты, которые будут разные функции выполнять.
— Игорь Юрьевич, поясните, пожалуйста, то есть будет какое-то разведение, то есть пилотируемые запуски будут с одного космодрома, а непилотируемые, например, с другого?
— Нет, как раз в этом смысле космодром Восточный — универсальный космодром. С него можно будет как пилотируемые, так и непилотируемые пуски делать.
— Но при этом от Байконура постепенно будут отказываться, да?
— Вы знаете, дело все в том, что, скорее всего, просто не то чтобы отказываться, потому что зачем же отказываться от того, что хорошо работает и приносит России деньги, если говорить о коммерции. Нет, просто будет дополнительная возможность еще делать дополнительное количество запусков, потому что запрос, поверьте, на это только возрастает, а это значит, что нужно соответствовать всем требованиям, быть коммерчески устойчивыми, а самое главное — конкурентоспособными.
А Россия в области космоса, уж поверьте мне, очень конкурентоспособна, поэтому эту отрасль поддерживает государство. Соответственно, очевидно совершенно, как, знаете, мы в этом году объявили Год Гагарина целиком, потому что 55-я годовщина запуска произошла, и у нас такой там девиз — «Подними голову». То есть слухи о том, что Россия у нас отстает в космосе, какой-то там другой номер вместо первого стала занимать, они сильно преувеличены. Да, у нас есть проблемы, есть в отрасли системная сложная ситуация, поэтому и создана госкорпорация «Роскосмос». Но, тем не менее, эти вопросы успешно можно преодолеть, если системно эти проблемные вещи решать. Вот для этого все и делается.
Соответственно, новый космодром, который на новом технологическом уровне позволяет задачи решать, естественно, помогает нам с вами иначе все это представлять и развивать те направления, которые для России являются приоритетными и которые делают ее ведущей космической страной в ракетостроении, в двигателестроении, в пилотируемых программах. Потому что наши космонавты, наши космические станции — ну такого опыта нет ни у кого, только у нашей страны. И это все очень востребовано нашими международными партнерами. Не нужно думать о том, что мы просто с нашей, так скажем, любовью лезем к тем, кому она не нужна. Это совсем не так. Достаточно просто побывать на любой международной конференции, мы сразу увидим, какое место занимает Россия в космосе. Мы — лидеры. Это так и есть. И запуск космодрома это подтверждает.
— Игорь Юрьевич, поясните, а что дальше будет с Восточным, какая инфраструктура должна там появиться в ближайшее время, и какие, может быть, запуски уже планируются сейчас?
— Смотрите, у нас на сегодняшний день, понятное дело, с запусками все очень просто: в этом году будет достраиваться первая очередь космодрома Восточный, в 2017 году планируются запуски, но точное количество мы определим обязательно позже, потому что все-таки стартовые режимы, что касается проведения испытаний самого космодрома, всего комплекса, потому что сейчас только стартовый минимум достроен, что сегодня мы и продемонстрировали, запустив ракету. Но надо тут еще много чего доделать. И такая ритмичная, нормальная работа начнется, конечно, с 2018 года. Это тоже нужно понимать.
Но запуск сегодняшний доказывает, что космодром работает, что с него могут запускаться ракеты, и это очень важная веха, доказывающая, что движение идет в правильном пути. Так что будет постепенно наращиваться количество запусков, но, естественно, это будет не сразу, потому что понятно, нужно чтобы все это было откатано, сделано как следует, ну и чтобы была 100-процентная гарантия, что все будет происходить успешно. Хотя от неудач никто не застрахован, но говорить сегодня о них очень не хочется.
                                "Коммерсантъ FM" от 28.04.2016, 10:56
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

#1910
ЦитироватьАниКей пишет:
Владимир Титов: России пора создавать свой космический ...

Владимир Титов: России пора создавать свой космический телеканал 28.04.2016 10:48

Своими впечатлениями от запуска "Союза 2.1а" с космодрома Восточный делится летчик-космонавт, Герой Союза Владимир Титов...
ЦитироватьСвоими впечатлениями от запуска «Союза 2.1а» с космодрома Восточный делится летчик-космонавт, герой СССР Владимир Титов...
- Читал отзывы пользователей соцсетей... Люди гордятся отечественной космонавтикой, поздравляют друг друга, но в то же время испытывают недоумение: заводили будильники, чтобы не пропустить старт ракеты, однако нигде прямой трансляции запуска ракеты не было.  Очень многих это огорчило...
- Я тоже смотрел в записи. Ну что сказать? Все зависит от сетки вещания каналов. У меня создалось впечатление, что в России пора создавать свой специализированный космический телеканал. Может быть под эгидой «Роскосмоса». Этот канал будет показывать не только прямые запуски, но и весь ход подготовки ракет, их изготовления, производства спутников, может быть даже подготовку экипажей. В общем, я считаю, что было бы неплохо иметь телеканал для нашей космической индустрии.
Пора, пора... только показывать в записи... что могли показать и обычные каналы. А для большего обхвата лучше показывать на разных каналах, а не на одном специализированном, принудительным вставлением в ветку вещания.

Amilo

NASA показывает во всех ракурсах и рокеткамы тоже, а у нас..... :( 
Ведь это реклама.....

ОАЯ

#1912
В 18:27:
По мнению Шалимова (Гендиректор НПО автоматики), на ставший причиной срыва запуска кабель могли просто не обратить внимания из-за его длины — всего 2,5 метра, в то время как другие кабели в длину несколько десятков метров.

А вот как отвечает официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков в В 10:56 того же дня:

— Игорь Юрьевич, а по поводу вчерашнего дня что-то известно уже более подробно? В чем причина того, что запуск отложили?
— А причина, в общем, не в том, о чем говорили разные странные независимые источники, они потому и независимые, что от них ничего не зависит.
— Мы поэтому и от вас хотим узнать.
— Есть комиссия, которая приняла решение по поводу того, что запуск сегодня можно проводить, она окончательно должна разобраться в причинах того, что не получалось в среду, окончательное заключение когда будет уже официально проверено и заверено, там есть определенная процедура, мы обязательно об этом расскажем. Единственное, что можно сказать уже сейчас, что это было незначительное совершенно событие, ни в коем случае никакое не катастрофическое, не аварийное, потому что по-другому если бы было, то запуск сегодня не произошел бы. Но как это точно звучит, точные формулировки мы обязательно дадим, но чуть позже.


Ничего конкретного. А представитель ведь не философско-литературного или философско-правового института, а насквозь технической отрасли. Сразу жаль потерянного времени на чтение. Печально.

Amilo

Пускай учатся у Маска и Наса пиару....

АниКей

Судьбу финансирования "Восточного" решали впятером, Кудрина пришлось уговаривать
Экс-глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов вспомнил, как начиналась стройка нового века
            Сегодня в 20:37 http://www.mk.ru/science/2016/04/28/sudbu-finansirovaniya-vostochnogo-reshali-vpyaterom-kudrina-prishlos-ugovarivat.html                                       
Удачный — пускай и со второй попытки — запуск ракеты с космодрома «Восточный» снова дал повод поговорить об истории создания второго «Байконура». Зачем нам сразу два космодрома? Какие места рассматривались для строительства вместо Амурской области? Какие проблемы приходилось решать на первых порах? Об этом «МК» рассказал бывший глава Роскосмоса, ныне заместитель генерального директора АО «Российские космические системы» Анатолий ПЕРМИНОВ при котором закладывался новый космодром в 2011-м году.
                              
                                         
фото: Роскосмос
                                                
                    
Зачем нужен космодром «Восточный»
- Каждая страна наращивает количество стартовых площадок, отмечается тенденция роста габаритно-массовых характеристик пилотируемых и грузовых космических кораблей, модулей орбитальных станций, растет масса типовых космических аппаратов, запускаемых на геостационарную орбиту.
Вновь создаваемые средства выведения должны быть экономически эффективными, иметь высокую техническую надежность и безопасность эксплуатации, основываться на экологически чистых компонентах ракетного топлива. Таким образом, «парк» отечественных носителей будет расти и количественно и качественно. Безусловно, можно было приступить к разработке и строительству принципиально новых стартовых и технических комплексов на космодроме «Байконур». Технически это вполне реализуемо. Однако следует быть реалистичными – сегодня новое строительство на космодроме «Байконур» фактически означает создание дорогостоящей национальной инфраструктуры на территории другого государства, причем такой инфраструктуры, использование которой уже сегодня становится экономически невыгодным, а завтра может стать политически сомнительным.
Справка «МК». Аренда объектов «Байконура» ежегодно обходится России в 115 млн долларов США. Около 1,3 млрд рублей ежегодно российская сторона тратила на содержание города Байконур.
 
Кто претендовал
- Для строительства нового космодрома рассматривались, как минимум, шесть мест: Капустин ЯР (Астраханская область), Березники (Пермский край), Тара (Омская область), Усть-Кут (Иркутская область), Свободный (Амурская область) и Советская гавань (Хабаровский край)...
В результате основными остались два места размещения – Свободненский район Амурской области и Ванинский район Хабаровского края. В процессе работы приоритет был отдан Амурской области (где сейчас и располагается «Восточный»).
Имеется целый ряд факторов, убедительно подтверждающих обоснованность данного выбора. Это и обеспечение максимальной безопасности при пусках ракет-носителей и оптимальный уровень затрат на строительство космодрома при сравнении с другими рассмотренными регионами, удаленными от европейской части России.
Немаловажную роль сыграли общегосударственный характер задачи по развитию Дальневосточного региона и усилению его роли в национальной экономике и его значимость в расширении для России сферы экономического сотрудничества и политического влияния в Азиатско–Тихоокеанском регионе.
 
Что могло сорвать стройку
- В 2008 году в связи с финансовым кризисом в мире и в стране начались сокращения объемов финансирования всех Министерств и ведомств, в том числе сокращение финансирования грозило и Роскосмосу на 2009–2011 годы. Последствия такого сокращения были бы для нас катастрофой, поэтому мною были поставлены задачи по подготовке документов в Правительство по недопущению таких объемов финансирования.
В противном случае мы бы имели: задержку сроков создания космодрома «Восточный», отставание, как минимум на 3 года в создании перспективных космических систем и т.д. В декабре 2008 года я был вызван на совещание по данному вопросу к Владимиру Владимировичу Путину. В кабинете кроме нас было всего еще несколько человек: Сергей Борисович Иванов, Алексей Леонидович Кудрин и Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.
Я доложил варианты сокращения и их последствия. В ходе обсуждения я понял, что почти все собравшиеся не хотели такого сокращения финансирования Роскосмоса, но Алексей Кудрин был категорически против. Мне было предложено выйти из кабинета, я с упорством обреченного отказался выходить, думая, что мне не доверяют. Тогда Владимир Владимирович. встал, подошел ко мне и объяснил, что мне нужно выйти из кабинета, чтобы они поговорили без меня, я вышел.
Через несколько минут вышел Иванов. и сказал, что надежда у меня остается, следом еще через 10 минут вышла Эльвира Набиулина... Алексея Кудрина все не было. Наконец он вышел, возбужденный весь, подошел ко мне и сказал: «Вы вернете мне эти деньги через 2–3 года, мы их все равно с вас снимем», я ответил, что, конечно, согласен, понимая, что никакого сокращения для нас не будет, а наоборот, мы получим увеличение финансирования.
До сих пор я благодарен Владимиру Владимировичу Путину за его предвидение развития событий и поддержку Роскосмоса в это тяжелое время. Он, лично посещая предприятия ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», ФГУП «НПО имени С.А. Лавочкина», ОАО НПО «Энергомаш им. академика В.П. Глушко» принимал участие по оказанию финансовой помощи этим предприятиям во время финансового кризиса.
 
Каковы задачи нового космодрома
- Он должен быть ориентирован на решение задач, прежде всего космической деятельности научного и социально-экономического назначения (читайте материал "Ракета, взлетевшая с "Восточного", вывела на орбиту охотника за "эльфами"").. При этом, на новом космодроме обязательно должна быть предусмотрена возможность реализации программы пилотируемых космических полетов.
На космодроме должны развертываться перспективные средства выведения, использующие экологически безопасные компоненты ракетного топлива. Отсюда предстоит осуществлять пилотируемые экспедиции на Луну, обеспечивать жизнедеятельность постоянно действующих обитаемых баз на поверхности Луны, запускать исследовательские аппараты для дальнейшего изучения космического пространства, спутники связи и наблюдения Земли на базе новых тяжелых платформ.
 
Записала Наталья ВЕДЕНЕЕВА
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 28 апр — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин объявил выговор вице-премьеру Дмитрию Рогозину и строгий выговор главе "Роскосмоса" Игорю Комарову за сбой при попытке пуска с Восточного 27 апреля, подтвердил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.
"Да (эта информация соответствует действительности – ред.)", — сказал Песков РИА Новости.
Он также подтвердил, что в отношении гендиректора НПО Автоматики Леонида Шалимова вынесено постановление о неполном служебном соответствии.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1916
Директор "НПО Автоматики" отстранен до завершения расследования сбоя на Восточном, сообщил источник

 
 
 
 
Источник ТАСС в ракетно-космической отрасли сообщил об отстранении от работы генерального директора "НПО Автоматики" Леонида Шалимова до завершения расследования причин сбоя на космодроме Восточный.
 "Принято решение на время работы спецкомиссии отстранить от исполнения своих обязанностей Леонида Шалимова", - сообщил собеседник агентства. Как утверждается, решение принял лично вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
 Накануне состоялся телефонный разговор Рогозина и Шалимова, по итогам которого гендиректор предприятия вызван в Москву 6 мая.
 Напомним, президент РФ Владимир Путин объявил выговор вице-премьеру Дмитрию Рогозину, курирующему космическую отрасль, и строгий выговор главе "Роскосмоса" Игорю Комарову. Поводом для недовольства главы государства стала отмена 27 апреля старта ракеты с космодрома Восточный - на эту дату изначально был запланировал первый пуск с самого дорогого космодрома планеты.
 Запуск состоялся со второй попытки, утром 28 апреля. После этого Путин, лично наблюдавший за стартом, устроил руководителям космической отрасли "настоящий разнос", поскольку, как выяснилось, причиной сбоя оказалось "разгильдяйство".
 В этой связи президент также объявил постановление о неполном служебном соответствии гендиректора "НПО Автоматики" Леонида Шалимова - базирующееся в Екатеринбурге предприятие поставило кабель, от которого автоматика получила сигнал о неисправности.
 Накануне, 1 мая, Рогозин создал спецкомиссию по установлению причин сбоя. Предварительные выводы должны быть озвучены 6 мая.
 Комиссию возглавил член коллегии ВПК Олег Фролов, ранее работавший заместителем начальника штаба Космических войск, а также замруководителя Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ИСС имени Решетнёва» выиграло тендер на два спутника
«Экспресс»
 
Заказ оценивается в сумму более 14 млрд рублей



    
             
 
 Фото: REUTERS/Ilya Naymushin
 
       
Железногорское АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» выиграло тендер на поставку двух спутников вещания — «Экспресс-103» и «Экспресс-80», которые будут строиться для ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Результаты конкурса были объявлены 30 апреля. Как рассказал «Известиям» информированный источник в руководстве госкорпорации «Роскосмос», глава «Решетнёва» Николай Тестоедов уже позвонил главе ГПКС Юрию Прохорову и поблагодарил за оказанное доверие. Сам Прохоров комментировать итоги конкурса отказался, отметив, что он носил закрытый характер и его ход, равно как и результаты, могут комментировать сами участники. Контракт для подписания будет передан победителю тендера в течении  двух недель, отметил Прохоров.
За два космических аппарата ГПКС готова заплатить 15,5 млрд рублей, взяв на себя валютные риски (госкомпания готова сама оплатить целевое оборудование, которое в любом случае будет покупаться у зарубежного производителя).
На конкурс было подано две заявки: от «ИСС имени Решетнёва» и РКК «Энергия», представленного совместным предприятием с Airbus — «Энергия САТ». 
Близкий к руководству ГПКС источник сообщил, что заявка от «Решетнёва» выигрывает по цене — российский производитель заявил цену на 1,2 млрд рублей ниже, чем «Энергия САТ».
С точки зрения уровня технического решения и сроков поставки мы в обоих случаях получим сопоставимое решение, основанное на передовых зарубежных технологиях. Если выиграл «Решетнёв», то на российскую спутниковую платформу установят целевое оборудование, произведенное Thales Alenia, а если бы выиграла «Энергия САТ», то целевое оборудование было бы от конкурента — Airbus Defence and Space (ADS).
Еще 2 года назад ГПКС устраивал более представительные и открытые тендеры: в январе 2014 года на конкурсе ГПКС соревновались Airbus Defence and Space, канадская корпорация MDA, китайская промышленная корпорация «Великая стена» и «Решетнёв». 
С тех пор многое поменялось — после истории с отказом передать России вертолетоносец «Мистраль» военно-промышленная комиссия приняла решение не закупать оборудование двойного назначения (спутники вещания к ним относятся, с их помощью обеспечивается связь для руководства страны) за рубежом. Это не значит, что спутники будут целиком российскими, но отечественной будет платформа, на которую установят зарубежное целевое оборудование. И сами аппараты будут строиться в РФ — не отдать нам их целиком производитель точно не сможет, есть риск запрета на ввоз той или иной комплектации (что в последнее время случается регулярно, влияя на срок запусков космических аппаратов). 
Поэтому на тендер за «Экспресс-103» и «Экспресс-80» ГПКС пригласила только россиян — РКК «Энергия», «ИСС имени Решетнёва» и Объединенную ракетно-строительную корпорацию. Несмотря на «родственные» связи между всеми тремя компаниями (они входят в госкорпорацию «Роскосмос»), по утверждению члена конкурсной комиссии, тендер проходил с соблюдением всех положенных процедур, процедуру вскрытия конвертов фиксировали на видеокамеру.    
Согласно ранее опубликованным планам ГПКС в отношении спутниковой группировки, до конца 2018 года предприятие намерено запустить на геостационарную орбиту четыре новых аппарата — «Экспресс-АМУ3», «Экспресс-АМУ7», «Экспресс-80» и «Экспресс-103», параллельно из эксплуатации планируется вывести пять старых аппаратов. Стоит отметить, что «Экспресс-80» и «Экспресс-103» планируется вывести на орбиту парным запуском, то есть одной ракетой, предоставляемой «Роскосмосом» за счет бюджета Федеральной космической программы (ФКП сроком действия 2016–2025 годы). По сути, это «долг» «Роскосмоса» за неудачный запуск аппарата «Экспресс -AM4R», который был утрачен из-за нештатной работы «Протона». Другие спутники, выводимые на орбиту в период действия ФКП 2016–2025, ГПКС планирует запускать за счет внебюджетных источников.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1918
Цитировать«Мы вошли в индустриальный и рутинный этап космонавтики»                         Гендиректор ЦНИИмаш «Роскосмоса» Олег Горшков в интерью «Ъ FM»                                            10.04.2016, 12:10                                      
Что объединяет День космонавтики и День Победы? В чем ключевые различия между космонавтикой 60-х годов и тем, что происходит в отрасли сегодня? Как решить проблему дефицита квалифицированных кадров в российской космонавтике? На эти и другие вопросы ведущему «Коммерсантъ FM» Анатолию Кузичеву ответил генеральный директор ЦНИИмаш «Роскосмоса» Олег Горшков в рамках программы «Другой разговор».
 
                                      
                                               «Магнетическим проектом мог стать проект освоения Луны»                         
 ...                          
                                               «Проблема кадров была, есть и будет» ...                                                               «Лучшие европейские и американские спутники летают на российских двигателях»                         
 
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2960476
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать04.05.2016 RNS
     Интервью. Гендиректор «Информационных спутниковых систем имени Решетнева» Николай Тестоедов                                  
 
Более половины российских спутников, запущенных на орбиту в последние годы, созданы «Информационными спутниковыми системами Решетнева». О сегодняшнем дне известной спутникостроительной фирмы и о перспективных проектах агентству RNS рассказал генеральный директор ИСС Николай Тестоедов.
Спойлер
Как компания переживает кризис в экономике?
За десять лет, с 2005 по 2015 год, мы увеличили объем производства спутников приблизительно в десять раз. Но наиболее бурный рост был в первые годы этого десятилетия. В последние три года у нас произошла стабилизация объема реализуемых заказов. Это и не хорошо, и не плохо. Просто, такой сегодня рынок.
Одновременно стабилизировалась численность коллектива. Казалось бы, нормально: стабильный коллектив на стабильную производственную программу. Но есть одна лукавая вещь — это инфляция. В итоге вы при стабильном объеме производства в рублях и стабильном коллективе начинаете уменьшать собственную прибыль. А это ухудшение экономических показателей.
При стабилизировавшихся объемах работ по федеральным программам, коммерческим заказам и по новым работам с учетом диверсификации производства у нас плавно снижается численность коллектива за счет естественной смены поколений работников. Это нормальный процесс. Ни один человек у нас не сокращается. Мы предполагаем в условиях стабильного производства снижать количество занятых и тем самым удерживать уровень заработной платы. В то же время готовы при получении новых заказов в течение месяца увеличить численность работников. Тем более, что технологический цикл изготовления спутника измеряется не месяцами, а годами. При наличии большого количества резюме желающих попасть на предприятие всегда есть возможность быстро набрать нужных специалистов. Поэтому, скажем так, у нас сегодня такое регулируемое равновесие в заказах и занятости.
Если число работающих уменьшается, значит, производительность труда растет?
Да, но не теми темпами, как хотелось бы. Опять же из-за инфляции. Например, численность снизилась на 5%. Вроде бы, настолько же должна вырасти производительность труда при стабильном объеме работ, измеряемом в рублях. Но годовая инфляция за 10% этого результата достичь не дает. В целом производительность труда по основным технологическим процессам также стабилизировалась.
Сколько космических аппаратов производства ИСС запущено на орбиту в 2015 году?
В 2015 году на орбиту отправились восемь наших космических аппаратов, в том числе четыре в интересах министерства обороны. Остальные спутники — коммерческого и гражданского назначения. Это меньше, чем в 2014 году, когда были запущены 14 наших аппаратов. Но при этом к 1 января 2016 г. на предприятии находились «в боевой готовности» девять космических аппаратов «Глонасс-М» и еще четыре готовых спутника иного назначения, ожидающих запуска. Итого 13 аппаратов полностью готовых находились к началу года на предприятии. Поэтому показатель пусков не всегда является определяющим. Главное — то, что в производстве, и то, что завтра отправится на орбиту. Все определяется теми работами, которые мы выполняем. А они, как я уже сказал, стабильны. И здесь у нас нет никакого невыполнения или провала.
Каковы планы по производству и запуску спутников?
Мы поддерживаем орбитальную группировку ГЛОНАСС. Продолжаем работать над навигационными аппаратами нового поколения «Глонасс-К», но к запуску в 2016 году они еще не будут готовы. Планируемый пуск первых аппаратов –— это конец 2017 — начало 2018 года. Пока мы будем поддерживать группировку теми восемью аппаратами предыдущего поколения «Глонасс-М», которые находятся на заводе в готовом к пуску состоянии. Наземный резерв, необходимый для устойчивого состояния орбитальной группировки ГЛОНАСС в 2016–2017 годах, создан. В этом году один аппарат из этого резерва — уже запустили. Готовится к запуску в мае следующий.
В системе ГЛОНАСС мы полностью перешли на проектирование и производство спутников негерметичного исполнения. Это девять аппаратов модификации «Глонасс-К1», два из которых успешно прошли летные испытания и один уже работает в штатной группировке.
Далее, начиная с 2018 года параллельно с этой девяткой аппаратов «Глонасс-К1» мы приступим к изготовлению и летным испытаниям аппаратов «Глонасс-К2». Они более многофункциональны. Кроме увеличенного количества навигационных сигналов, как с частотным, так и с кодовым разделением, на них планируется еще большое количество других, не навигационных систем, например системы спасания «КОСПАС-САРСАТ».
Естественно, ИСС продолжает работать в интересах национальной безопасности. Заказы Минобороны для нас по-прежнему приоритетны. Начинаем прорабатывать новые решения под недавно утвержденную ФКП 2016–2025. Идет традиционное развитие ранее сформированных систем, а также тех, которые появились в Федеральной космической программе.
Запланирован ли групповой запуск спутников «Глонасс-М» в 2016 году?
Вопрос интересный. Мы создавали группировку, запуская «Протонами» по три спутника сразу. Сделали это успешно и достаточно быстро. Групповой запуск дешевле, чем три одиночных. Но сегодня, конечно, есть некая психологическая преграда после двух подряд неудачных групповых запусков спутников «Глонасс-М». Поэтому вопрос о продолжении групповых запусков — будут или нет, когда и в каком виде — лучше оставить на усмотрение наших заказчиков. Мы, естественно, готовим всю аналитику и показываем потребность в запусках или ее отсутствие. Ну, а планы Минобороны и «Роскосмоса» по производству средств выведения, а также графики работы космодромов определяют окончательный вариант запуска. Мы готовы к любому сценарию.
Новая ФКП-2025 предусматривает запуск спутников связи на внебюджетные средства. Как в этой новой схеме будет работать ИСС?
Мы обязательно будем участвовать во всех конкурсах национального оператора, госпредприятия «Космическая связь» (ГПКС), и других российских операторов. ИСС — единственная фирма в России, подчеркну, единственная на фоне остальных участников рынка, у которой значимая, огромная локализация производства составных частей космического аппарата. Остальные участники российского рынка, подающие свои заявки на участие в тендерах на спутники связи, как правило, действуют по классической схеме: они рассказывают о том, как купят на Западе то-то и то-то. Де-факто при таких проектах происходит просто финансирование западных спутникостроителей.
Так было с космическими аппаратами «Экспресс-АМ-4», «Экспресс-АМ-4Р», «Экспресс-АМ7», «Экспресс-АМУ1», в производстве которых мы не участвовали. Это было просто полностью западное производство при наличии в России, например у нашей фирмы, нормальных, хороших компетенций. Мы пытаемся сейчас эту ситуацию переломить в новых тендерах.
В ФКП-2025 появился проект новой низкоорбитальной системы спутниковой связи. Будет ли этим заниматься ИСС?
Это очень интересная для нас система связи. Напомню, предметом нашей особой гордости в 2015 году стало то, что мы две орбитальные группировки, заказанные «Роскосмосом», сдали в опытную эксплуатацию. Не два спутника, а две группировки. Это группировка из трех спутников ретрансляции «Луч», оператором которой является компания «Гонец». И это низкоорбитальная система связи «Гонец», в которой сегодня эффективно работают девять аппаратов, и на земле, в ИСС, готовятся к изготовлению очередные.
Параллельно с изготовлением спутников «Гонец-М», которые являются основой этой группировки, мы разрабатываем и спутники нового поколения. Но если раньше мы были монополистами в изготовлении данных аппаратов, то сегодня «Роскосмос» планирует научно-исследовательскую работу, в которой будут участвовать несколько компаний, и каждая представит свою концепцию.
Компания «Гонец», как оператор, выдает техническое задание на систему, то есть формирует ее исходные данные, определяемые количеством пользователей, длиной сообщений, тем частотным диапазоном, который будет наиболее эффективным для коммерческого применения, и рядом других параметров. Мы, естественно, имеем больше компетенций в этом вопросе. Но ситуация конкурсная. Поэтому мы участвуем в разработке предложений в рамках научно-исследовательской работы, которую предполагает провести «Роскосмос».
Мы исходим из того, что эта система должна быть, по крайней мере, так нам видится, полностью телематической. Никаких голосовых сообщений, которые для низкоорбитальной системы просто не нужны, а ресурсы потребляют огромные и существенно усложняют ретрансляторы и стоимость спутника. Не нужно делать, как это происходит сейчас, многочастотную систему. Ведь сколько частот на спутнике — столько нужно антенных систем и элементов ретранслятора. Мы перегружаем спутники избыточными функциями.
Сегодня «Роскосмосом» ставится абсолютно правильная задача: сделать простую, скорее всего, одночастотную телематическую систему. Такие системы в мире есть, например Orbcomm. У них есть своя ниша, и эта ниша эффективная. При численности населения Земли в 7,3 млрд человек эксперты прогнозируют появление в ближайшее время огромного количества — до 20 миллиардов — устройств, которые будут непрерывно обмениваться между собой телематическими данными без участия человека. Например, ваш «умный дом» будет запрашивать приход сантехника, ваш холодильник будет заказывать себе продукты, ваша пожарная сигнализация будет непрерывно сообщать о состоянии жилища, а перевозимый опасный груз будет все время извещать, где находится и о своем состоянии. И все это без участия человека. Это как раз та ниша, где нужна низкоорбитальная телематическая система спутниковой связи с маленькими наземными терминалами.
Спутники какого класса и назначения находятся в производстве ИСС?
Мы производим спутники различного назначения, нескольких классов с точки зрения массы и энерговооруженности, разных модификаций. Если мы говорим о телекоммуникационных спутниках, то, в первую очередь, это аппараты среднего и тяжелого классов.
Например, мы сейчас делаем четыре тяжелых телекоммуникационных спутника системы передачи данных. Это спутники серии «Благовест». Они предназначены для прямой ретрансляции в интересах Минобороны. Там нет ничего секретного. Просто огромные объемы социальный и иной информации проходят по линии министерства обороны. Этот информационный поток должен быть поддержан.
В конкурсе ГПКС мы участвуем с аппаратами связи среднего класса.
Вообще же мы отработали и унифицировали линейку спутниковых платформ легкого, среднего и тяжелого классов с энерговооруженностью от 3,2 кВт до 12,1 кВт, со сроком активного существования в 15 лет. Соответственно, мы можем с теми же унифицированными приборами, которые все имеют летную квалификацию, в любой момент скомпоновать любой аппарат. Все определяется только заказчиком.
Словом, идет нормальное развитие. Продолжаем единственно правильную в сегодняшних условиях линию, когда нашу ракетно-космическую промышленность останавливают санкциями, запретами на поставку современной электронной компонентной базы. У нас более половины электронных компонентов — импортного производства. Поэтому министерством обороны и «Роскосмосом» принято, считаю, абсолютно правильное решение продолжить линейку современных аппаратов, восполняя существующие группировки. Я уже говорил о запуске девяти «Глонассов-К1» и семи аппаратов системы «Гонец». То есть ставка делается на восполнение той или иной системы. Это позволяет обеспечивать устойчивость и в военном, и коммерческом сегментах.
Но параллельно на базе разрабатываемых российских или мировых доступных электронных компонентов идет разработка спутников нового поколения. Да, есть некая задержка в новом продукте, но грамотное решение о продлении действующих группировок ситуацию абсолютно удерживает.
Вы упомянули спутник «Благовест». Как идет программа?
«Благовест» — это спутник прямой ретрансляции, который должен работать в интересах министерства обороны по открытым каналам. Первый спутник мы готовы запустить в этом году. Он у нас на финишной стадии, и запуск его будет определяться даже не нами, а готовностью средств выведения. Второй и третий спутник мы готовы запустить в следующем году, а четвертый — в I квартале 2018 г. По состоянию работ, планы вполне реальные.
Как идет модернизация производства?
В предприятие вкладываются очень серьезные средства. Мы строим одновременно три больших цеха. Во-первых, монтажно-испытательный корпус — МИК-1, который мы должны ввести в 2016 году. Вторая очередь этого же корпуса будет введена в эксплуатацию через три года. Через два года по Федеральной целевой программе «ГЛОНАСС» мы должны завершить строительство цеха антенных конструкций. Таким образом, предприятие в год осваивает от четырех до шести миллиардов рублей капвложений, выделяемых на модернизацию производства. В основном это бюджетные средства. Но есть и наше софинансирование — с прибыли по каждому проекту.
Когда будет введен в эксплуатацию первый новый цех?
Как говорится, не хотелось бы о грустном... Ну, да, что есть — то есть. Этот объект возводит Спецстрой. К сожалению, за последние два года существенно деградировала, у меня даже нет другого слова, эта система. Было прекрасное 9-е управление Спецстроя на территории Железногорска, и при предыдущем его руководстве строительство шло с опережением примерно на миллиард рублей. Где вы видели строителя, который выполняет в год работ объемом на 4 млрд рублей при плане 3 млрд? Мы брали полумиллиардный кредит, они брали кредит, и мы имели опережающий задел на стройке. Но сменилось руководство управления, и, к сожалению, за прошлый год мы получили 1,3 млрд рублей невыполнения плана.
Это не значит, что мы опустили лапки и сидим горюем. Нет, мы довели свою озабоченность до руководства «Роскосмоса» и Спецстроя. Предпринимаем все усилия вместе со строителями, ищем контрагентов, помогаем. Вплоть до того, что готовы платить и платим напрямую предприятиям-субподрядчикам, чтобы деньги не застревали в Спецстрое. Перевели на еженедельный контроль строителей средствами предприятия, в том числе службами главного инженера. Тем не менее существенное время потеряно. Пока ситуация не выправилась. И это ставит под угрозу своевременный пуск монтажно-испытательного корпуса МИК-1. Сдача этого корпуса пока стоит в плане этого года. У нас есть некий оптимизм на этот счет, но очень осторожный оптимизм.
Какие задачи ИСС решает в части импортозамещения?
Головной компанией в отрасли в части радиационностойкой электронной компонентной базы для спутников являются «Российские космические системы» (РКС). Этой компанией проведена огромная работа по унификации различных типономиналов электрорадиоизделий, закупаемых за рубежом. Список из шести тысяч изделий «сжали» до тысячи. Выделили из этой тысячи критичные 150, которые, в первую очередь, заказываются Минпромторгу по программе импортозамещения. Это те компоненты, которые определяют характеристики аппаратов, их уровень, живучесть, обеспечивают 15 лет функционирования на орбите и т. д.
При этом компоненты максимально унифицированы. Ведь как было до этого? Какой-нибудь спутниковый блок памяти в два мегабита в двадцати вариантах выпускается в мире. И практически во всем этом разнообразии этот блок использовался в российских спутниках. Сегодня счет типономиналов идет на единицы.
Точно так же мы работаем по унификации спутников. Естественно, мы не производим электрорадиоизделия. Мы работаем на уровне унификации приборов, включая импортные, которые частично покупали. Сегодня практически вся наша спутниковая платформа, модуль служебных систем состоят из российских приборов. Мы идем дальше. У нас большая программа по созданию собственных приборов полезной нагрузки. Частично мы это делаем сами, частично это будут делать компании, такие как «РКС», которые специализируются на производстве приборов, частично мы используем возможности нашего совместного с Thales Alenia Space предприятия. Точно так же, как «РКС» планирует работы по импортозамещению бортовой аппаратуры в рамках совместного предприятия с Airbus.
Мы довольно оптимистично смотрим на перспективы обеспечения импортонезависимости в части электроники. Хотя процесс долгий, растянется на несколько лет. Вот простой пример относительно используемых в спутникостроении импортных материалов. В начале прошлого года, когда к нам на предприятие приезжал министр обороны, мы докладывали ему, что у нас используется материалы импортного производства, 38 наименований. Прошел год, и сегодня почти все эти материалы, при наличии страхового запаса, купленного заранее, либо уже переведены на российское изготовление, либо заключены договора с научными институтами и предприятиями на их разработку. Так что в части материалов мы вообще не видим проблем.
Импортозамещение осуществляется и на более высоком уровне. Сегодня, например, ИСС — единственная в стране космическая фирма, освоившая изготовление контурных антенн. Поясню, что это такое. Есть антенны обычные, параболические, радиолуч которых проецирует на фронтальной плоскости, например на земной поверхности, круг или овал. Ну, а если вам нужно, положим, «засветить» определенный участок земной поверхности, предположим, островное государство, ту же Японию, чтобы не мешать другим сетям. В этом случае делается антенна специфической формы, не параболическая, а с изогнутой определенным образом поверхностью. И тогда проекция «лепестка» сигнала собирается, образно говоря, в форме Японии. Это и называется контурной антенной. Они широко используются в мире. Мы их закупали тоже для аппаратов связи, в том числе для ГПКС, «Газпром космические системы». А сегодня на спутнике «Благовест» контурная антенна — нашего производства. Причем нам никто ни на копейку не передал никакой технологии. До всего дошли сами.
Об уровне российских технологий в спутникостроении можно судить по таким уникальным аппаратам, как космическая обсерватория «Радиоастрон» НПО Лавочкина или телескоп «Миллиметрон», который мы делаем. Это разработки мирового уровня.
Западные ограничения на поставку нам космической электроники сказались на реализации производственных программ ИСС?
На ряде программ вообще не сказались. Некоторые проекты задерживаются в связи с заменой комплектующих и необходимостью проведения в связи с этим дополнительных испытаний. Это естественный процесс. Но ни одна орбитальная группировка и ни одна национальная задача, в первую очередь в области безопасности, от западных санкций не пострадали. Отчасти благодаря тому, что, как я уже говорил, на ряде орбитальных группировок продлено производство прежних спутников.
Удалось ли сохранить прежние объемы сотрудничества с европейскими партнерами?
Сотрудничество полностью сохранено. И на фоне истерии, которая была, например, в прошлом году, на фоне санкций и так далее, мы подписали на выставке в Ле Бурже-2015 два соглашения с нашими традиционными европейскими партнерами на поставку приборов. Наоборот, наши партнеры обеспокоились: будет ли возможность поставлять их продукцию в Россию. Они попросили сами: давайте сделаем долгосрочное соглашение до 2020 года. Мы, зная параметры программы, говорим: хорошо, мы сразу вам заказываем такое-то количество приборов, с такими-то сроками поставки, но так как это опционный заказ, снижайте стоимость. Это нормальный, хороший и честный бизнес. Поэтому с европейскими партнерами у нас отношения не ухудшились ни на грамм. Естественно, мы говорим о гражданских проектах.
Как работает совместное предприятие ИСС и Thales Alenia Space?
Ситуация сложная. После оптимистичного старта три года назад, когда мы подписали в присутствии президента России это соглашение, появились непредвиденные трудности. В том числе из-за санкций. Мы потеряли год на то, чтобы приспособиться к новым условиям.
Дальше. Мы планировали организовать производство СП на землях и в зданиях Российской академии наук. Но, к сожалению, попали под реформирование РАН и мораторий на использование имущества академии.
Поэтому мы пересмотрели свои взгляды на совместное предприятие ИСС и Thales. Совет директоров одобрил концепцию, согласно которой СП должно быть, в первую очередь, инжиниринговой компанией. Мы пришли к варианту, который соответствует малому или среднему предпринимательству. Стало понятно, что не нужно идти классическим путем, когда создается совместная компания, вкладываются деньги, пишется бизнес-план на пять лет вперед на такое-то количество изделий, покупается такое-то оборудование, нанимается персонал, обучается, строится все это и начинается производство. Пока идут все эти процессы, которые я назвал, время уходит, спутники делаются быстрее.
Решили действовать так. Есть задача изготовить такой-то прибор. Под этот проект набираются люди в Thales, у нас. В процессе участвует ограниченное число специалистов. Дальше люди набираются под другой проект, под третий. В идеале, конечно, когда стабильное количество людей реализуют разные проекты с переходом от одного к следующему. Но идеала не бывает. Поэтому мы пока говорим, что это будет такое проектное производство. Кроме того, СП остается «окном» и интерфейсом для взаимодействия с западными партнерами, в том числе по поставке приборов. Оно должно иметь ряд льгот и преференций, по крайней мере по упрощению оформления сделок.
Так что мы сейчас на определенном рестарте нашего СП. Но рестарт уже такой, прагматично-оптимистичный. То есть раньше шли по классике. Но жизнь, как обычно, сложнее, быстрее, поэтому у нас абсолютно нет пессимизма в отношении совместного предприятия.
В каких иностранных тендерах собирается участвовать ИСС?
Мы предполагаем участвовать в тех тендерах, где наши спутники могут составить реальную конкуренцию. Естественно, отслеживаем все тендеры, которые объявляются. Но сегодня количество объявленных тендеров невелико. Понятно, что нам сложно участвовать в тендерах в Европе и невозможно в Америке. Поэтому мы ориентируемся на рынок развивающихся стран. В таких странах, как правило, востребованы спутники связи среднего класса, с энерговооруженностью 6 кВт и числом транспондеров 32–42.
Такие компании, как SES, Intelsat, Eutelsat, обладая большими рынками, предпочитают заказывать тяжелые аппараты, с 60–80 транспондерами. На тяжелом аппарате по определению удельная цена ствола меньше. Мы тоже научились делать такие аппараты и недавно запустили два тяжелых спутника «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». На одном было 84 транспондера, на другом — 72. Это огромные современные спутники с четырьмя частотными диапазонами. В Европе таких сложных аппаратов, по крайней мере по количеству частотных диапазонов, нет.
Каковы планы по развитию системы спутников «Гео-ИК»?
Задачи системы понятны: это уточнение геоида, то есть формы земной поверхности. Это вечная задача, которая стоит всегда и перед учеными, и перед различными государственными структурами. Без уточнения формы Земли невозможно уточнение границ, карт, местоположения объектов, чего угодно. Одна из задач «Гео-ИК» — создание геодезической основы для системы ГЛОНАСС.
Поэтому спутник нужен, мы готовим к запуску в этом году. Аппарат «Гео-ИК» уже на космодроме. Следующий готовится к запуску в 2017 году. Соответственно, эти два аппарата за несколько лет, непрерывно передавая данные, помогут уточнить форму Земли для самых различных служб — навигационных, картографических и т. д.
[свернуть]

   RNS , (04.05.2016)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!