Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей

"Любая кризисная ситуация открывает новые возможности" Директор Спецстроя Александр Волосов о целях и задачах агентства до и после реформ                      
Спойлер
                     08.02.2016                   

 Волосов Александр Иванович Личное дело  Спецстрой России Досье

                   
В 2015 году подведомственное Минобороны Федеральное агентство по специальному строительству (Спецстрой) вело работы более чем на тысяче объектов. Директор Спецстроя АЛЕКСАНДР ВОЛОСОВ рассказал в интервью специальному корреспонденту "Ъ" ИВАНУ САФРОНОВУ, с какими проблемами строители сталкивались при возведении космодрома Восточный, почему больше нет нужды в большом количестве субподрядчиков, а также о том, как будет выглядеть агентство после реформ.
"Необходимость в инжиниринговых компаниях отпала"
— C конца 2015 года в правительстве обсуждается реформа Спецстроя, которая подразумевает сокращение функций агентства в части строительства объектов общего назначения. Как оцениваете это предложение?
— Говорить о сегодняшней реформе Спецстроя нельзя, не учитывая те изменения, которые происходили с подразделениями Спецстроя в предыдущие годы, в том числе в условиях девоенизации. До апреля 2012 года Спецстрой был военной организацией, в которую входило 114 предприятий и 142 филиала, а также 4 государственных учреждения. Но в период 2011-2012 годов количество военных заказов было незначительным. Соответственно потребовалась реорганизация. В результате осталось 18 федеральных государственных унитарных предприятий, из них девять работали непосредственно на территориях, имели собственные силы, технику. В 2013 году объем государственного оборонного заказа существенно возрос — соответственно значительно увеличился объем задач по военному строительству. Поэтому помимо того, что были мобилизованы собственные силы наших предприятий, потребовалось участие инжиниринговых подразделений для привлечения серьезных сил субподрядных организаций. При этом, понимая, что объем оборонного заказа будет расти, мы уже тогда сделали акцент на наращивание собственных сил с целью последующего отказа от инжиниринговых услуг и функций.
Кроме того, на предприятиях было существенно сокращено количество управленческих кадров и, наоборот, увеличено число специалистов-строителей, приобретена новая современная техника. Мы реализовали ряд решений, касающихся внедрения современных строительных технологий, использования типовых проектов, упрощения организационных процедур, ужесточения требований к качеству работ, приведения оплаты генподрядных услуг к нормативному уровню, исключения многоуровневой кооперации, замещения субподрядных организаций собственными силами.
— А что с центральным аппаратом Спецстроя?
— Реформирование, естественно, коснулось и центрального аппарата. Начал я с себя, сократил отдел по обеспечению работы директора и в целом административную составляющую. Вместо этого был усилен производственно-аналитический блок, создано управление проектных работ и научно-технической деятельности. Кроме того, усилен контроль по расходованию бюджетных средств. Тогда же, в 2013 году, были созданы контрольно-ревизионное управление и планово-экономический отдел в составе производственно-распределительного управления, что в условиях финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий было крайне необходимо. Сегодня эти специалисты выезжают непосредственно в главки, на объекты строительства, где осуществляют контроль по расходованию средств. В Спецстрое действует экономический совет, который рассматривает приоритетные направления деятельности предприятий. Помимо этого усилена работа органов собственной безопасности, налажено взаимодействие с правоохранительными органами.
— И что вам дала эта оптимизация?
— Все это дало положительные результаты — за три последних года было сдано в восемь раз больше объектов, чем в период с 2009 по 2012 год. Их количество возросло с 220 до 1780. Среди них — важнейшие и сложнейшие объекты, построенные в интересах Минобороны, их около 80% от общего объема.
— Но вы же по-прежнему строите все подряд? Прежде всего, имею в виду объекты гражданского назначения.
— Нет, это уже не так. Предприятия Спецстроя практически ушли со строительства непрофильных объектов, например, жилья и объектов социальной сферы, в качестве единственных исполнителей уже в 2015 году. Все усилия сегодня сосредоточены на возведении объектов специального назначения. Кроме того, совместно с крупнейшими заказчиками (например, с госкорпорацией "Ростех"), получив одобрение руководства страны, мы пересмотрели свое участие в проектах, где доля строительно-монтажных работ минимальна, и отказались от них. Это также было направлено на уменьшение объема субподрядных работ, прежде всего по приобретению оборудования.
— Получается, что реформа Спецстроя продолжается уже несколько лет. Когда планируете закончить преобразования?
— В прошлом году мы вышли на ту структуру и систему отношений, которые были запланированы в начале пути. Сегодня Спецстрой имеет сильные территориальные предприятия, обеспеченные собственными силами и техникой. Договорные отношения сохраняются с субподрядными организациями, выполняющими только узкоспециализированные работы. Таким образом, необходимость в инжиниринговых компаниях отпала.
Этот подход утвержден коллегией Министерства обороны в декабре 2015 года. Он позволяет сконцентрировать производственно-материальную базу наших предприятий с учетом специфики выполняемых работ, повысить эффективность использования материальных и людских ресурсов. И самое главное — сохранить наш кадровый потенциал и лучшие традиции, накопленные за 65-летнюю историю агентства специального строительства.
Президент уже поддержал соответствующую инициативу о реформе Спецстроя, с которой выступило военное ведомство. В соответствии с его поручениями, Минобороны и Спецстрой должны в текущем году завершить комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности работы агентства. Напомню, что с 2011 года Минобороны реализует Государственную программу вооружения армии, в рамках которой синхронизированы поставки оружия в войска и возведение объектов для их хранения. Работать приходится в очень жестких условиях. При этом к нам обращаются и другие заказчики, которым важен накопленный опыт специального строительства.
— И для кого, кроме Минобороны, вы ведете работы?
— Например, большой объем строительства ведется в интересах госкорпорации "Росатом": в скором времени я полечу в Саров, чтобы проверить ход строительства объектов федерального ядерного центра. Есть другие важнейшие объекты, в том числе те, что находятся на контроле у руководства страны. В числе наших заказчиков и другие ведомства: госкорпорация "Роскосмос", Министерство промышленности и торговли, концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" и другие.
"Основные проблемы Восточного на данный момент решены"
— Ряд высокопоставленных чиновников считает, что Спецстрой превратился в посредника между государством и частными строительными компаниями, а функции агентства сводятся к получению и перераспределению федеральных денег. Вы согласны?
— Категорически нет. Так могут думать люди, не имеющие представления об организации строительства крупных инфраструктурных объектов, имеющих государственную значимость, которое ведется зачастую в экстремальных условиях и в предельно сжатые сроки. Судите сами. В 2012 году вводилось в строй меньше ста объектов, а в 2015 году мы вели работы уже более чем на 1300 объектах, из которых около 1100 — военная инфраструктура. Представляете, какое количество работы пришлось выполнить строителям?
Как я уже говорил, по сравнению с 2012 годом число предприятий Спецстроя сокращено практически в десять раз. При этом численность строителей осталось прежней. Эта тенденция сохраняется и сегодня — мы сокращаем управленческий персонал с целью снижения расходов на содержание и повышение эффективности экономических показателей. Предприятия должны жить за счет выполнения работ, они имеют на своем балансе имущество, должны выполнять заказы и платить людям зарплату. Поскольку наши предприятия — ФГУПы, все, что они зарабатывают,— это прибыль государства. Очень важно понимать, что наши главки получают деньги по факту сданных объектов. Если уж привлекать дополнительные силы, то это должны быть, прежде всего, местные трудовые ресурсы.
— Но ведь есть космодром Восточный, где регулярно возникают проблемы с многочисленными подрядчиками.
— Нас упрекают, что, мол, на космодроме Восточный одни субподрядчики работают. Но дело в том, что в 2012-2014 годах "Дальспецстрой" не имел столько собственных сил, чтобы обеспечить такой стратегический инфраструктурный проект. На некоторых этапах строительства на космодроме было задействовано 250 субподрядных организаций. Но ведь это разные компании: и те, кто поставляет оборудование, и те, кто оказывает транспортные услуги, и даже те, кто организует питание рабочих. Уже к 2015 году практически все основные здания и сооружения были закреплены за нашими предприятиями. Остались только крупные субподрядчики, задействованные на специализированных видах работ, которые мы не ведем.
При формировании договорных отношений с привлекаемыми организациями в Спецстрое применяется следующий принцип: если субподрядная организация отстает от графиков строительства на более чем семь суток, на объект привлекаются либо собственные силы, либо другие свободные силы. Помимо большого количества субподрядчиков, на Восточном периодически возникали и другие проблемы.
— Сложностей было достаточно. Это касается и обеспеченности проектно-сметной документацией, и недобросовестных поставщиков, и необходимости восстановления проектной документации прошлых лет, и вопросов импортозамещения.
— Например, на космодроме было запроектировано 100% импортного оборудования: вся вентиляция, вся инженерия... И мы совместно с заказчиком вынуждены были искать отечественные аналоги и вносить изменения в проектно-сметную документацию, что, естественно, сказалось на сроках. Сегодня конструктивное взаимодействие с заказчиком налажено, в том числе благодаря нынешнему руководству "Роскосмоса". Основные проблемы на данный момент решены. И, я уверен, пройдет совсем немного времени, и все мы будем гордиться космодромом Восточный.
— Опасений нет, что апрельский пуск будет перенесен?
— Все необходимые строительные работы уже завершены. "Роскосмос" сейчас ведет пусконаладочные работы, проводит комплексные испытания.
— Кто будет выступать генподрядчиком по второй очереди Восточного?
— Не берусь сейчас сказать, поскольку это будет выбор заказчика.
— Что касается отчета по расходованию средств, выделенных на строительство первой очереди космодрома. Когда Спецстрой отчитается по этим расходам?
— По 11 объектам, обеспечивающим первый запуск ракеты-носителя, мы должны отчитаться до конца первого квартала — такое поручение дал нам президент Владимир Путин. Мы эту непростую работу ведем. Ведь необходимо собрать весь состав участников проекта, восстановить исполнительную документацию прошлых лет, хотя многие исполнители, которые ее формировали и подписывали, уже давно не занимают свои должности.
Требуется учесть все затраты на строительство, в том числе и дополнительные, проанализировать акты скрытых работ, связанных с монтажом и устройством скрытых конструкций. Сейчас эти задачи выполняют более ста человек.
— А взысканием долгов с недобросовестных субподрядчиков занимаетесь?
— С недобросовестными субподрядчиками, допустившими нарушения, ведется активная претензионно-исковая работа. Сейчас в судах рассматривается более тысячи исков на сумму почти 62 млрд руб. Более трети из них уже удовлетворены. В 2015 году были вынесены решения суда о взыскании с недобросовестных субподрядчиков почти 24 млрд руб. По Восточному нами подано 31 исковое заявление на сумму более 4 млрд руб. 17 исков уже удовлетворены, взыскано свыше 3,5 млрд руб.
"В истории современной России такая масштабная работа в условиях Крайнего Севера ведется впервые"
— Реконструкцию рухнувшей казармы в 242-м учебном центре ВДВ в Омске проводил один из ваших подрядчиков. Удалось установить, в чем была причина обрушения?
— Все необходимые материалы мы предоставили следствию, и, пока оно ведется, было бы некорректным давать комментарии по этому вопросу. Могу только сказать, что казармы такого типа строились хозяйственным способом, то есть силами военнослужащих воинской части, 40 лет назад.
— Кризисная экономическая ситуация как-то сказалась на Спецстрое? Существует ли угроза срыва или переноса сроков строительства?
— Сложившаяся экономическая конъюнктура, безусловно, сказалась и на заказчиках, и на нас. Но любая кризисная ситуация открывает новые возможности для повышения эффективности работы. Это и оптимизация затрат, унификация проектных решений, снижение себестоимости вложений путем использования собственных сил. Но в 2016 году по линии Минобороны мы построим все объекты в соответствии с выделенными лимитами. В прошлом году мы построили свыше 500 важнейших объектов, в том числе объекты инфраструктуры ВМФ для базирования подводных лодок в Гаджиево. Завершены работы по созданию пусковой площадки для ракеты-носителя "Ангара" в Плесецке. Создана инфраструктура для размещения ракетного полка в Козельске Калужской области. Построены причалы военной гавани в Новороссийске. Создана необходимая инфраструктура для обеспечения боевого дежурства военнослужащих на острове Котельный. Перечислять можно долго.
— Как обстоят дела со строительством объектов в Арктике?
— Стоит сказать, что впервые в истории современной России ведется такая масштабная работа в условиях Крайнего Севера. В Арктике Спецстрой возводит объекты военной инфраструктуры на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, поселке Рогачево архипелага Новая Земля, острове Средний архипелага Северная Земля, мысе Шмидта и острове Врангеля Чукотского автономного округа; острове Котельный архипелага Новосибирские острова. Работы по дальнейшему размещению подразделений Минобороны России в Арктике продолжатся в 2016-2020 годах. Однако готовность инфраструктуры на всех арктических островах уже позволила приступить к боевому дежурству.
Помимо этого, в стадии проектирования и на этапе подготовительных работ — создание ряда аэродромов в арктической зоне — Тикси, Анадырь, Воркута, Темп и другие. В 2015 году завершено строительство первоочередных объектов — четырех военных баз в Арктике (остров Врангеля, Земля Александры, мыс Шмидта, Новосибирские острова). Работы очень сложные. Проектно-сметная документация также дорабатывалась уже в ходе стройки. На Шмидте и Врангеля корабли не могли из-за погодных условий неделю причалить для разгрузки... Но мы справимся. Все задачи в Арктике выполним.
— Участвует ли Спецстрой в работах по модернизации сирийского порта Тартус, которые были запланированы на 2015 год?
— Нет, мы работы там не ведем.  http://www.kommersant.ru/doc/2907391

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать...Банкротство банков становится прибыльнейшим окологосударственным бизнесом и порождает параллельное бюджетному финансирование корпоративного сектора — прежде всего госкомпаний и приближенных к государству структур. Происходит это довольно просто. Сначала эти компании получают средства из бюджета (например, Роскосмос: 172 млрд рублей в 2014 году). Потом оказывается, что половина денег (92 млрд рублей), как говорит Счетная палата, были «использованы нецелевым образом или неэффективно». И тут банкротится знаменитый Фондсервисбанк, бóльшую часть пассивов которого составляли как раз деньги Роскосмоса — и уже не бюджет, а Банк России через АСВ спешит на помощь, возмещая средства, которые до этого были выведены в направлении, практически наверняка известном аффилированным с госкорпорацией собственникам и менеджерам банка. Сегодня можно не красть деньги собственной компании — можно просто объявить о разорении банка, где они находились: и тогда деньги станут вашими, а трудности — государственными. Уверен: такой незамысловатый механизм, опробованный в прошлом году, станет в году наступившем основой чиновничьего благополучия...
  https://snob.ru/selected/entry/104227
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Счетная палата РФ использует информацию активиста ОНФ из Нижнего Новгорода, проверяя Роскосмос   http://koza.press/news/820    
Счетная палата РФ использует информацию активиста проекта «ЗА честные закупки» Общероссийского народного фронта Александра Кулакова в ходе проверки эффективности и целевого использования 32 млрд руб. федеральных бюджетных средств, выделенных Роскосмосу в 2013-2015 годах на выполнение опытно-конструкторской работы в рамках проекта строительства космического ракетного комплекса тяжелого класса на космодроме "Восточный». Об этом нижегородца Кулакова уведомила письмом заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации Вера Чистова. Копия документа есть в распоряжении «Козы».
По информации госпожи Чистовой, проверка Федерального космического агентства (Роскосмоса) пройдет в 2016 году.
«Счетная палата Российской Федерации в рамках возложенных на нее полномочий уделяет особое внимание вопросам результативного и эффективного использования бюджетных средств в сфере космического пространства, в том числе осуществления закупок товаров, работ, услуг с участием Федерального космического агентства», - подчеркивает она, обращаясь к Александру Кулакову.
Напомним, Александр Кулаков препятствовал незаконной закупке «Атомэнергопроекта» на 2,5 млрд руб.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1623
Цитировать
На языке Вселенной
 Академик Юрий Макаров - о новых космических разработках Союзного государства


С 1 января 2016 года Указом Президента РФ упразднено Федеральное космическое агентство. Отныне его функции выполняет Государственная корпорация "Роскосмос". Какие преобразования ждут космическую отрасль, будет ли что-то меняться в "технологии" и сроках исполнения союзных программ, как обстоят дела с портфелем новых проектов? Об этом и многом другом обозреватель "СОЮЗа" побеседовал с директором сводного департамента стратегического планирования и государственных космических программ Госкорпорации "Роскосмос", академиком Российской академии космонавтики Юрием Макаровым. Но начали наш разговор мы с грядущего юбилея - 55-летия полета Гагарина.
Юрий Макаров: 55 лет полета первого человека в космос - отличный повод вспомнить, как все начиналось, а также заглянуть в будущее. Мы планируем целую программу акций и мероприятий... Но и в юбилейный год мы не намерены снижать темпов своей основной деятельности - будут и новые старты, и структурные преобразования на наших предприятиях. Кроме того, мы вступаем в новый год не в качестве агентства, а как государственная корпорация, которая сейчас формируется. Пока назначено около 50 процентов ее сотрудников, сверстан план обеспечения преемственности двух структур.
Юрий Николаевич, недавно журналисты одного уважаемого издания "объявили" дату первого пуска с нового космодрома Восточный - февраль. При этом обвинили специалистов "Роскосмоса" в том, что они якобы всеми правдами и неправдами стремятся ускорить этот пуск. Публикация вызвала резкую реакцию вице-премьера России Дмитрия Рогозина. Хотелось бы узнать из первых уст, когда планируется первый старт с Восточного?
Юрий Макаров: Подготовка к первому запуску с космодрома Восточный идет полным ходом. В соответствии с поручениями Президента России, Спецстрой России должен обеспечить окончание строительно-монтажных работ на объектах пускового минимума и передачу их в эксплуатацию до конца февраля. В марте вся контрольно-проверочная аппаратура ракетно-космического комплекса "Союз-2" должна быть принята, испытана и допущена к летным испытаниям. Дата первого пуска будет определена госкомиссией и только после окончания всех испытаний.
 5 союзных программ в сфере космоса были завершены за минувшие 18 лет
 Американцы заявили, что не могут отказаться от российского ракетного двигателя, который создавался для российской ракеты-носителя тяжелого класса. А мы? Ведь эта ракета так и не была запущена...
Юрий Макаров: Что касается нашего высокотехнологического мощного жидкостного двигателя РД-180, который США закупают для своих ракет, эта гениальная разработка советских и российских конструкторов была успешно материализована в "металл". Этот двигатель успешно конкурирует на мировом космическом рынке с зарубежными образцами. Он предназначался для ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности "Русь-М", от разработки которой мы в итоге отказались.
Но проект новой Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы предусматривает использование этого двигателя при создании ракеты-носителя среднего класса нового поколения "Феникс". Она будет обеспечивать выведение на низкую орбиту полезных нагрузок массой до 17 тонн, а в перспективе и пилотируемых аппаратов.
Юрий Николаевич, в связи с реформированием вашего ведомства, как будет продвигаться сотрудничество в рамках программ Союзного государства?
 Юрий Макаров: У нас очень хорошая история сотрудничества с белорусскими коллегами. Первая союзная программа, напомню, стартовала в 1998 году. Да, она была больше "бумажная" и устанавливала скорее концептуальные аспекты нашего взаимодействия. Но очень скоро мы перешли к созданию экспериментальных образцов космической техники и технологий, использование которых впоследствии получило продолжение в рамках национальных программ. Всего за минувшие 18 лет было завершено пять "космических" союзных программ, и, по оценкам экспертов, с неплохими результатами. Сейчас в работе шестая - "Мониторинг-СГ". Она направлена на разработку космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией со спутников дистанционного зондирования Земли.
Шесть союзных программ... Что же на выходе?
Юрий Макаров: Главный итог сотрудничества - создание устойчивой кооперации предприятий наших стран, обеспечивающей в конечном итоге эффективную интеграцию космических средств и технологий России и Беларуси. Объединение космических потенциалов обеспечивает динамичное развитие национальных космических секторов экономики, их конкурентоспособность. Что касается технических результатов, то большинство разработок соответствует мировому уровню, причем некоторые из полученных результатов - не "догоняющие", а "опережающие". Белорусско-российская группа по подготовке предложений по перечню и содержанию перспективных программ Союзного государства и развитию сотрудничества между организациями Роскосмоса и НАН Беларуси собирается несколько раз в год и помимо решения текущих задач пытается заглянуть в будущее.
Расскажите об этом подробнее.
Юрий Макаров: На первом заседании Рабочей группы в 2014 году рассматривались более 20 предложений. Было выбрано четыре, оформленных в виде концепций будущих программ. Среди них - разработка технологий создания материалов ("Технология-СГ"  ;)  , разработка, модернизация и гармонизация нормативов дистанционного зондирования Земли ("Интеграция-СГ"  ;)  , создание научно-образовательной космической системы ("Система Союз-Сат"  ;)  и разработка базовых технологий и ключевых элементов в интересах создания многоцелевых космических систем ("Мульти-Сат-СГ"  ;)  . В прошлом году Совмин Союзного государства одобрил концепцию "Технологии-СГ", реализовать которую планируется в 2016-2020 годах.
Как вам работается с белорусскими коллегами?
Юрий Макаров: У нас прекрасные отношения. Сложившийся во времена СССР "язык общения" работает и сегодня. Надо лишь формализовать его в те стандарты, которые обеспечат создание техники и технологий по единым государственным требованиям.
 
                                        "Союз. Беларусь-Россия"                                №729                (5)                    
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать11 февраля 2016, 00:01   |   Наука   |   Иван Чеберко   |   написать авторам    
    Роскосмос восстановил производство гидразина  
 Ранее этот вид ракетного топлива был внесен в список санкционных товаров, поставки которых в Россию ограничены       
 
Фото пресс-службы Роскосмоса/ federalspace.ru
 
 
Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ) завершил строительство завода по производству гидразина — топлива, применяемого для заправки двигателей ракет и космических аппаратов.

— Завод по производству гидразина в России построен в рамках ФЦП «Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов», — рассказала Рано Джураева, и.о. генерального директора ЦЭНКИ. — Он расположен в Нижегородской области, проектная мощность — 15 т в год. В настоящее время идут комплексные испытания оборудования.

Гидразин применяется для заправки космических аппаратов и разгонных блоков — этим объясняется невысокий объем выпуска.

Производство гидразина и гептила (несимметричный диметилгидразин) в России было свернуто в 1990-е годы. С тех пор гидразин закупался за рубежом, в основном в Германии. В 2014 году, после обострения отношений со странами западного блока, поставки гидразина в РФ прекратились, так как данный вид топлива используется в том числе для реализации военных программ. В октябре 2014 года санкции были частично ослаблены: совет Европейского союза разрешил поставлять в Россию гидразин и гептил в тех случаях, когда топливо приобретается для реализации совместных с Европейским космическим агентством программ либо для запусков европейских космических аппаратов. Продавцам указали следить за тем, чтобы российские компании покупали строго необходимое количество топлива под конкретный проект.

По словам представителей Роскосмоса, топливное эмбарго никак не сказалось на космических программах. Точнее, сказаться пока не успело: в РФ были накоплены запасы тех марок топлива, которые попали под санкции. Главным образом, о создании запасов позаботились в Минобороны, уточнил собеседник в Роскосмосе.

— Основного ракетного топлива — несимметричного диметилгидразина, на котором работают первые ступени «Протонов» и ряд других ракет, у нас накоплено на десятилетие вперед, так что дефицита не предвидится, — заверил Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. — А вот с особо чистыми гидразинами, такими как амидол, возникают проблемы. Поэтому Роскосмос и решил этот вопрос оперативно.

Наложенные европейскими странами и США санкции скорректировали политику Роскосмоса по целому ряду направлений. Наиболее чувствительным здесь оказался запрет на поставку в РФ электронной компонентной базы (ЭКБ). 

Поставка ЭКБ двойного назначения (категории: military — для использования в военных системах, space — радиационно стойкие комплектующие) регулируется международными правилами торговли вооружениями (ITAR) и требует оформления экспортных лицензий для вывоза с территории США и ЕС. Бюро промышленности и безопасности коммерческого департамента США (BIS) в прошлом году приостановило выдачу лицензий, из-за чего поставщики не смогли продавать российским производителям космического оборудования ранее применявшиеся в российских спутниках электронные компоненты. В итоге целый ряд проектов попал под вынужденное перепроектирование, в их числе «Арктика» и «ГЕО-ИК». Как сообщил в интервью «Известиям» генеральный директор ОАО «Российские космические системы» Андрей Тюлин, принято решение перепроектировать навигационный спутник следующего поколения для системы ГЛОНАСС. 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМиллиарды выйдут на связь Без них спутниковая группировка не выживет                                            11.02.2016  http://www.kommersant.ru/doc/2913130




                                      
Как стало известно "Ъ", проблемы с космическими аппаратами связи нового поколения вынуждают Минобороны РФ возобновить закупку спутников связи "Меридиан". На это военные получат дополнительно 14 млрд руб. В противном случае российская система спутниковой связи не сможет решить оборонные задачи. Предполагалось, что существующую сейчас группировку из четырех таких аппаратов с 2018 года постепенно начнут заменять новейшие спутники "Сфера-В". Однако теперь промышленность сможет передать первую "Сферу" не ранее 2021 года.
О том, что военное ведомство вновь закажет связные спутники "Меридиан" (изделие 14Ф112), "Ъ" рассказали источники в ракетно-космической отрасли и в Минобороны. Речь идет о покупке четырех новых аппаратов, первый из которых планируется вывести на орбиту не позднее 2018 года. "Вопрос поднимался во время одного из закрытых совещаний под руководством Владимира Путина,— говорит собеседник "Ъ".— Инициатива исходила от представителей промышленности, министр обороны их поддержал". По итогам совещания президент согласился выделить на четыре "Меридиана" около 14 млрд руб., еще не менее 8 млрд руб. уйдет на средства их выведения — ракеты-носители типа "Союз-2.1" и разгонные блоки "Фрегат". Официальный представитель космических войск вчера для комментариев "Ъ" был недоступен.
"Меридиан" (изделие 14Ф112) — серия спутников связи двойного назначения, разработанных ОАО ""Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева" по заказу Минобороны. Спутники входят в состав Единой системы спутниковой связи второго этапа (ЕССС-2). Масса космического аппарата — 2100 кг, минимальная высота орбиты — 1000 км, максимальная — 40 000 км. Срок активного существования на орбите — семь лет.
С декабря 2006 по октябрь 2014 года военные запустили с Плесецка семь "Меридианов", но работают из них только четыре: два запуска (в 2006 и 2011 годах) были неудачными, а один (2009 год) признан лишь "частично успешным". Все они функционируют на высокоэллиптической орбите, где заменили устаревшие спутники связи "Молния-3" и "Молния-1Т". Работая в связке с геостационарными аппаратами типа "Радуга" в рамках ЕССС-2, "Меридианам" предстояло решить ряд гражданских и военных задач. Например, обеспечивать связь между морскими судами, самолетами ледовой разведки и береговыми наземными станциями в районе Северного морского пути. В конце 2013 года в интервью "РИА Новости" командующий существовавшими тогда войсками воздушно-космической обороны Александр Головко уточнял, что система позволяет обеспечивать "высшее политическое руководство страны спутниковой связью". По неофициальной информации, с помощью ее каналов при необходимости может быть отдан сигнал на боевое применение стратегических ядерных сил.
Военные с самого начала планировали приобрести только семь "Меридианов". Об этом, в частности, гендиректор ИСС имени Решетнева Николай Тестоедов заявлял агентству "Интерфакс-АВН" на международной выставке цифровых и телекоммуникационных технологий CeBIT в 2013 году. Тогда же он уточнил, что спутникам типа "Меридиан" на смену придут космические аппараты нового поколения: "Для этого будет открыта опытно-конструкторская работа".
По информации "Ъ", речь идет об опытно-конструкторской работе "Сфера". Предполагалось, что первый высокоэллиптический аппарат "Сфера-В" будет выведен на орбиту в 2018 году. Однако, как рассказали собеседники "Ъ" в космической отрасли, из-за технических сложностей ее старт состоится не ранее 2021 года. Самый старый из работающих "Меридианов" был запущен из Плесецка в 2010 году, а самый последний — в 2014-м. Иными словами, если бы военные не вернулись к проекту "Меридиан", то к 2021 году они рисковали остаться вообще без единого аппарата на высокоэллиптических орбитах. "Это непременно сказалось бы на возможностях всей системы, допустить такой катастрофы мы не могли",— говорит офицер Минобороны, добавляя, что в целом резерв из четырех "Меридианов" можно будет использовать для выполнения поставленных задач до того момента, как в строй будет введена "Сфера".
По признанию нескольких источников "Ъ" в космической отрасли, вариант с закупкой дополнительных "Меридианов" — временное решение: военным необходимы аппараты, способные обеспечивать связь практически на всей территории Арктики, но "Меридианы" с этой задачей в полной мере не справятся. "Их можно было бы доработать и модернизировать, но для этого сначала потребуется открыть достаточно дорогостоящую опытно-конструкторскую работу, провести испытания, а уже после приступить к созданию спутника "в железе"",— говорит собеседник "Ъ", утверждая, что на это нет ни времени, ни средств. Изготовителям же аппарата жаловаться не приходится: для них четверка "Меридианов" — это гарантированный заказ на несколько лет.
Иван Сафронов
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМинобороны против ИСС    
Министерство обороны решило расторгнуть контракт с АО «ИСС». Соответствующее заявление поступило в Арбитражный суд Красноярского края 28 января. Договор, который действовал 24 года, хотят разорвать из­за нарушения сроков выполнения работ.
 Государственный контракт на выполнение опытно­конструкторской работы между Министерством обороны РФ и АО «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва» был заключён в 1992 году. Однако сейчас военные считают, что вторая сторона грубо нарушает его условия и поэтому обратилась в суд. «Министерство обороны считает, что ответчиком допущено существенное нарушение условий государственного контракта, поскольку в ходе его исполнения стало очевидно, что выполнение опытно­-конструкторской работы в сроки, предусмотренные контрактом, невозможно (дело № А33­1432/2016)» ­ говорится на сайте Арбитражного суда Красноярского края.
 И это уже не первое разногласие. В феврале прошлого года военное ведомство отсудило у ИСС 30 миллионов 68 тысяч 790 рублей по госконтракту за несвоевременную поставку изделия 14Ф112 № 15. По информации в открытых источниках, под таким номером числится серия российских спутников связи двойного назначения, разработанных железногорскими спутникостроителями. В марте 2015­го оборонное министерство также требовало от ОАО 10 миллионов рублей неустойки, но позднее отозвало иск.
Всего же в краевой арбитражный суд заявлено девять исков к ИСС, причём два из них ­ от госкорпорации «Роскосмос». Между Роскосмосом и ИСС заключено два госконтракта: на выполнение опытно­конструкторской работы по развитию космического комплекса системы ГЛОНАСС «Енисей­А1» и модуля служебных систем. По мнению истца, ИСС затягивал сроки разработки, поэтому агентство требует от предприятия неустойку за срыв поставок ­ 37 миллионов рублей.
Сейчас дело оставлено без движения до 4 марта.
  http://www.sgzt.com/k26/?module=articles&action=view&id=2819&rubric=157
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1627
    Game over? «Полет» в одну сторону
11-02-2016 09:58:58
У масштабной реконструкции ПО «Полет» с миллиардными инвестициями под выпуск «Ангары» есть и обратная сторона – тотальное уничтожение остальных существовавших на предприятии направлений с утратой технологий, увольнением квалифицированных кадров и сдачей в металлолом за копейки уникальных дорогих станков, порой даже не проработавших ни минуты.
Новостями о 12 миллиардах рублей, которые вкладываются в техническое перевооружение «Полета», о росте объемов производства и зарплат, о планируемой совместно с городскими и областными властями застройке жильем для молодых специалистов освобождаемой предприятием территории «О» по Богдана Хмельницкого в прошедшем 2015-м были наводнены все местные (да и не только местные) СМИ. Для сравнения – мало кому из не связанных напрямую с «Полетом» известно о другом не менее революционном преобразовании: ГКНПЦ имени Хруничева (а значит – и омский завод, явля­ющийся его филиалом) должен был к 1 января закончить акционирование, превратиться из ФГУП в АО. Но, судя по всему, не превратился, несмотря на все уверения гендиректора Центра Андрея Калиновского.
О точных причинах задержки, понятно, известно еще меньше, чем о самом акционировании (а о нем практически ничего не говорится даже на сайте ГКНПЦ). Но есть версия, что она связана с многочисленными жалобами рядовых (и не совсем рядовых) специалистов на действия руководства. По крайней мере, от «полетовцев» таких писем было немало (копии некоторых есть в распоряжении редакции). Сначала к местным властям и ­правоохранителям – губернатору Виктору Назарову, главе регионального УФСБ Василию Кондратенко. Затем уже, после потери веры в помощь на месте, – в Москву, руководству «Роскосмоса», курирующему ВПК вице-премьеру Дмитрию Рогозину, генпрокурору Юрию Чайке, ну и, конечно же, Владимиру Путину (куда без него) – как Президенту, как лидеру ОНФ, как главе военно-промышленной комиссии РФ. Писали, для подстраховки, даже представителям системной оппозиции (лидеру КПРФ Геннадию Зюганову) и телевизионщикам (автору «Момента истины» Андрею Караулову).
Суть претензий вкратце – под соусом модернизации многоплановое, успешное предприятие с богатым опытом создания самых разнообразных летательных, космических аппаратов, ракет и ракетных двигателей с уникальными технологиями, уникальными профессиональными кадрами и редчайшим оборудованием «обрезают» до примитивной «отверточной сборки», конвейера, выдающего ракетоносители «на-гора». При этом прямо нарушаются указания Президента России – по возрождению самолетостроения, по обязательным стратегическим резервам оборонных предприятий на случай увеличения или изменения гособоронзаказа, об обязательном выпуске «оборонкой» продукции двойного назначения.
Спойлер
Директора бояться – к Путину не ходить
Согласившийся встретиться с журналистами известный омский специалист, изобретатель детонационного реактивного двигателя, высотного самоспасателя «Шанс» и целого ряда других систем, разработок и технологий Вячеслав Котельников, который возглавляет существующий при «Полете» научно-технический центр «Бета», лично – как доверенное лицо – подписывал многие письма, составленные группами молодых специалистов. Анонимкам, понятно, веры мало, сами же эти сотрудники все еще работают на предприятии и опасаются возможных санкций за критику («а у парней кредиты, ипотеки, создание семьи...»), а вот «Лучший изобретатель ракетно-космической отрасли» (это вполне официальный статус, подтвержденный номерным удостоверением), дважды получавший из рук Владимира Путина медали Ордена «За заслуги перед Отечеством» (II и I степени соответственно) имеет право выступать от имени тех, кто болеет за родной завод. И он рад уже тому, что этих молодых людей волнует, что происходит с их предприятием: «Значит, наша отрасль пока еще, к счастью, не серая масса, о которой мечтают «менеджеры». Людям не все равно, они увлечены своим делом и болеют за него. ...А ко мне люди идут не только как к изобретателю, специалисту, но и по привычке – я же дважды выдвигался коллективом ПО «Полет» и избирался депутатом, сначала Верховного Совета России (расстрелянного), затем депутатом Законодательного Собрания Омской области, народ меня знает и верит».
Котельников с товарищами не только обращается в инстанции, но и пытается хоть как-то усовестить (хотя молодежь бы сейчас сказала – «троллит») руководство. Например, сотрудники устроили шуточный сбор пожертвований на техобслуживание оборудования – скидывались по червонцу, рублю, по 50 копеек, – будучи в недоумении от фактического отсутствия графика планово-предупредительного ремонта оборудования, необходимого и для сохранения его производительности, и с точки зрения элементарной безопасности для жизни рабочих (при этом формально деньги на этот ППР выделяются).
Зачем на машиностроительном заводе «технари»?
Вероятно, пренебрежение технологиями связано с тем, что, говорят, ни один из членов команды, которую привел занявший год назад пост гендиректора «Полета» Михаил Остроушенко (само его назначение, когда только вышедший с новогодних каникул Николай Иванов вдруг отправился в отставку «по собственному желанию», – отдельная эпопея), не является техническим специалистом, владеющим технологиями ракетостроения. Даже в отдел главного технолога – святая святых – заместителем назначили экономиста.
«Технологии ПО «Полет» всегда были лучшими в отрасли, давая гарантию высокому качеству комплектующих и конечному продукту. Наш «­Космос-3М» – самый надежный ракетоноситель легкого класса в мире (98% успешных пусков), а теперь бухгалтера пытаются учить нас делать ракеты, – негодует Вячеслав Котельников. – Новая команда, да и сам господин Остроушенко упорно пытаются всех убедить, что детали делают «чудесные» станки, а человек и его квалификация тут ни при чем. Хотя со времен каменного века по настоящее время все, что нас окружает, сделал человек – профессионал, а хороший каменный топор в свое время или современный станок с ЧПУ – это инструмент в руках профессионала».
Все яйца – в одну корзину. Конвейером
Технически подкованные специалисты новому руководству, похоже, не нужны в принципе. По его замыслам, «Полет», раньше делавший ракетоносители и спутники, самолеты и боевые ракеты, должен превратиться в монопроизводство «Ангары». Точнее даже, не в производство – производить узлы и агрегаты ракеты будут на других заводах по всей России, – а в одну большую сборочную линию, «моноконвейер», способный выдавать, по некоторым речам, до сотни ракетоносителей в год! Последние цифры, конечно, фантастика – столько «Ангар» не нужно даже не только России, но и, наверное, всей мировой космонавтике в её нынешнем состоянии. Предполагаемые расходы на логистику (транспортировка узлов ракет – это вам не апельсины бочками грузить) – это уже реальность, причем горькая.

Но для «Полета» горше всего, что при такой модели становятся ненужными производственные цеха, большая часть сложнейшего оборудования, вмиг ставшего «непрофильным», и многочисленные технические специалисты. «Полет» уже сократил в прошлом году заказ своей совместной с ­ОмГТУ кафедре на подготовку «целевиков» до всего лишь пяти человек (для сравнения, «Высокие Технологии», более известные как «Омскагрегат», заказывали около полусотни специалистов). Сколько закажут в этом году, если закажут вообще, – неизвестно. О путинском указании расширить подготовку ИТР здесь, такое ощущение, не слышали.
Ракеты же, видимо, и Равшан с Джамшутом да граждане Молдовы теперь смогут собирать – конвейер же, автоматика, программы. При этом руководство, похоже, забывает, какой процент брака выдают, например, конвейеры даже самых «продвинутых» западных гигантов – то тут, то там можно прочитать новости об отзыве десятков тысяч машин известных марок «для устранения неисправностей». А ведь ракета – не автомобиль и даже не самолет, её нельзя обкатать на полигоне, «облетать» летчику-испытателю, это одноразовое изделие, каждый дефект которого, будь он хоть в сотые доли миллиметра, может стать критическим, даже дать летальный исход. «Технология космонавтики написана кровью», – напоминает Вячеслав Котельников.
Впрочем, к чему пугать теоретически возможными последствиями, когда уже есть практические – непосредственно на «Полете». При работе на итальянском станке Dinomax стоимостью 350 миллионов была «запорота» очень дорогая ответственная деталь (по некоторым данным, пострадал и сам станок). Разбирательство показало – суперсовременное оборудование обслуживали два оператора, ни один из которых не имел даже базового технического образования.
У «моно»-модернизации есть минусы не только в техническом плане, но и в рыночном, экономическом. Будет подтвержденный финансами заказ/спрос на «Ангару» – хорошо, предприятие (вернее, то, что от него осталось) «в шоколаде». Изменится конъюнктура, подует с другой стороны ветер трендов, порежут из-за очередного кризиса или, на­оборот, технической революции расходы по этой узкой статье – и всё, приплыли. Все яйца были сложены в одну корзину и потому разом разбились.
Режут по живому
Как уже было сказано, «Полет», закрывая производственные направления «спутники» и «самолеты» (несмотря на постоянные призывы возрождать отечественное самолетостроение из уст самого Владимира Путина), освобождает так называемую территорию «О». Заводчане поговаривают, что её земля уже будто бы заложена в банке (это вполне может быть правдой – в прошлом году Центр ­имени ­Хруничева, допустим, заложил в ВЭБ часть земли под одним из своих московских заводов, причем заведомо не планируя возврат этого кредита). Там уже давно висит эскизный проект застройки этой территории жилыми домами – как приговор, ежедневно напоминающий тем заводчанам, что еще ходят туда на работу, о ближайшем будущем. Для многих – незавидном: на оставшуюся площадку «Г» в Чкаловском поселке переберутся далеко не все, в планах руководства «Полета», напомним, сокращение коллектива с 4 до 2,5 тысячи человек.
В результате «Полет» потеряет или уже потерял целые цеха (например, стратегические – кузнечно-прессового и литейного производства) и участки. Такие, как действовавший на площадке «О» единственный в стране уникальный комплекс очистки гальванических отходов (это кислоты! тяжелые металлы! цианиды!).
Плачевная ситуация и с оборудованием, во многом уникальным. Часть того, что все же решили перевезти, лежит сейчас на «Г» в ящиках прямо перед цехами – под снегом. Какие-то ждут монтажа, а какие-то, как говорят те наши респонденты, что побоялись пока открывать свое имя, банально не влезли на места, что им готовили. Но в итоге разницы нет – что первые, что вторые после одной такой зимы, скорее всего, можно будет выкинуть: даже небольших очагов коррозии достаточно, чтобы разрушить весь станок, нарушить ту микронную точность, что нужна в производстве космических аппаратов.

2Е656Р. Сейчас лежит под снегом
Из точки А в точку Б... не попал!
Часть уникальной техники режется и сдается в металлолом сразу. Причем, как поясняет предприниматель Владислав Баранов, долгие годы сотрудничавший с «Полетом», часто в лом идут абсолютно «нулевые» станки, не проработавшие ни дня (по бумагам, впрочем, они проходят как амортизированные и списанные). Такие зачастую увозят прямо в тех заводских ящиках, в которых они когда-то были получены от производителя. В частности, это касается оборудования, покупавшегося под свернутые программы производства самолетов Ан-3 и Ан-74.
Интерес г-на Баранова вполне объясним, ­когда-то он неплохо зарабатывал, ремонтируя, переналаживая и перепродавая (часто за границу – в Китай, Италию) станки, выведенные «Полетом» из эксплуатации. И «Полет», мягко говоря, был не в накладе, получая от фирмы Баранова сотни тысяч, миллионы рублей – оборудование перед продажей оценивали эксперты независимых фирм, цена была рыночной. Сейчас все эти станки завод сдает, судя по всему, за копейки в металлолом.
 
Цитировать«Отказывают даже таким же стратегическим, как сам «Полет», предприятиям ВПК, – негодует г-н Баранов. – Центр судоремонта «Звездочка» просил фрезерный пятикоординатный станок ФП-14 – хотели на нем люки для атомных подводных лодок обрабатывать. Но нет, он так и ушел в металлолом прямо в ящиках».
 
Бизнесмен демонстрирует фотографии и поясняет с горечью в голосе: «Вот уникальный ­станок с ЧПУ (числовым программным управлением) с длиной стола 42 метра – может за один раз целиком обрабатывать крыло самолета! Штучное оборудование начала 90-х под программы Ан-3 и ­Ан-74. Идет в металлолом... Вот 2ФП131, у него чуть поменьше стол – «всего» 37 метров.

Это 2ФП-131 со столом 37 метров. Уже разбирают.
В России таких лишь два – второй на заводе в Ульяновске работает. А омский скоро отправят на металлолом... Вот 2ФП31 продольно-фрезерный лежит сейчас в ящиках под снегом у цеха 40. Месяц еще полежит так и можно на помойку – коррозия. По документам он использовался и самортизирован, на деле – даже не распаковывали».

Это «Кикинда», уникальный круглошлифовальный. Демонтирован безобразно, стоит ждет участи в металлолом
Некоторые станки вроде бы и не собирались выбрасывать – они как-то «сами». «Вот в 29 цехе стоял тяжелый горизонтально-расточный станок 2Е565Р – таких больше не выпускают. Демонтаж произвели безобразно – всё, станок не восстановить», – приводит пример Владислав Баранов. Здесь стоит отметить, что правильный демонтаж – тоже наука, его стоимость зависит от его целей и может составлять от 30 до 70 процентов от стоимости монтажа.
Бывают и почти детективные истории. Так, в октябре 2014-го при переносе из одного цеха в другой станок весом в 72 тонны просто... исчез. Начали искать следы – выяснилось, что 10 тонн металла с него вроде бы были в итоге сданы в металлолом, по 4 тысячи рублей – на 40 тысяч всего. Где остальные 62 тонны – неизвестно. При этом, по данным Баранова, никого за эту пропажу не наказали.

Остатки ушедшего в металлолом нового продольно-фрезерного 6М616. Это от него ушло 10 тонн. А где остальное – неизвестно.
Вообще, на заводе с некоторых пор взяли моду терять паспорта станков, в которые должны вноситься данные о проведенных ремонтах и ­модернизациях. В таких случаях становится почти невозможно проверить, куда на самом деле ушли деньги, выделенные на модернизацию и ремонт данного оборудования.
Попилить во всех смыслах
«В прошлом году вроде бы обозначился просвет, – вспоминает Владислав Баранов. – «Полет» в открытую выставил на продажу полторы тысячи единиц оборудования, список был заверен самим Остроушенко. Мне предложили купить часть, передали список. Все оборудование посмотрел, прикинул, что и как можно сделать, наметил перспективы. Однако в итоге нам не удалось купить ничего из интересовавшего нас оборудования. Озвучивая продажу и даже, в конце концов, предложив итоговую цену, «Полет» несколько месяцев оттягивал оформление разными способами и в итоге так и не оформил ни одного договора. Не помогли даже мои обращения в вышестоящие инстанции. Ничего не изменилось. Многие станки из списка по­шли в металлолом либо лежат на улице под снегом, ожидая своей очереди на уничтожение».
Предприниматель навскидку видит сразу несколько возможных причин такого поведения топ-менеджмента «Полета». Например, если бы станки были проданы ему, немалые деньги от реализации ушли бы в ГКНПЦ. Получаемые же за металлолом «копеечки» Москва разрешает «Полету» оставлять себе. «Бумажный» же ввод в эксплуатацию объясняется просто – по действующему законодательству с пополнившего основные фонды оборудования сразу же начинает капать налог (с дорогого, соответственно, – немаленький), поэтому директора даже ненужный станок на бумаге «вводят в эксплуатацию», чтобы скорее начать уменьшать его стоимость амортизационными отчислениями.
Боком тут, по мнению бизнесмена, вышла и кампания по борьбе с коррупцией. Не имея возможности объять необъятное, контролирующие органы сосредоточились во многом как раз на продажах госимущества «на сторону». Находя как-то где-то цену выше той, по которой прошла ­сделка, стали требовать объяснения: «Почему за столько продали?!». В итоге управленцы на госпредпри­ятиях стали просто бояться что-либо продавать даже «по-честному». Если на предприятие идут большие государственные инвестиции, им гораздо легче «поиметь» (причем в большей сумме) что-либо на закупках.
«Импортозамещение» по-омски
В ходе наших бесед с «полетовцами» выяснилось, что сдача в металлолом годных, но ненужных станков – это, оказывается, еще полбеды. Беда же, когда распиливают или гноят на складе оборудование, которое могло бы поработать и сейчас, а вместо него покупают новое, причем импортное. Импортозамещение наоборот, так сказать – у нас в Омске свои «тренды». За примерами далеко ходить не надо – все функции вышеупомянутого Dinomax мог после переналадки и смены ЧПУ выполнять пропадающий сейчас станок УФС. Об этом писал в служебных Вячеслав Котельников, изучивший в свое время все заводское оборудование и выстроивший еще в 1989 году из него гибкую производственную систему (ГПС), которая проработала и работает без проблем и нареканий больше двух десятилетий. Но нет, вместо модернизации УФС за 20 миллионов купили «итальянца» за 350 миллионов (прибавьте сюда еще стоимость всех импортных запчастей, расходных, смазочных материалов – опять же импортных). При этом «полетовские» управленцы, «сопровождая сделку», повадились летать в полумесячные и даже месячные командировки в Италию, выдвигая все новые и новые требования. Руководство уважаемой FPT INDUSTRIE S.p.A в итоге взбунтовалось, написало гневное письмо в ГКНПЦ, попросив не присылать больше без надобности омичей и потребовав за срыв сроков ввода в эксплуатацию компенсацию в 6,5 миллиона евро.
Потраченная на покупку импортного оборудования валюта – еще не все минусы. Дело в том, что все сложное «умное» импортное оборудование имеет как минимум GPS-датчики. А как максимум – программно-аппаратные закладки, позволяющие вывести станок из строя дистанционно, по сигналу. Те же «Высокие Технологии», говорят, уже сталкивались со случаем, когда поднятый на 20 сантиметров станок тут же перестал работать, показал на экране сообщение о неисправности и сам вызвал из-за рубежа специалиста фирмы-производителя. Можете себе представить, как поведет себя такое оборудование в случае ужесточения санкций или, например, военного конфликта?!
Впрочем, даже если бы не было никаких «закладок» – их роль вполне может сыграть зависимость от поставок импортных комплектующих, смазочных материалов, даже инструмента, который порой стоит и в 10 раз дороже отечественного (а отечественного больше и не будет – свое инструментальное производство на заводе просто закрыли). Пока поставки идут – мы кормим западных производителей, как только они прервутся – встанет производство у нас.
P.S. Оперативного комментария непосредственно от руководства «Полета» нам получить не удалось. Представители предприятия предложили направить им официальный запрос с вопросами (что редакция и сделала), который будет рассмотрен «в соответствии с законом о СМИ». Если позиция заводчан изменится и они захотят высказаться уже после выхода данной публикации, редакция ­готова предоставить им такую возможность.
[свернуть]
Олег Ледянский, Наталья Николаева
«Бизнес курс» № 3 от 03.02.2016 г. http://www.bk55.ru/news/article/67634/

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Прол

ЦитироватьАниКей 
Цитировать 
В феврале прошлого года военное ведомство отсудило у ИСС 30 миллионов 68 тысяч 790 рублей по госконтракту за несвоевременную поставку изделия 14Ф112 № 15.
Он же "за бугор" улетел :o . Издеваются?


АниКей

Цитировать12.02.2016 00:01:00       
       Восточный скорее мертв, чем жив       
          
Версия для печати
Не слышен рокот космодрома
                 

В апреле для Роскосмоса наступит момент истины: состоится ли испытательный запуск с нового космодрома Восточный ракеты космического назначения (РКН) в составе ракеты-носителя (РН) «Союз-2. 1А» и разгонного блока (РБ) «Волга» или будет вновь перенесен?
Напомним, что старт был назначен на 25 декабря 2015 года, но Владимир Путин благоразумно решил не торопиться: «Не нужно никаких реляций победных, нам нужен качественный результат». Глава государства выразил надежду, что удастся управиться к Дню космонавтики, то есть к 12 апреля 2016 года. Но если и к этому дню не будет все готово, то сроки могут быть перенесены, добавил президент.
Владимир Путин готов пожертвовать даже частью собственного авторитета, чтобы сохранить для нерадивых чиновников единственный шанс исполнить ими же составленные планы. Так уже случилось однажды, когда на Северном флоте в присутствии президента на ракетном подводном крейсере стратегического назначения баллистическая ракета межконтинентальной дальности «отказалась» покинуть свою шахту. Чтобы сгладить конфуз подводников, Владимир Путин сказал: это был условный пуск.
Сегодня «условный пуск» – на космодроме Восточный. После многих лет работы выясняется, что нового корабля, который должен полететь менее чем через три года, у России нет и не будет, как не будет и стартового комплекса для его запуска. А стартовый комплекс для РН «Ангара» надо переделать, из двух пусковых установок оставить только одну.
Для сравнения, на Байконуре – 9 типов стартовых комплексов и 15 пусковых установок (ПУ). Из них 8 уже не используются из-за их старения, разрушения, в том числе и по причине аварийных запусков. В среднем получается потеря одной ПУ каждые семь лет. Кроме того, ПУ надо ремонтировать после 20 запусков. Если распределить нагрузку поровну между двумя космодромами – Байконуром и Восточным, через два года единственная ПУ на Восточном встанет на ремонт.
Еще одна авантюра – изменение проекта стартового комплекса для РН «Ангара». Его надо приспособить для запусков сразу трех типов РН: «Ангара-А5», «Ангара-А5П» и «Ангара-А5В». Надо изменить документацию монтажно-испытательного, командно-измерительного комплексов, других элементов инфраструктуры. Сложнее всего приспособить стартовый «стол» для трех типов ракет, у которых первые ступени имеют разные обвязки, состоящие из двух, четырех и шести универсальных ракетных модулей и соответственно разные контуры и диаметры.
Ранее глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил журналистам, что стоимость создания новой модификации ракеты-носителя «Ангара-А5В» составит 37 млрд руб., а вся программа с учетом строительства и оснащения наземной инфраструктуры – 150 млрд руб. Из проекта «Федеральной космической программы на 2016–2025 годы», подготовленного для внесения в правительство, следует, что госкорпорация «Роскосмос» не планирует до середины следующего десятилетия пуски тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5В». В таком случае надо ли менять стартовый комплекс сейчас под несуществующую ракету?
Все это похоже на планирование очередного большого «распила» бюджетных средств на Восточном. Напомним, на реализацию подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома Восточный», согласно паспорту Федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы», из бюджета было выделено более 61,7 млрд руб. Кассовое исполнение, по данным Федерального казначейства по состоянию на 1 декабря 2015 года, составило около 31 млрд руб. В Федеральном реестре государственных контрактов значится сумма более 20,5 млрд руб. А в ходе прокурорских проверок были выявлены факты хищений, причинившие ущерб на 7,5 млрд руб.
Подведем итог. Целью программы «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы» было, как это записано в документе, создание на российской территории полнофункциональной наземной инфраструктуры для обеспечения запусков всего спектра перспективных отечественных ракет космического назначения и космических аппаратов оборонного назначения на все требуемые высоты и наклонения орбит, а также создание необходимых предпосылок для обеспечения гарантированного независимого доступа и постоянного присутствия Российской Федерации в космосе и проведения ею независимой космической политики. 2015 год закончился. На Восточном запуск отложен и неизвестно когда состоится. О запусках «всего спектра перспективных отечественных ракет» и подавно говорить не приходится, по крайней мере до 2025 года. В прошлом году выполнено строительство объектов первой очереди, то есть для обеспечения запусков РН «Союз-2.1А». При этом большую часть средств Роскосмос не освоил.
Кто будет отвечать за космический провал? С апреля 2011 года по август 2015-го сменилось четыре руководителя космического агентства. Каждый из них за время пребывания в должности не успевал навести порядок, зато вносил дезорганизацию. Есть только один «долгожитель» в Роскосмосе, который в «Плане деятельности агентства на 2013–2018 годы» указан ответственным за готовность космодрома Восточный к запускам полезных грузов. Это Александр Иванов, в недавнем прошлом – первый заместитель руководителя, а ныне – временно исполняющий обязанности руководителя Роскосмоса. Но и к нему претензий быть не должно. Ведь «План деятельности агентства» в корне отличается от Федеральной целевой программы и с самого начала не содержал и намека на готовность космодрома к запуску ракет в 2015 году. Наоборот, «степень удовлетворения условий готовности космодрома Восточный к запускам полезных грузов и эффективному функционированию наземной космической инфраструктуры и космических средств» в 2015 году должна составлять 49,5%, в 2016-м – 50,4%, в 2017-м – 54,5%, в 2018-м – 62,9%.
Космодром – это своего рода живой организм. Но если он жив только на 50%, то он скорее мертв, чем жив. И за его «смерть» никто не несет даже административной ответственности.   
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

sychbird

Бредовая заказуха с кучей фактологических ошибок и необоснованных натяжек. Без автора :!:  Под выборы ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

triage

ЦитироватьГлава государства выразил надежду, что удастся управиться к Дню космонавтики, то есть к 12 апреля 2016 года. Но если и к этому дню не будет все готово, то сроки могут быть перенесены, добавил президент.
Уже давно говорят в своих речах что после 12 апреля - 25 апреля.
Но одного отмазали статьей....

ZOOR

Цитироватьsychbird пишет:
Бредовая заказуха с кучей фактологических ошибок и необоснованных натяжек. Без автора  :!:  Под выборы  ;)  
Давненько на НВО такой желтизны не выкатывали.

Интересно, автор искренне верит в свои бредни типа " трех типов ракет, у которых первые ступени имеют разные обвязки, состоящие из двух, четырех и шести универсальных ракетных модулей" и " Есть только один «долгожитель» в Роскосмосе .... Это Александр Иванов" ?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

АниКей

#1634
ЦитироватьС. ДОРЕНКО: Здравствуйте, Александр. Скажите сразу, как «Восточный», опишите.
А. КАПКОВ: Доброе утро для вас, а у меня добрый день.
С. ДОРЕНКО: Добрый день. То есть вы уже пообедали, выковыриваете и так далее. Хорошо. Скажите, пожалуйста, что там, расскажите.
А. КАПКОВ: Самое интересное то, что, в принципе, от стройплощадки осталось совсем-совсем немного: вывезти мусор, немножко где-то подравнять, какие-то штрихи довести, с отделочными материалами закончить на некоторых объектах, это естественно. Я имею в виду самые главные объекты. Стартовый комплекс, технический комплекс — это те места, где уже вовсю хозяйничает «Роскосмос», где вовсю хозяйничает Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры. Это всё уже их объекты, где они налаживают свои процессы. И именно поэтому, кстати говоря, мы очень долго согласовывали все допуски для меня. И при этом я вам скажу по секрету (вы только никому не рассказывайте), они до сих пор не согласованы. Поэтому не спрашивайте меня, как я туда проходил, на эти объекты.
 
С. ДОРЕНКО: А, то есть вы ходите просто и всё? Надо сделать лицо кирпичом, типа вы работаете.
 
А. КАПКОВ: Некоторые навыки, конечно, нужны, но не могу сказать, что «вы ходите и всё», потому что все эти объекты уже под охраной, на каждый из них нужен пропуск, и поэтому просто ходить здесь не получится. Сами понимаете, пока здесь не очень много абсолютно левых людей, которые не причастны каким-либо образом к космодрому.
С. ДОРЕНКО: А дорога до космодрома? Эту дорогу построили?
 
Спойлер

А. КАПКОВ: Смотрите, если ехать по федеральной трассе, допустим, от Хабаровска, то, конечно, дорогая хорошая. Но если я еду от Благовещенска (а я ехал от Благовещенска), то можно поехать двумя маршрутами, и в любом случае они ведут до федеральной трассы. Первый — совсем не очень. Помните, в тот раз я рассказывал, что местами дорога отсутствует. Вчера было получше, потому что подмёрзло всё, но по-прежнему там дорога похуже. Но всё, что касается федеральной трассы и, естественно, дорог здесь, на этом большом объекте (вы помните, он исчисляется десятками и сотнями квадратных километров), то здесь, конечно же, уже всё построено: и автомобильные дороги, и железные дороги, которые уже используются вовсю для того, чтобы привезти сюда все необходимые объекты. А в ангарах уже находится «Союз», он уже здесь. Там уже находятся спутники. Там, естественно, находится уже всё оборудование, которое буквально месяца четыре назад сюда «Роскосмос» привёз и уже работает с ним на месте.
С. ДОРЕНКО: Настя.
А. ОНОШКО: А что там с зарплатами? Строителей уже убрали, а им деньги-то заплатили? Есть возможность выяснить?
А. КАПКОВ: Ну, как вам сказать? Есть ли возможность выяснить? Те немногочисленные рабочие... Потому что численность рабочих, например, самого «Дальспецстроя» сократилась в сравнении с предыдущим годом в три раза. Это всё говорит о том, что этап строительства уже подходит к концу. Все рабочие, конечно же, с зарплатой. Те, кто остались не у дел меньше года назад, десять месяцев назад, когда мы приезжали сюда, они пошли работать в другие смежные организации, в другие субподрядные организации. Новых подрядчиков с того времени не нанимали. Мне было интересно, может быть, усилился как-то отбор, тщательная работа проводилась при подборе новых организаций. Но Юрий Волкодав (мы сегодня с ним всё утро ходили по объектам) сказал мне: «Мы новых никого не привлекали. С теми, кто неответственно относился к рабочим в прошлом, сейчас идут суды. Подвисло порядка 3,5 миллиарда рублей. Вот судебные разбирательства».
С. ДОРЕНКО: Скажите, пожалуйста, если бы я предложил вам оценить то, что вы увидели, по сравнению с тем, что вы ожидали, по шкале от 1 до 5, вы бы какой балл присвоили своим собственным впечатлениям?
А. КАПКОВ: Я поставлю 4. Объясню почему. Потому что, во-первых, у меня было достаточно информации, когда я ехал, поэтому какого-то вау-эффекта не получилось. Во-первых, потому что я был до. Во-вторых, потому что я примерно знал, в каком состоянии объекты находятся, следил за этой темой. И, естественно, третье: потому что ставить 5 — это значит говорить, что всё отлично.
С. ДОРЕНКО: Но не всё отлично.
А. КАПКОВ: Да, не хочется говорить, что всё отлично. Всё-таки нужно ещё многое что сделать. Я напомню, все ожидают здесь старта весной, примерно в апреле. В октябре на совещании Владимир Путин, я вам напомню, хотел, чтобы был всё-таки такой подарок к 12 апреля.
С. ДОРЕНКО: Да, к 12 апреля. Мы же все ждём 12 апреля, именно.
А. ОНОШКО: А можно бытовой вопрос? Где вы там едите, и сколько стоят обеды в столовках?
А. КАПКОВ: Давайте. Смотрите, я в разных местах ел. Один ресторанчик, который здесь местный, городской, углегорский — там, в принципе, я пообедал за 300 рублей. Вкусно пообедал, скажу. Если брать рабочую столовую, где я тоже перекусывал, то позавтракал я там примерно на 80 рублей. Цены в магазинах примерно такие же, но должен сказать, что, может быть, набор продуктов несколько отличается — всё-таки Дальний Восток, не всегда ты увидишь такой же ассортимент, который ты привык видеть в обычном московском магазине.
С. ДОРЕНКО: А народ всё больше откуда? Вот откуда эти люди? Это москвичи? Это угрюмые дальневосточники? Это кто?
А. КАПКОВ: Среди рабочего контингента много дальневосточников и очень много, конечно же, из других регионов, из центрального региона России. Конечно же, много уральских парней, сибирских парней. Это всё, в принципе, осталось, как и раньше, потому что работают вахтовым методом, приезжают в огромных количествах. Сейчас в «Дальспецстрое» где-то 3200–3500 рабочих. Сами понимаете, что касается уже инженерного состава, состава «Роскосмоса» и всех остальных организаций, то это инженеры в том числе и московские. Каких-то местных, дальневосточных, я не видел. Но, честно скажу, не очень много с ними общался. Они люди занятые. И учитывая то, что мои пропуски не согласованы, я решил здесь...
С. ДОРЕНКО: Скажите, пожалуйста, добрым людям, в том числе и господину Волкодаву, который любезно вас провёл по космодрому, что сама стройка нас, взрослых мальчиков, не очень впечатляет. Нам нужны пуски. Потому что стройка... Я вот сейчас смотрю мультик из Lego. Знаете, есть «Коля-космонавт»? Вот такой.
А. КАПКОВ: Я пропустил про Колю. Я видел некоторые...
С. ДОРЕНКО: «Коля-космонавт» в Lego есть, мультик такой.
А. КАПКОВ: Я приеду, разберусь. Здесь на Дальнем Востоке ещё про Колю не знают ничего.
С. ДОРЕНКО: Не знают. На самом деле мы в Lego смотрим, как строится космодром, и это нас впечатляет, но в меньшей степени.
А. ОНОШКО: А что с интернетом там? 3G?
А. КАПКОВ: Я могу вам сказать сразу ответ Волкодава Юрия Петровича. Он сдал свои объекты на 99%. И всё, что касается строительства здесь, по сути закончено — то, что нужно для того, чтобы полетела ракета. Это уже вопросы к «Роскосмосу».
С. ДОРЕНКО: Пуляйте её куда угодно! Хоть в Японию запулите ракету, но пусть она взлетит, покинет плотные слои...
А. КАПКОВ: Мне очень многие уже говорили, что пора заводить, запускать. Я был сегодня в пункте управления, в который тоже вход на самом деле запрещён. Стоит оборудование, стоит та самая «красная кнопка» (в кавычках говорю), потому что «красной кнопки», конечно, нет ни одной. Есть две жёлтых, но они относятся совершенно не к этому. Всё уже стоит, люди отлаживают программное обеспечение. Поэтому я думаю, что в целом время подготовки именно для «Роскосмоса», как мы помним, где-то на уровне пять с половиной месяцев — полгода. Учитывая то, что «Роскосмос» здесь уже был до Нового года, можно говорить о двух-трёх месяцах. Но опять же, говорю, это неофициальная информация. Это если прикидывать и стараться понять, когда мы же увидим запуск ракеты.
С. ДОРЕНКО: «Спросите, — мне пишет Тунгус, — в ,,Свободном" всё ещё выхлопные трубы на автобусах выведены выше крыши?»
А. КАПКОВ: Спасибо за этот вопрос. Интересный вопрос, я посмотрю. Но те автомобили, которые здесь, — нет. Я думаю, это связано с тем, что всё-таки здесь было в 2013 году наводнение. Может быть, поэтому так. С тех пор таких больших наводнений здесь не было.
С. ДОРЕНКО: «Сметная стоимость ,,Восточного" в 2011 году была 178 миллиардов рублей. Истратили из 178 миллиардов 300 миллиардов. Летом прокуроры уже искали, 40 миллиардов куда-то запропастились. Запросили ещё 560 миллиардов. Переплюнут олимпиаду или нет?» — спрашивают. Это страшные деньги, абсолютно страшные деньги, причём абсолютно безразмерные. Мы все должны корячиться и есть творожок вместо бифштекса на обед для того, чтобы они там что-то построили.
А. КАПКОВ: Интересный вопрос, конечно же, денежный. Вот мы заходим с Волкодавом в обычную насосную станцию, которая занимается подачей в том числе и топлива, в том числе горячей и холодной воды для охлаждения, для отопления. Стоят насосы. Я говорю: «Что за насосы?» — «Это иностранные насосы — единственные, которые в принципе могут справляться с этой задачей». То же самое касается такого элементарного, казалось бы, момента, но необходимого, как системы вентиляции. Они стоят, соответственно, немецкие (и тоже, естественно, хорошие). При этом не стоит забывать, что закупка всего этого оборудования пришлась как раз на эти два года, когда, как мы знаем, существенно изменился курс рубля. И этот вопрос остался несколько без ответа, неловким, из серии: импортозамещение не произошло, оборудование ставилось вот это, но государство помогало, «Дальспецстрою» выделялись субсидии. Но при этом вы сами понимаете, всё равно стоимость этих насосов можем посмотреть, сколько они стоят, и перевести на наши деньги. Это то, что потратили, увеличивая вот этот самый бюджет.
С. ДОРЕНКО: Александр, спасибо вам огромное. Александр, вы любовно поглаживаете время от времени в кармане билет на обратный путь, я так понимаю. Нет?
А. КАПКОВ: Ну, почему любовно?
С. ДОРЕНКО: Когда заберёшься в такую задницу, хочется всё время посмотреть на билет на обратную дорогу.
А. ОНОШКО: Александр, а вы бы смогли там жить, как вы думаете? Семью перевезти, ребёнка в сад устроить?
С. ДОРЕНКО: Да, уже по-настоящему.
А. КАПКОВ: Какой каверзный и интересный вопрос!
С. ДОРЕНКО: Чёрт!
А. ОНОШКО: А вы себе его не задавали?
А. КАПКОВ: Я себе его не задавал.
С. ДОРЕНКО: Нет, он разглаживает билет, пальцами трогает билет. Как я нефриты, он трогает билет домой.
А. КАПКОВ: Нет, я не трогаю билет домой. Здесь интересно. Пока я всё не узнаю, я не улечу. Но я вам должен сказать, что за два дня, что я здесь, уже очень многое посмотрел, достаточно, осталось совсем немного.
А. ОНОШКО: Хочется домой?
А. КАПКОВ: Я завтра уже вылетаю. С охотой? Да, с охотой.
А. ОНОШКО: А интернет в телефоне есть всё время или плохо ловит?
С. ДОРЕНКО: Нет, плохо ловит.
А. КАПКОВ: Лучше, чем десять месяцев назад. Раньше его не было вообще. Сейчас, во-первых, есть связь, и мы с вами можем спокойно разговаривать из любой токи. А что касается самого интернета. Там, где моё общежитие находится, то там есть. На стартовой площадке интернета у меня не было. Ну, это «Билайн», допустим, потому что «МегаФоне» со стартовой площадки я интернет ловил.
 С. ДОРЕНКО: Вот! Да здравствует — и так далее. Спасибо большое, Александр! Счастливо!
[свернуть]
  http://govoritmoskva.ru/blogs/655/

а в этом репортаже Капков мимоходом сдал всех, кто его туда пустил  ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

mihalchuk

РБК сообщает, что в 2015 году чистый убыток Автоваза увеличился в три раза.

АниКей

Цитироватьmihalchuk пишет:
чистый убыток
;)  
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Честно говоря, уже после второй фразы Доренко я сказал бы, что с хамами не разговариваю...
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

АниКей

#1638
ЦитироватьМОСКВА, 14 фев — РИА Новости. Правительство России присудило 10 премий в области космической деятельности и присвоило звание "Лауреат премии правительства РФ имени Ю.А. Гагарина в области космической деятельности" 50 работникам ракетно-космической отрасли, соответствующее распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева опубликовано на сайте ведомства.
Как отмечается, премии правительства имени Гагарина в области космической деятельности присуждаются раз в пять лет, начиная с 2011 года, соискателю или коллективу соискателей, состоящему не более чем из пяти человек. Согласно постановлению от 2011 года, размер премии составляет 1 миллион рублей.
Премии имени Гагарина присуждены, в частности, первому заместителю гендиректора — генконструктору "Ракетно-космического центра "Прогресс" Равилю Ахметову и заместителю гендиректора по производству РКЦ Владимиру Пашистову, начальнику отдела "Научно-производственного объединения автоматики имени академика Н.А. Семихатова" Николаю Иванову, главному конструктору "Конструкторского бюро химавтоматики" Виктору Горохову, замначальника отделения филиала ЦЭНКИ — "Научно-исследовательский институт стартовых комплексов имени В.П. Бармина" Анатолию Баранову.
Они получили награды за разработку, испытания и эксплуатацию ракеты-носителя "Союз-2".
Несколько премий также присуждены за создание технологии многосегментной подготовки к полету экипажей международной космической станции; создание бортового фурье-спектрометра для температурно-влажностного зондирования атмосферы Земли в составе космического комплекса "Метеор-3М"; реализацию проекта "Союз в Гвианском космическом центре".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1639
Распоряжение от 6 февраля 2016 года №176-р. В 2016 году присуждено 10 премий в области космической деятельности и присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации имени Ю.А.Гагарина в области космической деятельности» 50 работникам ракетно-космической отрасли.
Справка
 Документ
    [/li]
  •   PDF
    133Kb
     
     Распоряжение от 6 февраля 2016 года №176-р
Подготовлено Роскосмосом.
Премии Правительства имени Ю.А.Гагарина в области космической деятельности учреждены постановлением Правительства от 4 апреля 2011 года №240. Премии присуждаются один раз в пять лет, начиная с 2011 года.
Подписанным распоряжением в 2016 году присуждено 10 премий в области космической деятельности и присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации имени Ю.А.Гагарина в области космической деятельности» 50 работникам ракетно-космической отрасли, в том числе за:
- разработку, испытания и использование ракеты-носителя типа «Союз-2»;
- создание технологии многосегментной подготовки к полёту экипажей международной космической станции;
- организацию разработки и создания ракетно-космической техники, использования результатов космической деятельности на базе системы космических средств двойного назначения;
- комплекс трудов в области гуманитарного, архивного и научно-технологического наследия космической деятельности России, способствующих вовлечению в культурный, образовательный и научный оборот исторически достоверных общедоступных информационных ресурсов о космонавтике;
- создание бортового фурье-спектрометра для температурно-влажностного зондирования атмосферы Земли в составе космического комплекса «Метеор-3М»;
- реализацию проекта «Союз в Гвианском космическом центре»;
- создание космического комплекса «Ресурс-П» в составе двух космических аппаратов «Ресурс-П», наземного комплекса управления, наземного комплекса планирования целевого применения, приёма, обработки и распространения информации дистанционного зондирования Земли.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!