Новости сайта www.buran.ru

Автор Вадим Лукашевич, 15.02.2005 12:03:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

PIN

В той статье неточности и ошибки перечислять - гиблое дело. Проще ее просто переписать с нуля. Но тогда она будет совсем другая по смыслу :)

Штуцер

Какие-то двигатели, очевидно, еще в МИКе?

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

anik

ЦитироватьШтуцер пишет:
Какие-то двигатели, очевидно, еще в МИКе?
Да убрали уже, наверное, давно. Только вопрос - куда.

Судя по снимкам, мусора в центральном пролете, как мне кажется, значительно убавилось.

2003:
 

2006:
 

2012:
 

2013:
 

Штуцер

Какой смысл там работы вести?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитироватьanik пишет:
Судя по снимкам, мусора в центральном пролете, как мне кажется, значительно убавилось.

Вот из Bing
 
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

#7925
Идея многоразовой космической техники переживает ренессанс
 ...
Цитировать...
...
...
 Таким образом, в современном ракето- и космическом кораблестроении проявились две тенденции. Первая — создавать транспортные системы, в которых пониженная стоимость эксплуатации частично многоразовых носителей сочеталась бы с технической простотой, невысокой стоимостью и надежностью одноразовых пилотируемых машин. А вторая — попробовать вернуться к «челнокам», разработанным и построенным с помощью новых, недоступных конструкторам «Спэйс Шаттл» технологий, которые позволят сделать новые многоразовые пилотируемые машины более экономичными и безопасными.
 Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

из-за автора решил почитать русвесну
Цитировать
В январе этого года НАСА неожиданно подобрело к компании «Сьерра Невада», выдав ей контракт на завершение работ по мини-шаттлу «Дрим Чейсер», включая его ввод в эксплуатацию. Таким образом, эта компания присоединилась к двум другим — Orbital ATK с кораблем «Сигнус» и SpaceX с «Драконом», которые в рамках нового контракта НАСА будут обеспечивать МКС всем необходимым с 2019 по 2024 годы. Это означает, что космическое агентство США считает — у пилотируемых «челноков» есть будущее, причем ближайшее. 
и откуда он взял в этом абзаце будущее пилотируемых челноков ранее написав про X-37b

Бальзам Космический

товарищи, а какие размеры у модуля кабины ОК Буран, а именно длина (высота) и ширина его палуб-отсеков - верхней-командного, средней-бытового и нижней-агрегатного, как в профиль так и в анфас?

Salo

#7928
http://wizarden.livejournal.com/99660.html
ЦитироватьЭкскурсия в СибНИА. Часть 1
...
Наше внимание сразу привлёк киль космического корабля многоразового использования «Буран». Да, СибНИА участвовал и в этой космической программе! Здесь испытывались элементы конструкции этого грандиозного корабля.
Обратите внимание: левые створки верхней и нижней секций руля направления – воздушного тормоза демонтированы.


После развала СССР эта программа, как и многие другие, была заброшена. С тех пор здесь и остался этот киль.


Институт планирует передать его в создаваемый в Новосибирске технический музей.
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

Вадим на ТВЦ о звездных войнах....
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вован

ЦитироватьАниКей пишет:
Вадим на ТВЦ о звездных войнах....
Смотрю.
Байконур надолго - навсегда

Старый

Смотрю. Боже, как забодали эти патриоты-шапкозакидатели. :(  Лукашевич на их фоне выглядит юным интеллектуалом.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вован

ЦитироватьСтарый пишет:
Смотрю. Боже, как забодали эти патриоты-шапкозакидатели.  :(  Лукашевич на их фоне выглядит юным интеллектуалом.
Который хочет в НАТО вступить.
Байконур надолго - навсегда

Старый

ЦитироватьВован пишет: 
Который хочет в НАТО вступить.
Он их тролит.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

ЦитироватьСтарый пишет:
.  :( Лукашевич на их фоне
Да уж. Булава круче Трайдента, и так с надрывом в голосе...
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Вован

ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Который хочет в НАТО вступить.
Он их тролит.
Я ждал, что Вадим скажет: "США вынуждены были отреагировать на звездные войны СССР. Типа Гитлер напал из-за угрозы нападения со стороны Сталина".
Байконур надолго - навсегда

Сергио

ЦитироватьВован пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Который хочет в НАТО вступить.
Он их тролит.
Я ждал, что Вадим скажет: "США вынуждены были отреагировать на звездные войны СССР. Типа Гитлер напал из-за угрозы нападения со стороны Сталина".
Takeo Iguchi в своей книге Demystifying Pearl Harbor : a new perspective from Japan 
доказывает что напасть на Пёрл Харбор пришлось из-за агрессивной антияпонской политики.
Национальная библиотека в Таллинне выставила её как новую литературу, и потом быстренько запихала в хранилище.
Типа реваншизм это хорошо, но до определённых пределов.

А если серьёзно - рациональное зерно в книге есть... )))

hlynin

ЦитироватьСергио пишет:
Takeo Iguchi в своей книге Demystifying Pearl Harbor : a new perspective from Japan
доказывает что напасть на Пёрл Харбор пришлось из-за агрессивной антияпонской политики.
Ну, трудно не назвать политику США не антияпонской. Огромадная помощь Китаю. Рузвельт лично благославил добровольцев-лётчиков эскадрильи "Летающие тигры", которые ещё до Пирл Харбора сбили 300 японских самолётов, перебили на земле кучу японцев и фактически спасли Бирманскую дорогу и Чан Кай Ши. Собственно Китай воевал на американские кредиты

АниКей

ЦитироватьМолниеносное банкротство разработчика "Буранов"
             2 Марта 2016                          
В Госкорпорации «Ростех» состоялось совещание по вопросу о недопущении банкротства ОАО «НПО «Молния» - в прошлом разработчика космических челноков «Буран».
В совещании приняли участие управляющий директор по непрофильным и проблемным активам Корпорации Александр Назаров, исполнительный директор НПО «Молния» Ольга Соколова, руководство «РТ-Капитал» и «РТ–Проектные технологии», представители других заинтересованных сторон.
Участники совещания отметили, что несмотря на введенную процедуру внешнего управления и существенное ограничение полномочий Корпорации в силу Закона о банкротстве, ГК «Ростех» продолжает выполнять поручение Президента Российской Федерации и проводит работу по недопущению банкротства НПО «Молния».
Корпорации удалось в прошлом году выстроить конструктивный диалог с кредиторами, внешним управляющим и Минпромторгом России. В результате принятия согласованных и эффективных управленческих решений удалось не допустить введения в отношении этого стратегического предприятия процедуры конкурсного производства и его ликвидации, получить загрузку производственных мощностей по линии Минобороны России, стабилизировать тяжелое финансово-экономическое состояние.
По итогам прошлого года достигнута положительная динамика результатов хозяйственной деятельности НПО «Молния». Сумма выручки в 2015 году составила около 558 млн рублей, что втрое превышает аналогичный показатель 2014 года. При этом, доля выручки от выполнения тематического государственного оборонного заказа увеличилась в 12 раз. И впервые за последние годы предприятие, находясь в процедуре внешнего управления, начало платить налоги и снизило кредиторскую задолженность примерно на 195 млн рублей.
В ходе совещания принято решение продолжить реализацию первостепенных мероприятий, направленных на финансовое оздоровление и развитие производственной и научной деятельности предприятия, а так же проработать механизм по недопущению банкротства НПО «Молния».
В частности в ближайшее время будет проработан вопрос установления контроля за процедурой банкротства НПО «Молния» путем выкупа ООО «РТ-Капитал» кредиторской задолженности мажоритарного кредитора и вхождения ООО «РТ-Капитал» в комитет кредиторов этого предприятия, с последующим прекращением процедуры банкротства НПО «Молния» путем заключением мирового соглашения.
ОАО «НПО «Молния» - одно из крупнейших предприятий авиакосмической промышленности СССР и России, созданное для решения сложных наукоёмких задач. Входит в перечень стратегических организаций РФ. Доля Ростеха в уставном капитале НПО «Молния» – 60%.
НПО «Молния» участвовало в создании орбитального космического корабля многоразового использования «Буран», полет которого впервые в мире завершился автоматической посадкой на аэродром 15 ноября 1988 года.
С 2010 года ОАО «НПО «Молния» находится в процедурах банкротства: с декабря 2010 года в отношении него введена процедура наблюдения, с июля 2012 года по настоящее время действует процедура внешнего управления. Сроки проведения внешнего управления истекли 12.07.2014, на 11.04.2016 года назначено очередное судебное заседание по рассмотрению отчета и итогов внешнего управления, где может быть принято решение о признании стратегического предприятия несостоятельным (банкротом) и введении конкурсного производства.
АО «РТ–Проектные технологии» - входит в состав Госкорпорации «Ростех» как центр компетенций по управлению непрофильными и проблемными активами Корпорации. Генеральный директор – Игорь Ли. Головной офис размещается в г. Москве.
ООО «РТ-Капитал» - зарегистрирована 3 декабря 2010 г., гендиректор – Валерий Биндас. Создана в составе Госкорпорации «Ростех» для проведет скупки долгов и активов проблемных предприятий Корпорации для реструктуризации и оздоровления.
Государственная корпорация «Ростех» – российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 6 – в гражданских отраслях промышленности, а также 32 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, «Вертолеты России», ВСМПО-АВИСМА и т. д. Организации корпорации расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран.
Госкорпорация "Ростех", АО "РТ-Проектные технологии"
Директор по коммуникациям А. Пилипчук
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#7939
ЦитироватьЭнергия советского прошлого  
«Мы показали американцам: технологического преимущества у них не будет»
Вахтанг Вачнадзе
Алексей Песков
 Вахтанг Вачнадзе в 1977–1991 годах возглавлял НПО «Энергия». Именно он отвечал за реализацию советского проекта многоразовой космической системы. В разговоре с «Военно-промышленным курьером» ветеран отрасли вспоминает, что программа «Энергия-Буран» принесла стране, что могла дать и что мы потеряли.
– Вахтанг Дмитриевич, складывается ощущение, что сверхтяжелый носитель «Энергия» делали чуть ли не с нуля, не используя никаких более ранних разработок...
– На самом деле историю тяжелого носителя надо отсчитывать с Н-1, «Царь-ракеты», как ее называли. Она создавалась для того, чтобы первой на Луну ступила нога советского человека. Эту битву мы Америке проиграли. Главной причиной можно считать то, что двигатели для ракеты делал не Валентин Глушко, – работу выполняла фирма Николая Кузнецова, специализировавшаяся на авиационных двигателях.
– Я слышал фразу «Глушко отказался делать двигатели для лунной программы». Но в голове не укладывается, как в той системе вообще можно было отказаться что-то делать для космоса. И собственно, почему он отказался?
Цитировать
Спойлер
Фото: Янина Никонорова/РКК «Энергия»
– В тот момент, когда первые грандиозные успехи советской космонавтики кружили голову, из руководства отраслью все ушли на повышение. Раз эти люди в космосе такое смогли, то и на Земле многое смогут. Дмитрий Федорович Устинов возглавил Верховный совет народного хозяйства, «второй Совет министров». Замминистра оборонной промышленности Константин Руднев стал заместителем председателя Совета министров по науке и технике и так далее. И получилось, что человека, способного заставить всех работать в одной упряжке, не оказалось.
Конечно, Глушко не просто так отказался – у него было техническое обоснование, которое сочли веским. Он говорил, что такие двигатели, что требовались для Н-1, на керосине и кислороде создать нельзя. Настаивал на разработке двигателя на новых высокоэнергетических компонентах на основе фтора. И что его КБ не располагает инфраструктурой, необходимой для создания таких двигателей. Но технические разногласия были все-таки поводом, а не причиной его отказа.
– Не секрет, что Королев и Глушко не были лучшими друзьями. Но ведь все предыдущее время они очень даже эффективно сотрудничали...
– Они же долгое время одинаково шли, оба были направлены в Германию в группе специалистов, собиравших все сведения о ракетном оружии. Но по возвращении главным конструктором ракет назначили Королева, а Глушко остался главным конструктором двигателей. Но он тогда говорил, что двигатель – главное, привяжи его к забору – и забор полетит куда надо. В чем-то он тогда был прав. Если взять первые ракеты – Р-1 или Р-2, то там действительно самым сложным компонентом был именно двигатель. Но когда ракеты стали больше и мощнее, там столько систем появилось, самых разных и весьма сложных, их просто перечислить – и то много времени уйдет. Но и награды, и звания оба продолжали получать фактически по одним указам. Герой Социалистического Труда, дважды Герой, лауреат Ленинской премии, член-корреспондент АН СССР и академик – все абсолютно синхронно. Но так продолжалось до тех пор, пока дело не дошло до космоса. И получилось, что Королев, образно говоря, вознесся, а Глушко со своими двигателями – великолепными! – остался на земле. Все рукоплескали «Востокам» и «Восходам», но слава, пусть и не публичная, лишь в руководящих кругах СССР, доставалась Королеву. Так что определенная ревность у Глушко присутствовала.
– И стань успешным советский лунный проект, Королев вознесся бы еще выше.
– Проект был очень тяжелым. Мы включились в лунную гонку, и многие решения принимались в авральном режиме. Было произведено четыре запуска и все неудачные – именно из-за первой ступени. Замечу, что первые два были выполнены раньше высадки американцев на Луну. В начале на первой ступени было 27 двигателей, потом тридцать. Когда в ЦК решался вопрос о причинах неудач, озвучили мнение Глушко. Тот писал, что три десятка двигателей действовать одновременно не могут, а нештатная работа любого из них приводит к аварии – что, собственно, и происходило в каждом из выполненных запусков. Работу по проекту пришлось приостановить. Виновных наказали. Сняли академика Мишина, бывшего генеральным конструктором после Королева, сняли Керимова, начальника 3-го главка в Минобщемаше, который непосредственно занимался программой Н1-Л3.
Мое мнение: ракету можно было бы довести или как минимум сохранить все наработки.
В силу огромных размеров бак I ступени (изделие Ф14М) делали прямо на Байконуре, где создали филиал куйбышевского завода «Прогресс». Финансирование хромало, Хрущев деньги и Королеву выделял, и Челомею под проект тяжелого носителя – ситуация была непростой, все бились за свои интересы. Кончилось все тем, что вначале проект Н-1 заморозили, а затем уничтожили вплоть до документации. Будто ракеты совсем не существовало.
Это в корне неправильно. Для военного космоса просто необходим тяжелый носитель. Н-1 вполне можно было довести до ума и что важно – еще больше увеличить массу выводимого груза. Не пришлось бы потом создавать новое изделие под такие же задачи. Могли бы, когда нужда заставила, делать только космический корабль... И опередили бы американцев с программой «Спейс Шаттл». Н-1 проектировалась под 75–80 тонн выводимой нагрузки, но уже тогда были решения и разработки, как увеличить ее до ста и более тонн: на блоки «Г» и «Д» уже были сделаны водородные двигатели конструкторскими бюро Архипа Люлька и Алексея Богомолова.
– А потом американцы нас заставили опять взяться за разработку тяжелого носителя – «Энергии»...
– Поводом для правительственного постановления 1976 года, с которого начался проект многоразовой транспортной системы «Энергия-Буран», стала информация, что свою программу «Спейс Шаттл» американцы разрабатывают для использования в том числе для военных нужд. Келдыш написал в ЦК, что, по расчетам, «Шаттл», имея боковой маневр 2200 километров, вполне может, находясь на атмосферном участке полета, сбросить ядерный заряд на Москву, а потом благополучно долететь до авиабазы «Ванденберг» в Калифорнии. Позже озвучивались новые потенциальные угрозы, которые тоже приходилось учитывать.
В ВПК собрали специалистов, спрашивают: они нас уничтожать собрались, чем ответим? Тогда у нас было много всяких проектов на тему войны в космосе: электромагнитные пушки, ракеты «космос-космос», у Челомея спутник-истребитель разрабатывали, способный менять орбиты... Но решение было жестким: проектом «Энергия-Буран» парировать все угрозы, которые возникают с появлением в США принципиально нового технического средства, исключить любую внезапность от его деятельности. Все проекты закрыть, делать аналогичную систему по характеристикам не ниже «Спейс Шаттла».
В 1979 году Мстислав Келдыш информирует руководство страны, что для оружия на новых физических принципах (лазерного, ускорительного и пучкового) для войны в космосе потребуется иметь на орбите энергетический источник в 250–850 тонн. Чуть позже все эти планы были так или иначе сформулированы в рейгановской концепции «Стратегическая оборонная инициатива». Речь шла и о лазерном оружии разного назначения, пучковом, высокочастотном, кинетическом. По сути полноценная война в космосе. Но я тогда написал в ЦК справку, что заявленная Рейганом программа на сегодня для американцев технически неосуществима. У них по схеме не было тяжелого носителя. Максимум полезной нагрузки у челнока – 28 тонн. То есть создание гигантских космических платформ для размещения оружия с помощью только «Спейс Шаттла» невозможно.
Однако Леонид Смирнов, председатель военно-промышленной комиссии Совмина, поставил задачу внести изменения в проект. Всем, кто работал по теме, разослали указание: иметь в виду, что при дальнейшем развитии носителя «Энергия» возможно выведение полезной нагрузки до 170 тонн за счет увеличения числа боковых ускорителей, а при расширении объемов баков центрального блока – до 200 тонн. То есть мы, если внедрить все разработки, смогли бы выводить келдышевские 800 тонн за четыре запуска.
Но на войну в космосе американцы нацелились тогда серьезно, рассчитывая нас в этом обогнать. Когда Рейган провозгласил программу СОИ, эшелонированную систему противоракетной обороны, при Пентагоне была создана дирекция по «звездным войнам». Возглавил ее генерал Джеймс Абрахамссон.
– То есть мы следовали за американцами – необходимо обладать теми же возможностями, что и они?
– У нас изначально вопрос стоял иначе: сделать как минимум не хуже, чем у них, а желательно – лучше. Даже корабли у нас во многом различаются. По схеме основной двигатель и топливный бак у американцев были установлены на корабле, а подъем его осуществлялся двумя твердотопливными ускорителями. «Буран» же выводился в космос на полноценном тяжелом носителе с тягой 105 тонн. «Энергия» оставалась вполне самостоятельной, способной, как я уже говорил, при установке дополнительных боковых блоков выводить в космос любую коммерческую нагрузку. В этом, я считаю, наш проект выгодно отличается.
Достижения проекта «Энергия-Буран» можно перечислять долго. Во-первых, самый мощный и по сей день ЖРД, разработанный под руководством Валентина Глушко РД-170. Им оснащался каждый из четырех боковых ускорителей. Каждая «боковушка» – это отдельный по сути носитель, рассчитанный на выведение 10 тонн груза. Ракета, созданная в рамках общего проекта по постановлению 1976 года и изготавливавшаяся в днепропетровском КБ «Южное», впоследствии обрела название «Зенит» и широко использовалась в коммерческих запусках. Разработали мы и облегченный вариант «Энергии», он назывался «Энергия-М». Это замечательный носитель – там ничего нового не нужно было делать. Водородный бак «Энергии» – это 7,7 метра диаметр и 34 метра длина – десятиэтажный дом. Уменьшаем наполовину водородный и кислородный баки, ставим в центральном блоке не четыре, а два кислород-водородных двигателя РД-0120, с четырех до двух сокращаем число «боковушек». И получаем ракету от 25 до 40 тонн полезной выводимой нагрузки. Нишу ныне используемой УР-500 («Протон») до 20 тонн и все, что сверху, можно было закрыть нашей уменьшенной «Энергией». Спрос на такие нагрузки очень большой. Когда я был начальником главка в Минобщемаше, генеральный конструктор спутниковых систем Михаил Решетнев уговаривал меня: дайте возможность увеличить вес, выводимый на геостационарную орбиту, хотя бы на две тонны, мы тогда сможем там такие ретрансляторы разместить, что принимать их сигналы можно будет самыми миниатюрными приборами, – не нужны будут станции «Орбиты» с огромными антеннами.
Так что если бы проект «Энергии-М» сохранили, то сейчас он был бы очень прибыльным. А теперь уже и водорода в необходимых количествах не получить, все ликвидировали.
И существовало бы производство, были бы технологии, причем окупаемые. Как возникнет нужда в сверхтяжелом носителе – все есть, все готово, собирай и запускай, сто тонн – пожалуйста, а хочешь и двести. Это если говорить о возможных лунных или марсианских экспедициях.
Отдельный разговор о «птичке», о корабле «Буран». Теплозащитные плитки с разными характеристиками... С ними столько проблем было. У нас, к слову, в том единственном полете тоже отлетели плитки, но, к счастью, всего три и в тех местах, где нагрев не превышал 900 градусов. Случись это там, где температура достигает 2000 градусов, беды бы не избежать, как случилось с шаттлом «Колумбия».
– Так полет «Бурана» – это упущенная победа или все-таки нет?
– Собственно, главным итогом всей нашей работы по проекту «Энергия-Буран» можно считать тот факт, что мы показали американцам: технологического преимущества у них не будет, мы способны адекватно ответить. И через шесть месяцев после автоматического полета «Бурана» управление Абрахамсона было расформировано.
Может, благодаря этому космические исследования пришли в XXI век не в виде военного соперничества, а в виде международного сотрудничества.
Тяжелый носитель решает множество вопросов – и освоения околоземного пространства, и полетов в дальний космос, и астероидной безопасности, и энергетики, да даже радиоактивные отходы не в океане топить, а на Солнце сжигать. Это сейчас не кажется реальным, но спустя какое-то время наверняка станет актуальным.
Сегодня все вопросы большой энергетики в космосе остаются. Это электронное подавление, очистка основных орбит от мусора, решение вопросов разбушевавшегося климата планеты. И никуда мы от создания сверхтяжелой ракеты не денемся, жизнь заставит.
– Тогда над проектом вся страна работала. Сейчас подобных масштабов кооперация хотя бы в принципе возможна?
– Причем тут кооперация. Сейчас строй другой. Единый кулак был, такое могла сделать лишь централизованная власть. И было развитое промышленное государство. То, что сейчас строится на космодроме Восточный, раз в десять легче того, что мы делали, создавая стартовый комплекс для «Энергии». Но мы сделали и стартовую позицию, и всю огромную инфраструктуру за три года! На Земле холодная война идет, а в космосе летают вместе и дружат. Значит, мы и на Земле сможем дружить и работать вместе, ни одно государство самостоятельно не справится с теми вызовами, которые угрожают нашей цивилизации.
Сергей Павлович Королев говорил: «Никогда не догоняй – будешь всегда плестись в хвосте, а бери опережающие задачи». Сегодня опережающей задачей может быть освоение Луны для использования в будущем ее ресурсов и энергетики, освоение передачи энергии СВЧ- и лазерными лучами, в том числе и для подзарядки космических кораблей на электродвигателях. Этот проект всколыхнет все научные подразделения и РАН, многие отрасли народного хозяйства и вытащит с помощью электроники и робототехники всю страну на новый уровень.
 
Монолог в музее, или забытые технологии
Вахтанг Вачнадзе в музее РКК «Энергия»
Того, что мы сделали, того технологического задела еще надолго хватит. Водородный бак. Он сделан из упрочняемого алюминиевого сплава. Если все предыдущие ракеты делались из сплава АМГ-6, там максимум усилия разрыва – 37 килограммов на квадратный миллиметр, у материала баков «Энергии» при нормальной температуре – 42 килограмма, а при заливке жидкого водорода – 58. Сам бак тоже новейшие технологии, его внутренняя поверхность имеет вафельную структуру для уменьшения веса и увеличения жесткости. И вот это все выфрезеровывалось автоматически, специально разрабатывались станки. Еще одно ноу-хау – теплозащита баков. Она должна быть прочной и очень легкой, состоит из семи компонентов, называется рипор. У нас она получилась лучше, чем у американцев.
Вот конус – верхушка «боковушки», где она примыкает к центральной части. Сделана из титана, здесь четыре шва электронно-лучевой сварки. Она выполняется в вакууме, и для работы с крупногабаритными элементами разработали специальные накладные полости, создающие локальный вакуум в месте сварки. Много чего сохранилось, но и утрачено тоже. К одной из годовщин «Энергии-Бурана» меня пригласили сделать доклад для сотрудников Министерства обороны. В перерыве мне уже в приватной обстановке говорят: вот вы настаиваете, что проект нужно возобновить, но это невозможно. Даже масла, используемого в рулевых приводах двигателей, уже не найти, поскольку и завода, его делавшего, уже не существует. И так по многим позициям.
[свернуть]
Вахтанг Вачнадзе
 http://vpk-news.ru/articles/29588
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!