"Энергия-Буран". Четверть века прошло...

Автор grach, 01.11.2013 18:45:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьria.ru Советскую программу "Энергия-Буран" до сих пор не закрыли
 
МОСКВА, 14 ноя — РИА Новости. Проект "Энергия-Буран", результатом которого стал беспилотный полет орбитального корабля "Буран", официально не закрыт, сообщила в интервью РИА Новости генеральный директор головного разработчика "Бурана" — научно-производственного объединения "Молния" (входит в концерн "Калашников" Ольга Соколова.
Цитировать"Да, это правда. Это в большей степени, конечно, формальность, просто в то время ни у кого не поднялась рука поставить подпись под закрытием проекта. На "Молнии" есть документ, в котором прописано, что программа "Энергия-Буран" приостановлена, под ним стоит ряд подписей совета главных конструкторов и членов ЦК КПСС, но документа, подтверждающего, что проект закрыт, нет", — сказал Соколова в преддверии 30-летия полета "Бурана".
"Никто не решился взять на себя такую ответственность", — повторила она.
Соколова выразила мнение, что проект был приостановлен, потому что "оказался не в том месте не в то время".
Цитировать"Так вышло, что "Буран" был создан незадолго до того, как начался распад СССР, Перестройка и так далее. Были уже совсем другие задачи, одна из которых заключалась в том, чтобы накормить людей. Хотя, если бы на тот момент нашелся человек-локомотив, каким в свое время был главный вдохновитель "Бурана" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, который бы смог вытянуть на себе этот проект или трансформировать его в народное хозяйство, то, вероятно, не пришлось бы искать денег на то, чтобы накормить народ", — сказала гендиректор "Молнии".
Спойлер
В четверг, 15 ноября, исполнится 30 лет полету советского орбитального корабля "Буран", который стал первым космопланом в мире, совершившим два витка вокруг Земли в автоматическом режиме без экипажа на борту. В создании комплекса "Энергия-Буран" участвовало более 1,2 тысячи предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.
Продолжительность полёта составила 205 минут, "Буран" совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме "Юбилейный" на Байконуре. Полёт прошёл в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.
 
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

ааа

Хорошее интервью.

ЦитироватьПоследний из пилотов советского ракетоплана Алексей Бородай — о неизвестных страницах проекта

https://diana-mihailova.livejournal.com/2961313.html
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

АниКей

Цитироватьaif.ru «Буранный» тупик. Возможно ли создание нового многоразового челнока?
Валентин Рыбицкий
       
Почему полёт 15 ноября 1988 г. стал первым и последним для корабля, к­оторый на многие годы обеспечил бы нашей стране господство в ближнем к­осмосе?
Доктор химических наук, л­ауреат Ленинской премии, первый замминистра химической промышленности СССР Сергей Голубков, ответ­ственный за химическую составляющую проекта «Буран», рассказал о ранее не обнародованных фактах того проекта. Это интервью я взял за полгода до юбилейной даты. Сергей Викторович был серьёзно болен. Спустя несколько дней я сообщил ему новость: «Концерн «Калашников» выкупит у госкорпорации «Ростех» 60 % акций НПО «Молния», участвовавшего в создании орбитального космического корабля «Буран»... Это должно помочь «Молнии» выйти из кризиса и в перспективе участвовать в создании нового многоразового челнока». Спросил: «Реально ли создать «Буран-2» в нынешних условиях?» Увы, ответа я не получил – Сергей Викторович ушёл из жизни.   
Спойлер
Работал весь Союз
– Сергей Викторович, как вы, химик, попали в состав Совета – главного оперативного органа по разработке летательного космического аппарата?
– В 1977 г. меня назначили замминистра химической промышленности по спецхимии – направлению, связанному с решением оборонных задач. Первым, кому наш тогдашний министр Леонид Костандов меня представил, был министр общего машиностроения Сергей Афанасьев. К этому времени после долгого обсуждения было принято окончательное решение о создании советского челнока. А споры были горячими. Авиаконструкторы отказались: понимали, что атмосфера и космос – принципиально разные вещи. Роль химии в проекте тоже воспринималась неоднозначно. Например, генеральный конст­руктор авиационной промышленности Андрей Туполев на одном из совещаний заявил: «То, что «Буран» нельзя сделать из металла, я понимаю. Но в то, что его можно сделать из химии, я не верю». Афанасьев тогда всё взял на себя. Надо отметить, он был уникальной личностью – волевой, целе­устремлённый, прекрасный организатор. Входить с ним в клинч было опасно.
 
                            

                       
    
«Буран» действительно прин­ципиально отличался от самолёта – его старт был огневой, а сделан он был на 80% из химических материалов. Но авиаторы всё же сыграли в этом проекте свою роль: на базе Министерства авиационной промышленно­сти проверялись первые модели челнока на планерность и был создан сверхмощный самолёт «Мрия» – воздушная стартовая площадка для «Бурана».
 

 Самолет Ан-225 «Мрия» с многоразовым космическим кораблем «Буран» на внешней подвеске во время перелета с космодрома Байконур в Киев, чтобы далее отправиться на международный авиакосмический салон в Ле Бурже (Франция). 1989 г. Фото: РИА Новости/ Игорь Костин
– Главным конструктором «Бурана» назначили тогда уже немолодого, под 70 лет, Глеба Лозино-Лозинского. Почему выбрали именно его?
– А он сам себя предложил, потому что знал, как надо его делать. И это он сказал, что надо делать с химиками. Ему поверили и доверили дело огромной государственной важности. 
Глеб Евгеньевич сразу выдал перечень химических материалов, которые были нужны, но которых никогда не производили. Например, топливо. Если в ступенях ракеты при запуске использовалось традиционное горючее, то в самом «Буране» – не имевшее аналогов сложнейшее химическое.
– С чего начинали?
 

 Орбитальный корабль «Бор-5» — предвестник «Бурана». Летно-испытательный институт. 1991 г. Фото: РИА Новости/ Сергей Скрынников
– На первом месте стоял кварц особой чистоты – важнейший компонент для защиты корабля. Привезли образцы с Урала – не подошли. Следующую партию доставили из Бразилии. Её использовали в изделии «Бор» – прототипе «Бурана», на котором испытывали планерные свойст­ва. После полёта «Бор» приводняли в океане, где его подбирали наши корабли. Благодаря участ­вовавшему в проекте моему коллеге по министерству Николаю Струкову удалось сохранить единственный экземпляр этого аппарата. Он находится в Музее авиации в Жуковском, который отец Николай создал, уже став священнослужителем. А всего «Буранов» произведено более 10. Четыре их них были полностью укомплектованы.
Для получения кварца высочайшего качества в Гусь-Хрустальном построили громадные мощности. Это сложнейшее производство, к счастью, сохранилось и сейчас не особо открыто. Занималась им уникальная женщина – Маргарита Асланова, доктор наук, профессор, лауреат Сталинской и Государст­венной премий. В 1980 г. получила за это Героя Соцтруда.
Работа над «Бураном» сконцентрировала, как пальцы в кулак, несколько сот коллективов из различных отраслей. Кроме того, для обеспечения проекта было создано 40 новых производств. Организовывать, отслеживать, эффективно координировать их деятельность – задача сверхсложная. С ней красиво справлялся Юрий Коптев из технического управления Министерства общего машиностроения, возглавивший впоследствии «Роскосмос».
В проекте были задействованы лучшие умы и специалисты практически всех республик Советского Союза. За полгода-год мы могли сделать работу самой высокой сложности. Например, в Белоруссии создали 5 бортовых электронно-вычислительных машин, 4 из которых вырабатывали решения по заданным параметрам, а пятая их синтезировала. Сработали они очень чётко, обеспечив успешные полёт и посадку в автоматическом режиме. Всего было создано 300 новых материалов, в том числе совершенно уникальных – специальные волокна и ткани на их основе, смазки, топливо, термоизоляция, системы управления... Так что «Буран» сделан исключительно по отечественным технологиям и из наших материалов.
 

 Фото: АиФ Посадка в небытие?
– Как проходил первый полёт?
– Я был одним из немногих приглашённых в Центр управления полётами в Королёве. На Байконуре можно было видеть только старт и посадку, а отсюда – как он идёт по миру. Всего сделал два оборота. Волнение – не передать. Особенно когда он выходил из зоны видимости наших кораблей-наблюдателей. И очень яркое зрелище – приземление. Торможение началось под Южной Америкой. Когда «Буран» вошёл в атмосферу, отстрелилось 8 термоизоляционных плиток – для выхода высотомера. Так что разговоры о том, что они отвалились в результате перегрузок, неправда. А вот дальше произошло неожиданное для нас. На высоте 30 км возле «Бурана» появился самолёт. Это лётчик-испытатель Магомед Толбоев встретил космического путешественника и сопроводил его к месту посадки. После чего зарядил каскад фигур высшего пилотажа на 22 минуты, забыв о кинооператоре во второй кабине. Бедняга был ни жив ни мёртв. А мы в ЦУПе ещё часа два не расходились: не верилось, что всё прошло без сучка без задоринки.
– Какие преимущества в связи с этим получал Советский Союз в космическом соперничестве с американцами?
– Не секрет, что «Буран» создавался главным образом в интересах Министерства обороны в ответ на американскую милитаризацию космоса. Главное преимущество нашего челнока – что он входил в космос с полным запасом топлива, это делало его и до сих пор делает не сравнимым ни с чем. Фактически он мог в любое время и в любом месте вынырнуть из космоса, нанести удар и уйти от поражения. Кроме того, он мог находиться в полёте очень долгое время – насколько хватало продовольствия и здоровья космонавтам. Всего этого и близко не было у американ­ских шаттлов, с которыми его часто сравнивают. Двадцать «Буранов» обеспечивали бы наше полное господство в космосе.   
                           

  
– Я помню, с каким восторгом и гордостью за страну мы смотрели по телевизору, как приземлялся «Буран». Казалось, на его создателей обрушится шквал наград, народной любви и славы. А на самом деле?
– Да, в другое время так бы оно и было. Но десятки тысяч людей, причастных к этому грандиозному событию, не были удостоены даже привет­ствия от тогдашнего главного по СССР Михаила Горбачёва. Мало сказать, что это был шок. Конечно, руководители министерств и ведомств, как могли, старались на своём уровне сгладить это высочайшее пренебрежение, поощряя своих сотрудников. Вскоре стало ясно: началась предпродажная подготовка страны. Покупателем оказался тот, для сдерживания кого и создавался «Буран».   
 Справка
■ Программа «Энергия – Буран» была ответом СССР на американский многоразовый космический корабль «Спейс Шаттл». Орбитальный самолёт разрабатывался прежде всего в оборонных целях – чтобы сдержать потенциального противника, который мог использовать космическое пространство для быстрой доставки ядерного оружия. Но были и мирные задачи – выводить на орбиту, обслуживать и возвращать на Землю космические аппараты.
■ Для «Бурана» специально построили аэродром «Юбилейный» на Байконуре. Кроме того, были подготовлены два запасных аэродрома. Единственный полёт советского челнока продлился 205 минут, за это время корабль (полностью в автоматическом режиме!) совершил два витка вокруг Земли и сел на аэродроме.
■ В 1990 г. работы по программе были приостановлены, а в 1993 г. прекращены. Озвученная причина – отсутствие финансирования. На момент закрытия программы было построено (или велось строительство) 5 кораблей. Кроме того, существовало несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Один из них сейчас стоит на ВДНХ.
■ Единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01) был разрушен: в 2002 г. на него упала кровля монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, где он хранился.
 Мнение эксперта
Стоит ли возрождать проект «Энергия – Буран»?
Историк космонавтики, канд. тех. наук, автор сайта www.buran.ru Вадим Л­укашевич:
– Проект возродить невозможно по многим причинам. В том числе ­из-за отсутст­вия задач. Такие корабли нужны для значительного грузопотока Земля – орбита – Земля, они становятся рентабельными при частоте пусков 40–50 раз в год и с грузо­потоком сотни тонн в год. Подобные объёмы в обозримом будущем не предвидятся. К примеру, на орбите Земли должно быть с десяток станций, подобных МКС, чтобы обслуживать их «Буранами» или «шаттлами».
Да и возрождать уже нечего – всё потеряно. Можно говорить только о создании нового многоразового крылатого корабля – на ином техно­логическом уровне и под новые задачи. Но Россия просто не потянет проект такой сложности.


 
 Тем не менее время таких кораблей, как и многоразовых авиационно-космических систем, придёт. Но это случится позже, когда начнутся индустриализация космоса и расширение его использования.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Проклятие космического корабля «Буран»: из экипажа никто не ...
Комсомольская правда
Космический корабль «Буран» - и гордость, и проклятие советской космонавтики. Гордость - потому что смогли, сделали. И мощнейшую ракету ...

«Пилотируемый космос – моя мечта!»,


Судьба советского "Бурана" могла сложиться иначе
Российская Газета
Полет "Бурана" - 205 минут 15 ноября 1988 года стали оглушительной сенсацией. Впервые в мире советский многоразовый корабль приземлился в ...


Телеканал "Россия К" покажет в эфире фильм "Битва за космос ...
Телеканал Культура
В этом году исполняется 30 лет со дня первого и единственного полёта космического корабля "Буран". Он и еще пять его лётных аналогов были ...




Гиперзвуковую ракету-мишень для испытания вооружений начали ...
Взгляд
... рассказывала, что для создания теплозащиты перспективного космического корабля «Федерация» используются наработки корабля «Буран».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьria.ru Историк объяснил, почему программа "Буран" не была закрыта
 МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Решение о закрытии программы "Буран" не было принято в свое время в связи со следовавшей за этим необходимостью крупных экономических расходов на закрытие проекта, полагает историк космонавтики, кандидат технических наук, создатель сайта buran.ru Вадим Лукашевич.
Так он прокомментировал слова генерального директора научно-производственного объединения "Молния" (входит в состав концерна "Калашников" Ольги Соколовой о том, что на предприятии нет документов по закрытию проекта "Энергия-Буран", результатом которого стал беспилотный полет орбитального корабля "Буран".
Цитировать"Создание проекта "Энергия-Буран" инициировалось постановлением Совета министров, ЦК КПСС. Соответственно, закрыть тему должно точно такое же постановление такого же уровня. Закрывать должен был некий документ за подписью президента России Бориса Ельцина, потому что программа остановилась в 1992 году. Все было брошено как есть. Но даже бросить нельзя было без какого-либо постановления", — сказал Лукашевич РИА Новости.
По его словам, причиной решения оставить проект стали не нежелание руководства страны принимать такое политическое решение, а необходимость после его принятия искать средства на ликвидацию долгов предприятий кооперации и утилизацию оборудования.
Цитировать"Не было вообще денег. Нужны были деньги на утилизацию и погасить все долги", — сказал Лукашевич.
По его словам, долги НПО "Молния" накопились именно за неоплаченные работы перед подрядчиками по "Бурану", содержание оборудования и должностей по программе.
Цитировать"Для НПО "Молния" как юридический статус программа существует. Все стенды, все оборудование должно содержаться, потому что если ты это не делаешь, ты нарушаешь постановление правительства СССР", — сказал он.
Единственными двумя документами, которые как историк смог найти Лукашевич по закрытию проекта "Буран", он назвал распоряжение Росавиакосмоса от 2002 года об утилизации материальных остатков программ "Буран" и ФЗ 173 о федеральном бюджете на 2005 год, где в статье 122 Роскосмосу выделялись средства на частичное возмещение затрат по проекту.
Спойлер
В четверг, 15 ноября, исполняется 30 лет полету советского орбитального корабля "Буран", который стал первым космопланом в мире, совершившим два витка вокруг Земли в автоматическом режиме без экипажа на борту. В создании комплекса "Энергия-Буран" участвовало более 1,2 тысячи предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.
Продолжительность полета составила 205 минут, "Буран" совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Полет прошел в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Данный факт — полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошел в книгу рекордов Гиннеса.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать30 лет полету «Бурана»
15.11.2018 06:00

 
   15 ноября 1988 года, 30 лет назад, совершил свой триумфальный беспилотный полет советский многоразовый корабль «Буран». Он дважды облетел Землю и совершил первую в истории автоматическую посадку крылатого космического аппарата на посадочный комплекс космодрома Байконур.
    
   Это событие стало венцом самой сложной и наиболее дорогой программы отечественной космонавтики, начавшейся в середине 1970-х годов в качестве ответной меры на разработку американских шаттлов. Можно смело утверждать, что программа создания многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стала самым масштабным космическим проектом в нашей истории. За 12 лет (считая с выхода правительственного Постановления №132-51 от 17  февраля 1976 года) практически «с нуля» в нашей стране были созданы:
    [/li]
  •       самый мощный в мире кислородно-керосиновый ЖРД РД-170/171;
  •       первый отечественный кислородно-водородный ЖРД РД-0120 тягой более 100 тс;
  •       сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 «Энергия»;
  •       двухступенчатая ракета-носитель среднего класса 11К77 «Зенит»;
  •       многоразовый воздушно-космический самолет (ВКС, или крылатый орбитальный корабль – ОК) 11Ф35 «Буран» стотонного класса, способный осуществлять беспилотный космический полет с авиационным спуском в атмосфере во всем диапазоне скоростей от орбитальной до посадочной;
  •       система автоматической посадки ВКС;
  •       единственный отечественный универсальный комплекс стенд-старт (УКСС), позволяющий проводить наземные огневые испытания и пуски ракет-носителей сверхтяжелого класса;
  •       технология воздушной транспортировки крупногабаритных элементов космических систем с заводов-изготовителей на космодром;
  •       межотраслевая система управления, позволившая реализовать национальную программу подобного уровня сложности.
   И это только самые крупные достижения. Для появления «Бурана» потребовалось создать тысячи новых материалов, технологий, производственных процессов, стендов, лабораторий, провести десятки тысяч различных испытаний, измеряемых циклами, трубными, стендовыми и летными часами наработки многочисленных узлов, агрегатов, макетов, летающих лабораторий и опытных изделий. Фактически была перевооружена вся ракетно-космическая отрасль, а наша авиация вплотную подошла к практическому освоению гиперзвука.
    
    Над системой «Энергия-Буран» работала вся страна – при ее создании были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских организаций, военных строителей, эксплуатационных частей космических сил. Всего в разработке системы участвовало 1286 предприятий и организаций из 86 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры. На систему «Энергия-Буран» работало более 2,5 млн. человек по всей стране, причем более миллиона из них непосредственно были заняты ее созданием. По состоянию на начало 1992 г. общие прямые расходы на программу составили 16,4 млрд. рублей. До «Бурана» наша космическая история не знала ничего подобного.
 https://www.roscosmos.ru/25724/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

tnt22

Цитировать«Буран» вернётся

Телестудия Роскосмоса

Опубликовано: 15 нояб. 2018 г.

«Буран» - первый в мире многоразовый ракетоплан, совершивший 15 ноября 1988 года космический полёт в автоматическом режиме. Его называли цифровым кораблём, опередившим время. Многие приборы и системы «Бурана» были установлены на космические корабли следующих поколений.
(5:00)

АниКей

gazeta.ru  «Некоторые не верили, что полетит»: как запускали «Буран»

 Конструктор «Бурана» рассказал, как болт едва не привел к аварии Павел Котляр 15.11.2018, 10:51

 
Спойлер
— Как принималось решение о начале создания системы «Энергия-Буран» и как его восприняли в космической отрасли?
— Любой проект — проект своего времени. А время в 70-е годы было такое, что американцы вокруг нас настроили кучу баз. С базами кое-как справились, я имею в виду возможный ответный удар нашего ракетного оружия. Когда закончилась «лунная гонка», а она закончилась, безусловно, в пользу американцев, они достигли своей цели и побывали на Луне.
Наша же лунная программа потерпела неудачу. Н-1, «Царь-ракета», потерпела неудачу четыре раза.
Когда американцы уже шестой раз побывали на Луне, наша программа была закрыта, потому что денег требовалось много, а Н-1 не летала. У них большой был задел по ракете «Сатурн». Я имею в виду стартовые позиции, пусковые позиции, технологии. Чтобы не потерять все это, они решили сделать систему «Спейс Шаттл». Эта система позволяет разместить оружие в космосе. Но самое главное, что она позволяет его оттуда потом доставить опять на Землю. США стали дурить нам голову, что эти системы более экономичные: туда летит, оттуда доставляет. Попытались спасать твердотопливные ускорители. Но так они ничего и не добились, никакой многоразовости.
 
 Наше правительство говорит: что-то они задумали, значит, нам надо тоже это делать. У нас как раз была смена руководства, пришел Валентин Петрович Глушко. А у него цель одна: он бредил Луной.
И когда их челнок сделал нырок над Москвой до высоты 85 километров, мы поняли, что в общем, не можем ничем его достать.
Американцы, узнав, что мы тоже начали работу над этой системой, поняли, что если мы отправляли наш челнок в их направлении, то он за полвитка достигал Америки. И оказались к этому не готовы. Поэтому они быстренько построили базу на острове Диего-Гарсия для перехвата нашего челнока противоракетой.
Наше минобороны включилось в эту работу, выдало техническое задание на «Буран» — многоразовую космическую систему. Мы начали работу, я как раз занимался тогда разработкой самого корабля. Так уж получилось, что мы мы очень долго выбирали схему.
— То есть, «Буран», в принципе, мог выглядеть по-другому?
— Конечно. Там было 15 различных компоновок. Они были продуты в аэродинамике, все посчитано, пока мы пришли к этой форме, как говорят, очень похожей на «шаттл». Очень похожей.
— Задача была поставлена новая. Что приходилось делать впервые?
— Было одно условие, которое было поставлено перед промышленностью и, главное, перед НПО «Энергия». Чтобы ни одной западной технологии, ни одного западного материала, ни одного прибора и компьютера не было зарубежного.
— А что, раньше было?
— Нет. Но нужно было решать вопрос с управлением ракетой и того же самого корабля. Нужны были современные мощнейшие компьютеры.
— Мы в этом плане отставали, в системе управления?
— Нет. По электронике мы не отставали. У нас на борту были компьютеры, мощнейшие компьютеры, не хуже американских. Кучу проблем нужно было решать по созданию мощного двигателя. И Валентин Петрович с коллегами решили вопрос нового двигателя РД-170, до сего дня непревзойденного. Я уж не говорю о том, что нужно было создать теплозащиту, которая обеспечивала водородный бак от притоков тепла, ведь водород там находится при температуре -200 градусов! Как известно, бак при охлаждении сжимается.
И представьте, нижняя точка бака при охлаждении ходила туда-сюда примерно метр!
И теплоизоляция должна с ним вместе ходить. Мы думали, как сделать, чтобы она не отваливалась. Было много вариантов, в конце концов, сделали клей. Кроме того, у нас совсем не было водородных двигателей большой тяги. Это тоже была задача, которую надо было решать. Если говорить о корабле, то вопросы теплоизоляции и теплозащиты вышли на первый уровень. У нас вообще не было технологий — два года бились, чтобы сделать такую плитку.
 
 
  Плитка теплозащиты. Фото Павла Котляра
 
 
— Писали, что стоимость одной плитки равнялась месячной зарплате инженера...
— На «Буране» было примерно 36 тыс. плиток. Делали их в Подмосковье, потом перевозили на Тушинский завод, обрабатывали.
Каждая плитка была привязана к своему месту, каждая плиточка имела номер.
— А стоял, вообще, вопрос экономии?
— Стоял, нас, конечно, поправляли. Да и мы сами старались, как говорится, в разумных пределах все это делать. Но, по сути дела, мы не чувствовали, чтобы над нами так прокурор стоял. У нас, понимаете, был совершенно другой подход. Люди ценили копейку. Они считали, что любая наша работа — она нужна государству. Был же лозунг: «Все для Родины!» И мы так все были воспитаны. Это один президент потом сказал: «Думайте о себе и делайте, что вам выгодно».
И люди работали не из-за денег.
— Первый полет был запланирован еще в 1984-м году. В чем заключались главные причины отставания?
— Если коротко, производственных мощностей не хватало. И потом, стояло очень много научно-технических проблем.
Чтобы вы понимали, орбитальный корабль весил 100 тонн. А бумага, которую на него потратили — больше.
Каждый винтик, каждая заклепочка, каждый кронштейн — это свой чертеж. Они должны пройти испытания. Испытания на прочность, что он не сломается в полете, на вибрации, на температуры и так далее. Арматура — это клапаны, запорные, обратные клапаны, редукторы. Я помню, как мне пришлось общаться с нашими газовиками, которые удивились, что мы дали нашему клапану гарантию на 10 лет. Они к нам пришли и поняли, что наш клапан стоит как «золотой». Потому что клапан прошел шесть видов испытаний.
Надо было решить вопрос электроснабжения. Были созданы электрохимические генераторы, которые обеспечивали электричеством орбитальный корабль.
— То, что сегодня называется водородными элементами?
— Да. Они были еще для Н-1 разработаны. А здесь мы уже ставили эти ЭХГ на борт. Если говорить об основной ракете, то много проблем было по работе с водородом. Это, сами понимаете, опасность. Например, при запуске ракеты, когда двигатель еще не запустился, а водород уже потек, нужно было его сжигать. И была создана целая система по дожигу непрореагировавшего водорода, он горел языками пламени под ракетой.
— За 10 лет вам поступали какие-то сведения об устройстве системы Space Shuttle?
— Мы внимательно изучали систему Space Shuttle, особенно сам корабль. Американцы многие вещи публиковали, но получалась путаница, когда мы смотрели, например, их заявленную массу центрального бака и считали массу всех кронштейнов, люков и прочего — не сходилось!
Они запутывали нас в этих расчетах.
— Думаете, это специально делалось? Каковы принципиальные отличия нашей системы от американской?
— Конечно, это и есть секреты. Мы знали компоновку их орбитального корабля, знали, что в хвостовом отсеке стоят двигатели, знали, что у шаттла аэродинамическое качество намного хуже, чем у «Бурана» — у них порядка 4,5, у нас около 6.
У нас долго шли разговоры, где ставить двигатели — на центральный блок или на корабль. В итоге, когда стали выпускать эскизный проект, Валентин Глушко, памятуя про Луну, сказал, что будет делать ракету и многоразовый корабль. Ведь американцы повторно использовали двигатели шаттла, но их все время приходилось перебирать. А мы поставили двигатели на центральный блок и получили ракету, которая сначала вывела «Скиф», «Буран», и планировали выводить лунную экспедицию.
А модернизация этой ракеты могла дать грузоподъемность до 200 тонн.
Фактический США создали самолет, у которого был подвесной бак. А у нас была ракета, тащившая самолет. США всегда делали ставку на пилотируемую отработку. Наши пилоты, Леонов, тоже хотели полететь первыми, но была поставлена задача сажать автоматически. Ведь для этого был специально построен летный экземпляр «Бурана», на котором отрабатывалась посадка. У американцев был Boeing-747, с которого они запускали свой шаттл, и он планировал с летчиком. У нас такого самолета не было, поэтому для испытаний поставили на корабль двигатели, при помощи которых корабль взлетал и садился в Жуковском.
Был Ту-154, на котором отрабатывались элементы посадки. Для уменьшения его аэродинамического качества его двигатели включали на реверс, это была очень длительная и интересная отработка.
— Научить корабль самостоятельно принимать решения о траектории посадки в зависимости от условий... это то, что сейчас называют искусственным интеллектом?
— По сути да.
— Как проходил первый пуск «Энергии» в мае 1987 года?
— Была напряженка в международных отношениях,
и Горбачев очень боялся, что этот пуск может повредить ему на внешнеполитической арене.
Он приехал на Байконур, обходил цеха, все смотрел, и сказал про «Энергию»: «Мы не разрешим ее вам пускать». Но в итоге, когда он все обошел, зашел в МИК, где уже шла сборка ракеты, спросил — верите вы в ракету? «Да!», — все закричали. В итоге дал личное добро на запуск и улетел за два дня до пуска. После пуска американцы поняли, каким носителем мы стали обладать, а для Горбачева это был козырной туз.
— Расскажите про эту полусекретную нагрузку «Скиф», или «Полюс», которая полетела, пока не был готов «Буран».
— «Полюсом» его называют в открытой печати, у нас называли «Скиф». Там нет ничего секретного, это был макет лазерного оружия. Это была не совсем болванка. На ней была штатная двигательная установка и система управления. Была система энергоснабжения. И в будущем должна была быть спецчасть, вместо которой в этот раз по сути и была болванка.
— Но вывод его на орбиту так и не состоялся?
— Да. Его двигатели сработали, но в другую сторону. Перепутали плюс и минус на проводах. Я пришел к Глушко, попросил как-то наградить ракетчиков, на что он ответил: «Мы не выполнили задачу». Он очень сурово к этому относился. Но это было колоссальным достижением. Интересно,
что у Глушко было много заместителей, и некоторые из них не верили, что она полетит.
— Итак, старт «Бурана». Тогда тоже все пошло не без проблем?
— Старт назначили на 29 октября, но его отменили. Перед стартом не отделилась так называемая плата прицеливания, за счет которой ракета летит в нужном направлении, датчик дал отбой старту. Мне дали 10 дней на поиск причины. Было странно, что за 53 секунды плата не отошла, потом ракета постояла, и она отошла. Во время мозговой атаки я не спал три ночи, не знал, что буду докладывать. Потом я догадался в цеху сдернуть эту плату от блока, и мы увидели, что для этого требуется усилие в три тонны, все дело было в уплотнении.
Хотели лететь 7 ноября, сделать подарок, а пришлось ждать 15 ноября. И в этот день машина ушла...
— Расскажите о ваших эмоциях в тот день.
— Напряжение было громаднейшее, мы сидели в бункере, километрах в семи от старта. Прошла заправка, термостатирование, машина парит... Я особо волновался за эту плату, когда она отошла, я перекрестился. А дальше был полет.
— Глушко находился с вами?
— Он сидел с госкомиссией в отдельной комнатке. Спокойный, уравновешенный, и эта аура передавалась нам — чего вы волнуетесь? Погода была жуткая — сильный ветер и изморозь. Расчеты показали, что если на корабле будет 2 мм льда, пуск надо отменять. Но кто полезет мерить-то? Взял слово Глеб Лозино-Лозинский, который сказал: «Нет, этого не может быть». Риск был оправданный, ведь мы знали, какой был запас надежности по всей конструкции и тяговооруженности.
Помню, полчаса до старта, машина заправлена, и мы слышим грохот сапог.
Идет майор с метеостанции и говорит — штормовое предупреждение, пуск отменить.
Подошел к Борису Губанову (руководителю пуска), передал ему предупреждение. Тот берет его — и в карман. Когда машина ушла, все поехали на посадочный комплекс. Ураган был такой, что шляпы сносило. И тут мы видим, как наш «Буранчик» идет. По телевизору, конечно, лучше было видно — его снимал Магомед Толбоев на МиГ-25.
 
 
  Павел Котляр/«Газета.Ru» Филин Вячеслав Михайлович
 
 
Мы подбежали, но служба безопасности ограничивала всех в допуск к нему — он ведь прилетел «оттуда»! Была живая человеческая реакция, практически все обнимались, у всех слезы на глазах. Система управления, конечно, сработала четко — отклонился он от осевой линии, кажется, на 20 см.
— Расскажите о «Буране» в цифрах?
— По всей системе работало 1200 предприятий, научных институтов. 86 министерств и ведомств.
Это работа всей страны, великой страны, всего было задействовано около миллиона человек.
Около 600 новых технологий и патентов, 80 новых материалов.
— Что-то где-то нашло применение?
— Да, например, в самолетах, особенно из композитных материалов. Сейчас есть указ президента о создании сверхтяжелого носителя. И у нас начинают изобретать велосипед, с чем я и борюсь. Нарисовали проекты и довольны, что они обеспечивают выведение 88 тонн. Я им говорю — ребята, у нас на «Энергии» уже было 105 тонн. Вся документация сохранилась, ясно, что делать.
— Все-таки процесс создания системы пришелся на конец 80-х годов, вы, ваши коллеги чувствовали, что страна уже не та и на таком проекте она может надорваться?
— Нет. Можно было бы побольше, так сказать, уделить внимания народохозяйственным проблемам, они как-то так на второй план уходили. А в части обороноспособности никаких вопросов не было.
— Тем не менее, многие считают, что Союз рухнул, в частности, и благодаря таким мегапроектам. СССР или «Буран», кто кого похоронил?
— Трудно ответить на этот вопрос. Я думаю, что «Буран» здесь ни при чем. Это у нас были люди, которые, считали, что «Буран» отнимает деньги от другого космоса. Ничего подобного. Ничего он не отрывал.
— А от сельского хозяйства, женских сапог или от колбасы?
— Да ничего, хватало денег всем. Сейчас отрывают деньги другие наши миллиардеры. Никто от голода тогда не умер.
Надо было открыть частную торговлю, больше ничего не требовалось, китайцы же это сделали.
— Не могу не спросить про необходимость подобной системы в будущем.
— Что такое вообще министерство обороны и армия? Для чего они вообще нужны человеку? Вот я, человек, я живу спокойно. Мне ни армия не нужна, ни милиция мне не нужна. Мне нужна еда, мне нужно жилье, мне нужна одежда. Очень много людей, которых надо чем-то занять. Весь мир нуждается в том, чтобы занять своих людей. Если их не занять, начинается бунт там, свары всякие.
Поэтому, что бы мы ни делали, все равно американцы сказали бы — мы будем делать сверхтяжелый носитель. Да, у нас был «Сатурн-5», а сейчас вот SLS будем делать, мощный носитель, полетим на Луну. И поджигают этим нас. Они думают, как занять свой народ. Не дай Бог, если их сейчас оставят без работы.
Сейчас нужно использовать все, что достигнуто при «Буране» и ракете «Энергия». Воплотить в новый носитель, который сегодня разрабатывается по указу президента. Вот и все.
— В систему «Энергия-Буран» была заложена идея многоразовости. Боковые ускорители «Энергии» уже тогда планировалось возвращать на землю?
— Возвращать планировалось не только их, но и центральный блок. Блоки должны были садиться на парашютах, плашмя. Перед двигателистами были поставлены задачи, чтобы двигатели могли работать десять ресурсов, но все это очень было дорого, потом отказались.
— Вы наверняка следите за успехами Илона Маска, который сегодня, спустя 30 лет, сажает свои ступени на ножки. Считаете ли вы, что за многоразовостью будущее?
— Я считаю, что это надувательство, в чистом виде, обывателей, налогоплательщиков.
Сколько стоит один килограмм вывода на орбиту? Я могу сказать: от 4-х до 10-ти тысяч долларов. Маск вместо 17 тонн полезного груза запускает 7. Посчитайте, сколько он теряет от той эффективности своего носителя, и вы поймете сразу, что это такое.
— Какую роль возвращаемых систем вы отводите космонавтике будущего?
— Я считаю, что космонавтика должна быть рациональной. Надо делать танкеры, которые будут заправлять космический аппарат наверху. Вот срок действия аппарата наверху, допустим, того же самого «Глонасс», составляет 10 лет, 20 лет. А потом он заканчивается, потому что топлива не хватает. Подведите танкер, заправьте, как самолет-заправщик.
Нужно делать возвращаемые космические аппараты. «Прогресс», например, привез на МКС топливо, продукты питания, а потом сгорел. Что это?
Недавно у нас было совещание в «Роскосмосе» по вопросу многоразовости. Все начали говорить, что это необходимо, приводить всяческие технические характеристики, доводы и так далее. Все кричат: надо делать демонстраторы, делать многоразовые аппараты.
Я потом не выдержал, вышел на трибуну, сказал: перед нами, как буридановым ослом, держали сначала сноп американцы с Луной — мы кинулись догонять, выбросили кучу средств, и на этом дело закончилось. После этого нам бросили еще вторую идею — это многоразовый «Буран». Мы побежали, один раз слетали, и все. Сегодня нам бросают идею с многоразовостью.
Тогда нужно понять цели и задачи этой многоразовости. Это что, коммерческая выгода? Или это государственная программа, допустим, для Министерства обороны.
Если коммерческая — мы не потянем в соревновании с Западом, однозначно. Потому что мы уже видим, куда они ушли.
Если для Министерства обороны — то должна быть поставлена задача. Нужны цели и задачи, которые должна будет решать такая система.
— Кульминацией последних неудач отечественной космонавтики стала авария 11 октября. Брак в узле, сборка которого отлажена еще с королевских ракет Р-7. Что не так с нашей космической отраслью?
Когда мы создавали «Энергию» — качество было внутри каждого из нас. А сегодня все ходят под прокурором, а качество от этого не увеличилось.
Я хочу сказать о падении даже не культуры производства. О падении наших мозгов.
Именно техникой-то сейчас стали руководить вообще бездари. Эффективные менеджеры, которые ничего не понимают. А по поводу аварий расскажу совершенно дикий случай.
Я показывал одному генерал-полковнику ракету, и залезли под «Энергию», которая должна полететь в ноябре 1988 года. Я сдуру решил ему показать, как центральный блок держится с боковыми блоками. Поднялись на стапель, показываю ему болты, объясняю, — это очень ответственный узел, если будут болтаться, машина может развалиться. Поэтому каждый болт затягивается на определенный момент.
Беру рукой болт — раз, и он в руке провернулся! Я весь побелел, генерал-полковник говорит мне — вам что, плохо?
Я спускаюсь, полезли с начальником цеха, нашли журнал, кто делал эти работы. Нашли, кто это делал в 4 утра, а ведь за ним расписался контролер, за ним расписался военный представитель, за ним инженерный контроль — все расписались! Почему я тронул этот болт, я не знаю, бог наверное увидел. На нем держалась боковушка, развалилась бы машина!
— Чем для вас остался «Буран» первый и последний раз полетевший 30 лет назад?
— Это были лучшие дни моей жизни как инженера. Это ни с чем не сравнить. И когда вспоминаю это все, вот эти вот переживания, горло прихватывает даже до сих пор.
 
 

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Юбилей крылатого «Бурана»
    15.11.2018
 
//[IMG%20WIDTH=320%20HEIGHT=180]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/202545.jpg[/IMG] Легендарный крылатый «Буран»! Гордость отечественного космического ракетостроения! Мировую славу ему принес единственный полет в комплексе с ракетой-носителем «Энергия», а особенно спуск на Землю в автоматическом режиме. Этому триумфальному полету орбитального космического корабля «Буран» 15 ноября исполнилось 30 лет. Занесенный в «Книгу рекордов Гиннесса», «Буран» и сегодня остается непревзойденным великим творением десятков тысяч проектантов, конструкторов, испытателей, рабочих. Единственный полет и спуск «Бурана» под управлением бортового компьютера повторить не удалось пока никому.
 Подробнее...

Сотрудникам РКК «Энергия» вручили медали в честь 30‑летия полета «Бурана»Сотрудникам корпорации вручили медали «30 лет полету системы «Энергия-Буран», орден и медали Сергея Королева, благодарности «Роскосмоса».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Denis Voronin

ЦитироватьАниКей пишет:
У нас долго шли разговоры, где ставить двигатели — на центральный блок или на корабль. В итоге, когда стали выпускать эскизный проект, Валентин Глушко, памятуя про Луну, сказал, что будет делать ракету и многоразовый корабль.
В некоторых других источниках указано что банально не смогли сделать движки нужной тяги/размера, поэтому пришлось ставить на центр. Точно также не смогли движки для боковушек, поэтому пришлось ставить 4 против 2.
Кривыми должны быть извилины, а не руки.

АниКей

Цитироватьzavtra.ru Алексей Гончаров: «Буран» летит...
Алексей Гончаров
                  
Несколько лет назад я встретил человека, который в конце 1980-х годов был одним из руководителей военной "приёмки" на Тушинском машиностроительном заводе — том самом, где строили "Буран". Тогда меня поразили его слова о том, что теплозащита корабля была рассчитана на сто полётов!
Спойлер
А состоялся один-единственный — 15 ноября 1988 года...
Тогда ещё никто не знал, что именно пробой теплозащитного слоя при старте корабля станет причиной гибели семи членов экипажа американского корабля "Колумбия", который взорвётся за несколько минут до завершения своего последнего, двадцать восьмого полёта, в 2003 году. За 16 суток полёта американцы не смогли устранить повреждение.
А советские учёные ещё в середине 1980-х предусмотрели на "Буране" возможность ремонта теплозащиты, состоявшей из почти сорока тысяч плиток, причём прямо в открытом космосе! Космонавт нажимал кнопку, и из ранца выдавливалась специальная смесь двух веществ на то место, с которого отлетела плитка, а солнечные лучи "доделывали" его работу, полимеризуя кремний-органику.
Американцы свои теплозащитные плитки подгоняли под место установки вручную, а у нас была создана система, с помощью ЭВМ замерявшая в сотне точек место крепления каждой плитки и создававшая модель плитки с нужной кривизной поверхности. В итоге получалась идеальная обшивка! Сравним с американцами: при каждом полёте их "Челноки" теряли около ста плиток, "Буран" же потерял всего шесть.
Да, советские ученые смогли предусмотреть всё, кроме одного — краха Советского Союза...
Кремниевая броня "Бурана" была пробита, смята и уничтожена! И не в космосе, а на Земле, в монтажно-испытательном корпусе Байконура в мае 2002 года... Тогда под завалами рухнувшей крыши корпуса погибли и восемь рабочих, производивших ремонт кровли.
Помню, в конце 1990-х годов мы с детьми гуляли в Парке Горького. Ребята очень хотели залезть в "самолёт", который стоял на набережной. Это был один из макетов корабля "Буран", который использовался при испытаниях. И было очень больно оттого, что "Буран" стал аттракционом наравне с "американскими горками", визг и вопли с которых раздавались рядом с запущенным, молчаливым кораблём, понуро стоящим на берегу Москвы-реки.
А когда-то по её водной глади, ночью на барже под тентом плыл "Буран"с родного Тушинского завода в город Жуковский. Недалеко от Жуковского его ждал специальный самолёт-транспортировщик ВМ-Т ("Атлант". Он доставил "Буран" на Байконур, на аэродром "Юбилейный", названный в честь 60-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции; ведь постановление Совета министров СССР о создании посадочного комплекса для космического корабля "Буран" было принято ещё в октябре 1977 года.
На этот аэродром и приземлился "Буран" после своего единственного космического полёта. Посадка была фантастически точной! Корабль без экипажа на борту в автоматическом режиме при приземлении отклонился от расчётов всего на 1,5 метра вправо.
Такая точность была обеспечена программой корабля, которая предусматривала все возможные условия, в том числе, разумеется, и погодные. Во время посадки был штормовой ветер. Получив данные о силе и направлении ветра, программа перевела корабль на траекторию, по ходу которой "Буран" на высоте в 11 км сделал петлю и зашёл на посадочную полосу не с северо-западного, а с южного направления.
Всё произошло очень быстро, и не исключено, что не все присутствовавшие в тот момент на аэродроме "Юбилейный" знали о таких алгоритмах поведения корабля, заложенных программистами Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени Н. А. Пилюгина совместно с учёными институтов АН СССР. "Головным мозгом" "Бурана" служил бортовой вычислительный комплекс МК-240, для которого был создан язык реального времени ПРОЛ2. В 2011 году Роскосмос выложил в открытый доступ код программы, под управлением которой "Буран" совершил полёт.
В "Википедии" про предпосадочный манёвр "Бурана", выполненный по филигранно прописанным алгоритмам, рассказывается в жанре голливудского боевика: якобы "в момент разворота корабль пропал из поля зрения наземных средств наблюдения, связь на некоторое время прервалась. В ЦУПе началась паника, ответственные лица немедленно предложили задействовать аварийную систему подрыва корабля (на нём были установлены тротиловые заряды, предусмотренные для недопущения крушения сверхсекретного корабля на территории другого государства в случае потери курса)". Ох, уж эти "ответственные лица"! Не иначе, как сами члены ЦК КПСС, которые, по мнению авторов "Википедии", кроме паники, ни на что не способны! Но, с другой стороны, год уже был 1988-й, и не исключено, что некоторые "ответственные лица" уже давно и осознанно работали на "подрыв"...
Так это или нет, но 15 ноября 1988 года "Буран" не взорвали. Корабль, в создание которого был вложен труд сотен тысяч советских людей, и особенно работников специально созданного НПО "Молния", благополучно приземлился.
Пишут, что в "лихие 1990-е" руководитель "Молнии" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, дважды лауреат Сталинских премий за создание самолетов МиГ, на одном из совещаний, где говорилось о почти полном развале нашей авиакосмической отрасли, на сакраментальный вопрос "что же делать?" ответил: "Что-что? Берию откопать!"
При Берии в августе 1939 года была открыта главная выставка страны, ставшая во времена Ельцина главной барахолкой под аббревиатурой "ВВЦ". Но весной 2014-го началось возрождение выставки, и уже в июле макет "Бурана" из парка Горького был перевезён на ВДНХ. И это правильно, ведь ВДНХ — это Выставка Достижений Народного Хозяйства!
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Цитировать 30 лет первому полёту «Бурана»                                                                                  15 ноября 1988 года, 30 лет назад, ракета-носитель «Энергия» вывела на околоземную орбиту космический корабль многоразового использования «Буран».                  
                            Советский челнок стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством. Над системой «Энергия-Буран», без преувеличения, работала вся страна, в том числе и специалисты ФКП НИЦ РКП, а тогда НИИХИММАШ. Татьяна Трушкина побывала в Пересвете в музее имени Сергея Павловича Королёва и узнала подробности самой сложной и самой дорогой программы отечественной космонавтики.


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#254
Цитировать7info.ru В Рязани отмечают 30 лет со дня запуска космического корабля «Буран»
                                                                                                      
В Рязани проходит Научно-практическая конференция «Полёт, предсказанный К.Э Циолковским». Мероприятие проводит рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета к 30-летию запуска космического корабля многоразового использования «Буран».
15 ноября – в день исторического запуска «Бурана» – участники конференции в Рязани возложили цветы к памятнику К.Э. Циолковского, бюстам В.Ф. Уткина и В.В. Аксенова.
В сквер имени В.Ф. Уткина пришли глава муниципального образования, председатель Рязанской городской Думы Юлия Рокотянская, директор Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета в Рязани Игорь Мурог и руководитель музея космонавтики школы №16 Виктор Шурчков.
 
Цитировать– Рязань славится своими земляками. Здесь родились звезды, которые прославили нашу область во всем мире. Владимир Федорович Уткин и Владимир Викторович Аксенов являются Почетными гражданами города Рязани. Они внесли неоценимый вклад в развитие космонавтики не только в нашей стране, но и во всем мире, – отметила глава Рязани Юлия Рокотянская. Она пожелала участникам Научно-практической конференции успехов и новых открытий.
Встреча завершилась возложением цветов к бюстам земляков                                    

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать— Есть кому заниматься сверхтяжелой ракетой?
— Если РКК назначено головным исполнителем по разработке сверхтяжелого носителя, то, значит, есть. Задача очень серьезная, она сопоставима с проектом «Энергия-Буран».
Глава «Энергии» Сергей Романов о решении космических и приземленных проблем корпорации
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьВ «Энергии» отметили 30-летие полёта «Бурана»        16.11.2018 https://www.energia.ru/ru/news/news-2018/news_11-16.html        
В четверг, 15 ноября, «Энергия» торжественно отметила 30-летие со дня успешного полета многоразового орбитального корабля «Буран».
 В этот день в Корпорацию пригласили ветеранов – создателей системы «Энергия–Буран», непосредственных участников работ по этому грандиозному проекту. Генеральный конструктор – первый заместитель генерального директора РКК «Энергия» Евгений Анатольевич Микрин, сказал:
 
Цитировать– В этом проекте аккумулирован весь опыт и научно-технический потенциал ракетно-космической отрасли. В ходе его разработки были внедрены уникальные, новаторские технические решения и технологии. Залогом успеха стал большой опыт наземной экспериментальной отработки. И, конечно, главными факторами, которые обеспечили выполнение поставленной задачи, были высочайший уровень организации работ, профессионализм, ответственность и энтузиазм работников многочисленных предприятий и организаций, которые участвовали в создании этой системы. Накопленный опыт и научно-технический задел, созданный в ходе разработки системы «Энергия–Буран», используются в настоящее время для реализации других полномасштабных проектов ракетно-космической техники, – подчеркнул он.
Евгений Анатольевич вручил коллегам награды Госкорпорации «Роскосмос», Федерации космонавтики России и памятные медали «30 лет полёту системы «Энергия–Буран». С особым чувством признательности он передал юбилейную награду Герою Социалистического Труда, академику РАН Юрию Павловичу Семёнову – бывшему руководителю Корпорации. В разные годы он был главным конструктором ОК «Буран» и руководителем завершающего этапа работ по проекту «Энергия–Буран».
 
Цитировать– Это были выдающиеся годы! Тем, что мы сделали, можно гордиться. Я поздравляю всех участников тех событий и желаю всем удачи и здоровья, – сказал Юрий Павлович, один из самых почётных гостей торжественного собрания.
После церемонии награждения был организован просмотр документального фильма об истории создания и успешного испытания системы «Энергия–Буран».
Собравшихся поздравил также Вячеслав Михайлович Филин, который тридцать лет назад был заместителем главного конструктора системы «Энергия–Буран». По его предложению зал почтил минутой молчания память уже ушедших из жизни участников проекта.
 
Цитировать– Два пуска «Энергии» прошли безукоризненно. Вот оно – качество нашей продукции! Но и теперь не только имя Королёва носит коллектив нашего предприятия – в «Энергии» продолжает жить и свойственный Сергею Павловичу дух творческого поиска, его способность к большой работе. А значит, с задачами, которые поставлены сегодня перед нами, справимся! – сказал В.М. Филин.
Сотрудников «Энергии» поздравили представители предприятий и организаций, также участвовавших в создании и запуске системы «Энергия–Буран».
 В Центре развития технологий и подготовки кадров памятные награды Роскосмоса, Федерации космонавтики России, губернатора Московской области и главы городского округа Королёв работникам и ветеранам завода вручил генеральный директор ЗАО «ЗЭМ» Игорь Евгеньевич Мальцев.
 
 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать      В «РКЦ «Прогресс» прошли торжественные мероприятия, посвященные 30-летию со дня запуска МТКС «Энергия-Буран»               20 ноября 2018                
      https://www.samspace.ru/news/press_relizy/12641/            
    [/li]

  • Участники торжественного заседания

  • Выступает Д.А. Баранов
                  
     20 ноября 2018 года в АО «РКЦ «Прогресс» состоялось торжественное заседание научно-технического совета, приуроченное к 30-летию со дня запуска ракеты-носителя «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран».
     В торжественных мероприятиях приняли участие сотрудники и ветераны РКЦ «Прогресс», представители органов региональной власти, смежных предприятий ракетно-космического комплекса, а также представители самарских вузов.
     Открывая торжественное собрание, генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс» Д.А. Баранов поздравил участников мероприятия с юбилейной датой и отметил роль проекта «Энергия-Буран» в развитии отечественной ракетно-космической отрасли. Обращаясь к коллективу, он подчеркнул: «Этот грандиозный проект стал одним из важнейших событий для коллектива нашего предприятия. Сегодня мы начинаем реализацию нового масштабного проекта и должны приложить все усилия, чтобы с честью справиться с поставленной перед нами задачей».
     С основным докладом об истории создания многоразовой космической системы «Энергия-Буран» и вкладе предприятия в эту программу выступил ветеран АО «РКЦ «Прогресс», главный конструктор Волжского филиала НПО «Энергия» в 1987-2007 годы С. А. Петренко.
     Главный конструктор РН «Союз-5» АО «РКЦ «Прогресс» А.А. Черевань представил доклад об участии предприятия в перспективных проектах – разработке ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» и ракеты-носителя сверхтяжелого класса.
     С приветственным словом к участникам собрания обратились министр промышленности и торговли Самарской области М.Н. Жданов и депутат самарской Губернской думы В.В. Попова. Они поздравили ветеранов и сотрудников предприятия с праздником и отметили, что запуск комплекса «Энергия-Буран» – это свидетельство трудовых подвигов, которыми гордится вся страна.
     С приветственным словом от головного предприятия по созданию    МТКС «Энергия-Буран» выступил советник генерального директора ПАО «РКК «Энергия», заместитель главного конструктора НПО «Энергия» в 1982 - 1992 годах В.М. Филин. Он отметил вклад предприятий кооперации в реализацию этого масштабного отечественного проекта.
     К поздравлениям присоединился ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева Е.В. Шахматов.
     В рамках торжественного заседания сотрудникам и ветеранам предприятия были вручены ведомственные и региональные награды.
         
       
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Юрий Коптев: работу МКС нужно продлевать, насколько это возможно
Цитировать....


   — Недавно в России отмечали еще одну значимую дату — исполнилось 30 лет единственного полета «Бурана». Почему программу закрыли?
    
   — Когда создавали проект «Энергия-Буран», мы жили в режиме соревнования двух политических систем, двух супергосударств. США и СССР стремились к соблюдению некоего баланса. Он мог быть в виде различных средств, но по функционалу близкий друг к другу.
    
   В космической технике было все то же самое. Когда появились сообщения о том, что США начинают проект Space Shuttle, наши специалисты посмотрели, есть ли в нем военная составляющая. Ее тут же увидели, и возникло убеждение, что мы не можем допустить ситуации, когда у них такие средства есть, а у нас нет. Все это шло на фоне заявлений президента Рейгана об империи зла и проекта «Звездных войн». Американскому челноку мы в итоге противопоставили сверхтяжелую ракету «Энергия» и наш «Буран».
    
   Кончилось все тем, что было подписано международное соглашение о запрещении вывода в космос оружия массового уничтожения. И моментально оценка военной эффективности системы «Энергия-Буран» перешла в область экономической эффективности. Как и американский «Шаттл», наша система оказалась дорогой. Связка «Энергии» с «Бураном» выводила на орбиту чуть больше, чем ракета «Протон», а стоимость пуска была 300 миллионов рублей против 5,5 миллиона. А самое главное, не нашлось полезных нагрузок под «Энергию» и «Буран». По курсу того времени мы потратили на проект 30 миллиардов долларов. Это очень большой объем средств.
   
    Потом начались известные всем политические моменты, сначала перестройка, потом развал СССР. Сегодня НПО «Молния» всем рассказывает, что до сих пор нет решения по закрытию программы «Энергия-Буран». Это либо неграмотные люди, либо они лукавят. Все решения есть, все работы по выверке, по списанию, по закрытию этой темы были приняты.
   А когда говорят, что надо восстановить ракету «Энергия» или корабль «Буран», то я считаю, что сегодня в том облике их восстановить нецелесообразно и невозможно. А самое главное, зачем? Другой вопрос, что это ни в коей мере не отменяет необходимости продолжать работы по многоразовым системам, по двухсредным авиационно-космическим системам. Безусловно, нужно следить за американским проектом Х-37 и что он делает в космосе, но это уже совершенно другая размерность по сравнению с «Шаттлом» и «Бураном».
    
    
   — Какие работы в области многоразовых космических комплексов ведутся у нас?
    
   — Сейчас все говорят: надо, чтобы все было многоразовое. Но за многоразовость надо платить. Любая система, как только она становится многоразовой, снижает возможности по выведению полезной нагрузки на 30%. Поэтому даже Илон Маск уже сегодня говорит, что в его парке ракет-носителей будут и одноразовые, и многоразовые средства. Не знаю, сможет ли он реализовать то, что декларирует, что после возврата ступени она в течение 24 часов будет снова готова к полету. Эти технологии хорошо зарекомендовали себя в авиации, в ракетно-космической технике надо еще серьезно поработать.
    
   Что касается нас, то в российской космической программе прописано проведение определенных работ в области многоразовости, но сказать, что они на сегодня являются задачей номер один, я не могу. Идет масса исследований, выбор оптимальных вариантов. Я так понимаю, что в обозримом будущем те работы, которые сегодня идут и по «Ангаре», и по «Союзу-5», могут приобрести признаки многоразовости, если будет показана целесообразность этой технологии.
    
   Еще одна тема — многоразовый новый пилотируемый корабль «Федерация». Понятно, что после возвращения спускаемой капсулы перед следующим полетом к ней все равно придется добавлять новый приборно-агрегатный отсек, устанавливать новый теплозащитный экран. Но если мы переходим к эксплуатации многоразовой техники, то возникает вопрос — чем загрузить предприятие-производитель в связи с тем, что не нужно будет регулярно строить новые корабли, как сейчас «Союзы». Либо расширять производство другой техники, либо предприятию одновременно с тематикой производства освоить технологию мимолетного обслуживания космических кораблей в течение всего жизненного цикла. На обслуживании можно заработать больше денег, чем на продаже, при соответствующем темпе пусков. Если «Федерация» будет два-три раза в год летать, я не очень понимаю, как будет выстроена экономика системы.
    
    
   — Так по какому пути и куда должна идти российская космонавтика?
    
   — Если делать какой-то вывод, то надо, во-первых, не шарахаться из стороны в сторону, во-вторых — учитывать наши возможности сегодняшнего дня при разумном учете нашего славного героического прошлого. Не надо быть супероптимистом, что страна все бросит, все отдаст нам и будет молиться, чтобы у нас все получилось. Надо быть реалистами. И третье — очень неплохо иногда обращаться и к нашему прошлому. Когда мы очень оптимистичны в наших оценках, надо просто обернуться и посмотреть назад, что думали и как делали наши предшественники. Они были не такие дураки и делали не самую плохую технику. Весь мир это знал и признавал. Именно благодаря им наша страна стала великой космической державой.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать

В свежем номере «ТрВ-Наука» моя статья о «юбилейных» датах этих дней: «Буран» и МКС. Вновь о космонавтике в тандеме с Антоном Первушиным.

https://trv-science.ru/2018/11/20/pdf267/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!