SpaceX

Автор igorvs, 14.08.2013 21:08:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

vlad7308

скромненько и со вкусом :)
это оценочное суждение

ilan

Тема "пневмопочты для человеков" от Спейсексов получила дальнейшее продолжение::

http://www.spacex.com/sites/spacex/files/spacex_hyperloop_pod_competition.pdf
ЦитироватьSpaceX Hyperloop Pod Competition June 2015
Планируют в январе завершить проектирование тестового одномильного участка диаметром 4-5 футов, а через год начать испытания.

Leonid Tokarev

Компания SpaceX теперь сможет осуществлять и запуск военных спутников ВВС США

 
Калифорнийская частная космическая компания SpaceX получила разрешение от военно-воздушных сил США на запуск военных спутников. Это открыло для нее выход на прибыльный рынок, который ранее принадлежал исключительно совместному предприятию американских аэрокосмических гигантов – компаний Lockheed и Boeing.



Читаем!


Lanista

#983

bavv

ЦитироватьSpaceX: путь наверх           
                                 
 SpaceX сумела стать первой частной космической компанией, ракеты которой действительно выполняют регулярные полеты в космос. Как Илону Маску удалось этого добиться, как SpaceX превратилась из проекта в настоящего космического перевозчика и почему сейчас над ней сгустились тучи — читайте в этом материале
      
 22 июля 2015             Игорь Афанасьев, Дмитрий Воронцов          
                 
 Основатель частной компании SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) Илон Маск – воистину культовая фигура современного предпринимательства. Инициатор нескольких (от IT-технологий до ракетостроения) стартапов в глазах многих выглядит героем романов Жюля Верна или Герберта Уэллса. Но в реальности это далеко не чудаковатый гений и изобретатель-одиночка, а хваткий бизнесмен, чётко знающий, чего он хочет, и добивающийся поставленных целей, хотя и не чуждый романтизма.
Спойлер
Ещё в университете, интересуясь экологически чистым транспортом и перспективными источниками энергии, Маск задумался о межпланетных путешествиях. К июню 2002 года, когда в Эль-Сегундо, Калифорния, была зарегистрирована частная компания SpaceX, он уже достиг многого. «Очень умный, харизматичный, потрясающе увлечённый человек – крайне редкая комбинация черт характера. Обычно люди, обладающие хотя бы одной из них, лишены двух остальных» – такую характеристику Маску дал Питер Тиль, бывший партнёр по интернет-бизнесу, а затем и один из инвесторов SpaceX. Вероятно, именно эти качества подтолкнули Маска к ракетно-космической технике, которая, в принципе, является очень рискованной и низкорентабельной отраслью.

Илон Маск – один из гуру бизнеса высоких технологий

Сам Илон неоднократно заявлял, что приступает к любому проекту только в случае совпадения трёх условий: коммерческой привлекательности, полезности для общества и интереса для него самого. В отличие от многих неудавшихся «космических частников», стартовавших до него, Маск пришёл в ракетостроение с набором ясных и амбициозных концепций, возведя на щит идею о том, что человечество должно стать мультипланетарной цивилизацией, а для этого необходимо обеспечить недорогой доступ в космос. Решать последнюю задачу предполагалось с помощью многоразовых ракетных систем.

Маск пришёл в ракетный бизнес с рядом ясных и амбициозных концепций
 
Прежде чем взяться за ракеты, Илон тщательно проанализировал состояние этой сферы бизнеса и учёл опыт своих предшественников. Во-первых, он не стал изобретать велосипед и решил применять отработанные простые решения. По большому счёту, все ракеты SpaceX являются воплощением американской школы проектирования космических носителей: простые по схеме ракетные двигатели с умеренными характеристиками и минимальным техническим риском сочетались с максимально лёгкой и технологичной конструкцией ступеней. Не стал Маск и выращивать свою ракетную школу – на рынке труда легко удалось найти инженеров, не удовлетворённых работой на государственные учреждения и существующие аэрокосмические корпорации-гиганты.
Еще одной его организационной находкой стала концентрация почти всех проектных работ и производства in house – у себя в компании. Это решение, нелогичное во времена торжества аутсорсинга и разделения труда, позволило SpaceX снизить накладные расходы на подрядчиков и сократить (хотя бы на время) затраты на создание ракет.

Почти все основные компоненты ракет-носителей и кораблей SpaceX изготавливает самостоятельно

Кроме того, SpaceX широко пользовалась плодами трудов предыдущих поколений, покупая (или получая бесплатно) патенты NASA и нанимая ведущих специалистов. Так в команде Маска оказались, к примеру, Тим Базз, бывший менеджер по испытаниям носителя Delta IV в компании Boeing, а ныне вице-президент SpaceX по испытаниям и пускам Адам Харрис, ранее руководивший сенатским комитетом по разведке и занимавший должность аналитика бюджетных ассигнований на оборону, ныне – вице-президент компании по продажам и связям с правительством Том Мюллер, бывший ведущий конструктор по жидкостным двигателям в компании TRW, а потом – вице-президент SpaceX по двигательным установкам. Кстати, именно схема форсуночной головки посадочного двигателя лунного модуля корабля Apollo, разработанная фирмой TRW, стала основой ракетного двигателя Merlin I компании SpaceX.
Маск изучал также российский опыт. В 2001 и 2002 годах, приезжая в нашу страну, он пытался приобрести... подержанные баллистические ракеты, «чтобы с их помощью отправить на Марс семена растений и мелких животных» (!), посещал НПО имени С. А. Лавочкина и провёл переговоры с компанией «Космотрас», которая запускала коммерческие спутники с помощью баллистической ракеты Р-36М, конвертированной в носитель «Днепр». И хотя эти затеи не удались, Маск извлёк из поездок максимальную пользу.

Маск побывал в России и оценил возможности ракеты-носителя «Днепр»

Важным компонентом его работы всегда был пиар, включая постоянную пропаганду деятельности и достижений SpaceX. В итоге популярность основателя компании выросла настолько, что в наши дни он стал иконой частного предпринимательства наряду со Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом и прототипом гениального изобретателя-миллиардера Тони Старка из фильма «Железный человек», где сыграл сам себя в одном из эпизодов.
Молодой предприниматель-ракетчик не стал повторять ошибки предшественников, опиравшихся лишь на собственные силы и не желавших иметь дело с государством – «левиафаном». Будучи очень богатым человеком, Маск тем не менее понимал, что собственных средств хватит лишь на разработку небольшой, сравнительно простой ракеты, и с самого начала деятельности стал налаживать тесные отношения с государственными ведомствами – NASA и Пентагоном. Тем более что коммерческие перспективы малого носителя, на который чаще всего нацеливаются самые амбициозные космические стартаперы-одиночки, терялись в тумане. Для выдающегося успеха предприятия надо было предложить государству что-то особенное. И такая возможность представилась, хотя и не сразу.

Министерство обороны США искало лёгкую ракету для испытаний высокоточных управляемых неядерных боеголовок маневрирующего типа

В начале 2000-х годов Пентагон развернул несколько проектов, для которых требовались лёгкие носители. В частности, Агентство исследований перспективных оборонных проектов DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) начало программу «Применение силы с континентальной части США» FALCON (Force Application and Launch from Continental United States), а в декабре 2003 года ВВС выдали контракты на разработку программы, включающую малую ракету для запуска маневрирующих гиперзвуковых боеприпасов CAV (Common Aero Vehicles). Среди девяти финалистов первого этапа конкурса оказалась и SpaceX: проект носителя, названный Falcon-1 (весьма созвучно названию программы Пентагона!), получил чек... на несколько сотен тысяч долларов. Разработка реальной ракеты стоила на порядки больше, но это был первый успех. Второй контракт SpaceX получила в 2005 году от Управления оперативных космических запусков ORS (Operationally Responsive Space Office) на разработку ракеты-носителя для оперативных запусков тактических спутников. Только что спроектированный Falcon-1 с объявленной ценой на запуск в $6 млн подошёл под эту программу по всем параметрам.
Таким образом, самые первые деньги на свои ракетные проекты Илон Маск получил именно от государственных заказчиков, и, что еще важнее, на стартап обратили внимание «большие боссы». Дружба с правительственными структурами, кроме симпатий чиновников, обеспечила доступ к технологиям и техническим отчётам NASA. SpaceX (как и планировалось ранее) получила права фактически бесплатных лицензионных соглашений на многие технические решения.

Лёгкий Falcon-1 содержал все элементы американской ракетной школы, строился по принципу «одна ступень – один двигатель» с применением самых современных материалов и технологий изготовления элементов конструкции

Плоды трудов появились не сразу. В новое амплуа Маска не слишком верили – всего лишь один из множества «частников», пытающихся прорваться в космос, ну и что, что молодой мультимиллионер, мало ли таких? Вскоре отношение изменилось: это произошло, когда после двух лет проекта – к 2005 году – в железо воплотился первый лётный образец носителя Falcon-1. Ракета, сделанная с чистого листа, завораживала...
SpaceX показал изделие – причём не макет, а реальный лёгкий носитель – и чуть не спутал все карты! 25 марта 2006 года была предпринята первая попытка пуска: Falcon 1, взлетевший с предельно упрощённой стартовой площадки на острове Омелек (атолл Кваджалейн в Тихом океане), должен был вывести на орбиту малый научно-образовательный спутник FalconSat-2. Увы, первый полет представителя нового поколения так называемых дешёвых ракет-носителей закончился аварией: Falcon 1 упал в Тихий океан через 41 секунду после взлёта из-за пожара на первой ступени.
Удивительно, но факт: к тому времени Маск ухитрился получить семь заказов на запуск коммерческих спутников ракетой Falcon 1, а также рамочный контракт на $100 млн на пусковые услуги от ВВС США. Так, еще даже и не взлетев, SpaceX уже имел деньги на продолжение работ.
Однако и следующий пуск, состоявший через год – 21 марта 2007 года, окончился аварией: на этот раз почти нормально функционировала первая ступень, но двигатель второй работал неустойчиво, и полезный груз на орбиту не вышел. Причиной аварии был неверный учёт динамики второй ступени при настройке системы управления, а также соударение ступеней при разделении...
Третий пуск готовили полтора года, которые ушли на доработку ракеты-носителя. В полете 3 августа 2008 года вновь возникли проблемы: разделение ступеней прошло «не чисто», из-за чего всё закончилось гораздо быстрее, чем предполагали...

Первые три пуска носителя Falcon-1 закончились неудачей (правда, причины аварий были различными)

Интернет-наблюдателям (особенно из неформального отечественного околокосмического сообщества) казалось, что на ракетной затее Маска можно ставить крест. Но вывод оказался ошибочным: специалисты отмечали, что SpaceX «демонстрирует серьезный потенциал». Второй и третий пуски показали, что немногочисленная команда специалистов за небольшое время может научить ракету летать, а в основе всех неудач лежат «детские болезни», характерные для любой новой техники. Более того, мир неожиданно увидел технологии подготовки космического носителя очень небольшим (буквально десять человек) расчётом, причём многих удивила способность быстро провести повторный пуск при неудаче («отбой» на старте). Например, в третьем пуске обратный отсчёт возобновлялся всего через 34 минуты после первой попытки, и ракета стартовала.

Лишь четвёртый пуск завершился удачно, а пятый полёт закрепил успех

Да и Маск выказал выдающиеся организаторские и лидерские способности, сумев мобилизовать команду и достичь победы. Четвёртый полет 28 сентября 2008 года завершился триумфом: на орбиту наконец-то удалось запустить имитатор спутника. Пятый пуск, состоявшийся 14 июля 2009 г. (на орбиту вышел малазийский аппарат RazakSAT), казалось бы, открывал путь к коммерческому использованию лёгкой ракеты. Но не сложилось: этот полет стал в биографии Falcon-1 последним – создатель SpaceX сделал ставку на другой носитель.
Илон Маск прекрасно понимал, что нишевой рынок запусков легких спутников не принесёт больших прибылей. Основные деньги в пусковом бизнесе делаются на коммерческих телекоммуникационных аппаратах и на выполнении крупных правительственных заказов. А для этого нужна гораздо более мощная ракета, чем Falcon-1. К осени 2005 года, перебрав несколько вариантов, SpaceX объявила о разработке проекта Falcon 9, оснащённого ажно девятью (!) двигателями Merlin 1B на первой ступени. По расчётам, носитель был способен вывести на низкую околоземную орбиту более 9 т, а на геопереходную – свыше 3 т полезной нагрузки. И всё это – за каких-то $27 млн! Для сравнения: типовая стоимость запуска спутника аналогичной массы на геопереходную орбиту была вдвое, а то и втрое выше.

В конце 2005 года NASA объявило программу разработки частных средств для снабжения МКС

Откуда же взялись деньги на разработку нового носителя? А оттуда же... В 2005 году NASA, предвидя скорый конец системы Space Shuttle, инициировало программу коммерческих орбитальных транспортных перевозок COTS (Commercial Orbital Transportation Services), стремясь привлечь частный бизнеса к доставке грузов и людей на Международную космическую станцию (МКС). Программа была ярким выражением курса на коммерциализацию космической деятельности, которую администрация взяла еще в конце XX века.
SpaceX выбилась в финал конкурса. В рамках первого этапа программы COTS 18 августа 2006 года NASA выдало компании Маска контракт на сумму $278 млн. Позднее цифра увеличилась до $390 млн. Для программы COTS компания SpaceX предложила свой носитель Falcon-9 в паре с кораблём Dragon. Предприниматели всего мира, учитесь: не имея за душой ничего, кроме репутации, амбиций и еще не взлетевшей лёгкой ракеты, чудесный яппи предлагал вполне себе нормальный и современный корабль для доставки грузов на МКС, а также носитель для его запуска, превосходящий по возможностям российский «Союз»! Бумажный проект получил одобрение, и на SpaceX пролился долларовый дождь. Едва отмыв мутные пятна на сверкающих доспехах (три неудачных пуска Falcon 1 из четырёх), в конце 2008 года Маск участвует в программе CRS (Commercial Resupply Services) по коммерческому снабжению МКС, объявленной NASA, и вновь... становится победителем! Выбив контракт на $1,6 млрд, компания SpaceX обязуется выполнить 12 запусков своего корабля и доставить на станцию 20 т грузов...

 Несмотря на многочисленные задержки и переносы, первый пуск нового носителя Falcon 9 с полумакетным кораблём Dragon прошёл успешно

Несмотря на смех в зрительном зале, особенно отчётливо раздающийся из-за океана, Маск продемонстрировал чудовищную решимость и выдающиеся способности выполнять контрактные обязательства. Первый демонстрационный пуск Falcon 9 с габаритно-весовым макетом корабля Dragon 4 июня 2010 года завершился полным успехом. Такой результат стал закономерным итогом «тренировки на кошках». Набив шишек на пусках «учебной» ракеты Falcon-1, команда SpaceX с первого раза обеспечила успешный пуск нового, на порядок более сложного и мощного носителя.
Второй полет Falcon 9, на этот раз с лётным прототипом корабля Dragon, состоялся 8 декабря 2010 года и также завершился успехом. В третьей миссии, 22 мая 2012 года, ракета вывела на орбиту полноценный Dragon, который через три дня причалил к МКС, доставив на борт несколько сотен килограммов различных грузов.
 
Dragon, выведенный на орбиту в третьем пуске, причалил к МКC

Затем миссии носителя Falcon 9 пошли один за другим. Не обходилось без накладок. Например, в четвёртом полете взорвался один из двигателей первой ступени. Но ракета уцелела и продолжила полет. Нештатная ситуация обошлась «практически даром» – Dragon достиг орбиты, а Falcon 9 продемонстрировал способность решать задачу при аварии двигательной установки... правда, за счёт отказа от выведения на целевую орбиту попутной нагрузки – спутника Orbcomm... Небеса подмигивали, сдавая карты в пользу Маска.
Темп запусков ракет SpaceX постепенно нарастал: в 2010 году стартовали два носителя, в 2011-м пусков не было, в 2012-м – снова две миссии, в 2013-м – уже три, а в 2014-м – шесть! Параллельно команда Маска непрерывно улучшала ракету, повышая её энергетические характеристики. Так, с шестого полета вместо исходной модели начал эксплуатироваться более мощный и совершенный Falcon 9 v1.1 (см. таблицу 1).
Табл. 1. Сравнительные характеристики ракет-носителей лёгкого и среднего класса
[свернуть]
Спойлер
[TH]Название[/TH][TH]Страна[/TH][TH]Разработчик[/TH][TH]Число ступеней[/TH][TH]Стартовая масса, т[/TH][TH]Масса полезного груза*, т[/TH][TH]Высота, м[/TH][TH]Максимальный поперечный размер, м[/TH][TH]Число пусков**[/TH][TH]Объявленная стоимость, $ млн[/TH]
Носители лёгкого класса
Falcon-1СШАSpaceX233,20,47/-21,31,6785/36-8
Minotaur-1СШАOrbital – ATK436,20,64/-1,6711/-15
VegaЕКАAvio4137,02,3/-30,153,05/-42
«Днепр»Россия-УкраинаКБ «Южное» (Украина)3211,03,2/-34,33,022/115
«Рокот»РоссияГКНПЦ имени М.В.Хруничева3107,51,95/-29,152,523/230
Носители среднего класса
Falcon 9СШАSpaceX2318,09,0/3,453,03,665/-35-55
Falcon 9 v.1.1СШАSpaceX2505,813,15/5,069,25,2***14/154-59,5
Atlas V (series 400)СШАLockheed-Martin2+****333,3-461,212,5/7,758,33,8135/-125
Delta IV MediumСШАBoeing2+****257,0-399,08,8-13,45/3,7-7,4362,5-66,45,121/-150
«Союз-2.1Б»РоссияРКЦ «Прогресс»3+*****313,08,5/2,4-3,046,210,125/285
«Зенит-3SL»Россия-УкраинаКБ «Южное» (Украина)2+*****470,813,7/6,159,64,15***36/380-100
* В числителе – на низкой околоземной орбите, в знаменателе – на геопереходной орбите.
** В числителе – всего орбитальных, в знаменателе – аварийных.
*** Диаметр головного обтекателя.
**** Для увеличения энергетических характеристик могут использоваться навесные стартовые ускорители.
***** Для выведения на высокоэнергетические траектории (в том числе на геопереходную орбиту) применяется разгонный блок (дополнительная верхняя ступень)

Сторонние наблюдатели сомневались в прочности и устойчивости нового варианта носителя Falcon, но ракета сразу полетела нормально

К 2015 году SpaceX превратилась в заметного игрока на рынке космических запусков. Первая коммерческая миссия состоялась 3 декабря 2013 года: Falcon 9 вывел на геопереходную орбиту телекоммуникационный аппарат SES-8. Затем заказы посыпались один за другим. 1 марта 2015 года на орбиту вышли сразу два телекоммуникационных спутника – Eutelsat и ABS. Объявленная стоимость коммерческих запусков ракеты составила смехотворные по нашим временам  $60 млн.
Еще одним лакомым куском рынка, на который Маск мечтал прорваться, были запуски по заказам правительственных ведомств. Здесь на протяжении почти десятилетия доминировала монополистическая связка Lokheed-Martin и Boeing – Объединённый пусковой альянс ULA (United Launch Alliance). Препятствием к проникновению в этот сегмент служила сложная и трудоёмкая процедура сертификации: для допуска к правительственным спутникам требовалось предоставить множество документов о надёжности носителя. Но самое главное, требовалось внести в конструкцию изменения, чтобы ракета соответствовала требованиям ВВС и NASA, и подтвердить соответствие требованиям несколькими подряд успешными запусками коммерческих аппаратов.

Генерал-лейтенант ВВС Элен Павликовски и Илон Маск подписывают соглашение о сертификации носителя Falcon 9

Проблема сертификации усугублялась практикой SpaceX – непрерывным усовершенствованием носителя Falcon 9. Самым сильным было недопонимание между Маском и ВВС, чьи требования были особенно жёсткими: военные могли доверять запуск суперспутников, стоящих иногда миллиарды долларов, лишь самым надёжным ракетам. Споры едва не доходили до судебных разбирательств.
Наконец, 19 мая 2015 года NASA сертифицировало Falcon 9 v.1.1 (для миссий «среднего риска»), а спустя неделю аналогичный сертификат выдали ВВС. В июне SpaceX должна была вывести на орбиту первый навигационный спутник GPS для военных, а в августе – аппарат Jason-3 для Управления по исследованиям океанов и атмосферы NOAA (National Oceanic and Atmospheric Administration).
Казалось, успехам команды Маска не будет конца. Сертификация правительственных ведомств получена, портфель заказов переполнен. В 2015 году SpaceX вышла на один пуск в месяц и готовилась взять вершину, выполняя миссию каждые две недели. Фирму во всем мире стали воспринимать всерьёз, именно она начала задавать «тренды» пускового рынка. С этого момента ни один новый проект космического носителя не создаётся без оглядки на детища SpaceX. Так продолжалось до 28 июня 2015 года.

До 28 июня 2015 года казалось, что удача никогда не покинет Маска. Поэтому авария ракеты на третьей минуте полета носила ошеломляющий характер

В 44-й день рождения Илона Маска стартовал очередной Falcon 9 v1.1 с грузовым кораблём Dragon. Всё начиналось как обычно. Ракета оторвалась от стартового стола и ушла в небо, постепенно набирая скорость. События развивались по штатной циклограмме: разделение ступеней ожидалось через 162 секунды полета. Однако на 139-й секунде случилось непоправимое: огромное белое облако на пару секунд закрыло кадр видеосъёмки, затем зрители увидели множество обломков и первую ступень, которая некоторое время стабильно, но уже совершенно бесполезно продолжала работать...
Причины аварии еще предстоит выяснить. Пока лишь объявлено о том, что причиной разрушения второй ступени мог стать резкий рост внутреннего давления в баке окислителя, но откуда он взялся — пока не известно. Что будет дальше, сказать трудно. Аварии – неизбежная плата за доступ в космос. Falcon 9 совершил 18 безаварийных полётов, и это совсем неплохо для новой ракеты, с учетом того, что российский «Протон-М» теряется каждые 20 пусков. В любом случае авария потянула монотонно росший график доходов SpaceX куда-то вниз. И когда он вернётся к прежней динамике — не знает никто.
 
 
Пресс-конференция NASA по поводу аварии ракеты Falcon 9 и потери корабля Dragon
[свернуть]
Продолжение следует.

bavv

ЦитироватьSpaceX: путь наверх (окончание)              
                                 
Безусловно, деятельность компании SpaceX определяется техническими взглядами её владельца — Илон Маск имеет свое представление о космонавтике. В широком смысле она для него – лишь инструмент расселения человечества по планетам. Поэтому наряду с «рутиной» компания ведёт и несколько перспективных направлений, пытаясь повторно использовать матчасть ракет, создавая пилотируемые космические корабли и... реализуя проект колонизации Марса      
 
29 июля 2015             Игорь Афанасьев, Дмитрий Воронцов           
          
Спойлер
В многократном использовании средств выведения Маск видит ключ к удешевлению космических полётов. Основная техническая трудность здесь состоит в уменьшении (диссипации) огромной энергии, которой обладают ракетные ступени, сделавшие своё дело. Отделённые от ещё работающих частей носителя, они возвращаются в плотные слои атмосферы с высокой, гиперзвуковой скоростью, которую надо погасить, чтобы изделие плавно коснулось земли (или воды). Сделать это можно многими способами. Ни один из них не прост...
 Начальные попытки воплощения идеи в металл оригинальностью не блистали. Уже первое детище SpaceX – лёгкий Falcon-1 – оснащалось «многоразовой» первой ступенью. Считалось, что спасти её после возвращения с границы космоса сможет простой парашют, который обеспечит плавное приводнение. GPS-маячок облегчит работу группы поиска и спасения, которая должна найти плавающий в водах океана ракетный блок, поднять на борт длинного «каноэ», скроенного из нескольких надувных моторных лодок, и отбуксировать в порт. Оттуда ступень доставлялась бы (на грузовике или самолёте) на космодром, проверялась, заправлялась и вновь использовалась в составе ракеты-носителя.
 

 Первую ступень ракеты Falcon 1 должны были спасать на парашюте, мягко приводнять, подбирать в море и доставлять в порт для ремонта
 
 
В принципе, парашютная технология спасения давно отработана. Именно с её помощью приводнялись твердотопливные ускорители шаттлов. Во многом аналогичную схему (правда, с добавлением посадочных опор и двигателей мягкой посадки) предполагалось применить для спасения четырёх «боковушек» – блоков А первой ступени советской многоразовой системы «Энергия-Буран».
 

 Приводнившиеся ускорители корабля системы Space Shuttle готовят к буксировке
 
 
Однако реальность оказалась сильнее предположений. Ни в одном из пяти пусков «Фалкона-1» первую ступень не удалось не то что спасти, но и даже обнаружить. Это и понятно: одно дело – приводнение шаттловских бустеров, изготовленных из стали толщиной в сантиметр, и совсем другое – вход в воду хлипкой жидкостной ступени с миллиметровыми стенками из алюминий-литиевого сплава, особенно при сильном волнении. Есть ещё и мнение, что первая ступень, не оснащённая системой стабилизации и хоть какой-то теплозащитой, до воды не долетала, попросту рассыпаясь на фрагменты при возвращении в атмосферу со скоростью порядка 5-7 Махов...
Вряд ли неудача обескуражила Маска – для него Falcon-1 оставался учебной ракетой, и «отрицательный результат – не просто тоже результат»: разработчики сделали вывод, что парашют в этом деле не поможет, и стали искать другое решение.
 

 Несмотря на 135 полётов системы Space Shuttle, по мнению Илона Маска, крыльям в космосе делать нечего
 
Оно было найдено в идее реактивной посадки. Миллионер-ракетчик не без основания полагал (и заявлял об этом достаточно часто), что крыльям в космосе делать нечего. «Если человечество хочет стать видом, способным жить на многих планетах, в индустрии космических запусков необходим фундаментальный прорыв – быстрые и полностью многоразовые ракеты. Пока их нет, космический транспорт останется на два порядка дороже, чем должен быть... Представьте, что на каждый рейс вам необходим новый самолет. При этом лишь очень немногие люди смогут позволить себе купить билет и полететь... Надо чем-то жертвовать. Стоимость топлива на ракете Falcon 9 составляет лишь около 0,3% от общих затрат на пуск. Так, если транспортное средство стоит 60 млн $, то топливо в нем, может быть, лишь пару сотен тысяч долларов. Но вместе с сожженным топливом каждый раз приходится выбрасывать и ракету!» – рассуждал он несколько лет назад.
 

 Первоначальная концепция полного спасения носителя типа Falcon с кораблём Dragon
 
 
В самом деле, крыло – достаточно тяжёлая и аэродинамически сложная конструкция, к тому же совершенно не используемая ракетой на участке выведения. Оно дорого обходится в изготовлении и съедает изрядную долю полезной нагрузки. Маск предложил заменить его дешёвым ракетным топливом, поскольку «килограмм конструкции на порядок (а то и на два) дороже, чем килограмм смеси керосина и жидкого кислорода». Пусть ракету тормозят её собственные двигатели!
Идея с реактивной посадкой тоже не нова: в начале 1960-х инженер из Douglas Филипп Боно предложил одноступенчатый носитель вертикального взлёта и посадки для запуска грузов на околоземную орбиту и последующего мягкого приземления. Спуск из космоса и вход в плотные слои атмосферы «бескрылый шаттл» должен был выполнять как возвращаемая космическая капсула с невысоким аэродинамическим качеством (например, как командный отсек «Аполлона» или спускаемый аппарат «Союза»), используя воздух для торможения и снижения скорости, и попутно совершая аэродинамический маневр для посадки в заданном месте. При простой форме, «рыхлой» компоновке (обусловленной наличием криогенных топливных баков) и большой площади лобового сечения (носитель рисовался как «графин» с широким дном) удельные тепловые и аэродинамические нагрузки на конструкцию ожидались значительно ниже, чем у крылатого возвращаемого аппарата. Остатки скорости вместо парашюта должны были гасить основные двигатели, потребляющие остатки топлива из баков.
 

 Демонстратор DC-X создавался для проверки идей Филиппа Боно
 
 
Хотя проект Боно остался на бумаге, через 30 лет после него с земли поднялась первая в мире многоразовая ракета, использующая вышеуказанный принцип. Это был демонстратор, созданный по программе Delta Clipper Experimental Vehicle (DC-X) в интересах NASA и Министерства обороны США и показавший, что не только самолёт вертикального взлёта и посадки, но и ракетный аппарат может в условиях земной атмосферы взлетать, зависать в воздухе, перемещаться с места на место и выполнять мягкое приземление «на струе».
Увы, дальше демонстратора дело не пошло, но с тех пор с реактивной посадкой экспериментируют (хотелось написать «все кому ни лень», но...) некоторые американские частники, например Blue Origin и Masten Space. В 2007 году оригинальный проект ракеты-носителя «Россиянка» с многоразовой первой ступенью, возвращаемой к месту старта и садящейся с помощью ракетных двигателей, предложило КБ имени В. П. Макеева.
 

 В период с 1993 по 1995 год демонстратор DC-X выполнил 12 полётов
 
 
Тем не менее именно Илон Маск внёс свежую струю в, казалось бы, не слишком популярную (во всяком случае, так себя и не показавшую на все 100 %) схему.
Для отработки идеи на основе первой ступени Falcon-9 был создан экспериментальный Grasshopper («Кузнечик»), оснащённый всего одним двигателем и примитивным посадочным устройством в виде рамы. Он совершил восемь не очень высоких «подскоков» на полигоне SpaceX в Макгрегоре, штат Техас, чтобы убедиться в работоспособности схемы.
 

 Летающий стенд Grasshopper для демонстрации идеи вертикальной реактивной посадки
 
Ему на смену пришёл F9R-Dev1 для отработки зависания и маневрирования. Аппарат, построенный в 2013 году на базе стендовой первой ступени Falcon 9 v1.1, имел внушительные размеры (эдакая здоровенная макаронина длиной 42 м и диаметром 3,66 м), три двигателя Merlin 1D и четыре раскрывающиеся посадочные опоры.
В течение весны – лета 2014 года он четырежды воспарил над землёй, поднимаясь на максимальную высоту 1000 м. В третьем полёте, 15 июня, в верхней части корпуса появились четыре решетчатых аэродинамических руля. Их установили, чтобы повысить точность посадки – они дополняли реактивную систему управления с соплами на сжатом азоте, которая решала проблему ориентации на безмоторных участках полета
 

 Демонстратор F9R-Dev1 совершил четыре успешных полета с зависанием в воздухе
 
 
Пятый полет наследника «Кузнечика» завершился аварией: из-за давшей сбой системы управления аппарат, поднявшийся в воздух, стал удаляться из дозволенной зоны и был уничтожен по команде с земли системой аварийного прекращения полёта.
На этом в лётной программе демонстраторов вертикальной ракетной посадки была поставлена точка. Первоначальные планы, предполагающие постройку прототипов и для испытаний на больших высотах и сверхзвуковых скоростях, канули в Лету: в них отпала необходимость. Убедившись в жизнеспособности идеи, руководитель SpaceX решил продолжить испытания... в реальных полётах носителя Falcon-9.
 

 Схема спасения первой ступени носителя Falcon 9 v1.1 с посадкой на баржу
 
 
Маск привык всё делать быстро. Получив промежуточный результат, он тут же стремился развить успех. Благо носители для запуска грузовиков Dragon всегда имели избыток энергетики. В результате на свет появился Falcon-9R v1.1 с первой ступенью, оснащённой всеми необходимыми атрибутами: раскладными посадочными опорами, реактивной системой управления и аэродинамическими решетчатыми рулями.
Типовой сценарий миссии с возвращением на космодром старта предусматривал три тормозных импульса: первый замедляет полёт отделившейся ступени, создавая «мягкие» условия входа в атмосферу, второй разворачивает её к месту старта, а третий обеспечивает мягкую посадку. Поскольку Федеральная авиационная администрация (FAA — Federal Aviation Administration) не выдала сертификат, разрешающий полёты беспилотного аппарата (коим является спасаемая первая ступень) над сушей, было решено отработать реактивную посадку по-другому. Маск предпочёл сажать блок на специальную платформу в океане (идея, кстати, была запатентована Blue Origin, и SpaceX пришлось утрясать щекотливые вопросы, связанные с авторскими правами).
 

 Посадка первой ступени на баржу. Рисунок художника
 
Как бы то ни было, Маск купил две самоходные баржи: одну для посадки в Атлантике при стартах с Канаверала, а вторую – в Тихом океане при стартах из Ванденберга. Платформа, названная автономным беспилотным кораблём-космодромом (ASDS —  Autonomous Spaceport Drone Ship), имеет рабочий размер посадочной площадки чуть меньше стандартного футбольного поля — 50 × 90 м. Она способна позиционироваться в море с точностью до 3 м даже при шторме, используя информацию от GPS и балластные цистерны. Исполнительными органами служат многочисленные подруливающие гребные винты.
 

 Самоходная баржа ASDS Just Read the Instruction
 
 
Однако первую пробную посадку выполнили в воду. Это произошло 18 апреля 2014 года в миссии CRS-3. Ступень, отделившаяся на высоте 80 км при скорости свыше 10 000 км/час, выполнила «управляемое сближение с поверхностью океана», но была разрушена волнами и утонула.
14 июля того же года, при запуске шести спутников Orbcomm-G2, состоялась вторая попытка мягкого приводнения. Ступень успешно пришла «в точку» с заданной ориентацией и скоростью, но после выключения двигателей вблизи поверхности воды разломилась и вновь затонула.
 

 Первая и вторая посадки выполнялись на воду
 
21 сентября 2014 года в миссии CRS-4 мягкую посадку с раскрытием опор отменили, но ступень выполнила все положенные маневры приведения в заданную точку.
10 января 2015 года в полете CRS-5 была предпринята первая попытка посадки на баржу. Ступень смогла попасть в цель (уже высочайшая победа!), но приземление получилось слишком «жёстким»: не вовремя закончилась гидравлическая жидкость в решетчатых рулях, и ступень шла к барже далеко не в вертикальном положении. При ударе о платформу ракета улетела за борт и взорвалась.
 

 Первая попытка сесть на баржу
 
 
В миссии DSCOVR, стартовавшей 11 февраля, из-за непогоды посадку на баржу отменили. Тем не менее первая ступень носителя смогла совершить мягкое приводнение в непосредственной близости от посадочной платформы, но тоже не дождалась группы спасения и затонула.
14 апреля, при запуске CRS-6, была предпринята вторая попытка сесть на баржу. Она почти удалась, но... что-то снова не рассчитали, и посадка закончилась взрывом. Несмотря на неудачу, стало очевидно, что Маск близок к успеху и рано или поздно решит эту задачу.
 

 Вторая попытка сесть на баржу
 
 
Сам способ спасения громоздкой ступени вызывает множество вопросов, особенно связанных с возможностью мягкой посадки в расчётной точке при непогоде, которая часто случается на атлантическом побережье США. Но если Илон Маск освоит технологию спасения и экономически эффективного повторного использования ракетных блоков, ему можно будет смело ставить памятник при жизни. Пока же SpaceX намерена развернуть эксплуатационные испытания на полигоне Spaceport America в Нью-Мексико. Тесты должны ответить на многие вопросы, включая оценку реальных затрат на эксплуатацию многоразовых ступеней.
Второй «фишкой» SpaceX, безусловно, является техника для пилотируемых космических полётов. Маск первым среди «частников» смог создать (и всего за каких-то пять лет! Про деньги умолчим) вполне работоспособный корабль Dragon для полётов по околоземной орбите. Концептуально он напоминает некий гибрид «Союза» и «Прогресса», хотя по грузоподъёмности превосходит эти аппараты. О высоком уровне разработки (и использовании технологических решений, заимствованных у NASA) говорят автономная система управления, большой ресурс работы на орбите и вполне современный возвращаемый аппарат с многоразовой теплозащитой и парашютной системой приводнения. Эксплуатируемый ныне для доставки грузов (выполнено семь успешных миссий со стыковкой с МКС и последующим возвращением), изначально он проектировался для пилотируемых полётов. В принципе, по своим техническим параметрам Dragon уже сейчас мог бы доставить астронавтов на орбиту и вернуть их на землю, однако исходная версия не отвечает требованиям безопасности из-за отсутствия системы аварийного спасения (САС).
 

 Dragon наравне с российским «Прогрессом», европейским ATV и японским HTV начал доставлять грузы на МКС
 
 
Казалось бы, самый простой путь превращения грузовика в пилотируемый корабль – это оснастить его традиционной САС, доработать систему жизнеобеспечения да поставить внутри вместо грузовых стоек кресла пилотов. Но мало того, что на деле всё сложнее, так это ещё и «не круто».
Маск не был бы самим собой, если бы не попытался блеснуть неординарным подходом. В мае 2014 года он презентовал пилотируемый Dragon v2. Внешне новинка сильно отличается от грузовика, хотя в её основе – тот же возвращаемый аппарат. Корабль имеет футуристический дизайн и скорее напоминает НЛО, чем традиционные космические аппараты землян. Интерьер также отличается новаторским подходом: лёгкие эргономичные кресла, полностью дисплейная «стеклянная кабина», необычные органы управления, спартанская отделка в стиле хай-тек...
 

 Пилотируемый корабль Dragon v2 готов к презентации
 
Но главной изюминкой проекта является установка, объединяющая САС, систему маневрирования на орбите и реактивной мягкой посадки: восемь мощных двигателей SuperDraco (кстати, их детали «отпечатаны» на 3D-принтере) распределены в четырех боковых отсеках-наплывах возвращаемого аппарата. И опять же в этой идее нет ничего принципиально нового. Например, реактивную посадку корабля предлагали во второй половине 1980-х годов советские конструкторы из НПО «Энергия» в проекте «Заря», дошедшем до изготовления рабочих чертежей...
Разумеется, Маск видит Dragon v2 многоразовым, хотя «ретроградам» из NASA этого не нужно (напротив, им для каждого полёта на МКС подавай новый корабль!).
 

 Испытание системы аварийного спасения корабля Dragon v2 на стартовом комплексе
 
От изготовления полноценного лётного «железа» для первого в истории частного пилотируемого космического аппарата SpaceX отделяют всего несколько шагов. Один из них был сделан 6 мая, когда стендовый образец Dragon v2 проверил САС на стартовом комплексе (Pad Abort). Впереди – аналогичные испытания в полёте ракеты в самых неблагоприятных условиях – при максимальном динамическом давлении.
В случае успеха тестов и после анализа информации корабль будет сертифицирован для полностью автоматизированной стыковки с МКС во время первой тестовой миссии, намеченной на 2017 год. В случае успеха через полгода состоится первый полет Dragon v2 с экипажем. До аварийного исхода миссии CRS-7 график полетов выглядел так: беспилотная демонстрационная миссия SpX-DM1 (Demo Mission 1) продолжительностью 30 суток планировалась на декабрь 2016 года, пилотируемая миссия SpX-DM2 (Demo Mission 2) продолжительностью 14 суток со стыковкой с МКС ожидалась в апреле 2017 года. В обоих случаях корабль совершает приземление на парашютах, так что реактивной посадке придётся подождать. А после аварии все графики неумолимо сползли...
 

 Концепция марсианской колонии, которую поддерживала компания SpaceX
Наконец, любимой игрушкой Илона Маска является идея колонизации Марса – вполне в духе концепции «мультипланетарной цивилизации». Как-то миллионер-ракетчик сказал: «Было бы здорово родиться на Земле и умереть на Марсе (но не из-за удара о его поверхность)!» Пока марсианские экспедиции – самая сокровенная сторона деятельности SpaceX. Одно время для её реализации предполагалось использовать проектируемый ныне суперноситель Falcon Heavy (пуски должны начаться в конце этого – начале следующего года) и продвинутый вариант корабля Dragon v2, оснащённый всем необходимым и способный совершать посадку на Красную планету. По мнению Маска, для реализации планов потребуется гораздо меньше времени и средств, чем считают чиновники в NASA и большие шишки аэрокосмического бизнеса.
В 2013 году Маск преподнёс публике очередной сюрприз: объявил о начале работ над «Марсианским колониальным транспортом» MCT (Martian colonial transport), включающим не просто тяжёлый или сверхтяжёлый, а чудовищно мощный носитель BFR (Big f.king rocket – «чертовски большая ракета»). Мюллер – двигателист №1 в команде SpaceX – уже начал проработку метановых супердвигателей Raptor. Пока никто не может сказать, как будет выглядеть ракета и марсианский космический корабль, но, думается, когда их представят публике, это будет впечатляющее зрелище.
 

 Для реализации планов Маску нужны гигантские носители типа BFR
Подводя итог, можно сказать, что за 13 лет стартап SpaceX вырос из небольшой команды энтузиастов в одного из монстров (ну хорошо, монстриков) ракетно-космической индустрии. Компания агрессивно заходит на рынок пусковых услуг (эксплуатирует три стартовых площадки на двух государственных космодромах и строит свой собственный коммерческий), работает сразу над несколькими амбициозными проектами, является одним из крупнейших в мире производителей космических носителей и – уже точно – крупнейшим в мире изготовителем жидкостных ракетных двигателей (проектная мощность предприятия в Хоторне – 400 Merlin 1D в год!).
 

 Команда SpaceX счастлива иметь такого босса, который ведёт коллектив от победы к победе
 
 
Путь SpaceX в космос отмечен яркими успехами и горькими неудачами. Но удач всё же больше. Они базируются на нескольких китах.
Первый – тесное сотрудничество с государством, без которого немыслима современная космонавтика.
Второй – максимально полное использование уже известных технологий. Ни одна идея Илона Маска в области ракетно-космической техники не является абсолютно новой или оригинальной, но и руководитель, и его команда обладают несомненным талантом быстрого и эффективного воплощения их в жизнь. Характерный пример: концепция пилотируемой марсианской экспедиции без применения ядерных реакторов или другой экзотики – лишь доведённые до предела совершенства решения, известные еще 60 лет назад.
Третий – огромная целеустремлённость, работоспособность и лидерские качества руководителей SpaceX.
Четвертая основа успеха – стремление к быстрым непрерывным улучшениям. Маск – перфекционист: он действует по принципам «всегда есть лучшее решение» и «хорошее – враг лучшего». Такой подход таит в себе немалый риск, но до сих пор себя оправдывал.
Наконец, Маск и его соратники никогда не забывают про пиар: общественная поддержка – одна из основ эффективной космической деятельности.
Удержат ли эти пять китов непрерывно растущую махину SpaceX? Запасемся попкорном и будем наблюдать – жизнь покажет.
 

 Посадка корабля Dragon на Марс в представлении художника
[свернуть]

Astro Cat

#986
Маск предложил сбросить на Марс термоядную бомбу, чтобы его согреть.

Предприниматель объяснил, что создание атмосферы на Марсе путём распространения парниковых газов займёт слишком много времени. Термоядерная бомба, сброшенная на планету, согреет её гораздо быстрее, приводит мнение Маска Bloomberg.

vlad7308

Такая настоящая кузькина мать, на десяток гигатонн? :) чтоб испарить океан имени Старого.
Ну а чо, мысль интересная ;)
это оценочное суждение

triage

#988
а давно Спейсы на сайте подключили магазин с символикой http://shop.spacex.com/tshirts.html ?

Александр Ч.

ЦитироватьAstro Cat пишет:
Маск предложил сбросить на Марс термоядную бомбу, чтобы его согреть.
Ну-у-у... юзерпик в твиттере, как бы давно намекает:
Ad calendas graecas

Kap

Цитироватьpnetmon пишет:
а давно Спейсы на сайте подключили магазин с символикой http://shop.spacex.com/tshirts.html ?
Я его там с 2008 помню.

Димитър


triage

ЦитироватьДимитър пишет:
'Red Dragon' Mars Sample-Return Mission Could Launch by 2022
 http://news.yahoo.com/red-dragon-mars-sample-return-mission-could-launch-114405239.html
источник
Цитироватьhttp://www.space.com/30504-spacex-red-dragon-mars-sample-return.html
'Red Dragon' Mars Sample-Return Mission Could Launch by 2022
by Mike Wall Space.com Senior Writer   |   September 10, 2015 09:00am ET
Ранее тот же Дракон, Марс и 2022
Цитироватьhttp://www.space.com/24984-spacex-mars-mission-red-dragon.html
Project 'Red Dragon': Mars Sample-Return Mission Could Launch in 2022 with SpaceX Capsule
By Leonard David, Space.com's Space Insider Columnist   |   March 07, 2014 03:40pm ET
И буковок полтора года назад было побольше...

bavv

ЦитироватьTesla Motors открыла свой первый завод в Европе
 
25.09.2015, 23:12
 В целях расширения производства американская Tesla Motors открыла свой первый в Европе завод по производству электромобилей в городе Тилбург в Нидерландах.
 
Как сообщает РИА Новости со ссылкой на материал Financial Times, на новом заводе будут производиться седаны Model S. Согласно планам компании, на первых порах будут производиться около 450 автомобилей в неделю. Впоследствии планируется выйти на уровень в 1000 машин.


vlad7308

In three days Tesla electric cars will have autopilot for highway steering and parallel parking
 
Tesla Motors software upgrade, version 7, will be released this Thursday. It will include autopilot features.
 
 The autopilot will help steer the car on the highway and parallel park the car.
 
 Tesla demonstrated many autopilot features, but the upgrade won't include all of those, said Musk. One feature that will not be available allowed the the car to completely park itself. Last year, when Tesla launched the Model S P85D, it showed off a combination of current and future autopilot features. The Tesla Model S P85D is a high-performance, dual-motor version of the Model S.
это оценочное суждение

Not

#996
Цитироватьvlad7308 пишет:
In three days Tesla electric cars will have autopilot for highway steering and parallel parking
 
 Tesla Motors software upgrade, version 7, will be released this Thursday. It will include autopilot features.
 
Поотстал Маск, с новизной. Эти с позволения сказать "автопилоты" давно стоят в серийных машинах других производителей, например у Форда и Субару. И все там хорошо, "за исключеньем пустяка" - ориентируются они исключительно на линии разметки. Как только оная пропадает, автопилот жалобно пищит и отказыватся брать на себя ответственность  :)  Ну а с параллельной парковкой все хорошо, там ситуация детерминированная и статичная.

Grus

ЦитироватьNot пишет: Поотстал Маск, с новизной. Эти с позволения сказать "автопилоты" давно стоят в серийных машинах других производителей, например у Форда и Субару. И все там хорошо, "за исключеньем пустяка" - ориентируются они исключительно на линии разметки. Как только оная пропадает, автопилот жалобно пищит и отказыватся брать на себя ответственность  :)  Ну а с параллельной парковкой все хорошо, там ситуация детерминированная и статичная.
Нытье на почве зависти и невежества. Отстал не Маск.

Not

#998
ЦитироватьGrus пишет:
ЦитироватьNot пишет: Поотстал Маск, с новизной. Эти с позволения сказать "автопилоты" давно стоят в серийных машинах других производителей, например у Форда и Субару. И все там хорошо, "за исключеньем пустяка" - ориентируются они исключительно на линии разметки. Как только оная пропадает, автопилот жалобно пищит и отказыватся брать на себя ответственность  :)  Ну а с параллельной парковкой все хорошо, там ситуация детерминированная и статичная.
Нытье на почве зависти и невежества. Отстал не Маск.
А кто отстал?  ;)  Вообще все эти разговоры про "автопилот" от лукавого. Автомобильная дорога - не авиационная трасса с диспетчером и высококвалифицированными пилотами, а скорее управляемый хаос. Соотвественно попытка отстранить водителя от управления в 90 процентах времени приведет к потере его квалификации или внимания и невозможности разобраться с ситуацией в оставшихся десяти, таких как например выход из строя части оборудования автомобиля, в том числе самого автопилота. ПО пишут люди, и у этих людей конечны и квалификация, и степень внимания. Нынешние тенденции в области создания ПО таковы, что обход конкурентов ставится выше качества, соответственно определенный процент ошибок закладывается уже на этапе планирования.

vlad7308

ЦитироватьNot пишет:
Вообще все эти разговоры про "автопилот" от лукавого. Автомобильная дорога - не авиационная трасса с диспетчером и высококвалифицированными пилотами, а скорее управляемый хаос. Соотвественно попытка отстранить водителя от управления в 90 процентах времени приведет к потере его квалификации или внимания и невозможности разобраться с ситуацией в оставшихся десяти, таких как например выход из строя части оборудования автомобиля, в том числе самого автопилота. ПО пишут люди, и у этих людей конечны и квалификация, и степень внимания. Нынешние тенденции в области создания ПО таковы, что обход конкурентов ставится выше качества, соответственно определенный процент ошибок закладывается уже на этапе планирования.
в данном случае соглашусь с Вами :)
но тем не менее, автопилоты в авто (настоящие полнофункциональные, а не парковочные/автобанные) вероятно довольно скоро станут бытовой реальностью
так примерно в течение 10-20 лет

и я пока так и не решил, как к этому относиться :)
с одной стороны, страшно
с другой - по пути в горы зимой было бы гораздо приятнее бухать с друзьями коньяк на заднем сиденье, чем нервно пучить глаза в темноту и пургу за ветровым стеклом :)
и пусть даже дорога будет занимать на пару часов дольше
это оценочное суждение