Китайский космос

Автор Liss, 08.12.2006 10:50:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Liss

24 августа в 15:10 по пекинскому времени (07:10 UTC) с космодрома Цзюцюань произведен успешный пуск РН CZ-2D со стереокартографическим спутником "Тяньхуи-1".
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Salo

http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2010-09/03/c_13477263.htm
ЦитироватьChina to launch communications satellite Sinosat-6 within next few days

English.news.cn   2010-09-03 18:07:32   

XICHANG, Sichuan Province, Sept. 3 (Xinhua) -- China will launch the "SinoSat-6" satellite for radio and television broadcasting from the Xichang Satellite Launch Center in southwest China's Sichuan Province within the next few days, an official from the center said Friday.

The satellite will be carried on the Long March 3B rocket, the official said.

The launch will take place at a "proper time," the official added.

SinoSat-6 will serve as a substitute satellite for SinoSat-3, which was launched on June 1, 2007, according to the China Aerospace Science and Technology Corporation.

China launched the SinoSat-2 satellite on Oct. 29, 2006. Sino Satellite Communications Co. Ltd. (SinoSat), a Chinese satellite operator and the user of the SinoSat series, revealed a month after the launch it had failed to deploy its solar panels and communication antennae, deeming it inoperable. Editor: Zhang Xiang
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://russian.news.cn/science/2010-09/03/c_13477356.htm
ЦитироватьВ Китае будет произведен запуск спутника "Синьно-6"

2010-09-03 19:19:30 | Russian.News.Cn   

Сичан, 3 сентября /Синьхуа/ -- В ближайшие дни с космодрома "Сичан" /Юго-Западный Китай/ с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-3Б" будет произведен запуск спутника связи "Синьно-6". Об этом сообщил ответственный представитель космодрома "Сичан".

В настоящее время ракета-носитель и спутник находятся в нормальном техническом состоянии, подготовка к запуску идет успешно.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Liss

Спутник "Синьно-6" запущен 5 сентября в 00:14 по пекинскому времени (16:14 UTC) и через 26 мин успешно выведен на геопереходную орбиту с параметрами: 25.2°, 213x42061 км.

.

Расчетная точка стояния -- 126.4°в.д.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Синьхуа анонсировало пуск с Цзюцюаня КА "Яогань вэйсин-11".
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

http://russian.news.cn/science/2010-09/22/c_13525120.htm

ЦитироватьВ Китае произведен успешный запуск спутника дистанционного зондирования "Яогань-11"

2010-09-22 17:20:17 | Russian.News.Cn

Цзюцюань, 22 сентября /Синьхуа/ -- Сегодня в 10:42 с космодрома Цзюцюань /Северо-Западный Китай/ с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-2Г" (CZ-2D -- Liss) успешно выведен на намеченную орбиту спутник дистанционного зондирования "Яогань-11". Одновременно с ним на орбиту были также выведены два миниспутника "Писин-1А", разработанные Чжэцзянским университетом.

Спутник "Яогань-11", разработанный Институтом космических технологий при Китайском объединении космических технологий, предназначен главным образом для проведения научных экспериментов, исследования земельных и природных ресурсов, оценки урожая сельскохозяйственных культур и борьбы со стихийными бедствиями.

Миниспутник "Писин-1А" весом в один кг предназначен главным образом для проведения технической экспертизы.

Ракета-носитель "Чанчжэн-2Г" была разработана Шанхайской академией космических технологий при Китайском объединении космических технологий. Это 130-й по счету полет ракеты-носителя серии "Чанчжэн" /"Великий поход"/.  
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

1 октября 2010 г. в 18:59:57 по пекинскому времени (10:59:57 UTC) из Центра космических запусков Сичан произведен пуск РН CZ-3C с выведением на траекторию перелета к Луне второго китайского лунного зонда "Чанъэ-2".



Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

6 октября 2010 г. в 08:49 по пекинскому времени (00:49 UTC) из Центра космических запусков Тайюань был выполнен пуск РН CZ-4B. На орбиту успешно выведена четвертая пара спутников "Шицзянь-6".



Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Опубликовано оповещение о задействовании районов падения под запуск 07-43 с Сичана РН CZ-3C с КА Compass-G4. Ожидается 30-31 октября около полуночи по местному времени.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

1 ноября в 00:26:03 по пекинскому времени (31 октября в 16:26 UTC, 19:26 ДМВ) со стартового комплекса №2 Центра космических запусков Сичан был осуществлен пуск РН CZ-3C №Y5 со спутником навигационно-связной системы второго поколения Compass-G4.







(Снимки с сайта http://www.beidou.gov.cn/ )
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

На данный момент у США с начала года 11 пусков, у Китая 12. У Штатов в планах еще шесть, у Китая вроде три всерьез обсуждается. Делаем ставки?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Bell

У американцев подкачать может только Маск, ну еще слабый шанс не полететь разве что у Минотавра. Так что китайцы только-только сравняются, при самом благоприятном для них раскладе. Хотя от них можно ожидать "большого скачка" по такому случаю, чтоб щелкнуть по носу янки :) Запулят какую-нить болванку ради статистики :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Salo

http://russian.news.cn/science/2010-11/03/c_13589369.htm
ЦитироватьКитай планирует в ближайшие дни запустить метеорологический спутник "Фэнъюнь-3" [/size]

2010-11-03 16:18:38 | Russian.News.Cn

Тайюань, 3 ноября /Синьхуа/ -- В ближайшие дни с Тайюаньского космодрома /пров, Шаньси, Северный Китай/ с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-4В" будет произведен запуск метеорологического спутника "Фэнъюнь-3-02". Об этом сообщил сегодня ответственный представитель космодрома.

В настоящее время ракета-носитель и спутник находятся в нормальном техническом состоянии, подготовка к запуску идет успешно.
http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2010-11/03/c_13589352.htm
ЦитироватьChina to launch new weather satellite in coming days [/size]

English.news.cn   2010-11-03 16:17:54

TAIYUAN, Nov. 3 (Xinhua) -- China will launch a new meteorological satellite at an appropriate time in coming days, the Taiyuan Satellite Launch Center said in a statement Wednesday.

A Long March-4C carrier rocket will carry the satellite, the second of China's Fengyun III series, into space.

Preparations for the launch have progressed smoothly, the statement said.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://news.xinhuanet.com/english2010/sci/2010-11/05/c_13591639.htm
ЦитироватьChina launches new weather satellite[/size]
English.news.cn   2010-11-05 03:49:36

TAIYUAN, Nov. 5 (Xinhua) -- China launched a new meteorological satellite early Friday morning, from the Taiyuan Satellite Launch Center in northern China's Shanxi Province.

A Long March-4C carrier rocket carried the satellite, the second of China's Fengyun-3 (FY-3) series, into space at 2:37 a.m. (Beijing Time).

The satellite entered the sun-synchronous preset orbit 19 minutes later, according to data sent by the Xi'an Satellite Control Center in northwestern Shaanxi Province.

After in-orbit testing, the launch center will hand over control of the satellite to the National Satellite Meteorological Center under the China Meteorological Administration.

A statement of the launch center said the satellite was equipped with a dozen advanced detectors and was able to carry out a three-dimensional, all-weather, multi-spectrum quantitative detection to acquire data from the ground surface, the ocean and space.

The satellite would form a network with the first FY-3 satellite, launched May 27, 2008, to improve China's meteorological observation and medium-range weather forecast capabilities, it said.

The FY-3 series would continue to play an important role in monitoring natural disasters and environment, and researching environment and climate change and disaster prevention and reduction.

Both the satellite and the rocket were developed by the Shanghai Academy of Spaceflight Technology affiliated to the China Aerospace Science and Technology Corporation.

The launch was the 134th mission of China's Long March series of rockets since April 24, 1970, when a Long March-1 rocket successfully sent China's first satellite Dongfanghong-1 into the space.

China will launch a total of 12 satellites of the FY-3 series and six of the FY-4 series by 2020.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=space&id=news/asd/2010/11/08/03.xml&headline=Current%20Long%20March%20Rockets%20To%20Keep%20Flying
ЦитироватьCurrent Long March Rockets To Keep Flying[/size]

Nov 8, 2010
 
By Bradley Perrett

BEIJING — China's Long March 2, 3 and 4 launchers will continue to serve for at least 10 years, according to Meng Guang, vice president of Shanghai-based space contractor SAST.

The current Long March 2, 3 and 4 are distinguished from the upcoming Long March 5, 6 and 7 rockets by their use of hydrazine fuel. The first launch of the Long March 5 heavy rocket is due in 2014.

"I think the Long March 6 and 7 will eventually replace Long March 2 and 4 and maybe Long March 3 as well," Meng says, briefing a delegation from the U.S. space industry on the company's progress.

But no plans for phasing out any of the earlier Long Marches have been announced by CASC (China Aerospace Science & Technology Corp.). In particular, the group cannot be anxious to replace Long March 2F, its human-rated launcher.

CALT, which builds the Long March 2F, says that rocket might become a launcher for space tourism. It is already used for high-profile unmanned missions, such as the launch of the Chang'e 1 and 2 lunar probes. The U.S. delegation saw a Long March 2F being assembled at CALT's Beijing headquarters for next year's launch of the first Tiangong orbital laboratory. The rocket had been modified structurally to carry Tiangong 1, which, at about 10 tons, is 1 ton heavier than the Shenzhou manned spacecraft.

SAST builds the Long March 4 in two versions, both with three stages and no boosters, and the Long March 2D, a two-stage derivative.

Long March 3 manufacturing is now mainly a CALT activity, SAST says, but the Shanghai company builds some components for that launcher, which, with three stages and boosters, is China's heaviest.

In addressing the U.S. delegation, organized by the American Institute of Aeronautics and Astronautics and the Chinese Society of Astronautics, Meng promoted the idea of China building rocket structures for U.S. companies. "The body is not such high technology," he says, suggesting that such joint activity should not be so sensitive.

There is, however, little sign that the U.S. government will ease its ban on technical cooperation with the Chinese space industry — certainly not as far as allowing Beijing's state enterprises to build parts of U.S. launchers.


SAST says it has 19,200 staff, including 8,700 engineers. Its assets are valued at 21 billion yuan ($3.2 billion) and its revenue last year was 14 billion yuan. Meng expects that to grow to 17-18 billion yuan this year, partly because of the company's expansion into solar power for applications on the ground. Like other parts of the Chinese space industry, SAST is under pressure from the central government to find ways of applying its technology to promote the civil economy.

In China's manned space program, centered on Shenzhou and Tiangong, SAST says it builds the docking mechanisms, some structure, the telemetry, tracing and command system, and important parts of the electrical system.

The company is particularly proud of its docking mechanism, citing the opinion of an unnamed Russian engineer who reckoned it was better than the Russian one. Meng repeated China's expression of willingness to work with the U.S. to ensure compatibility.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьНа данный момент у США с начала года 11 пусков, у Китая 12. У Штатов в планах еще шесть, у Китая вроде три всерьез обсуждается. Делаем ставки?
На данный момент 12 у США и 13 у Китая. У США в запасе четыре пуска, у Китая два. Точно пора делать ставки.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.aviationweek.com/aw/generic/story_generic.jsp?channel=none&id=news/awst/2010/11/01/AW_11_01_2010_p41-265866.xml&headline=China%20Studying%201-Million-Lb.-Thrust%20Engine&next=10
ЦитироватьChina Studying 1-Million-Lb.-Thrust Engine[/size]

Nov 10, 2010
 By Bradley Perrett
Beijing

China is studying a rocket engine with thrusts of 300-500 tons (660,000-1.1 million lb.), up to four times as powerful as its current equipment, while also working on reusable space launchers, senior leaders have told a U.S. industry delegation.

The pace of Chinese launches is accelerating, says Yang Baohua, president of spacecraft-builder Cast. China has launched 11 satellites this year, has two at their launch sites preparing to go and will follow them with one more, making it 14 for the year. Next year it will launch 20, he says.

Yang made the remarks to the first trade delegation to China organized by the American Institute of Aeronautics and Astronautics—which was warmly received by the Chinese, eager to enhance relations, even though U.S. law continues to forbid technical ties between the two national industries.

A week after NASA Administrator Charles Bolden visited China, the group from large and small U.S. space companies and academia, and also this Beijing-based Aviation Week reporter, were shown such facilities as the assembly hall for the Long March 2F launcher used for manned missions. Senior officials, headed by Ma Xingrui, president of national space contractor Casc, carefully answered questions and asked some in return—wondering, for example, about the exact status of the U.S. Ares program.

In receiving the delegation, they added to the transparency of the Chinese space program without revealing anything that a Western counterpart would regard as particularly sensitive.

Ma stresses that the 300-500-ton engine is only in the conceptual stage. That is probably because its application, a proposed Moon rocket and the manned lunar missions it would launch, have not received government approval.

The immediate effort is focused on the YF-100, a 120-ton-thrust engine using liquid hydrogen and kerosene (RP-1) that will be a key technology for China's forthcoming family of modern launchers, the largest of which will be the Long March 5 (AW&ST March 15, p. 22).

"I remind government leaders that engines are the heart of space launch technology, and that is where money must be invested," Ma says.

Ma says the delegation might be seen as an early step in technical collaboration. "The peaceful use of outer space is to benefit all human kind. . . . If we cannot find a basis for future collaboration, it will hurt both sides."

It is a familiar line—and one that has so far failed to move a U.S. government worried about technology transfer and the Chinese space program's military links, even though European countries do allow China to launch their satellites.

The institutes and companies visited were mostly part of Casc, whose full name is China Aerospace Science & Technology Corp. Apart from satellite-maker Cast, they included rocket-builder Calt, satellite-operator China Satcom and the government office that exploits Earth-observation data, Cresda.

Although U.S. companies cannot trade with the Chinese space industry, the delegation's aim was to open "a dialogue between the U.S. space industry and our Chinese counterparts, recognizing that any potential future business opportunities must start by becoming familiar with each other," says group leader Robert Lindberg.

Among the new Chinese family, the midsize, Long March 7 is still in the planning stage, says Hao Zhaoping, the vice president of Calt.

One of two main aims of Calt's development effort is to increase launcher capacity, says Peng Xiaobo, director of the research and development center, apparently referring to Long March 5. "Second, in accordance with future requirements, we are trying to develop reusable launch vehicles," Peng told the U.S. delegation, without elaborating.

"We have approval from the government to establish a space station and we have approval to establish experimental laboratories in space," Shang Zhi, director-general of manned space flight at Cast, told the delegation. "In those areas we would like to start cooperation with the U.S. The technology can be improved by both sides."

The first laboratory, Tiangong 1, is due to be launched next year as a docking target. The delegation saw its Long March 2F, a human-rated launcher, under assembly in a hall of Assembly Building 4B, one of three such buildings at Calt's main plant, at Beijing. Adjacent halls were used for tests and storage and for assembly of Long March 3 rockets.

The program to build the space station by about 2020 has now formally begun. With a core module of 20 tons, the station will have to be launched on a Long March 5.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

http://www.chinapro.ru/rubrics/2/5265/print
ЦитироватьВыход в космос[/size]

Евгений Назаров

22.11.2010 04:30

Сегодняшний рынок космических услуг оценивается приблизительно в $350 млрд. России принадлежит не более 2% от общего объема, или около $6-7 млрд, рассказывает советник президента ракетно-космической корпорации "Энергия" и член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков.  Китаю, как отмечают эксперты, – больше.

 Что характерно, правительство КНР не публикует данные о своих затратах на исследование космоса, однако некоторые эксперты полагают, что только проект изучения Луны обойдется Поднебесной в $3-5 млрд. При этом следует иметь в виду, что некоторые расходы не проходят по статье "космос", а включены в бюджет китайской армии. В итоге, общие затраты, которые отражают космические амбиции КНР, на сегодня оцениваются как одни из самых больших в мире.

Идеология старта[/size]

Ракетная история
Если вспомнить историю, то именно в Китае когда-то появились первые в мире ракеты – простейшие по конструкции и развлекательные по сути, но это были ракеты, вспоминает советник президента ракетно-космической корпорации "Энергия" Александр Железняков. Документальные источники утверждают, что уже в IX–X веках в Китае широко применялись так называемые "огненные стрелы" – прообраз современных фейерверков. Чуть позже их стали использовать в военных целях, прикрепляя к настоящим стрелам и повышая тем самым дальность их полета. Уже в XIII веке применение таких мини-ракет было зафиксировано в Европе. Потом они совершенствовались, увеличивались в размерах и уверенно шествовали по планете. Правда, в основном, как средство поражения. Работы по ракетной тематике были продолжены и в ХХ веке, когда все человечество "устремилось в космос". Первый китайский спутник, в современном смысле этого слова, был запущен в 1970 г. По состоянию на 31 декабря 2009 г., Китай запустил 121 спутник, более 90% запусков оказались успешными.


Связка "Китай – космос" стала возможной благодаря идеологии. Хотя, вполне возможно, даже без такого ускорителя сегодняшняя КНР имела бы определенные достижения в освоении космического пространства, только оно происходило бы иным путем. И что самое очевидное – гораздо медленнее. Для такого утверждения есть вполне реальные основания. Космическая программа Китая зародилась во многом благодаря договору о дружбе и сотрудничестве между КНР и СССР, подписанному еще в 1950 г. Немаловажную роль тут играло сотрудничество военное. Недаром космос числился в качестве одного из проектов Национально-освободительной армии Китая (НОАК) по развитию и совершенствованию ракетных технологий и ядерных вооружений. Для начала китайцы, благодаря братским отношениям, были допущены к самым передовым ядерным секретам СССР. Казалось, и ракетная тематика должна была открыться для них на все 100%. Но случилось непредвиденное – ни один китайский специалист не попал в ракетные КБ и на заводы "большого брата". Советское руководство считало, что ракетные секреты гораздо важнее атомных. В итоге было решено передать Китаю образцы и техническую документацию всего лишь копий немецкой ФАУ-2, хотя и в улучшенном варианте. Чтобы нивелировать возникшие обиды, Китаю попросту предложили пройти тот же путь, что уже прошел СССР в освоении ракет и всего, что с ними связано. Причем, первые шаги на этом пути делались под руководством советских специалистов.

"Нужно пройти путь, с которого начинали мы"[/size]

Довольно большие проблемы в понимании китайцами технической идеологии космической отрасли пришлось устранять, начиная с первых дней работы советских специалистов в Китае. Во-первых, сложным оказался перевод технической литературы на китайский язык. Во-вторых, китайцам не доставало опыта и знаний для работы по заявленному направлению. Однако здесь руководство страны решило вопрос радикальным способом: уже в октябре 1956 г. в КНР появился первый научно-исследовательский центр – Пятый НИИ Минобороны.

А в 1958 г. в Китае высадился первый десант советских специалистов в области ракетостроения. Руководил группой заместитель Сергея Королева – Петр Мелешин, а вошли в нее, в основном, ракетчики из Днепропетровска, где на тот момент серийно выпускались ракеты Р-1 и Р-2. По воспоминаниям участников группы, освоение китайцами ракетной техники проходило с перерывами лишь на сон, они все делали очень старательно.

Трудолюбие китайской стороны значительно возросло к 1960 г., времени разрыва отношений между СССР и КНР. Китайцы все настойчивее интересовались новейшими разработками советской ракетной техники. "Они были недовольны тем, что Р-2 – не самая передовая на тот период ракета, – вспоминал Игорь Ларионов, участник программы по передаче Китаю советских ракетных технологий и ракет. – Советский Союз уже в 1956 г. принял на вооружение ракету Р-5М с первой в мире атомной боеголовкой и начал ее серийное производство. В 1957 г. проводились испытания ракеты Р-12, а в 1959-м ее приняли на вооружение. Много шума в мире наделала первая в мире межконтинентальная ракета Р-7. Понятно, китайцы тоже мечтали иметь такие носители, но мы неукоснительно выполняли полученные нами инструкции и успокаивали их: "Нужно пройти путь, с которого начинали мы". А затем прошел слух, что Китай создает свою ракету. Позже мы узнали, что эта ракета называлась "Ветер с Востока"".

С небольшой зарплатой на советском заделе[/size]

"Ветер с Востока" стартовал уже после разрыва отношений с СССР, в 1964 г. Одновременно с этим Китай испытал первую атомную бомбу и создал институт для подготовки пилотируемых полетов в космос. Можно сказать, что до 70-х годов Китай, используя советские технологии и знания, практически в точности воспроизводил путь, который прошел Советский Союз до полета первого космонавта. Собственно говоря, сама дата старта дебютного китайского спутника, апрель 1970-го, ассоциировалась с эпохальным событием XX века – полетом Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г. Таким образом, можно говорить о сильнейшей идеологической подоплеке дела. Не зря все, что касается спутника, курировалось лично Мао Цзэдуном. Чтобы акцентировать внимание на успехах китайских ученых, спутник решено было выполнить более совершенным и тяжелым, чем тот, что впервые запустили США.

С первого места идеологическая составляющая космической программы Китая была отодвинута уже после смерти Мао Цзэдуна, с приходом к власти Дэн Сяопина. Тогда приоритетом стали экономические реформы. "Китай в те годы не ввязался в космическую гонку, которую вели Советский Союз и США. Вероятно, это было правильным решением, конкурировать с двумя ведущими космическими державами у КНР тогда возможности не было", – говорит Александр Железняков.

Но уже к 1980 г. все начало становиться на свои места. К 1986 г. на территории Китая располагалось три таких центра: Шуанчэнцзы (провинция Ганьсу), Сичан (провинции Сычуань) и Тайюань (юго-западнее Пекина). В скором времени к ним добавится четвертый, расположенный на острове Хайнань, для запуска ракет ограниченной мощности. На международный рынок космических услуг вышел новый игрок – Китай. Естественно, одна из задач, которые звучали в связи с возрождением космической программы КНР, заключалась в коммерциализации услуг по выводу в космос спутников других стран. Продвигать их на международном рынке начала китайская корпорация "Великая стена", завлекая партнеров техникой, созданной на базе советских стратегических ракет.

Несомненно, первой реакцией на это стало прохладное отношение к проекту со стороны других космических операторов. Однако положительным моментом для КНР явилась ситуация, сложившаяся после катастрофы американского "Челленджера" в январе 1986 г. и неудач, связанных с европейской ракетой "Ариан".

В дополнение к этому государство активно добивалось становления китайской космонавтики, используя возможности, появившиеся после распада СССР.

Среди них – значительно упростившиеся механизмы приобретения новых космических технологий. Вообще начало 90-х годов стало для высокотехнологичных отраслей экономики Китая золотым временем. Тогда в странах распавшегося СССР за приемлемые средства можно было приобрести самые современные технологии и технику. Что касается российско-китайских взаимоотношений в вопросах освоения космоса, то здесь процесс обеспечивался договоренностью о сотрудничестве России и Китая, а также секретным соглашением о передаче космических технологий, закупке агрегатов и систем корабля "Союз" и обучением китайских космонавтов. В частности, в 1996–1997 годах летчики У Цзе и Ли Цинлун прошли 14-месячный курс обучения за $1 млн в российском Центре подготовки космонавтов.
"Именно в те годы Китай закупил многие образцы космической техники, которые, в силу ряда причин, в первую очередь, политического характера, оказались в России ненужными. Причем из-за того, что страна испытывала тогда серьезные экономические трудности, стоимость сделки была минимальной. За уникальные технологии Китай заплатил несколько десятков миллионов долларов. Сегодня эти образцы обошлись бы на порядок дороже", – вспоминает Александр Железняков из РКК "Энергия".

С миру по нитке – Китаю ракета[/size]

О том, что китайская космонавтика вобрала в себя очень много советских и российских методик, говорилось постоянно. Между прочим, это подтверждается фактами передачи Китаю технологий, а также наблюдениями профессионалов. Так, запущенные в 1999 г. беспилотные космические корабли очень сильно напоминали советские "Союзы". Мало того, известно, что китайская техника комплектовалась узлами и системами, разработанными и собранными в России. В этой связи имеют место данные о поставках в КНР высотомера "Кактус" производства НИИ робототехники и технической кибернетики в Санкт Петербурге. РКК "Энергия" поставляла в Китай аппаратуру автоматического сближения и стыковки. Правда, стартовый стол, мачты и другие конструкции инфраструктуры, обеспечивающей запуск космического корабля, довольно точно повторяли все, что уже давно работало в США. Но в Китае на этот счет говорили, что ракета-носитель, сам корабль и стартовая инфраструктура были разработаны исключительно в Китае и абсолютно самостоятельно.

И все же известно, что в попытках усовершенствовать базу ракетной техники Китай постоянно обращается к другим странам. Например, стала известна просьба КНР к России и Украине о передаче ей ракетных технологий, в частности, по тяжелой ракете СС-18. В 1996 г. о такой просьбе Китая заявил министр обороны США Уильям Пери. Но, по сообщениям печати, сделка не состоялась.

Судя по другой информации, попавшей в прессу, Китай применяет весь арсенал способов добычи необходимой информации, благо развитие космической отрасли является приоритетом государства. В этой связи известен и факт незаконной передачи Китаю ракетных технологий. В 2007 г. ФСБ России задержала генерального директора ЗАО "Компания ЦНИИМАШ-ЭКСПОРТ" Игоря Решетина за промышленный шпионаж. США также не остались без внимания – там, буквально через год после разоблачения Решетина, опубликовали информацию о том, что американский физик китайского происхождения Цюань Шэншу помогал КНР в разработке топливной системы ракет-носителей. Естественно, китайский МИД тут же опроверг подобную информацию.

С метлой по постсоветским странам[/size]

Но, как уже говорилось, основным и самым масштабным способом получения космических технологий стала их покупка, особенно в странах бывшего СССР. Пример – Украина. Начало сотрудничества Китая с ней по вопросам космоса датируется 90-ми годами. Первые контакты украинских и китайских специалистов состоялись на симпозиумах, проводившихся двумя странами в 1994-м и 1995 годах.

Следом были подготовлены межправительственные соглашения о сотрудничестве в использовании и исследовании космического пространства. Интенсивный обмен специалистами начался в 1996 г., во время посещения Украины большой китайской делегацией. Характерно, что год от года интенсивность взаимодействия лишь увеличивалась. Причем с украинской стороны в сотрудничестве были задействованы практически все разработчики и производители космической техники: ГКБ "Южное", ЦКБ "Арсенал", АО "Хартрон", НИИ радиоизмерений, Павлоградский механический завод и другие. В числе проектов – дистанционное зондирование Земли, совместные работы в области электроники. Отдельной строкой шло изучение возможности совместной разработки лунного модуля вместе с КБ "Южное", которое занималось аналогичными проблемами в лунной программе СССР.

Еще один пример сотрудничества КНР в космической отрасли с постсоветскими странами – Белоруссия. Об этом в сентябре 2006 г. высказался Чрезвычайный и Полномочный посол Китая в Беларуси У Хунбинь. "Мы сотрудничаем в космической сфере – в области науки и технологий, наши эксперты постоянно осуществляют визиты в Беларусь", – сказал тогда У Хунбинь. Причем в качестве конкретики тогда прозвучали следующие слова: "Совместных космических полетов Беларусь и Китай, скорее всего, осуществлять не будут, но сотрудничество в этой области планируется развивать достаточно активно". В этой связи довольно показательными можно считать участившиеся в 2009-м и 2010 годах контакты китайских и белорусских специалистов и военных по поводу строительства недалеко от Минска белорусского центра управления космическими полетами. Довольно странная, на первый взгляд, ситуация – наличие белорусского ЦУПа при полном отсутствии белорусских спутников – при более конкретном рассмотрении дает повод говорить о возможном строительстве в центре Европы очередного элемента китайской космической отрасли, в дополнение к уже существующим, расположенным вне границ КНР. Из последних один находится в Пакистане, другой в Африке.

Космические перспективы Поднебесной[/size]

О перспективах КНР в области космонавтики можно судить хотя бы по реакции американских конкурентов на китайские достижения. Особое беспокойство американцев вызывают лунные планы Китая. Дело в том, что на спутнике Земли имеются огромные запасы гелия-3 – стратегического сырья энергетики будущего. Не остаются без внимания США и планы Китая создать к 2015 г. систему наблюдения за поверхностью Земли.

Кроме того, идет много информации об усилиях китайцев в развитии спутниковых систем телевидения и радиовещания, собственной системы навигации. В качестве подтверждения реальности шагов в создании системы наблюдения за Землей можно привести запуск стереотопографического спутника "Тяньхуэй-1" 24 августа 2010 г. На что особенно обратило внимание агентство Синьхуа, ракета-носитель "Чанчжэн-2D", с помощью которой на орбиту был выведен спутник, создана Шанхайской академией космических технологий при Китайском объединении космических технологий.

Сроком маркетизации космических исследований и технологий Китая назван 2020 г. Однако уже в нынешнем году КНР приступила к разработке нового двигателя для будущих поколений ракет. С тягой до 600 т они дадут возможность Китаю обеспечить доставку собственных космических грузов, а также закрепиться на рынке коммерческих запусков. Вместе с тем китайскими участниками выставки "Фарнборо-2010" в Великобритании уже было заявлено, что к 2012 г. Китай создаст новый тип ракет, способных выводить до 25 т груза на околоземную орбиту и до 14 т – на геостационарную.

Но уже сейчас Китай далеко продвинулся в области организации производства и внедрении новых технологий. Так, специалисты из Украины назвали лучшими в мире китайские сборочные площадки и безэховые камеры по настройке антенн. К тому же главный китайский центр управления полетами уже сегодня значительно опережает российский и американский по степени автоматизации и оснащению, что в один голос утверждают специалисты, знакомые с темой. Очевидно, что теперь Китай вовлечен в космическую гонку как полноправный участник.

По материалам делового издания "Вестник Китая". © При использовании данного материала гиперссылка на ChinaPRO обязательна
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

http://www.voanews.com/russian/news/YK-China-US-Space-Exploration-Partnership-2010-11-21-109755294.html
ЦитироватьСтанет ли Китай космическим партнером США[/size]
Юрий Караш Воскресенье, 21 ноября 2010
Китай продолжает активно осваивать космос. В 2011 году Поднебесная намерена вывести на орбиту «Тянгонг-1» – небольшую космическую обитаемую станцию. В том же году Китай запустит в космос беспилотный корабль «Шеньчжоу-8», который в автоматическом режиме пристыкуется к этой станции. Если данные операции пройдут успешно, то в 2012 году пилотируемый «Шеньчжоу-9» доставит на борт «Тянгонг-1» первый экипаж.

Запуск в космос ракеты со спутником на борту. Китай. 19 сентября 2007 года

Разумеется, подобные темпы развития китайской космической программы не могли не остаться незамеченными в Вашингтоне. Кем станет в будущем Поднебесная – соперником, или партнером США в космосе? Поиску ответов на эти вопросы был посвящен визит, который администратор NASA Чарльз Болден совершил в прошлом месяце в Китай. Целью поездки было проведение предварительных переговоров с Китайским инженерным управлением пилотируемых полетов, а также ознакомление с организациями и предприятиями, задействованными в осуществлении китайской пилотируемой космической программы.

Это был второй визит главы NASA в Китай. Первый совершил предшественник Болдена Майкл Гриффин в 2006 году. Вернувшись в США, он выразил надежду, что выработанный в рамках проекта МКС механизм международного партнерства, когда-нибудь позволит Китаю присоединиться к странам, осваивающим космос коллективными усилиями. Правда, при этом Гриффин исключил взаимодействие Китая и США в деле строительства и эксплуатации МКС, хотя и допустил, что обе страны могут сотрудничать в пилотируемых космических проектах, «имеющих более низкий приоритет, чем МКС».

Интерес, который может представлять Китай для США в космосе, следует из слов Гриффина, когда он объяснял, почему у двух стран нет основы для взаимодействия в рамках проекта МКС. «Партнерство с Россией... уже хорошо работает», – подчеркнул он. Но главное, что имеет Америка от этого партнерства – транспортные услуги, предоставляемые с помощью «Союзов». Таким образом, то, что США, возможно, захотят получить в будущем от Китая – это также доставка астронавтов и грузов на околоземную орбиту с помощью кораблей «Шеньчжоу».

Подобный сценарий американо-китайского взаимодействия в космосе вписался бы в общую философию международного сотрудничества Соединенных Штатов, суть которой состоит в том, чтобы избежать зависимости от какой-либо страны, или группы стран, особенно в ключевых для национальных интересов США сферах. Как известно, в течение ближайших нескольких лет астронавты NASA смогут попасть на борт МКС только на «Союзах». Конгрессмены уже выражали озабоченность данной ситуацией, отмечая, что она позволит Москве диктовать Вашингтону свои условия полетов на станцию, даже если они по каким-либо причинам не будет приемлемы для Соединенных Штатов.

А Винсент Сабатьер – один из руководителей программы изучения вопросов технологии и государственной политики в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, призвал накануне визита Гриффина в Китай покончить с зависимостью Америки от «Союзов». Между окончанием эксплуатации «шаттлов» в 2010 году и прогнозируемым на середину следующего десятилетия началом регулярных миссий нового американского корабля CEV будет промежуток. Сабатьер предложил заполнить его полетами американских астронавтов на МКС на китайском «Шеньчжоу». Напомним, что три корабля этого типа уже совершили успешные полеты, в том числе с экипажем из одного, двух и трех человек.

Таким образом, визит Болдена можно было бы рассматривать, как шаг, направленный на ослабление монополии России на пилотируемые полеты на МКС. Более того, он вписывается в обнародованную в июне этого года новую концепцию Белого дома в области национальной космической политики США. В данном документе содержится призыв к NASA расширять международное сотрудничество в космосе на взаимовыгодной основе. Есть основания предположить, что поездка главы NASA в Китай является частью общей политики Вашингтона, направленной на «оттаивание» отношений с Пекином, в частности, в военной сфере.

В прошлом месяце исполнился год практически непрерывных переговоров между министром обороны США Робертом Гейтсом и его китайским коллегой Лиангом Гуангли, начатых прошлой осенью. Никогда еще в истории отношений США и Китая интенсивные контакты между главами военных ведомств этих стран не продолжались так долго. Налаживание отношений в военной сфере может послужить росту доверия между Вашингтоном и Пекином, а как следствие этого – способствовать космическому сближению двух государств.

Однако, на пути подобного сближения есть три главных проблемы, разделяющих Америку и Китай. Первая – Тайвань. Вторая проблема – хищение китайцами американских технологий, в том числе и двойного назначения. Согласно источникам близким к Белому дому, в настоящее время в Соединенных Штатах действуют более 3 000 подставных фирм, так или иначе связанных с Китаем, которые занимаются сбором информации о подобных технологиях, или же закупкой конкретных образцов техники.

Благодаря этому Китай, по словам бывшего начальника контрразведки ФБР Дэвида Сзади, в 3-5 раз сокращает время на разработку новых типов вооружений и за два года осваивает технологии, на создание которых в странах – авторах данных технологий ушло не меньше десяти лет. В свете этих фактов становится понятно современное отношение США к международному сотрудничеству, выраженное в выступлении Гриффина на Международном конгрессе в начале октября 2006 года в Испании: «Для Соединенных Штатов не столько важно партнерство в разных сферах космической деятельности, сколько то, чтобы некоторые ключевые технологии, которые есть у нас, и которых нет у других, не были бы использованы против нас и наших союзников».

Наконец, третья проблема – это права человека в Китае. Но данный вопрос не затрагивает напрямую национальные интересы Америки и ее международные обязательства, а потому Вашингтон может закрыть на него глаза (вспомним о проекте «Аполлон-Союз», осуществленном в 1970-е годы, когда ситуация с «правами человека» в СССР была не намного лучше, чем в современном Китае).

Однако, некоторые влиятельные члены конгресса не разделяют взгляды Белого дома на возможность сотрудничества США и Китая в космической сфере. Так, республиканец Фрэнк Вулф, в прошлом глава подкомитета нижней палаты Конгресса, осуществляющего контроль за бюджетом NASA, выступил против любых попыток агентства рассмотреть сотрудничество с Китаем в области пилотируемых полетов.

Насторожило конгрессмена и то, что после поездки Болдена в Китай представители Поднебесной посетят с ответным визитом аэрокосмические предприятия США. «Китай усиливает агрессивность свой мировой политики, а его интересы редко совпадают с нашими, – подчеркнул он. – По данным спецслужб США, из всех зарубежных разведывательных организаций китайцы осуществляют самый агрессивный шпионаж за американскими правительственными ведомствами. Китайская аэрокосмическая промышленность в течение десятилетий обеспечивала ракетными технологиями и оборудованием режимы-изгои типа иранского и северокорейского». Еще до начала визита Болдена в Китай Вулф потребовал от него информацию о содержании его предполагаемых бесед с китайскими коллегами, а также список предприятий и организаций, которые посетят китайцы в ходе ответного визита в США.

С учетом масштаба поставленных и до сего времени успешно решаемых задач в области исследования и освоения космоса Китай мог бы стать партнером США в данной сфере научно-технической деятельности. Однако отсутствие единства внутри политического истеблишмента США в подходе к сотрудничеству с Поднебесной в космосе, вряд ли позволит этим двум странам в обозримом будущем объединить усилия в рамках пилотируемых полетов, тем более, что даже NASA не мыслит подобного партнерства до тех пор, пока Китай не сделает свою космическую программу более «прозрачной».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!