РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bell

ЦитироватьBell написал:
так как баланс мощностей насосов и турбины обеспечивался при более низком давлении в камере
а вот это интересно было бы расшифровать...

1. Про температуру Каторгин и Ко, значит не говорили?

2. А при более высоком давлении турбина выдает больше мощности, чем требуется на насосах? Может просто часть метана пускать в обход турбины, сразу на КС?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

fagot

ЦитироватьSerge V Iz написал:
Тогда у метана (восстановительного) в ГГ молярная масса продуктов в два раза меньше, а теплоемкость самого метана в два раза выше. Сответственно, возможно сжечь чуть больше кислорода и появляется надежда обойтись уменьшенным массовым расходом газа через турбину?
Массовый расход кислорода в 3,5 раза больше, чем метана, так что не получается.

fagot

ЦитироватьBell написал:
 
ЦитироватьBell написал:
так как баланс мощностей насосов и турбины обеспечивался при более низком давлении в камере
а вот это интересно было бы расшифровать...

1. Про температуру Каторгин и Ко, значит не говорили?

2. А при более высоком давлении турбина выдает больше мощности, чем требуется на насосах? Может просто часть метана пускать в обход турбины, сразу на КС?
Наоборот, располагаемая мощность турбины при расходе через нее всего метана и ограничении температуры прочностью материалов позволяет реализовать на насосах такую потребную мощность, при которой давление за насосами и соответствующее ему давление в камере будут ниже, чем в случае использования для привода турбины всего кислорода.

Serge V Iz

ЦитироватьМассовый расход кислорода в 3,5 раза больше
Я исходил из соотношения 3.0 в основной КС (избыток метана, смещение в сторону CO).
Температуру видимо, тоже придется довести до знакомых Энергомашу величин:

Сергей

ЦитироватьBell написал:
Ок, смотрим список литературы:8. Klepicov, Katorgin, Chvanov. The new generation of rocket engines,operating by ecologically safe propellant − liquid oxygen and liquefiednature gas (methane). Доклад на 48-й международном аэрокосмическом конгрессе в г. Турин 1997 г.И где это найти?
Уж если есть желание разобраться, то проще найти докторскую диссертацию Клепикова. За бабки сейчас вообще без проблем.

Bell

Цитироватьfagot написал:
 
ЦитироватьBell написал:
 
ЦитироватьBell  написал:
так как баланс мощностей насосов и турбины обеспечивался при более низком давлении в камере
а вот это интересно было бы расшифровать...

1. Про температуру Каторгин и Ко, значит не говорили?

2. А при более высоком давлении турбина выдает больше мощности, чем требуется на насосах? Может просто часть метана пускать в обход турбины, сразу на КС?
Наоборот, располагаемая мощность турбины при расходе через нее всего метана и ограничении температуры прочностью материалов позволяет реализовать на насосах такую потребную мощность, при которой давление за насосами и соответствующее ему давление в камере будут ниже, чем в случае использования для привода турбины всего кислорода.
ммм...
то есть энергоемкость всего метана недостаточна, чтоб при заданной умеренной температуре крутить турбину до необходимой мощности?
а если поднимать энергоемкость, то придется это делать температурой?
а у кислорода плотность турбогаза выше и при меньшем объемном расходе удельная энергоемкость получается выше?
ну это так, упрощенно


ЦитироватьСергей написал:
Уж если есть желание разобраться... За бабки сейчас вообще без проблем.
не настолько :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

#4666
ЦитироватьSerge V Iz написал:
ЦитироватьМассовый расход кислорода в 3,5 раза больше
Я исходил из соотношения 3.0 в основной КС
В любом случае это массовый расход. А объемный в пользу метана.
Получается, что метановый ТНА будет чуть больше размером, но слабее кислородного (окислительного)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Плейшнер

ЦитироватьBell написал:
ммм...то есть энергоемкость всего метана недостаточна, чтоб при заданной умеренной температуре крутить турбину до необходимой мощности?а если поднимать энергоемкость, то придется это делать температурой?а у кислорода плотность турбогаза выше и при меньшем объемном расходе удельная энергоемкость получается выше?ну это так, упрощенно
Думал, больше не придется, но оказыается приходится выкладывать десятый наверное уже раз
 Ну это ничего:) 
Из диссертации Клепикова. ( не упустите индексы А Б В Г верху и пояснения внизу)
 
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Bell

Короче, суть проблемы - в метане, в силу его малой молярной массы, низкой плотности (как следствие первого) и ограничений на соотношение компонентов при восстановительной схеме невозможно передать на ТНА столько мощности, чтобы получить такое высокое давление в КС, какое получается на кислороде при окислительной схеме. Верно?
Что-то типа ограничения безгенераторной схемы по размеру двигателя.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Кстати, в связи с безгенераторной схемой...
А нет ли тут какой-то зависимости от размерности двигателя?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Плейшнер

#4670
ЦитироватьBell написал:
Кстати, в связи с безгенераторной схемой...А нет ли тут какой-то зависимости от размерности двигателя?
Безгенераторной или без дожигания?
БДГГ на приеденной схеме есть: наивыгоднейшее давление в камере 200-300 атм, максимальное давление для схемы без дожигания ограничивается только прочностью камеры
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

fagot

ЦитироватьBell написал:
ммм...то есть энергоемкость всего метана недостаточна, чтоб при заданной умеренной температуре крутить турбину до необходимой мощности?а если поднимать энергоемкость, то придется это делать температурой?а у кислорода плотность турбогаза выше и при меньшем объемном расходе удельная энергоемкость получается выше?ну это так, упрощенно
Располагаемая мощность турбины определяется массовым расходом газа через нее, а не объемным. А вот потребная мощность насосов уже зависит от объемного расхода компонентов и тут за счет меньшей плотности метана он немного проигрывает керосину.

fagot

ЦитироватьBell написал:
Кстати, в связи с безгенераторной схемой...
А нет ли тут какой-то зависимости от размерности двигателя?
У безгенераторной чем меньше двигатель, тем больше удельная площадь камеры на единицу расхода газифицируемого компонента и тем до большей температуры его можно нагреть и соответственно поднять давление. Частично проблема обходится удлинением камеры, что позволяет увеличить площадь теплосъема.

Плейшнер

#4673
Цитироватьfagot написал:
 
ЦитироватьBell написал:
Кстати, в связи с безгенераторной схемой...
А нет ли тут какой-то зависимости от размерности двигателя?
У безгенераторной чем меньше двигатель, тем больше удельная площадь камеры на единицу расхода газифицируемого компонента и тем до большей температуры его можно нагреть и соответственно поднять давление. Частично проблема обходится удлинением камеры, что позволяет увеличить площадь теплосъема.
У Клепикова, для двигателей тягой порядка 200т:
1. Схема по типу RL-10 - макс. давление в камере 63 атм.
2. С двумя дополнительным теплообменниками (один в камере для нагревания метана, второй в кислородном трубопроводе для охлаждения метана после турбины) - до 250 атм
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Сергей

Цитироватьfagot написал:
 
ЦитироватьBell написал:
Кстати, в связи с безгенераторной схемой...
А нет ли тут какой-то зависимости от размерности двигателя?
У безгенераторной чем меньше двигатель, тем больше удельная площадь камеры на единицу расхода газифицируемого компонента и тем до большей температуры его можно нагреть и соответственно поднять давление. Частично проблема обходится удлинением камеры, что позволяет увеличить площадь теплосъема.
Максимальный теплосъем в трансзвуковой части сопла, и по массе выгодней удлинять ее. Еще лучше тарельчатое сопло. Как пример РД0126Э с тарельчатым соплом.

 
Основные параметры
Тяга в пустоте, тс (кН)4 (39,24)
Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг (м/с)476 (4670)
Давление в камере, кгс/см² (МПа)70 (6,86)
Компоненты топлива:
окислитель
горючее
жидкий кислород
жидкий водород
Масса двигателя, кг240
Габариты двигателя, мм
высота
диаметр среза сопла
1600
1580
Начало разработки, год1993
Количество ОИ4

Сергей

ЦитироватьПлейшнер написал:
 
ЦитироватьBell написал:
Кстати, в связи с безгенераторной схемой...А нет ли тут какой-то зависимости от размерности двигателя?
Безгенераторной или без дожигания?
БДГГ на приеденной схеме есть: наивыгоднейшее давление в камере 200-300 атм, максимальное давление для схемы без дожигания ограничивается только прочностью камеры
Для БДГГ оптимум 100-120 ата, помимо УИ необходимо учитывать увеличение массы движка и безвозвратные потери части топлива на ТНА. 

Плейшнер

ЦитироватьСергей написал:
Для БДГГ оптимум 100-120 ата, помимо УИ необходимо учитывать увеличение массы движка и безвозвратные потери части топлива на ТНА.  
УИ камеры с увеличением давления только растет, а вот УИ двигателя с учетом вами сказанного, имеет оптимум 200-300
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Bell

ЦитироватьПлейшнер написал:
Думал, больше не придется, но оказыается приходится выкладывать десятый наверное уже раз
А что такого? Мифы весьма живучи :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитироватьfagot написал:
У безгенераторной чем меньше двигатель, тем больше удельная площадь камеры на единицу расхода газифицируемого компонента и тем до большей температуры его можно нагреть и соответственно поднять давление
Ну это какбэ очевидно...
Интересно, как эту проблему решают (планируют решать) на РД-0150 или как там его
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

ЦитироватьСергей написал:
Максимальный теплосъем в трансзвуковой части сопла, и по массе выгодней удлинять ее. Еще лучше тарельчатое сопло. Как пример РД0126Э с тарельчатым соплом.
О, я-я! Но это типа крайний случай, давайте не будем отклонятся от темы. Тут типа про метан и маршевые двигатели большой тяги (по большому счету).
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун