Национальный космодром на Дальнем Востоке

Автор Bell, 01.08.2007 21:24:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

#12680
В Якутии смещен район падения ступени ракеты-носителя «Союз-2»
  http://sakhalife.ru/node/69287                                                                                  
7 октября, 14:15
                 ИА SakhaLife
Спойлер
Указ о создании космодрома «Восточный» был подписан Президентом России В.В. ПУТИНЫМ в 2007 году. Первый пуск непилотируемой ракеты-носителя «Союз-2» намечен на конец 2015 года, а пилотируемый — на 2018 год.
 
 
 
 Строительство космодрома на территории Амурской области обусловлено прежде всего его географическим расположением - известно, что, чем ближе к экватору расположен стартовый комплекс, тем больше полезного груза при меньших затратах топлива можно вывести на орбиту. В пределах территории Амурской области, отдельных участков Хабаровского края и Магаданской области, республики Саха-Якутия нет плотно населённых мест, поэтому этот район для создания наземной инфраструктуры космодрома наиболее безопасен.
  
 Наша повседневная жизнь очень тесно связана с использованием спутников, находящихся на околоземных орбитах: ведь очень трудно представить нашу современную жизнь – без телевидения, Интернета, мобильной связи, навигационных средств и так далее.
  
 В настоящее время у России есть только один собственный космодром – «Плесецк». Но этот космодром расположен практически у полярного круга, что накладывает значительные ограничения на массу полезного груза, выводимого на орбиту. Поэтому мы вынуждены арендовать у республики Казахстан космодром «Байконур». А это приводит к потере значительного количества средств и неопределенности в развитии космической деятельности России.
  
 Создание нового национального космодрома «Восточный» - это независимость космической деятельности по всему спектру решаемых задач: от научных и социально-экономических до пилотируемых программ, гарантированное выполнение международных и коммерческих космических программ, улучшение социально-экономической обстановки, развитие местной промышленной базы с привлечением инвестиций и частного капитала в Дальневосточном регионе, решение вопросов государственной безопасности Российской Федерации.
  
 В ракетах-носителях «Союз-2», пускаемых с космодрома «Восточный» в качестве топливных компонентов будут использоваться керосин и жидкий кислород. Такие высокотоксичные топлива как гептил (несимметричный диметилгидразин) и его окислитель – амил (тетраоксид азота) -  применяться не будут, а это существенно повышает уровень экологической безопасности отделяющихся частей ракет-носителей.
  
 Для решения задач довыведения головных блоков на орбиту, выведения космического аппарата с опорной орбиты на высокоэнергетические орбиты, в т.ч. на геостационарную и геопереходную планируется использование разгонного блока «Фрегат», который будет дополнительно устанавливаться в головной части ракеты-носителя «Союз-2».
  
 В качестве топлива в двигательной установке «Фрегат» используются: горючее – несимметричный диметилгидразин (гептил) и его окислитель - азотный тетраксид (амил), что составляет менее 2% от общей массы ракетного топлива. При этом максимально возможный рабочий запас гептила составляет 1750 кг. Но, как правило, полного заполнения баков разгонного блока «Фрегат» не требуется.
  
 Первый запуск разгонного блока "Фрегат" в составе РН "Союз" состоялся 9 февраля 2000г. Как следует из материалов по выполненной ранее оценке воздействия комплекса разгонного блока «Фрегат» на окружающую среду, одобренных и утвержденных Главной государственной экологической экспертизой, при его эксплуатации на космодроме «Байконур»  непосредственное воздействие компонентов топлив возможно только в районе размещения космодрома при подготовке к запуску и в верхних слоях атмосферы и околоземном космическом пространстве. Однако при соблюдении всех правил технологической и экологической безопасности гептил и амил не попадают в природную окружающую среду. Это связано с тем, что в штатной ситуации разгонные блоки сгорают в верхних слоях атмосферы или остаются на орбитах «захоронения» в космическом околоземном пространстве и не приземляются. Даже в случае аварийной ситуации, например, как в случае с аварийным пуском «Союз-ТМ» с космическим кораблем «Прогресс» в августе 2011 г., гептил и амил не определяются ни в самих топливных баках, ни в районе их падения (по данным ИВЭП СО РАН).
  
 В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе проводятся работы по созданию объектов наземной космической инфраструктуры строящегося космодрома «Восточный», в состав которых входят районы падения отделяющихся частей ракет-носителей в Амурской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Магаданской области, Приморском крае, Сахалинской и Камчатской области.
  
 В соответствии с «Планом мероприятий по открытию районов падения отделяющихся частей ракет – носителей, расположенных в Республики Саха (Якутия)» в планируемых районах падения на территории Вилюйского, Верхневилюйского, Алданского и Олёкминского улусов (районов) в апреле 2013 года была проведена предварительная рекогносцировка.
  
[свернуть]
С учетом выводов и предложений, сделанных по результатам предварительной рекогносцировки район падения для приема второй ступени ракеты носителя «Союз-2» в Вилюйском улусе был смещен на 18 км по трассе полёта, в результате корректировки из района падения выведены населенный пункт с. Кюлекянь (2 Кюлетцы) и конебаза (бывший поселок Орто-Сурт).
  
 В конце сентября в Вилюйском улусе работала рекогносцировочная комиссия и исследовательская группа. В ходе дополнительной рекогносцировки были оценены текущее расположение и состояние подъездных путей для осуществления мероприятий по обеспечению безопасности в районе падения на период проведения пусков, очистке территории от фрагментов отделяющихся частей ракет-носителей, проведены исследования фоновых значений характеристик окружающей среды путем отбора проб почв, растительности и поверхностных вод на ключевых участках, для осуществления в последующем на них экологического мониторинга.
  
 В г. Вилюйске были проведены рабочие совещания в администрации района с участием представителей общественности города и района, средств массовой информации, на которых были разъяснены цели и задачи проводимых работ по подготовке материалов для открытия районов падения и даны ответы на вопросы волнующие руководство и население района.
  
 Работы выполнялись путем облёта районов падения на вертолете МИ-8 Авиакомпании «Илин». В составе рекогносцировочной комиссии в работе приняли участие  специалисты предприятий Роскосмоса: «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры», «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева», «Центральный НИИ машиностроения», сотрудники Института водных и экологических проблем СО РАН, представители Главного Управления МЧС по РС(Я), Управления Росприроднадзора по РС(Я), Минприроды РС(Я), Департамента по лесным отношениям РС(Я),  муниципальных образований Вилюйский и Верхневилюйский улусы (районы) и ОАО «Якутское аэрогеодезическое предприятие».
  
 Институт водных и экологических проблем СО РАН изучает фоновое состояние природы до строительства космодрома и будет осуществлять геоэкологический мониторинг после начала его функционирования. Это позволит достоверно и точно судить о воздействии ракетно-космической деятельности на окружающую среду и на основе этого знания определять принципы и регламенты соблюдения экологической безопасности космодрома и относящихся к его инфраструктуре территории районов приземления отделяемых частей.
  
 Работа по изучению специфики природных компонентов в районах приземления отделяемых частей ракетоносителей «Союз-2» для целей организации достоверного и научно обоснованного экологического мониторинга предполагает изучение и картографирование природных комплексов ключевых площадок в пределах каждого из районов приземления отделяемых частей приуроченных к основным типам биоценозов, изучение и детальное описание фитоценотической и зооценотической структур территории, изучение количественных показателей содержания нефтепродуктов в почвах, природных водах и снежном покрове, геохимическое обследование почв с преимущественным анализом наличия и концентрации загрязняющих потенциально опасных для здоровья человека веществ, биогеохимическое обследование растений, изучение особенностей гидрохимии и гидробиологии водных объектов.
  
 Кроме того, изучение природных особенностей является основой для подготовки технических регламентов, призванных обеспечивать экологическую безопасность для природы и населения районов приземления отделяемых частей ракет-носителей.
  
 В дальнейшем планируется проведение рекогносцировки в районах падения в Олекминском и Алданском районах (в 2014 году), разработка и согласование материалов оценки воздействия на окружающую среду и организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности, проведение общественных слушаний и заключение договора об эпизодическом использовании районов падения.
  
 Вместе с тем стоит добавить, что предварительное изучение свойств и показателей природных комплексов вносит значительный научный вклад в изученность территорий, включенных в инфраструктуру космодрома «Восточный», и даже далеко за их пределами. Кроме того изучение динамики систем окружающей природной среды в процессе осуществления экологического мониторинга позволяют определить особенности функционирования ландшафтов, что особенно важно при формировании грамотной системы природопользования в регионе.
 
 Источник: 
 Игорь АЛЕКСЕЕВ – исп. директор научно-образовательного центра геохимического и ландшафтно-биоценотического мониторинга космодрома «Восточный» БГПУ-ИВЭП СО РАН, профессор географии ФГБОУ ВПО «БГПУ».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьБлаговещенцы выскажутся о строительстве космодрома «Восточный»
    07.10.2013, 17:57 / Вести-Благовещенск
                                                                                                                                      Влияние строящегося космодрома на окружающую среду проанализируют завтра в Благовещенске. Информационная встреча открывает цикл публичных обсуждений, которые пройдут на этой неделе в городах области и завершатся 30 октября общественными слушаниями в Свободном.
Напомним, оценка проекта общественностью - обязательная процедура, которая проводится перед заключительной экологической экспертизой. Первыми к обсуждению подключатся жители областного центра. Затем свое мнение о воздействии сложного объекта на окружающую среду выскажут активисты Тынды и Зеи. На их вопросы в ходе информационных встреч ответят представители Роскосмоса.
Кстати, для итоговых слушаний в Свободном специалисты ведомства направили туда три научных издания. В книгах подробно рассказывается о влиянии космодрома на жизнедеятельность человека.

              
 http://www.gtrkamur.ru/news/2013/10/07/4467
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьSeerndv пишет:
- так это из-за "Ангары" Байкальский ЦБК не закрывают?
Из-за Булавы. ЦБК - это порох.  ;)  
Булaвa это нe порох. Хотя и тaм, бумaги от души помaрaли.
ЗЫ Я мысль не сильно глубоко зaкопaл?  :)
ЦитироватьСогласно изобретению топливо включает нитроцеллюлозу, нитроглицерин, циклические нитрамины, например октоген или гексоген, стабилизатор химической стойкости - централит 2, дифениламин, технологические добавки - индустриальное масло, стеарат цинка, фторопласт, стабилизатор горения - диоксид титана или карбонат кальция, один или несколько компонентов, выбранных из группы линейных нитраминов, таких как 2,4 - динитразапентан, 2,4-динитразагексан, 2,5-динитразагептан, а также модификаторы горения, в качестве которых используются оксиды свинца и меди и технический углерод. 2 з.п.ф-лы, 1 табл., 2 ил.
Тут я не спец - но нитроцеллюлоза - не порох? :oops:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

m-s Gelezniak

ЦитироватьШтуцер пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьSeerndv пишет:
- так это из-за "Ангары" Байкальский ЦБК не закрывают?
Из-за Булавы. ЦБК - это порох.  ;)  
Булaвa это нe порох. Хотя и тaм, бумaги от души помaрaли.
ЗЫ Я мысль не сильно глубоко зaкопaл?
ЦитироватьСогласно изобретению топливо включает нитроцеллюлозу , нитроглицерин, циклические нитрамины, например октоген или гексоген, стабилизатор химической стойкости - централит 2, дифениламин, технологические добавки - индустриальное масло, стеарат цинка, фторопласт, стабилизатор горения - диоксид титана или карбонат кальция, один или несколько компонентов, выбранных из группы линейных нитраминов, таких как 2,4 - динитразапентан, 2,4-динитразагексан, 2,5-динитразагептан, а также модификаторы горения, в качестве которых используются оксиды свинца и меди и технический углерод. 2 з.п.ф-лы, 1 табл., 2 ил.
Тут я не спец - но нитроцеллюлоза - не порох?  :oops:
Изучите вопрос.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Штуцер

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Изучите вопрос.
Спасибо за конкретный совет. Бегу уже и тапочки теряю.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Кубик

#12685
Из Вики:
Нитроцеллюлоза — волокнистая рыхлая масса белого цвета, по внешнему виду похожа на целлюлозу. Одна из важнейших характеристик — степень замещения гидроксильных групп на нитрогруппы. В практике чаще всего применяется не прямое обозначение степени замещения, а содержание азота, выраженное в процентах по массе. В зависимости от содержания азота различают
    [/li]
  • коллоксилин (10,7 — 12,2 % азота)
  • пироксилин № 2 (12,05 — 12,4 % азота)
  • пироколлодий (12,6 % азота) — особый вид нитроцеллюлозы, впервые полученный Д. И. Менделеевым, нерастворим в спирте, растворяется в смеси спирта с эфиром.
  • пироксилин № 1 (13,0 — 13,5 % азота)
 Всё, главное, содержит немного кислорода, поэтому применяется в композициях. Порох - пироксилин, желированный и высушенный - без тонкостей, артиллерийский и ракетный существенно различаются составом добавок... А коллоксилин - производство целлулоида и лаков, сгорающая связка...
И бесы веруют... И - трепещут!

Александр Ч.

Кубик,  не надо закапывать глубже ;) Времена РТ-1 давно прошли ;)
Ad calendas graecas

Александр Ч.

ЦитироватьШтуцер пишет:
Бегу уже и тапочки теряю.
За сколько до Бийска добежите? ;)
Ad calendas graecas

che wi

Роскосмос назвал районы падения ступеней ракет с космодрома Восточный
http://ria.ru/hab/20131008/968517782.html

ЦитироватьБЛАГОВЕЩЕНСК, 8 окт — РИА Новости, Светлана Майорова. Районы падения ступеней ракет, которые будут запускаться с космодрома Восточный, расположены в пяти субъектах Дальнего Востока, сообщил в ходе встречи с жителями Амурской области, на которой обсуждалось воздействие космодрома на окружающую среду, заместитель начальника управления Роскосмоса Андрей Воронин.

Ранее Роскосмос говорил о трех субъектах – Хабаровском крае, Якутии и Приамурье. Подробно Воронин остановился на районах падения ступеней в Амурской области, однако из люди из зала попросили перечислить все затрагиваемые территории Дальнего Востока.

По его словам, при определении траекторий полетов разработчики постарались максимально использовать те места, которые уже были определены, когда действовала военная стартовая площадка космодрома "Свободный", на месте которой и строится новый космодром. Районы падения находятся в Якутии, Магаданской области, Хабаровском крае, Приморье (наземная часть в районе Татарского пролива) и Амурской области.

"Что касается Приамурья, то здесь ближайший район падения первых ступеней ракета-носителей "Союз-2" находится в 345 километрах от Углегорска между Зейским водохранилищем и БАМом. Это Зейский и Тындинский районы, на последний приходится 46% участка", — сообщил Воронин.

Он пояснил, что в этом районе в основном горные хребты. Проблему возгорания на месте падения намерены решать усилиями амурской лесоохраны. Вывозить остатки ступеней будут вертолетом до станции Дипкун, а далее наземным транспортом.

Он также отметил, что всего по России более 100 районов падения ступеней ракет, из них половина приходится на запуски с космодрома Плесецк, вторая половина используется для функционирования космодрома Байконур.

agon

ЦитироватьВ Амурской области проходят информационные встречи по космодрому «Восточный»
 
:: 08.10.2013 11:29

    С 8 по 10 октября в Амурской области работает выездная группа Федерального космического агентства, которая проведет серию информационных встреч с общественными организациями и жителями области по вопросам оценки воздействия на окружающую среду космодрома «Восточный».
   В состав группы включены представители ФГУП «ЦСКБ-Прогресс», ФГУП «НПО им. С.А.Лавочкина», ФГУП «ЦЭНКИ»,  Федерального медико-биологического агентства, а также Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского.
   Первая встреча представителей выездной группы и Общественной палаты Амурской области с общественными организациями и жителями состоится 8 октября в Благовещенске, последующие  в  г.Зея (9 октября) и г.Тында (10 октября).
   Информационные встречи предваряют общественные обсуждения материалов по оценке воздействия на окружающую среду при испытаниях и эксплуатации на космодроме «Восточный» ракетно-космического комплекса РН «Союз-2», запланированные на 30 октября с.г. в г.Свободный.
http://www.federalspace.ru/19878/
Презентация космодрома "Восточный" от РОСКОСМОСА в PDF

http://www.federalspace.ru/media/img/docs/brosura_2013_ROSCOSMOS_Space_Vostok.pdf

Штуцер

Цитироватьagon пишет:
Презентация космодрома "Восточный" от РОСКОСМОСА в PDF
Обратите внимание, тонкими линиями, фоном, идут чертежи Бриз-М, в том числе трехмерные. ;)
Так же было на календаре ЦЭНКИ в прошлом году.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

SFN

Почему только бриз там весь протон и еще фрегат. Полный комплект. Эхолохи получили повод начать старую песню о подпольном протаскивании их туда

anik

Обсуждение космодрома "Восточный" оставило у амурчан вопросы
http://ria.ru/science/20131008/968588827.html

agon

#12693
На космодроме «Восточный» запущен первый завод по производству асфальта
             08.10.2013                   
 На протяжении длительного времени организации и предприятия Спецстроя России, строящие космодром «Восточный» и город Углегорск, приобретали битумную смесь у сторонних производителей, что влекло за собой дополнительные издержки.
 
 Так, ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Спецстрое России» прокладывает на будущем космодроме «Восточный» автомобильную дорогу от ЗАТО г. Углегорск до стартовой площадки, железнодорожные ветки, реконструирует железнодорожную станцию Ледяная, мост через реку Большая Пера, строит авто-железнодорожный вокзал. Практически на каждом объекте строителям требуется асфальт.
 
 Запущенный в эксплуатацию 7 октября собственный асфальтовый завод не просто снизит зависимость предприятий Спецстроя России от других организаций, но и позволит контролировать качество строительных материалов, обеспечит своей продукцией все дорожные работы по развитию транспортной инфраструктуры космодрома.
 
 Первые кубометры асфальта были использованы при обустройстве промышленной площадки вокруг завода. Уже на следующий день продукция завода была отправлена на благоустройство территории строящегося в Углегорске авто-железнодорожного вокзала.
 
 Комментируя открытие нового асфальтового завода, главный инженер ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» Вячеслав Фаткуллин рассказал, что завод будет обеспечен заказами как минимум на 4-5 лет: «Асфальт – один из самых востребованных материалов на любой дорожной стройке. И уж конечно на космодроме. Нам предстоит строить вокруг Углегорска десятки, а может быть и сотни километров дорог, так что мы избавили себя от головной боли и лишних затрат».


http://spetsstroy.ru/pressroom/spsnews/21832/

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Victor123

Ну теперь дадут стране асфальта.
Имею скафандр готов путешествовать.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

agon

На фоне смены руководства, да и самой структуры Роскосмоса это не выглядит уже бредово.
ЦитироватьИспытания автоматизированных систем управления дорожно-строительной техникой провел Спецстрой России на космодроме «Восточный»
             10.10.2013                   
 При строительстве дорог важнейшего стратегического объекта, возводимого на территории Российской Федерации - космодрома «Восточный» - ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» применяет самые современные технологии. В рамках тестового внедрения автоматизированные системы управления установлены на различной технике (бульдозере, автогрейдере и экскаваторе) с целью демонстрации полного цикла работ.
 
 Новейшие системы призваны повысить качество выполняемых работ, сократить трудозатраты на геодезическое обеспечение, значительно уменьшить расход горюче-смазочных материалов.
 
 Было проведено обучение специалистов филиала «СДС №731» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» использованию инженерно-геодезического оборудования, программного обеспечения и 3D систем автоматического управления. В основе этих систем лежит заранее подготовленная цифровая модель проекта, которая загружается в бортовой компьютер машины. На компьютере инженер при помощи вспомогательных приборов осуществляет привязку фактического положения машины к цифровому плану по координатам X, Y и Z. В результате на широком дисплее компьютера появляется трехмерное изображение машины, расположенное относительно цифрового проекта будущей трассы в точности так же, как техника фактически располагается относительно проектной поверхности. Оператор просто ведет машину в заданном направлении. Слежение за работой строительных машин осуществляется с помощью технологии высокоточного спутникового позиционирования GPS/ГЛОНАСС.
 
 В процессор машины вводится программа, в соответствии с которой дорожно-строительная техника по подобию автопилота осуществляет автоматическое или полуавтоматическое управление координатами рабочего органа в зависимости от текущего положения самой машины. На автогрейдере, бульдозере и экскаваторе система управляет поворотом рабочего органа, его наклоном и высотой расположения режущей кромки относительно проектной поверхности. Датчики контролируют расстояние от поверхности и наклон рабочего органа в соответствии с цифровой моделью проекта, постоянно выдавая информацию процессору системы. Процессор сравнивает полученную информацию с данными, на которые была настроена система, и при необходимости дает соответствующую команду на корректировку расположения в пространстве рабочего органа машины.
 
 В результате тестирования автоматизированных систем управления выявлены следующие преимущества современного оборудования: повышение качества и точности работ, исключение необходимости переделок и дополнительного контроля, сокращение трудозатрат и времени на возведение дорожного полотна, уменьшение расхода материалов и топлива. Значительно возрастает производительность работ на различных видах техники и экономия горюче-смазочных материалов.
 
 Операторы дорожно-строительных машин, геодезисты и инженерно-технические работники «Дальспецстроя» положительно оценили возможности автоматизированных систем управления.



agon

ЦитироватьДиректор Спецстроя России Александр Волосов: "Мы сделаем все для того, чтобы в 2015 году космодром "Восточный" был введен в строй"
 
   Одним из самых крупных и амбициозных проектов, которые сегодня реализуются в России, является строительство космодрома "Восточный". Президентом Российской Федерации поставлена задача уже через два года осуществить с этого космодрома первый пуск ракеты-носителя "Союз". В будущем "Восточный" должен стать главной российской космической гаванью, с которой будут выводиться на орбиту не только автоматические космические аппараты различного класса и назначения, но и пилотируемые корабли.

   О том, как идет строительство нового российского космодрома, рассказал "Интерфаксу-АВН" директор Федерального агентства специального строительства (Спецстроя России) Александр ВОЛОСОВ.

Спойлер
   - Александр Иванович, Вы недавно вернулись из рабочей поездки на космодром "Восточный". На каком этапе находится строительство этого важнейшего стратегического объекта, что уже сделано?

   - В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации Спецстрой России определен единственным исполнителем работ по строительству космодрома "Восточный". Для нас это большая ответственность. "Восточный" будет не просто новым, а самым современным космодромом в мире.

   За два с небольшим месяца работы в Спецстрое (А.Волосов назначен директором Спецстроя России 25 июля 2013 года – ИФ-АВН) я уже дважды побывал на строящемся космодроме. Могу ответственно заявить, что работа там проделана очень большая. На сегодняшний день полностью закончены все земляные работы под основные сооружения космодрома.

   Назову только одну цифру: чтобы подготовить площадку и приступить к строительству объектов космодрома была произведена выемка и перемещение грунта общим объемом более 7 миллионов кубометров.

   Кроме того, организованы временные базы для размещения техники, построен и уже функционирует вахтовый поселок для рабочих на 4,5 тыс. человек. Причем, условия там очень хорошие. Люди живут в переоборудованных казармах базировавшейся здесь ранее воинской части Минобороны, в благоустроенных общежитиях и вахтовых городках, расположенных непосредственно на строительных площадках стартового и технического комплексов. Сдана в эксплуатацию столовая, организована доставка рабочих на объекты автотранспортом.

   Мы приняли решение, чтобы уже на этапе строительства космодрома для людей была создана сеть учреждений культуры и социально-бытовой сферы. Обратились к губернатору Амурской области и к главе администрации города Углегорска с просьбой поддержать нас в этом вопросе.

   Кроме того, специалистами Спецстроя развернута вся необходимая для строительства космодрома инфраструктура: бетонные заводы, арматурные производства, дробильно-сортировочные хозяйства.

   Завершается монтаж основных зданий и сооружений производственной строительной эксплуатационной базы космодрома (ПСЭБ), разворачиваются работы по строительству инженерных сетей - только на ПСЭБ будет создано более 40 км различных коммуникаций.

   Завершаются работы по строительству железных дорог первой очереди с обустройством железнодорожных станций «Ледяная» и «Углегорск». Построены временные дороги до объектов общей протяженностью почти 70 километров. Ведется монтаж объектов энергоснабжения первой очереди, что позволит уже с ноября 2013 г. обеспечить все строящиеся на космодроме объекты электроэнергией.

   Полным ходом ведутся работы по возведению основных сооружений стартового и технического комплексов, идет монтаж более 12 тыс. тонн металлоконструкций, корпусов монтажа и испытания ракетоносителя и космических аппаратов. В «тело» конструкций будущего космодрома уже уложено более 120 тысяч кубометров монолитного железобетона.

   По главному объекту космодрома - стартовому столу, с которого будут осуществляться пуски ракет, мы уже вышли на второй, а где-то и на третий этажи.

   - На "Восточном" будет несколько стартовых столов или один?

   - Стартовый стол будет один. Но он уникальный, унифицированный под пуск всех типов ракет-носителей. Вокруг него создается вся необходимая инфраструктура.

   На сегодняшний день предпринимаются все необходимые меры, чтобы наверстать имеющееся отставание по срокам работ по ряду объектов. Отставание не критическое, поэтому упущенное удастся наверстать.

   - Чем вызвано это отставание? Какие проблемы, на Ваш взгляд, являются наиболее острыми?

   - На "Восточном", как и везде сегодня, большая проблема с представителями рабочих специальностей. Квалифицированных кадров не хватает.

   К сожалению, в смету изначально была заложена заработная плата, несоответствующая квалификации представителей строительных специальностей на таком уникальном и сложном объекте как космодром.

   Сегодня ситуация меняется. Вице-премьером Дмитрием Рогозиным было принято решение в минимально короткие сроки завершить разработку методики определения стоимости строительства объектов космической инфраструктуры космодрома "Восточный". На сегодняшний день Госстрой рассмотрел представленный Роскосмосом проект методики и утвердил ее. Она уже работает. Также проведены расчеты коэффициентов по строительству автомобильных и железнодорожных дорог. Завершается разработка коэффициентов по технической территории, стартовому столу. В самое ближайшее время, надеюсь, эти коэффициенты будут утверждены. Это позволит произвести перерасчеты и по зарплате, и по стоимости материалов.

   Хотел бы отметить, что деньги на строительство космодрома выделяются очень большие, поэтому контроль за расходованием бюджетных средств здесь самый строгий. По поручению президента назначена специальная комиссия контрольно-ревизионного управления администрации президента Российской Федерации для контроля за расходованием бюджетных средств на строительстве космодрома.

   - Вы сказали, что есть острая потребность в высококвалифицированных строительных кадрах. Сколько всего человек задействовано сегодня на строительстве космодрома, и какие меры предпринимаются для того, чтобы решить кадровую проблему?

   - В настоящее время, по нашим подсчетам, на космодроме вахтовым способом работает порядка 5 600 человек. Из них 1,6 тыс. - жители Амурской области.

   Около 3,8 тыс. человек ежедневно задействованы на строительстве и постоянно находятся на объекте, в том числе 435 инженерно-технических работников. Но реальная потребность как минимум вдвое больше.

   Проблема заключается в том, что нам нужны только квалифицированные специалисты - электрики, сантехники, бетонщики, арматурщики, сварщики. Когда начнется монтаж оборудования, потребуются монтажники. Причем очень высокого класса. Предстоит протянуть тысячи километров кабелей, трубопроводов. Это очень серьезная задача.

   Второе важное условие - все эти специалисты должны иметь российское гражданство, так как существует особая система допуска для работы на космодроме.

   В целях качественного отбора специалистов мы совместно с администрацией Амурской области создали квалификационную комиссию, которая занимается вопросами подбора людей для работы на строительстве космодрома.

   Непосредственно от Амурской области за строительство космодрома отвечает вице-губернатор Константин Чмаров, который регулярно бывает на объекте, принимает участие в совещаниях.

   Мы обратились к руководителям субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа с просьбой оказать содействие в привлечении квалифицированных специалистов на строительство космодрома, ведем информационную кампанию через СМИ и работаем с кадровыми службами не только в регионах ДФО, но и в других субъектах Российской Федерации. Информация о вакансиях на космодроме «Восточный» размещена на официальном сайте Спецстроя России и на сайтах наших предприятий. Словом, мы со своей стороны прилагаем все усилия для того, чтобы как можно больше людей узнало об этой космической стройке века и имело возможность принять в ней участие.

   Конечно же, на проблему кадрового голода в отечественной строительной отрасли мы смотрим реально и если нужного количества российских граждан для строительства «Восточного» не наберется, будем вынуждены задуматься над тем, чтобы привлечь к реализации проекта специалистов из стран СНГ. Но они смогут работать в основном на объектах обеспечивающей инфраструктуры.

   Опыт организации подобной практики у нас уже есть – в Плесецке трудятся граждане Белоруссии, но на самом космодроме вы их не встретите – эти специалисты работают исключительно на строительстве жилья.

   - Какие структуры Спецстроя непосредственно ведут строительство космодрома, планируете ли вы их как-то усиливать?

   - Раньше у нас на строительстве "Восточного" работал Дальспецстрой при Спецстрое России и несколько других наших предприятий. Но охватить все они просто не в состоянии, так как одновременно им приходится вести работы также на объектах в Вилючинске, Хабаровске, Владивостоке, на Сахалине. Кроме того, Дальспецстрой был активно задействован на работах по ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке – возводил дамбы, дороги, откачивал воду с затопленных участков.

   Сейчас мы организационно меняем структуру. Одно из наших предприятий - "Спецстройтехнологии", которое находится в Москве и занимается, в том числе, проектами Роскосмоса, мы перебазировали на космодром "Восточный".

   Эта структура объединит силы Дальспецстроя, нашего Главного управления по строительству дорог и аэродромов, еще ряда наших предприятий, собственные силы, а также силы подрядчиков, которые там уже работают. Таким образом, на космодроме будут и люди, и техника.

   - Космодром "Восточный" как известно, находится за тысячи километров от Москвы. Каким образом Роскосмос и Спецстрой осуществляют контроль за ходом работ, решают возникающие в ходе строительства вопросы? И еще, как у Спецстроя складываются отношения с Роскосмосом, правда ли, что по ряду вопросов у вас есть серьезные расхождения с заказчиком?

   - Нет, это не правда. С руководством Роскосмоса у нас нет абсолютно никаких расхождений. Работаем дружно, слаженно.

   Совместно с Роскосмосом мы непосредственно на площадке строительства создали специальный оперативный штаб и рабочую группу, в задачи которых входит координация действий по своевременному вводу в эксплуатацию объектов космодрома «Восточный», оперативному решению проблемных вопросов, возникающих в ходе проектирования и строительства.

   В штаб и оперативную рабочую группу входят представители руководства всех заинтересованных организаций - Роскосмоса, дирекции космодрома, Спецстроя России, а также генпроектировщиков – Ипромашпрома, Дальспецстроя, Спецстройтехнологии и ЦЭНКИ. Заседания штаба проводятся раз в два месяца. Члены штаба получили право подписи и могут принимать решения на месте.

   Оперативная группа работает на объекте постоянно. Она также наделена правом принятия решений по оперативным вопросам. Думаю, эти организационные решения позволят оперативно разрешать все сложные и проблемные моменты. Все стороны – участники процесса - работают честно и заинтересовано. Общими усилиями мы рассчитываем серьезно двинуть работу вперед.

   - Сроки вам определены очень жесткие. В 2015 году должен состояться первый реальный пуск ракеты-носителя "Союз" с космодрома "Восточный". Успеете завершить строительство?

   - Сроки действительно очень жесткие. Но мы делаем все от нас зависящее, чтобы в 2015 году новый российский космодром начал функционировать. Так, буквально за последнюю неделю произошел резкий прорыв по наращиванию темпов строительства. И мы все больше укрепляемся в уверенности, что космодром будет построен в срок.

   Хотя есть и объективные обстоятельства, влияющие на ситуацию.

   В этом году, например, дополнительные проблемы создали для нас неблагоприятные природные условия. Практически два месяца летом шли сильнейшие дожди. Вести сварочные и бетонные работы было очень трудно, а порой и невозможно.

   Впереди зима. Это не лучшее время для ведения строительных работ. Наша задача так войти в зиму, чтобы не допустить снижения темпа работ. Современные технологии, которые применил проектировщик, позволят нам работать, в том числе и зимой. Ряд основных объектов, которые находятся в высокой степени готовности, мы планируем уже нынешней осенью подключить к теплоснабжению, что позволит вести на них отделочные работы.

   Мы закупили очень много техники: экскаваторов, кранов, погрузчиков, миксеров - всего более 500 единиц самых современных строительных машин и механизмов.

   Чтобы удешевить строительство, минимизировать расходы на стройматериалы - щебень, песок и т.д. мы поставили дробильные машины непосредственно возле карьеров.

   Если говорить о ближайших задачах, то в этом году мы планируем завершить работы по созданию тепловых контуров основных зданий и сооружений, обеспечивающих стартовый комплекс, где весной 2014 г начнется монтаж высокотехнологичного оборудования.

   К февралю 2014 г. планируем завершить работы по монтажу основных сборочных цехов ракеты-носителя и космических аппаратов.

   Кроме того, в 2014 году в плане завершение работ по инженерным сетям, автомобильным и железным дорогам, а также второй очереди электроснабжения космодрома.

   - Что будет представлять собой инфраструктура космодрома в законченном виде?

   - Что касается непосредственно космодрома, то это будет целый комплекс сложнейших объектов. В частности, строятся два МИКа (монтажно-испытательных комплекса), куда будет поступать ракета-носитель и где будет происходить ее оснащение, соединение со спутниками, а затем подача на стартовый стол.

   Кроме этого, строятся комплексы, которые будут обеспечивать подачу топлива, окислителей, энергетики и всего остального, что необходимо для подготовки ракеты-носителя к старту. Все эти объекты будут соединены между собой шахтами.

   Через несколько лет здесь вырастет новый город на 25 тыс. жителей. В самое ближайшее время произойдет заливка котлована первого дома. Строительство планируется вести поэтапно. На первом этапе Спецстроем России будет построен современный жилой поселок более чем на 7 тыс. жителей с вводом в эксплуатацию в 2015 году. В поселке предусмотрена вся необходимая инфраструктура, включающая в себя школу, детские сады и другие объекты культурного и социально-бытового назначения.

   - Известно, что многие расходные статьи нового бюджета будут урезаны на пять процентов. Коснется ли это сокращение космодрома "Восточный"?

   - Бюджет формирует заказчик строительства - Роскосмос. Мы сокращения финансирования на объекте не ощущаем.

   Одну из главных задач по этому году мы видим в том, чтобы выполнить запланированный объем работ и успешно отчитаться за них перед заказчиком. А для этого нужно будет пройти экспертизу, выпустить проектно-сметную документацию, утвердить коэффициенты. И все это мы должны сделать за октябрь-ноябрь.

   Мы благодарны вице-премьеру Дмитрию Рогозину, министру обороны Сергею Шойгу, руководству Дальневосточного федерального округа, губернатору Амурской области Олегу Кожемяко за ту помощь и поддержку, которую нам оказывают. Эти руководители глубоко вникают во все наши проблемы, связанные со строительством космодрома "Восточный" и оперативно принимают необходимые решения.
[свернуть]
http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=204

Александр Ч.

Цитироватьagon пишет:
- Стартовый стол будет один. Но он уникальный, унифицированный под пуск всех типов ракет-носителей. Вокруг него создается вся необходимая инфраструктура.

:o
Что же они там строят то?

PS Риторический вопрос ;)
Ad calendas graecas