Ядерный двигатель

Автор Lev, 29.05.2011 05:08:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

pkl

Намекаете на закон сохранения энергии? Идея, как я понимаю, в том, чтобы создать своего рода гибрид ЭРД и ТЯРД, когда часть энергии получается от термоядерного синтеза, а баланс в целом сводится за счёт подпитки ядерным реактором. Меня эта идея также не особо вдохновляет, лучше, всё же, пусть ТЯРД будет ТЯРД, а ЭРД - ЭРД.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

vlad7308

#1381
ТЯРД в виде пробкотрона на D-D или D-T с Q~1 - это дорогой, тяжелый и неэффективный ЭРД с низким КПД
зачем?

PS это если Q считать "как принято", а не "как красиво"
это оценочное суждение

Alex_II

#1382
Цитироватьvlad7308 пишет:
ТЯРД в виде пробкотрона на D-D или D-T с Q~1 - это дорогой, тяжелый и неэффективный ЭРД с низким КПД
зачем?
Да, тяжелый, да дорогой - но покажи мне ЭРД у которого УИ может доходить до 4 миллионов секунд? Ну и Q=1 - это для термоядерной части только. Вместе с подкритичным реактором. для которого ТЯРД - источник нейтронов - будет поприличнее... Кстати, не настолько он и тяжелый будет, если магнитная система - сверхпроводящая, а вакуум - природный...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

pkl

Но лучше, всё же, сделать нормальный ТЯРД, а не эту химеру. Её преимущества перед ЯЭДУ весьма и весьма спорны.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Alex_II

Цитироватьpkl пишет:
Но лучше, всё же, сделать нормальный ТЯРД, а не эту химеру. Её преимущества перед ЯЭДУ весьма и весьма спорны.
Ну, начинать-то с чего-то надо, и чтоб оно попроще было...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

pkl

Ну, там в статье показана дорожная карта: источник нейтронов -> подкритичный реактор для дожигания РАО и "запал" для БН ->  гибридный реактор -> УТС. После этого можно и ТЯРД делать. К слову, непонятно, что так А. Беклемишев переживает насчёт габаритов установки. 2 км - не так уж и страшно для межпланетного корабля и, тем более, звездолёта. Вывести можно супертяжами и собрать. Зато работает на подножном корму!

Ну а космонавтике надо начинать пока с ЯЭДУ и тфЯРД.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

mark2000

Цитироватьpkl пишет:
Но лучше, всё же, сделать нормальный ТЯРД, а не эту химеру. Её преимущества перед ЯЭДУ весьма и весьма спорны.
Здесь все зависит от задач.

Если полеты к Луне, Марсу и близко пролетающим астероидам, вполне подойдет ТЯРД.
Если полеты к Марсу, Венере, Юпитеру, поясу астероидов - лучше всего ЯЭДУ.
А если хотим летать к Сатурну и далее, понадобятся движки с большим УИ и большой тягой - либо газофазный ЯРД, либо термоядерный.

Пока задачи пилотируемых полетов к дальним планетам перед нами не стоят, вполне можно обойтись ТЯРД и ЯЭДУ.

pkl

Я думаю, что ТЯРД, если будет создан, здорово потеснит ЯЭДУ. ГфЯРД, может, вообще так и не создадут, если пробкоторон получится достаточно быстро и просто.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Mark

Лучше сделать бимодальный двигатель. На XXXV Академических чтениях по космонавтике, ГКНПЦ имени М.В.Хруничева представил весьма амбициозные планы покорения космоса.
 
ЦитироватьВ качестве двигателя для межпланетных кораблей предлагается двухрежимный ядерный ракетный двигатель (ЯРД). Что это означает? Двигатель может работать в двух режимах - в качестве непосредственно ядерного двигателя и в качестве источника энергии для целой батареи электроракетных двигателей (ЭРД) малой тяги. Вблизи планет, где для снижения гравитационных потерь требуется большая тяга, сильно разогретый водород, прокаченный через активную зону реактора, выбрасывается через сопло в космос и создает необходимую тягу.
 
Конечно, создание двухрежимного ЯРД довольно сложная задача, но ничего принципиально нереализуемого в проекте такого двигателя нет.


Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

pkl

Пусть сначала по отдельности сделают ЯРД и ЯЭДУ, а там посмотрим. Лично я отношусь ко всем этим гибридам скептически.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

mark2000

Цитироватьpkl пишет:
Пусть сначала по отдельности сделают ЯРД и ЯЭДУ, а там посмотрим. Лично я отношусь ко всем этим гибридам скептически.
В КБХА в конце 80-х разрабатывали бимодальный двигатель. Дальше макета дело не пошло, но возможность его создания была показана.

Другое дело, что он имеет ограниченную сферу применения. Он хорош для Марса, при полетах к Юпитеру и далее он будет проигрывать ЯЭДУ,

mark2000

Цитироватьpkl пишет:
Я думаю, что ТЯРД, если будет создан, здорово потеснит ЯЭДУ. ГфЯРД, может, вообще так и не создадут, если пробкоторон получится достаточно быстро и просто.
Я хотел сказать своим постом:
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum13/topic11908/message1130035/#message1130035
что пока для ТЯРД и ГФЯРД нет задач, никто серьезно их разработкой заниматься не станет. А задачи появятся не скоро.

Те же задачи, которые стоят сейчас и будут стоять в ближайшие десятилетия, можно решить с помощью более простых и принципиально отработанных ЯРД, ЯЭДУ  и их комбинации.

pkl

Цитироватьmark2000 пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Пусть сначала по отдельности сделают ЯРД и ЯЭДУ, а там посмотрим. Лично я отношусь ко всем этим гибридам скептически.
В КБХА в конце 80-х разрабатывали бимодальный двигатель. Дальше макета дело не пошло, но возможность его создания была показана.
Я говорю не о возможности, а о целесообразности. Очевидно, что бимодальный двигатель будет сложнее и дороже ЯРД и ЯЭДУ по отдельности, а возможно даже, в совокупности.

Цитироватьmark2000 пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Я думаю, что ТЯРД, если будет создан, здорово потеснит ЯЭДУ. ГфЯРД, может, вообще так и не создадут, если пробкоторон получится достаточно быстро и просто.
Я хотел сказать своим постом:
 http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum13/topic11908/message1130035/#message1130035
что пока для ТЯРД и ГФЯРД нет задач, никто серьезно их разработкой заниматься не станет. А задачи появятся не скоро.

Те же задачи, которые стоят сейчас и будут стоять в ближайшие десятилетия, можно решить с помощью более простых и принципиально отработанных ЯРД, ЯЭДУ и их комбинации.
С этим и не спорю. Я писал о несколько более отдалённой перспективе.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

vlad7308

ЦитироватьAlex_II пишет:
Цитироватьvlad7308 пишет:
ТЯРД в виде пробкотрона на D-D или D-T с Q~1 - это дорогой, тяжелый и неэффективный ЭРД с низким КПД
зачем?
Да, тяжелый, да дорогой - но покажи мне ЭРД у которого УИ может доходить до 4 миллионов секунд?
а какая у вас на борту мощность энергоустановки? ну для питания этого самого ТЯРД с Q~1? несколько мегаватт? тогда тяга с таким УИ будет несколько микроньютон, чудесно-расчудесно
почти с таким же успехом можно просто светить назад прожектором - он тоже тягу дает, и без всех этих хлопот

или у вас уже есть на борту несколько гигаватт? а зачем тогда вам ТЯРД с Q~1?

нет уж, джентльмены
либо Q>>1, либо ни к чему такой ТЯРД
если бы он был, он бы разумеется полностью решил проблемы транспорта по Солнечной системе (кроме возможно взлетов и посадок).
но его нет.
это оценочное суждение

Victor123

Цитироватьvlad7308 пишет:
 (кроме возможно взлетов и посадок).
Хотя бы так.
Хотя я верю что когда-нибудь и крупные звездолёты буду садится и взлетать на крупные космические объекты типа земли и крупнее. Как в фильме "Звездные войны".
Имею скафандр готов путешествовать.

Кубик

ЦитироватьVictor123 пишет:
Хотя я верю что когда-нибудь и крупные звездолёты буду садится и взлетать на
крупные космические объекты типа земли и крупнее. Как в фильме "Звездные войны".
Даже морские суда ограничены в размерах по чисто механическим причинам, а уж звездолёты.. Ну, пусть не 2 км в длину, но представьте хоть 200-метровый корабль, способный не только взлететь с планеты, но и сесть на неё на собственных двигателях и энергии - что он сделает с планетой, если способен на межзвёздные полёты :| , давно ведь считали потребную энергетику, не стоит и мечтать.
И бесы веруют... И - трепещут!

pkl

ЦитироватьVictor123 пишет:
Хотя бы так.
Хотя я верю что когда-нибудь и крупные звездолёты буду садится и взлетать на крупные космические объекты типа земли и крупнее. Как в фильме "Звездные войны".
Разломится напополам от перегрузок.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

2025

#1397
Цитироватьmark2000 пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Пусть сначала по отдельности сделают ЯРД и ЯЭДУ, а там посмотрим. Лично я отношусь ко всем этим гибридам скептически.
В КБХА в конце 80-х разрабатывали бимодальный двигатель. Дальше макета дело не пошло, но возможность его создания была показана.

Другое дело, что он имеет ограниченную сферу применения. Он хорош для Марса, при полетах к Юпитеру и далее он будет проигрывать ЯЭДУ,

Вы забываете, что буксир состоит не только из двигателя. Для ЯЭРДУ нужен еще холодильник. Представьте каким он будет для 25 МВт. А для 1ГВт? Вот тут и нужны бимодальники. В режиме форсажа они работают на полную мощность и охлаждаются РТ, выпускаемым за борт. А в крейсерском режиме они работают в 10% максимальной мощности, но экономят РТ за счет работы холодильников.

Shestoper

Цитироватьmark2000 пишет:
Другое дело, что он имеет ограниченную сферу применения. Он хорош для Марса, при
полетах к Юпитеру и далее он будет проигрывать ЯЭДУ
Не факт. До параболических скоростей на ЯЭДУ долго разгоняться, порядка нескольких месяцев. По стартовой массе конечно бимодальник будет проигрывать, но по времени полета может и выигрывать. А стоимость при росте стартовой массы необязательно растет линейно. Перед стартом на НОО вывести ракетами бочки с водородом - не такая уж дорогая ПН по сравнению с реактором. И потом в системе Юпитера или Сатурна можно вырабатывать из местного льда водород и использовать для дозаправки, для обратного полета. Используя для разгона вблизи планет водород (земной и инопланетный), а ЯЭДУ включая в межпланетном полете для дополнительного разгона и торможения, можно быстро развивать большие скорости и минимизировать длительность экспедиций.

Примерно такой же результат достигается импульсным двигателем, причем без дозаправок водородом.

vlad7308

Объясните, пожалуйста, какой смысл в бимодальных ЯРД?
разве не проще и надежнее иметь на одном аппарате отдельно ЯРД, и отдельно - ЯЭДУ?
это оценочное суждение