Новости КБХА 2

Автор Salo, 21.06.2009 11:52:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

ЦитироватьSFN пишет:
универсальной РН «Ангара» - вероятно, как раз РД-191
Скорее, РД0124А
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SFN

Да, я потом внимательно прочитал и понял что читать так "Эти разработки – единственные жидкостные ракетные двигатели, созданные [нами] в постсоветской России. "

АниКей

#382
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев посетил ОАО «КБХА»
          
       Сегодня, 22 октября, губернатор Алексей Гордеев посетил ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» – предприятие, являющееся одним из мировых лидеров по созданию жидкостных ракетных двигателей для космических ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет. Об этом сообщило Управление по взаимодействию со СМИ и административной работе Правительства Воронежской области.
Губернатор ознакомился с результатами технологической модернизации производства, осмотрев цеха, где ему продемонстрировали новые образцы оборудования, используемые при создании жидкостных ракетных двигателей. Эти установки позволяют значительно повысить качество продукции, производительность труда и привлекательность рабочих специальностей для молодежи.
 
Например, на станках электроэрозионной обработки деталей электрофизическим способом производится высокоточная обработка стенок камеры сгорания, лопаток колес турбин и других высоконапряженных деталей. Установка электронно-лучевой перфорации позволяет лазером прожигать десятки тысяч мельчайших отверстий в металле для фильтров, используемых в ракетных двигателях. Ряд многокоординатных обрабатывающих центров, закупленных в последние годы по программе реконструкции и технического перевооружения, обеспечивает высокоскоростную точную механическую обработку сложнопрофильных деталей в автоматизированном режиме.
 
На сварочном участке губернатору продемонстрировали современное оборудование электронно-лучевой сварки, с помощью которого выполняются сварные швы из разнородных материалов.
 
 Также Алексей Гордеев побывал в сборочном цехе КБХА, где ознакомился с процессом окончательной сборки кислородно-керосиновых ракетных двигателей 14Д23 и РД-0124А для российских ракет-носителей «Союз-2.1б» и «]Ангара».
 
 Ракетные двигатели в течение последних лет составляют в общем объеме производства ОАО «КБХА» более 80%. Но предприятие выпускает также и продукцию для промышленно-хозяйственных нужд.
 
Генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «КБХА», лауреат Государственной премии РФ и Премии Правительства РФ Владимир Рачук показал главе региона водородную паротурбинную энергоустановку. Подобное устройство мощностью 5 МВт создано впервые в мировой практике. Водородная паротурбинная энергоустановка может быть востребована в различных отраслях промышленности и муниципальных объектов, в том числе для подачи большого количества воды на значительные расстояния (750 литров воды в секунду на 300 метров). Установка может использоваться при создании систем покрытия неравномерностей графика нагрузки на модернизируемых и вновь создаваемых тепловых и атомных электростанциях, в качестве привода мощных гидравлических агрегатов на крупных промышленных объектах, а также в системах экстренного пожаротушения на особо опасном производстве.
 
Затем состоялась рабочая встреча Алексея Гордеева и Владимира Рачука, в которой также принял участие руководитель Департамента промышленности и транспорта области Алексей Бродецкий. В ходе беседы речь шла об итогах деятельности предприятия за последнее время, текущих производственных задачах и перспективных планах развития.
 
 – Сейчас идет оптимизация всей космической отрасли. Конечно, нам небезразлично, как это отразится на работе наших предприятий, тем более что КБХА – предприятие успешное, устойчивое и имеющее хорошие перспективы. Радует, что, несмотря на тяжелые времена, особенно в 90-е годы, предприятие выстояло, а в последнее время наблюдается ежегодный прирост производства. Сегодня обсуждались перспективы его развития – то, что областной власти необходимо сделать на федеральном уровне с учетом мнения руководства и коллектива КБХА. Так, у нас есть возможность рассмотреть площадки для строительства новых корпусов. Затрагивалась и социальная тема – строительство жилья для сотрудников, для молодых кадров, – сказал Алексей Гордеев.
 
 Губернатор подчеркнул, что Конструкторское бюро химавтоматики является не просто производственным предприятием, но в первую очередь – научно-исследовательским, имеющим штат 3200 работников с заработной платой существенно выше средней по региону. Оно выпустило большое количество оборудования для космической и оборонной отраслей.
 
 Губернатор также поздравил Владимира Рачука с важной датой – 20-летием работы на посту генерального конструктора ОАО «КБХА».
 
 Владимир Рачук сообщил, что в последнее десятилетие предприятием выполнены основные этапы опытно-конструкторских работ по созданию двух модификаций кислородно-керосинового жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и начаты их успешные летные испытания. В настоящее время это пока единственный ЖРД, разработанный в постсоветской России для отечественного ракет-носителя (РН).
 
 Кроме того, завершается создание кислородно-водородного двигателя для разгонного блока РН «Ангара» и перспективного РН космодрома «Восточный». По Государственной программе вооружения ведутся проработки ядерного ракетного двигателя и разработка мощного лазера, что обеспечит конкурентные преимущества российских средств выведения на ближайшие десятилетия. Владимир Рачук также отметил, что у КБХА есть видение, какие ракетные двигатели должны разрабатываться, изготавливаться и поставляться на период до 2025 года.


 http://www.communa.ru/index.php?ELEMENT_ID=76658
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

fagot

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А как же РД-180 и РД-191?
Видимо, имеются ввиду созданные полностью с нуля, а данные двигатели все же созданы на основе задела от советского РД-170. В КБХА те еще пиарщики, ничуть не хуже товарища Глушко.  :)

Александр Ч.

ЦитироватьАниКей пишет:
По Государственной программе вооружения ведутся проработки ядерного ракетного двигателя и разработка мощного лазера,
Даёшь Звезду Смерти! Двигатель и лазер КБХА уже делает  :)  

ЦитироватьАниКей пишет:
Кроме того, завершается создание кислородно-водородного двигателя для разгонного блока РН «Ангара»
А 100 тонник кто будет делать?

ЦитироватьАниКей пишет:
и перспективного РН космодрома «Восточный»
А зачем носителю ракет то кислородно-водородный двигатель?
Ad calendas graecas

Старый

Цитироватьfagot пишет: В КБХА те еще пиарщики, ничуть не хуже товарища Глушко.  :)
Учатся. Перенимают опыт старших товарищей. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

http://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=125
Цитировать1 ноября 2013
В КБХА успешно начат этап доводочных испытаний кислородно-водородного двигателя РД0146Д    

 28 октября в КБХА успешно проведена первая серия огневых испытаний этапа доводочных испытаний (ДИ) кислородно-водородного ракетного двигателя РД0146Д.
  Двигатель РД0146Д тягой 7,5 тс создается на основе двигателя РД0146 тягой 10 тс. К настоящему времени на экспериментальной базе предприятия проведено 68 огневых испытаний двигателей семейства РД0146, в том числе шесть испытаний с использованием в качестве горючего жидкого метана. Суммарная наработка двигателей составляет более 3600 секунд, в том числе около 200 секунд на метане. При этом проведено 41 огневое испытание одного экземпляра двигателя с суммарной наработкой более 1900 секунд.
  28 октября в процессе испытаний маршевого блока в штатном исполнении, проведенных с бустерными блоками в баках компонентов топлива, была подтверждена возможность многократного включения двигателя и осуществлено регулирование в широком диапазоне по соотношению компонентов топлива.
  Начало отработки двигателя РД0146Д по программе ДИ стало возможным после успешного завершения в 2012 году на стенде КБХА этапа уточняющих испытаний (УтИ) двигателя. В процессе УтИ двигателя были проверены принципиальные конструкторско-технологические решения, принятые при разработке двигателя, что позволило производству КБХА приступить к изготовлению агрегатов штатной конструкции.
  В ходе работ над доводочным экземпляром двигателя заводом ракетных двигателей КБХА в полном объеме освоено изготовление агрегатов штатной конструкции двигателя РД0146Д, включая камеру двигателя с охлаждаемым соплом штатного диаметра.
  Проведенные испытания подтвердили работоспособность штатной конструкции двигателя РД0146Д, что позволяет перейти к следующему этапу испытаний с использованием вновь разработанной системы имитации высотных условий, введенной в эксплуатацию на огневом стенде.
  Комплекс работ с двигателем РД0146Д проводится КБХА в соответствии с графиком создания кислородно-водородного разгонного блока для тяжелой РН «Ангара-А5» в рамках опытно-конструкторской работы «Двина-КВТК» по заказу ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

mark2000

http://news.mail.ru/inregions/center/36/economics/15500116/?frommail=1
ЦитироватьНа воронежском КБХА завершаются испытания нового ракетного двигателя
 
    Планируется, что агрегат будет установлен на ракете-носителе «Ангара-А5».
              
       

                                                                                                                                                                                                                                                          
          
                           
           
                                                                                                               Сотрудники Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) успешно завершили первую серию огневых испытаний кислородно-водородного ракетного двигателя РД0146Д. Работы проводятся в соответствии с графиком создания разгонного блока для тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» в рамках опытно-конструкторской работы «Двина-КВТК» по заказу ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».
Как сообщили на предприятии, проведенные 28 октября испытания подтвердили работоспособность штатной конструкции двигателя. Это позволит конструкторам перейти к следующему этапу испытаний с использованием разработанной системы имитации высотных условий, введенной в эксплуатацию на огневом стенде.
Двигатель РД0146Д тягой 7,5 тонно-сил создается на основе двигателя РД0146 тягой 1 тонно-сила. К настоящему времени на экспериментальной базе предприятия проведено 68 огневых испытаний двигателей семейства РД0146, в шести из которых в качестве горючего использовался жидкий метан.
Комплекс работ с двигателем РД0146Д специалисты воронежского предприятия проводят в соответствии с графиком создания кислородно-водородного разгонного блока для тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» в рамках опытно-конструкторской работы «Двина-КВТК» по заказу ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».
             

Старый

А на фото РД-0110...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mark2000

ЦитироватьСтарый пишет:
А на фото РД-0110...
Журналисты, что с них взять. Бывает и похуже.

Salo

http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=77387&sphrase_id=2214397
ЦитироватьЯркий проект великой державы
Воронежская марка
 
В самой масштабной программе в истории отечественной космонавтики – создании МКС «Энергия-Буран» – приняли участие специалисты Воронежского механического завода[/SIZE] [/I] Байконур. Стартовая площадка №110. 15 ноября 1988 года. Пять тридцать утра. Осталось полчаса до старта уникальной многоразовой космической системы (МКС) «Энергия-Буран». ОНА – весом более 2000 тонн величаво стоит на стартовом столе в лучах прожекторов - величайшее воплощение труда миллиона граждан Советского Союза, самоотверженно трудившихся в течение двенадцати лет над этим грандиозным проектом.
Галина РОХМИН
Тысячи людей прильнули к мониторам телевизоров, к наушникам радиостанций, к перископам центрального бункера на «Байконуре». В бункере среди руководителей проекта, представителей министерств и ведомств, директоров крупнейших предприятий и организаций были и специалисты Воронежского механического завода, изготовившие четыре двигателя РД-0120 для РН «Энергия» и два РД 58М для объединённой двигательной установки системы «Энергия-Буран».
 
 Совершив два витка вокруг земного шара, через 206 минут полёта беспилотный корабль «Буран» в автоматическом режиме впервые в мировой космонавтике с величайшей точностью (отклонение от осевой полосы посадочного комплекса в момент остановки не превышало 50 см) приземлился.
 
 Многие не могли сдержать слёз радости. Да, так блестяще был завершён 12-летний труд. Счастливые люди тогда не знали, что это была последняя посадка «Бурана». Вместе со всеми ликовали специалисты Воронежского мехзавода, причастные к этому поистине историческому событию, воплотившие в металле задуманное.
 
 Производство ракетных двигателей – это территория высоких технологий. И не случайно главным технологом двигателя РД-0120 Министерством был назначен главный технолог Воронежского механического завода А.М.Гордон. Уникальные разработки, технологии, изобретения заводских специалистов при освоении производства двигателя РД0120 были по всем технологическим направлениям: в литье, в механической обработке, в испытательном комплексе и в создании оснастки.
 
 Завод в те годы достиг пика своего технического развития. Молодые специалисты за 2-3 года превращались в профессионалов, способных работать самостоятельно. Цеха работали в три смены. График был непрерывный, включая субботу и воскресенье. Все были увлечены одной идеей: Сделать! Сделать вовремя!
 
 Исходя из значительных габаритов двигателя РД-0120 (высота – 3,5 м, диаметр сопла 2,8 м, вес около 3 тонн), на заводе был построен специальный новый сборочный цех, цех по изготовлению камеры сгорания с участком электроннолучевой сварки. Спроектирована и запущена в производство специализированная электронно-лучевая установка «СУЭЛС-II М» с самой большой в СССР вакуумной камерой, с блоком вторично-эмиссионной системы слежения по свариваемому стыку «Память».
 
 Для выполнения программы изготовления двигателя заводу потребовалось значительное изменение производства литых заготовок и новые вакуумные плавильные печи. Был введён в эксплуатацию цех литья по выплавляемым моделям (ЛВМ), который спроектирован и построен с учётом современных технологий, разработанных специалистами ВМЗ совместно с отраслевыми институтами НИИТМ и ЦНИИМВ. Этот цех и сегодня загружен изготовлением литых высокопрочных корпусов для ракетно-космической техники и нефтегазового оборудования. Заготовительное производство во главе с зам. директора В.С.Кондрашовым, начальником металлургического производства Ю.С.Петько, с главным металлургом Г.И.Нечитайловым решило проблемные вопросы по изготовлению жаростойких, высокопрочных деталей, выполненных методом литья по выплавляемым моделям.
 
 Воронежский механический более 40 лет применяет в производстве современные заготовительные технологии. Это не имеющие аналогов бесшовные оболочки, полученные методом ротационного выдавливания, бесшовные газоводы с переменным сечением. Внедрённые главным сварщиком завода В.П. Чудиновым в производство малогабаритные навесные сварочные автоматы позволили сократить количество выявляемых течей более чем в 10 раз, что значительно сократило цикл изготовления двигателя, повысив его качество.
 
 Специалисты мехзавода дважды были удостоены премий Правительства СССР в области точных заготовок: за внедрение в производство ЖРД технологий формообразования импульсными нагрузками (взрывом) и за внедрение технологии раскатки бесшовных оживальных оболочек методом ротационного выдавливания.
 

 Руководители производственных участков 25 лет спустя рядом со своим детищем – двигателем РД-0120.
 В первом ряду (слева направо): А.И. Должиков, Г.В. Поляков, В.И. Мазко, С.В. Волков, С.Н. Фёдоров.
 Во втором ряду – Е.В. Афонькин, Ю.Н. Соломахин, К.В. Коптев, Е.М. Зайцев, Н.А. Ирхин, А.И. Майстренко, В.П. Чудинов.
Успешное испытание РН «Энергия» с космическим аппаратом «Полюс» 15 мая 1987-го и триумфальный полёт МКС «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 года заняли достойное место в истории освоения космоса. Это стало возможным благодаря не только самоотверженному труду огромной армии строителей, монтажников, рабочих, учёных, конструкторов, но и умелому грамотному руководству большого отряда управленцев, которые начиная с младшего специалиста и заканчивая министром работали с полной отдачей для решения сверхсложной и самой масштабной для ракетно-космической отрасли задачи - создания многоразовой космической системы «Энергия-Буран».
 
 - На всех этапах своего развития Воронежский механический завод, которому первого октября этого года исполнилось 85 лет, работал на благо страны. Создавал то, чего остро не хватало ей в данный период развития: зерноочистительные машины-триеры, дизели для речного флота, поршневые авиационные двигатели и, наконец, начиная с 1957 года – жидкостные ракетные двигатели, - говорит генеральный директор «ВМЗ» - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» Иван Коптев. - Широкая номенклатура двигателей - более 40 наименований - позволила реализовать программы освоения космического пространства, создать ракетно-ядерный щит. Успешный пуск «Энергия-Буран» стал одним из факторов ограничения стратегических вооружений. Гонка вооружений не распространилась в космос.

Источник: газета «Коммуна» № 168 (26190), 14.11.2013г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=77426&sphrase_id=2214397
ЦитироватьВодородное сердце «Энергии»

 Сегодня исполняется 25 лет историческому полёту советской многоразовой космической системы «Энергия-Буран», ставшей ответом на аналогичную американскую программу «Спейс-Шаттл»[/SIZE] [/I] Тысячи воронежцев – работники Конструкторского бюро химавтоматики и Воронежского механического завода – посвятили этому проекту годы жизни, вложили в создание двигателей для «Энергии» все свои знания, талант и мастерство. Те события кажутся далеким прошлым, но и сейчас, спустя четверть века, опыт разработки комплекса, созданные технологии указывают новому поколению специалистов путь к дальнейшему освоению космического пространства.
Александр КАЖИКИН

Пресс-служба ОАО КБХА      

  1972 год. Президент США Ричард Никсон объявил своим согражданам о начале реализации новой амбициозной космической программы «Спейс-Шаттл». Она предполагала создание системы с многоразовыми космическими кораблями, которые как челноки стали бы перевозить грузы с Земли в космос и обратно на регулярной основе. При грузоподъемности челнока в 29,5 тонны и возможности возвращать на Землю 14,5 тонны американское Правительство заявило планируемую регулярность рейсов – до 60 в год! Для сравнения, к тому времени США выводили в космос около 150 тонн полезной нагрузки в год. А здесь многократное увеличение, да еще и с возвращением сотен тонн обратно на Землю.
 
 Советские ученые из Института прикладной математики Академии наук и специалисты НПО «Энергия» пришли к однозначному выводу о военном предназначении новой системы: благодаря шаттлам потенциальный соперник получал возможность отработки новейших систем космического оружия, способного уничтожать стратегические ракеты противника и наносить превентивный ракетно-ядерный удар по жизненно важным объектам СССР.
 
 В 1976 году совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров было положено начало созданию многоразовой космической системы «Энергия-Буран», которая должна была не просто стать симметричным ответом американским шаттлам, но и превзойти их. Мы отставали от американцев по срокам, но при этом внимательно изучали их опыт. В системе «Спейс-Шаттл» два мощных боковых ускорителя дополняли три маршевых ракетных двигателя, установленных на космическом корабле. Все вместе они работали с момента старта и обеспечивали доставку грузов в космос. Вот где она слабинка: убери челнок – и нет мощной ракеты.  

 15 ноября 1988 года. Запуск системы «Энергия-Буран»
В НПО «Энергия» под руководством Валентина Петровича Глушко – патриарха ракетного двигателестроения – принимается другая схема: связку из мощных кислородно-водородных двигателей разместить не на корабле, а на самой ракете. Убери «Буран» – и «Энергия» вместо него готова выводить на орбиту до 100 тонн любой другой полезной нагрузки, а это неоспоримое преимущество.
 
 При выборе разработчика кислородно-водородного двигателя тягой 200 тонн Глушко долго взвешивал все «за» и «против».
 
 Многое было в пользу московского НПО «Энергомаш», которое давно занималось двигателями большой размерности и тяги. Но специалисты из КБХА имели опыт работы с водородом при создании ядерного ракетного двигателя, а их главный конструктор Александр Дмитриевич Конопатов горячо отстаивал данную тему и окончательно склонил чашу весов в пользу воронежцев. Соседний Воронежский механический завод был выбран производственной базой для изготовления нового двигателя. p>
 
Отработка двигателя
Создание двигателя РД-0120 для ракеты «Энергия» занимает особое место в истории КБХА и ВМЗ. К началу его разработки опыт работы с жидким водородом в качестве горючего в целом по стране был небольшой. К тому же двигатели такой большой тяги воронежцы попросту не делали: освоенный максимум составлял 60 тонн. К решению научно-технических проблем по двигателю были подключены десятки научно-исследовательских институтов, КБ и заводов Советского Союза, все ниточки от которых сходились в Воронеже.
 
 Испытательная база КБХА не позволяла проводить отработку столь мощного двигателя, поэтому на отраслевых экспериментальных базах в Загорске и Нижней Салде интенсивными темпами начали возводить огневые стенды для испытаний нового двигателя.
 
 Жидкий водород, применявшийся в качестве горючего, давал превосходную энергетику, но оказался крайне сложен в применении и был чрезвычайно взрывоопасен. Перед началом испытаний в Загорске министр общего машиностроения Сергей Александрович Афанасьев встретился с воронежцами и дал такое наставление:
 
 - Ребята, будьте очень аккуратны с водородом. Несколько лет назад на стенде, где вам предстоит работать, испытывали водородный двигатель главного конструктора Люльки. Так такой был взрыв, что нам не хватило годового лимита всего министерства на стекло, чтобы застеклить близлежащие поселки и населенные пункты.
 
 Специалисты воронежского КБ со всей серьезностью отнеслись к совету министра – нештатные ситуации в отработке были, но ни одного случая взрыва с масштабными разрушениями допущено не было. Хотя шутка ли обуздать жидкость, которая с начальной температурой ниже минус 250 градусов по Цельсию мчится внутри агрегатов двигателя под давлением 450 атмосфер со скоростью кубометра в секунду? Заставить надежно работать любую, самую совершенную конструкцию из металла в такой среде неимоверно трудно. Только что этот водород своей низкой температурой охрупчивал прочнейшие сплавы, пытаясь расколоть их в пыль, и уже спустя сотые доли секунды, воспламенившись с кислородом, он вырывается с неистовой силой из сопла двигателя при температуре в несколько тысяч градусов выше по Цельсию.  

 Специалисты и рабочие КБХА и ВМЗ у первого товарного двигателя РД-0120. 1983 год.
Чтобы наделить двигатель диаметром в два с половиной метра мощью, равной силовой установке атомного ледокола Ленин, конструкторам, технологам, рабочим и испытателям КБХА и ВМЗ пришлось провести не одну бессонную ночь за решением научно-технических проблем. В производстве были освоены сотни новых технологий: формообразование, механическая обработка и пайка крупногабаритных блоков сопла, перфорация днища головки камеры сгорания мельчайшими отверстиями в 0,2 миллиметра, высокотемпературная газостатическая обработка литых корпусных деталей, изостатическое прессование из гранул заготовок крыльчаток водородного насоса и многие другие.
 
 Каждая из них серьезно двигала советскую науку, промышленность вперед. Но конечная цель затмевала собой все эти локальные успехи, превращая их в повседневную и само собой разумеющуюся работу.
 
 После Загорска, где двигатель испытывали первое время на режиме 25 процентов от номинальной тяги, дела в Нижней Салде застопорились. Какое-то время не удавалось выйти на режим в 70 процентов. У главного конструктора двигателя Владимира Рачука была обязанность: после каждого испытания лично звонить министру Афанасьеву и генеральному конструктору Глушко с докладом. У них были два принципиально разных характера. Валентин Петрович Глушко, человек очень интеллигентный, но при этом весьма саркастичный, при очередном объяснении причин неудачного испытания мог с иронией заметить:
 
 – Ну что, воронежцы, опять улучшений в двигателе наделали? Сергей Александрович Афанасьев был напротив прямой и горячий. Но его открытое негодование компенсировалось такой же прямой и открытой благодарностью при успехе.
 
 Когда первое испытание на режиме 70 процентов все-таки благополучно состоялось, Рачук, по обыкновению, позвонил Афанасьеву. Секретарь ответила, что он на приеме у министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Не откладывая в долгий ящик, главный конструктор двигателя набрал приемную Устинова и объяснил ситуацию.
 
 Афанасьев как раз дожидался приема и взял трубку.
 
 - Докладываю, Сергей Александрович, только что отработали семьсот секунд на режиме 70 процентов.
 
 - Да ты что, дорогой! – громыхнул Афанасьев. – Ты хоть понимаешь, как меня обрадовал. Да я теперь к Дмитрию Федоровичу дверь сейчас ногой открою, а то я все из-под стола с ним обычно разговариваю!
 
 Представить Афанасьева, под два метра ростом, под столом было сложно и смешно одновременно. Впрочем, у члена Политбюро ЦК КПСС, Героя Советского Союза Устинова под столом могли поместиться и не такие.
 
 Не менее сложным оказался и выход на режим стопроцентной тяги двигателя – разрушались крыльчатки насоса горючего. Безрезультатно перепробовав все известные способы их изготовления, воронежцы применили принципиально новый метод газостатического прессования гранул, для чего в КБХА в срочном порядке был построен новый металлургический комплекс. Дальше дело пошло веселей. Всего на огневых стендах страны было проведено около 800 огневых испытаний двигателя, что позволило добиться требуемых энергетических характеристик и высокой надежности.
 
 В процессе отработки одолевали и конструкторские просчеты, и производственный брак, и ошибки в подготовке испытаний, но все это воронежцы выдержали с честью, не спасовали перед сложностями и вышли победителями.
 
 15 мая 1987 года с Байконура был осуществлен первый пуск ракеты «Энергия» с макетом полезной нагрузки под названием «Полюс» весом около 80 тонн. Связка из четырех воронежских двигателей, как и ракета в целом, надежно отработала по заданной программе. Эта дата стала днем триумфа для коллективов КБХА и ВМЗ.
 
 Впрочем, раздачу государственных наград и особые торжества отменили: из-за ошибки в системе управления самого космического аппарата «Полюс» так и не вышел на заданную орбиту. Оставалось готовиться к первому запуску ракеты с «Бураном».
 
Полёт
15 ноября 1988 года. Байконур. Раннее утро. Температура по метеосводке 2,8 градуса выше нуля. Пронизывающий до костей ветер, низкая разорвано-дождевая облачность, морось.
 
 На стартовом столе в лучах прожекторов величаво возвышается ракета «Энергия» с плотно прижавшимся к ней «Бураном». Громадная космическая система весом в 2400 тонн приготовилась к рывку в небо и, кажется, безучастна к погоде.
 
 Тем временем в зале управления командного пункта, где завершаются предстартовые операции, напряжение из-за погоды возрастает. Холодает на глазах, а мелкий дождь грозит образованием ледяной корки на теплоизоляции орбитального корабля и ракеты. Больше двух миллиметров – и все, пуск надо откладывать. Это недели и недели работы. Да и будет ли потом этот второй шанс? Ветерок перестройки и демилитаризации уже вносил растерянность в ряды «оборонщиков».
 
 Главный конструктор ракетных двигателей РД-0120 Владимир Рачук, находившийся вместе со всеми в зале управления, переживал не меньше других. Ведь связка из четырех воронежских двигателей суммарной тягой 800 тонн в составе второй, маршевой ступени «Энергии» должна отпахать по полной – с первых секунд отрыва ракеты от земли до отделения орбитального корабля, невзирая ни на какие погодные условия.
 
 Впереди – несколько минут до старта, позади – двенадцать лет тяжелейшей работы миллиона лучших советских специалистов и рабочих со всей страны. И надо решать. Министр общего машиностроения Виталий Хуссейнович Догужиев, вступивший в должность после Афанасьева и Бакланова, главные конструкторы ракеты и космического корабля Борис Иванович Губанов и Юрий Павлович Семенов вместе с техническим руководством единогласно решают – пускать!  

 Главный конструктор двигателя В.С.Рачук с начальником отдела А.А.Кулеевым и ведущим конструктором
 двигателя Л.Н.Никитиным обсуждают рабочие моменты. 1984 год.
Из воспоминаний заместителя главного конструктора ракеты «Энергия» Вячеслава Филина: «В зале управления рабочая тишина. Все на своих местах. Мы с Володей Рачуком опять сидим вместе. Опять эта тягомотина с заправкой, термостатированием, но все шло по графику. Наступило время нажать кнопку «Пуск». В этот момент строевым шагом, гремя сапогами по плитам пола, к столу руководителя боевого расчета – пускающего – подошел подполковник метеорологической службы. Все с удивлением смотрели на это представление.
 
 - Товарищ генерал, разрешите обратиться?
 
 - Обращайтесь.
 
 - Я должен вам вручить под расписку штормовое предупреждение.
 
 - Где расписаться?
 
 Генерал Гудилин расписывается.
 
 - Вы свободны.
 
 Подполковник отдает честь, по строевому разворачивается и так же громко уходит».
 
 Прозвучала команда первого: «Нажать кнопку «Пуск».
 
 «Есть нажать кнопку «Пуск».
 
 Это только в кино после нажатой кнопки ракета моментально взмывает ввысь. В жизни все по-другому. До момента отрыва от стартового стола начинают тянуться последние, самые длинные минуты. В это время от человека уже ничего не зависит – все операции выполняет автоматика.
 
 И вот наконец контакт подъема! Озаряя предрассветную темноту ярким пламенем, в клубах выхлопных газов «Энергия» вначале медленно, а потом все более уверенно начала поднимать ввысь «Буран». Промелькнув на экранах зала управления в считанные секунды, она разорвала низкую облачность и быстро скрылась из зоны видимости, оставив создателям нелегкий удел следить за показаниями датчиков да слушать голос оператора, сообщавшего через паузы:
 
 - Двигатели работают устойчиво...
 
 - Полет нормальный...
 
 - Тангаж, рысканье, крен – в норме.
 
 - Есть выключение двигателей первой ступени...
 
 - Есть отделение блоков первой ступени...
 
 - Двигатели второй ступени работают устойчиво...
 
 - Есть выключение двигателей второй ступени...
 
 - Есть отделение орбитального корабля.
 
 Воронежцы вместе с ракетчиками отработали, но напряжение в зале продолжало висеть.
 
 - Поздравляю, - тихо говорит главный конструктор «Бурана» Юрий Семенов, - теперь я остался один на один.
 
 Но ни он, и никто другой помочь «Бурану» уже не могут. Ведь впервые в мировой космонавтике полет многоразового корабля проходит в полностью автоматическом режиме. Два витка вокруг Земли, 206 минут. И, наконец, заход на посадку.
 
 Сопровождаемый МИГами, «Буран» приближался к родной земле спокойно и величаво. Автоматика корабля с удивительной точностью отработала все маневры по входу в атмосферу и как будто даже не обращала внимания на такую «мелочь», как усилившиеся порывы ветра.
 
 Элегантно скользнув шасси по посадочной полосе, «Буран» выбросил тормозной парашют и плавно остановился ровно на ее середине. Отклонение от осевой линии полосы не превышало 50 сантиметров! Буря аплодисментов, радость, стыдливо скрываемые слезы накрыли зал управления.
 

 Приземление многоразового космического корабля «Буран».
Еще через несколько мгновений по взлетному полю к кораблю бежали счастливые люди. Ветер срывал с них шапки, сбивал с ног, а «Буран» ждал их, не шелохнувшись, как будто готовый к следующему полету.
 

 Работники КБХА. Рядом с военнослужащим – В.С.Рачук , далее Л.Н.Никитин, В.А.Мякинин,
 А.Г.Плис у стартового стола после успешного запуска
Поздравления, фото на память, торжественные речи, - все эти мгновения счастья пролетели стремительно, но их оказалось достаточно, чтобы забыть едкие насмешки критиков и пессимистов, ожесточенные профессиональные споры, горечь и досаду неудачных испытаний, растраченные нервы и здоровье.
 
Уроки истории
«Бурану» более не суждено уже было взлететь. В 1992 году приняли официальное решение о закрытии программы. Рыночные экономисты признали миллиардные расходы неоправданными и потраченными зря. Спустя еще десять лет - в 2002 году – забытый всеми и брошенный «Буран» был окончательно похоронен под рухнувшей крышей монтажно-испытательного комплекса на «Байконуре».
 
 Нет нужды рассуждать об альтернативной судьбе первого отечественного многоразового комплекса «Энергия-Буран», ибо история не терпит сослагательных наклонений. Но каждый выносит из нее свои уроки. В 90-е годы, когда не было ни денег, ни уверенности в завтрашнем дне, когда новые экономические порядки просто кричали: «Забудьте водородную энергетику! Оставьте технические мечты правнукам!», коллектив КБХА построил во многом за счет собственных средств комплекс по производству жидкого водорода, модернизировал огневой стенд и начал разрабатывать новые кислородно-водородные ракетные двигатели. Вы удивитесь, но первыми заказчиками стали... американцы.
 
 Спустя годы этот задел оказался востребован и в России. Сейчас по заказу Государственного космического центра имени Хруничева на предприятии создают кислородно-водородный двигатель РД0146Д для разгонного блока тяжелой ракеты «Ангара». На огневом стенде уже можно услышать его зычный рокот. В 70-е годы нашлось немало критиков, с усмешкой повторявших, что затея с «Энергией-Буран» пустая: ничего, мол, не выйдет.
 
 История повторяется: сегодня то же самое можно услышать про новый водородный двигатель. А может, и к лучшему? В цехе сборки КБХА в углу стоят собранные еще в 80-е годы красавцы – ракетные двигатели РД-0120, так и не нашедшие применения на очередных ракетах «Энергия». С высоты своего почти пятиметрового роста они молчаливо наблюдают за тем, как рождается их младший брат – двигатель РД0146Д. И лучше других знают, что судьба его зависит не столько от денег или государственных решений, коими история не обделила в свое время «Энергию-Буран». В первую очередь, она зависит от вон тех людей, что снуют сейчас вокруг него в белых халатах...

Источник: газета «Коммуна» № 168 (26191), 15.11.2013г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#392
http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=77483&sphrase_id=2214397
Цитировать15 ноября - 25 лет историческому полету МКС «Энергия-Буран». Наш ответ «Шаттлу»

Из воспоминаний участника изготовления двигателя для ракеты-носителя «Энергия»
Байконур. Пять тридцать утра. Стартовая площадка №110. Осталось ровно 30 минут до старта уникальной многоразовой космической системы (МКС) «Энергия-Буран». Хмурое, морозное с пронизывающим до костей ветром, температура – 2,8оС, изморось, низкая разорвано-дождевая облачность. И вот Она – весом более 2000 тонн величаво стоит на стартовом столе в лучах прожекторов, величайшее воплощение труда миллиона граждан Советского Союза, самоотверженно трудившихся в течение 12 лет над этим грандиозным проектом.
 
 Специально для её создания построены тысячи зданий и сооружений, спроектированы и изготовлены тысячи единиц уникального оборудования, разработаны более 500 новейших технологий, написаны сотни тысяч новых техпроцессов, разработаны сотни материалов, ранее не применяемых у нас в ракетостроении. Над всем этим долгие годы трудились десятки научно-исследовательских институтов.

 Снимок на память создателей МКС перед вывозом «Энергии-Бурана» на стартовую площадку. Ноябрь 1988г. Снимок из архива В.Чудинова.

Морось переходит в мелкий дождь, орошая и саму «Энергию», и плотно прижавшийся к ней «Буран». Холодает. Это грозит образованием на поверхности ракеты ледяной корки, и если бы её толщина превысила 2 мм, то пуск пришлось бы вновь отложить, как отложили его первоначально 29 октября 1988 года за 53 секунды до старта по причине несвоевременного отделения от ракеты платы прицеливания (40 сек. вместо 3-х). Очередной подарок к годовщине Октябрьской революции не удался.
 
 Остались самые напряженные минуты ожидания. Решение принято!
 
 Ровно в 6.00 – старт. Общая суммарная тяга комплекса более 3500 т. Из клубов выхлопных газов, подсвечивая это огромное облако красно-коричневым цветом, гигантская ракета начала медленно подниматься вверх. Зрелище оказалось, увы, до обидного коротким. Уже через несколько секунд ракета пробила облака, и лишь затухающее пятно света в покрове низкой облачности говорило о той неистовой силе, которая несла «Буран»...
 
 Тысячи людей прильнули к мониторам телевизоров, к наушникам радиостанций, к перископам центрального бункера на «Байконуре».
 
 В бункере среди руководителей проекта, представителей министерств и ведомств, представителей крупнейших предприятий и организаций были и представители земли воронежской, создатели ракетных двигателей МКС «Энергия-Буран»: представители КБХА – разработчики кислородно-водородного двигателя РД-0120 второй ступени РН «Энергия» во главе с главным конструктором В.С.Рачуком и специалисты Воронежского механического завода, изготовившие четыре двигателя РД-0120 для РН «Энергия» и два двигателя РД 58М для объединенной двигательной установки для системы «Энергия-Буран».

 Пуск МКС «Энергия-Буран» 15 ноября 1988г. Снимок из архива В.Чудинова.

 Совершив два витка вокруг земного шара через 206 минут полета, беспилотный корабль «Буран» в автоматическом режиме впервые в мировой космонавтике с величайшей точностью (отклонение от осевой полосы посадочного комплекса в момент остановки не превышало 50 см) приземлился. Что дальше началось! Все бросились к «Бурану». Обнимаются, целуются, многие не могут удержать слез.
 
 Да, так блестяще был завершен 12-летний труд. Счастливые люди тогда не знали, что это была последняя посадка «Бурана». Создание МКС «Энергия-Буран» стало самой масштабной космической программой в истории отечественной космонавтики. Кооперация исполнителей насчитывала более 1200 предприятий и организаций, почти 70 министерств и ведомств СССР, были задействованы крупнейшие научно-исследовательские центры страны. Общие расходы на программу составляли более 16 млрд. рублей. МКС «Энергия-Буран» создавалась аналогичной по своим характеристикам американской «Спейс Шаттл».
 
 Вместе со всеми ликовали В.С.Рачук и Г.В.Костин, им было, что вспомнить, им было чем гордиться... За их плечами стояли многотысячные коллективы высококлассных специалистов, которые в эти минуты тоже ликовали, подводя итоги многолетнего самоотверженного труда. Это была Победа! Их победа. Ликовали конструкторы КБХА, родившие это чудо техники. Ликовали все специалисты Воронежского механического завода, причастные к этому поистине историческому событию, воплотившие в металле задуманное.
 
 Исходя из значительных габаритов двигателя РД-0120 (высота – 3,5 м, диаметр сопла 2,8 м, вес около 3 тонн) на ВМЗ был построен специальный новый сборочный цех, цех по изготовлению камеры сгорания, с участком электронно-лучевой сварки, спроектирована и запущена в производство специализированная электронно-лучевая установка «СУЭЛС-II М» с самой большой в СССР вакуумной камерой объемом 114 кубометров с системой вакуумной откачки общей площадью 430 кв.м, с блоком вторично-эмиссионной системы слежения по свариваемому стыку «Память». Блок «Память» позволяет записать диаграмму ведения электронного луча по кромке технологической неоднородности и автоматически воспроизвести слежение за стыком непосредственно во время сварки. «Память» позволяет воспроизвести наведение луча с точностью =0,2 мм, при скорости сварки 120 м/сек.
 
 Двигатель РД-0120 включает в себя 5,5 тысячи наименований деталей и сборочных единиц. В обеспечении изготовления двигателя было выпущено техническими службами завода более 10000 оригинальных технологий, выпущено более 52000 чертежей двигателей и сборочных единиц оснастки. Основной технологический процесс соединения узлов и деталей – это сварка. Всего на двигателе было около 5000 швов, только по общей сборке сваривалось 500 швов, подвергаемых рентгенконтролю, из них 300 сварных швов выполнялись автоматической сваркой навесными сварочными автоматами.

 Ветеран космической отрасли Юрий Степанович Петько, в прошлом – начальник металлургического производства ВМЗ. Фото В.Чудинова.

 На первых двигателях при проверке на герметичность выявлялось по 80-90 течей по сварным швам. Из-за плотной компоновки сварные швы в основном были труднодоступными под сварку. Старшим мастером сборочного цеха В.Чудиновым были разработаны и внедрены в производство малогабаритные навесные сварочные автоматы ГНС-14Д и ГНС-25Д, внедрение которых позволило сократить количество выявляемых течей более чем в 10 раз, что значительно сократило цикл изготовления двигателя, повысившего качество.
 
 В 1986 году В.Чудинов был назначен главным сварщиком завода. «За разработку и внедрение технологии и оборудования для автоматической сварки неповоротных стыков трубопроводов ответственного назначения диаметром до 800 мм с гарантированным качеством соединений» в 1991 году ему присуждена премия Совета Министров СССР.
 
 Уникальные разработки, технологии, изобретения заводских специалистов при освоении производства двигателя РД-0120 были по всем технологическим направлениям: в литье, в механической обработке, в испытательном комплексе, в создании уникальной оснастки. Были закуплены за рубежом десятки высокоточных, высокопроизводительных станков для мехобработки, уникальные измерительные комплексы, впервые для контроля внутренних полостей стали применять эндоскопы «Олимпус».

 Группа ветеранов – руководителей участков сборочного цеха ракетного двигателя для «Энергии». Фото В.Чудинова.
 
Завод в те годы достиг пика своего технического развития. Молодые специалисты, призванные в «живое» производство за 2-3 года превращались в грамотных специалистов, руководителей, способных работать самостоятельно. Руководители участков, цехов, различных служб работали по 14-15 часов. Ежедневное вечернее совещание «бункер», которое проводилось директором завода или главным инженером, начиналось в 18.00, на него приглашались все начальники цехов и отделов, участвующие в изготовлении двигателя.
 
 В цехах работали с 7 часов утра. Уходили на работу - дети дома ещё спали, приходили в 9-10 вечера - они уже спали. Зачастую детей не видели всю неделю, суббота была тоже рабочей... Цеха работали в три смены. График работы был непрерывный, включая субботу и воскресенье. Как писал один заводской поэт, «жены были вдовами при живых мужьях...» Но все были увлечены одной идеей: Сделать! Сделать вовремя!
 
 Объем литых деталей на двигателе РД-0120 составлял 30 процентов от его веса, 105 наименований, в основном крупногабаритные отливки. Для выполнения программы изготовления двигателя заводу потребовалось значительное изменение производства литых заготовок и новые вакуумные плавильные печи с ёмкостью тиглей 500 и 600 кг. Был построен и введен в эксплуатацию новый цех литья по выплавляемым моделям (ЛВМ), который был спроектирован и построен с учётом современных технологий, разработанных специалистами ВМЗ совместно с отраслевыми институтами НИИТМ и ЦНИИМВ.
 
 Заготовительное производство во главе с зам. директора В.С.Кондрашовым, начальником металлургического производства Ю.С.Петько, с главным металлургом Г.И.Нечитайловым решило проблемные вопросы по изготовлению жаростойких, высокопрочных деталей, выполненных методом литья по выплавляемым моделям.

 Сборочный цех в наши дни. Слева на снимке – те самые легендарные двигатели для «Энергии»,
 созданные двадцать пять лет назад. Нынешнему поколению ракетостроителей они как наглядный
 пример высот, которые покоряются человеческому уму. Фото В.Чудинова.


Построенный современный цех ЛВМ и сегодня загружен изготовлением литых высокопрочных корпусов нефтегазового оборудования. Воронежский механический завод более 40 лет занимается внедрением в производство современных заготовительных технологий. Внедрены прорывные технологии, не имеющие аналогов: бесшовные оболочки, полученные методом ротационного выдавливания, бесшовные газоводы с переменным сечением.
 
 Специалисты ВМЗ дважды были удостоены премий Правительства СССР в области точных заготовок: за внедрение в производство ЖРД технологий формообразования импульсными нагрузками (взрывом) и за внедрение технологии раскатки бесшовных оживальных оболочек методом ротационного выдавливания.
 
 Производство ракетных двигателей – это территория высоких технологий. И не случайно главным технологом двигателя РД-0120 министерством был назначен главный технолог ВМЗ А.М.Гордон. Была разработана и внедрена технология термодиффузионного сращивания в вакууме корпусов водородного насоса, освоен метод кавитационного импульсного гидрообразивного удаления заусенцев при фрезеровании каналов охлаждения на камере сгорания, уникален технологический процесс дифференциальной электрохимической обработки оболочек сопла камеры сгорания, позволивший уменьшить разницу толщины стенки сопловых оболочек до 0,05 мм, что снизило вес комплекта из четырех двигателей РН «Энергия» почти на 200 кг.
 
 Успешное испытание РН «Энергия» с космическим аппаратом «Полюс» 15.05.1987 и триумфальный полёт МКС «Энергия-Буран» 15.11.1988г. заняли достойное место в истории освоения космоса. Это стало возможным благодаря не только самоотверженному труду огромной армии строителей, монтажников, рабочих, учёных, конструкторов, но и умелому грамотному руководству большого отряда управленцев, которые, начиная с младшего специалиста и кончая министром, работали с полной отдачей для решения сверхсложной и самой масштабной для ракетно-космической отрасли задачи – создания многоразовой космической системы «Энергия-Буран».
 
 Первого октября 2013 года ВМЗ исполнилось 85 лет. На всех этапах своего развития завод работал на благо страны, создавая то, что остро не хватало ей в данный период развития: зерноочистительные машины-триера, дизели для речного флота, поршневые авиационные двигатели и, наконец, начиная с 1957 года – жидкостные ракетные двигатели. Широкая номенклатура двигателей более 40 наименований позволила реализовать программы освоения космического пространства, создать ракетно-ядерный щит.
 
 Успешный пуск «Энергия-Буран» стал одним из факторов ограничения стратегических вооружений. Гонка вооружений не распространилась в космос.
 
 Но «Буран» не умер! Научно-технический задел, результаты создания и испытаний системы «Энергия-Буран» сегодня находят воплощение в разработке новых космических средств. Он остался в памяти тех людей, которые принимали участие в реализации этой программы, а их, по самым скромным подсчетам, – около одного миллиона человек. И пока будет жить из них хотя бы один человек – будет жить и «Энергия» с «Бураном», будет жить память об их замечательных взлёте и посадке.

Владимир Чудинов,
 старший мастер сборочного цеха ВМЗ (1986-1994гг.),
 лауреат Премии Совета министров СССР (1991г.),
 почетный дипломант ВДНХ и Минобщемаша (1986г.)


Специально для электронного издания «Коммуна»
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

#393
ЦитироватьОсенью будет готов документ по слиянию КБХА и Мехзавода
 .... состоялась встреча губернатора Алексея Гордеева с гендиректором «Конструкторского бюро химавтоматики» (КБХА) Владимиром Рачуком.
На встрече было сказано, что проект слияния КБХА с Воронежским механическим заводом уже осенью будет готов и предоставлен в государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. Хруничева.
Объем площади нового предприятия составит 25-35 га. На реализацию проекта отводится 6 лет.
Осень на исходе
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

#394
http://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=126
Цитировать22 ноября 2013
В КБХА проведены испытания двигателя РД0146Д в высотных условиях.

 20 ноября 2013 года на стенде испытательного комплекса КБХА успешно проведены огневые испытания двигателя РД0146Д в высотных условиях.
 Система имитации штатных условий эксплуатации кислородно-водородного двигателя РД0146Д разработана КБХА с участием ведущих предприятий аэрокосмической отрасли. Непосредственно в испытаниях приняли участие ведущие специалисты ФКП «НИЦ РКП», ФГУП «ЦИАМ им. П.А. Баранова», ГНЦ «ФГУП «Центр Келдыша», НПП «Молния».
 При испытаниях впервые в ходе отработки реализован запуск в штатных условиях вакуума и обеспечено безотрывное истечение в сопле за счет использования газодинамической трубы.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

ЦитироватьSalo пишет:
 27 августа в Воронеже успешно завершены межведомственные испытания еще одного нового ракетного двигателя – РД-0124А
кстати, о птичках
а что слышно про однокамерный вариант? вроде хруники надеялись с двумя такими двигателями довести тяговооруженность УРМ-2 до приемлемого уровня и слегка повысить ПН.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий В.

ЦитироватьBell пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
 27 августа в Воронеже успешно завершены межведомственные испытания еще одного нового ракетного двигателя – РД-0124А
кстати, о птичках
а что слышно про однокамерный вариант? вроде хруники надеялись с двумя такими двигателями довести тяговооруженность УРМ-2 до приемлемого уровня и слегка повысить ПН.
Дело не в тяговооруженности УРМ-2 - она и сейчас находится в рациональных пределах. Удвоение тяги позволяет увеличить заправку УРМ-2 и увеличить Мпг примерно до 27 т.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

mark2000

#397
Сразу несколько сообщений на одну тему.
http://www.rg.ru/2013/12/16/reg-cfo/mars-anons.html
Цитировать  В Воронеже создали двигатель для Марса                        
      Текст: Антон Валагин (Воронеж)    
     
В воронежском КБ химавтоматики начались стендовые испытания магнитоплазмодинамического двигателя, разрабатываемого для дальних космических полетов - например, к Марсу.
Математическая модель двигателя принципиально нового типа разработана московским госуниверситетом приборостроения и информатики, в металле его воплотили в Воронеже. Разработки подобных двигателей параллельно ведутся в Германии и США, но, по словам создателей, у российского агрегата выше КПД реактивной струи.
- В ходе испытаний планируется изучить процесс образования плазмы в двигателе, проверить теоретические расчеты и усовершенствовать его строение, - рассказал руководитель проекта Юрий Кубарев.
Предполагается, что оснащенный таким двигателем космический корабль сможет разгоняться и тормозить, не меняя режима работы силовой установки, а отклоняемая плазменная струя поможет ему маневрировать в пространстве.
На 2014 год запланировано создание рабочего образца, обладающего достаточной мощностью для доставки грузов на Марс.                
http://www.moe-online.ru/news/view/278909.html
ЦитироватьВ Воронеже создали новый двигатель для покорения Марса    Сейчас он проходит стендовые испытания

На базе воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) начались стендовые испытания магнитоплазмодиманического двигателя. Об этом сообщает «Интерфакс».
В ходе испытаний планируется изучить процессы образования плазмы в двигателе и проверить теоретические расчёты. Нынешняя серия экспериментов позволит улучшить конструкцию двигателя и послужит основой для создания модели, специально предназначенной для дальних космических полётов.
Стоит отметить, что в сравнении с аналогичными двигателями, которым разрабатывают в США и Германии, у российского двигателя КПД струи будет больше. В перспективе он сможет разгонять и тормозить ракету без изменения режима работы самого двигателя. Учёные предполагают, что уже в 2014 году мощность такого двигателя смогут развить до 100 кВт, и это позволит использовать его для доставки грузов на Марс.
http://polit.ru/news/2013/12/16/ps_engine/
ЦитироватьВ России создан новый двигатель для покорения Марса
 
 
В воронежском Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА) начались стендовые испытания магнитоплазмодинамического двигателя. В этом двигателе рабочее тело в плазменном состоянии ускоряют за счет взаимодействия тока разряда с магнитным полем при преобразовании тепловой энергии в кинетическую энергию струи. Этот электрореактивный двигатель может использоваться для дальних космических полетов. Модель была создана в лаборатории наукоемкого и высокотехнологичного приборостроения Московского государственного университета приборостроения и информатики. Там в течение двух лет установка проходила обкатку. Основная схема двигателя кроме этого применялась в натурных космических экспериментах в системе снятия статических зарядов с поверхностей космических аппаратов. Эти двигатели устанавливались на головных частях метеорологических ракет МР-12 и МР-20.
В ходе испытаний планируется изучить процессы образования плазмы в двигателе и проверить теоретические расчеты. Нынешняя серия экспериментов позволит улучшить конструкцию двигателя и послужит основой для создания модели, специально предназначенной для дальних космических полетов. Об этом агентству «Интерфакс» заявил руководитель научного проекта Юрий Кубарев.
По сравнению с аналогами, разрабатываемыми в США и Германии, у российского двигателя будет больше КПД струи. Двигатель в перспективе сможет разгонять и тормозить ракету без изменения режима работы самого двигателя.
Ученые ожидают, что уже в 2014 году будет создан магнитоплазмодинамический двигатель мощностью 100 кВт, который можно будет использовать для доставки грузов на Марс. Внедрение подобных двигателей способно начать новую эру ракетостроения после создания твердотопливных и жидкостных ракет.
 Несмотря на инновационные разработки, основной акцент пока делается на модернизацию традиционных двигателей. Так, Центр Келдыша недавно выиграл конкурс на создание многоразового ракетного двигателя для Роскосмоса

Salo

http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=78803&sphrase_id=2301107
Цитировать| В Воронеже впервые испытан электроракетный двигатель нового типа

12 декабря в испытательном комплексе КБХА проведено первое огневое испытание экспериментального электроракетного двигателя магнитоплазмодинамического типа.
 
 Воронежские специалисты открыли новое перспективное направление работ. Ведь традиционные жидкостные двигатели разработки КБХА помогают преодолеть земное притяжение, вывести спутник или корабль в космос, а электроракетные двигатели нужны для работы в самом космосе и могут стать основой для осуществления дальних пилотируемых межпланетных перелетов.
 
 Энергетического совершенства современных ракетных двигателей для решения задач в дальнем космосе уже не хватает. Поэтому проведение космических исследований, решение проблем по борьбе с астероидной опасностью требует создания новых эффективных энергодвигательных установок с повышенной экономичностью, работающих на новых физических принципах.
 
 Прорыву в решении этой проблемы могут способствовать электроракетные двигатели, в которых разгон рабочего тела до высоких скоростей осуществляется за счет использования электроэнергии.
 
 При внешней простоте принципиальной схемы электроракетного двигателя реализация ее оказалась чрезвычайно сложной задачей, требующей изучения физики плазмы и многих лет экспериментальной отработки.
 
 В настоящее время электроракетные двигатели применяются для коррекции и стабилизации параметров рабочей орбиты космических аппаратов. С ростом мощности бортовых энергоустановок такие двигатели становятся эффективными и в решении других задач. Например, для выведения космических аппаратов с низких на высокие орбиты, а также осуществления полетов в дальний космос. Сейчас для этих целей применяются электроракетные двигатели ионного или стационарного плазменного типа.
 
 Мощность их принципиально ограничивается величинами до десятков киловатт, так что для пилотируемых космических кораблей они непригодны. Поэтому в ряде стран находятся в разработке электроракетные двигатели магнитоплазмодинамического типа, мощность которых может достигать одного и более мегаватт.
 

 Коллектив разработчиков со своим детищем – электроракетными двигателями нового типа. Фото Александра Хомякова
Перспективы и преимущества использования электроракетных двигателей очевидны. Так, для осуществления пилотируемой экспедиции на Марс при старте с околоземной орбиты использование ядерных двигателей по сравнению с традиционными химическими позволяет уменьшить исходную массу корабля вдвое, а применение электроракетных двигателей (с ядерной энергоустановкой) – в три раза.
 
 Учитывая это, специалисты КБХА ведут в настоящее время проектно-расчетную разработку и экспериментальную проверку на испытательном стенде принципиальных решений создания стендового прототипа электроракетного двигателя магнитоплазмодинамического типа мощностью до 10 киловатт. Цель этих работ – подготовка к созданию аналогичного двигателя мощностью 100 киловатт и более.
 
 Новые технологии дают возможность отправки экспедиций в дальний космос, более чем двадцатикратный рост экономической эффективности космических транспортных операций и более чем десятикратное увеличение электрической мощности на борту космического аппарата.
 
 Для проведения испытаний магнитоплазмодинамических двигателей в КБХА создают специальные вакуумные стенды. По одному из них в декабре текущего года работы были завершены. Именно на нем был проведен первый огневой пуск электроракетного двигателя 12 декабря.
 
 В настоящее время специалисты предприятия обрабатывают результаты пуска, ведут дооснащение стенда энергетической и измерительной аппаратурой, а также разрабатывают планы дальнейшей экспериментальной отработки двигателя.
Александр Кажикин,
 
 пресс-служба ОАО «КБХА»
Источник: газета «Коммуна» № 190 (26212), 24.12.2013г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

От соседей:
http://www.avanturist.org/forum/topic/101/message/2074032/#msg2074032
Цитироватьперегрев пишет:
Кстати по всем канала трындят про НК-33, но ракета состоялась только благодаря Воронежу. КБХА и ВМЗ. Когда разработка шла полным ходом выяснилось, что НК-33 не может обеспечить требуемый уровень форсирования. В Воронеже был в рекордно короткие сроки (2 года), за сравнительно небольшие деньги разработан, изготовлена опытная партия (штук семь на всё про всё) и отработан рулевой двигатель РД-0110Р, обеспечивший требуемый уровень тяги. Изначально рулевик на лёгком Союзе не планировался. Несмотря на то, что двигатель разрабатывался на базе агрегатов ветерана 11Д55 это совершенно новая и оригинальная конструкция. Невыполнение программы ОСИ по вине РД-0110Р, потребовало коренной переделки агрегата наддува, которая и была проведена в условиях острого дефицита времени (за полгода спроектировали новый сложнейший агрегат и отработали его), средств и предельно ограниченного объема наземной отработки. Я считаю, что справедливость должна восторжествовать, а страна должна знать своих героев! :smiley:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"