Новости КБХА 2

Автор Salo, 21.06.2009 11:52:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Seerndv

Цитировать
ЦитироватьНичего об этом не слышал. Но, есть ряд "приватизированных" патентов (решений права на которые принадлежат физическим лицам), в т.ч. бывшим и действующим сотрудникам КБХА (впрочем в списке есть сотрудники и КБХМ и КБЭМ), которые вполне могут применяться в автоматике НК-33-1. Может оттуда ветер? Официальных работ по НК-33 я не припомню. Нынешние хозяева СНТК в 2006 году подкатывали к КБХА с соблазнительными предложениями, но генеральный предпочел давних и проверенных партнеров.

О, пасиба! Значит, слухи были не совсем на пустом месте.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

АниКей

Цитироватьhttp://www.redstar.ru/2011/11/16_11/2_01.html
От «Востока» до «Протона»[/size]

Наш собеседник - генеральный директор
Воронежского механического завода Иван КОПТЕВ

Беседу вёл Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото из архива ВМЗ.


     
НАША СПРАВКА

     «Воронежский механический завод» - уникальный производственный комплекс с полным технологическим циклом создания и серийного производства жидкостных ракетных двигателей, а также оборудования для различных отраслей промышленности. С 2007 года входит в состав «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» - базового предприятия ракетно-космической промышленности, обеспечивающего создание, серийное производство и эксплуатацию ракет-носителей лёгкого и тяжёлого классов, разработку и создание космических аппаратов (космических систем) дистанционного зондирования Земли и связи, создание и изготовление космических модулей пилотируемых станций.
     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     

     

     Иван Тихонович Коптев родился в селе Нижнее Казачье Задонского района Липецкой области. Окончил Воронежский политехнический институт и Воронежский государственный университет, кандидат технических наук. В1975 году пришёл на Воронежский механический завод мастером. 1999–2001 годы - генеральный директор ОАО «Острогожский завод «Агрегат». 2001–2005 годы - заместитель генерального директора по производству, заместитель генерального директора по качеству - главный контролёр ФГУП «ВМЗ». 2008–2010 годы - заместитель генерального директора по экономике и финансам «ВМЗ» - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». В августе 2010 года назначен генеральным директором Воронежского механического завода.
     

     

     - Иван Тихонович, чем коллективу вашего предприятия запомнится 2011 год? Каковы достижения и стратегические цели ВМЗ?
     - Экономическая ситуация стабильна. В непростое время нам повезло: двигатели ВМЗ востребованы. Активно эксплуатируются носители «Протон», «Союз» и «Прогресс». Кроме того, делаем двигатели ДМ для разгонного блока РКК «Энергия». Пусть это лишь треть производственного максимума, достигнутого в 1980-е годы, с учётом существующей численности работников завод полностью загружен. А это означает не только выход конечной продукции, но и сохранение технологического уровня и выплату зарплаты.
     Приоритет остаётся прежним - жидкостные ракетные двигатели. С начала 2011 года на ВМЗ произведено 55 ракетных двигателей для «Протона-М» (одиннадцать комплектов). 12 двигателей третьей ступени - для ЦСКБ «Прогресс», 3 двигателя - для РКК «Энергия».
     В ближайших планах - изготовление двигателя для новой ракеты, которая будет стартовать с космодрома Восточный. Ещё в 2009 году мы изготовили первые товарные камеры сгорания для перспективного жидкостного ракетного двигателя РД-191, разработанного ОАО «Энергомаш». Это перспективная универсальная модель для всех классов двигателей ракет «Ангара» и «Зенит» (последняя - совместный российско-украинский проект). Реализуется решение Роскосмоса о кооперации в изготовлении функциональных агрегатов двигателей 11Д451М, 14Д23 для носителя «Союз-21Б» и РД-0124А для 3-й ступени перспективного ракетоносителя «Ангара» (ОАО «КБХА»).
     Итоговые цифры говорят о многом. Товарный выпуск 2011 года достиг 3,5 млрд. рублей, из которых 2,4 млрд. - ракетные двигатели. Прогноз на 2012 год - аналогичный, с небольшим ростом по всем направлениям.
     Главная задача на перспективу - обновить оборудование. Нам необходимо переходить на энергосберегающее производство. Уже приобретено более 30 современных высокоточных станков для производства «Спецтехника». Внедрение нового оборудования позволило увеличить производительность труда в три раза. Благодаря тому, что сейчас ВМЗ - часть большого научного центра, мы ускоряем процесс модернизации производства. Система управления качеством Воронежского механического завода сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001.
     Отрадно, что разговоры о строительстве космодрома Восточный переходят в стадию практической реализации идей. Надеемся поучаствовать в изготовлении нового ракетоносителя. Кроме нашего завода по-настоящему «в теме» только «Энергомаш» и пермский «Протон-ПМ», так что работы в центре Хруничева хватит всем.
     - Известно, что ВМЗ многое сделал для обороны страны. В частности, на вашем заводе собирались двигатели МБР «Сатана» и многие другие изделия для РВСН. Сегодня космос в большей степени мирный?
     - В последние годы государство стало больше внимания уделять «оборонке», в том числе отраслям ракетно-космического комплекса. За пять минувших лет мы получили 700 млн. бюджетных рублей на техническое перевооружение. 15 лет до этого практически ничего не вкладывалось.
     Сегодня ВМЗ не выпускает двигатели военной тематики, однако наши технологии - двойного применения. Так было всегда. Вспомним, с чего начиналась космическая биография предприятия. В 1933 году здесь производили дизели для малой энергетики и речного флота. В 1940-м форсированными темпами начали создавать авиационные двигатели М-11 для самолётов По-2. Великая Отечественная война внесла коррективы, и производство эвакуировали в Андижан. За военный период было выпущено более 30 тысяч авиадвигателей для лёгких самолётов. В Воронеже в 1957 году завод стал сверхсекретным и начал выпускать «спецтехнику» - ракетные двигатели. Вначале - для истребителей-перехватчиков, С-155, РУ-13 главного конструктора А.С. Душкова. Затем - двигатели на жидком топливе конструкции А.М. Исаева для ракеты Р-11 «земля - воздух», «земля - земля». В конце 50-х годов прошлого века было освоено производство жидкостного ракетного двигателя РО-1. И начался серийный выпуск двигателей С2-253А - для ракет с ядерным боезарядом, в том числе запускаемых с подводных лодок.
     А Сергей Павлович Королёв и его соратники уже мечтали о полётах в космос. И прозорливый главный конструктор Семён Ариевич Косберг договорился с Королёвым о создании в Воронеже двигателя для ракетоносителя «Восток» и организации его производства на нашем заводе. История ВМЗ - это участие в космических программах «Восток», «Космос», «Салют», «Мир», «Энергия-Буран». И в международных проектах: «Союз»-«Аполлон», «Вега», «Гермес», «Колумбус», «Темпо», «Иридиум», «Астра», «Панам-сат», «Инмарсат», «Экостар», «Хьюз», «Морской старт», МКС. В последние десятилетия завод изготавливал двигатели на жидком топливе для космических ракет-носителей «Союз», «Союз-ТМ», «Прогресс», «Протон», долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир» и уникального комплекса «Энергия-Буран». Мы производили двигатели для «Сатаны» и других ракет-носителей ядерного оружия. При этом конверсия 90-х годов прошлого века на ВМЗ не носила необратимого характера. Высокотехнологичное и гибкое космическое производство можно в короткие сроки перенастроить с мирного на военный лад и наоборот. Наряду с традиционными технологическими процессами освоены новые уникальные технологии, которые успешно внедряются в производство.
     - Не бросают ли тень на репутацию ВМЗ несколько неудачных запусков 2011 года? Ваша командировка на космодром Байконур в конце октября прошла успешно?
     - На Байконуре наблюдал запуск «Прогресса» с грузом для МКС. Значимость его возрастала в свете аварии 24 августа. Отмечу, к ВМЗ имеет отношение только одна авария. И она, конечно, бросает тень. Впрочем, однозначного заключения о вине нашего завода нет. Двигатель третьей ступени - самый надёжный из тех, что мы делаем. Материальную часть в Алтайском крае не нашли, а без неё выводы о «слабом звене» носят предположительный характер. Именно так: «Предположительно, результатом аварийного выключения двигателя стало попадание постороннего предмета в тракт подачи горючего». Согласно рекомендациям межведомственной комиссии по расследованию причин аварии мы усилили контроль за изготовлением деталей и сборкой двигателей, в том числе с привлечением для сборки двигателей специалистов КБ «Химавтоматика». И всё же повышенное напряжение на космодроме Байконур присутствовало. Кроме двигателя, есть ещё баки и трубопроводы, которые не имеют отношения к нашему производству...
     Но всё прошло нормально. Полёт подтвердил высокое качество воронежского двигателя, который успешно вывел космический аппарат на заданную орбиту.
     - Иван Тихонович, на ВМЗ развиваются три дополнительных направления - авиационное, «Газпром» и РЖД. Каковы тут объёмы и тенденции? И нет ли в этом развитии «непрофильного» производства внутреннего противоречия?
     - В сложные 1990-е годы у нас наблюдалось серьёзное падение производства (в 5 раз по отношению к 1980-м годам). Однако ВМЗ вовремя сориентировался и показал пример успешной конверсии. За полтора десятилетия завод стал известным производителем нефтегазового оборудования и узлов для железнодорожного транспорта. «Непрофильная» продукция занимает треть общего объёма производства. Основные заказчики - «Газпром» и РЖД. Выпускаем свыше 200 видов нефтегазового оборудования различной комплектации. Всё оно установлено и успешно действует на месторождениях Севера, Сибири, Юга России, в странах СНГ. Нефтегазовое оборудование производства Воронежского механического завода поставляется также в США, Венгрию, Францию, в страны Юго-Восточной Азии. Работать приходится в условиях жёсткой конкуренции, однако технологический уровень нашей продукции позволяет вести борьбу на рыночном поле (прогнозируемый годовой объём - около 600 млн. рублей).
     Накопленный опыт и возросшие научно-технические возможности завода позволили освоить производство сложных агрегатов для тепловозных дизелей и другой техники (объём - около 300 млн. рублей в год).
     Авиационная тематика значительно уступает и уходит в прошлое. ВМЗ - единственное в России и странах СНГ предприятие, выпускающее поршневые авиационные двигатели для самолётов Як-18, Як-52, Як-54, Як-55, СМ-92, Су-26, Су-29, Су-31 и для вертолётов Ка-26, Ми-34. До 90-х годов прошлого века мы производили не менее 350 авиадвигателей в год. Около 10 лет назад в заводской структуре - научно-производственном комплексе «Авиатехника» - был разработан уникальный карбюраторный звездообразный девятицилиндровый двигатель М9Ф, на 30 процентов превосходящий по мощности все отечественные и зарубежные аналоги. И всё же такие двигатели не находят широкого применения. Старые - ещё работают в России и СНГ. К сожалению, новых программ развития малой авиации нет. Какой-то объём заказов обеспечивают различные лётные училища и ремонты. Загрузка по авиационному направлению снижается, выпускаем не более 5 двигателей в год, плюс редукторы вертолётных двигателей (Ка-26), компрессоры и прочие запасные части (по договорам на 2012-й - в объёме 200 млн. рублей). Из тысячи «авиационных» специалистов на заводе осталось 36.
     Внутреннего противоречия тут нет. Основной вид нашей продукции - ракетные двигатели. Как филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ВМЗ реализует их по себестоимости, и всё же это львиная доля всех денежных поступлений. Доход предприятия от «непрофильного» сектора (треть общего объёма производства) финансово несопоставим с поступлениями от «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».
     Так что в угоду рынку к сеялкам мы не вернёмся.
     - Сегодня многое подвергается переоценке. И всё же есть в нашей истории ориентир - вечный, как свет далеких звезд, - полёт Ю.А. Гагарина. Как вы думаете, почему первым космонавтом в ХХ веке стал наш соотечественник? Почему после страшной войны наши учёные и заводчане первыми дотянулись до орбиты Земли? Души такие крылатые, или просто Лаврентий Павлович приказал?..
     - Мы с коллегами говорили об этом на Байконуре, в Музее космонавтики. Идеи пилотируемых полётов в космос генерировали люди, подобные Сергею Павловичу Королёву. После Великой Отечественной войны властвовали такой всеобщий душевный подъём и такая кинетическая энергия Победы, что мы просто не могли оказаться в космосе вторыми или третьими. Если бы Юрию Гагарину перед полётом сказали, что у него мало шансов вернуться на Землю, он всё равно полетел бы, как Александр Матросов... В России всегда были, есть и будут люди, готовые даже к самопожертвованию ради великой цели. Сегодня живёт и развивается идея полёта человека на Марс, она обязательно овладеет умами подходящих людей и подтянет до своего уровня технологии.
     Это всё, конечно, дорого, и не всегда можно рассчитывать на экономическую отдачу, скажем, в виде космической связи или навигации. Но не всё можно и нужно мерить материальной выгодой дня сегодняшнего. Стремление к звёздам - естественное проявление нормальной человеческой души. Возможно, там решится судьба человечества. Поэтому, несмотря на все тернии, Россия и космос неразделимы.
     

     
     На снимках: генеральный директор ВМЗ Иван КОПТЕВ; Байконур - подготовка к старту РН «Протон-М».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.avanturist.org/forum/topic/101/message/1144182#msg1144182
ЦитироватьАга, и еще один ништяк, только что успешно отработал огневое контрольно-технологическое испытание первый летный экземпляр рулевого движка (РД0110Р). Для легкого Союза (этап 1в). Воронеж - рулит :D :D
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=54036
ЦитироватьОт «теплушки» товарного поезда до межпланетных перелётов[/size]

Сегодня исполняется 70 лет с момента образования Конструкторского бюро химавтоматики – воронежского предприятия, создавшего целый ряд жидкостных ракетных двигателей для космических и межконтинентальных баллистических ракет. Двигатели КБХА обеспечили исторические успехи нашей страны в освоении космоса.

И кто знает, какая бы судьба ожидала наше Отечество, раздираемое в смутные 90-е годы внутренними конфликтами и разобщённостью (ливийских сценариев мы видели немало), если бы не ракетно-ядерный щит, в том числе с двигателями воронежской разработки, который по-прежнему отбивает зарубежным альянсам всякое желание напрямую вмешиваться в жизнь нашей страны.

3 октября 2011 года. Плесецк.
Ракета «Союз-2-1б» на старте.
Сейчас трудно представить себе, что работа молодого коллектива ОКБ началась прямо в вагонах «товарняка», уходящего под бомбёжками фашистов в эвакуацию в Сибирь.

Всё для фронта, всё для Победы!

К осени 1941 года фронт Великой Отечественной войны проходил в 80 километрах к западу от Москвы. Ситуация требовала немедленной эвакуации конструкторских бюро и оборонных заводов. Из 80 сотрудников ОКБ-2 Московского авиационного карбюраторного завода ехать в далекую Сибирь согласились только 29 человек.

К вечеру 13 октября вместе с семьями, документацией и служебным имуществом они погрузились в «теплушки» товарного эшелона. Уже в вагонах узнали, что приказом Народного комиссара авиационной промышленности СССР ОКБ выделено в самостоятельную организацию для создания основной базы по производству агрегатов непосредственного впрыска для моторов боевых самолетов.

Главным конструктором стал Семен Ариевич Косберг. Здесь же в поезде начали проводить первые производственные совещания.

По прибытии в Бердск Новосибирской области ОКБ разместили в одном из бывших зернохранилищ элеватора. 100 квадратных метров, с четырех сторон неоштукатуренные стены без окон, две запыленные фрамуги под потолком, под ногами асфальтовый пол. Без отопления, водопровода, каких-либо удобств в условиях наступившей сибирской зимы коллектив приступил к работе.

Один из первых агрегатов непосредственного впрыска НБ-3У, разработанный в ОКБ, во многом предопределил судьбу предприятия. Весной 1942 года авиационный мотор М-82 с этим агрегатом вышел на государственные испытания.

В последний день, когда, казалось, оставалось только подписать акт приемки, мотор вдруг остановился. Беглый осмотр показал, что причиной стала неисправность агрегата НБ-3У. Представители ОКБ прекрасно понимали, что в эти минуты решается судьба предприятия. Они попытались получить разрешение на вскрытие пломб и осмотр агрегата, но условия государственных испытаний этого не допускали. «А что, если рискнуть? обращаясь к членам комиссии, спросил председатель. - Пусть осмотрят».

Вся ночь ушла на разборку агрегата и выяснение причины. Виновным оказался пакет анероидов, получаемых по кооперированным поставкам. Его заменили, и двигатель вновь безупречно заработал.

К концу 1943 года боевые действия на фронтах уже вели тысячи истребителей Ла-5, оборудованных агрегатами НБ-3У. Рост скоростей, улучшение тактико-технических характеристик позволили нашей авиации, начиная с битвы на Курской дуге, завоевать господство в воздухе, сохранив его до конца войны.

В послевоенные годы ОКБ перебазировалось в Воронеж, где приступило к созданию агрегатов для турбореактивных и турбовинтовых авиационных двигателей, а с 1958 года начало разрабатывать жидкостные ракетные двигатели для космических ракет.

Первый человек в космосе – наш!

В феврале 1958 года по заданию главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королёва воронежскому коллективу была поручена разработка двигателя для третьей ступени космической ракеты «Луна». ОКБ-154 (прежнее название КБХА) справилось с задачей менее чем за год, разработав первый двигатель в мире, запускаемый в безвоздушном пространстве, чем обеспечил достижение второй космической скорости.

Первый пуск ракеты состоялся в сентябре 1958 года, а через год Советский Союз доставил с ее помощью вымпел СССР на поверхность Луны. 4 октября 1959 года состоялся первый в мире облет ее обратной стороны.

Тут же, без промедления ОКБ Семена Косберга создало двигатель для третьей ступени ракеты «Восток». 12 апреля 1961 года она вывела на орбиту Земли корабль с Юрием Гагариным на борту. Большой успех в создании двигателей для космических ракет Сергея Королёва стал фундаментом для разработки в ОКБ-154 целого ряда новых совершенных ракетных двигателей.

К планетам Солнечной системы и дальше

Первые громкие успехи доказали, что коллектив Семена Косберга способен осознанно рисковать, но при этом выполнять задачи государственной важности. Последовали новые заказы. Для ОКБ-1 Королёва воронежцы разработали двигатель межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А, а также космических ракет «Молния», «Восход», «Союз», которым была уготована долгая жизнь.

С их помощью наша страна впервые в мире обеспечила запуски автоматических межпланетных станций к Марсу и Венере, вывод на околоземные орбиты кораблей «Союз» с экипажами из двух и трех человек, а также доставку космонавтов на орбитальные станции «Салют», «Мир», а сегодня и на Международную космическую станцию.

Другой долгожительницей стала ракета «Протон» разработки ОКБ-52 генерального конструктора Владимира Челомея. Воронежцы создали двигатели для её второй и третьей ступеней. С помощью этого носителя решены такие выдающиеся задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжелых автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов, запуск космических аппаратов, совершивших посадку на Марс и Венеру. С помощью этой ракеты в космос были выведены элементы долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир», а также модули российского сегмента Международной космической станции.

Ракетно-ядерный щит

После трагической гибели в 1965 году главного конструктора Семена Косберга коллектив ОКБ возглавил Александр Конопатов, а в 1966 году предприятие получило нынешнее наименование – Конструкторское бюро химавтоматики. В условиях жестокой гонки вооружений между СССР и США предприятию поручили разработку ряда ракетных двигателей для межконтинентальных баллистических ракет.

В свое время Генсек Коммунистической партии Никита Хрущев вполне ответственно заявлял, что Советский Союз ракеты печет как блины. Действительно, более 1000 экземпляров стратегической ракеты УР-100, принятой на вооружение в 1967 году, были поставлены на боевое дежурство. Для неё в КБХА создали двигатель первой ступени.

В последующие годы воронежские разработчики создали ракетные двигатели для межконтинентальных баллистических ракет РС-18 «Стилет», РС-20 «Сатана», «Воевода», РСМ-54 «Синева», которые продолжают нести боевое дежурство в наши дни, обеспечивая ракетно-ядерный паритет с США.

«Водородное сердце» «Энергии»

Отдельной страницей в истории предприятия стало создание самого мощного отечественного кислородно-водородного ракетного двигателя для ракеты «Энергия» генерального конструктора Валентина Глушко. Взяв в качестве основы опыт разработки в КБХА ядерного ракетного двигателя, где также применялся водород, специалисты предприятия создали «водородное сердце» для «Энергии» - маршевый двигатель тягой 200 тонн.

Связка из четырёх таких двигателей начинала трудиться одновременно с первой ступенью, отрывая ракету от Земли и выводя её в безвоздушное пространство. Два полета «Энергии» в 1987 и 1988 годах, в том числе вместе с многоразовым кораблём «Буран», подтвердили, что КБХА по плечу любые самые сложные технические задачи.

Упёртые двигателисты

В постсоветское время, когда промышленность была заброшена государством, а новыми идолами стали торгашество и жажда наживы, коллектив КБХА остался верен «основной тематике» и, возглавляемый новым руководителем – Владимиром Рачуком, занялся, казалось бы, совсем бесперспективным делом: упорно продолжал разрабатывать новые ракетные двигатели, получая крохи бюджетного финансирования и вкладывая собственные деньги в новые разработки.

История показала, что не зря.

Третьего октября 2011 года уже состоялся пятый успешный полёт модифицированной ракеты «Союз-2-1б» с новым двигателем КБХА в составе третьей ступени. До этого в 20062010 годах были ещё четыре пуска, и все с дорогостоящими космическими аппаратами.

Благодаря новому двигателю РД0124 ракета «Союз» в модификации 2-1б увеличила свою грузоподъёмность почти на тонну. Это позволяет осуществлять её пуски без снижения полезной нагрузки с космодрома в Плесецке, располагающемся севернее Байконура.

Этот двигатель в 2011 году прошел государственную приёмку и сдан в серийное производство. Коллектив с нетерпением ожидает 20 октября, когда должен состояться первый пуск ракеты «Союз-2-1б» с французского космодрома Куру.

Модификация двигателя РД-0124 также найдёт применение на новой ракете «Ангара». В 2010 году воронежский двигатель для этой ракеты успешно прошёл огневое испытание в составе ступени УРМ-2 ракеты-носителя и подтвердил готовность к первым полётам.

Для разгонного блока «Ангары» КБХА также разрабатывает кислородно-водородный ракетный двигатель РД-0146, впервые в России спроектированный без газогенератора. И здесь в полной мере задействуется опыт работы с двигателем для «Энергии».

Ещё одним важным проектом стала отработка двигателя РД-0110Р, который создаётся в содружестве с Воронежским механическим заводом для первой ступени ракеты-носителя «Союз-2-1в». Он увеличит тяговооружённость ракеты и будет выполнять функцию рулевого двигателя, благодаря которому можно управлять полётом ракеты. В КБХА уже проведены первые успешные огневые испытания этого двигателя.


Сборочный цех Воронежского КБХА.

Как и прежде, конструкторы предприятия стремятся заглянуть за горизонт технического прогресса. Среди разработок, которые устремлены в будущее, можно назвать гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работающий на жидком водороде. Его экспериментальный образец прошёл успешные лётные испытания, обеспечив превышение скорости звука в атмосфере более чем в шесть раз.

Также в КБХА создан ракетный двигатель, имеющий принципиально новую – кольцевую – камеру сгорания со щелевым критическим сечением и тарельчатым соплом. Он имеет ряд преимуществ перед ракетным двигателем обычной традиционной схемы. Ещё один ракетный двигатель, работающий на сжиженном природном газе, может стать прототипом двигателя для многоразовой ракетно-космической системы.

Прошли экспериментальную проверку при огневых испытаниях на кислородно-водородном топливе камера с регулируемым в процессе работы критическим сечением, камера с регулируемым в процессе работы соотношением компонентов топлива в широком диапазоне. Продолжаются работы по лазерной тематике.

Конечно, создание ракетных двигателей всегда подразумевает тяжёлую работу, в которой методом проб и ошибок, напряжённых поисков рождается техника, позволяющая сделать новые открытия. И как бы не было порой сложно, 70 лет, оставшиеся за плечами, наглядно подтверждают, что этот коллектив не свернёт со своей дороги. Такой подход к труду нашел образное отражение в четверостишии, родившемся в стенах КБХА:

    Были и будни, и праздники были,
    Дат и событий нелегкий вал.
    Мы поднимались, когда нас били,
    И каждый друга собою держал.

Александр КАЖИКИН

Источник: газета «Коммуна» № 156 (25784), 13.10.2011г.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo



Явно идёт сборка РД-0124. А на заднем плане 3 РД-0120.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

ЦитироватьПрошедшее испытание подтвердило работоспособность новой компоновки на режимах работы, номинальных
для двигателей тягой 10 тс и 7,5 тс.
Сергей, может вы в курсе: у РД-0146 (для верхних ступеней РН тяга 10 тонн) и РД-0146Д (для РБ тяга 7.5 тонн)
вроде бы КБХА заявлял разные давления. Какаим образом смогли оттестировать на одном двигателе  :?:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

mescalito

там разные давления. 60 атм
Информация должна быть доступна!

Salo

Мне кажется РД-0146Д дефорсирован с целью увеличения продолжительности  работы. Ну и ВСН РО добавлен неслабого размерчика.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

Цитироватьтам разные давления. 60 атм
РД0146. РД0146Д. Перспективные ракеты-носители ("Ангара-А5", "Русь-М")
ЦитироватьДавление в камере, кгс/см
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

mescalito

ЦитироватьМне кажется РД-0146Д дефорсирован с целью увеличения продолжительности  работы. Ну и ВСН РО добавлен неслабого размерчика.

и просто для увеличении надежности
обороты тна горючего также снизятся
Информация должна быть доступна!

Salo

Немного грустно смотреть и читать в свете событий этого года:
http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2011/vesti24_12_11_2.php
Цитировать24 декабря 2011 года
Испытание огнём[/size]

Автор - А. Сухарев Оператор - В. Гаврилов
Финал Года Гагарина богат на старты и не только с Байконура. В середине декабря  с космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала вторая ракета «Союз». Она вывела на орбиту сразу шесть спутников. Сделать рывок за пределы земной гравитации ракете позволили двигатели, созданные в  Воронеже.   Прежде чем установить двигатели на ракету их подвергают серьёзному испытанию.

- До пуска осталось: пять, четыре, три, два, один. Запуск.

Это похоже на взрыв. На самом деле, на полную мощность заработали камеры сгорания. Полет двигателя третьей ступени ракеты-носителя "Союз" - без полета, на испытательном стенде. Только так можно увидеть его работу. Минута испытаний, чтобы потом всего пять минут "прожить" в реальном полете. И, в прямом смысле, "сгореть на работе" в плотных слоях атмосферы.

"Двигатель состоит из шести тысяч пятьсот двадцать одного наименования деталей. Для этого потребовалось разработка более 10 тысяч уникальных технологий", - рассказывает сложной конструкции ракетного двигателя заместитель главного инженера Воронежского механического завода Виктор Биркин.

После испытаний двигатель отправится на берега Волги на ЦСКБ "Прогресс" и займет свое место на ракете. Но прежде испытательный стенд, и двигатель остывает от температурных перегрузок.

"Дно огневого лотка выложено из специальных чугунных плит. Сам лоток покрыт металлом. Это сделано для того, чтобы от действия реактивной струи двигателя не было уноса материалов", - поясняет главный инженер Испытательного комплекса Владимир Гурин.

Этот ЖРД - жидкостной ракетный двигатель третьей ступени - пролетел сквозь всю историю космонавтики. Его научили "летать" еще в конце 1950 годов. А потом в 1961 году именно он выполнил историческую миссию - вывел на орбиту первого космонавта планеты.

"Этот двигатель создавался с "белка": документации и изготовления предварительных узлов не было", - говорит о нем заместитель главного инженера Воронежского механического завода Виктор Биркин.

С тех пор к двигателю прибавились еще три камеры сгорания. Он в несколько раз увеличил свою мощность.

Технологию производства, словно лучшую деталь, здесь шлифовали годами. Еще немаловажный аспект - каждый специалист взаимозаменяем и может выполнять сразу несколько операций. Однако есть и психологический момент. В процессе сборки никогда не обсуждают назначение двигателя. Неважно, будет ли он выводить космонавтов на орбиту или космические грузовики "Прогресс".

Такое трепетное внимание к ракетному двигателю позволяет выполнять самую ответственную работу: выводить на орбиту пилотируемые корабли и помогать космическим грузовикам "Прогресс" добраться до МКС.[/size]
Видео:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=NC51B8qtCro

И кто им такие безграмотные тексты пишет? :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьКБ: причины поломки двигателя ракеты, запускавшей Меридиан, неизвестны
ЦитироватьМОСКВА, 26 дек - РИА Новости. Новый двигатель третьей ступени ракеты "Союз-2.1б", который, предварительно, стал причиной аварии спутника связи "Меридиан", ранее не вызывал нареканий, причины его нештатной работы пока не называются, сообщил РИА Новости в понедельник пресс-секретарь Конструкторского бюро химавтоматики (Воронеж) Александр Кажикин.

Запуск спутника двойного назначения 23 декабря с космодрома Плесецк окончился неудачей - по предварительным данным, в результате отказа работы двигателя третьей ступени ракеты-носителя космический аппарат не вышел на расчетную орбиту, его обломки упали в Сибири. В настоящее время расследованием аварии занимается специальная комиссия, в частности, на космодроме Плесецк ведется расшифровка телеметрии, поступавшей с космического аппарата.

"С 2006 по 2011 год всего было осуществлено семь пусков ракет-носителей "Союз-2" с новым двигателем РД-0124 в составе третьей ступени. Все они были признаны успешными и обеспечили доставку в космос космических аппаратов различного назначения", - сказал Кажикин.

На третьей ступени ракеты, запущенной в пятницу, был установлен именно этот жидкостный двигатель.

"Это новый двигатель, прошедший приемку государственной межведомственной комиссией", - сказал представитель предприятия.

"Специально созданная комиссия, которая разбирается в причинах неудачного пуска, работает, в том числе, и на нашем предприятии", - сказал Кажикин, добавив, что пока не готов озвучить причины нештатной работы двигателя.

Представитель компании добавил, что пуск ракеты со спутником "Меридиан" был для двигателя РД-0124 восьмым с начала первых летных испытаний и пятым в текущем году.

Первое летное испытание двигателя в составе ракеты-носителя "Союз-2.1б" состоялось в декабре 2006 года, тогда в космос был успешно выведен зарубежный космический аппарат. Двигатель РД-0124 также применялся во время первого пуска ракеты-носителя "Союз-СТ-б" с космодрома Куру.
http://ria.ru/science/20111226/526728365.html
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЗРД OAO КБХА
http://www.kbkha.ru/?p=89
Скорее всего мехзавод тут попал "из будущего", у нас (в КБХА) ходят слухи о подготовке производства на ВМЗ к серии РД0124. КБХА официально производит движки под мало кому известный шифром 14Д23.

Когда РД0124 пойдет в серию - мощностей КБХА скорее всего не хватит делать серийно и 14Д23 для Союза-2 и РД0124 для Ангары (по сути это один и тот же движок с незначительными отличиями).

Вот и получается:
14Д23 - КБХА
РД0124 - ВМЗ (но только в проекте)
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСудя по тому что там изображено эта фотография устарела лет на 7-8...
угу, выглядит как скан фотокарточки с пленочной мыльницы.
Я имею ввиду по тем железякам что видны - они на этом участке уже несколько лет не собираются (а некоторых и на предприятии нету с тех пор), в то что их приволокли специально для фотографа через полРоссии назад мне слабо верится. Ну и прочие отличия от текущего вида нашей сборки.
У нас написано что фотосъемка тама запрещена :-) А по сути смотреть не на что - те 9 штук РД0120 что стоят в дальнем углу, стоят ржавеют до сих пор :-)
да, верю. как такие сайты у фирм делаются и поддерживаются все знают.
а это какого года?

Не старше прошлого, точнее увы не скажу :-).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьИсточник: газета «Коммуна» № 156 (25784), 13.10.2011г.
а сколько вообще занимает цикл производства этого двигателя?
От комплектации до КТИ по моему порядка 5 месяцев. Ну и плюс-минус в зависимости от разных заморочек.

И пока рабочая версия - виновата действительно камера, только не первая а третья.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПричем тут блок. если 0124 г ...о. Непропай КС - вздутие огневой стенки в КС - ее прогар и все горючее через дыру в КС минуя форсунки.
Нашли в лесу камеру с дыркой? :D
По анализу параметров n и дгфк1
Давление горючего где: перед форсунками или перед коллектором рубашки охлаждения?
Перед  форсунками
Можете прокомментировать?
ТМИ не видел :-( Это не стендовое испытание, к анализу летных данных мну не привлекают. А тут комиссия приехала - работают...

Но по сути все камеры прошли и прочностные испытания, и на КТИ положенное отработали без вопросов, так что шансов что найдут 100% достоверную причину по моему нету - о5 будет какое нить неблагоприятное сочетание факторов...
На стенде наверняка были прогары?
При отработке были, последний год - точно не было.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьКажется двигатель не причём. Возможно нештатное функционирование системы наддува баков... :(
Ну как объяснить нештатным функционированием наддува или ГГ, что только в одной камере давление было аномальным?
Если загнать ТНА в режим кавитации, то возможно всякое. ИМХО.
Давление падало во всех камерах в связи с падением давления на входах О и К, что приводило к понижению управляемости РН и, как следствие,  АВД (АПП) по углам.
про кавитацию - правильно.....
Наддув штатный, но близкий к минимальному допуску. Давление на входе в двигатель на 0,11 кгс/см2 больше минимально допустимого.
Этот двигатель со старой конструкцией входного коллектора КС, были проблемы с пайкой в районе коллектора. Был отказ при испытаниях этой конструкции, после которого проводилась проверка всех двигателей этой партии и на одном менялась камера. Коллектор был сконструирован вновь. Этот двигатель по делу надо было  бы браковать, но КБХА его повторно допустило, а все согласились по разным причинам,  в том числе и гол. институты.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

Цитировать10.01.2012, 19:18:33 http://www.abireg.ru/?idnews=22719&newscat=23
Воронежский избирательный штаб Владимира Путина возглавил гендиректор КБХА Владимир Рачук
[/size]
Воронеж. 10.01.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Воронежский избирательный штаб кандидата в президенты РФ Владимира Путина возглавил директор ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА) Владимир Рачук, сообщили «Абирегу» сразу несколько источников в региональной элите.

Этот выбор удивил ряд аналитиков, так как ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» - достаточно закрытое предприятие, а его руководитель очень далек от электорального поля. Так, предприятие ни разу не входило в рейтинг публичной активности «Абирега». Кроме того, в конце декабря предприятие упоминалось в конфликте вокруг падения спутника «Меридиан». Роскосмос обвинил именно КБХА в его падении. Правда, сейчас эту информацию дезавуируют.

Вероятнее всего, выбор пал на Владимира Рачука в связи с тем, что он остался одним из немногих директоров крупных предприятий региона, работающих не один десяток лет и не засветившихся в серьезных скандалах. Кроме того, предприятие известно интересными разработками как для Роскосмоса, так и для иностранных космических компаний. Один из экспертов, опрошенных «Абирегом», сказал, что Владимир Рачук не разворовал и не распродал имущество предприятия и за это его ценят в промышленности региона.
 
Другой эксперт отметил, что должность руководителя избирательного штаба Владимира Путина весьма условна. «Просто, чтобы не накалять обстановку, официальными руководителями решено не назначать сотрудников региональных администраций, хотя понятно, что выборы лично курируют главы регионов», - отметил собеседник агентства.

Владимир Рачук родился в 1936 году. Генеральный директор - генеральный конструктор ОАО КБХА, лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ, доктор технических наук, профессор, заслуженный конструктор РФ, академик Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российской инженерной академии, Российской академии естественных наук, Международной академии астронавтики, почетный гражданин Воронежа.

Дмитрий Орищенко
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьУ каждой аварии есть имя и фамилия[/size]
http://www.redstar.ru/2012/01/19_01/1_06.html
Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».


     Ошибка программного обеспечения и последовавшие действия наземных служб, пытавшихся установить связь с космическим аппаратом «Фобос-Грунт», возможно, привели к его потере, сообщил источник в комиссии, расследующей причины аварии российской межпланетной станции.
     По его словам, проведённые комиссией испытания оборудования в НПО им. Лавочкина показали, что центральный компьютер межпланетной станции после выведения на околоземную орбиту был перегружен. Это привело к сбою в его работе и потребовало перезагрузки компьютера, из-за чего межпланетная станция не выполнила маневр перехода на отлётную к Марсу орбиту.
     Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонный сектор, взял под личный контроль расследование аварии аппарата «Фобос-Грунт». 31 января под его руководством в Воронеже в КБ химавтоматики пройдёт совещание, на котором руководство Роскосмоса представит доклад о причинах аварии, а также перспективы развития космической отрасли до 2030 года.
заголовок какой-то знакомый. где-то на форуме видел такое :wink:
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

G.K.

Цитироватьзаголовок какой-то знакомый. где-то на форуме видел такое :wink:
ОНИ его читают. А эта фраза в подписи у "товарища Обамы" было.
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.