Гонка космических лифтов завершится в 2010 году

Автор ronatu, 31.08.2004 12:51:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

pkl

ЦитироватьНа презентации первые слайды - статья Арцутанова (1960) и обложка книги "Грёзы о земле и небе" Циолковского :) .
Подумать только! Вспомнили! А не одного лишь А. Кларка.

Значит, Россия - это не только Путин, водка и медведи. Мелочь, а приятно. :wink:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

SpaceR

Да, ремонт - принципиально важный плюс перематываемого лифта. Вероятно, есть и другие, но и недостатков хватает.
Имхо это не настолько важный вопрос.

Меня гораздо больше волнуют наводимые в столь длинном сооружении токи. :(
Надеюсь, все помнят, почему тросовые системы в космосе пока что долго существовать не могут.

ааа

ЦитироватьМеня гораздо больше волнуют наводимые в столь длинном сооружении токи. :(
Надеюсь, все помнят, почему тросовые системы в космосе пока что долго существовать не могут.
Для того, чтобы  в космическом тросе начал протекать ток, надо:
а) чтобы трос был изолирован;
б) чтобы цепь замыкалась, т.е. на концах троса должны иметься плазменные контакторы. Иначе величина тока (несмотря на разность потенциалов) будет определяться тем жалким количеством носителей, которые попадут на концы троса.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

ronatu



http://cosmiclog.msnbc.msn.com/archive/2009/08/17/2033079.aspx

....The space elevator concept is one of the highest-flying ideas out there: Imagine a super-strong tether swinging out, say, 100,000 miles from Earth's surface, with laser-powered robots shuttling up and down from a ground- or sea-based station to an orbital platform. If such a thing could be built, the idea's proponents say the system could cut the cost of putting cargo into space from $10,000 to $100 per pound.
.....


At last year's Space Elevator Conference, pioneer researcher Bradley Edwards said the first elevator could be built within 15 years, at a cost of $7 billion to $10 billion. The speakers at this year's conference took a far more sober view of the financial and technical resources that would be required. "They're not the rosy numbers that you hear," said Ben Shelef of the Spaceward Foundation, who manages two NASA-backed contests for space elevator technologies.

......

In a technical paper presented at the conference, Shelef concludes that the conditions required for a working space elevator are "actually very difficult to satisfy" at any price. That's the bad news. The good news is that the technologies needed for a theoretical space elevator project could well lead to payoffs - even if the elevator itself never gets built.


After being put to the test, a Japanese-made carbon nanotube tether looks like a stretched piece of videotape.



Europe's EADS group has tested laser-powered rover prototypes.
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

KBOB

По крайней мере одна команда уже поднялась на высоту 1км и выиграла 900.000$!


http://www.spaceelevatorgames.org/

Видео
http://www.youtube.com/v/2ABVGHypirQ

По удельной прочности троса необходимо увеличение в 15 раз.
http://www.spaceward.org/elevator-when
Россия больше чем Плутон.

kost3

ЦитироватьKBOB пишет:
 По крайней мере одна команда уже поднялась на высоту 1км и выиграла 900.000$!

система защиты долго сопротивлялась - поэтому я уже третий клон ;)

недалекие туземцы даже стырить идею не могут!

1. Электромоторная тележка - сон разума. Двигаться должен трос по кольцу и постоянно чиниться (восстанавливаться) на земле. Скорость движения - та которая нам нужна максимальная для кабинки. Приставили ролики, потихонечку их тормозим и набираем скорость. Одновременно два потока грузов - нисходящий (пеносталь к примеру) и восходящий. Они по энергии друг-друга компенсируют. Если балланс в сторону земли - можно энергию добывать прям из потенциальной ямы.
2. Лазер - дважды сон разума. Расфокусировка луча не на 1 км а на 50 будет такая, что эффективность сб упадет в разы, если повышать мощность - то все равно пятно больше СБ и поджарит внутренности кабины - на орбиту доедет бигмак. Трос проводит электричество (нафига лазер?).
3. Транспортная система должна состоять из нескольких петель, разнесенных на земле на некоторое расстояние - для возможности маневра уклонения.
4. постройка лифта - отличный способ убрать мусор с LEO- топливо и мусоровозы на ГСО будут стоить копейки. Просто автоматические мусорщики в большом количестве.
5. Если построить две- три системы - можно связать их между собой - отличный межконтинентальный транспорт - Это к вопросу об окупаемости - окупится на грузах с земли на землю. Хотя масса производств, которые становятся рентабельными при стоимости вывода как у поезда москва-хабаровск, окупит что угодно. (СБ, пеносталь, кремний, то же нановолокно, туризм)
6. Если подцепить к тросу на земле самолет  и отпустить на определенной высоте - за счет планирования он может покрыть тысячи км, если космоплан - то вообще за полтора часа в любую точку планеты (билет ДЕШЕВЛЕ чем на  самолет -топливо только на орбитальный маневр и коррекцию планирования) скорость на орбите у него будет ни сколечки не орбитальная при этом - теплоизоляция не нужна.
7 Станция противовеса чуть выше ГСО. Станция на ГСО с лифтом не связана но динамически держится очень рядом - на нее все и всё пересаживаются. С противовеса выгодно запуливать внешние ядреные ракеты. А рядом со станцией ГСО плавают заводы, фабрики пароходы ЛЮБОЙ массы собранные из модулей размером со стандартный контейнер канатки.  
 
Если остаток на счетах роснано запулить в этот проект через десять лет вас всех уже будет тошнить в этом лифте при возвращении с пьянки на станции ГСО (с юбилея моего поста) :)

зы смайлик оправдывает некоторую безапелляционность, но больно забавные первые страницы топика - я плакал - у старого выдержка еще та!

ааа

Ну вот, хоть один нормальный человек. А то сплошь алмаз в миллион тонн, подсвеченный лазером.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Monoceros

Цитировать1. Электромоторная тележка - сон разума. Двигаться должен трос по кольцу и постоянно чиниться (восстанавливаться) на земле.
Внизу трос всегда должен быть тоньше, чем вверху. Не следует ли из этого что по кольцу невозможно?

ЦитироватьТрос проводит электричество (нафига лазер?).
То же самое, на 35000км представляете сопротивление в кабеле?

ЗЫ А зачем на ГСО заводы и фабрики?  :roll:

kost3

Цитировать
Цитировать1. Электромоторная тележка - сон разума. Двигаться должен трос по кольцу и постоянно чиниться (восстанавливаться) на земле.
Внизу трос всегда должен быть тоньше, чем вверху. Не следует ли из этого что по кольцу невозможно?


ЦитироватьТрос проводит электричество (нафига лазер?).
То же самое, на 35000км представляете сопротивление в кабеле?
 

ЗЫ А зачем на ГСО заводы и фабрики?  :roll:
вообще-то трос НЕ ДОЛЖЕН быть тоньше - это просто необходимо если удельная прочность "на грани" а в случае наноленты это не так. Кроме всего не стоит забывать про то что трос не весь просто висит вниз - он еще и вращается с немалой скоростью (суточное вращение) - это в известной мере его разгружает вверху. Кроме того и гравитация убывает с высотой.

а представляете размер пучка там-же? IMHO тележка с двиглом - тупик.

массу интересных и полезных материалов можно делать, и изделий - сейчас останавливает только дороговизна вывода.

kost3

кстати по поводу колебаний
тут народ при тросовом подъеме орбиты  или при разматывании с ГСО переживал что будут некие колебания. Стоит учесть что  при постоянном существенном изменении длины троса - а значит и периода колебаний.  поперечные колебания просто погасятся сами собой -произойдет наложение волн в противофазе. К тому же частоты уменьшаются - те уходят в неопасные. А в сочетании с продольными колебаниями а поперечных вообще можно забыть. ненатянутая струна не звучит.

ааа

Цитироватьkost3, поделитесь секретом гениального изобретения "наноленты", которая при неизменном сечении, позволит построить КЛ?
Нет никаких принципиальных проблем, просто трос постоянного сечения достаточной прочности.
Теоретически трос из нанотрубок это допускает.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Monoceros

ЦитироватьНет никаких принципиальных проблем, просто трос постоянного сечения достаточной прочности.
Теоретически трос из нанотрубок это допускает.
Если нанотрубки те, которые в википедии, то не допускает. Дайте параметры супернанолент, пересчитаю маховик, а то он пока на два порядка энергоемкость бензина не превывает   :lol:

Вован Сидорыч

Я вот тут думаю... а как будет выглядеть падение порватого Небесного Троса...
"Аргументы нужны вам, а не мне." (с)  Бродяга

ааа

ЦитироватьЕсли нанотрубки те, которые в википедии, то не допускает. Дайте параметры супернанолент, пересчитаю маховик, а то он пока на два порядка энергоемкость бензина не превывает   :lol:
Для троса, уходящего с Земли в бесконечность [sigma] должна быть больше 125 ГПа, для геостационара чуть меньше, где-нибудь 110. Лет 5-6 назад я находил для нанотрубок теоретическое значение 150 ГПа.
P.S. Кстати, разработана технология получения нитей из нанотрубок:
http://www.membrana.ru/lenta/?9855
Из нанотрубок впервые получены многометровые волокна
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

ааа

ЦитироватьЯ вот тут думаю... а как будет выглядеть падение порватого Небесного Троса...
Читайте книжку "Мир-кольцо", там подобный трос падает.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

kost3

ЦитироватьЯ вот тут думаю... а как будет выглядеть падение порватого Небесного Троса...

да никак - ничего особенного. Долгое плавное падение практически невесомой ленты. Масса небольшая, скорость - тоже.  неплохо при этом отпустить все кабины аварийно на парашютах. Кроме того, скрепки. простейшие и прочные стяжки двух тросов  с роликами на обоих концах - в нормальном состоянии просто держаться на одной высоте за счет подтормаживания восходящего ролика. В момент обрыва - срабатывают тормоза на всех скрепках (плавно). И остается заштопать только разрыв и не мучаться с подъемом одной из веток. Если оборвет оба троса (что менее вероятно)- нижняя часть кирдыкнется на землю - но есть ведь другие ветки. По ним поднимем ремкомплект и чиним. если оборвутся все троса - верхняя станция перейдет  на более высокую орбиту - основная масса как была на ГСО так и останется - она ведь не связана с тросом. Там можно и ремкомплект хранить и аварийные корабли и запасы.

kost3

Цитироватьkost3, поделитесь секретом гениального изобретения "наноленты", которая при неизменном сечении, позволит построить КЛ?
тканый материал из нанотрубок - лента а еще лучше крупноячеистая сеть из более мелких лент и  в виде широкой ленты. Для устойчивости к микроповреждениям и пробою метеоритами. Опасность представляют именно мелкие камушки/болтики - крупные можно отследить и увернуться. А если поперечный размер ленты больше чем размер метеорита - есть большие шансы что трос не оборвется совсем. И потом у меня кабина на роликах - несподручно их о ниточку тормозить - площадь контакта все же больше у ленты.

kost3

что закончились возражения? АУ ракетчики!
Всех убедил?
Тогда так и напишите! Лифт -рулит.
Интересно а чем с психологической стороны плох лифт? (технических возражений нет?) Просто интересно - почему у ракетчиков такое неприятие идеи? Боязнь оказаться ненужными? Отсутствие скорости и напора? Излишняя безопасность, разрушающая ореол романтики? Просто не желание смотреть по сторонам?  или "Мы сюда ракеты пришли обсуждать а в лифте и так каждый день ездим"?

;)

А вообще надо чесаться насчет материала в полный рост.
Ткань из нанотрубок по любому найдет себе применение в той же РК отрасли.

"Всякий специалист подобен флюсу" (с) К Прутков

Frontm

Упс :D  :D  :D
А ведь нанолента, точнее нанонить, длиной до ракеты на орбите в недавней серии Смешариков
"Спасение улетающих" :D  :D  :D
ЦитироватьСдались тебе эти нанотехнологии! А оно нам вообще нано?

Wyvern

Цитировать....Прочность какая этой вашей фантастической ленты? Фантазер вы наш. ....
Ваша фраза "берёте ленту из нанотрубок и делаете из неё космических лифт" аналогична "берёте термоядерный двигатель для звездолёта и летите на нем".

Можно попробовать скомпилировать КЛ из СУЩЕСТВУЮЩИХ технологий  :wink:
-В первую очередь надо отказаться от равнотолщинного троса
-поднять основание по-выше
-сделать его подвижным

Поэтому:
Берем плавучую платформ, например, аналогичную "Морскому старту" На нее цепляем трос Dyneema {1} толщиной 20мм, погонной массой 0,3кг/м, усилием на разрыв более 50 тонн, общей длинной 40км и массой 12 тонн (при перемещении по нему груза в 10 тонн имеем болле, чем двойной запас прочности)
Сей трос цепляем к высотному дирижаблю типа Dark Sky Station {2} летящему на высоте ~40км с грузоподъемностью >22 тонн
А уже от дирижабля тянем ленту из нитей Dyneema {3} впрессованых в ПЭТ пленку.
Остается только подсчитать конечную толщину троса-ленты из Dyneema из расчета ее плотности в 0,97т\м^3 и прочности 340кг/мм^2, при условии, что минимальная толщина/диаметр ее у дирижабля на высоте 40км (10т груз с двойным запасом по прочности) составит (более2*10000/340 = 58мм^2) или ~8мм или 0,07кг/метр погонный .... Кому не лень? :wink:

___________________________________________
{1} - http://kanat.fort.ru/?id=2
{2} - http://www.membrana.ru/articles/technic/2004/05/26/215000.html
{3} - http://uncm.ru/files/uploaded/NPO_Shastkaya*12-06-45*24-08-2009.pdf
ЦитироватьDyneema – полиэтиленовое волокно, разработанное голландской группой DSM (DSM High Performance Fibers). Для производства волокна Dyneema используется уникальный технологический процесс, в ходе которого гелеобразная исходная масса полимера скручивается волокна таким образом, что молекулы полиэтилена приобретают параллельную ориентацию.

Это придает волокну прочность и очень высокую стойкость к разрыву. Так же волокно Dyneema характеризуется высокой скоростью распространения звука, до 10 км/сек. Все эти свойства позволяют изделиям из Dyneema поглощать и перераспределять энергию ударов и рывков. Кроме того, этот материал отличает несколько дополнительных особенностей: стойкость к ультрафиолету и температуре, прочность, гибкость.
P.S. Кстати, Ю.Н. Арцутатанов в своей классической работе рассчитал, что для построения КЛ нужен материал с плотностью ВТРОЕ ниже алюминия при прочности 17кН/мм^2. Dyneema как раз почти втрое (2.7/0,97) менее плотна, чем алюминий. Только вот прочность не 17кН, а 3,4... Компенсирует ли поднятие основания на 40км этот недостаток прочности?  :wink: