Углеводородные горючие омар, боктан, соктан и ацетам

Автор Salo, 23.06.2008 13:33:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

#260
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#261
В книге Завьялова:
http://zavjalov.okis.ru/11.html
ЦитироватьТема №9 НИР «Омар».

С различными видами ракетных топлив я столкнулся с первых шагов на производственном поприще. В мае 1955 года на стенде №4 отд. 31 ОКБ-3, где я был ведущим инженером-испытателем, проводились межведомственные испытания топлив. При работе в КБ мне часто приходилось бывать в ГИПХе. Сложились хорошие отношения со многими работниками и, в первую очередь, с Картавченко А.В. В начале 1991 года ГИПХ разослал во все головные и двигательные фирмы ракетно-космической отрасли письма с характеристиками по новому ракетному топливу, которое он разработал. В ответах большинство организаций проявили интерес к этому топливу. Совещание по этому вопросу в ГИПХ было назначено на 20 августа 1991 года. На это совещание от КБХМ были командированы я и Салищев Ю.К. В поезде, по дороге в Ленинград, мы с ним обсуждали сообщения о ГКЧП. Совещание длилось 2-3 дня. За это время «путч» ГКЧП был подавлен, но быстрыми темпами начался развал СССР. Новое горючее предлагалось вместо НДМГ, которое в паре с АТ занимало господствующее место в боевых ракетах, РН и космических аппаратах. В это время в соответствии с договорами СНВ-1 и СНВ-2 шло массовое сокращение ракетного арсенала. Компоненты топлива из ракет сливались, а сами ракеты уничтожались. Все склады и хранилища были заполнены компонентами. Утилизация НДМГ в полезные для народного хозяйства продукты не решалась полностью. Все равно оставались продукты разложения, которые требовали захоронения или дополнительной переработки из-за своей токсичности. Заводы почти полностью прекратили производство НДМГ. НДМГ по токсическим свойствам относится к самому строгому 1-му классу, его смертельная доза для человека составляет 1 микрограмм на литр воды. Т.е. он в 6 раз токсичнее синильной кислоты. Кроме того, он обладает канцерогенными свойствами, т.е. накапливается в живых и растительных организмах. Накопление в организме человека способствует онкологическим заболеваниям. Когда я работал испытателем и мы работали с НДМГ /гептил/, то у нас был 6-ти часовой рабочий день, отпуск 36 рабочих дней, выслуга лет, уход на пенсию в 55 лет при условии работы во вредных условиях в течение 12,5 лет, бесплатное питание, льготные путевки в санатории и д/о. Мы были прикреплены по медицинскому обслуживанию к 3-му ГУ Минздрава, как и предприятия Средмаша, с обязательной регулярной диспансеризацией. Смертность в отделе была намного выше, чем в среднем по предприятию, в основном по онкологическим заболеваниям, хотя их и не относили к профессиональным. Как здесь не вспомнить С.П.Королева, который не хотел связываться с токсичными компонентами. Челомей, в частных разговорах говорил: «Ну, какой Королев ученый, он даже интеграл взять не может». Но все согласны, что он обладал колоссальной интуицией по всем направлениям своей работы. Он считал, что космические средства выведения должны работать на экологически чистых компонентах, а боевые ракеты на двигателях с твердым топливом. К сожалению, наша химическая промышленность в то время не смогла наладить промышленное производство смесевых твердотопливных зарядов с приемлемыми характеристиками. Даже сейчас твердотопливные ракеты «Тополь-М» и «Булава» уступают последним модификациям «Трайдент», которым уже почти 30 лет. Первые 15-20 лет времен «холодной войны» мы не могли гарантировать нанесения ответного ракетного удара. К началу 60-х годов началось промышленное производство НДМГ, разработанного в ГИПХ. Это топливо могло храниться в заправленном состоянии долгие годы. Боевые ракеты в укрепленных шахтах имели готовность к пуску в считанные минуты. Самовоспламенялось с окислителем, могло использоваться в 2-х компонентных двигателях ориентации. Ракетное топливо АТ+НДМГ стало унифицированном, как для ракет, так и для космических аппаратов. За разработку НДМГ в ГИПХ, Шпак В.А. и Сиволодский Е.А. получили звания Героя Соцтруда. Именно НДМГ в паре с АТ обеспечило паритет с США в межконтинентальных баллистических ракетах. ЖРД наших ракет превосходили по своим характеристикам РДТТ и ЖРД американских, и компенсировали в ракетах наши недостатки в системах управления и пр. Наши двигателисты: Глушко и Козберг перешли на АТ+НДМГ по заказам Янгеля и Челомея. Эти работы в интересах чисто МО хорошо финансировались. Этим, во многом, объясняется и провал в работах по «Н1». Долгие годы ГИПХ работал над созданием топлива, которое могло бы заменить НДМГ, сохранив его основные свойства, но быть нетоксичным. Сообщение ГИПХ, о результатах работ в этом направлении вызвало большой интерес. На совещании в ГИПХ были ракетчики, двигателисты из КБ и НИИ, а также представители МО, Минздрава и МОМ /он тогда еще существовал/. ГИПХ утверждал, что новое топливо имеет характеристики по энергетике на уровне НДМГ, самовоспламеняется с АТ и, главное, относится по токсичности к 3-му классу, как керосин. Правда, оно нарабатывалось пока в лабораторных условиях, и технико-экономическое обоснование еще не было разработано, т.е. цена не была определена. Уд. Масса топлива была выше, чем у НДМГ /это положительное качество/, вязкость была выше, но это уже отрицательное качество. Заманчивые перспективы получить нетоксичное горючее вызвали благожелательный отклик. Запомнилось выступление представителя КБ «Салют» о желательности его применения в РН типа «Протон», но требовалась проверка на натурных двигателях и дальнейшая работа ГИПХ по уточнению физико-технических характеристик, получение официального заключения Минздрава по токсичности, решение вопросов по промышленному производству и ценообразованию. ГИПХ /Георгиевский С.С./ обещал наладить на своих площадях наработку топлива до 400 кг. в год. Объем нарабатываемого топлива определил организацию, где можно было проводить испытания на натурных двигателях с небольшим секундным расходом компонентов. В КБХМ можно было проводить испытания на двигателе тягой 2 т. с турбонасосной подачей /для РБ РН/, на двигателе 300 кг. с вытеснительной подачей /для ДУ КА/ и на 2-х компонентных импульсных ДМТ. К началу 1992 года, когда в КБХМ должны были начаться испытания с новым топливом, которое в ГИПХ назвали «Омар» /по сходству с начертанием структурной химической формулы/ произошел распад СССР. МОМ был ликвидирован. Единственным источником финансирования осталось МО. Договор на проведение работ КБХМ заключало напрямую с ГУКОС МО. Вернее тогда оно называлось УНКС /Управление Начальника Космических Сил/. В августе 1992 года были созданы ВКС МО РФ. Командующим ВКС стал г-п Иванов В.Л., ему подчинялось УНКС. Мне часто приходилось быть в этом управлении, которое находилось в одном здании с ИКИ РАН, где работали Сережа и Ирина. Стиль работы военного учреждения был для меня непривычным. Никто, даже по самому маленькому вопросу, не принимал решения. Все ждали команды с верху. Исключение составлял полковник Кирсанов А.В., который сначала работал нач. двигательного отдела, а потом зам. нач. управления. Кстати, он был единственным делегатом от ВКС на Всероссийское офицерское собрание, которое само по себе осталось единственным офицерским собранием в постсоветской истории. Согласования ТЗ по НИР «Омар» проходило во вновь образованном из филиала НИИ-4 ЦНИИ-50 МО. Нач. двигательного отдела полковник Павлов К.А. грамотный толковый инженер, но очень осторожный при принятии решения. Согласование ТЗ всегда откладывалось, пока он не оговорит все вопросы в управлении. В НИИ-4 меня поражало обилие начальствующего командного состава. В длиннющих коридорах 4 или 5 этажного здания на каждой комнате была табличка с указанием звания /как правило-полковник/. Утром в начале рабочего дня на входе в первый отдел длинная очередь подполковников за портфелями. В управлении ТЗ рассматривалось на НТЦ /научно-технический центр/. Финансовая часть договора согласовывалась в договорном отделе у подполковника Кузнецова А.Н., который впоследствии стал нач. нашего управления в РКА и зам. ген. директора Коптева Ю.Н., после ухода на пенсию Остроумова. Договорной отдел помещался на техническом этаже с низкими потолками, где очень комично выглядел 2-х метровый капитан, который пригнувшись проходил в дверной проем «стекляшки» к Кузнецову. С деньгами на НИР в МО было довольно плохо. Одно время требовалась доля внебюджетного финансирования. С Кирсановым два раза ездили в какие-то чудные организации, которые занимались распродажей военного имущества. Они располагались в старинных 2-х этажных особняках без всяких вывесок. По звонку в дверь открывал солдат, который вызывал соответствующего сотрудника, с которым предварительно была договоренность о встрече. Это были или полковник или капитан 1-го ранга. Меня Кирсанов захватывал, чтобы я рассказывал в красках, какая это важная работа «Омар». Работа была включена в перечень важнейших работ, проводимых в интересах обороны страны. Когда организовалось РКА, я был на совещании в ГУКОС, /я называю по-старому, как тогда привыкли говорить/, которое поводили совместно Командующий ВКС Иванов В.Л. и Ген. Директор РКА Коптев Ю.Н. На этом совещании рассматривался вопрос и об «Омаре» и было принято решение о совместном финансировании. Вопрос о «Омаре» рассматривался и на какой-то очень высокой комиссии по важнейшим работам, проводимым в интересах обороны. Заседания комиссии проходили в помещении института физической химии АН на Ленинском проспекте. Георгиевский С.С. был приглашен в Президиум, где был нач. вооружения МО, вице-президент АН и какие-то руководители предприятий и организаций ВПК. Я запомнил только Пака З.П., который говорил не столько о создании новых твердых топлив, сколько о способах уничтожения отравляющих и токсических веществ, в том числе и о НДМГ и твердотопливных двигателей. При подготовке этого совещания я был в аппарате начальника вооружения МО. Я все это рассказал для того, чтобы было понятно, какое значение на том этапе придавалось созданию нетоксичного ракетного горючего. Теперь спустимся на землю и посмотрим, как фактически шли работы по НИР «Омар». Первые наработанные порции «Омара» исчислялись килограммами. Мы решили начать с испытаний ДМТ в отделе 16 КБХМ и ГГ на опытном заводе ГИПХ в Кузьмолово. Испытание ДМТ тягой 2,5 кг. и тягой 20 кг. показали сильное закоксовывание продуктами сгорания «Омара». Попытки работы в импульсном режиме иногда приводили к взрывам в полости КС. В итоге стало понятно, что «Омар» не годится для применения в ДМТ. Испытания в ГИПХ на «сладком» и «кислом» ГГ показали следующие результаты: «сладкий» ГГ на режиме забивается продуктами сгорания и самопроизвольно прекращает работать, а «кислый» ГГ устойчиво работает на режиме положенное время при расчетной температуре для лопаток турбины. Наработка «Омара» в ГИПХ все время отставала от согласованного графика. Были трудности с оперативной доставкой продукта из ГИПХ в КБХМ. По мере наработки «Омара» начались испытания на двигателях тягой 300 кг. с абляционным и регенеративным охлаждением. Испытания показали, что запуск происходит с большим пиком давления, что говорит о повышенном значении коэффициента термической индукции. Но это можно преодолеть организацией запуска с опережением окислителя. Удельная тяга на режиме была не хуже чем у АТ с НДМГ. Подогрев на рубашке КС с регенеративным охлаждением был несколько выше, чем на штатных компонентах, но находился в допустимых пределах. Хуже обстояло дело с повторными запусками. Форсуночная головка КС забивалась продуктами сгорания «Омара», что могло привести к взрывам, как на ДМТ. Стало ясно, что новое горючее непригодно для использования в ДУ КА. Осталось проверить работоспособность «Омара» в одноразовых двигателях, Работающих по замкнутой схеме с «кислым» ГГ. Это как раз то, что нужно для боевых межконтинентальных ракет и РН, работающих на АТ+НДМГ. Для этого нужно было значительное количество топлива. В это время заводы, производящие исходные продукты для производства «Омара» прекратили их производство. Это был 1993 год. Заводы полностью останавливались, их продукция не находила сбыта, а сотрудники не получали зарплату. В этих условиях было решено купить полупродукт за границей, для чего была выделена валюта. Испытание проводили на двигателе 3Д39 тягой 10 тонн. На стенде КБХМ в Фаустово. Это было 1-е /и последнее/ испытание на полноразмерном двигателе с турбонасосной системой подачи. Двигатель нормально вышел на режим, и работал, как было задано по программе, в течение 10 сек. На останове по стендовой причине двигатель сожгли. Следующие испытание хотели провести на полное время работы продолжительностью не менее 100сек. Для этого нужно было наработать ~400кг., для чего требовалась значительная сумма денег и продолжительное время для наработки в условиях ГИПХ. В течение 2-3-х лет по договору шли работы с двумя какими-то институтами по определению токсических свойств «Омара». Предельно допустимая концентрация /ПДК/ определялась отдельно для воздуха, воды, для производственных помещений по многим параметрам. Канцерогенные свойства определялись отдельно для растений и животных. По каким-то параметрам ПДК показывали 2-й класс /как у АТ/. Это не были данные, утвержденные Главным санитарным врачом, но требовали дополнительных проверок. Определение канцерогенности на животных требовало проведения экспериментов на протяжении нескольких лет. В этих условия в 1995 году работы по «Омару» были остановлены. Не было уже радужных надежд, особенно по токсичности, хотя переход с 1-го класса на 2-й был бы большим шагом к экологически чистым топливам при отсутствии канцерогенных свойств. В настоящее время у нас, да и во всем мире не слышно о работах по созданию новых топлив для ЖРД. Похоже, что РН везде разрабатываются на нетоксичных топливах. «Протон» и другие конверсионные РН, а также боевые ракеты на ЖРД доживают последние годы. Дольше всех продержатся БРПЛ с ЖРД, остатки которых могут загрязнять только мировой океан. Без высококипящих самовоспламеняющихся компонентов ЖРД не обойтись в ДУ космических аппаратов на земной орбите и при дальних космических полетах. Вот там еще много лет будут применяться АТ с НДМГ. Но и там, в КА все шире применяются электрические двигатели, но об этом уже в следующей теме.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#262
ЦитироватьАниКей пишет:
ЦитироватьВ Фонде «Сколково» уже 200 резидентов
10.11.2011 //
К космическому кластеру иннограда присоединились группа компаний «НАВИГАТОР» (создание новых сервисов в области геоинформации, навигации и телематики с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS/GALILEO/Compass); компания «Космоэнерготех» (разработка и внедрение в образовательную и проектную деятельность школьников и студентов космических технологий с режимом реального времени: дистанционного зондирования Земли из космоса, спутниковой ГЛОНАСС/GPS-навигации, возобновляемой (солнечной) энергии; Центр инновационной деятельности ОАО «НПО «Энергомаш» (разработка и внедрение в существующую космическую технику на базе кислородных жидкостных ракетных двигателей принципиально нового ракетного горючего – ацетама)....
ЦитироватьАниКей пишет:
ЦитироватьЭнергомаш в новом тысячелетии http://www.npoenergomash.ru/

•      Разработка принципиально нового модифицированного ракетного горючего с улучшенной реологией на основе полимерной присадки для повышения энергетических характеристик кислородно-керосиновых ЖРД и тяговооруженности ракет-носителей
•      Разработка и внедрение высокоэффективного топлива "Ацетам" (высококонцентрированный раствор ацетилена в сжиженном аммиаке)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ZOOR

Российские учёные разработали новое топливо для ракетных двигателей[/size]
21.02.2012   13:15

Российские специалисты Научно-производственного объединения "Энергомаш" разработали новое топливо для ракетных двигателей. Новинка под названием ацетам позволит существенно повысить эффективность их работы.

"В первую очередь это топливо предназначено для разгонных блоков, и здесь эффект самый высокий. Для новой ракеты-носителя "Союз-2.1б" можно поднять массу полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту, примерно на 30% по сравнению со штатным разгонным блоком", — приводит слова Анатолия Лихванцева, директора Центра инновационной деятельности "Энергомаш", ИТАР-ТАСС .

Применение ацетама не только существенно повышает энергетику существующих средств выведения, но и даёт большую экономию. Баллистические расчёты, проведённые Центром инновационной деятельности совместно с Центром Келдыша, показали, что для ракеты-носителя "Союз-2.1б" замена кислородно-керосинового двигателя разгонного блока на кислородно-ацетамовый позволяет увеличить массу полезной нагрузки на 30-40%.

При сложившейся в последние годы частоте пусков для спутников одной и той же массы можно снизить количество пусков ракет-носителей на 3-5 ежегодно, а это миллиарды рублей экономии, отмечает Лихванцев.

Поскольку двигатели на кислородно-ацетамовом топливе близки к кислородно-керосиновым, можно на базе имеющихся российских ракет-носителей создать модернизированные летательные аппараты, обладающие энергетическими возможностями ракет-носителей с кислородно-водородными разгонными блоками, но при этом более простые в эксплуатации и значительно менее затратные по стоимости пусковых услуг, убеждены разработчики.

В ближайшие полгода-год учёные планируют провести детальный анализ возможностей использования нового топлива на первой и второй ступенях ракет-носителей, а также на разгонных блоках для других российских аппаратов "Протон", "Ангара" и некоторых других.

К новому топливу также проявили интерес разработчики гиперзвуковых летательных аппаратов, которым для реализации своих проектов немного не хватает "энергетики", и ацетам, по мнению разработчиков нового горючего, может стать решением этой проблемы.

В 2011 году Центр инновационной деятельности с проектом "Ацетам" получил статус участника инновационного центра "Сколково". По мнению Лихванцева, этот статус "помогает решить очень серьёзный вопрос помощи стартапам путём предоставления грантов, налоговых и таможенных льгот, оказания консультаций, помощи в поиске инвесторов, венчурных компаний и так далее". К тому же Центр получает возможность привлекать креативных молодых специалистов из лучших вузов страны.

В настоящее время в Центре на разных стадиях разрабатываются более пяти проектов: помимо топлива ацетам, это ещё и добавка в кислородно-керосиновое топливо присадок на основе полиизобутилена, разработка лазерного зажигания, разработка методов проектирования заготовительного производства, создание газотурбинной установки в интересах нефтегазовой отрасли.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=722526
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Salo

#264
ЦитироватьGRD пишет:
Чего только у нас нет:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#265
Цитироватьvadimir пишет:


Энергоемкие горючие для авиационных и ракетных двигателей
Под ред. Л.С. Яновского.
Бакулин Владимир Николаевич, Дубовки Николай Филиппович, Котова Валентина Николаевна, Сорокин Владимир Алексеевич, Францевич Владимир Платонович, Яновский Леонид Самойлович
Бакулин В.Н., Дубовки Н.Ф., Котова В.Н., Сорокин В.А., Францевич В.П., Яновский Л.С.
- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. - 400 с.
Тираж 400 экз.

ЦитироватьВ книге систематизированы и обобщены экспериментальные и расчетные данные по свойствам жидких, твердых и суспензионных энергоемких горючих и их компонентов.
Книга рассчитана на научных работников и инженеров, занимающихся разработкой горючих, а также проектированием, исследованиями и эксплуатацией авиационных и ракетных двигателей, энергетических установок и транспортных средств, и будет полезна студентам и аспирантам авиационных, энергетических и технологических специальностей технических вузов.

The experimental and computational data of physical and chemical properties of liquid and solid high density fuels and their components are given. The book is intended for scientists and engineers in fuel combustion, design, research and operation of aviation and rocket engines, power units and transport facilities.
The book will be useful for students and post-graduate students of technical universities.
pdf
djvu


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

Спасибо, книга любопытная...
Странно, что нет синтина. По нему-то информации гораздо больше, причём по неоднократному практическому применению.

Дмитрий В.

ЦитироватьСпасибо, книга любопытная...
Странно, что нет синтина. По нему-то информации гораздо больше, причём по неоднократному практическому применению.

См. "Циклин"
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

VAA

Цитировать
ЦитироватьСпасибо, книга любопытная...
Странно, что нет синтина. По нему-то информации гораздо больше, причём по неоднократному практическому применению.

См. "Циклин"

Про него, однако, как-то совсем немного.   А на омар вообще никаких намеков.   Правда, не совсем понятно, что имеется ввиду под пенталаном.  По идее, это должен быть бицикло [3.3.0]октан с брутто-формулой C8H14, однако для него указана формула C10H12.  Никаких указаний на его возможную структуру..   Ну прям какой-то циклооктатетраен два раза циклопропанированный:).

Но всё равно приятно, что наконец-то эти топлива где-то официально отметились.

НИИзнайка

а вот случайно наткнулся ну просто на идеальную пару :

Ацетилендинитрил — он же субнитрид углерода, дицианоацетилен, C4N2
С перекисью водорода - УИ 350с при совместной плотности 1,5.

Есть "но" - по мелочи - температура плавления +21С (ну нешто не обогреем?), и, вероятно серьёзнее - способ получения, возможно, дорого.

Это само по себе.
.
Но в тему "ацетама" - даёт при горении даже большую температуру чем ацетилен и в то же время не капризен-взрывоопасен.

Shestoper

А что такого выдающегося в пустотном УИ 350 с?

Перекись водорода с гидридом алюминия может дать 390 с (можно делать РДТТ из вмороженного в перекись гидрида).

НИИзнайка

ЦитироватьА что такого выдающегося в пустотном УИ 350 с?

Перекись водорода с гидридом алюминия может дать 390 с (можно делать РДТТ из вмороженного в перекись гидрида).

Ну, не выдающегося (выдающаяся пожалуй плотность) - а замена АТ-НДМГ.  
А в связи с ацетамом - вместо капризного ацетилена -  с тем же амиаком - что получится?  
.
РДТТ на гидриде и Н2о2 - да флаг в руки, только не будет ли оттаивать вся шашака слишком быстро если начнет гореть. И не прореагирует ли до вмораживания (хотя может прессовать уже мороженое)

Salo

Мужики, а в какой из названных Вами топливных пар наличествуют углеводороды, вынесенные в заголовок? :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

НИИзнайка

извините, с темой "... ...  ...   ... оливковое масло" попутал.

Salo

Цитироватьhttp://ria.ru/science/20121230/916820220-print.html
По словам главного конструктора, для ракетного топлива можно использовать только определенные сорта керосина, которые можно получать, в частности, из нефти, добытой в Краснодарском крае. Но ее запасы иссякают. Дефицит ракетного керосина компенсируют с помощью перегонки из других сортов нефти.
 
 МОСКВА, 29 дек — РИА Новости.  Предприятие НПО "Энергомаш" создает ракетный двигатель на сжиженном метане для многоразовой ракетно-космической системы, которая разрабатывается в Центре имени Хруничева, рассказал в интервью РИА Новости главный конструктор предприятия Владимир Чванов.
"Сейчас на предприятии ведутся проектные работы по созданию ракетного двигателя на метановом топливе. Появление первого образца такого двигателя возможно через три-пять лет. Сам проект создается под систему многоразового использования Центра Хруничева... Основная и главная проблема сейчас в том, что ракетное топливо на метане еще не сертифицировано", — сказал Чванов.
Он пояснил, что ракетное топливо должно быть сертифицировано уполномоченной организацией — этим занимается Государственный институт прикладной химии.
По словам главного конструктора, для ракетного топлива можно использовать только определенные сорта керосина, которые можно получать, в частности, из нефти, добытой на Троицко-Анастасиевском месторождении в Краснодарском крае. Но его запасы иссякают. Дефицит ракетного керосина компенсируют с помощью искусственной перегонки из других сортов нефти. Из такого искусственного керосина создано ракетное топливо "РГ-7", которое используется для ракет "Зенит" и "Союз".
Создание подобного топлива — дорогой и сложный процесс.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

Вот уж забавно - что это за чудо-топливо РГ-7 уже второй раз всплывает?
У кого-то из журноламов файнридер цифру перекосил? ))

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

октоген

Потроллим Одессу:)))))))))))))))

Я вот пропером игрался, наиграл пару метан-дифторид кислорода. Плотность пары .0.98, вакуумный УИ в районе 400-410-420 секунд, близкие температуры кипения-не нужно раздельных днищ.  Для 2 ступеней и РБ, особенно для РБ пара приличная. В минусах токсичность дифторида на уровне фосгена и стоимость. В любом случае в плане энергетики, удобства конструирования двигателей и баков пара бьет все эти боктаны, соктаны и т.д. А стоимость дифторида кислорода как бы не в разы меньше этих сложных углеводородов.

SpaceR

ЦитироватьSalo пишет:
Двойка?
Да я и РГ-2, откровенно говоря, не встречал нигде ни разу...

Хотя в принципе циклин (он же синтин) под эту трактовку подошёл бы.