Новости Энергомаша

Автор Salo, 26.08.2008 01:05:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

#3180
https://twitter.com/roscosmos/status/1105374633740644353
Цитировать РОСКОСМОС‏Подлинная учетная запись @roscosmos
Видеоролик о самом мощном в мире ракетном двигателе РД-171МВ, который разрабатывается НПО «Энергомаш» для ракеты-носителя «Союз-5»
https://youtu.be/3GkodbcvXn4
https://youtu.be/3GkodbcvXn4
В ролике Роскосмоса о двигателе Энергомаша:
 
ЗЫ: Турбонаддувочный агрегат это конечно сильно!
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

triage

Цитировать http://engine.space/press/pressnews/2818/

https://youtu.be/5Z087wCjzC0

 https://youtu.be/5Z087wCjzC0

РД 171 МВ - мощь, побеждающая гравитацию

173 просмотра

НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко
Опубликовано: 12 мар. 2019 г.
Немного картинок
Спойлер








И такое рабочее место (на чем стоит)

 
[свернуть]

Salo

http://www.engine.space/press/pressnews/2817/
ЦитироватьИмпортозамещение и использование IT-технологий для испытаний обсудили на НТС ИС
12 Марта 2019
    
       В НПО Энергомаш состоялось заседание Президиума НТС ИСРД под председательством Владимира Сергеевича Рачука.
 
 В рамках совета были рассмотрены две темы, касающиеся разработки, проектирования и изготовления опытного образца стенда модельных испытаний турбин, а также перспектив организации производства титановых шаробаллонов на Воронежском механическом заводе.

С докладом на тему «Разработка, проектирование и изготовление опытного образца стенда модельных испытаний турбин» выступили заместитель главного инженера по испытаниям ПАО «Протон-Пермские моторы» А.Б. Ельцов и ведущий научный сотрудник НОЦ «Проблемы автоматизированных технологий и системной поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции на ПАО «Протон – Пермские моторы», заведующий кафедрой МСА ПНИПУ А.Б. Петроченков.

Докладчики отметили, что проект реализуется в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ и направлен на развитие и поддержку научно-образовательной кооперации между ведущими предприятиями страны и университетскими центрами. Основные его цели: проектирование и изготовление универсального стенда для проведения модельных испытаний турбины перспективных двигателей с автоматической фиксацией и обработкой полученных результатов, а также создание единого информационно-аналитического центра результатов испытаний.

Темой второго доклада стали «Перспективы развития и совершенствования технологии с целью организации отраслевого производства титановых шаробаллонов на Воронежском механическом заводе». С ним выступил главный инженер Воронежского механического завода В.И. Кольцов. Он подчеркнул, что данная продукция является импортозамещающей.

Сейчас на предприятии организовано производство титановых баллонов и ресиверов емкостью от 15 до 150 литров до 200 шт. в год. Однако в рамках инвестиционного проекта «Создание централизованного производства шар-баллонов для изделий ракетно-космической техники» на Воронежском механическом заводе планируется провести реконструкцию и создание специализированного отраслевого производства по изготовлению титановых шар-баллонов и ресиверов не менее 350 шт. в год, что полностью обеспечит потребность в данных изделиях.

По итогам заседания был принят проект решений. Основными из них стали: поддержка реализации инвестиционного проекта «Создание централизованного производства шар-баллонов для изделий ракетно-космической техники» и освоение предприятиям ГК «Роскосмос» титановых шар-баллонов производства Воронежского механического завода на вновь создаваемые изделия.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

http://engine.space/press/pressnews/2820/
ЦитироватьГлавный конструктор Петр Левочкин представил доклад на 46-х Гагаринских чтениях
13 Марта 2019
С 9 по 12 марта в городе Гагарин Смоленской области прошли очередные 46-е Международные Общественно-научные чтения, посвященные памяти первого космонавта Земли – Юрия Гагарина и 85-й годовщине со дня его рождения.
В обширной программе Чтений приняли участие и специалисты НПО Энергомаш. Главный конструктор Петр Левочкин на пленарном заседании представил доклад «Всегда впереди», рассказывающий о 90-летней истории легендарного предприятия.
На секционном заседании с докладом «Испытатели Энергомаша» выступил главный специалист рекламно-выставочной деятельности Владимир Судаков, рассказавший о руководителях службы летных испытаний Г.Ф. Фирсове, В.С. Радутном, А.П. Июдине.
 В 46-х Чтениях приняли участие ветераны космонавтики, а также представители различных предприятий отрасли. Центр подготовки космонавтов делегировал большую группу космонавтов, в том числе из нового набора. Молодые космонавты по традиции были впервые официально представлены именно на Гагаринских чтениях.
Стоит отметить, что в музее Первого полета (г. Гагарин) Кубок Гагарина - хоккейный приз, вручаемый победителю серии плей-офф Континентальной хоккейной лиги – представители КХЛ решили сфотографировать на фоне РД-108 разработки НПО Энергомаш. Двигатели РД 107-108 обеспечили успешный полет первой межконтинентальной баллистической ракеты, запуск первого искусственного спутника Земли, полет первого человека в космос, ими до настоящего времени надежно обеспечивается выполнение отечественной программы пилотируемых полетов.
Гагаринские чтения впервые были организованы в начале 70-х годов прошлого века и представляли собой встречи летчиков-космонавтов, друзей, родственников и наставников первопроходца космоса с жителями его родного города. В настоящее время Гагаринские чтения – это масштабный форум, направленный на увековечивание памяти Юрия Гагарина, популяризацию достижений отечественной космонавтики и научно-технический знаний в молодежной среде, исследование роли и значения первого полета человека в космическое пространство, обсуждение проблем и перспектив современной космонавтики.

zandr

http://engine.space/press/pressnews/2834/
ЦитироватьВ НПО Энергомаш обсудили разработку ЖРД нового поколения
 02 Апреля 2019
В ходе заседания Координационного Совета по Программе НИОКР Интегрированной структуры ракетного двигателестроения под председательством генерального директора Игоря Александровича Арбузова были рассмотрены итоговые отчеты по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам как по заказу ГК «Роскосмос», так и за счет собственных средств предприятий.
В частности первый заместитель главного конструктора НПО Энергомаш Владимир Гусев доложил о проведенных за счет собственных средств предприятия расчетно-конструкторских работах по определению потенциальной возможности создания перспективных двигателей малой тяги и планах по дальнейшему продолжению работ.
Заместитель исполнительного директора по проектному управлению и планированию КБХА Александр Шостак в своем докладе сообщил о завершении прикладных инновационных исследований, результатом которых стало создание расчетно-теоретического и экспериментального заделов для обеспечения разработки высокоэффективных ЖРД.
Генеральный конструктор КБХМ Игорь Смирнов рассказал о выполнении НИР, целью которой стала разработка научных основ конструирования нового поколения ЖРДМТ.
Координационный Совет по Программе НИОКР Интегрированной структуры ракетного двигателестроения (КС ИСРД) является постоянно действующим высшим коллегиальным, совещательным и руководящим органом, обеспечивающим управление реализацией Программы НИОКР ИСРД. Основными целями и задачами КС являются минимизация рисков и оперативное решение проблемных вопросов по обеспечению реализации Программы.
В рамках КС ИСРД рассматривается текущий статус по ключевым показателям и итоговые отчеты с оценкой результативности выполняемых НИОКР предприятий, входящих в Интегрированную структуру во главе с АО «НПО Энергомаш».
Заседания Координационного совета под председательством генерального директора НПО Энергомаш проводятся не реже, чем раз в квартал.

Сергей

В 2018 году КБХА должно было представить опытный образец ЖРД на метане с земной тягой 85 тс. Судя по отсутствии претензий КБХА работу выполнило, однако проведение отработки, ОСИ планируется начать через 3-4 года, ну нет денег у Роскосмоса, будут долги хруников гасить. Время идет , количество спецов советского розлива убывает, талантливые специалисты КБХА более молодого возраста без НИР, ОКР вполне могут и уйти, такие кадры везде в дефиците. Со временем  отработают Раптор, ВЕ-4. И возникает вопрос, что будут делать эффективные менеджеры Роскосмоса и Энергомаша - пилить, строгать...проектировать то они не умеют. Но эра падающих РН определенно продлится , а без новых движков про коммерческие пуски можно забыть, дай бог обеспечить нужды  МО и неотложных госпрограмм.

Raul

ЦитироватьСергей пишет:
В 2018 году КБХА должно было представить опытный образец ЖРД на метане с земной тягой 85 тс. Судя по отсутствии претензий КБХА работу выполнило, однако проведение отработки, ОСИ планируется начать через 3-4 года, ну нет денег у Роскосмоса, будут долги хруников гасить. Время идет , количество спецов советского розлива убывает, талантливые специалисты КБХА более молодого возраста без НИР, ОКР вполне могут и уйти, такие кадры везде в дефиците. Со временем отработают Раптор, ВЕ-4. И возникает вопрос, что будут делать эффективные менеджеры Роскосмоса и Энергомаша - пилить, строгать...проектировать то они не умеют. Но эра падающих РН определенно продлится , а без новых движков про коммерческие пуски можно забыть, дай бог обеспечить нужды МО и неотложных госпрограмм.
Для Роскосмоса метановые РД - это чисто статья расходов. Нет заинтерсованности. У Газпрома она есть - почему бы ему это дело не профинасировать?
Цитироватьhttps://neftegaz.ru/news/view/175618-SPG-vyhodit-v-kosmos.-Roskosmos-obsuzhdaet-s-Gazpromom-ispolzovanie-SPG-v-kachestve-raketnogo-topliva
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Salo

ЦитироватьСергей пишет:
а без новых движков про коммерческие пуски можно забыть
С 2023 года про коммерческие пуски можно забыть из-за введенного США запрета. И новые двигатели тут не помогут.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Сергей

ЦитироватьSalo пишет:
ЦитироватьСергей пишет:
а без новых движков про коммерческие пуски можно забыть
С 2023 года про коммерческие пуски можно забыть из-за введенного США запрета. И новые двигатели тут не помогут.
Если США будет нужно, сделают исключения из своих запретов. Но движки и самим нужны для МО, госнужд, экспорт (на США свет клином не сошелся), да и в масштабе даже Союза для пилотируемых полетов пора обновляться.

triage

Запрет касался только военных и покупаемых ими услуг. О других запретах не было слышно. Да и какой список коммерческих запусков на РД-180, РД-181?

triage

Цитироватьhttps://ria.ru/20190409/1552498569.html

КОЛОРАДО СПРИНГС, 8 апр – РИА Новости. Качество российских ракетных двигателей РД-180 находится на высоком уровне и поставки идут с опережением потребности в них, 

сообщил во вторник РИА Новости глава американского консорциума United Launch Alliance (ULA) Тори Бруно.

"Они (российский поставщик "Энергомаш" - ред.) очень хорошо работают и очень отзывчивы. Качество поддерживается на высоком уровне, и у нас не было никаких вопросов с поставками от них. Они поставляют раньше наших потребностей и еще должны мне несколько (двигателей – ред.)", - сказал он 

на полях 35-го симпозиума по космосу в Колорадо Спрингс.

По словам Бруно, это происходит из-за того, что "Энергомаш" поставляет двигатели по мере их готовности. 

Он добавил, что сейчас запас российских двигателей на складах ULA покрывает их потребности примерно на два года вперед.

При этом он затруднился ответить на вопрос, будет ли консорциум закупать РД-180 после 2022 года, когда конгресс распорядился прекратить эти закупки.

"Я еще не знаю... Нам можно (закупать – ред.) некоторое количество для обеспечения национальной безопасности. Это было 18 штук. В то же время нам дан срок, что любые миссии должны быть заказаны властями до 2022 года, а они могут полететь когда угодно... 

И нет ограничений на использование РД-180 для коммерческих задач или гражданских задач в космосе", - сказал Бруно.
....

Salo

#3191
Цитироватьpnetmon пишет:
Запрет касался только военных и покупаемых ими услуг. О других запретах не было слышно. Да и какой список коммерческих запусков на РД-180, РД-181?
Я об этом запрете:
novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic16255/
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

triage

#3192
ЦитироватьSalo пишет:
Цитироватьpnetmon пишет:
Запрет касался только военных и покупаемых ими услуг. О других запретах не было слышно. Да и какой список коммерческих запусков на РД-180, РД-181?
novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic16255/

и я же там приводил источники - только военные и сервисы для них

Бруно лучше знает

mihalchuk

ЦитироватьСергей пишет:
В 2018 году КБХА должно было представить опытный образец ЖРД на метане с земной тягой 85 тс. Судя по отсутствии претензий КБХА работу выполнило, однако проведение отработки, ОСИ планируется начать через 3-4 года, ну нет денег у Роскосмоса, будут долги хруников гасить.
Судя по заявлению Рогозина о том, что все средства ушли на оплату долгов ЦиХ, дела с метановым ЖРД не очень...

Salo

Цитироватьpnetmon пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
Цитироватьpnetmon пишет:
Запрет касался только военных и покупаемых ими услуг. О других запретах не было слышно. Да и какой список коммерческих запусков на РД-180, РД-181?
novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic16255/

и я же там приводил источники - только военные и сервисы для них

Бруно лучше знает
Это о РД-180, а не о пусках на российских РН. С 2023 вступает запрет на коммерческие пуски на российских РН.

И европейцы уже подстраховались с Ариан-62.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

triage

#3195
удалено, надо почитать законы. Но в той теме только закон для военных США и их закупках.

triage

Цитировать https://www.interfax.ru/interview/657834

Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU - НПО Энергомаш (входит в ГК "Роскосмос" ) – один из мировых лидеров ракетного двигателестроения. Предприятие производит двигатели для российских и иностранных ракет, а также занимается разработкой перспективных решений для дальнейшего освоения космоса. О текущих разработках, международных проектах и о том, на каких двигателях полетит создаваемая российская ракета сверхтяжелого класса, в интервью корреспонденту "Интерфакса" Илье Морозову рассказал главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин.

Спойлер
- Петр Сергеевич, какие проекты сегодня реализуются в конструкторском бюро, что есть в портфеле двигателестроителей на перспективу?

- Сегодня практически вся перспектива предприятия связана с созданием двигателей для ракет-носителей (РН) "Союз-5" и РН "Амур". Посудите сами: на РН "Союз-5", на первой ступени будет использоваться двигатель РД171МВ. Это модификация проверенных временем двигателей РД170 и РД171(171М), разработанных для РН "Зенит" и многоразовой космической системы (МРКС) "Энергия-Буран". Двигатель РД171МВ, в отличие от своих предшественников, получит полностью российскую систему управления вектором тяги (отклонения камер), более эффективную систему аварийной защиты (САЗ), кроме того, в конструкцию будут внедрены улучшения отдельных агрегатов по результатам эксплуатации их аналогов в двигателях РД180 и РД191, которые были разработаны позднее.

Также при создании двигателя РД171МВ мы решаем задачи по освоению цифровых технологий для повышения качества и снижения стоимости конечного продукта. Здесь мы должны перейти на новую идеологию проектирования двигателя, когда ЗD-модель становится подлинником конструкторской документации. Эту модель дальше берут технологи и создают техпроцессы под новое, современное оборудование со значительным снижением трудоемкости.

Кроме этого, освоение 3D-технологий расширяет возможности математического моделирования. Освоение этого инструмента в дальнейшем может существенно снизить сроки и стоимость отработки ЖРД.

Что касается РН "Амур", то здесь на первой ступени планируется использовать двигатель РД191М, который является форсированной на 10% версией двигателя РД191. Эта работа потребует очень вдумчивого подхода.
Конечно, специалисты предприятия думают и о перспективных проектах, и к ним относятся работы по совершенствованию двигателей, находящихся в эксплуатации, освоению и внедрению в конструкции деталей, изготовленных по новым технологиям с применением новых, в том числе композиционных материалов.
Что касается перспективных и прорывных проектов, то наше предприятие не так давно, по поручению Дмитрия Олеговича Рогозина, подготовило и направило ему предложение по созданию многоразовой космической системы класса "Земля-космос-Земля". Этот аппарат потребует новых типов двигателей –комбинированных. Мы считаем, что данный проект – революционный и должен получить поддержку на самом высоком уровне.

- Игорь Александрович Арбузов в прошлом году в интервью "Интерфаксу" рассказывал о перспективах двигателей на метане. В частности, речь шла о завершении "Конструкторским бюро химавтоматики" (КБХА) разработки технического предложения и эскизного проекта опытного образца кислородно-метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн. На каком этапе сегодня эта работа?
 - В рамках Федеральной космической программы (ФКП) в России создается опытный демонстратор этого двигателя. Воронежское КБХА достаточно далеко продвинулось в изучении метана как компонента ракетного топлива. В перспективе они должны сделать демонстратор, более того, сейчас обсуждается вопрос более активного выполнения этой работы, чтобы к 2024-2025 году иметь уже двигатель, а не демонстратор. Сейчас идет работа по формированию идеологии подхода к использованию метана в нашей отрасли.

Метан имеет лучшую энергетику, чем керосин, но у него есть недостаток, он имеет низкую плотность, поэтому нужно делать больше баки. В космическом пространстве, где минусовая температура, метану не нужна такая же теплоизоляция, как, например, водороду и в верхних ступенях ракет для дальних полетов метан может быть более выгодным. Поэтому в этом направлении работают все страны, разрабатывающие ракетную технику.

- Сегодня все двигатели НПО Энергомаш по факту одноразовые, хотя некоторые из них могут использоваться многократно. Когда у России появится свой серийный двигатель многоразового использования? Где его можно было бы применять?
 - Двигатели у нас используются как одноразовые нашими ракетчиками. Мы давно ведем с ними работу по вопросу многоразовости применения, и могу сказать, что нас услышали. Сегодня уже ведутся работы под руководством генерального конструктора по средствам выведения и наземной космической инфраструктуры ЦНИИмаш Александра Медведева по созданию демонстратора многоразовой ракеты-носителя. Тема непростая. Когда создавалась система "Энергия-Буран", боковые блоки, которые потом стали первой ступенью ракеты-носителя "Зенит" с двигателем РД170, планировалось делать возвращаемыми и использовать несколько раз. Поэтому соответствующие требования были заданы к двигателю. Для отрасли это было абсолютно новой работой, потому что до этого момента мы создавали только одноразовые двигатели. А здесь нужно было сделать ремонтопригодный агрегат с большим запасом прочности и надежности, а также с возможностью межполетной обработки. Все необходимые технологии были освоены, при сертификации РД170 подтвердил свою работу при более чем 20 пусках без съема со стенда и был сертифицирован на 10-кратное полетное использование. Мы сохранили эти технологии и транслировали их в линейке кислород-керосиновых двигателей на базе РД170. Речь идет о РД180, РД191. Все они обладают потенциалом многоразового использования в перспективных РН.

- Недавно Энергомаш и Шестая академия китайской космической корпорации науки и техники подписали протокол сотрудничества в конце 2018 года. Какого рода сотрудничество он предусматривает?
  - Китайским специалистам очень интересен наш опыт создания мощных жидкостных ракетных двигателей по всем направлениям. Они приняли политику отказа от ядовитых компонентов топлива на своих ракетах и переходят на экологически чистые компоненты: кислород-керосин, кислород-водород. Им удалось достичь определенных успехов в этом вопросе, но, тем не менее, интерес к нашим разработкам остался. На сегодняшний день изучается возможность сотрудничества по направлениям кислород-керосиновых двигателей большой тяги, кислородно-водородных и кислородно-метановых двигателей большой и малой тяги. По нашему законодательству, для осуществления сотрудничества мы должны получить разрешение Правительства РФ. В настоящее время китайская сторона готовит в наш адрес запрос с проектом технических заданий, чтобы мы обратились в "Роскосмос" для анализа возможности удовлетворения их запроса.

- Один из ключевых вопросов в сотрудничестве с Китаем – это соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Как учитывается этот аспект?
  - Между Россией и китайской стороной подписано соглашение об охране технологий, тем не менее, ракетные двигатели являются категорированной продукцией: любые прямые технические разговоры специалистов запрещены. Законом установлен порядок, при котором мы должны общаться через службу лицензирования и только с разрешения Правительства РФ.

- Сегодня у НПО Энергомаш есть зарубежные контракты, помимо соглашения с США на поставку двигателей РД180/РД181?
  - Кроме Китая ведется активная переговорная работа со многими странами, в их числе Аргентина, Бразилия, Индия. С Индией подписан протокол, в котором обе стороны зафиксировали свои дальнейшие намерения. До конца апреля 2019 будут проведены переговоры по конкретизации каждого из направлений сотрудничества, а к концу первого полугодия будет утверждена дорожная карта дальнейших совместных действий.

- С американским контрактом все в порядке?
  - Действующий контракт охватывает 2019 и 2020 годы, что касается поставок, на следующие годы, то пока мы находимся в процессе переговоров.

- Работы по двигателю РД171МВ для "Союза-5" идут по графику?
  - Первый "Союз-5" должен полететь в 2022 году, соответственно, двигатели нужно поставить за год – в 2021 году. У нас заключен контракт с ракетно-космическим центром (РКЦ) "Прогресс", идет его исполнение, мы должны отработать определенные моменты, поскольку двигатель содержит новые конструктивные и управленческие элементы, отличающие его от РД171. Нужно проверить и подтвердить их работоспособность и надежность. Первый двигатель в этом году должен выйти на огневые испытания.

- Хотелось бы поставить точку в вопросе с недавно раздутой шумихой вокруг РД191, в процессе создания которого были выявлены проблемы с низкочастотными вибрациями при определенном уровне дросселирования. Проблема решена? Есть ли вероятность ее проявления на отдельных образцах?
  - РД191 уникален. На "Ангаре-А5" двигатель центрального блока, пока работают боковушки, должен работать в щадящем режиме, экономя топливо. Для этой ракеты был выбран режим 30-процентного, глубокого дросселирования. Что происходит в этот момент с агрегатами? Чтобы было понятно, это как тронуться с места на автомобиле с механической коробкой не с первой, а с четвертой передачи. У вас не только двигатель – вся машина завибрирует и задрожит. То же самое происходит с ЖРД. Например, в ракетном двигателе при таком дросселировании температура в газогенераторе составляет 90 градусов, а в номинальном режиме – 600 градусов. Мы внедрили в конструкцию двигателя ряд решений по подавлению этих низкочастотных колебаний и добились с Центром Хруничева того, что эти мероприятия позволяют двигателю нормально работать и соответствовать техзаданию.
Сегодня двигатель полностью соответствует техническому заданию Центра Хруничева. Многоступенчатая система контроля при его изготовлении и испытаниях не позволяет сдать заказчику негодный двигатель. Задача по РД191 –решена, но мы продолжаем работу по изучению этих процессов, так как у космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса (КРК СТК) центральный блок тоже будет дросселироваться. Ведем научный поиск, выясняем природу протекающих процессов. Подчеркну еще раз, что сегодня двигатель полностью соответствует требованиям. Мы уже поставили более 40 двигателей для тяжелой "Ангары". В этом году прошел огневые испытания 41-й двигатель, мы его готовим к отправке в омское ПО "Полет".

- Сегодня много говорится про освоение дальнего космоса, Луны, Марса. Грубо говоря, у нас есть двигатели, чтобы туда слетать, доставить корабль, опустить его на планету и вернуть обратно?
  - Чтобы улететь от Земли все есть. Вы знаете, что с осени и до января "Роскосмос" занимался подготовкой материалов Федеральной целевой программы по созданию КРК СТК, в ней рассмотрены вопросы создания взлетно-посадочного модуля, орбитального лунного кораблей и так далее. В СССР занимались лунной темой, но многие вещи нужно будет создавать заново. Сегодня в указе президента РФ обозначено, что мы полетим на Луну не для посещения, а для ее освоения. Для страны такая задача ставится впервые. Задел по маршевым двигателям, системам маневрирования и управления у предприятий космического двигателестроения большой, но многие вещи придется создавать заново - иного выхода нет. Человечество обречено исследовать космос.
[свернуть]

ZOOR

ЦитироватьПосещение научно-производственного объединения Энергомаш
12 апреля 2019 года
14:40
Московская область, Химки

В День космонавтики Владимир Путин посетил АО «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко». Глава государства, в частности, осмотрел участок сборки жидкостных ракетных двигателей и ознакомился с перспективными проектами в ракетно-космической промышленности, в том числе с разработками по стратегическим ракетным комплексам и продукции гражданского назначения.

Кроме того, Президент кратко пообщался с работниками предприятия.

Владимира Путина сопровождали вице-премьер Юрий Борисов, помощник Президента Андрей Белоусов, губернатор Московской области Андрей Воробьёв, глава Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, генеральный директор НПО Энергомаш Игорь Арбузов.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

zandr

http://engine.space/press/pressnews/2839/
ЦитироватьВзятие веса
Генеральный директор НПО "Энергомаш" о новейших российских разработках космической техники
Как высоко может взлететь Россия в космосе? Почему у нового российского двигателя РД-171МВ нет конкурентов? Отчего американцы делают свои моторы, но не отказываются от наших? Об этом корреспондент "РГ" беседует с гендиректором НПО "Энергомаш" Игорем Арбузовым.

Игорь Александрович, на "Энергомаше" собран самый мощный ракетный двигатель в мире - РД-171МВ. При весе в 10 тонн - тяга 800 тонн! С каким ближайшим конкурентом можно сравнить?
Игорь Арбузов: Сравнить не с чем. Потому что действительно сегодня в классе жидкостных ракетных двигателей этот - самый мощный в мире. Пока никто из наших партнеров, конкурентов не создал даже близкий по параметрам.

Для чего нужен такой "дюжий" космический мотор? Куда на нем можно долететь?
Игорь Арбузов: Долететь можно хоть куда. Двигатель РД-171МВ разработан для новой российской ракеты-носителя среднего класса "Союз-5" ("Иртыш") и в перспективе для сверхтяжелого носителя. Надо понимать: реализация миссии на Луну, к дальним планетам сопряжена с необходимостью выведения серьезных грузов на орбиту. Естественно, мощность двигателя, его энергетические параметры тут определяющие.
Образно говоря, именно на двигателях лежит самая тяжелая работа: они обеспечивают отрыв ракеты-носителя от Земли. Несут всю нагрузку, которая запускается. Помимо этого, предъявляются очень серьезные требования по качеству, поскольку выведение - наиболее ответственный участок полета любой ракеты. На котором в том числе обеспечивается и сохранность стартового комплекса.

Когда начнутся испытания? Какие сложности могут быть?
Игорь Арбузов: Пока мы не видим никаких сложностей. Собран первый экземпляр РД-171МВ. Он проходит доработки, необходимые для проведения комплекса стендовых испытаний. И во второй половине года мы их начнем. Все строго по графику, который обеспечит поставку двигателя в 2021 году.

Впервые вся конструкторская документация не в бумаге, а в цифре. При сборке используются новейшие технологии. Где они применяются?
Игорь Арбузов: Новейшие технологии используются для создания целого ряда конструктивных элементов. Кронштейны, часть элементов газогенератора. То есть там, где это целесообразно. И не только с точки зрения конструктивных особенностей, но и снижения трудоемкости изготовления, а, следовательно, и цены.

А что даст переход на создание двигателя в цифровом формате?
Игорь Арбузов: Внедрение процессов цифровой трансформации - это не самоцель, а вопрос нашей конкурентоспособности на российском и международном рынках. Это скорость создания двигателя, вывод его на рынок, обеспечение необходимых стоимостных параметров. Я бы сказал, что для нас цифровая трансформация - это современный и эффективный инструмент для управления бизнесом, который требует изменения самих принципов ведения бизнеса. Что касается РД-171МВ, - да, это первый ракетный двигатель, который в нашей стране вообще будет создан в цифровом формате.

Новый двигатель рождается быстрее, чем прежде?
Игорь Арбузов: Раньше от разработки конструкторской документации и до опытного образца, включая объем испытаний, тратилось примерно 5-7 лет. Иногда - десять. Сегодня рынок не может так долго ждать. Поэтому мы поставили себе цель: максимум от 3 до 5 лет. От начала создания до готового изделия.

Правда, что двигатель - самая дорогая часть ракеты?
Игорь Арбузов: Самая дорогая часть в любом двигателе - это мозги наших конструкторов (смеется).

Уточню вопрос: действительно ли 35-40 процентов стоимости ракеты приходится на двигатель?
Игорь Арбузов: Двигатель - это часть ракеты-носителя, под которую он проектируется по техническому заданию ракетчиков. Без средства выведения он и не особенно-то и нужен. Поэтому, на мой взгляд, рассматривать его стоимость отдельно от ракеты - не совсем корректно. Но, безусловно, с учетом применения современных инструментов управления и технологий, о которых мы с вами только что говорили, стоимость двигателя должна снижаться, быть комфортной для нашего заказчика и обеспечивать конкурентоспособность не только самого двигателя на международном рынке, но и в целом конкурентоспособность ракеты-носителя.

РД-171МВ будет многоразовым?
Игорь Арбузов: Вы наверняка знаете, что базовая версия РД-171МВ - РД-170 была разработана для системы "Энергия-Буран". Уже тогда к двигателю было предъявлено требование, чтобы он был многоразовым. И наши конструкторы во главе с Валентином Петровичем Глушко это сделали: двигатель сертифицирован на 10-кратное использование. Кроме того, двигатель еще сертифицирован на пилотируемые пуски, так как система "Энергия-Буран" предполагалась для пилотируемых миссий. Поэтому если будет задача РД-171МВ обеспечить для многоразового использования, у нас есть все возможности для этого и научно-технический задел.

На конференции по проблемам ракетного двигателестроения один из выступавших заявил: мне нужны двигатели, которые могли бы включаться сто раз. Это достижимо?
Игорь Арбузов: Если будет поставлена такая задача, то будем над ней работать. Но подозреваю, пока такой необходимости нет. Современные исследования подтверждают: использование двигателя в пределах десяти раз имеет максимальный экономический эффект для многоразовой системы. Потому что дальнейшее использование, с учетом применяемых материалов, особенностей конструкции, требует уже значительных доработок, которые существенно снижают экономику многоразовости.

Решен ли вопрос о покупке РД-171 для "Морского старта"?
Игорь Арбузов: Пока такого решения нет. Идет процесс консультаций, переговоров. Но пока нет действующих контрактов, которые бы определили порядок, сроки и количество поставок этих двигателей.

Ведется ли проект по РД-175 с тягой до 1 тысячи тонн для перспективной ракеты "Энергия-К"?  
Игорь Арбузов: В свое время мы провели значительный объем работ по возможности создания такого двигателя. Были исследования, создан эскизный проект.

Америка заявила: она прекратит закупать российские ракетные двигатели РД-180 после 2022 года. Что это значит для "Энергомаша"?
Игорь Арбузов: Понятно, что рано или поздно это произойдет. И мы никогда не испытывали тут никаких иллюзий. Предприятие обеспечено контрактами по РД-180 на 2019 и 2020 годы. Сегодня обсуждаются условия поставок на последующие годы. Но кроме США, есть и российский рынок, и рынки других стран, с которыми мы ведем активную переговорную работу.

Скажите, а как вообще получилось, что американцы решили ставить на свои ракеты российские двигатели?
Игорь Арбузов: В этом году исполнится 23 года с начала сотрудничества между Россией и США в области ракетного двигателестроения. В 1996 году проект двигателя РД-180 стал победителем в конкурсе, проводимом фирмой Lockheed Martin, обойдя проекты таких компаний, как Rocketdyne, Aerojet. В 2000 году состоялся первый пуск американской ракеты-носителя "Атлас-3" с двигателем РД-180 в составе первой ступени. На сегодняшний день состоялось уже 85 пусков ракет семейства "Атлас", укомплектованных РД-180, и все они были успешными. Так что американцы не ошиблись: именно специалистам НПО "Энергомаш" удалось обеспечить этот баланс "цена-качество", но при этом сделать двигатель быстро, эффективно и с нужными техническими характеристиками.

Но аналогичные разработки у них ведутся?
Игорь Арбузов: Да, они создают альтернативу. И в этом нет никакого секрета. Мы с пониманием относимся к этим намерениям. Сегодня компания Blue Origin ведет разработку метанового двигателя BE-4 для ракеты-носителя "Вулкан", которая в перспективе должна заменить "Атлас-5". Но вместе с тем полеты на своем новом пилотируемом корабле Starliner (CST-100), который разработан компанией Boeing под "Атлас-5", американцы предполагают осуществить именно на надежных РД-180. И они уже сертифицированы под пилотируемые пуски.

И когда может состояться этот старт?
Игорь Арбузов: По нашим данным, на август назначен пуск в беспилотном режиме. И есть версия, что до конца нынешнего года будет осуществлен пилотируемый запуск. Экипаж, фамилии астронавтов уже известны. Ведется подготовка. Надеемся, что все эти планы будут реализованы нашими коллегами.

Тем более странно, что наши РД-180 пока не летают на наших ракетах. Ситуация изменится?
Игорь Арбузов: Надеюсь. В соответствии с концепцией, которая объявлена руководством Госкорпорации "Роскосмос", российская ракета-носитель сверхтяжелого класса "Енисей" будет собираться по принципу технологического конструктора, где каждая часть ракеты - самостоятельное летное изделие. На ее первой ступени будет стоять двигатель первой ступени "Союза-5" - РД-171МВ. Вторую ступень сверхтяжелой ракеты предложено сделать на базе РД-180, который, как я уже говорил, имеет уникальную летную статистику. Мы сейчас ведем эту проработку.

Утверждают, что ракетные двигатели на метане перспективнее "керосиновых". И США активно ими занимаются. Не отстаем?
Игорь Арбузов: Мы работаем по метановой тематике. И с точки зрения наших знаний, отработанности отдельных элементов конструкции метанового двигателя, не отстаем от США. Надо понимать: каждый двигатель хорош по-своему в зависимости от поставленной цели. Если это разработка многоразовых систем - да, там есть разумная возможность применения метановых двигателей. Однако с точки зрения энергетики и эффективности кислородно-керосиновые двигатели мало чем уступают метановым. Просто у каждого из топлив есть свои особенности.

За счет чего сегодня можно совершенствовать ракетные двигатели? За счет топлива? Схемных решений?
Игорь Арбузов: Принципы реактивного движения давно открыты. Мы были и остаемся лидерами по созданию жидкостных ракетных двигателей. Нас еще никто не опередил в этом соревновании. Что касается возможности совершенствования? Сегодня, прежде всего, это технологии и материалы, которые позволяют, в частности, повышать давление в камере, увеличивать энергетические характеристики двигателя.

Из материалов вы имеете в виду композиты?
Игорь Арбузов: В том числе и композиты. Например, они могут успешно применяться в камерах сгорания двигателей, которые используются на верхних ступенях ракеты-носителя. Есть возможность применения именно этих материалов в конструкции сопла.
Мы продолжаем исследования детонационного горения. На сегодняшний день оно не применяется нигде. Но это научно-технический задел, который позволит улучшить характеристики как существующих, так и будущих двигателей.

Скажите, какие перспективы в области водородных технологий?
Игорь Арбузов: Да, это одно из наиболее перспективных направлений. Мы уже создали целую линейку двигателей, работающих на компонентах кислород-водород. В частности, есть двигатель, который создавался для разгонного блока "Ангара-А5" - РД0146. Сегодня он прошел полный цикл испытаний. И мы надеемся, что в ближайшее время в проекте, который предполагает запуск РН "Ангара-А5" с космодрома "Восточный", это решение будет применено.
Кроме того, ведем работы по созданию более мощного двигателя, работающего на паре кислород-водород, который, надеемся, найдет применение в ракетоносителе сверхтяжелого класса.

А электрические двигатели, ионные? Когда читаешь, что на таких можно долететь до Марса за две недели, дух захватывает...
Игорь Арбузов: Такие двигатели, я считаю, наше будущее. Если мы говорим о полетах к дальним планетам, то это как раз та возможность, которая позволяет их реализовать.

По некоторым оценкам, только 15 процентов прогрессивных решений превращаются в реальные работающие конструкции. Согласны?
Игорь Арбузов: Это общемировая практика. Исследования - способ создания научно-технического задела, возможность интеллектуально тренировать конструкторов, технологов, специалистов. При этом не обязательно, чтобы все сто процентов результатов научно-исследовательских работ были бы завтра применимы. Да, 15-20 процентов, наверное, сразу будут востребованы. Примерно столько же ложится на полку и ждет своего часа, чтобы использоваться в будущих разработках. 40-50 процентов - это то, что применено не будет, но это неизбежный процесс. Если остановить исследования, прекратить изучение процессов - можно потерять свой научный потенциал. Сегодня в НПО "Энергомаш" создана линейка двигателей, которая является нашим интеллектуальным запасом, и мы готовы к любым вызовам. Но что самое важное, создана уникальная научно-конструкторская школа ракетного двигателестроения, возможно, лучшая в мире, которую мы должны развивать дальше.

И все эти двигатели могут быть завтра предложены в любой ситуации?
Игорь Арбузов: Безусловно. В рамках интегрированной структуры, которая объединит ведущие российские предприятия ракетного двигателестроения во главе с НПО "Энергомаш", получается, что мы представлены линейкой двигателей от самых маленьких, нескольких граммов, до 800 тонн. Это вся палитра тяговых характеристик. И вся палитра различных компонентов: кислород-керосин, гептил-амил, кислород-водород. В перспективе - кислород-метан, электроракетные двигатели.

Есть цифра: примерно 65 процентов космических аварий происходит из-за двигательных установок. Как вы ее прокомментируете?
Игорь Арбузов: Это данные за 2016 год. Сейчас ситуация радикальным образом поменялась. Действительно, в течение последнего десятилетия из-за двигательных установок произошла целая череда аварий. К счастью, там не было проблем с первой ступенью. Сегодня проведена серьезная работа по усовершенствованию системы менеджмента качества, культуры производства, повышению квалификации персонала. И самое главное, на мой взгляд, - проведена серьезная работа по созданию современных технологических процессов, которые в меньшей степени, чем это было ранее, зависимы от человеческого фактора.

Камеры наблюдения у вас в цехах стоят?
Игорь Арбузов: Мое твердое убеждение: надо применять современные технологии, в том числе цифровые, в контроле качества производимой продукции. Сейчас мы двигаемся по пути создания "цифрового двойника" двигателей и производства в целом. Для этого используются различные цифровые решения, новейшие координатно-измерительные машины и датчики для контроля параметров технологических процессов. И, конечно, сбор и анализ всей информации, которую дают эти цифровые средства. Все они направлены на автоматизацию операций, выполняемых службой технического контроля.

В России создается холдинг ракетного двигателестроения. Кто объединяется? Зачем? Чего вы ждете?
Игорь Арбузов: Будут объединены семь предприятий. Головной организацией является НПО "Энергомаш". Список утвержден. Для чего это делается? Прежде всего, чтобы оптимально использовать производственные возможности предприятий. Они сегодня где-то избыточны, где-то недостаточны. Этот перекос - одна из серьезных проблем. На предприятиях будут создаваться центры компетенций, например, по литью, ковке, мехобработке. Необходимо объединять существующий конструкторский потенциал, но при этом очень важным считаю сохранение и дальнейшее развитие конструкторских школ КБХМ, АО "НПО Энергомаш", АО КБХА, АО НИИМаш, ОКБ "Факел". Также на большинстве предприятий требуется активное внедрение современных информационных технологий. И это тоже важная для нас задача.
Ну и, наконец, один из ключевых вопросов - оптимизация и повышение эффективности использования федеральных средств для программ техперевооружения. Чтобы, не создавая дублирования мощностей, решать самые актуальные и сложные проблемы.
https://rg.ru/2019/04/11/arbuzov-u-rossijskogo-raketnogo-dvigatelia-rd-171mv-net-konkurentov.html

zandr

https://www.interfax.ru/interview/657834
 
ЦитироватьГлавный конструктор НПО Энергомаш: мы готовы поставлять многоразовые двигатели для российских ракет
Петр Левочкин рассказал о текущих разработках и международных проектах

Главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин
Фото предоставлено пресс-службой
Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU - НПО Энергомаш (входит в ГК "Роскосмос") – один из мировых лидеров ракетного двигателестроения. Предприятие производит двигатели для российских и иностранных ракет, а также занимается разработкой перспективных решений для дальнейшего освоения космоса. О текущих разработках, международных проектах и о том, на каких двигателях полетит создаваемая российская ракета сверхтяжелого класса, в интервью корреспонденту "Интерфакса" Илье Морозову рассказал главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин.
- Петр Сергеевич, какие проекты сегодня реализуются в конструкторском бюро, что есть в портфеле двигателестроителей на перспективу?
- Сегодня практически вся перспектива предприятия связана с созданием двигателей для ракет-носителей (РН) "Союз-5" и РН "Амур". Посудите сами: на РН "Союз-5", на первой ступени будет использоваться двигатель РД171МВ. Это модификация проверенных временем двигателей РД170 и РД171(171М), разработанных для РН "Зенит" и многоразовой космической системы (МРКС) "Энергия-Буран". Двигатель РД171МВ, в отличие от своих предшественников, получит полностью российскую систему управления вектором тяги (отклонения камер), более эффективную систему аварийной защиты (САЗ), кроме того, в конструкцию будут внедрены улучшения отдельных агрегатов по результатам эксплуатации их аналогов в двигателях РД180 и РД191, которые были разработаны позднее.
Также при создании двигателя РД171МВ мы решаем задачи по освоению цифровых технологий для повышения качества и снижения стоимости конечного продукта. Здесь мы должны перейти на новую идеологию проектирования двигателя, когда ЗD-модель становится подлинником конструкторской документации. Эту модель дальше берут технологи и создают техпроцессы под новое, современное оборудование со значительным снижением трудоемкости.
Кроме этого, освоение 3D-технологий расширяет возможности математического моделирования. Освоение этого инструмента в дальнейшем может существенно снизить сроки и стоимость отработки ЖРД.
Что касается РН "Амур", то здесь на первой ступени планируется использовать двигатель РД191М, который является форсированной на 10% версией двигателя РД191. Эта работа потребует очень вдумчивого подхода.
Конечно, специалисты предприятия думают и о перспективных проектах, и к ним относятся работы по совершенствованию двигателей, находящихся в эксплуатации, освоению и внедрению в конструкции деталей, изготовленных по новым технологиям с применением новых, в том числе композиционных материалов.
Что касается перспективных и прорывных проектов, то наше предприятие не так давно, по поручению Дмитрия Олеговича Рогозина, подготовило и направило ему предложение по созданию многоразовой космической системы класса "Земля-космос-Земля". Этот аппарат потребует новых типов двигателей –комбинированных. Мы считаем, что данный проект – революционный и должен получить поддержку на самом высоком уровне.
- Игорь Александрович Арбузов в прошлом году в интервью "Интерфаксу" рассказывал о перспективах двигателей на метане. В частности, речь шла о завершении "Конструкторским бюро химавтоматики" (КБХА) разработки технического предложения и эскизного проекта опытного образца кислородно-метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн. На каком этапе сегодня эта работа?
- В рамках Федеральной космической программы (ФКП) в России создается опытный демонстратор этого двигателя. Воронежское КБХА достаточно далеко продвинулось в изучении метана как компонента ракетного топлива. В перспективе они должны сделать демонстратор, более того, сейчас обсуждается вопрос более активного выполнения этой работы, чтобы к 2024-2025 году иметь уже двигатель, а не демонстратор. Сейчас идет работа по формированию идеологии подхода к использованию метана в нашей отрасли.
Метан имеет лучшую энергетику, чем керосин, но у него есть недостаток, он имеет низкую плотность, поэтому нужно делать больше баки. В космическом пространстве, где минусовая температура, метану не нужна такая же теплоизоляция, как, например, водороду и в верхних ступенях ракет для дальних полетов метан может быть более выгодным. Поэтому в этом направлении работают все страны, разрабатывающие ракетную технику.
- Сегодня все двигатели НПО Энергомаш по факту одноразовые, хотя некоторые из них могут использоваться многократно. Когда у России появится свой серийный двигатель многоразового использования? Где его можно было бы применять?
- Двигатели у нас используются как одноразовые нашими ракетчиками. Мы давно ведем с ними работу по вопросу многоразовости применения, и могу сказать, что нас услышали. Сегодня уже ведутся работы под руководством генерального конструктора по средствам выведения и наземной космической инфраструктуры ЦНИИмаш Александра Медведева по созданию демонстратора многоразовой ракеты-носителя. Тема непростая. Когда создавалась система "Энергия-Буран", боковые блоки, которые потом стали первой ступенью ракеты-носителя "Зенит" с двигателем РД170, планировалось делать возвращаемыми и использовать несколько раз. Поэтому соответствующие требования были заданы к двигателю. Для отрасли это было абсолютно новой работой, потому что до этого момента мы создавали только одноразовые двигатели. А здесь нужно было сделать ремонтопригодный агрегат с большим запасом прочности и надежности, а также с возможностью межполетной обработки. Все необходимые технологии были освоены, при сертификации РД170 подтвердил свою работу при более чем 20 пусках без съема со стенда и был сертифицирован на 10-кратное полетное использование. Мы сохранили эти технологии и транслировали их в линейке кислород-керосиновых двигателей на базе РД170. Речь идет о РД180, РД191. Все они обладают потенциалом многоразового использования в перспективных РН.

- Недавно Энергомаш и Шестая академия китайской космической корпорации науки и техники подписали протокол сотрудничества в конце 2018 года. Какого рода сотрудничество он предусматривает?
- Китайским специалистам очень интересен наш опыт создания мощных жидкостных ракетных двигателей по всем направлениям. Они приняли политику отказа от ядовитых компонентов топлива на своих ракетах и переходят на экологически чистые компоненты: кислород-керосин, кислород-водород. Им удалось достичь определенных успехов в этом вопросе, но, тем не менее, интерес к нашим разработкам остался. На сегодняшний день изучается возможность сотрудничества по направлениям кислород-керосиновых двигателей большой тяги, кислородно-водородных и кислородно-метановых двигателей большой и малой тяги. По нашему законодательству, для осуществления сотрудничества мы должны получить разрешение Правительства РФ. В настоящее время китайская сторона готовит в наш адрес запрос с проектом технических заданий, чтобы мы обратились в "Роскосмос" для анализа возможности удовлетворения их запроса.
- Один из ключевых вопросов в сотрудничестве с Китаем – это соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Как учитывается этот аспект?
- Между Россией и китайской стороной подписано соглашение об охране технологий, тем не менее, ракетные двигатели являются категорированной продукцией: любые прямые технические разговоры специалистов запрещены. Законом установлен порядок, при котором мы должны общаться через службу лицензирования и только с разрешения Правительства РФ.
- Сегодня у НПО Энергомаш есть зарубежные контракты, помимо соглашения с США на поставку двигателей РД180/РД181?
- Кроме Китая ведется активная переговорная работа со многими странами, в их числе Аргентина, Бразилия, Индия. С Индией подписан протокол, в котором обе стороны зафиксировали свои дальнейшие намерения. До конца апреля 2019 будут проведены переговоры по конкретизации каждого из направлений сотрудничества, а к концу первого полугодия будет утверждена дорожная карта дальнейших совместных действий.
- С американским контрактом все в порядке?
- Действующий контракт охватывает 2019 и 2020 годы, что касается поставок, на следующие годы, то пока мы находимся в процессе переговоров.
- Работы по двигателю РД171МВ для "Союза-5" идут по графику?
- Первый "Союз-5" должен полететь в 2022 году, соответственно, двигатели нужно поставить за год – в 2021 году. У нас заключен контракт с ракетно-космическим центром (РКЦ) "Прогресс", идет его исполнение, мы должны отработать определенные моменты, поскольку двигатель содержит новые конструктивные и управленческие элементы, отличающие его от РД171. Нужно проверить и подтвердить их работоспособность и надежность. Первый двигатель в этом году должен выйти на огневые испытания.
- Хотелось бы поставить точку в вопросе с недавно раздутой шумихой вокруг РД191, в процессе создания которого были выявлены проблемы с низкочастотными вибрациями при определенном уровне дросселирования. Проблема решена? Есть ли вероятность ее проявления на отдельных образцах?
- РД191 уникален. На "Ангаре-А5" двигатель центрального блока, пока работают боковушки, должен работать в щадящем режиме, экономя топливо. Для этой ракеты был выбран режим 30-процентного, глубокого дросселирования. Что происходит в этот момент с агрегатами? Чтобы было понятно, это как тронуться с места на автомобиле с механической коробкой не с первой, а с четвертой передачи. У вас не только двигатель – вся машина завибрирует и задрожит. То же самое происходит с ЖРД. Например, в ракетном двигателе при таком дросселировании температура в газогенераторе составляет 90 градусов, а в номинальном режиме – 600 градусов. Мы внедрили в конструкцию двигателя ряд решений по подавлению этих низкочастотных колебаний и добились с Центром Хруничева того, что эти мероприятия позволяют двигателю нормально работать и соответствовать техзаданию.
Сегодня двигатель полностью соответствует техническому заданию Центра Хруничева. Многоступенчатая система контроля при его изготовлении и испытаниях не позволяет сдать заказчику негодный двигатель. Задача по РД191 –решена, но мы продолжаем работу по изучению этих процессов, так как у космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса (КРК СТК) центральный блок тоже будет дросселироваться. Ведем научный поиск, выясняем природу протекающих процессов. Подчеркну еще раз, что сегодня двигатель полностью соответствует требованиям. Мы уже поставили более 40 двигателей для тяжелой "Ангары". В этом году прошел огневые испытания 41-й двигатель, мы его готовим к отправке в омское ПО "Полет".
- Сегодня много говорится про освоение дальнего космоса, Луны, Марса. Грубо говоря, у нас есть двигатели, чтобы туда слетать, доставить корабль, опустить его на планету и вернуть обратно?
- Чтобы улететь от Земли все есть. Вы знаете, что с осени и до января "Роскосмос" занимался подготовкой материалов Федеральной целевой программы по созданию КРК СТК, в ней рассмотрены вопросы создания взлетно-посадочного модуля, орбитального лунного кораблей и так далее. В СССР занимались лунной темой, но многие вещи нужно будет создавать заново. Сегодня в указе президента РФ обозначено, что мы полетим на Луну не для посещения, а для ее освоения. Для страны такая задача ставится впервые. Задел по маршевым двигателям, системам маневрирования и управления у предприятий космического двигателестроения большой, но многие вещи придется создавать заново - иного выхода нет. Человечество обречено исследовать космос.