40-тонник: ищем оптимальное решение.

Автор Дмитрий В., 01.01.2008 14:53:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Shestoper видимо имел ввиду водородный ЦБ  диаметром 7м.
А для варианта tau13 конечно достаточео 3,9м или 4,1м.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

ЦитироватьShestoper видимо имел ввиду водородный ЦБ  диаметром 7м.
А для варианта tau13 конечно достаточео 3,9м или 4,1м.
Все верно, и я говорю - водородный ЦБ можно сделать в диаметре 4 м.

Надо просто топливо разделить на 2 половины по объему и вынести водород в навесной бак ;)
Т.е. весь ЖК и часть ЖВ оставить в ЦБ, получится примерно 40 м с ХО. А остальной водород, порядка 430 м3 - в начевсной бак, с противоположной стороны от ПН. Потому что с ПН 60 т ставить ее наверх уже сложно и вообще сомнительно.

Короче, ПН - сбоку, ЖВ с противоположной стороны, 2-4 бустера - перпендикулярно.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Кузьмин Сергей

ЦитироватьКороче, ПН - сбоку, ЖВ с противоположной стороны, 2-4 бустера - перпендикулярно.
Очень красиво. Симметрично.
Но не понимаю, как будет выполняться забор ЖВ из навесного бака. Переливать в ЦБ в процессе полета? Или отдельную магистраль на ДУ?
Перспектива есть во всем!

Salo

Вау! Пн боковая? Bell, а вы знаете, что при боковом размещении ПН падает? :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

fagot

ЦитироватьВоенные КК в данном случае непричем. Зенит планировали по пилотируемые запуски, для того башни на обоих стартах строили.
Вот я и спрашиваю, под какой такой КК планировали 13-тонный Зенит, если для Союза это слишком много (особенно с учетом перегрузок)?
Военных ПН на него планировали столько, что про пилотируемые можно вообще не вспоминать. Ну а пилотируемый видимо Заря, да и перегрузки можно дросселированием ограничить.

ЦитироватьЗЫ. Выжать из такой 1 ст. можно чуть ли не 20 т, принципиальных ограничений нет.
Из двигателя можно выжать около того, из такой ступени - нет.

Salo

ЦитироватьНадо просто топливо разделить на 2 половины по объему и вынести водород в навесной бак ;)
Т.е. весь ЖК и часть ЖВ оставить в ЦБ, получится примерно 40 м с ХО. А остальной водород, порядка 430 м3 - в начевсной бак, с противоположной стороны от ПН. Потому что с ПН 60 т ставить ее наверх уже сложно и вообще сомнительно.

Короче, ПН - сбоку, ЖВ с противоположной стороны, 2-4 бустера - перпендикулярно.
И что будет с ракетой по мере опорожнения такого бака ЖВ?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьНо не понимаю, как будет выполняться забор ЖВ из навесного бака. Переливать в ЦБ в процессе полета? Или отдельную магистраль на ДУ?
Да, без разницы: хоть напрямую в ДУ, хоть в коллектор, хоть в центральный бак.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Цитировать
ЦитироватьКороче, ПН - сбоку, ЖВ с противоположной стороны, 2-4 бустера - перпендикулярно.
Очень красиво. Симметрично.
Но не понимаю, как будет выполняться забор ЖВ из навесного бака. Переливать в ЦБ в процессе полета? Или отдельную магистраль на ДУ?
Просто забирать из навесного бака, по израсходованию ЖВ в нем плавно переключать забор на бак в ЦБ.

Грубо говоря, перед входом в ТНА в трубопровод ЖВ врезать трехходовой кран.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

ЦитироватьВау! Пн боковая? Bell, а вы знаете, что при боковом размещении ПН падает? :wink:
Знаю, конечно. Ну так ненамного падает. Пусть будет не 65, а 60 т.

Кстати, есть у меня ощущение, что такой ЦБ иметь совершенство чуть похуже обычной водородной ступени, а вот навесной бак - заметно лучше. И в сумме получится даже легче, чем одиный блок.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитировать
ЦитироватьНадо просто топливо разделить на 2 половины по объему и вынести водород в навесной бак ;)
Т.е. весь ЖК и часть ЖВ оставить в ЦБ, получится примерно 40 м с ХО. А остальной водород, порядка 430 м3 - в начевсной бак, с противоположной стороны от ПН. Потому что с ПН 60 т ставить ее наверх уже сложно и вообще сомнительно.

Короче, ПН - сбоку, ЖВ с противоположной стороны, 2-4 бустера - перпендикулярно.
И что будет с ракетой по мере опорожнения такого бака ЖВ?
Ничего страшного не будет с ракетой :)
На Энергии, как сами понимаете, вопросы центровки при боковом расположении ПН вполне успешно решались.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитировать
ЦитироватьВоенные КК в данном случае непричем. Зенит планировали по пилотируемые запуски, для того башни на обоих стартах строили.
Вот я и спрашиваю, под какой такой КК планировали 13-тонный Зенит, если для Союза это слишком много (особенно с учетом перегрузок)?
Военных ПН на него планировали столько, что про пилотируемые можно вообще не вспоминать. Ну а пилотируемый видимо Заря, да и перегрузки можно дросселированием ограничить.
Факир, я же говорю - военные КА и вообще автоматы в данном случае значения не имеют. Это параллельные нагрузки, которые могут быть какими угодно.

Я спрашиваю конкретно про ПКК - что за корабль собирались строить на 13,5 т?

Цитировать
ЦитироватьЗЫ. Выжать из такой 1 ст. можно чуть ли не 20 т, принципиальных ограничений нет.
Из двигателя можно выжать около того, из такой ступени - нет.
У меня давно закралось подозрение, что 2 ступень сделали "на первое время", в расчете на дальнейшую модернизацию и существенное увеличение ПН. Т.е. вторым этапом должно было идти увеличение 2 ст. и добавление возможности многократного включения двигателя.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

fagot

ЦитироватьУ меня давно закралось подозрение, что 2 ступень сделали "на первое время", в расчете на дальнейшую модернизацию и существенное увеличение ПН. Т.е. вторым этапом должно было идти увеличение 2 ст. и добавление возможности многократного включения двигателя.
Наоборот, 2-я ступень несколько переразмерена, чтобы выжать максимум ПН при заданной первой, которая в свою очередь получилась из-за желания целиком упихнуть ее в железнодорожный вагон и унификации с энергиевской боковушкой. А чтобы не делать повторный запуск, придумали рулевик замкнутой схемы для дотягивания на средневысокие орбиты.

Salo

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНадо просто топливо разделить на 2 половины по объему и вынести водород в навесной бак ;)
Т.е. весь ЖК и часть ЖВ оставить в ЦБ, получится примерно 40 м с ХО. А остальной водород, порядка 430 м3 - в начевсной бак, с противоположной стороны от ПН. Потому что с ПН 60 т ставить ее наверх уже сложно и вообще сомнительно.

Короче, ПН - сбоку, ЖВ с противоположной стороны, 2-4 бустера - перпендикулярно.
И что будет с ракетой по мере опорожнения такого бака ЖВ?
Ничего страшного не будет с ракетой :)
На Энергии, как сами понимаете, вопросы центровки при боковом расположении ПН вполне успешно решались.

Решалось это отклонением двигателей ЦБ на  угол необходимый для того, чтобы вектор тяги проходил через центр масс.  В Вашем случае центр масс будет смещаться по мере опорожнения бака. Это тоже возможно скомпенсировать отклонением двигателей по мере опорожнения навесного бака водорода.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВоенные КК в данном случае непричем. Зенит планировали по пилотируемые запуски, для того башни на обоих стартах строили.
Вот я и спрашиваю, под какой такой КК планировали 13-тонный Зенит, если для Союза это слишком много (особенно с учетом перегрузок)?
Военных ПН на него планировали столько, что про пилотируемые можно вообще не вспоминать. Ну а пилотируемый видимо Заря, да и перегрузки можно дросселированием ограничить.
Факир, я же говорю - военные КА и вообще автоматы в данном случае значения не имеют. Это параллельные нагрузки, которые могут быть какими угодно.

Я спрашиваю конкретно про ПКК - что за корабль собирались строить на 13,5 т?
Вот этот вот самый и собирались:
( http://www.buran.ru/htm/zarya.htm )

А что, у Вас есть какие-либо основания для сомнений?  ;)

Shestoper

ЦитироватьВсе верно, и я говорю - водородный ЦБ можно сделать в диаметре 4 м.

Надо просто топливо разделить на 2 половины по объему и вынести водород в навесной бак ;)
Т.е. весь ЖК и часть ЖВ оставить в ЦБ, получится примерно 40 м с ХО. А остальной водород, порядка 430 м3 - в начевсной бак, с противоположной стороны от ПН. Потому что с ПН 60 т ставить ее наверх уже сложно и вообще сомнительно.

Короче, ПН - сбоку, ЖВ с противоположной стороны, 2-4 бустера - перпендикулярно.

На какие извращения люди идут, чтобы сохранить диаметр 4 метра  :D
Не проще ли всё-таки один раз потратиться на оборудование для создания баков большого диаметра на космодроме?

Александр Ч.

Цитировать
ЦитироватьАнгара-7 это другой УРМ-1 и другой СК.  IMHO,  можно вычеркивать.
УРМ-1 там тот же, а вот ЦБ другого диаметра. А что, так принципиально все делать на основе одного блока? :wink:
Для меня нет, но раз уже ввязались в строительство, в том числе и СК, под Ангару с первой ступенью на базе одинаковых УРМ, то шансы использовать другой ЦБ ничтожны, IMHO.

Я тут сделал себе простенький расчетик по формуле Циолковского в экселе для КПК, т.к. ратмановским спредшитом не удобно пользоваться на маленьком экранчике. Получается "тризенитом" тонн 50 можно вытянуть.


       М0       V
       50,00   8983,13 8759,40

     M       Mt      Mk     УИ       k     V
I    705,40  637,60  67,80  3093,00  9,40  2349,93
II   352,70  318,80  33,90  3378,00  9,40  3519,17
III   89,90   80,60   9,30  3500,00  8,67  3004,12
    1198,00                                8873,22
                                           -109,91  8983,13
                                            113,82  8759,40
Ad calendas graecas

Bell

Итак, смотрим, что получилось с навесным баком :)

Получилось очень даже ничего.

1 ст. - 2 ББ по 350 т, РД-171, Мкон по 30 тс со всеми остатками и пр.
ЦБ - 260 т, ЖК 228 т, ЖВ 12, 2хРД-0120, Мкон 24 т
Бак - 34 т, ЖВ 26 т, Мкон 12 т
Обтекатель 10 т, сброс на 187 сек


Считал так:
1 ст. - как обычно
2 ст. - РЗТ = весь ЖВ с навесного бака + ЖК с ЦБ (в 6 раз больше ЖВ), получается виртуальная ступень на 200 т Мст и Мкон = пустой бак 12 т (остатками ЖВ в баке пренебрегаем, по массе получается ерунда)
3 ст. - остаток ЖК + весь ЖВ, Мст 110 т, Мкон 24 т.

В результате имеем 65 т на скорости 7900 м/с.

Поскольку аэродинамику брал тупо с Энергии, да и ратман немого врет, то возможно потребуется небольшое довыведение. Впрочем, если ЦБ ронять в антипод, то довыводится все равно надо.



Ну, вобщем... вуаля :)



ЗЫ. Небольшие замечания.
1) Мкон ББ 30 т. Это вроде как маловато для 1 ст. Зенита, но тут я вижу 3 точки роста:
- блок надо делать честно одноразовым, выкидывая все навороты и усиления, которые исторически остались на Зените от Энергии (1-2 т)
- РД-171 можно облегчить тоже за счет ликвидации всех многоразовых прибамбасов (1-2 т)
- за счет использования терминальной СУ можно существенно сократить остатки топлива (2-3 т)
Сейчас Мкон у 1 ст. Зенита ~34 т, а при таком раскладе можно получить 27-30 т

2) При массе ЦБ 310 т достаточно тяги 2-х РД-0120, что не может не радовать :)
Вобщем получается такая Энергия-М на 65 т.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

ЦитироватьВот этот вот самый и собирались:
( http://www.buran.ru/htm/zarya.htm )
Хех :)
Дык и я про нее, Зарю-родимую.
Поэтому и спрашиваю - че мы паримся за "18-22 т", когда давно готов эскизный проект ПКК на 15 т на 8 человек, с возможностью доставки 3 т груза и посадки со 2-й космической?

ЦитироватьА что, у Вас есть какие-либо основания для сомнений?  ;)
Конечно есть! Вот Факир говорит, что из Зенита больше 13,5 т никак не выжать, а Зарю проектировали на 15 т и именно на Зенит. Вот я и сомневаюсь - прав ли Факир?  :wink:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Александр Ч.

ЦитироватьЗЫ. Небольшие замечания.
1) Мкон ББ 30 т. Это вроде как маловато для 1 ст. Зенита, но тут я вижу 3 точки роста:
- блок надо делать честно одноразовым, выкидывая все навороты и усиления, которые исторически остались на Зените от Энергии (1-2 т)
- РД-171 можно облегчить тоже за счет ликвидации всех многоразовых прибамбасов (1-2 т)
- за счет использования терминальной СУ можно существенно сократить остатки топлива (2-3 т)
Сейчас Мкон у 1 ст. Зенита ~34 т, а при таком раскладе можно получить 27-30 т

2) При массе ЦБ 310 т достаточно тяги 2-х РД-0120, что не может не радовать :)
Вобщем получается такая Энергия-М на 65 т.
Bell, у меня для первой ступени Зенита, записано 352,7т/33,9т, у Ратмана 354,3т/28,6т.

Цитировать
ЦитироватьВот этот вот самый и собирались:
( http://www.buran.ru/htm/zarya.htm )
Хех :)
Дык и я про нее, Зарю-родимую.
Поэтому и спрашиваю - че мы паримся за "18-22 т", когда давно готов эскизный проект ПКК на 15 т на 8 человек, с возможностью доставки 3 т груза и посадки со 2-й космической?

ЦитироватьА что, у Вас есть какие-либо основания для сомнений?  ;)
Конечно есть! Вот Факир говорит, что из Зенита больше 13,5 т никак не выжать, а Зарю проектировали на 15 т и именно на Зенит. Вот я и сомневаюсь - прав ли Факир?  :wink:
За счет довыведения можно. Кроме того, если третьей ступенью поставить союзовскую третью же, то можно хоть 30тонн вывести.
Ad calendas graecas

Bell

ЦитироватьBell, у меня для первой ступени Зенита, записано 352,7т/33,9т, у Ратмана 354,3т/28,6т.
Все верно. Первая цифра - Мкон с остатками топлива и газов, вторая - сухой вес.

ЦитироватьBell, если третьей ступенью поставить союзовскую третью же, то можно хоть 30тонн вывести.
Насколько я понимаю, там действительно есть какое-то ограничение по нагружению обоих ступеней. Грубо говоря, там же перегрузка до 4 гэ - если скажем поставить ПН 20 т, то 2 ст. банально не выдержит 80 т веса.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун