Перспективные носители!

Автор dimon, 13.04.2007 09:22:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hcube

Если я правильно помню, то трехступенчатая РН с массой Энергии (со второй ступенью на 3 и с третьей ступенью на одном РД-0120) могла бы иметь ПН порядка 135 тонн.  Как, да,  Арес-5. 'Чистая' Энергия с грузовым контейнером - 105 тонн против 77 у шаттла-С.

По поводу МТКС у меня есть мнение, что они скорее должны эволюционировать от самолетов через ракетопланы, чем от ракет опять-таки через ракетопланы.
Звездной России - Быть!

ratte07

Цитировать
ЦитироватьВ 1980 г. шансов полететь у Л3 было ноль. Во-первых, его не было сделано :D  Во-вторых. комплекс сильно уступал по характеристикам Аполлону и не имел никакого модернизационного потенциала. Ну и безопасность его была ниже некуда. Т.е. остается только Л3М, а он очень требователен к надежности РН, все-таки парный пуск.
Теперь, если говорить о перспективах на 1972 г., то есть три варианта:
1. Доводить Н1 до победного конца;
2. Делать новую РН (от 40 т  и больше);
3. Делать шаттл.
Выбрали второй вариант (с многоразовым ГО :D ). Наиболее перспективный технологически третий, но он совершенно неподъемен для нашей промышленности. Доводка Н1 не давала ничего нового технологически, а запускать на ней было нечего.

Не ноль. Насчёт Л3 - Вы, мягко говоря, несколько сгущаете краски: кое что железное было. ЛК, например, даже в космос летал. ЛОК - ну а чего там было такого уж сложного. Да, совсем другой корабль, чем Союз. Но принципиально от него не отличался.
Парный пуск - ну так в 74-м готовили параллельно две ракеты - видимо, под Л3М. Конечно, сейчас можно сколь угодно долго дискутировать на тему "что было бы, если бы, да кабы, да поросли бы во рту грибы...". Но Я НЕ ВЕРЮ, что доведение Н-1 стоило бы дороже и длилось бы дольше, чем создание с нуля СОВСЕМ НОВОЙ РАКЕТЫ. В конце-концов - те же люди за 12 лет сделали же Энергию-Буран! А тут нужно было довести до ума уже летавшую ракету!

ЦитироватьПо шаттлу.
А что ТТУ? Действительно многоразовый элемент в отличие от боковых блоков Энергии. Дополнительно выполняют функии САС в случае отказа пары SSME.

Честно говоря, вообще не понимаю, о чём Вы! Какая САС на шаттле? Расследование обстоятельств катастрофы Челленджера и Колумбии показало, что У НИХ ВООБЩЕ НЕ БЫЛО ШАНСОВ СПАСТИСЬ! После Челленджера хотели поставить катапультные кресла - но отказались из-за дороговизны, веса, необходимости переделывать кабину шаттла. При том, что спасать они могли только членов экипажа на верхней палубе и только на определённых участках полёта. Вообще создать нормальну САС для челноков весьма проблематично. Это их ахиллесова пята. И мы точно также маялись с САС для Бурана, и европейцы, когда пытались сделать Гермес.
SRM сделали, чтобы поддержать стратегически важное производство твердотопливных носителей - у них тогда был спад. А первоначально вообще собирались делать многоразовый жидкостный бустер.

ЦитироватьАмериканцы создали блестящий (по устойчивости) двигатель SSME и в целом многоразовую систему, которая могла конкурировать по стоимости ПН с одноразовой.

SSME хорош. Но сложен, дорог и тяжёл. Поэтому на Аресах их и заменили на модернизированные сатурновские  J-2.

ЦитироватьСтоимость пуска шаттла в 80-е сопоставима (если не меньше) стоимости пришедшей ему на смену РН Титан-IV.
В том то и дело, что именно совмещая в одном полете выведение ПН, доставку экипажа на орбиту, обслуживание и возвращение ПН, шаттл мого показывать максимальную эффективность. Как это могло быть, показали полеты в 80-х. И если бы не случайность с Челленджером, комонавтика сейчас была бы другой.

Ну блин, Вы нашли, с чем сравнивать! Титан-4 - самый дорогой носитель в своём классе. И самый проблемный - некоторые носители по нескольку лет  :!:  :!:  :!:  стояли на стартовом столе из-за постоянных переносов, связанных с техническими проблемами. Почему они и затеяли программу EELV.
И ничего полёты 80-х не показали. Ещё до первого запуска стало ясно, что система экономически нерентабельна и будет стоить дороже одноразовых ракет. NASA сделало попытку перевести все пуски на шаттлы, чтобы хоть как-то повысить их эффективность. И свернуло производство одноразовых носителей /фактически, пытаясь устранить конкурентов/, что потом, после катастрофы Челленджера, им же боком и вышло.
Вообще, ещё в 1976 г. отечественные НИИ, провели исследования, которые показали, что экономически эффективными многоразовые носители будут лишь при очень больших грузопотоках. Порядка 50 000 т за 15 лет. Это в среднем 3300 т/год. Даже чуть больше.
1. По Л3 не был сделан к 1972 году ЛОК. Но я имел ввиду не то, что к 80-му комплекс нельзя было сделать. а то что его с такими характеристиками никто бы не дал пускать с экипажем. Это огромный риск и политически сильно проигрышно. Мишин не зря с 1970 года хотел делать Л3М.
2. Л3М и водород (СР). Проект находился на самой ранней стадии увязки. И были серьезные проблемы. Сами проектанты не верили в носитель и к этим проработкам относились... ну не очень серьезно (по свидетельству участников). Деление комплекса на две половинки не совсем оптимально, а желание использовать часть элементов от Л3 сильно ухудшало комплекс.
3. По ТТУ шаттла. ТТУ выполняют роль САС для корабля при отказе SSME. Это общеизвестный факт. Надежность ТТУ 100%. В последнем полете Челленджера отказа ТТУ не было (т.е. он тянул). Прогар - стечение обстоятельст и нарушение правил эксплуатации. Жидкостные ускорители на маловысотной версии SSME-35 (или с трехкомпонентным SSBE) были эффективнее твердотопливных и проекты их рассматривались до катастрофы 1986 г. Но как раз надежность их была заведомо ниже.
4. А с чем сравнивать, если Titan IV пришел на смену шаттлу, как средству выведения тяжелых ПН? Я и говорю, что шаттл лучше (и по надежности, и по стоимости). Снижение производства одноразовых ракет, равно как и привязка ПН к шаттлу, были запланированы до первого пуска. И это очень грамотное решение NASA. Благодаря которому шаттлы летают до сих пор. Что касается советских НИР, то это копия американских, и шаттл создавался под 50 пусков в год, лунную базу и марсианские экспедиции.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

ratte07

Цитировать
ЦитироватьЯ хочу сказать, что и шаттл и Энергия как основа "конструктора" позволяли сделать РН разной размерности. Но шаттл за счет SSME (заведомо более сложных, чем РД-0120) выигрывает в плане новых технологий. И на случай резкого возрастания грузопотока на орбиту у американцев было бы два варианта (шаттл или что-то типа Ares 1 - оба частично многоразовые), а у нас - только Энергия-М (целиком одноразовая), потому что Энергия-Буран даже в проекте не обеспечивала частоту полетов хотя бы раз в месяц.
Хорошо, что мы смогли сделать Энергию, особенно после Н1, но говорить, что она принципиально лучше шаттла?
Ну, вобщем-то почти все с точностью до наоборот: как раз в СССР параллельно разрабатывались Зенит, Энергия, Гроза и Вулкан. Затем к ним присоединилась Энергия-м (скорее вместо Энергии, Грозы и Вулкана), а в США что параллельно разрабатывалось? Причем и Гроза и Вулкан достигли стадий ЭП (а может и техпроекта, не помню точно). Сложность SSME никаких преимуществ по сравнению с РД-0120 не дает - УИ примерно такой же, тяга и удельная масса чуть лучше. А многоразовость куплена высокой ценой. По проекту Буран должен был летать до 60 раз в год, как Шаттл. Просто таких грузопотоков в природе не существует и пока не предвидится, поэтому МТКС (для традиционных задач) и в заднице.
1. Параллельная разработка всех этих ракет - это достоинство нашей программы? В результате сделали две, и из них летает только одна, но меньшей размерности, чем американская.
2. Создание SSME - это технологический прорыв, его "сложность" и дала бесценный опыт проектирования чрезвычайно устойчивых высокоресурсных двигателей.
3. Как могла летать 60 раз в год одноразовая РН с 8 двигателями в 2500 т, где многоразовый только головной обтекатель?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Славянский танцор

Да вот, так и могла: путем последовательного снимания с народа сначала штанов, потом трусов и, в конце концов, отрезания оставшейся резинки...
Ни разработчики, ни заводчане, ни байконуровцы в середине 1980-х ни на секунду НЕ СОМНЕВАЛИСЬ, что если бы надо было, то "Энергия" - с "Бураном" или без - в конце-концов летала бы по 60 раз в год. Однако вот вопросом "Что при этом возить?", похоже, почти никто из людей, принимающих решения, не задавался...

mihalchuk

ЦитироватьНи разработчики, ни заводчане, ни байконуровцы в середине 1980-х ни на секунду НЕ СОМНЕВАЛИСЬ, что если бы надо было, то "Энергия" - с "Бураном" или без - в конце-концов летала бы по 60 раз в год. Однако вот вопросом "Что при этом возить?", похоже, почти никто из людей, принимающих решения, не задавался...
Это откуда такие сведения? Вот у нас очень сомневались. По тогдашним слухам (неподтверждённой информации) завод Прогресс был способен делать 1 блок Ц в полтора года, а далее, при выходе в режим налаженного производства - 6 шт. в год. Для дальнейшего расширения производства нужно было много чего вложить и построить.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьНи разработчики, ни заводчане, ни байконуровцы в середине 1980-х ни на секунду НЕ СОМНЕВАЛИСЬ, что если бы надо было, то "Энергия" - с "Бураном" или без - в конце-концов летала бы по 60 раз в год. Однако вот вопросом "Что при этом возить?", похоже, почти никто из людей, принимающих решения, не задавался...
Это откуда такие сведения? Вот у нас очень сомневались. По тогдашним слухам (неподтверждённой информации) завод Прогресс был способен делать 1 блок Ц в полтора года, а далее, при выходе в режим налаженного производства - 6 шт. в год. Для дальнейшего расширения производства нужно было много чего вложить и построить.
Угу, поэтому потом и решили, что пускать будут 1-2 раза в год, не чаще (это уже в начале 90-х). А в 1976 году все казалось просто ништяк - 12 млн. рублей за пуск Бурана и полеты каждую неделю :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Славянский танцор

Цитировать
ЦитироватьНи разработчики, ни заводчане, ни байконуровцы в середине 1980-х ни на секунду НЕ СОМНЕВАЛИСЬ, что если бы надо было, то "Энергия" - с "Бураном" или без - в конце-концов летала бы по 60 раз в год. Однако вот вопросом "Что при этом возить?", похоже, почти никто из людей, принимающих решения, не задавался...
Это откуда такие сведения? Вот у нас очень сомневались. По тогдашним слухам (неподтверждённой информации) завод Прогресс был способен делать 1 блок Ц в полтора года, а далее, при выходе в режим налаженного производства - 6 шт. в год. Для дальнейшего расширения производства нужно было много чего вложить и построить.
Ну, дык кузнецовский серийный завод, когда на Н-1/Л-3 работал, по норме 2 (два!) года делал комплект двигунов для одной ракеты. А в ТЗ было прописано изготовить и запустить 16 машин. И когда же они могли это сделать, чтобы "реализовать планы партии, планы народа", если знали что амы уже в 1969 г. на Луну сядут? :shock:

ratte07

Получается, что Энергия могла летать все же чаще Н1 (раз в полтора года, а не раз в два). Но шаттла - намного чаще. :D
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

WkWk

ЦитироватьПолучается, что Энергия могла летать все же чаще Н1 (раз в полтора года, а не раз в два). Но шаттла - намного чаще. :D
По некоторым данным на програму Энергия вбухали вдвое больше бабла чем на Н1. И это без учета того что многое от Н1 использовалось.
 Потрать эти деньги на Н1 она может и раз в неделю бы летала :D

Лютич

ЦитироватьПотрать эти деньги на Н1 она может и раз в неделю бы летала :D

Неа. Пришлось бы переселить на постоянной основе половину самарских рабочих на Байконур. А это мало кому бы понравилось.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

WkWk

Цитировать
ЦитироватьПотрать эти деньги на Н1 она может и раз в неделю бы летала :D

Неа. Пришлось бы переселить на постоянной основе половину самарских рабочих на Байконур. А это мало кому бы понравилось.
Было бы начальство поумнее - на эти деньги на байконуре такое можно было бы настороить - сами бы набивались:)

slipstream

ЦитироватьПо некоторым данным на програму Энергия вбухали вдвое больше бабла чем на Н1. И это без учета того что многое от Н1 использовалось.
 Потрать эти деньги на Н1 она может и раз в неделю бы летала :D

А это с учетом, что многое "от Энергии" до сих пор летает? =)

WkWk

Цитировать
ЦитироватьПо некоторым данным на програму Энергия вбухали вдвое больше бабла чем на Н1. И это без учета того что многое от Н1 использовалось.
 Потрать эти деньги на Н1 она может и раз в неделю бы летала :D

А это с учетом, что многое "от Энергии" до сих пор летает? =)
Это вы про Зенит? Так без нее он был летал еще лучше :wink:

pkl

Цитировать1. По Л3 не был сделан к 1972 году ЛОК. Но я имел ввиду не то, что к 80-му комплекс нельзя было сделать. а то что его с такими характеристиками никто бы не дал пускать с экипажем. Это огромный риск и политически сильно проигрышно. Мишин не зря с 1970 года хотел делать Л3М.

Да, риск. Но об этом надо было думать на  стадии проектирования. А космические полёты вообще очень рискованное занятие. Нет, разумеется, сами по себе, голые полёты по схеме Л3 ничего бы не дали. Но как отправная точка :roll:

Цитировать2. Л3М и водород (СР). Проект находился на самой ранней стадии увязки. И были серьезные проблемы. Сами проектанты не верили в носитель и к этим проработкам относились... ну не очень серьезно (по свидетельству участников). Деление комплекса на две половинки не совсем оптимально, а желание использовать часть элементов от Л3 сильно ухудшало комплекс.

Нууу, если так, то конечно :( что тут скажешь...

Цитировать3. По ТТУ шаттла. ТТУ выполняют роль САС для корабля при отказе SSME. Это общеизвестный факт. Надежность ТТУ 100%. В последнем полете Челленджера отказа ТТУ не было (т.е. он тянул). Прогар - стечение обстоятельст и нарушение правил эксплуатации. Жидкостные ускорители на маловысотной версии SSME-35 (или с трехкомпонентным SSBE) были эффективнее твердотопливных и проекты их рассматривались до катастрофы 1986 г. Но как раз надежность их была заведомо ниже.

Какая разница - тянул-не тянул! Главное что свою задачу /для всех САС она одна - спасение экипажа/ эта "САС" не выполнила.
Вообще я ничего против ТТУ не имею. Но я говорил о шаттле вообще - система крайне неудачная. И дискредитировавшая саму идею МТКС на годы, если не десятилетия.

Цитировать4. А с чем сравнивать, если Titan IV пришел на смену шаттлу, как средству выведения тяжелых ПН? Я и говорю, что шаттл лучше (и по надежности, и по стоимости). Снижение производства одноразовых ракет, равно как и привязка ПН к шаттлу, были запланированы до первого пуска. И это очень грамотное решение NASA. Благодаря которому шаттлы летают до сих пор. Что касается советских НИР, то это копия американских, и шаттл создавался под 50 пусков в год, лунную базу и марсианские экспедиции.

С "Протоном" например. И я так и не понял - если шаттлы такие замечательные - для чего ВВС вернулись на Титаны?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

И вообще, самое главное, почему она мне нравится - ОНА КРАСИВАЯ! :wink:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Llevellyn

Возвращаясь к теме. У меня есть один принципиальный вопрос: возьмём 1 протон и ускорим его до энергии в 5дж (это вполне возможно в не самых больших ускорителях). Его масса увеличится на несколько порядков. Тогда импульс, который получит ускоритель, будет равен:
1. Начальная масса протона*его конечная скорость
2. конечная масса протона* его конечная скорость
Просто если 2, то решается вопрос экономии рабочего тела в дальних космических перелётах - его (рабочего тела) можно везти на несколько порядков меньше

hcube

... и в пределе мы приходим к фотонному двигателю. Энергия, которая вкачивается в протон, ниоткуда не получается. Ее надо перед этим добыть из реактора, или снять с антенной решетки, или еще что-то в этом роде. А реактор - это не бесконечная батарейка. Энергии в нем есть - десятые процента от общей массы, если не сотые.
Звездной России - Быть!

поверхностный

Фонарик ускоряет фотоны до скорости света, при этом у них появляется масса из ничего. Мне думается, что при этом излучении становится легче батарейка.

Дмитрий Виницкий

Гм, как это согласуется с Энштейном? :)
+35797748398

поверхностный

//изменил
Непосредственно. E=mc^2.
Для примера, когда скорость у маховика падает, он из-за этого легчает. Или когда тело остывает, скорость движения молекул падает, тело легчает. В батарейке энергия не кинетическая, а потенциальная, но какая разница?