Электрореактивные двигатели

Автор futureuser, 10.10.2006 17:54:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Алексей Любопытный

В Новосибирском ИЯФ создали СМОЛу.
ЦитироватьНОВОСИБИРСК, 25 декабря. /ТАСС/. Ученые Института ядерной физики (ИЯФ) Сибирского отделения РАН в Новосибирске создали и запустили уникальную установку "Смола" (спиральную магнитную открытую ловушку), которая позволит в будущем увеличить нагрев плазмы с 10 млн градусов в несколько раз, сообщил в понедельник журналистам замдиректора ИЯФ СО РАН по научной работе Александр Иванов.
Интересная статья по ней тут.



Важная цитата от туда.
ЦитироватьНекоторые конфигурации винтовых ловушек увеличивают скорость потока плазмы до 100 км/сек, что служит необходимым условием для двигателей космических кораблей, транспортирующих спутники с геосинхронной орбиты на, к примеру, орбиту Луны.
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Salo

https://www.popmech.ru/technologies/news-403482-v-rossii-zapushchena-novaya-plazmennaya-ustanovka-smola/
Цитировать«Надо сказать, что эта установка — красивая быстрая реализация новой идеи физики удержания плазмы с высокими параметрами, необходимыми для обеспечения управляемого термоядерного синтеза. В СМОЛА есть и другие возможные приложения. Эта физика нового подхода будет изучаться в ближайшие два года, и отсюда мы получим выходы на совершенно новые плазменные технологии в области термоядерного синтеза и плазменных двигателей для  космоса»,  — сказал директор ИЯФ СО РАН академик Павел Владимирович Логачев.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#822
http://kerc.msk.ru/новости/2017-2/октябрь-2017/
ЦитироватьОктябрь 2017

С 8 по 12 октября 2017 года в Атланте (США) состоялась 35-я Международная конференция по электроракетным двигателям (IEPS 2017). Сотрудниками отдела электрофизики на конференции были представлены следующие доклады:
 — А.А. Шагайда, А.Г. Тарасов, Д.А. Томилин «Analytical and Numerical Study of Electron Velocity Distribution Function in a Hall Discharge»;
 — А.С. Шашков, А.С. Ловцов «Influence of Hall thruster operating mode on plasma sheath location».
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Отечественные доклады:
Mira Bernikova
    [/li]
  • Associated Paper: 
    PARAMETRIC FAMILY OF THE PLAS-TYPE THRUSTERS: DEVELOPMENT STATUS AND FUTURE ACTIVITIES
    Session Paper: 
    iepc-2017-39.pdf
  • Associated Paper: 
    DEVELOPMENT OF STATIONARY PLASMA THRUSTER SPT-230 WITH DISCHARGE POWER OF 10...15 KW
    Session Paper: 
    iepc-2017-548.pdf
Elena Kralkina
    [/li]
  • Associated Paper: 
    EXPLORATORY TESTING OF A RADIO-FREQUENCY THRUSTER FOR SMALL SATELLITES
    Session Paper: 
    paper_fin.pdf
Andrey Plokhikh
    [/li]
  • Associated Paper: 
    DETERMINATION OF ELECTROMAGNETIC EMISSION FROM ELECTRIC PROPULSION THRUSTERS UNDER GROUND CONDITIONS
    Session Paper: 
    iepc-2017-167.pdf
  • Associated Paper: 
    ANALYSIS FOR THE EFFECTS OF ELECTROMAGNETIC EMISSION FROM STATIONARY PLASMA THRUSTERS ON INTERFERENCE IMMUNITY OF THE "EARTH-SC"" COMMUNICATION CHANNEL
    Session Paper: 
    iepc-2017-168.pdf
Pavel Saevets
    [/li]
  • Associated Paper: 
    DEVELOPMENT OF A LONG-LIFE LOW-POWER HALL THRUSTER
    Session Paper: 
    iepc-2017-38.pdf
  • Associated Paper: 
    INVESTIGATION OF THE THRUST VECTOR ANGLE STABILITY OF THE STATIONARY PLASMA THRUSTERS
    Session Paper: 
    iepc-2017-41.pdf
  • Associated Paper: 
    HIGH-IMPULSE SPT-100D THRUSTER WITH DISCHARGE POWER OF 1.0...3.0 KW
    Session Paper: 
    iepc-2017-40.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

А неслабый отсос кадров на Запад по данной теме произошёл.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2018/newspaper-442.pdf
ЦитироватьНА ПУТИ К ЦЕЛИ
«ИСС» решает задачи по выводу на орбиту спутников с полезной нагрузкой увеличенной мощности.

Предприятие работает над созданием электроре­активной системы довыве­дения и коррекции орбиты автоматических космических аппаратов повышенной массы. Она поможет запу­скать спутники, которые ракета-носитель и разгон­ный блок могут доставить только до промежуточной орбиты. Оттуда в рабочую точку космический аппа­рат и будет отправляться с помощью системы довы­ведения. Использование такой схемы запуска даст возможность размещать на геостационарных спутни­ках больше целевой аппара­туры, то есть делать их более функциональными.
Основу системы, которая разрабатывается нашими специалистами и смежни­ками, составит разработанный опытно-конструкторским бюро «Факел» новый стационарный плазмен­ный двигатель СПД-140Д с тягой около 29 грамм-силы. Ещё одну составную часть системы составит прибор, который запитывает двига­тель. Это система преобра­зования и управления, или СПУ, изготовленная Научно- производственным центром «Полюс». И двигатель, и при­бор СПУ прошли в «ИСС» этап огневых испытаний. Помещённые внутрь ваку­умной камеры составные части системы довыведения и коррекции впервые «встре­тились» вместе, их совмест­ное функционирование в ходе испытаний прошло без замечаний – все предусмотренные характеристики подтверждены.
Вакуумная камера в ходе огневых испытаний сымитировала условия кос­мического пространства. Но перед тем, как система довы­ведения будет применяться в настоящем космосе, ей пред­стоит пройти ещё немало тестовых проверок, в том числе электрические испы­тания в обычных, некосми­ческих, условиях. И для этого этапа отработки необходим электрический имитатор двигателя. Ведь для работы при атмосферном давле­нии реальный СПД-140Д не предназначен.
Имитатор двигателя представляет собой стойку с набором электронной аппаратуры. Это сложное устройство создано учёными Московского авиационного института. Специально раз­работанное программное обеспечение позволяет пол­ностью воссоздать все пара­метры работы реального двигателя и измерить его пульсации.
В ходе работы по соз­данию системы довыведе­ния испытательная база «ИСС» пополнилась новой контрольно-проверочной аппаратурой производства Научно-производственного центра «Малые космические аппараты». Это унифициро­ванное оборудование позво­лит проводить отработку разных приборов СПУ, что даёт возможность нашему предприятию оптимизи­ровать процесс испытаний систем коррекции.
Схема довыведения спутников с увеличенной полезной нагрузкой уже была опробована компа­нией «ИСС» в ходе запуска космических аппара­тов «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Тогда были применены система коррек­ции на базе двигателей СПД- 100В с тягой около 8 граммсилы. Перевод аппаратов с переходной орбиты на целе­вую длился несколько меся­цев. Специализированная разработка решетнёвцев на основе нового двигателя с увеличенной тягой позволит существенно сократить этот процесс, что повысит при­влекательность спутников «ИСС» для заказчиков.

Salo

https://ria.ru/science/20180208/1514221867.html
ЦитироватьВ России испытали новые плазменные двигатели для спутников
13:20  08.02.2018

СИНГАПУР, 8 фев — РИА Новости. Новые плазменные двигатели СПД-140 для спутников прошли летные испытания, сообщил в четверг журналистам глава "ИСС имени Решетнева" Николай Тестоедов на Singapore Airshow 2018.
"Специальные плазменные двигатели довыведения увеличенной мощности (СПД-140), эти двигатели прошли наземные испытания и они уже апробированы буквально месяц или полтора назад. Была получена летная квалификация и этого двигателя тоже, а не просто наземная. Летней испытания были проведены в составе европейского спутника", — сказал Тестоедов.
Он пояснил, что в последующих проектах, где требуется довыведение больших масс, чем может нести ракета, ИСС Решетнева будет ставить на спутники дополнительные специальные двигатели большей тяги для того, чтобы быстрее довыводить спутник в нужную точку.
"В частности, предполагается использовать двигатели не СПД-100, а СПД-140 с тягой около 56 граммов. В 7-8 раз больше тяга, в 7-8 раз меньше время на довыведение", — сказал он.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать DutchSpace‏ @DutchSpace 5 мар.
An ESA-led team has successfully built and fired an electric thruster to ingest scarce air molecules from the top of the atmosphere for propellant, opening the way to satellites flying in very low orbits for years on end, simulating the environment at 200 km altitude
 
 

   ESA‏Подлинная учетная запись @esa  5 мар.  
World-first firing of air-breathing electric thruster, opening the way to a new class of extremely low-orbiting missions #technology #innovation Read more: http://www.esa.int/Our_Activities/Space_Engineering_Technology/World-first_firing_of_air-breathing_electric_thruster ...
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#829
http://www.esa.int/Our_Activities/Space_Engineering_Technology/World-first_firing_of_air-breathing_electric_thruster
ЦитироватьWorld-first firing of air-breathing electric truster
            
Air-breathing ion thruster
 
5 March 2018
 In a world-first, an ESA-led team has built and fired an electric thruster to ingest scarce air molecules fr om the top of the atmosphere for propellant, opening the way to satellites flying in very low orbits for years on end.
 ESA's GOCE gravity-mapper flew as low as 250 km for more than five years thanks to an electric thruster that continuously compensated for air drag. However, its working life was limited by the 40 kg of xenon it carried as propellant – once that was exhausted, the mission was over.  
 Replacing onboard propellant with atmospheric molecules would create a new class of satellites able to operate in very low orbits for long periods.
 
Air-breathing space mission
 
 Air-breathing electric thrusters could also be used at the outer fringes of atmospheres of other planets, drawing on the carbon dioxide of Mars, for instance.
 "This project began with a novel design to scoop up air molecules as propellant from the top of Earth's atmosphere at around 200 km altitude with a typical speed of 7.8 km/s," explains ESA's Louis Walpot.
 
Test set-up
 
 A complete thruster was developed for testing the concept by Sitael in Italy, which was performed in a vacuum chamber in their test facilities, simulating the environment at 200 km altitude.
 A 'particle flow generator' provided the oncoming high-speed molecules for collection by the Ram-Electric Propulsion novel intake and thruster. 
 There are no valves or complex parts – everything works on a simple, passive basis. All that is needed is power to the coils and electrodes, creating an extremely robust drag-compensation system.
  Air-breathing electric propulsion
 
 The challenge was to design a new type of intake to collect the air molecules so that instead of simply bouncing away they are collected and compressed.  
 The molecules collected by the intake designed by QuinteScience in Poland are given electric charges so that they can be accelerated and ejected to provide thrust.
 
Thruster inside vacuum chamber
 
 Sitael designed a dual-stage thruster to ensure better charging and acceleration of the incoming air, which is harder to achieve than in traditional electric propulsion designs.   
 "The team ran computer simulations on particle behaviour to model all the different intake options," adds Louis, "but it all came down to this practical test to know if the combined intake and thruster would work together or not.
 "Instead of simply measuring the resulting density at the collector to check the intake design, we decided to attach an electric thruster. In this way, we proved that we could indeed collect and compress the air molecules to a level wh ere thruster ignition could take place, and measure the actual thrust.
 
Thruster with xenon propellant
 
 "At first we checked our thruster could be ignited repeatedly with xenon gathered from the particle beam generator."
 As a next step, Louis explains, the xenon was partially replaced by a nitrogen–oxygen air mixture: "When the xenon-based blue colour of the engine plume changed to purple, we knew we'd succeeded.
 "The system was finally ignited repeatedly solely with atmospheric propellant to prove the concept's feasibility.
 
Thruster with air
 
 "This result means air-breathing electric propulsion is no longer simply a theory but a tangible, working concept, ready to be developed, to serve one day as the basis of a new class of missions."
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://topcor.ru/433-v-eka-ispytali-pryamotochnyy-ionnyy-dvigatel.html
ЦитироватьИонный двигатель: Россию опередили                
9 марта 2018                          
                
Европейское космическое агенство сообщило об успешном испытании прямоточного ионного двигателя на воздушном топливе, что позволит двигателю использовать для движения окружающую атмосферу. Двигатели такого типа планируется использовать на спутниках, которые будучи оборудованными новой разработкой ЕКА смогут находится на высоте до 200 километров почти неограниченное время.
Действие ионного двигателя основано на разгоне электростатическим полем ионизированных частиц газа. Таким образом частицы удаётся разгонять до более высоких скоростей чем в привычных нам химических двигателях. Однако, слабой стороной ионных двигателей является сравнительно низкая тяга, хотя, в то же время, у них значительно выше удельный импульс и низкий расход топлива. В связи с этим, ионные двигатели не пользуются большой популярность.
Однако вскоре это может измениться. Европейское космическое агенство сообщило об успешном испытании прямоточного ионного двигателя на воздушном топливе, что позволит двигателю использовать для движения окружающую атмосферу. Двигатели такого типа планируется использовать на спутниках, которые будучи оборудованными новой разработкой ЕКА смогут находится на высоте до 200 километров почти неограниченное время.
Испытание прототипа двигателя проводилось в вакуумной камере. Сперва в качестве топлива в камеру поступал ксенон, затем имитирующая атмосферу на 200 километрах азото-кислородная смесь, и, в конце-концов, в камеру была подана чистая воздушная смесь.
До сих пор использование ионного двигателя включало в себя использование медленно расходующегося запаса топлива. Созданный по такой технологии спутник ЕКА GOCE, запущенный в 2009 году, смог пробыть на 255 километровой высоте почти 5 лет. Использование прямоточной технологии, предположительно, позволит сделать срок пребывания спутников с ионным двигателем на орбите бессрочным.
В нашей стране также разрабатывается ионный двигатель. В начале февраля текущего года даже были проведены летные испытания. Однако российская разработка требует запас топлива, который со временем израсходуется.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Alex_II

ЦитироватьSalo пишет:
Европейское космическое агенство сообщило об успешном испытании прямоточного ионного двигателя на воздушном топливе
Слушай, а ионосферная лаборатория "Янтарь" (полет 1970 года кажется) разве не прямоточные ионники на воздухе испытывала?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...


PIN

ЦитироватьAlex_II пишет:
а ионосферная лаборатория "Янтарь" (полет 1970 года кажется) разве не прямоточные ионники на воздухе испытывала
На воздухе - да, последний пуск. А, вот, насчет "прямоточный" не факт.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Ber

Интересно, может ли прямоточник не просто поддерживать полет, но запасать рабочее тело впрок? И если да, то с какой скоростью это теоретически можно было бы делать?
"Too much of anything is bad, but too much good whiskey is barely enough."  Mark Twain (C)

zandr

#837
ЦитироватьBer пишет:
Интересно, может ли прямоточник не просто поддерживать полет, но запасать рабочее тело впрок? И если да, то с какой скоростью это теоретически можно было бы делать?
Зачем двигателю этим заниматься? Для этого есть компрессор. Сколько попадёт в воздухозаборник - столько и запасёт (почти  ;)  )
От плотности окружающей атмосферы зависит.

Дмитрий Инфан

ЦитироватьBer пишет:
Интересно, может ли прямоточник не просто поддерживать полет, но запасать рабочее тело впрок?
Нафига? Ему же не к Альфе Центавра лететь.

zandr

http://www.militarynews.ru/Story.asp?rid=1&nid=477123
ЦитироватьОсвоение Луны потребует не разовых миссий, а транспортного коридора к ней - гендиректор ЦНИИмаш
        Москва. 27 марта. ИНТЕРФАКС - Успешное освоение и изучение спутника Земли возможно при создании транспортного коридора между Луной и нашей планетой, заявил гендиректор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) Олег Горшков.
       "По моему представлению, если говорить о серьезном подходе к Луне, то это отнюдь не разовые миссии, должен быть транспортный коридор. Это означает, что к Луне надо летать чаще, чем в свое время делали американцы", - сказал О.Горшков в эфире программы "Арсенал" на радиостанции "Эхо Москвы".
       Он отметил, что транспортные системы, которые будут доставлять космонавтов и грузы с орбиты Земли до орбиты Луны должны быть многоразовыми и недорогими, тогда вся система в целом может быть эффективной. "Можно сказать, это межорбитальный шаттл", - сказал О.Горшков.
       По его словам, для реализации таких задач необходимо решить и проблему энергетического обеспечения полетов по маршруту Земля - Луна - Земля.
       "Использование нового принципа для перемещения грузов - это плазменные двигатели, которые в настоящее время используются в основном для коррекции и поддержания орбиты спутников. Маршевые задачи сегодня решаются только с точки зрения перехода с низкой на геостационарную, например, для автоматических аппаратов. Но для межорбитальных буксиров (это) вполне возможно", - сказал О.Горшков.
       По его мнению, решение задачи доставки грузов "челноками" на плазменной тяге может привести к снижению требований к грузоподъемности нынешних сверхтяжелых ракет на химическом топливе, что положительно скажется и стоимости подобных миссий. Однако для воплощения таких планов необходимо решить проблему обеспечения плазменных двигателей электроэнергией.
       "Тут не очень много вариантов: либо солнечная энергия, либо ядерная", - сказал О.Горшков.
       Он отметил, что для обеспечения большей энерговооруженности потребуются большие по площади солнечные батареи, это негативно скажется на управляемости таких кораблей, поэтому более предпочтительной видится ядерная энергетика.
       Также ученым предстоит решить вопрос создания больших плазменных двигателей с большим ресурсом, так как те, что уже внедрены в космонавтике и работают на орбите Земли, имеют компактные размеры и небольшую мощность.
       "В настоящее время двигателей, которые удовлетворяли бы всем этим требованиям, у нас нет. Хотя по плазменным двигателям Россия занимает лидирующие позиции в мире. Это подтверждается тем простым фактом, что лучшие европейские и американские спутники на геостационарной орбите работают на российских плазменных двигателях", - сказал ученый.
       Он пояснил, что плазменные двигатели могут применяться лишь на шаттлах, постоянно работающих в космосе, так как старт корабля с такой установкой потребует колоссальных энергозатрат.
Спойлер

       "Никакой Братской ГЭС не хватит, чтобы это обеспечить. Ну и плюс к этому, известные (науке) схемы плазменных двигателей не работают в атмосфере", - сказал О.Горшков.
       Он отметил, что существует ряд теоретических схем подъема ракет с поверхности Земли без использования химического топлива, например, электродинамические ускорители массы, где используется не химическая, а электрическая энергия, или схемы, работающие по принципу катапульты, однако все они по эффективности не могут соперничать с традиционными двигателями на химическом топливе.
       В то же время сами по себе корабли на плазменной тяге будут иметь гораздо больший коэффициент полезной нагрузки по сравнению с нынешними, которая составляет единичные проценты от общей массы корабля.
       "В основном летит бочка с топливом. Если говорить о плазменных двигателях, эффективность может быть 30-50%", - сказал О.Горшков, отметив, что большая эффективность скажется на скорости полета.
       Глава ЦНИИмаша отметил, что при освоении Луны необходимо будет разделить вопросы доставки грузов и людей, которых он предлагает отправлять на спутник Земли на кораблях с химическими двигателями, которые позволяют достигать цели гораздо быстрее.
       "Если вам нужно отправить тяжелый груз на Дальний Восток, вы его отправите поездом, а сами полетите самолетом. Здесь то же самое", - сказал О.Горшков.
       Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" - головной институт госкорпорации "Роскосмос".
[свернуть]