Лин, блин!

Автор Старый, 27.06.2014 22:47:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Комодский Варан

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
От прошлого Таймыра осталась только топливная пара. Да и закрывать тут просто нечего, нету практически никаких наработок.
Да Вам-то откуда знать, какие есть наработки?  :o  
А что, проведены ОСИ ЖРД, или готовы хотя-бы его отдельные узлы? Может, уже система управления готова?
Да, камеру стендового ЖРД уже напечатали.
Вот только нет никакой гарантии того, что эта камера не повторит судьбу прошлой камеры. Неплохая такая камера за 22.5 млн. руб.
А от кого Вы ждете гарантий? Когда ГИРД начинал, никаких гарантий тоже не было. Сейчас примерно то же самое: нет ни доступных технологий, ни доступных производств. Все приходится делать с нуля, методом проб и ошибок.
Вот только они начинают делать с нуля, так и не допустив сколь-либо серьёзных ошибок. Теперь они после каждого полупровального испытания ЖРД будут начинать разрабатывать всю РН с нуля? 

1 лимон руб. поделить на 12 месяцев, это 8333,3 руб зарплаты в месяц. Даже если кто то согласится работать за такую зарплату, то на указанные деньги можно будет прокормить коллектив в составе 22 с половиной человека. На что строить двигатель, стенд, систему управления и покупать горючее, ну и прочие мелочи, я уже не спрашиваю. Ну нет на Лина богатенького Маска и доброго НАСА. Его конечно есть за что ругать. Но приобретенный в бою опыт пока обошелся крайне дешево. Диванные критики за это время стуча по клавиатуре сожгли электроэнергии в рублях столько же, если не больше. У Лина получился двигатель, который и должен был по первости взорваться. У диванных критиков получилось за те же деньги слово НИЗЗЯЯЯ!!! Почувствуйте разницу...
:-)
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Штуцер

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
1 лимон руб. поделить на 12 месяцев, это 8333,3 руб зарплаты в месяц.
.?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
1 лимон руб. поделить на 12 месяцев, это 8333,3 руб зарплаты в месяц.
.?
Что не так?
Они что, бесплатно должны были работать? Или все на технику, а самим голодать? Или они сидели на бюджете, а 25 лимонов им дали исключительно на железо?
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

#1864
Да, извиняюсь. Запятую не там поставил. Хорошо, на 83 тонны в месяц я бы согласился ребятам работать. Но это если только все на зарплату и чистыми, без налога. А вот теперь вычтем из этого остальные расходы и что останется. Тришкин кафтан однако. Добавим отсутствие опыта и удивимся, что ребята довели двигатель до зажигания, работы и взрыва. И это только двигатель.
Единственное не повезло, что осколок попал не Лину в зад, что было бы очень хорошо с познавательной точки зрения, а в чужого человека, что здорово ударило и по финансам и по имиджу...
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Комодский Варан

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Да, извиняюсь. Запятую не там поставил. Хорошо, на 83 тонны в месяц я бы согласился ребятам работать. Но это если только все на зарплату и чистыми, без налога. А вот теперь вычтем из этого остальные расходы и что останется. Тришкин кафтан однако. Добавим отсутствие опыта и удивимся, что ребята довели двигатель до зажигания, работы и взрыва. И это только двигатель.
Единственное не повезло, что осколок попал не Лину в зад, что было бы очень хорошо с познавательной точки зрения, а в чужого человека, что здорово ударило и по финансам и по имиджу...
Вполне реально было бы найти людей с регионов, которые с радостью согласились бы работать и за 40к руб чистыми. Это около 80к грязными, или лям на человека в год. Команды из 4-5 человек вполне хватило бы, всего вышло бы 8-10 лямов за два года. Осталось бы почти 15 лямов, которые пошли в нашем случае просто вникуда.

Дмитрий В.

ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Да, извиняюсь. Запятую не там поставил. Хорошо, на 83 тонны в месяц я бы согласился ребятам работать. Но это если только все на зарплату и чистыми, без налога. А вот теперь вычтем из этого остальные расходы и что останется. Тришкин кафтан однако. Добавим отсутствие опыта и удивимся, что ребята довели двигатель до зажигания, работы и взрыва. И это только двигатель.
Единственное не повезло, что осколок попал не Лину в зад, что было бы очень хорошо с познавательной точки зрения, а в чужого человека, что здорово ударило и по финансам и по имиджу...
Вполне реально было бы найти людей с регионов, которые с радостью согласились бы работать и за 40к руб чистыми. Это около 80к грязными, или лям на человека в год. Команды из 4-5 человек вполне хватило бы, всего вышло бы 8-10 лямов за два года. Осталось бы почти 15 лямов, которые пошли в нашем случае просто вникуда.
Ваши представления наивны. Для примера - печать одной камеры обходится примерно в 0,5 млн рублей, а камер только на испытания требуется несколько штук. Попытка найти 3Д-принтер по металлу в провинции успехом не увенчалась: у имеющегося рабочая зона оказалась меньше габаритов камеры. Взамен предложили литье по выплавляемым моделям, но сказали, что будет дороже. В конечном итоге, коммерческое предложение мы так и не увидели.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Да, извиняюсь. Запятую не там поставил. Хорошо, на 83 тонны в месяц я бы согласился ребятам работать. Но это если только все на зарплату и чистыми, без налога. А вот теперь вычтем из этого остальные расходы и что останется. Тришкин кафтан однако. Добавим отсутствие опыта и удивимся, что ребята довели двигатель до зажигания, работы и взрыва. И это только двигатель.
Единственное не повезло, что осколок попал не Лину в зад, что было бы очень хорошо с познавательной точки зрения, а в чужого человека, что здорово ударило и по финансам и по имиджу...
Вполне реально было бы найти людей с регионов, которые с радостью согласились бы работать и за 40к руб чистыми. Это около 80к грязными, или лям на человека в год. Команды из 4-5 человек вполне хватило бы, всего вышло бы 8-10 лямов за два года. Осталось бы почти 15 лямов, которые пошли в нашем случае просто вникуда.
Ваши предложения очень похожи на экономические программы небезызвестного гениального главного конструктора Технократа. Правда он пока с такой экономикой не изготовил даже ни одного болта.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Вообще говоря опыт Лина показал, что прежде чем что-то проектировать и собирать под это деньги, надо уяснить себе кто, где, когда и почем будет делать то, что спроектировано. Отсюда будут вылезать размерности, типы устройств, и прочие мелочи, неучет которых в будущем приводит к огромным затратам и нереализации проекта.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Да, извиняюсь. Запятую не там поставил. Хорошо, на 83 тонны в месяц я бы согласился ребятам работать. Но это если только все на зарплату и чистыми, без налога. А вот теперь вычтем из этого остальные расходы и что останется. Тришкин кафтан однако. Добавим отсутствие опыта и удивимся, что ребята довели двигатель до зажигания, работы и взрыва. И это только двигатель.
Единственное не повезло, что осколок попал не Лину в зад, что было бы очень хорошо с познавательной точки зрения, а в чужого человека, что здорово ударило и по финансам и по имиджу...
Вполне реально было бы найти людей с регионов, которые с радостью согласились бы работать и за 40к руб чистыми. Это около 80к грязными, или лям на человека в год. Команды из 4-5 человек вполне хватило бы, всего вышло бы 8-10 лямов за два года. Осталось бы почти 15 лямов, которые пошли в нашем случае просто вникуда.
Кстати да! Как я вижу, Вы отличный специалист и знаток того, что, где, когда и по какой цене находится. Я без иронии. Предложите Лину свои услуги по поиску недорогих и качественных исполнителей. Думаю, что получив финансовые вливания Лин с удовольствием наймет Вас для такой работы. И ему польза, и Вам дополнительный доход с минимальными затратами времени и сил.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Дмитрий В.

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Вообще говоря опыт Лина показал, что прежде чем что-то проектировать и собирать под это деньги, надо уяснить себе кто, где, когда и почем будет делать то, что спроектировано. Отсюда будут вылезать размерности, типы устройств, и прочие мелочи, неучет которых в будущем приводит к огромным затратам и нереализации проекта.
На самом деле, единственный разумный вариант планировать все изготавливать самому и по максимуму использовать коммерчески доступные компоненты. А профильные предприятия привлекать минимально, потому как они обдерут заказчика как липку.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Самому по максимуму хорошо делать зажигалки из стреляных гильз. А это далеко не ракетный двигатель.
Крайний раз, когда мне пришлось работать инженером на производстве, первым делом я попросил провести меня по цехам фирмы, которая делала нам комплектующие. Посмотрел оборудование, поговорил с технологами. Только после этого принялся за проектирование. Успешно работал пять лет, конкурировал с западными фирмами. Правда кончилось все плохо, но не по моей вине. В смысле и по моей. Производство на моих конструкциях увеличилось от одной комнаты, в которой из западных комплектующих собирали изделия под ключ, до двухэтажного цеха. Все бы хорошо, но второй этаж быстро заняли девочки, которые переносили из одной комнаты в другую важные бумаги. Зарплата не росла, исчезла тринадцатая зарплата, а за тем и премии. А кроме основной работы по проектированию появилась масса отчетов. Ну я и ушел, благо это был только приработок.
Так что губит людей не пиво, губит людей вода...   ((( :-) )))
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Комодский Варан

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
Да, извиняюсь. Запятую не там поставил. Хорошо, на 83 тонны в месяц я бы согласился ребятам работать. Но это если только все на зарплату и чистыми, без налога. А вот теперь вычтем из этого остальные расходы и что останется. Тришкин кафтан однако. Добавим отсутствие опыта и удивимся, что ребята довели двигатель до зажигания, работы и взрыва. И это только двигатель.
Единственное не повезло, что осколок попал не Лину в зад, что было бы очень хорошо с познавательной точки зрения, а в чужого человека, что здорово ударило и по финансам и по имиджу...
Вполне реально было бы найти людей с регионов, которые с радостью согласились бы работать и за 40к руб чистыми. Это около 80к грязными, или лям на человека в год. Команды из 4-5 человек вполне хватило бы, всего вышло бы 8-10 лямов за два года. Осталось бы почти 15 лямов, которые пошли в нашем случае просто вникуда.
Ваши представления наивны. Для примера - печать одной камеры обходится примерно в 0,5 млн рублей, а камер только на испытания требуется несколько штук. Попытка найти 3Д-принтер по металлу в провинции успехом не увенчалась: у имеющегося рабочая зона оказалась меньше габаритов камеры. Взамен предложили литье по выплавляемым моделям, но сказали, что будет дороже. В конечном итоге, коммерческое предложение мы так и не увидели.
Нахрена печатать камеры, если можно вытачивать их из графита, как и задумывалось в первоначальном варианте Таймыра? Ах да, тогда попилить бабла на "инновационном подходе к изготовлению ЖРД" не удастся.

ааа

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
 Производство на моих конструкциях увеличилось от одной комнаты, в которой из западных комплектующих собирали изделия под ключ, до двухэтажного цеха. Все бы хорошо, но второй этаж быстро заняли девочки, которые переносили из одной комнаты в другую важные бумаги. Зарплата не росла, исчезла тринадцатая зарплата, а за тем и премии. 
Как это знакомо... )
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

garg

Что то никто не выкладывает новости: http://spacelin.ru/novosti/obrashchenie-rukovoditelya/

Лин накрывается тазом? Или разводка сторонних лохотронщиков?
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

ZOOR

https://youtu.be/0qgQSWAqvXk

 Взлетать в космос с пустыря...

«Спецназ Развития» (передача Максима и Петра Калашниковых) – о смелой молодежной команде «Лин Индастриал» Александра Ильина. Она, преодолевая неимоверные трудности, создает сверхлегкий космический носитель «Таймыр».

О новой эре доступной космонавтики. Почему РФ уже отстает от США в области сверхлегких носителей? Почему новому сопротивляется Роскосмос и Сколково не помогает? Почему на частных инвестициях далеко не уедешь?

Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/vzletat-v-kosmos-s-pustirya/6381507
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

svmich

#1876
Свежий репортаж на Россия 24:
(про Лина - примерно с момента 34:40)
youtube.com/watch?v=kCaaEgJi3OA&feature=youtu.be&t=2080

https://youtu.be/kCaaEgJi3OA?t=2080


Заодно пост Лина от 29 октября.
Спойлер
Aqua cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo или продолжаем превозмогать!

https://youtu.be/8NxsrL9RTgw

В этом ролике - ответ - во имя чего стоит продолжать драться!


После моего поста - «Лин Индастриал» - нужна срочная помощь» - прошло довольно много времени, пора рассказать о том, как мы (я и коллектив) пытаемся выживать.

Во-первых – спасибо всем, кто нас поддержал. Но увы – «народный краудфандинг» не работает. После всех постов в разных социальных сетях – удалось с трудом набрать половину ставки инженера. Я понимаю, что это очень «дорогие» деньги – возможно кто-то не сходил в кино с ребенком, но отправил нам 300р. Увы – вряд ли среди жертвователей были чиновники Роскосмоса с зарплатой в несколько миллионов. Но теперь у меня есть статистика – и всех товарищей, предлагающих «пустить шапку по кругу» - я буду отправлять прямо на... в смысле – читать данные. И ещё раз спасибо всем, кто верит в нас! Это очень важно.

Во-вторых – несмотря на то, что от ГК «Галактика» финансирования нет с августа – желание владеть «Лин Индастриал» почему-то осталось. Вот такой парадокс. Думаю – в итоге фирма отойдет ГК, а коллектив и лично я – будем работать под другим флагом. В принципе – знамена для меня не важны – важно бесперебойное финансирование. А вот с этим не очень хорошо. Соответственно – как только «Лин Индастриал» перестанет иметь отношение ко мне – я максимально широко об этом информирую общественность.

В-третьих – у нас появился инвестор (скорее – спонсор) на разработку проекта многоразовой суборбитальной ракеты. Средств не очень много - хватает на средние зарплаты небольшой (3-4 человека) команды. За полгода мы должны выпустить аванпроект и оценить сроки и стоимость дальнейших работ. В отличие от простой «летающей трубы» - это должно быть довольно сложное «изделие» - с электронасосной подачей топлива и системой управления для посадки. Преимущество такого подхода – формирование задела по технологиям для орбитального носителя. Более того – на основе этих работ будет пересмотрен и проект орбитального носителя (увы – из-за стремительного продвижения конкурентов, то, что мы предлагали ранее – может устареть до своего создания). Ведутся переговоры с потенциальным инвестором и на орбитальную ракету.

В-четвертых – для выживания мы взяли несколько различных инженерных заказов. Провели очень интересные работы по проекту наноспутника (вернее – аппаратов для спутниковой группировки), занялись созданием чертежей готового оборудования (нужно выпустить документацию). К сожалению – заказов хватает именно для выживания – для развития их должно быть в разы больше. Поэтому – если кому-то вдруг нужно выпустить конструкторскую документацию или оформить отчет – welcome (после предоплаты).

Что хотели/могли бы делать:
1. Разработка 3D моделей изделия в САПР КОМПАС и SolidWorks и их визуализация
2. Выпуск конструкторской и рабочей документации в соответствии с машиностроительными стандартами.
3. Компоновка и составление конструктивной и принципиальной схемы устройства, или изделия.
4. Проведение математических, химических, физических и инженерных расчётов с использованием аналитических зависимостей и численно в программных пакетах SolidWorks Simulation, SolidWorks FlowSimulation и Ansys;
5. Проведение расчетно-экспериментальных поисковых исследований
6. Анализ технического задания и экономическое обоснование проводимых ОКР (на выходе экономическое обоснование - смета).
7. Разработка прикладного программного обеспечения с использованием языков программирования высокого уровня Python, VB, VC, Delphi и JavaScript (Electron). Разработка программного обеспечения для микроконтроллеров ARM на C.
8. Согласование документации с производством, конструкторское сопровождение, авторский надзор на всех этапах производства.
9. Организация технологического процесса на производствах металлургической и металлообрабатывающей отрасли - подбор оборудования и специалистов, первичный микро-менеджмент.
10. Разработка строительных проектов и создание смет (на выходе рабочая документация, включая сметы в соответствии с действующими стандартами).
11. Различные «космические» задачи – от ракет и спутников до планетных баз. Однако – коллектив небольшой и далеко не все направления можно проработать с достаточной степенью детализации. Речь идет скорее о «первых прикидках». Но возможны варианты (привлечение дополнительных людей) – пишите, обсудим.
Повторю – нам очень нужны заказы. Не разговоры – а «может быть поучаствовать в конкурсе или проекте» – а заказы с предоплатой!
Инвесторы – в проект суборбитальной ракеты – тоже нужны. Мы им уже занимаемся, но могли бы ускориться и быстрее перейти к «железу».

Поскольку это мой личный Живой Журнал – напишу немного о своей жизни. Как я уже говорил – в июле у меня совпали развод и потеря финансирования. Быть бездомным и без денежного потока – крайне неприятно. Не говоря уже о потере отношений, который пытался сохранять всеми силами много лет. Но не будем о грустном, будем о мрачном. Чтобы выплачивать вознаграждения за работу и покрывать различные расходы – пришлось влезть в долги. Сейчас мой личный долг - 200 000 рублей. Я его выплачиваю постепенно, но он меня жутко тяготит – трудно вкладываться в новые проекты и направления – когда вынужден думать о погашении долга. В общем – если бы каким-то чудесным образом он исчез – мне бы стало намного легче.

Совершить чудо очень просто – нам можно помочь (не фирме, от которой, видимо, я скоро откажусь – а коллективу и мне лично):
Моя личная карта Сбербанка - 4276 3801 6051 4993
Яндекс.Деньги - 41001101041366
Биткоин - кошелек - 1ARgsDiSjihze2SKrDioSmwwaR2caZMRSo
Напоминаю (для желающих поскандалить) - это не «космическая десятина» к сожалению – а добровольные пожертвования.

В целом – могло быть и хуже. Превозмогаем! Можно даже вспомнить уже заезженную пафосную цитату из «Матрицы» – «Во имя чего? Что Вы делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете драться? Неужели Вы верите в какую-то миссию или Вам просто страшно погибнуть?»
[свернуть]

В ретроспективе, тоже на Россия 24:
youtube.com/watch?v=i69YKQ-OpgQ

Salo

https://tass.ru/novosti-partnerov/6600192?fbclid=IwAR0eDmLFJZUGJN35vUFCg31wb_UBP7l3Cv6BTyo3ogj3Fh00MQ_XhVGMGgI
Цитировать27 июн, 15:24
"Лин Индастриал" и "Национальная космическая компания" создадут легкую космическую ракету
Соответствующее соглашение было подписано 5 июня в Москве


Генеральный директор ООО "ЛинИндастриал" Александр Ильин и основатель ООО "НКК" Куликов Максим
//©%20Максим%20Куликов

Москва, 27 июня. В Москве 5 июня подписано соглашение о сотрудничестве в области создания легкой космической ракеты между резидентом иннограда "Сколково", одной из ведущих частных космических компаний в России, специализирующейся на создании ракет сверхлегкого класса, ООО "Лин Индастриал" и ООО "Национальная космическая компания".
Соглашение подписали генеральный директор ООО "Лин Индастриал" Ильин Александр Михайлович и генеральный директор ООО "НКК" Куликов Максим Николаевич.
В рамках соглашения стороны договорились о сотрудничестве с целью разработки, проектирования и изготовления легкой ракеты-носителя "Адлер". Для закупки двигателей у отрасли и использования пусковой инфраструктуры представители компаний нацелены на государственно-частное партнерство.
Ракета-носитель "Адлер" состоит из двух ракетных блоков, соединенных по тандемной схеме. На всех ступенях используются ЖРД на экологически безопасных компонентах топлива: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин. Полезная нагрузка при выведении на низкую околоземную орбиту – до 1000 кг. Проект основывается на использовании серийного, освоенного в производстве ракетного двигателя с высокой степенью надежности и максимально упрощенными технологическими решениями. Учитывая то, что процент стоимости топлива относительно стоимости всей ракеты крайне низок, предлагается создать ракету, в которой надежность достигается не усложнением конструкции, использованием дополнительных ступеней и разгонных блоков, а ее упрощением — сокращением количества ступеней до двух и незначительным увеличением массы топлива. Первая ступень оснащена необходимыми элементами для реализации впоследствии системы спасения, такими как открывающиеся аэродинамические лепестки (4 штуки) для стабилизации и торможения первой ступени при спуске на Землю. Предполагается, что в первых пусках на РН будут установлены макеты системы спасения. Постепенное ее внедрение будет проводиться в процессе эксплуатации носителя.
Преимущества:
1. В проекте широко используются уже проработанные технологические решения — находящиеся в данный момент в производстве ракетный двигатель для первой ступени и отработанная камера сгорания — в качестве основы для двигателя второй ступени. На первой ступени используется РД-108А (который также применяется на центральном блоке РН "Союз"). На второй ступени — двигатель на основе одной камеры сгорания РД-108А и углепластикового соплового насадка.
2. В ракете используются относительно простые в технологическом плане конструкционные решения.
3. В основе проекта — оптимизация по критерию стоимости пуска (и окупаемости ракеты-носителя), а не по увеличению доли полезной нагрузки.
В последние 10-15 лет рынок коммерческих и государственных космических запусков проявляет повышенный интерес к легким ракетам-носителям. Он вызван бурным развитием малых космических аппаратов – спутников массой от 100 гр до 1 т. Обладая низкой стоимостью, малые спутники по возможностям зачастую приближаются к "большим", что и обеспечивает их привлекательность.
В 2014 году ООО "Лин Индастриал" предложило проект космического носителя "Адлер", оптимизированного как раз для запуска спутников массой до одной тонны. Ключевой технико-экономической задачей проекта является создание ракеты-носителя экономически эффективной при невысокой частоте пусков (не более трех-пяти пусков в год в начальный период эксплуатации). Для конкурентоспособности на мировом рынке коммерческих запусков стоимость пуска для заказчиков не должна превышать $10-15 млн, а затраты на обеспечение запуска должны быть не выше $5-10 млн. Решить эту задачу можно с максимальным использованием существующей производственной и пусковой инфраструктуры, а также серийно выпускаемых компонентов ракет-носителей "Союз". В проекте "Адлер" указанные задачи решаются использованием двигателей РД-108А для первой ступени и их камер, в том числе рулевых, – на второй. С целью повышения эффективности носителя "Адлер" в обновленном проекте предлагается использовать наработки, накопленные ООО "Лин Индастриал" в 2016-2019 годах в области жидкостных ракетных двигателей c электронасосной системой подачи топлива. Ее применение позволяет упростить конструкцию и повысить экономичность двигательной установки. Это решение предлагается использовать на второй ступени ракеты.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://spacelin.ru/proekty/legkaya-raketa-adler/
 
ЦитироватьЛегкая ракета «Адлер»
 
Проект создания двухступенчатой ракеты-носителя (РН) космического назначения легкого класса «Адлер» с полезной нагрузкой (ПН) до 700 кг (вариант № 2 до 1000 кг) на экологически безопасных топливных компонентах получил положительную оценку экспертов кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково».
При создании РН предполагается использовать простые технологические решения, оптимизированные по стоимости.
 
    Основные параметры ракеты:    
    [/li]
  • Стартовая масса — 60 т
  • ПН — до 700 кг на низкой околоземной орбите (НОО)
  • 1-ая ступень (диаметр — 2,4 м) — двигатель РД-108А
  • 2-ая ступень (диаметр — 1,86 м) — двигатель на основе маршевой камеры РД-108А
  • Топливные баки гладкостенные из АМг6
  • Длина с ПН — 28,1 м
Зачем нужна легкая ракета?
Проект направлен на снижение стоимости выведения микро- и наноспутников на низкую околоземную орбиту.
В течение последних 10 лет наблюдается тенденция к переходу от тяжелых спутников массой несколько тонн к аппаратам микро- и наноклассов.
Развитие микро-, мини- и наноспутниковых платформ наблюдаются по всему миру. В создании аппаратов подобных классов участвуют как частные и государственные компании, так и учебные заведения. Российские частные фирмы Dauria Aerospace и Sputnix также выполняют запуски микро- и наноаппаратов.
 
    Современные отечественные средства выведения легкого класса:    
  • Новая российская ракета «Союз-2-1В» с ПН до 2800 кг.
  • Конверсионная ракета-носитель «Рокот» с ПН до 2300 кг.
  • Конверсионная ракета-носитель «Днепр» с ПН до 3700 кг.
  • Конверсионная ракета-носитель «Стрела» с ПН до 1700 кг.
  • Новая российская ракета-носитель «Ангара-1.2» с ПН до 3800 кг.
Следует отметить, полезная нагрузка данных РН избыточна для выведения на орбиту единичных микро- и наноспутников, что приводит к необходимости кластерных пусков. Подобная практика неудобная для заказчиков запусков отдельных аппаратов.
Напомним, что наноспутниками насзывают аппараты массой 1-10 кг, а микроспутниками — 10-100 кг. Назревает острая необходимость создания легкой и сравнительно недорогой РН специально для подобных КА.
В настоящий момент множество стран и частных компаний проводят работы по данному направлению, однако не одна страна или частная фирма не обладает легкой и сравнительно недорогой РН.
В случае использования ракет среднего класса для попутного запуска микро- и наноспутников нередко возникает ситуация, когда задержка с созданием основной полезной нагрузки приводит к тому, что сроки запуска попутных нагрузок срываются. Соблюдение графика выведения особенно критично при развертывании орбитальных группировок, состоящих из нескольких аппаратов.
Предлагаемый проект решает проблему высокой оперативности и удобства запусков космических аппаратов микро- и нанокласса.

Ситуация с запусками малых спутников в США
 
    Компания Virgin Galactic подтвердила намерение о работе над проектом легкого космического носителя воздушного старта Launcher One и уже имеет несколько клиентов:    
  • Компания Planetary Resources объявила о заключении контракта с Virgin Galactic на запуск 4-х коммерческих космических телескопов Arkyd-100 для изучения астероидов.
  • Калифорнийская фирма Skybox Imaging вложила $91 млн в запуски по меньшей мере двух спутников ДЗЗ.
  • Компания GeoOptics Inc. из Калифорнии хочет использовать легкую РН для выведения на орбиту группировки КА экологического мониторинга.
  • Частная аэрокосмическая корпорация Spaceflight Inc. из Сиэтла так же планирует использовать Launcher One для запуска различных полезных нагрузок весом от 1 до 300 кг.

Проблема с запусками малых КА за рубежом — высокая (более $15 млн) стоимость пуска.
    Необходимо также отметить высокую стоимость разработки легких ракет — в июле 2009 года инвестиционная компания Aabar Investments предложила Virgin Galactic $110 млн при условии подтверждения целесообразности. Целевым показателем называлась стоимость пуска в $1 млн. К сожалению, заложенные инвесторами целевые показатели оказались недостижимы для Virgin Galactic.
На сегодняшний день проблема высокой стоимости космических запусков является одним из препятствий на пути развития микро- и наноспутниковых технологий.
Инновационность подхода к проектированию РН «Адлер»
Проект решает проблему снижения стоимости выведения в космос малого КА путем создания новой легкой РН с использованием серийного ракетного двигателя на первой ступени и маршевой камеры от двигателя такого же типа на второй ступени, а также простых технологических решений — например, таких, как сборка носителя на гражданском промышленном предприятии.
 
    Главные особенности нашего подхода к проектированию:    
  •       Мы широко используем уже проработанные технологические решения — находящиеся в данный момент в производстве ракетный двигатель для первой ступени и отработанную камеру сгорания в качестве основы для двигателя второй ступени. На первой ступени используется РД-108А (который также применяется на центральном блоке РН «Союз»).

           На второй ступени — двигатель на основе одной камеры сгорания РД-108А и углепластикового соплового насадка.       
  •       Для обеспечения запуска двигателя 2-й ступени предполагается использовать специальную систему зажигания. Рассматривается возможность использования лазерной системы зажигания разработки компании ООО «Спектралазер», резидента «Сколково».       
  •       В РН используются простые в технологическом плане конструкционные решения.

           Например, прорабатывается возможность изготовления топливных баков ракеты на гражданском промышленном предприятии, не предназначенном для производства космической техники.

           Проведены предварительные переговоры с руководством завода ОАО «Калибровский завод», согласие завода получено.       
  •       В основе проекта — оптимизация по критерию стоимости пуска (и окупаемости РН), а не по увеличению доли полезной нагрузки.

           Учитывая то, что процент стоимости топлива относительно стоимости всей ракеты крайне низок (порядка 4-5%), предлагается создать ракету, в которой надежность достигается не усложнением конструкции — использованием дополнительных ступеней и разгонных блоков, а ее упрощением — сокращением количества ступеней до двух и незначительным увеличением массы топлива.

Многоразовость
Одна из составляющих инновационного подхода — создание РН, которую можно использовать многократно.
В будущем возможна организация спасения первой ступени или двигательной установки первой ступени:
    
1-й этап. В ракету заложены решения, которые позволят в дальнейшем реализовать многоразовость:    
    [/li]
  • облегчение конструкции первой ступени РН;
  • элементы конструкции первой ступени могут использоваться в качестве элементов системы спасения — в конструкции переходного отсека РН предусмотрены четыре открывающихся аэродинамических лепестка, которые будут использованы для аэродинамической стабилизации и торможения первой ступени при спуске на Землю.
2-й этап. Планируется отработка спасения первой ступени с использованием парашютно-реактивной системы, а также надувных баллонов амортизаторов.    
3-й этап. Планируется отработка спасения двигательной установки второй ступени (в дальнейшем второй ступени в целом) с использованием пневматического тормозного устройства (ПТУ) разрабатываемом в НПО им. С.А.Лавочкина.    
Частичная многоразовость не потребует значительных доработок двигателя, так как двигатели и первой и второй ступени имеют ресурс, превосходящий время необходимое для однократной работы при выведении.    
В общем случае, инновационность подхода состоит в значительном упрощении конечного изделия и снабжении РН средствами спасения, что позволяет использовать некоторые ее элементы повторно для снижения стоимости запуска КА в космос.
    
Тренды в рассматриваемой области    
    
       
  • Многоразовость первых ступеней РН. Американская компания SpaceX работает над программой многократного использования ракет. Несмотря на то, что до сих пор не удалось ни разу спасти и использовать повторно ни одну часть ракеты, работа продолжается.
  • Растет востребованность ракет легкого класса в связи с тем, что уменьшается масса КА.
  •          В России существуют следующие проекты легких РН:          
    • МРКС — многоразовая ракетно-космическая система. В качестве многоразовой возвращаемой части КБ им. Хруничева предложило возвращаемую 1-ую ступень. За основу был взят многоразовый ускоритель «Байкал», который разрабатывался ГКНПЦ им. Хруничева, совместно с НПО «Молния» в инициативном порядке. Сам ускоритель может применяться совместно с системой ракет «Ангара», которая в данный момент проходит этап испытаний.
    • Авиационно-космический комплекс Ту-160CК («Бурлак-Диана»). Носитель «Бурлак» проектируется МКБ «Радуга». Минимальная стоимость предварительных работ оценивается в $160 млн. Стоимость одного коммерческого запуска — $2,5 млн. Стоимость вывода на орбиту 1 кг груза — $6000-8000.
    • Аэрокосмический проект «Воздушный старт» — это Ан-124-100 «Руслан» + двухступенчатая РН «Полет» (топливо — жидкий кислород и керосин). На 1-ой ступени предполагается использование ЖРД НК-43 (НК-33-1), производство которого может быть возобновлено. В качестве 2-ой ступени ракеты-носителя «Полет» используется третья ступень ракеты-носителя «Союз-2» с РД-0124.
    • Проект двухступенчатой РН легкого класса «Диана», разработанный в РКК «Энергия» в 1997 году на основе компонентов РН «Союз». Согласно технической документации РН «Диана» стартовой массой 65 т смогла бы выводить на низкую опорную орбиту высотой 200 км массу ПН не более, чем 0,95 т, при старте с космодрома Байконур.
    • Аэрокосмический проект «Ишим». Предусматривалось использовать 3-х ступенчатую твердотопливную ракету-носитель, стартующую на высоте 15-18 км на скорости 2200 км/ч с самолета МиГ-31И. Полезная нагрузка — 160 кг на круговую орбиту высотой 300 км или 120 кг на 600 км. При этом стоимость вывода на орбиту 1 кг груза находится в пределах $3000-6000.
    [/li][li]          Появление легких носителей за границей, таких как:          
      [/li]
    • Ракета Falcon 1 американской компании SpaceX с ПН до 670 кг на НОО. На данный момент ракета совершила 5 пусков, из которых 2 успешных и 3 неудачных. Эксплуатация прекращена в пользу более тяжелого носителя Falcon 9.
    • Проект ракеты Launcher One, американской компании Virgin Galactic с ПН до 225 кг на НОО. Анонс проекта состоялся в 2012 году, реальные пуски планируются после 2016 года.
    • Ракета Pegasus («Пегас»), американской компании Orbital Sciences Corporation с ПН до 443 кг на НОО. Всего 37 успешных запусков из 42.
    • Ракета Vega от Европейского космического агентства с ПН до 2000 кг на НОО. Стоит отметить, что данная ракета является твердотопливной и на последней ступени используются высокотоксичные топливные компоненты ракетного топлива. Всего произведено 2 запуска и оба успешны.
    • Ракета Epsilon (ASR) Японского космического агентства с ПН 1200 кг на НОО также является твердотопливной ракетой на высокотоксичных топливных компонентах. Единственный и успешный запуск был осуществлен 14 сентября 2013 года.
    [/li][li]Максимальное упрощение наземных служб — автономная навигация, цифровые системы управления, уменьшение численности стартовых расчетов.[/li][li]Рыночный тренд в рассматриваемой области — это предоставление компаниям возможностей запуска малых КА по запросу. Приход частных компаний в космическую сферу деятельности обозначил переход в отрасли от увеличения доли полезной нагрузки любой ценой к оптимизации по стоимости запуска как самого носителя, так и его создания и эксплуатации.
    [/li][/LIST]    
        
    Описание базовой технологии    
               
    Конструктивно-компоновочная схема РН «Адлер»    
        
                  Описание к конструктивно-компоновочной схеме РН «Адлер»:       
    • головной обтекатель,
    • полезная нагрузка,
    • приборный отсек,
    • бак горючего,
    • бак окислителя,
    • хвостовой отсек,
    • двигатель 2-й ступени,
    • переходный отсек,
    • приборный отсек,
    • бак окислителя,
    • межбаковый отсек,
    • бак горючего,
    • бак жидкого азота,
    • бак перекиси водорода,
    • хвостовой отсек,
    • ЖРД РД-108А.
    Проект основывается на использовании серийного, освоенного в производстве ракетного двигателя с высокой степенью надежности и максимально упрощенных технологических решений.    
    Выбор диаметра первой ступени ракеты (2,4 м) произведен с учетом того, что в настоящий момент в распоряжении Министерства обороны РФ сохранилось оборудование для обслуживания РН «Космос-3М» такого же диаметра.    
    На первой ступени ракеты предполагается использовать двигатель РД-108А. Это жидкостный ракетный двигатель с четырьмя рулевыми камерами, использующий в качестве топлива экологически безопасные компоненты — кислород и керосин. Данный двигатель серийно производится с 1957 года и успел продемонстрировать свою надежность.    
    Первая ступень оснащена необходимыми элементами для реализации впоследствии системы спасения, такими как открывающиеся аэродинамические лепестки (4 штуки) для стабилизации и торможения первой ступени при спуске на Землю.    
    Планируется отработка спасения первой ступени на полигоне НИИ «Геодезия» — проведены предварительные переговоры. В системе спасения первой ступени будет использована парашютно-реактивная система, а также надувные баллоны-амортизаторы.    
    На второй ступени предполагается использовать двигатель на основе одной камеры сгорания серийного двигателя РД-108А с вытеснительной подачей топлива и углепластикого соплового насадка.    
    Для обеспечения запуска двигателя 2-й ступени предполагается использовать специальную систему зажигания. Рассматривается возможность использования лазерной системы зажигания разработки компании ООО «Спектралазер», резидента «Сколково».    
    Использование данной системы зажигания позволяет обеспечивать многократное включение двигателя 2-й ступени для выведения ПН на эллиптические орбиты и осуществления различных маневров довыведения.    
    Спасение двигателя второй ступени (в дальнейшем второй ступени в целом) планируется осуществлять с использованием пневматического тормозного устройства (ПТУ) от НПО им. С.А. Лавочкина с определенными доработками. В основе расчета аэродинамики возвращения ДУ — метод дискретных вихрей. Устройство спасения ДУ 2-й ступени РН будет подробно рассматриваться на последующих этапах реализации проекта.    
    Предполагается, что в первых пусках на РН будут установлены макеты системы спасения. Постепенное ее внедрение будет проводиться в процессе эксплуатации носителя.    
        
           Предполагаются разработка следующих вариантов спасения первой ступени или их комбинации:       
      [/li]
    • Использование гиперзвукового минипарашюта для снижения скорости полёта первой ступени сразу после ее отделения от ракеты. Это инновация, до сих пор не используемая, позволяет приблизить район падения ступени к месту старта, а впоследствии — уменьшить удаление района посадки от космодрома.
    • Использование газовых сопел с собственным газогенератором на остатках компонентов топлива для ориентации ступени при приземлении. Это позволяет сократить площадь вероятного района падения (посадки) ступени.
    • Использование встроенных средств пеленга и парашютной системы дает возможность обнаружения изделия в воздухе на больших высотах с целью перехвата его до посадки на землю вертолетом (Ми-26). В данном случае изделие можно использовать повторно в течение короткого периода времени. Это значительно снижает общую стоимость запуска.
    Планируется провести переговоры по закупке систем управления РН у федерального государственного унитарного предприятия «Московское опытно-конструкторское бюро "Марс"».    
    В данном проекте предполагается отказаться от традиционных фрезерованных баков ввиду сложности их изготовления. Будут применяться гладкостенные подкрепленные оболочки.    
    Транспортировка    
    Технические решения, заложенные при проектировании РН, позволят осуществлять ее транспортировку любым видом транспорта — авиацией, железной дорогой и автотранспортом.    
        
           Планируется рассмотреть и учесть следующие варианты нагрузки на элементы ракеты во время транспортировки:       
      [/li]
    • ж/д — нагрузки при движении вагона по стыкам рельс, ударная нагрузка;
    • самолет — удар при посадке;
    • автоперевозки — нагрузки при разгоне и торможении автомобиля.
       
    На последующих этапах проекта рассматривается возможность старта ракеты с неподготовленной площадки в течение трех суток с момента доставки на нее стартового оборудования. На первых этапах старты РН будут проводиться с полигона Капустин Яр.    
    Техническое описание РН «Адлер»    
    РН «Адлер» состоит из двух ракетных блоков, соединенных по тандемной схеме. На всех ступенях используются ЖРД на экологически безопасных компонентах топлива: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин.    
    Ракетный блок первой ступени состоит из переходного отсека, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. Баки окислителя и горючего — цилиндрические, гладкие, из алюминиевого сплава АМг6. Хвостовой отсек включает в себя бак жидкого азота, бак перекиси водорода и маршевый ЖРД. ЖРД РД-108А выполнен по незамкнутой схеме с газогенератором на перекиси водорода. Наддув бака окислителя осуществляется газифицированным кислородом, бака горючего — газифицированным азотом.    
    Управление на этапе полета первой ступени осуществляется за счет поворотных рулевых камер маршевого ЖРД по всем трем осям.    
    Ракетный блок второй ступени состоит из приборного отсека, бака окислителя, межбакового отсека, бака горючего и хвостового отсека. Баки окислителя и горючего — подвесные, сферические, из алюминиевого сплава АМг6. Межбаковый и хвостовой отсек — конические. В хвостовом отсеке установлен маршевый ЖРД, созданный на основе одной камеры сгорания серийного двигателя РД-108А с вытеснительной подачей топлива и углепластикого соплового насадка. Для обеспечения запуска двигателя 2-й ступени предполагается использовать специальную систему зажигания, рассматривается возможность использования лазерной системы зажигания разработки компании ООО «Спектралазер», резидента «Сколково». Использования данной системы зажигания позволяет обеспечивать многократное включение двигателя 2-й ступени для выведения ПН на эллиптические орбиты и осуществления различных маневров довыведения.    
    Управление по каналам курса, крена и тангажа осуществляется за счет использования четырех рулевых сопел на газе наддува.    
    Разделение ступеней происходит по холодной схеме с помощью разрывных пироболтов.    
        
               
        
    График характеристик РН ««Адлер»    
        
                  
              По вертикальной оси графика — выводимая полезная нагрузка.
              По горизонтальной оси — высота круговой орбиты, на которую она выводится.
              Наклонения орбит в градусах: 50,6 — полигон Капустин Яр; 63, 72, 82,5, 86,4, 98 — космодром Байконур.       
        
           На перечисленные в таблице круговые орбиты высотой от 200 до 1400 км выходим по двухимпульсной схеме. Суммарно вторая ступень должна выдавать не меньше трех импульсов за время функционирования (выход на опорную орбиту, импульсы в перигее и апогее переходной орбиты), что обеспечивается используемым в ней двигателем, так как он рассчитан на большее количество включений.
               
        
    Основное направление коммерциализации — предоставление пусковых услуг по конкурентоспособной цене. Будущие клиенты — отечественные гражданские и военные, а также иностранные заказчики.    
    Конкурирующие решения    
        
                  
    Сноски: 1 — низкая околоземная орбита, 2 — пуски по федеральной программе за $20 млн и коммерческие за $40 млн, 3 — СТТ (смесевое твердое топливо).       
        
        
    Оценка основных затрат и прибылей    
    При оценке затрат на разработку ракета-носителя была использована книга К.П.Феоктистова «Космическая техника. Перспективы развития».    
        
           
    Таблица 3. Цена изделия, млн $       
                  
              Стоимость подготовки пуска — $1 млн
              Себестоимость пуска – $4 млн
              Себестоимость ПН на орбите — ~$5750 за 1 кг       
    Мы принимаем себестоимость конечного изделия в $3 млнкак коэффициент равный 1 (единица) и на его основе рассчитываем затраты на создание РН и наземные испытания.       
        
           
    Таблица 4. Приблизительная оценка основных затрат.       
                  
    Затраты на создание ракеты-носителя и наземные испытания: 17 * $3 млн= $51 млн       
        
        
    Схема получения прибыли        
           
    Таблица 5.       
               
           
              Таблица 6.
              Примечание: ставка дисконтирования — 12%       
                  
    График 1.       
               
        
    Таким образом, по истечении 4-х лет и 14-ти запусков проект становится рентабельным и начинает приносить прибыль.
    "Были когда-то и мы рысаками!!!"

    Salo

    Там же:
    ЦитироватьРН «Адлер-2» с ПН до 1000 кг    
               
        
    Техническое описание РН «Адлер-2»
        
    РН «Адлер-2» состоит из двух ракетных блоков, соединенных по тандемной схеме. На всех ступенях используются ЖРД на экологически безопасных компонентах топлива: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин.    
    Ракетный блок первой ступени состоит из переходного отсека, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. Баки окислителя и горючего — цилиндрические, гладкие, из алюминиевого сплава АМг6. Хвостовой отсек включает в себя бак жидкого азота, бак перекиси водорода и маршевый ЖРД. ЖРД РД-108А выполнен по незамкнутой схеме с газогенератором на перекиси водорода. Наддув бака окислителя осуществляется газифицированным кислородом, бака горючего — газифицированным азотом.    
    Управление на этапе полета первой ступени осуществляется за счет поворотных рулевых камер маршевого ЖРД по всем трем осям.    
    Ракетный блок второй ступени состоит из приборного отсека, бака окислителя, межбакового отсека, бака горючего и хвостового отсека Баки окислителя и горючего — цилиндрические, гладкие, из алюминиевого сплава АМг6. В хвостовом отсеке находится маршевый ЖРД, созданный на базе двух рулевых камер от РД-108А, и баки жидкого азота для наддува и обеспечения работы ПНА для подачи топлива. Для обеспечения запуска двигателя 2-й ступени предполагается использовать специальную систему зажигания, рассматривается возможность использования лазерной системы зажигания разработки компании ООО «Спектралазер», резидента «Сколково». Использования данной системы зажигания позволяет обеспечивать многократное включение двигателя 2-й ступени для выведения ПН на эллиптические орбиты и осуществления различных маневров довыведения.    
    Управление по каналам курса, крена и тангажа осуществляется за счет использования рулевых двигателей на газе наддува.    
    Разделение ступеней происходит по холодной схеме с помощью разрывных пироболтов.    
    Пневмонасосный агрегат    
    Два цилиндра по каждому компоненту — пока один вытесняется в двигатель (ВД), другой заполняется из бака (НД). Затем клапаны перебрасывают расход. Газа наддува уходит больше, чем при вытеснительной подаче, экономия на весе основного бака.
       
    Схема работы ПНА    
        
               
           
    3D модель ПНА на 2-й ступени       
               
        
           
    Таблица 1. Основные параметры и характеристики ракеты.       
          
    Конструктивно-компоновочная схема РН «Адлер-2»       
        
                  Описание к конструктивно-компоновочной схеме РН «Адлер-2»:       
    • головной обтекатель,
    • полезная нагрузка,
    • приборный отсек,
    • бак горючего,
    • бак окислителя,
    • хвостовой отсек,
    • двигатель 2-й ступени,
    • переходный отсек,
    • приборный отсек,
    • бак окислителя,
    • межбаковый отсек,
    • бак горючего,
    • бак жидкого азота,
    • бак перекиси водорода,
    • хвостовой отсек,
    • ЖРД РД-108А.
    Конкурирующие решения    
        
               
        
    Оценка основных затрат и прибылей    
    При оценке затрат на разработку ракета-носителя была использована книга К.П. Феоктистова «Космическая техника. Перспективы развития».    
        
           Таблица 2. Цена изделия, млн $              
              Стоимость подготовки пуска — $1 млн
              Себестоимость пуска — $4 млн
              Себестоимость ПН на орбите — ~$4000 за 1 кг        
        
    Мы принимаем себестоимость конечного изделия в $3 млн как коэффициент равный 1 (единица) и на его основе рассчитываем затраты на создание РН и наземные испытания.    
        
           Таблица 3. Приблизительная оценка основных затрат.              
    Затраты на создание ракеты-носителя и наземные испытания: 20 * $3 млн = $60 млн       
        
           Таблица 4. Схема получения прибыли.           
           Таблица 5. Схема получения прибыли.
           Примечание: ставка дисконтирования — 12%                  
        
    Таким образом, по истечении 2-х лет и 8-ми запусков проект становится рентабельным и начинает приносить прибыль.    
    Рынки, на которых потенциально может быть реализован проект    
    Отечественный рынок — выведения государственных военных и гражданских полезных нагрузок, а также КА частных компаний «Даурия Аэроспейс», «Спутникс» и других участников рынка. Кроме того — студенческие, университетские, а также экспериментальные аппараты научных институтов.    
    Так как тенденция уменьшения массы КА характерна для всего мира, вероятно появление и иностранных заказчиков.    
    Общий объем рынка запусков легких РН на данный момент — около $0,5–1 млрд в год, что в натуральном выражении составляет около 15-20 пусков. Рынок активно растет, в 2013 году было произведено 22 успешных пуска и выведено на орбиты 102 КА, что составляет половину количества КА, выведенных на орбиту за год. Из запущенных с помощью легких РН спутников больше 60% создано на базе наноспутниковой платформы CubeSat.    
    При темпе 3 пуска в год разработка и создание РН окупается за три года. Это предполагает выведение 3-4 миниспутников и попутное выведение нескольких десятков микро- и наноспутников, что составит примерно 5-10% от мирового рынка легких РН.    
    История и динамика развития проекта    
    Сентябрь 2013 — предложена концепция.    
    Октябрь 2013 — проведены переговоры с консультантами проекта. Выбраны основные параметры ракеты, тип двигательной установки.    
    Ноябрь 2013 — проведены предварительные исследовательские работы, в результате математического моделирования уточнены диапазон выводимой носителем полезной нагрузки по массе, наклонению и высоте орбиты назначения. Определены технико-экономические показатели: стоимость изготовления одной РН, стоимость запуска, общие затраты на разработку и срок окупаемости проекта.    
    Декабрь 2013 — проведены предварительные проектные изыскания, уточнены параметров данного носителя, идет активный поиск инвестора.    
    Январь-март 2014 — внесены необходимые изменения в конфигурацию, составлено ТЗ, проведены переговоры с ООО «Калибровский завод» о сотрудничестве.    

    Текущее состояние проекта    
    Сформирован общий облик ракеты-носителя, определены его основные проектные параметры, масса полезной нагрузки, возможные орбиты на которые может быть выведена полезная нагрузка. Осуществлена примерная оценка стоимости его изготовления. Проведены предварительные переговоры с изготовителями компонентов.
    "Были когда-то и мы рысаками!!!"