Российская ЭКБ класса space, часть 2

Автор pkl, 23.07.2016 15:03:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

https://rostec.ru/news/rostekh-vpervye-postavil-v-indiyu-ferritovye-komplektuyushchie-dlya-kosmicheskoy-tekhniki/
ЦитироватьРостех впервые поставил в Индию ферритовые комплектующие для космической техники
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех осуществил поставку ферритовых изделий Центру по применению космической техники Правительства Индии. Эти материалы будут использоваться в составе сверхвысокочастотных приборов для космических спутников.
«НИИ «Феррит-Домен» (входит в холдинг «Росэлектроника») передало заказчику микроволновые ферриты для космической отрасли. Они позволяют в условиях солнечного излучения и других помех точно управлять колебаниями волн, переключать поток энергии с одного направления на другое, частично или полностью поглощать мощность потока. Эти характеристики позволяют использовать микроволновые ферриты в качестве комплектующих космической СВЧ техники, устойчивой к воздействию солнечной радиации. К примеру, в составе сверхвысокочастотных приемников, передатчиков, радиометров и другой аппаратуры.
«Индия продолжает активно наращивать темпы освоения космического пространства, ее расходы в этой сфере превышают 1,2 млрд долларов в год. Страна уже сегодня занимает пятое место в рейтинге космических держав и намерена укреплять свои позиции. Первая поставка ферритов для индийских гражданских спутников позволяет нам открыть новое направление сотрудничества и закрепиться на этом быстрорастущем рынке. Благодаря расширению взаимодействия с Индией уже в 2018 году мы рассчитываем в 4 раза увеличить долю экспорта ферритовых изделий по сравнению с предыдущим годом», – отмечает исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко.
«НИИ «Феррит-Домен» производит около 40% всех ферритовых изделий в России.
Центр по применению космической техники Правительства Индии производит гражданские спутники, которые используются для организации телефонной связи, радиовещания и спутникового Интернета. Кроме того, организация разрабатывает оптические и микроволновые датчики для спутников, программное обеспечение для обработки сигналов и изображений. Центр внес значительный вклад в научные и планетарные миссии Управления по космическим исследованиям Правительства Индии.

Юрий Темников

Цитироватьsychbird пишет:
https://politexpert.net/123821-na-baze-processorov-elbrus-v-rossii-predstavili-novyi-server?utm_source=finobzor.ru
ЦитироватьСтарый пишет:
Он будет в исполнении "спейс"?
А в чем проблема-то?!Нафуя нам спейс?Спутники намного дороже средств выведения,не так ли?Ну и вместо одного спутника запускать  две половинки в свинцово-полиэтиленовых ящиках  и стыковать их.Да еще с масляным охлаждением!И с обычной электроникой!Бортанем конкурентов по полной! :)  ;)
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

zandr

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum14/topic16379/message1809553/#message1809553

ЦитироватьАниКей пишет:
ria.ru Константин Емельянов: "космический цех" дешевле покупки аппаратуры в США

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=BjIKBsRtDHA
Цитировать2018.10.26 Компания «ИСС» создала новое импортозамещающее производство
Телеканал РАЗВИТИЕ
[VIDEO WIDTH=400 HEIGHT=300]https://www.youtube.com/watch?v=BjIKBsRtDHA[[/VIDEO]3:10
https://www.youtube.com/watch?v=BjIKBsRtDHA
Опубликовано: 28 окт. 2018 г.
Сибирские спутникостроители создали новое производство в рамках импортозамещения материалов космического применения. В Железногорске на базе одного из предприятий интегрированной структуры компании «ИСС» имени академика Решетнёва» смонтирована линия по производству сотового заполнителя.

zandr

https://ria.ru/space/20181101/1531973043.html
Цитировать"Роскосмос" ищет разработчика бортовых информационных систем
МОСКВА, 1 ноя — РИА Новости. Роскосмос проводит тендер на разработку и создание линейки унифицированных интегрированных бортовых информационных систем для модернизируемых и перспективных космических аппаратов, следует из материалов на портале госзакупок.
Отмечается, что одна из основных задач интегрированной бортовой информационной системы – это сокращение количества базовых космических платформ космических аппаратов различного назначения и различной размерности за счет снижения типономиналов бортовых приборов, обеспечение перехода к открытой конфигурации платформ, построенных на принципах модульности, а также унификация общего и специального программного обеспечения, процессов его отработки, верификации и масштабируемости.
Головного исполнителя планируется определить 23 ноября по итогам открытого конкурса, заявки от претендентов принимаются по 22 ноября. Максимальная стоимость контракта составляет 9 миллиардов рублей, а завершить работу нужно до конца ноября 2025 года, указывается в заявке.

Salo

https://rostec.ru/news/roselektronika-nachala-proizvodstvo-pervykh-rossiyskikh-svch-traktov-dlya-sputnikov/
Цитировать«Росэлектроника» начала производство первых российских СВЧ-трактов для спутников
 
 
 Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех начинает производство первых отечественных элементов волноводных трактов для спутниковых платформ, которые будут использованы в составе высокоэллиптической орбитальной группировки «Экспресс-РВ» и новейших спутников-ретрансляторов «Луч-5М». Открытие нового направления производства позволит России к 2022 году занять не менее 30-50% рынка данной продукции, потеснив США, Германию, Францию и Канаду.
     По тактико-техническим характеристикам российские изделия соответствуют иностранным аналогам, изготавливаются полностью из отечественных комплектующих и материалов. Стоимость продукции на 30% ниже американских образцов.
     Новое направление производства СВЧ-трактов космического применения сформировано на базе Научно-производственного предприятия «Алмаз» холдинга «Росэлектроника». В состав СВЧ-трактов космических летательных аппаратов входят волноводные и коаксиальные секции, гибкие волноводные секции, коаксиально-волноводные переходы, мультиплексоры, аттенюаторы, фильтры, вентили, коаксиальные и волноводные электромеханические СВЧ-переключатели. 
     «До недавнего времени рынок данной продукции был целиком занят американскими компаниями. Сегодня мы сформировали научно-технический задел и выходим на этот рынок со своей национальной технологией и продукцией. Уже есть конкретные заказы в этой области от ведущих предприятий ракетно-космической отрасли. Развитие только одного этого направления позволит предприятию достигнуть соотношения объемов производства военной и гражданской продукции 50 на 50 процентов к 2025 году», – подчеркнул первый заместитель генерального директора НПП «Алмаз» Михаил Апин.
     В настоящее время НПП «Алмаз» ведет разработку и освоение производства линейки коаксиальных и волноводных СВЧ-переключателей с окончанием работ в 2020 году по заказу Минпромторга РФ. По завершении этих работ разработанные изделия будут доступны к заказу. Параллельно выполняются инициативные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию остальных элементов СВЧ-трактов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#526
http://www.ruselectronics.ru/news/?id=3145
Цитировать18.10.2018
Терминалы ЭРА-ГЛОНАСС «Росэлектроники» признаны «Лучшим изделием ЭКБ» 2018 года

АО «НИИМА «Прогресс» (входит в холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех) заняло первое место в номинации «Лучшее изделие электронной компонентной базы» премии «Золотой чип 2018». Жюри конкурса высоко оценило разработанный НИИМА «Прогресс» навигационно-связной модуль (терминал ЭРА-ГЛОНАСС) для транспорта. Это первая отечественная разработка такого рода, целиком удовлетворяющая требованиям рынка.
 
При аварии терминал автоматически оценивает направление и силу удара, а затем передает информацию диспетчеру экстренной службы, который может по громкой связи переговорить с водителем. Устройство оснащено кнопкой экстренного вызова и состоит из навигационного приемника, модема 2G/3G, контроллера, акселерометра и устройства управления питанием.
 
«На данный момент терминал ЭРА-ГЛОНАСС находится на этапе аттестации, запуск серийного производства оборудования запланирован на середину 2019 года, - рассказал генеральный директор АО «НИИМА «Прогресс» Василий Шпак. - Мы продолжаем работать над устройством и планируем расширять его функционал - например, добавив такие полезные для потребителя опции, как дистанционная оценка технического состояния автомобиля или топливной эффективности поездок».
 
Премия «Золотой чип» присуждается с 2004 года, церемония награждения состоялась в рамках специализированной выставки ChipExpo, которая проходит 17 и 18 октября в московском «Экспоцентре». На выставке «ChipExpo-2018» «Росэлектроника» представляет перспективные компоненты, применяемые для систем передачи информации, радионавигации и вычислительной техники.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

h4lf

ЦитироватьТерминалы ЭРА-ГЛОНАСС «Росэлектроники» признаны «Лучшим изделием ЭКБ» 2018 года
ЦитироватьЭто первая отечественная разработка такого рода, целиком удовлетворяющая требованиям рынка.
ЦитироватьПри аварии терминал автоматически оценивает направление и силу удара, а затем передает информацию диспетчеру экстренной службы, который может по громкой связи переговорить с водителем. Устройство оснащено кнопкой экстренного вызова и состоит из навигационного приемника, модема 2G/3G, контроллера, акселерометра и устройства управления питанием.
Не знаю — насколько золотой там чип и требования какого рынка он удовлетворяет... но судя по некоторым случаям — система работает... не очень хорошо. Или то, что в этих видео — не типично для системы "ЭРА ГЛОНАСС"? Это только по кнопке спрашивают "как зовут? где живёшь? кого знаешь?" или всегда? Извините, не удержался.
https://youtu.be/6oaLg5RODsU
https://youtu.be/Lnl-17jqOO0
Спойлер

naunau

Цитироватьh4lf пишет:
Не знаю — насколько золотой там чип и требования какого рынка он удовлетворяет... но судя по некоторым случаям — система работает... не очень хорошо.
В обоих роликах сценарий примерно такой :
- это ваша машина ?
- нет
- перевожу Вас на 112

причём тут эра глонасс ? позвоните на 112 и получите тот же самый разговор.

h4lf

Цитироватьnaunau пишет:
Цитироватьh4lf пишет:
Не знаю — насколько золотой там чип и требования какого рынка он удовлетворяет... но судя по некоторым случаям — система работает... не очень хорошо.
В обоих роликах сценарий примерно такой :
- это ваша машина ?
- нет
- перевожу Вас на 112

причём тут эра глонасс ? позвоните на 112 и получите тот же самый разговор.
Хотите сказать, что это нормальная работа системы "ЭРА-ГЛОНАСС"? Или что-то другое?
Система тут при чём, а вот сам терминал, как железка (что ставится в автомобиль) — скорее всего ни при чём.

naunau

Цитироватьh4lf пишет:
Хотите сказать, что это нормальная работа системы "ЭРА-ГЛОНАСС"? Или что-то другое?
Система тут при чём, а вот сам терминал, как железка (что ставится в автомобиль) — скорее всего ни при чём.
У оператора эры глонасс не было инструментального подтверждения нештатных ситуаций (акселерометры и прочее), видео из ютубы он не видит. Поэтому он перенаправляет звонившего на 112. 
На 112 звонят с поводом и без повода, ложных вызовов валом, отсюда и этот диалог. Кроме того бригада вполне уже могла быть в пути, а оператор в это же время просто заполнял карточку вызова, у него работа такая.
При чём тут система эра-глонасс ?

pkl

При том, что стоимость автомобилей увеличили на стоимость комплекта /24000 р./ и опять получили чёрт те что!Дешевле было бы обязать каждого водителя хранить в салоне видеорегистратор с встроенным спутниковым навигатором /это где-то 3000 - 4000 р./ и телефон-звонилку /800 - 1500 р./. :evil:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

h4lf

#532
naunau, Т.е. лично Вы считаете такую работу этой системы нормальной? Я правильно Вас понял? (стоимость автомобилей — отдельный вопрос) 
Я лично считаю такую работу системы "ЭРА–ГЛОНАСС" ненормальной, особенно если вспомнить — для чего эта система создавалась (создаётся). Именно декларируемые цели — если я правильно помню, то одна из них это уменьшение времени реагирования аварийных служб. Это уменьшение достигается тем, что при вызове передаётся минимальный набор данных (МНД), в числе которых координаты и VIN-код транспортного средства, а значит вызывающему не нужно долго объяснять — где он находится, кто он, где живёт и какого цвета трусы на нём. Можно сразу, после вызова и краткого описания происшествия, бежать и оказывать помощь (например тушить машину как в одном из видео).
А на данный момент проблема в том, что сам оператор ЭРА–ГЛОНАСС получает координаты, а вот вызываемые службы — нет (а может получает, но в виде голых цифр, не знаю). И им, помимо долгого ожидания вызова, приходится объяснять куда ехать; в просмотренных мной видео это делает или сам вызывающий или оператор ЭРА–ГЛОНАСС. Ну если пока ещё нет инфраструктуры для передачи МНД непосредственно в службы (или их там пока не могут "переваривать" ), то можно делать как в этом видео https://youtu.be/Siv_r6woFgs
Но, возможно, так как в этом видео (более-менее нормально) оно работает только в столицах. Там что, меньше звонят без повода и меньше ложных вызовов? Или ложные вызовы — всего лишь нелепое оправдание нелепых действий? Как такое заполнение карточки вызова поможет бороться с ложными вызовами?

naunau

Цитироватьh4lf пишет:
Я лично считаю такую работу системы "ЭРА–ГЛОНАСС" ненормальной
У Вас слишком идеалистические представления. Повторюсь, оператор ЭГ не видит, то что видите вы в ютубе. Оператор видит, что поступил вызов с машины на которой нет нештатных ситуаций, а для оператора ЭГ на первом месте показания датчиков ЭГ. Просто словам оператор верить не обязан, т.к. каждый день находятся "гении" которые хотят поговорить с оператором ЭГ просто так. Человеческий фактор и бюрократия в одном флаконе.
Нам может не нравится такая работа экстренных служб, но фактор ложных вызовов никто не отменял. Если на каждый вызов отправлять бригаду не разобравшись, то все бригады будут ездить где попало, а не там где реально беда.

ЦитироватьСообщается, что за это время "ЭРА-ГЛОНАСС" приняла и обработала 199 623 экстренных вызова (по состоянию на 00:00 мск, 4 мая). Из них по 1001 вызову потребовалось привлечение экстренных оперативных служб: в режиме ручной активации устройства вызова экстренных служб получено 668 вызовов, в автоматическом режиме – 333 вызова. Всем пострадавшим была оказана помощь.
Обратите внимание, что только на 1 из 200 вызовов потребовалось привлечение служб. Чем же были остальные 99.5% вызовов ?
https://auto.vesti.ru/news/show/news_id/673277/

п.с. уверен, что работу экстренных служб нужно совершенствовать.

zandr

https://ria.ru/science/20181115/1532843427.html
ЦитироватьВ РКС предложили проверять микроэлектронику для космоса с помощью рентгена
МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Холдинг "Российские космические системы" (РКС, входит в Роскосмос) предложил Минпромторгу проверять качество производимой для космического применения микроэлектроники с помощью рентгена, сообщили РИА Новости в компании.
"Сотрудники РКС завершили тестирование и усовершенствование методики исследования электронных компонентов при помощи рентгена. В ходе длившейся почти два года работы были обследованы более 60 тысяч изделий, у 3% из которых были выявлены различные несоответствия предъявляемым требованиям. На основе полученных данных создана типовая методика, которая в ближайшее время станет обязательной частью наземных испытаний электронных компонентов приборов для космоса", — сказали в РКС.
В настоящее время холдинг обратился в Минпромторг для согласования разработанной методики.
Научно-технический совет РКС в инициативном порядке одобрил решение сделать обязательным применение процедуры рентгеновского контроля для определенных типов изделий, используемых компанией при создании приборов космического назначения.
Ранее сообщалось, что на российских спутниках устанавливается до 70 процентов электроники иностранного производства.

sychbird

Затерял ссылку: Зльбрус МЦСТ начал поставку серверов с предустановенной ОС фирмы. специализирующейся на поставке дистрибутивов. совместимых c системой команд j86
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2018/newspaper-455.pdf

ЦитироватьДизайн-центр «ИСС»
Решетнёвцы освоили передовые технологии проектирова­ния микроэлектроники для перспективных спутников.
Определять новое качество функ­ционирования спутников – такова специфика работающего в составе компании «ИСС» Базового центра систем­ного проектирования радиоэлектронной аппаратуры космических аппаратов. Или – Дизайн-центра. Его сотрудники разрабатывают и осваивают перспективные тех­нологии в области микроэлектроники и таким образом закладывают не просто облик и функционал будущих космических приборов, а их качественно новые возможности.
Базовый центр создан на нашем предприятии в 2014 году в рамках Федеральной целевой программы «Разви­тие электронной компонентной базы и радиоэлектроники РФ». В подразделении решаются задачи по разработке новей­шей микроэлектроники и информацион­ных технологий в интересах космической отрасли страны в целом и с перспективой их применения в составе будущих спутни­ков производства «ИСС».
За минувшие четыре года работы Дизайн-центра его специалисты выполнили несколько значимых проектов. Среди них – разработка сетевого транс­портного протокола СТП-ИСС, обеспе­чивающего надёжное и качественное информационное взаимодействие бортовой аппаратуры спутника. Протокол СТП-ИСС разработан на основе междуна­родного стандарта SpaceWire – технологии построения коммуникационной сети на борту космических аппаратов. По сравнению с иностранными аналогами сетевой транспортный протокол СТП-ИСС об­ладает повышенной эффективностью и адаптивностью, позволяет минимизировать затраты времени при передаче и распределении больших потоков информации на борту спутника. В связи с этим наше предприятие смело предлагает СТП-ИСС зарубежным партнёрам для применения в создаваемой ими косми­ческой технике.
В развитие тематики бортовых ин­формационных технологий SpaceWire специалисты Дизайн-центра разрабатыва­ют комплекс инструментальных программ­ных средств для автоматизированного про­ектирования и моделирования бортовых информационных сетей перспективных спутников. В результате этой работы будет обеспечена возможность проектирования с оптимизацией по многим критериям и оценкой вариантов информационной сети спутника со сложной кластеризованной структурой. «С помощью программного обеспечения мы можем сформировать совершенно уникальный набор тестовых задач, при этом резко сократить время от­работки на стендах с использованием ре­альной аппаратуры. Это, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость работ и приобретаемого оборудования», – поясня­ет начальник Базового центра системного проектирования Дмитрий Дымов.
Сотрудники Дизайн-центра зани­маются проектированием специализи­рованных сверхбольших интегральных схем, которые будут использованы в со­ставе командно-измерительных систем и бортовых комплексов управления косми­ческих аппаратов. Здесь же разрабаты­ваются функциональные узлы цифровой энергопреобразующей аппаратуры для перспективной системы электропитания спутников. Также специалисты этого под­разделения заняты созданием базовых технических решений для резервных источников электропитания, интегриро­ванных в микросхемы. Такие источники электропитания могут обеспечить сохра­нение наиболее важной информации в микросхеме или приборе в случае сбоя в работе первичной шины питания спутника. Все эти работы направлены на по­вышение характеристик бортовых при­боров будущих космических аппаратов.
Ещё одно актуальное направление – уменьшение массы бортовой аппарату­ры. На пути к этой цели инженеры Ба­зового центра «ИСС» работают над соз­данием технологии, которая позволит в составе спутника использовать сеть дат­чиков без кабельной сети. Это беспро­водные сенсорные сети для системы телеконтроля космического аппарата. Специалисты Дизайн-центра в рамках государственных программ решают за­дачи по унификации и стандартизации бортовых приборов для аппаратов раз­ного назначения. Спутники – техника эксклюзивная, и эта уникальность обуславливает их дороговизну. Унификация – один из способов оптимизировать затраты на создание космической техни­ки и сделать её более доступной и при­влекательной для заказчиков. В рамках этой работы, например, разрабатывает­ся ГОСТ, который стандартизирует сете­вой транспортный протокол на уровне ракетно-космической отрасли страны. В основе отраслевого стандарта будет ис­пользоваться уже упомянутый СТП-ИСС.
Специалисты Базового центра системного проектирования «ИСС» ищут ответы на те вопросы, которые ставят перед разработчиками отечественные и зарубежные заказчики с учётом последних мировых тенденций в создании космической техники. И разработки ре­шетнёвцев действительно обращают на себя внимание потенциальных потребителей высокотехнологичных борто­вых приборов – и отечественных, и за­рубежных.

Андрей Иванов

«В западных санкциях есть и положительные стороны»
Генеральный директор НИИ молекулярной электроники Геннадий Красников — о влиянии ограничений на отрасль, элементной базе space-уровня и чипе для всех документов будущего

 ....
— Где она будет базироваться?

— В Зеленограде. Фабрика — это градообразующий наукоемкий объект, которому требуется колоссальная научно-технологическая инфраструктура, десятки предприятий: дизайн-центры, производство особо чистых материалов, разработка технологического оборудования и т.п. 
https://iz.ru/819472/anna-urmantceva/v-zapadnykh-sanktciiakh-est-i-polozhitelnye-storony
"МанкуртыЛюди, которые после мощного внешнего воздействия на свою психику, забыли о своём прошлом и о прошлом своих предков".
Чингиз Айтматов ( "И дольше века длится день" ).

Salo

https://iz.ru/819472/anna-urmantceva/v-zapadnykh-sanktciiakh-est-i-polozhitelnye-storony
Цитировать6 декабря 2018, 00:02
«В западных санкциях есть и положительные стороны»
Генеральный директор НИИ молекулярной электроники Геннадий Красников — о влиянии ограничений на отрасль, элементной базе space-уровня и чипе для всех документов будущего
                  
Российская микроэлектронная промышленность готова покрыть потребности страны в космической электронике на 95% — об этом «Известиям» рассказал генеральный директор НИИ молекулярной электроники академик РАН Геннадий Красников. Для выхода на новый уровень в Зеленограде было решено построить фабрику по производству микросхем. Ближайшая топология, которая будет осваиваться на ней, -—28 нм.
 
— Раньше, как говорили специалисты, одной из проблем были импортные элементы электронной компонентной базы. Что сейчас с микроэлектроникой space-уровня?

— Ситуация выправляется. Потому что в западных санкциях есть и положительные стороны, по крайней мере, для отечественного производства. Еще 5–6 лет назад о программе развития микроэлектроники космического применения было сложно говорить, так как специалисты «Роскосмоса» были настроены на закупку в основном импортной элементной базы. Они считали, что нам не нужна отечественная ЭКБ, мы всё купим у американцев. Уже составляется межправительственное соглашение: мы им РД-180, они нам микросхемы. На полном серьезе люди говорили. Тех людей уже нет, другие рвут на голове волосы.
 
— Глава РКК «Энергия» Сергей Романов  недавно посетовал на то, что из-за санкций у предприятия имеются достаточно большие сложности с электронной компонентной базой. Когда они могут быть ликвидированы?
 
— Мы сейчас очень спешим, потому что перед нами стоит задача на 95% закрыть потребности в элементной базе отечественными изделиями. За три года мы должны закрыть потребность в микросхемах для космоса. Мы этим уже занимаемся, есть соответствующие решения, ведутся работы. Но на это потребуется время.
 
— Это заказ от государства?
 
— Это программа развития ракетно-космической отрасли.

— Нам под это нужно построить новые заводы?

— Технологии развиваются в наше время очень динамично, нам нужно выходить на новые технологические уровни. Некоторых технологий, которые хотелось бы иметь, у нас пока нет. Нам нужно строить новые предприятия. Это связано не только с уменьшением топологических размеров, но и с другими технологическими возможностями.

— Топология чипов, которые сейчас в отечественном производстве — 65 нм. А некоторые передовые компании уже производят чипы с топологией 10–12 нм. Нам нужны такие маленькие размеры?
 
– Сам топологический размер мало что говорит о развитии технологии. По каждому топологическому размеру есть десятки технологий, определяющих потребительские свойства микросхем, а для каждой технологии есть «рекорды» в части уменьшения топологического размера. Например, для технологии Embedded Flash, которая используется, в том числе, в электронных документах, самый передовой уровень сейчас 40 нм, а для технологии, применяемой при производстве космической электроники — 90 нм, и получить меньший размер пока технологически невозможно. Поэтому, помимо размера, нужно смотреть еще и на то, что за технология применяется. Тем не менее общий вектор развития понятен: постоянное уменьшение размеров, чтобы можно было плотнее разместить элементы на микросхеме. Таким образом, массу управляющих блоков ракеты можно уменьшить с 800 кг до 4 кг, при этом работать они будут на порядки быстрее, а энергии потреблять меньше. А потом можно и до 100 г уменьшить.

— Понятно, что и нам нужны такие чипы.
 
— Безусловно. Это важно не только для космической техники, но и для автомобильных платформ, роботов, беспилотников. При уменьшении топологического размера растут сложность микросхем, быстродействие, уменьшается энергопотребление, а значит повышается срок автономной работы устройства. В любом направлении уменьшение размеров — это основной драйвер.

— Сейчас, наверное, уже всем понятно, что развитие микроэлектроники — это государственная задача, связанная с национальной безопасностью страны.

— Да. Электроника все больше входит в жизнь во всех сферах. Это и финансовые системы, и связь, и транспорт, и энергетика. А сейчас еще большое значение приобретает Big Data, облачные вычисления. Конечно, каждая страна хочет иметь технологическую независимость и самостоятельно развивать эти направления.

— Но мало это понимать, нужно вкладываться в новые исследования, фабрики. Это происходит?
 
— Есть полное понимание и конкретные решения по этому поводу. Россия будет строить новые фабрики, выходить на новые топологические уровни, разрабатывать новые современные микроэлектронные изделия.

— Чтобы выйти на новый топологический размер — например, в 10 нм — нужна именно новая фабрика? Старые цеха переоборудовать невозможно?

— Переход с одного топологического размера на другой не требует сноса всего. Обычно всё идет эволюционно, за базу берется 70% существующих технологий, добавляется 30% новых процессов и оборудования, и таким образом идет уменьшение размера. Но здесь важен еще диаметр пластин, на которых изготавливаются микросхемы. Если надо переходить на меньший топологический уровень с заменой оборудования и диаметра пластин, с которым оно работает, то требуется полное переоборудование производства или создание новой фабрики. Производства на пластинах диаметром 200 мм, которые есть в России, исчерпали свои резервы уменьшения топологических размеров, поэтому нам нужна фабрика с другим диаметром пластин — 300 мм. Там раскрываются новые перспективы и по топологическим размерам. Такой переход, безусловно, требует строительства новой фабрики.

— Где она будет базироваться?
 
— В Зеленограде. Фабрика — это градообразующий наукоемкий объект, которому требуется колоссальная научно-технологическая инфраструктура, десятки предприятий: дизайн-центры, производство особо чистых материалов, разработка технологического оборудования и т.п. Кроме того, на фабрику нужна стабильная подача электроэнергии, воды, газов — ее невозможно «в чистом поле» поставить.
 
— До какого топологического размера вы хотите дойти на этой фабрике?
 
— Мы хотим быть на мировом уровне, 28 нм — ближайшая топология, которая будет осваиваться на новой фабрике. Дальше планируем поступательно уменьшать топологические размеры.
 
Спойлер
— А для электронных паспортов чипы тоже будут сделаны на новой фабрике?

— Это целое направление — электронные документы. И такой чип у нас уже есть, мы его сейчас серийно производим на действующем производстве и постоянно модернизируем. Вообще у нас есть чипы для всех существующих и будущих электронных документов: электронных полисов медицинского страхования, загранпаспортов, электронных водительских удостоверений и т.п. Эта тема поднималась уже в то время, когда мы вводили универсальную электронную карту — УЭК.

— Чип сильно защищен?

— Да. Причем каждый год защита усиливается, потому что совершенствуются и методы взлома. Наш чип отвечает всем требованиям по защите, он полностью испытан и готов к массовому производству. Всё зависит от того, когда он будет внедряться. Если будет внедряться долго, то сделаем новый, чтобы он соответствовал новым ГОСТам по криптозащищенности.

— Это сложный чип?

— Да, ведь помимо хранения данных он должен обеспечивать стабильную работу с различными интерфейсами, базами данных разных ведомств, чтобы они могли в своих «разделах» в области хранения данных считывать и записывать информацию, делать служебные пометки. Кроме того, есть еще и жесткие требования по надежности. Паспорт будет даваться на 20 лет, а то и больше. Мы должны гарантировать, что все эти годы информация будет исправно храниться, даже если вы оставили документ греться на солнце или вынесли на тридцатиградусный мороз.

— Медицинскую карту можно будет туда вместить?
 
— Можно внести все самое необходимое, например, группу крови, резус-фактор, наличие диабета или других серьезных заболеваний.
— Еще вы делаете RFID-метки для лицензионных продуктов?
— Да. Использование этих меток помогло вывести из тени 80% оборота меховой продукции. Положительный эффект от чипирования шуб был колоссальный, и мы рассчитываем, что маркировать RFID-метками будут и другие категории продукции, а не только одежду и обувь. Планируются большие проекты по сигаретам, алкогольной продукции и другим товарам. Это важно для того, чтобы контрафакта было меньше. Наши чипы могут работать по открытому протоколу NFС, а значит, покупатель сможет подойти с телефоном к продукции, самостоятельно считать информацию с метки и получить полную информацию о продукте, производителе, сертификатах качества.

— Можно ли подделать RFID-метки?
 
— Философия криптозащиты не в том, что ее нельзя взломать. Есть экономическая целесообразность: взломать защиту будет намного дороже, чем стоит сам продукт. В RFID-метках есть определенный алгоритм. В зависимости от того, какой продукт нужно пометить, мы будем определять сложность криптозащиты. Понятно, что RFID-метки намного лучше, чем QR-коды, которые можно просто сфотографировать, размножить на принтере и налепить на поддельный товар.
 
— Ведете ли какие-то работы на дальнюю перспективу?

— Конечно. Например в области нейроморфных систем у нас очень серьезная работа ведется в области разработки нового типа памяти. Те, кто занимается сегодня нейровычислениями, идут двумя путями: пишут программы для компьютеров или пытаются на кристалле составить различные алгоритмы, приближенные к нейросетям (специализированные вычислители). Это не очень эффективно, так как созданные на основе универсальных процессоров системы получаются очень громоздкие, энергоемкие и неэффективные. А для технологического прорыва в области создания искусственного интеллекта необходим совершенно новый тип перезаписываемой памяти, обеспечивающий существенно больше миллиардов быстрых переключений, требующих минимальной энергии.
Мы сейчас занимаемся с МФТИ созданием новых ячеек перепрограммируемой памяти на основе оксида гафния с добавлением различных элементов. Это позволит сделать их компактными, быстрыми и энергоэффективными. Еще мы прорабатываем тему, связанную с использованием молекулярных интерференционных транзисторов. Это очень быстродействующие молекулярные приборы с большим коэффициентом усиления. В их работе используется квантовый эффект суперпозиции, но без запутанных состояний.

— А скоро ли появится квантовый компьютер?

— В теме «квантовых компьютеров» очень много лукавства и спекуляций. Есть квантовая криптография, которая не имеет никакого отношения к квантовым вычислениям, есть адиобатические компьютеры, которые многие по незнанию называют квантовыми, хотя из квантовых эффектов там используется только туннелирование, позволяющее решить узкий класса задач, например, «задачу коммивояжера». А это не имеет отношения к квантовым вычислениям.
Само понятие квантовых вычислений возникло еще в 1980-х годах из математики. А в 1994 году Питер Шор предложил алгоритм, показавший, что можно добиться разложения числа на множители на порядки быстрее, чем с помощью классических алгоритмов, применяемых традиционными вычислительными системами. Все тогда очень впечатлились, кинулись в эту тему и до сих пор пытаются что-то существенное сделать. Но столкнулись с большими проблемами, в том числе фундаментальными, оптимального решения для которых пока нет. Одна американская ассоциация регулярно публикует планы по развитию квантовых вычислений. Так вот они — эти планы — не меняются на протяжении последних 20 лет! Так что, я полагаю, в обозримом будущем мы квантовых компьютеров не увидим.
[свернуть]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

http://militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=499266
ЦитироватьВ России завершены испытания самого маленького и точного в мире датчика ориентации для спутников
       Москва. 10 января. ИНТЕРФАКС-АВН Компания "Азмерит" успешно завершила цикл наземных испытаний малогабаритного звездного датчика АЗДК-1 для малых космических аппаратов, сообщает пресс-служба холдинга "Российские космические системы" (РКС), в состав которого входит предприятие.
      "Летные испытания прибора в условиях космоса запланированы на конец 2019 года", - сказано в сообщении, поступившем в "Интерфакс-АВН" в четверг.
       По информации пресс-службы, малогабаритный звездный датчик АЗДК-1 в ходе термовакуумных и вибродинамических испытаний, проводившихся на стендовом оборудовании РКС, подтвердил прочностные характеристики, возможность сохранять точность определения координат в условиях воздействия нагрузок при выведении аппарата на орбиту и влиянии факторов космической среды.
      "При активном содействии РКС мы провели термовакуумные и вибродинамические испытания датчика АЗДК-1. В ходе вибродинамических испытаний датчики подвергались синусоидальным и случайным вибрациям, пиковым ударным ускорениям до 25g. Датчики находились в термовакуумной камере в течение трех дней при циклическом изменении температуры от минус 27°С до плюс 57°С. Датчики достойно выдержали эту программу испытаний и штатно функционировали", - сказал заместитель генерального директора компании "Азмерит" Марат Абубекеров, которого цитирует пресс-служба.
       В сообщении отмечается, что датчики АЗДК-1 обеспечивают высокую точность ориентации космического аппарата по звездам. При этом они существенно меньше, легче и дешевле существующих в мире аналогов. Прибор весит всего 193 грамма, оснащен матрицей КМОП 1024?1280 пикселей, бортовым каталогом на 2400 звезд и обеспечивает точность около 5 угловых секунд.
       Звездный датчик фотографирует участок звездного неба и определяет на основе бортового каталога направление оптической оси прибора в данный момент времени. АЗДК-1 - автономный прибор и самостоятельно рассчитывает кватернион ориентации и передает его бортовому компьютеру космического аппарата.
      "Предполагается установить прибор на технологический наноспутник ТНС разработки РКС", - информирует пресс-служба.