Сверхлегкий многоразовый носитель

Автор Димитър, 19.02.2020 15:57:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Димитър

https://iz.ru/953802/aleksandr-bulanov/prosto-v-kosmos-v-rossii-sozdadut-raketu-dlia-biudzhetnykh-za...

Сверхлегкая многоразовая ракета, которую разрабатывают российские ученые, доставит на 200-километровую орбиту Земли микро- и наноспутники. Стоимость отправки одного килограмма груза на ней не превысит $12 тыс., что вдвое дешевле, чем у ближайших конкурентов. Этого удалось добиться за счет упрощенной одноступенчатой конструкции носителя и инновационного метанового двигателя с соплом новой конфигурации — он не теряет тягу при изменении высоты полета. Стартовая масса шаттла составит 15 т при полезной нагрузке в 250 кг. Создать готовую версию планируется в 2025 году. Проект обойдется примерно в 2,5 млрд рублей.
Добиться подобных результатов инженеры рассчитывают с помощью одноступенчатой схемы, для реализации которой необходим особый ракетный двигатель.
— Как правило, такая схема не используется в ракетостроении, поскольку существующие двигатели могут работать с максимальной отдачей только на определенных высотах. На прочих этапах полета они теряют тягу, — рассказал представитель компании «ВНХ — Энерго» Павел Чернышов. — Мы создаем всережимный двигатель внешнего расширения, который способен работать с сопоставимой тягой в течение всего времени, что носитель выводится в космос.
По словам ученого, одной из главных особенностей конструкции двигателя будет замена традиционного конического сопла Ловаля на сопло Тарасова-Левина, которое оставляет более плотную реактивную струю.
Первую ступень ракеты, в составе которой будет находиться инновационный метановый двигатель, планируется сделать многоразовой.— Благодаря этому мы рассчитываем не только снизить стоимость запуска, но и уйти от необходимости иметь большие поля отчуждения, на территории которых обычно разбиваются отделившиеся части, — пояснил генеральный директор ассоциации «Аэронет» Павел Булат. — После отсоединения первой ступени на высоте около 100 км секция со спутниками будет выводиться на низкую опорную орбиту высотой в 200 км с помощью небольшого разгонного блока.


— Мечта об одноступенчатой ракете, способной взлетать и садиться без потери элементов конструкции, появилась еще в самом начале космической эры. Однако осуществить ее в то время не удалось из-за недостаточного уровня развития технологий, — рассказал генеральный директор компании Lin Industrial Александр Ильин. — В рамках нового российского проекта такой носитель может быть создан, поскольку проект подразумевает использование множества современных технологий. В числе которых и двигатель с соплом внешнего расширения. 



— Сегодня малые космические аппараты в основном работают на низкой околоземной орбите, что делает данный сегмент рынка запусков очень емким: в год это сотни спутников, которые предназначены для выполнения коммерческих, научных и образовательных задач, — пояснил директор по маркетингу компании Sputnix Анатолий Копик.


Проект по разработке ракеты был представлен на конференции «Баркемп 20.35», организованной Национальной технологической инициативой в Санкт-Петербурге.


Стартовая масса носителя составит 15 т при полезной нагрузке 250 кг. Создать его готовую версию планируется в 2025 году. По предварительным оценкам, общая стоимость проекта — около 2,5 млрд рублей. По мнению экспертов, инвестиции можно будет вернуть всего за 12 запусков.


azvoz

#1
ЦитироватьДимитър написал:
После отсоединения первой ступени на высоте около 100 км секция со спутниками будет выводиться на низкую опорную орбиту высотой в 200 км с помощью небольшого разгонного блока.
Как сделать одноступенчатую РН (давний святой грааль SSTO) ?
Просто верхнюю ступень назвать разгонным блоком.
Для убедительности назвать его небольшим.
Ну действительно - разве,например ,блок "И" в РН Союз большой?
А уж у сверхлегкой РН он будет какой махонький,.

Раньше подходили к такому по другому - называли первую ступень ускорителем.
Но были скромнее - не называли продукт одноступенчатым напрямую.
Как бы намекали, вот у нас ускорители, вот первая ступень, а уж вы сами делайте вывод.
Как в "иван Васильевич меняет  профессию" :
- Так, что  у вас выходит два мужа?
- ( в скромном томлении) выходит два..

- Так, что  у вас выходит одноступенчатая ракета?
- ( в скромном томлении) выходит одноступенчатая.

Эти же сразу объявили свой прожект одноступенчатой РН.
Неужто кто-то пожалеет на подобное чудо невиданное жалкие 2,5 млрд рублей?
..

ZOOR

Жаль не рассказали,  как первую ступень сажать будут
Предлагаю авторотацию на створках ГО -  его же тоже спасать от РП надо
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Алихан Исмаилов

ЦитироватьДимитър написал:
Стартовая масса шаттла составит 15 т
Почему шаттла?

azvoz

ЦитироватьАлихан Исмаилов написал:
 
ЦитироватьДимитър написал:
Стартовая масса шаттла составит 15 т
Почему шаттла?
ну многоразовый же 

Astro Cat

Хде Темников? Тута ему мини-Корону подгоняют! )))

ZOOR

А кто там из пендосов внешнее сопло делает - не напомните?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Raul

#7
Авторы делают двухступенчатую ракету, у которой вторая ступень, называемая разгонным блоком спрятана под створками обтекателя. Как в Ангаре 1.1. Это, конечно, далеко не SSTO, но формально одноступенчатая ракета с довыведением.

Вопрос - почему не предусмотрели для первой ступень РД с выдвижным соплом? Информации про то, какие преимущества дает двигатель Левина-Тарасова, кроме подстройки под внешнее давление я не нашел.

Цитироватьhttp://www.tsagi.ru/institute/lab220/page1/






Важной проблемой, на решение которой сосредоточены усилия специалистов многих стран, является использование детонации для высокоскоростного сжигания топлива в энергоустановках различного назначения, в частности, в двигателях перспективных летательных аппаратов и ракет. Для ее решения предлагаются различные схемы, которые позволяют инициировать детонацию и локализировать ее в ограниченном объеме камеры сгорания. Этими вопросами в теоретическом и прикладном плане более сорока лет занимаются академик В.А.Левин и его ученики. В.А.Левин и В.В.Марков за исследования детонации удостоены Государственной премии РФ в области науки и техники за 2002 год. В.А.Левин является одним из авторов концепции импульсного детонационного двигателя с кольцевым соплом и внутренним резонатором —т.н двигателя Левина-Тарасова (ДЛТ).


В последние годы наиболее перспективной с точки зрения практики представляется вращающаяся детонация. В этой связи она привлекает особое внимание как экспериментаторов, так и теоретиков. В настоящем проекте предполагается разработать трехмерную модель реактивного двигателя с резонаторной полостью, в которой сгорание горючей смеси происходит в непрерывной вращающейся волне детонации (ДРВД — двигатель с резонатором и вращающейся детонацией), провести ее детальное численное исследование на суперкомпьютере МГУ «Ломоносов» и запатентовать изобретение двигательного устройства. В 2017 г. были сделаны первые успешные шаги в этом направлении. В частности, была разработана «виртуальная экспериментальная установка» для моделирования ДРВД и с ее помощью была показана возможность реализации вращающейся детонации в кольцевом зазоре.

Тем про детонационные РД на форуме - 100+  страниц.  :oops: 
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Вот тут есть что-то поконкретнее:
Цитироватьhttps://zen.yandex.ru/media/newsiru/raketnyi-dvigatel-novogo-tipa-kak-ispolzovat-5e4d0746a3e296673fd...

В 40-х годах прошлого века русский физик Яков Зельдович создал концепцию нового вида ракетного двигателя, работающего на других принципах. Двигатель получил название — Ротационный детонационный двигатель (RDE). Этот двигатель в разы более эффективный и экономичный, но для его работы требуются технологии, которые появились только сейчас.

Для решения этих проблем ученые из Вашингтонского университета разработали математическую модель на основе данных лабораторного прототипа двигателя, а также данных, которые удалось получить благодаря высокоскоростной камере, которая запечатлела процесс сгорания топлива и детонацию. Ученые смогли ответить на один из главных вопросов, может ли работа двигателя быть стабильной и возможно ли управлять параметрами такого двигателя.Необходимо отметить, что лабораторные данные подтвердили результаты экспериментов группы разработчиков российского предприятия НПО «Энергомаш», которые годом ранее, в ходе экспериментов, смогли контролировать стабильную работу ротационного детонационного двигателя в течение 10 минут. И при этом КПД RDE двигателя был на 25% выше, чем эффективность классического ракетного двигателя.

Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Юрий Темников

ЦитироватьRaul написал:
Вопрос - почему не предусмотрели для первой ступень РД с выдвижным соплом? Информации про то, какие преимущества дает двигатель Левина-Тарасова, кроме подстройки под внешнее давление я не нашел.
Такой двигатель немного легче,и у него максимально возможное и автоматически подстраивающееся расширение газовой струи,а значит и максимальный УИ при всех значениях внешнего давления,от 1 атм до 0.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Юрий Темников

ЦитироватьAstro Cat написал:
Хде Темников? Тута ему мини-Корону подгоняют! )))
Там целый выводок  всяких РН ,в том числе несколько ССТО.В т ч и мини корона с автожирным винтом.Давно в курсе и даже писал.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Astro Cat

ЦитироватьRaul написал:
 НПО «Энергомаш», которые годом ранее, в ходе экспериментов, смогли контролировать стабильную работу ротационного детонационного двигателя в течение 10 минут. И при этом КПД RDE двигателя был на 25% выше, чем эффективность классического ракетного двигателя.
Ничесе! Где наша нобилевка? Где наши ракеты на супердвигателях?

Александр Бойков

ЦитироватьДимитър написал:
Стоимость отправки одного килограмма груза на ней не превысит $12 тыс., что вдвое дешевле, чем у ближайших конкурентов.
Маск с марта месяца 2020 за лимон $ выводит 200 кг, т.е. 5000 $/кг. :(

Neru

Стали завидовать американцам с их оперативным запуском шпионских микро-спутников (от DARPA) на нужные наклонения при помощи РН Электрон... нам тоже такого хочется.

Старый

ЦитироватьNeru написал:
Стали завидовать американцам с их оперативным запуском шпионских микро-спутников (от DARPA) на нужные наклонения при помощи РН Электрон... нам тоже такого хочется.
Я, кстати, всерьёз опасаюсь что нас таким образом будут втягивать и раскручивать на разные химеры. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьAstro Cat написал:
 
ЦитироватьRaul написал:
 НПО «Энергомаш», которые годом ранее, в ходе экспериментов, смогли контролировать стабильную работу ротационного детонационного двигателя в течение 10 минут. И при этом КПД RDE двигателя был на 25% выше, чем эффективность классического ракетного двигателя.
Ничесе! Где наша нобилевка? Где наши ракеты на супердвигателях?
КПД достиг 107%? ;) 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Александр Бойков

ЦитироватьNeru написал:
Стали завидовать американцам с их оперативным запуском шпионских микро-спутников (от DARPA) на нужные наклонения при помощи РН Электрон... нам тоже такого хочется.
До 26г. долго ждать - может и расхочется ;)

Neru

ЦитироватьДимитър написал:
По словам ученого, одной из главных особенностей конструкции двигателя будет замена традиционного конического сопла Ловаля на сопло Тарасова-Левина, которое оставляет более плотную реактивную струю.

Вроде, в ходе стендовых тестов прототипов, сопло Тарасова-Левина было на 10-15 % эффективнее. До стендовых испытаний ожидалось 15-20%.

По каким параметрам измерялась "эффективность" скромно умалчивалось.

Александр Бойков

ЦитироватьNeru написал:
По каким параметрам измерялась "эффективность" скромно умалчивалось.
КПД !!!  :D

ZOOR

Цитироватьalgol57 написал:
 
ЦитироватьNeru написал:
По каким параметрам измерялась "эффективность" скромно умалчивалось.
КПД !!!  
Cамый лучшый КПД - это прОцент ФОТ от затрат.
Если при ОКР - 13%, то на передовую НИР и 38 не жалко!
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому