Третья водородная ступень РН "Союз"

Автор Александр Ч., 30.10.2008 22:26:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

ЦитироватьВ распоряжении «Известий» есть копия перечня мероприятий по оптимизации численности работников филиала ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) — космического центра «Южный». В этот документ включены пункты о переводе в режим консервации ПУ-5 («Гагаринский») и ПУ-24 (стартовый комплекс «Протон» на площадке 81).
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Чебурашка

Так, что на Байконуре остаётся живым? Одна ПУ под "Протон" и одна под "Союз"...

Штуцер

ПУ под Зенит без Зенитов, и, может, одна ШПУ.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Raul

#203
ЦитироватьНиколай Сниффер пишет:
Неудачный пример. Третья ступень Сатурна-5 - весьма крупное изделие, и закон квадрата-куба идет ей на пользу  :)  
Стартовый вес - по разным данным - от 115 до 122.5 т
Сухой вес 12.75т (включая хвостовой переходник весом 1.7 - 1.8т)
Вес конструкции почему-то указан как 9.5т. Видимо, в сухой вес включен еще вес отсека электроники управления, который в головной части ракеты. Или даже вес отсека лунного модуля.

Вес заправки - около 100т. (цифры опять гуляют)
Я брал стартовый вес 118 тонн, а заправку ~100 тонн. Гулянка идет от "Stages to Saturn", где приведены 17000 kg LH2 на p172 и ровно 20000 галлонов по 3.63 литра   :D   LOX на p177 (потом их умножают на 1.141 чтобы получить kg). А в 118 тонн входят переходники и двухтонный отсек электроники, вес которых тоже гуляет. 

Ладно, про S-IVB понятно, что КС намного выше 5. Можно сделать легкую водородную ступень. Только вопрос - кто это будет делать?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Николай Сниффер

#204
Добрый - добрый день. Всем. И лично товарищу Рогозину! (чтоб ему икнулось!)

 Опять от недосыпа игривое настроение, не обращайте внимания. Почти месяц живу как в телевизионном детективе. Началось всё со статьи на рецензию / апробацию. Странная такая статья. Полуфабрикат статьи, если быть точным. Очень много графики (часть я здесь выложил). Еще больше цифрового материала - параметры, расчеты, траектории... МОРЕ!
... И никакой пояснительной записки! Описательная текстовая часть полностью отсутствует. Лишь подписи к рисункам и краткие пояснения к блокам параметров (типа "Параметры третьей водородной ступени РН Протон-М-В" ;) . Еще - куча ссылок. Очень полезных и информативных. В том числе - на этот форум. (Так я, собственно, сюда и попал. По ссылке на эту самую тему.)

Но самое интересное началось когда зарегистрировался на форуме. Автор статьи - ладно. Ему положено мне помогать. Но стали прилетать ссылки еще от двух любителей похохмить. На мыл, который я никому не давал! Чувствую себя под колпаком у Мюллера.  :)  И одновременно - на гребне волны. Меня куда-то ведут, к чему-то готовят, от меня чего-то хотят...

Поэтому - что? Проверяю каждую цифру, каждую предложенную идею. За этим сюда и пришел - узнать, хорошо это, или плохо - не увеличивать баки центрального блока Союза, а, наоборот, уменьшать...

НИ ОДНОГО КОММЕНТАРИЯ НА НУЖНУЮ МНЕ ТЕМУ.

Ладно, на халяву и не надеялся. А по мне - если РН (без ПН) стал легче на 4.5т, а ПН стала тяжелее на 4.5т - ЭТО, БЕЗУСЛОВНО, ХОРОШО!

Еще хорошо, что от автора стали поступать EXE-шники по обсуждаемым вариантам носителей. На выходе - файл с "телеметрией пуска" и "мультик" в окне текстовой консоли 60 строк х 120 символов. Прям низкая графика в реальном времени. Перехватил несколько кадров чтоб похвастаться. Завидуйте! :-Р
(Здесь Союз выводит 5т на высокую орбиту)

 


 Выплыл еще один момент, к которому пока не знаю, как относиться. Почти всё, о чем мы здесь, сейчас говорим, УЖЕ ОБСУЖДАЛОСЬ НА ЭТОМ ФОРУМЕ. Причем, еще в 2012 году и даже раньше. Я хвастаюсь перед Дмитрием В рисунками, а оказывается, именно он их выложил в теме "Протон" шесть лет назад... (упс... И как он на это должен был среагировать?  :)  30-тонный Протон обсуждался, 40-тонный Протон обсуждался. Только без картинок...


 Но это всё лирика, а я обещал рассказать о 40-тоннике. Так? Так!
А может, ну его 40-тонник? Давайте я вам расскажу о 45-тоннике! Ведь 45-тонный Протон здесь точно еще не обсуждался!
Никто не возражает?


НАЧАЛИ

Делать тяж с нуля - это долго и дорого. А я по натуре ленивый... А еще у меня уже неделя, как есть 30-тонник - Протон с третьей водородной ступенью.  :)   И для этого Протона есть старт с водородной инфраструктурой. Поэтому я пойду проторенной тропой - заменю вторую ступень тоже на водородную! На стартовом столе постараюсь сохранить исходный вес - за счет уменьшения заправки второй стумени.

А что? Будет почти как маленький Сатурн-5. Задача первой ступени - поднять машину над плотной атмосферой. А там - в полный рост встают преимущества водорода.

Третью ступень берем из предыдущего варианта. (Я там отметил, что ее надо делать под 40-45тонн. Пригодилось! Даже раньше, чем рассчитывал.)

Строим 2-ю водородную ступень.

Движки - 2 х РД-0120. (как будто выбор есть...)
Масса 2 х 3.45т (Без малого 7 тонн!!! Ужас!)
Высота 4.55м Диаметр 2.42
Тяга 200тс (в) - 155тс(ум)
(Что интересно - 6 лет назад эти цифры были 190тс и 147.7тс. Есть вещи, которым время идет на пользу. Как морёному дубу!  :)
Импульс 455(в), 353.2(ум)

Заправку возьмем 148т.
М сухая = 19т (из них 7т - двигатели)
М стартовая = 167т

Считаем геометрию в диаметре 5.5м
под баки - 22м + 4.8м под двигатели = 26.8м. Каланча... (Исходная ступень была 17.05м.)

Считаем геометрию в диаметре 6.5м - 20.5м Уже лучше... На этом и остановимся.


 



Крайний справа - ПН=45т.
Перед ним - ПН=30т.



Берем ракету в охапку, несем на старт, запускаем!

45т,  210 х 350км как с куста!


Одно плохо: на стартовом столе - 707.6т. А я хотел уложиться в 702т ну, накрайняк, 705т. (Апробированный вес для Протона-М)

Кто подскажет, что будем делать?



-------------------------------


2 Raul

Цитировать Только вопрос - кто это будет делать?

Помню. Вопрос помню. Только потом отвечу. Сейчас спать очень хоцца...

Bell

ЦитироватьНиколай Сниффер пишет:
За этим сюда и пришел - узнать, хорошо это, или плохо - не увеличивать баки центрального блока Союза, а, наоборот, уменьшать...

НИ ОДНОГО КОММЕНТАРИЯ НА НУЖНУЮ МНЕ ТЕМУ.
Стоп, а где вы об этом спрашивали? :)
Уменьшать бак окислителя так, как у вас нарисовано - очень плохо :)
Потому что объемы баков выполнены по соотношению компонентов - у вас кислород кончится раньше керосина :)
Не, ну можете передвинуть межбак и вернуть соотношение на место, но тогда центральный блок проработает после отделения боковушек совсем недолго и ступенчатось уменьшится, а вместе с ней и ПН.
Короче, там еще надо считать - будет ли вообще польза от такого дела.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

ЦитироватьНиколай Сниффер пишет:
А может, ну его 40-тонник? Давайте я вам расскажу о 45-тоннике! Ведь 45-тонный Протон здесь точно еще не обсуждался!
Все, что нарисовано по Протону - дикая дикость. И чем больше - тем дичее.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий Инфан

#207
ЦитироватьНиколай Сниффер пишет:
Крайний справа - ПН=45т.
Перед ним - ПН=30т.



Берем ракету в охапку, несем на старт, запускаем!
Я бы посоветовал вторую ступень удлинить, а сбоку пририсовать несколько УРМов. Или первых ступеней от "Союз-5".

Николай Сниффер

2 Raul

Цитировать Только вопрос - кто это будет делать?
Очень хороший, правильный и колкий вопрос.
Только сначала определимся, что именно делать в первую очередь, и что можно отложить на потом.

 - 3-я ступень Союза вар.2 (ПН=10т). Диаметр 4.11м, длина 12м, масса 3.65м, масса на стартовом столе - 25.3т. И всего один движок тягой 40т... Идеальный объект для тренировки. А также - для тренировки по созданию водородной инфраструктуры на старте и аппаратуры автоматической заправки.

 - 3-я ступень Протона (ПН=30т). Архиважна именно сейчас для российской космонавтики. Позволяет вернуть утерянные позиции на рынке космических запусков. Как на ГСО, так и к дальним планетам. И при этом - не особо крупная (диаметр 5.5м, длина 11.1м, масса 5т) машина. Ее стоимость намного меньше стоимости нового носителя. Требует доработки стартового комплекса. Но доработка - это не создание нового СК с нуля.


Кому поручить разработку?

 - Военных обсуждать не будем. Потому что.

 - Хруники отпадают. Работать разучились.

 - РКК Энергия делает Союз-5. Нельзя их отвлекать - Морской старт без носителя который год простаивает.

 - КБ Южное стало таким южным, что даже забугорным... Забыли и проехали.

 - РКЦ Прогресс (Самара)... Ну, если б они могли - давно бы сделали... С другой стороны, если передать им проверенные, отлаженные технологии и документацию на вар.2 - продолжить они смогут. Особенно, если СК уже будет модернизирован под водород... Более того, освоив вар.2, они самостоятельно смогут изготовить вар.3. Там - по сравнению с вар.2 ничего принципиально нового нет.  Но сами изготовить вар.2 не смогут. Кишка тонка. Только модернизировать уже кем-то сделанное.

Кто же остался? "Лавочка"? НПО Лавочкина... Хоть меня и кидает в дрожь от внешнего вида "Фрегата", пять лет назад я бы двумя руками голосовал, чтоб доверить вар.2 им. Но сегодня... Качество начало падать... То трубопровод замерз, то спутники гептилом забрызгали (и я не уверен, что в космосе. Возможно, еще на Земле.)
Только вопрос - кто это будет делать?

Как ни странно, со 2-й ступенью Протона вопроса нет. Такую крупную бандуру делать придется Хруникам. (но сделают они ее только под угрозой расстрела... :( И только после того, как осилят производство 3-й ступени Протона, сделанной кем-то другим.)

А вот легкие третьи ступени... Короче, вопрос остается открытым.



2 Bell

Цитировать>Короче, там еще надо считать - будет ли вообще польза от такого дела.
Вы меня обижаете... Автор считал, я считал... А картинки с траекторией на что?

Заправка центрального бака уменьшается на 18т. Соответственно, работает он всего 232сек, а не 286. Почти на минуту меньше.

Но эти 18т керосина второй ступени заменены на кислород-водород третьей ступени, у которого импульс 461, а не 320.


Цитировать Все, что нарисовано по Протону - дикая дикость. И чем больше - тем дичее.

Ух ты! У вас такая мощная аргументация, что я даже не знаю, что возразить.

Поэтому тонко-тонко намекну. Некто Raul совсем недавно в этой теме говорил об американской 3-й ступени Сатурн-5 S-IVB (она же 2-я ступень Сатурн-1В). Что интересно - она тоже кислородно-водородная, очень похожа по габаритам, только сухой вес вдвое меньше - вот засада...

И она РЕАЛЬНО ЛЕТАЛА. Всю лунную программу отлетала, и потом еще четыре раза.
... А было это 40 лет назад... Так неужто сегодня повторить не сможем?

fagot

Похоже, Шумил снова с нами  :)

Кубик

ЦитироватьНиколай Сниффер пишет: - РКК Энергия делает Союз-5.
Кто, кто делает?  :o    

Цитировать Как ни странно, со 2-й ступенью Протона вопроса нет. Такую крупную бандуру делать придется Хруникам. (но сделают они ее только под угрозой расстрела...
Так ...и кто же будет делать в реальности тот самый Союз-5, такую же "бандуру", если вы ..

Цитировать- РКЦ Прогресс (Самара)... Ну, если б они могли - давно бы сделали... С другой стороны, если передать им проверенные, отлаженные технологии и документацию на вар.2 - продолжить они смогут. Особенно, если СК уже будет модернизирован под водород... Более того, освоив вар.2, они самостоятельно смогут изготовить вар.3. Там - по сравнению с вар.2 ничего принципиально нового нет. Но сами изготовить вар.2 не смогут. Кишка тонка. Только модернизировать уже кем-то сделанное.
И бесы веруют... И - трепещут!

blik

#211
ЦитироватьКрайний справа - ПН=45т.
Перед ним - ПН=30т
Можно спросить Автора. Зачем это?
Стоимость будет чудовищная. Время на разработку огромное. Протон вообще списывать собираются в любых раскладах. Гос нагрузки на 30-40т нет. Из за большой стоимости водородных конструкций коммерции тоже не будет. Зачем тогда это все, если оно никому не нужно?
уходят корабли за горизонт

Дмитрий Инфан

Цитироватьblik пишет:
Можно спросить Автора. Зачем это?
Как зачем? Чтобы было.

Николай Сниффер

Добрый день! По традиции отвечаю всем сразу.

2 Кубик

ЦитироватьКто, кто делает?
Вас в детстве занудой часто звали?

Цитировать... 11 августа 2017 года распоряжением Правительства РФ РКК "Энергия" назначена головным разработчиком "Союза-5". В составе соисполнителей работ - РКЦ "Прогресс"...
Прочитали? РКК "Энергия" - ГОЛОВНОЙ. У него за всё голова болит. И за двигатели, и за электронику, и за стартовый комплекс, и за сроки.
Остальные - СУБчики. Делают СВОЮ ЧАСТЬ общего дела.

---------------------------------------------------

2 blik

Цитировать Можно спросить Автора. Зачем это?
 Стоимость будет чудовищная. Время на разработку огромное. Протон вообще списывать собираются в любых раскладах. Гос нагрузки на 30-40т нет. Из за большой стоимости водородных конструкций коммерции тоже не будет. Зачем тогда это все, если оно никому не нужно?
Можно! Спросить - можно. :)
А давайте так: На половину отвечу я, а на половину - вы сами. Вы тогда лучше материал усвоите. Идет?

Вы знаете, чем определяется время жизни спутника связи на геостационарной орбите? Американцы говорят - запасом рабочего тела для двигателей ориентации. Да и орбиту нужно время от времени корректировать. Обидно, но Луна и Солнце своим тяготением со временем смещают спутники. Приходится возвращать их на место. Расходовать рабочее тело...
Американцы утверждают, что последнему поколению спутников рабочего тела хватит на 15 лет. Потом - всё, финиш, "конец сеанса". Кто на новенького?

А теперь - ваша часть.
1. Спутник какого веса может вывести на ГСО Протон-М, если на НОО он выводит 23т?
2. Спутник какого веса сможет вывести на ГСО водородный Протон, если на НОО он выводит 30т?

Ответы, пожалуйста, выкладывайте сюда, в эту тему.

Идем дальше.

По ТЗ Ангара А-5 должна поднимать с Плесецка на НОО 24т. (А по факту может поднять 22 с копейками). ПО ТЗ Ангара А-5  уже давно должна летать. (А по факту - сами знаете)

Под параметры Ангары сконструировано новое поколение спутников, которые Протон поднять
не может. Тяжелые они для Протона.

А теперь - ваша часть.
Как называются эти спутники? (В теме про Ангару о них говорилось... Когда-то... :) )

Идем дальше. Вы сказали: "Стоимость будет чудовищная". Смотрим на рисунок.

 

Рисунок, конечно, еще тот... Движки ни к чему не приделаны. Но можно понять, что их два, и сколько места они занимают. А еще есть два бака - для кислорода и водорода. Ну и - по мелочи.

Вы утверждаете, что у этой конструкции чудовищная цена. А можно узнать, насколько чудовищная? Например, по сравнению с Ангарой-А5? Или по сравнению со второй ступенью Протона-М? Или по сравнению с Союзом-2. Лучше всего - по сравнению с той 3-й ступенью Протона, которая сейчас летает.
Ну хотя бы приблизительно...

Вы утверждаете, что "Время на разработку огромное". Если посмотреть на Ангару, которая скоро отметит тридцатилетие разработки, то да... ЭТО ЧУДОВИЩНО.
А вам известно, что 3-ю ступень "Семерки" королевцы сделали с нуля за 9 месяцев.
А теперь ваша часть. Как вы оцениваете время разработки 3-й (самой маленькой) водородной ступени?

Вы утверждаете: "Протон вообще списывать собираются в любых раскладах".
Да, собираются. Уже двадцать лет, как собираются. Но спишут только тогда, когда ему будет замена.
А я вас спрошу о другом. КОГДА НУЖНО БЫЛО НАЧИНАТЬ ДЕЛАТЬ ВОДОРОДНУЮ СТУПЕНЬ К ПРОТОНУ? Ту самую, которая на рисунке? То есть, в каком году сделаны водородные двигатели тягой 40 тонн? В каком году на Байконуре появилась водородная инфраструктура? Когда УЖЕ БЫЛО всё необходимое для изготовления этой ступени - водород, двигатели, опыт работы с водородом?


Вы утверждаете, что "Из за большой стоимости водородных конструкций коммерции тоже не будет". Да кто вам сказал, что водородные конструкции дорого стоят? Покажите, покажите мне этого человека! (с)
Скажите мне, НА СКОЛЬКО водородные конструкции дороже кислородных? Почему криогенный кислород коммерции не мешает, а криогенный водород будет мешать? И как быть с Центавром, который с 1962-го года летает? Как быть с АРИАН-5, которая вся насквозь водородная? И насквозь коммерческая...

Вы сказали: "Гос нагрузки на 30-40т нет". ВЫ САМИ ПОНЯЛИ, ЧТО СКАЗАЛИ?!  Откуда ей взяться, если ее ВОЗИТЬ НЕ НА ЧЕМ? Но водородную Ангару планируют... Угадайте, под сколько тонн? :)
А под сколько тонн коммерсант Маск делает Фалькон-хэви? Сколько тонн поднимает водородная Дельта-4 Хэви?



Ладно, это всё было интересно, но мы съехали с Союза на Протон. Вернемся к Союзу с 3-й водородной ступенью. К перспективам быстрой отдачи.


Рекордсмен в этом плане - вар.2

 - Практически не требует переделок 1-й и 2-й ступеней РН Союз-2.
 - Кислород на старте есть, а заправка водородом - всего 3-4 тонны. Накрайняк, можно обеспечить с колес.
 - Самая маленькая машина из всех предложенных. Да еще в железнодорожных габаритах. 12 х 4.11м. То есть, может быть изготовлена и отлажена за наименьшее время.

Разумеется, к пилотируемым пускам ее сразу не допустят. Но - пока летает МКС - к МКС летают Прогрессы. Грузовики. А тут открываются возможности...

1. Сейчас грузовик возит к МКС 2.5т груза. Прогресс-хэви сможет за раз поднять 5т груза.

2. А можно пойти другим путем - добавить в состав грузовика спускаемый аппарат. Чтоб возил грузы в оба конца. Как Дракон Маска. Спускаемый аппарат можно взять у Союза. Если выкинуть из него всё лишнее (кресла, СЖО, продукты) - 500кг груза он на Землю доставит.

Переделать Прогресс в тяжелый грузовик можно ОЧЕНЬ БЫСТРО. А нормы безопасности для беспилотных аппаратов намного мягче - одни плюсы...

ksm15

Цитировать
ЦитироватьНиколай Сниффер пишет:
Вы утверждаете, что "Время на разработку огромное". Если посмотреть на Ангару, которая скоро отметит тридцатилетие разработки, то да... ЭТО ЧУДОВИЩНО.
А вам известно, что 3-ю ступень "Семерки" королевцы сделали с нуля за 9 месяцев.
А теперь ваша часть. Как вы оцениваете время разработки 3-й (самой маленькой) водородной ступени?
Николай Сниффер[/USER] пишет:
Вы знаете, чем определяется время жизни спутника связи на геостационарной орбите? Американцы говорят - запасом рабочего тела для двигателей ориентации. Да и орбиту нужно время от времени корректировать. Обидно, но Луна и Солнце своим тяготением со временем смещают спутники. Приходится возвращать их на место. Расходовать рабочее тело...
Американцы утверждают, что последнему поколению спутников рабочего тела хватит на 15 лет. Потом - всё, финиш, "конец сеанса". Кто на новенького?


По первому, где вы видели Российский спутник который отработал больше 10 лет, по пальцам одной руки можно сосчитать.
По второму, советую вам заняться разработкой машины времени, чтобы управленцев и рабочих времён Королева переместить в наше время, толку будет больше. В настоящее время у нас нет ни первого ни второго. А без первого и второго все ваши прожекты это просто пшык!

Кубик

ЦитироватьНиколай Сниффер пишет:
2 Кубик
ЦитироватьКто, кто делает?
Вас в детстве занудой часто звали?
Цитировать... 11 августа 2017 года распоряжением Правительства РФ РКК "Энергия"
назначена головным разработчиком "Союза-5". В составе соисполнителей работ - РКЦ "Прогресс"...
Прочитали? РКК "Энергия" - ГОЛОВНОЙ. У него за всё голова болит. И за двигатели, и за электронику, и за стартовый комплекс, и за сроки. Остальные - СУБчики. Делают СВОЮ ЧАСТЬ общего дела.
И какую часть фактически будет делать РКЦ "Прогресс", вам без ссылок на Правительство РФ не сказать?
...А по факту - там просто придётся делать - собирать всю ракету (если будут готовы, а не отговариваться сказками про вот-вот новые технологии, оснастку под диаметр 4,1..). Или баки возить под сборку в Королёв? Так не только их..
И бесы веруют... И - трепещут!

Bell

ЦитироватьНиколай Сниффер пишет:
Ух ты! У вас такая мощная аргументация, что я даже не знаю, что возразить.
Можете своими словами объяснить смысл слова "адекватность"?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Neru

ЦитироватьНиколай Сниффер пишет:
- 3-я ступень Протона (ПН=30т). Архиважна именно сейчас для российской космонавтики. Позволяет вернуть утерянные позиции на рынке космических запусков. Как на ГСО, так и к дальним планетам. И при этом - не особо крупная (диаметр 5.5м, длина 11.1м, масса 5т) машина. Ее стоимость намного меньше стоимости нового носителя. Требует доработки стартового комплекса. Но доработка - это не создание нового СК с нуля.
И сразу предлагаем чем эту ступень доставить на место старта. Реальное, из существующего. Нету, увы. Максимальный размер - 4,1 при высоте грузового отсека 4,6 у АН-124.
Именно поэтому и упирается всё в 4,1 метра.

fagot

Протон утерял позиции вовсе не из-за недостаточной ПН, а из-за снижения надежности,так что водородная 3-я ступень ему ничем не поможет. Если бы была необходимость увеличить ПН на ГСО, начинать следовало бы с водородного РБ.

fagot

ЦитироватьНиколай Сниффер пишет:
Вы знаете, чем определяется время жизни спутника связи на геостационарной орбите? Американцы говорят - запасом рабочего тела для двигателей ориентации. Да и орбиту нужно время от времени корректировать. Обидно, но Луна и Солнце своим тяготением со временем смещают спутники. Приходится возвращать их на место. Расходовать рабочее тело...
Американцы утверждают, что последнему поколению спутников рабочего тела хватит на 15 лет. Потом - всё, финиш, "конец сеанса". Кто на новенького?
Это уже несколько последних поколений так, причем главный потребитель топлива не двигатели ориентации, которые используются в основном для разгрузки маховиков, а именно коррекции для удержания спутника в точке стояния. САС в 15 лет выбран как компромисс между сроками окупаемости спутника и получения прибыли от его эксплуатации и моральным устареванием аппарата. При использовании для коррекций ЭРД запас топлива вообще составляет незначительную долю в массе спутника и САС по рабочему телу может быть любым. Ариан-5 уже 15 лет позволяет выводить на ГПО спутники массой 10 т, однако никто за это время не создал спутник подобной массы, следовательно, в этом пока нет потребности. А в случае массового перехода на ЭРД для выведения геостационарных спутников рост их массы в ближайшее время и вовсе существенно замедлится.