SpaceX Falcon 9

Автор ATN, 08.09.2005 20:24:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

vissarion

Перевод доклада  и интервью Ханса Кенигсмана на IAC 2018, сокращениями

Hans Koenigsmann
Работал в Центре прикладных космических технологий и микрогравитации (Zentrum für angewandte Raumfahrttechnologie und Mikrogravitation, ZARM) в Бременском университете. Работал над спутником BremSat. Позже он взял на себя управление технической программой проекта. Спутник был запущен в 1994 году на Шаттле и работал около года. Затем он переехал в Калифорнию сначала для работы в компании Microcosm Inc, производителя спутникового оборудования. Он встретился с Маском во время одного из запусков в пустыне Мохаве. В 2002 году Маск взял его в SpaceX в качестве четвертого технического сотрудника.

Доклад идет на английском с сильным немецким акцентом.

ЦитироватьЗачем я поехал в SpaceX? Я работал над маленькими спутниками в ZARM в университете Бремена. В определенный момент я осознал что все эти спутники бесполезны если их не запускать.
Я понял что запуск более важен, чем спутник. И у меня появилась цель - создать маленький носитель. Я один не мог это сделать, и даже на уровне университета не мог сделать. В прошлом это была работа целых стран. Например, 10 тыс человек работали над Atlas. А потом Маск меня пригласил на собеседование по работе. Офиса еще у нас не было.
На собеседывании Маск сказал, что переезжает в Лос-Анжелес хотя жил в Пало-Альто. Это в часе лета. Я его спросил, зачем он едет в ЛА. У меня ранее был опыт общения с другими людьми такими как Andrew Beal (Beal Aerospace). И эти люди говорили "Смотри, у меня есть деньги, я живу в Техасе, здесь дешево и мы построим фабрику здесь.

А Илон говорил по другому. "Я живу в Пало-Альто и мне здесь очень нравится, но я знаю, что все таланты живут в Лос-Анжелесе, поэтому я перееду в Лос-Анжелес". И я подумал "Ого. Это Логично и Довольно умно, когда один директор переезжает вместо того что тысячи человек переедут. Этим он меня впечатлил впервые. Он показал что он вполне серъёзен. Не то что он получил деньги и хочет потратить их и что-то заработать. Он показал что действительно хочет чего-то достичь без шуток. На собеседовании Маск меня спрашивал riddles (загадки). Также на собеседываниях мы спрашиваем про основы физики, угловые скорости, угловые моменты (mutation, recession, angular momentum) это сразу нам говорит об уровне компетенции.
....
Цель BFR - научиться сажать все ступени на реактивной тяге. Если мы научимся это, то нет разницы сажать их на Землю Луну или Марс
Проблема с Facon 9 и даже Falcon Heavy - в том что невозможно посадить верхнюю ступень, не получается двигателями вперед, не получается носом вперед. Для BFR Мы начали постройку отдельных элементов, у нас есть бак. Довольно сложно с ним работать из-за размеров. У нас строется новый комплекс в Сан Педро на побережье для больших диаметров. Мы изучаем как можно производить композитные детали больших диаметров.
...
Я вообще сам работал в ZARM на протяжении 7 лет перед тем как переехал в США. И я работаю в SpaceX уже 16 лет.
У нас сейчас около 100 полетов в портфеле будущих заказов, это примерно соответствует объему денег в 12 млрд долларов. Мы - единственная компания которая обладает технологией посадки и повторного использования ракеты орбитального класса.

Одна из причин что я здесь,на IAC 2018, не только потому что я работал в ZARM, а в том что, в этом же зале была такая же конференция IAC в 2003 году. И в 2003 году IAC выделила нам маленькую комнату с бумагами и ручками, где я, Илон и Гвинн (Gwynne Shotwell) рассказывали про Falcon 1, я надеюсь еще через 15 лет приехать и рассказать как мы были на Луне и Марсе.

Сейчас у нас вот что есть: У нас есть штаб-квартира в Хоторне, Калифорния у нас есть стартовые площадки в Вандерберге и в космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал. Кстати есть разница между мысом Канаверал и космическим центром Кеннеди. Это не одно и тоже. Северная часть это КСЦ, который принадлежит НАСА, а Юг мыса Канаверал это база ВВС и принадлежит министерству обороны. Кажется что разница небольшая, но на самом деле это очень большое различие. У нас там две площадки: 40-я , где мы запускаем GTO спутники, и площадка 39А, где мы запускаем Falcon Heavy и планируем запускать пилотируемые миссии. Расстояние между площадками где-то 10 км, но у них разное законодательства. Бюрократия в KSC отличается в бюрократии ВВС. Т.е. вы не можете поменять ракеты местами если понадобится.
Также есть МакГрегор, это тестовая площадка, это супер важно для нас, мы не только запускающая, но и тестирующая компания, тесты занимают важную часть нашей работы, мы тестируем больше чем летаем, и мы делаем расчеты, и даже если мы доверяем нашим расчетам, мы проверяем на тестах. Также у нас есть офис в Вашингтоне, в столице. Каждая компания которая работает с государством должна иметь офис в Вашингтоне. Мы начали строить еще одну площадку в Южном Техасе, и еще у нас есть офис в Редмонде.

У нас также все конструкторы работают прямо там рядом с заводом, это довольно большой комплекс, он превратился в городок, насколько я помню, самый большой номер дома это 29, значит у нас около 20 зданий или около того. Я еще не посетил все здания, хотя я здесь уже 16 лет. Самое большое здание, которое есть это 50 тыс кв м. Также у нас есть тестовые лаборатории и центр управления полетами, это большая стеклянная стена, вы наверное видели на некоторых видео.
И из столовой мы можете смотреть на ЦУП и видеть что происходит. 

В Техасе большой тестовый комплекс, в основном что вам нужно - это свободное пространство, вам нужно отчуждение от населения, чтобы вы не беспокоили людей когда тестируете двигатели, он довольно большой, около 400-500 человек я думаю

КЦК площадка 39А, это супер историческая площадка. Большое количество Аполлонов и Шатлов летало отсюда. 
Я когда был ребенком, я видел это, когда был студентом я был тоже там и хотел попасть внутрь, но не мог, и теперь я просто показываю пропуск и прохожу на стартовую площадку. Вот этот ангар назывался W-Room, насколько я помню он называется широкая комната (Wide-Room) для шаттла, а мы сейчас снесли его, потому что он нам не нужен. Эта площадка в основном для Falcon Heavy и для пилотируемого дракона, но в теории можно запустить любой другой Falcon 9. NASA до сих пор водит экскурсии здесь


Мы праздновали 10 летие полетов 28 сентября. Я помню очень хорошо тот запуск. Это был запуск с маленького острова называемого Omelek на атолле Kwajalein. Это часть военной базы на Маршалловых островах. Если вы посмотрите по карте, вы поймете как далеко это.
Мы провалили первые три полета, мы выучили наш урок, мы научились как делать ракеты, и 28-го у нас получилось, и это откуда история SpaceX началась. Вначале у нас было одно большое здание. Оно было такое большое, что мы парковали машины внутри здания, и шли по зданию в офис. Сейчас это не так. Сейчас мой офис там где я раньше парковал мою машину. 
Когда мы запустили первую ракету у нас было 618 сотрудников. 
На прошлой неделе мы делали перепись, сейчас у нас почти 7000 сотрудников. Мы пытаемся сохранять компанию маленькой, но у нас много работы и нам нужны люди.
Но вы можете увидеть что рост численности у нас немного приостановился, и остается более-менее постоянным. 

Много чего случилось за это время. В 2010 мы запустили первую миссию CORS для ISS и Dragon. Мы перескочили с Falcon 1 сразу в Falcon 9. И это был огромный прыжок. Falcon 9 намного больше Falcon 1. Falcon 1 вы могли реально обнять руками если у вас довольно длинные руки. Falcon 1 это 1.8 метра, Falcon 9 это 3.5 метра, это огромная машина, там 9 двигателей и эти двигатели намного мощнее.
У нас было 62 успешных запусков.

У нас было 34 запуска в 2017 и 2018. Из этих 62 мы сажали ступени 28 раз. Максимальное количество использований - один, то есть ускоритель не летал больше 2х раз. Скоро мы начнем запускать по 3 раза, и потом 4, 5. Мы двигаемся очень осторожно, тщательно проверяя ступень после каждого раза.

У нас 2 версии Falcon 9. Версия Дракона и версия для Falcon Heavy. У Falcon Heavy у боковых ступеней и обтекатели другие.
Центральное ядро имеет небольшие модификации. У Falcon Heavy не так много заказчиков, есть несколько федеральных нагрузок, которые запланированы. И есть несколько очень тяжелых геостационарных спутников, но их не так много. 
Основные наши рабочие лошадки. 
Цифры после дефиса - пн для орбиты 185 x 35786 @ 27 град, скорость около 1800 м/с
F9-3500 - с возвратом на стартовую площадку
F9-5500 - с посадкой на дрон
F9-6500 - с утратой первой ступени
FH-8000 - с боковыми на стартовую и центральная на баржу
FH-10000 - все на дроны
FH-15000 - все ступени утрачиваются

Очевидно, что за многоразовость вы платите производительностью.
С практической точки зрения большинство коммерческих спутников это F9-3500 - F9-5500, коммерческие нагрузки стабилизировались в этом диапазоне.
5 тонн это похоже на оптимальную точку. Поэтому F9 неплохо вписывается в существующий рынок нагрузок.

По поводу FH-10000 это теоретическая ракета, потому что требует 3 баржи, но у нас нет сейчас трех барж. Поэтому FH-15000 для нас легче запустить.

Зачем мы вообще полезли во многоразовость? Мы пытались найти вещь на планете, которая стоит 50 млн долларов и которую нужно выбрасывать каждый раз. Вы можете найти дешевые вещи типа авторучек, бритв и фотоаппаратов, но транспортное средство?
Мы изучали, раньше были военные ракетопланы, которые взлетают а потом падают. Есть кое-что из военного арсенала, но в коммерческом мире это нонсенс. С другой стороны - проблема, если вы хотите использовать ракету еще раз, скорость ракеты летящей вниз около 2 км/секунду, т.е. вам нужно обнулить её и вернуть назад и еще приземлить. Это забирает много производительности.
Другая альтернатива - это дать ей лететь дальше, но она будет входить в атмосферу и вам нужно изменять саму ракету для этого, защищать. Звучит очень легко "изменить ракету для входа в атмосферу", но что на самом деле происходит, люди проектируют ракету для производительности, и у вас нет запаса для защиты от нагревания. Поэтому мы смотрели что сгорает первым и защищали только эти части, и повторяли это пока не достигли состояния когда мы можем запустить снова.
Представим что вы делаете многоразовую ракету но потом вы меняете двигатели, это не поможет вам, потому что вы потратите столько же денег как и на новую ракету. Поэтому очень важно спасти ракету и запускать снова с минимальным восстановлением. Одна из проблем это усталость материала, вы должны следить за жизненным циклом компонентов, они вибрируют, и нужно следить за трещинами. Убедиться что у вас нет трещин на этих компонентах. Это не что-то новое. Вертолеты делают это сейчас. Вертолеты это летающие вибрирующие машины. И они отслеживают количество циклов. Что-то похожее мы можем делать здесь. Мы записываем нагрузку в полете и записываем это в историю, в журнал. И мы можем понять когда деталь можно заменить. Если конечно вообще нужно менять. Идеально чтобы ничего не нужно было менять.

Проблема рынка одноразовых ракет в том что у компаний мало стимула делать многоразовые ракеты, потому что бизнес модель исторически такова, чтобы строить задорого и выкидывать, это намного легче. Довольно трудно требовать столько же денег за многоразовый объект как на одноразовый. Очень небольшая инициатива поменять это. Целесообразнее инвестировать в снижение стоимости - снизить стоимость здесь и там. Но проблема что это будет лишь немного дешевле. Если вводить многоразовость в эту модель - это меняет все правила. Мы смогли мгновенно прыгнуть с 10 запусков в год до 25 запусков в год во многом благодаря многоразовости. 
Это не произошло за одну ночь, мы работали над этим много лет и мы инвестировали собственные деньги в это.

Есть дополнительные неочевидные, нематериальные преимущества многоразовости. 
Это, например возможность взглянуть на ускоритель после полёта и обнаружить что-то что бы вы никогда не увидели. Вы можете видеть где что-то протекает или прогорает, вы можете обнаружить ослабленные крепления, которые точно были подтянуты перед полетом. Это тоже весьма ценно чтобы улучшить надежность аппаратов. Если надо что-то проверить в полете, мы просто прикрепляем сбоку к ракете и тестируем.
Телеметрия обычно ограничена полосой пропускания, а здесь мы записываем телеметрию локально на ракете. И мы получаем вся высокоскоростные данные прямо с ракеты по прилету, с твердотельных дисков, можем поставить датчики в любой точке, без ограничений. И получаем информацию с любых мест нагрузок ракеты. И пытаемся улучшить ракету на основе этих данных. Т.е. здесь не только экономика, но и то что мне как конструктору более интересно. Моя работа это надежность. И моя область получает определенные преимущества от многоразовости.
Это примерно как машина, когда вы выезжаете из салона вы немного опасаетесь. Но когда вы ездите на машине каждый день, вы уверены в своей машине.

Как мы возвращаем ускоритель. Как я говорил у нас две версии. Баржа в вандерберге немного ограничена где она может находится, это определяется в основном грузовым судоходством и другими территориальными фактами, что мы можем использовать одни области океана, но не другие.

На мысе немного по-другому у нас больше свободы. и у нас есть две посадочных площадки в 150 метрах одна от другой.
Мы делаем вовратный импульс (boostback burn). Boostback burn очень нужно делать в Вандерберге, на мысе это делать необязательно и можно сэкономить немного топлива здесь. Потом мы выпускаем закрылки и делаем входной импульс (entry burn). И потом при уже посадочный импульс, обычно одним двигателем. 

Баржа очень маленькая, 70 x 50 метров и 20 метров размах посадочных ног. Это очень точная посадка.

После посадки ускоритель продувается, закрепляется в данный момент вручную, но мы работаем над автоматизацией, что-то вроде огромного пылесоса Roomba и мы отправляем обратно на мыс канаверал или в Сан Педро, Лос Анжелес. Я люблю когда он приходит в Сан Педро потому что я живу там.

Вот как он приземляется на землю. Отличие в том что, вы это можете видеть на камеру что как только отделяется от второй ступени ракета тут же делает разворот как можно быстрее. Она вращается так быстро, что нам недостаточно рулевых двигателей чтобы развернуть, мы даже рулим основными двигателями чтобы ускорить вращение. Причина очевидна - мы двигаемся в противоположном направлении 2 км/с. И каждая секунда когда вы двигаетесь не в том направлении весьма дорога. Здесь у нас импульс около 40 секунд. Входной импульс происходит на скорости мах 2.6 и высоте 40 км. Зеленое пламя которое вы иногда видите при зажигании это зажигающая жидкость TEA-TEB. Иногда вы видите обрывистое плямя по бокам при посадке - это плямя газогенератора. Основное пламя идет ровно в противоположную сторону без отклонений. Двигатель при посадке отключается примерно в 50 см от земли.

Восстановление.
Мы переворачиваем ускоритель в горизонтальное положение и доставляем в ангар для проверки. У нас есть индивидуальная программа для каждой ступени, что-то меняем на одном носителе что-то на другом.
Затем везем на статический прожиг. Большинство работы происходит над двигателями и термозащитой и аэрозащитой. Мы конечно смотрим в баки. Мы иногда видим повреждения от термозащиты которая ударяется в аэрозащиту, мы усиливаем ее. У нас есть план чтобы уменьшить обслуживание, но нам нужно собрать много данных.

Про обтекатели
Обтекатели так бы здорово было сделать многоразовыми, поскольку аэродинамическая форма идеальна для входа в атмосферу и не требуется большого количества термозащиты. Если вы просто развернете обтекатель широкой стороной в сторону потока, это будет достаточно с минимальной защитой, низкий вес, большая парусность. Нет локальных точек термонапрежения. Когда он достаточно замедлися мы выпускаем парашюты. И наш план чтобы он медленно планировал к дрону. Сейчас мы сажаем обтекатели на воду на парашюте, проблема чтобы сделать это всухую чтобы не было повреждения оборудования от воды. Сейчас проходят тесты с вертолетами на судне Mr Steven это очень скоростной корабль.

Про Dragon
У Dragon есть особые качество - у станции есть габариты груза ограниченные габаритами проемов. Если вы что-то поместите в багажник Dragon то легче всего схватить манипулятором из багажника Dragon и сразу перенести на наружную поверхность станции. И поэтому в багажник Dragon можно помещать гораздо более габаритные грузы чем для внутренних нужд. У нас там доставляются нагрузки, датчики, камеры, например камера высокой четкости которая передавала то что станция видит в настоящий момент.

Dragon 1 приводняется на западное побережье, разгружается в Лос-Анжелесе и отправляется в Техас для очистки и восстановления. Сейчас довольно сложно восстанавливать Dragon, потому что он приводняется в соленую воду. 
Все железо пилотируемого Dragon 2 уже готово в этом году, но бюрократия и сертификация не уверен сколько займет не знаю полетим ли мы в этом году или в следующем.
отправляется в Техас для очистки и восстановления. Сейчас довольно сложно восстановливать Dragon, потому что он приводняется в соленую воду.
...

Leonar

ЦитироватьLeonar пишет:
а не стало известно сколько заказчику обошелся крайний запуск?
Наверное традиционно теперь буду спрашивать...

Not

Итак, разберем крайний полет. Что за бардак в КБ, почему управляющая гидросистема не продублирована? И эти люди рассуждают про многоразовость, сравнивая себя чуть ли не с гражданской авиацией?

Alex_II

ЦитироватьNot пишет:
Итак, разберем крайний полет. Что за бардак в КБ, почему управляющая гидросистема не продублирована? И эти люди рассуждают про многоразовость, сравнивая себя чуть ли не с гражданской авиацией?
А что такого ужасного случилось из за того, что она не продублирована? ПН на орбите, посадочная площадка цела, ничего не разрушено никто не погиб кроме нескольких рыбок... Так о чем истерика, - ритуальная что ли?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Alex_II

Или тебе так рыбку жалко, что аж кушать не можешь?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Not

ЦитироватьAlex_II пишет:
ЦитироватьNot пишет:
Итак, разберем крайний полет. Что за бардак в КБ, почему управляющая гидросистема не продублирована? И эти люди рассуждают про многоразовость, сравнивая себя чуть ли не с гражданской авиацией?
А что такого ужасного случилось из за того, что она не продублирована? ПН на орбите, посадочная площадка цела, ничего не разрушено никто не погиб
Да ничего особенно ужасного, повезло что отказ случился на начальном участке траектории и можно было просто отправить ступень в океан. Если бы отказало позже - могли бы быть неприятности с властями, там неподалеку Дельта-4 стояла. Маск же на собственном опыте убеждается в провальности идеи многоразовости. Многоразовость - это и теплозащита, и резервирование и дополнительное усиление конструкции. Попытка решить это частичными мерами ведет к малоразовости, что провально экономически и просто опасно.

us2-star

ЦитироватьAlex_II пишет:
Или тебе так рыбку жалко, что аж кушать не можешь?
Да не обламывай ты человеку его маленькую радость. ;)

ЦитироватьNot пишет:  ...могли бы быть неприятности с властями, там неподалеку Дельта-4 стояла. 
В Ванденберге, на берегу другого океана. 8)

ЦитироватьNot пишет:  ...ведет к малоразовости, ...
Это кто еще филолог, оказывается... :D
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

Alex_II

ЦитироватьNot пишет:
повезло что отказ случился на начальном участке траектории и можно было просто отправить ступень в океан.
На каком нафиг "начальном участке"? Когда руль заклинило уже в полный рост посадочную площадку видно было через камеру... Просто кто-то умный сделал программу. по которой ступень при посадке почти все время снижается над океаном и лишь в последний момент заходит на площадку...
ЦитироватьNot пишет:
Маск же на собственном опыте убеждается в провальности идеи многоразовости.
Где провальность-то. дятел? Подумаешь одна из пары десятков ступеней НЕ села... Это ж не пилотируемый шаттл...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Сергей

Это вторая авария при посадке по причине привода решетки. Наиболее вероятная причина - протечка в гидроразъеме в магистрали между источником гидропитания  и золотником рулевой машины. Бывает редко, лечится легко.
Более интересно другое - крутящий момент создала из одна из решеток.Теоретически можно создать контрмомент или противоположной решеткой, или всеми остальными тремя исправными решетками + некоторый запас по управлению газовыми движками. Паразитные дополнительные моменты по тангажу и рысканью погасит центральный движок. Для обеспечения этого режима необходима коррекция алгоритма управления и индивидуальные источники гидропитания для каждой решетки.
Особого убытка для Маска не вижу, в запасе достаточно б/у ступеней. Тем более, что рентабельная многоразовость будет только на метановых движках, которые пока в отработке. Маск похоже осознал это и не торопится набирать статистику на блоке 5.

Not

ЦитироватьСергей пишет:
Это вторая авария при посадке по причине привода решетки. Наиболее вероятная причина - протечка в гидроразъеме в магистрали между источником гидропитания и золотником рулевой машины. Бывает редко, лечится легко.
Гениально филолух! Это все равно что сказать, что самолет упал после первого полета, по причине протечки где то между баком гидравлической жидкости и рулевой машиной.  :D

К сведению филолухов, позиционирующих себя на "причастность к отрасли". Контур гидросистемы всегда проверяется под давлением превышающим рабочее и отрабатывается. "протечки в гидроразъеме" тем самым исключаются, это простейшая из проблем. Нет, я конечно могу допустить, что Джон залез в отсек бустера и зауячил ключом по трубке, но это кажется нереальным :)

Вопрос, филолух, был в другом - почему нет резервной гидросистемы?

Not

Тут еще один интересный момент - в одноразовых версиях Фалкона гидросистема была открытой и израсходованная жидкость просто сливалась за борт. Аргументом такого решения тогда выдвигалась экономия веса. Естественно, что проверять такую гидросистему на старте геморройно как минимум - требуется дозаправка,обеспечение безопасного слива. Вызывает интерес их технический прогресс в многоразовой версии  :D

Not

Виновник торжества. Занятная конструкция :)


KBOB

ЦитироватьNot пишет:
Виновник торжества. Занятная конструкция  :)

А может просто весла приделать с боков и пусть сама к берегу плывет.
Двигатели корродируют в морской воде, интересно?
Россия больше чем Плутон.

Apollo13

Обновленная таблица сравнения пусков на ГПО с данными NASA LSP.


Sam Grey

ЦитироватьNot пишет:
Если бы отказало позже - могли бы быть неприятности с властями, там неподалеку Дельта-4 стояла.
О, сразу видно экспертное мнение.

Сергей

ЦитироватьNot пишет:
ЦитироватьСергей пишет:
Это вторая авария при посадке по причине привода решетки. Наиболее вероятная причина - протечка в гидроразъеме в магистрали между источником гидропитания и золотником рулевой машины. Бывает редко, лечится легко.
Гениально филолух! Это все равно что сказать, что самолет упал после первого полета, по причине протечки где то между баком гидравлической жидкости и рулевой машиной.  :D  

К сведению филолухов, позиционирующих себя на "причастность к отрасли". Контур гидросистемы всегда проверяется под давлением превышающим рабочее и отрабатывается. "протечки в гидроразъеме" тем самым исключаются, это простейшая из проблем. Нет, я конечно могу допустить, что Джон залез в отсек бустера и зауячил ключом по трубке, но это кажется нереальным  :)

Вопрос, филолух, был в другом - почему нет резервной гидросистемы?
Ладно, я филолух, тогда вы сэр лапоть, ваши познания из СМИ , вы никогда не видели гидроразъем привода, и уж точно не держали его в руках. Ну и не знаете реальную конструкцию гидроразъема, и статистику по части протечек, и способы компенсации протечек. А по части резервной гидросистемы - это к Маску, могли бы и сообразить.

Сергей

ЦитироватьNot пишет:
Тут еще один интересный момент - в одноразовых версиях Фалкона гидросистема была открытой и израсходованная жидкость просто сливалась за борт. Аргументом такого решения тогда выдвигалась экономия веса. Естественно, что проверять такую гидросистему на старте геморройно как минимум - требуется дозаправка,обеспечение безопасного слива. Вызывает интерес их технический прогресс в многоразовой версии  :D
Сэр лапоть, эту схему придумал не Маск. В многоразовой версии все решает цена и статистика по агрегатным работам. Самое дорогое рулевые машины, но их можно повторно использовать после снятия х-к на стенде. Возможность использования остальных элементов зависит от конкретной  конструкции .

Alex_II

ЦитироватьKBOB пишет:
Двигатели корродируют в морской воде, интересно?
Ясен пень корродируют. Но на месте Маска я б эту ступень все же свозил в Мак Грегор и прожег - посмотреть, как сильно они корродируют...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Not

#18558
ЦитироватьСергей пишет: Ладно, я филолух, тогда вы сэр лапоть, ваши познания из СМИ , вы никогда не видели гидроразъем привода, и уж точно не держали его в руках. Ну и не знаете реальную конструкцию гидроразъема, и статистику по части протечек, и способы компенсации протечек. А по части резервной гидросистемы - это к Маску, могли бы и сообразить.
И видел, и держал, и опыт сборки гидравлических линий имею, и регулярно их эксплуатировал. Более того, еще будучи студентом на практике забыл поставить один из раэъемов на бустер одного интересного летательного аппарата, во время обкатки стабилизатора. Долго потом мне тетки из цеха про АМГ-10 вспоминали, она там все вокруг уделала.  :D  

Ну так вот, обратно к Вашей версии утечки. Смотрим на вышеприведенное фото. Что мы там видим? -Девственную чистоту отсека мы там видим. Если бы там была утечка, да такой интенсивности что гидрашка кончилась практически сразу, там все было бы в говно уделано этой самой замечательной жидкостью. Нагуглите ее цвет, для справки  ;)

Not

ЦитироватьСергей пишет: Самое дорогое рулевые машины, но их можно повторно использовать после снятия х-к на стенде. Возможность использования остальных элементов зависит от конкретной конструкции .
Т.е. вы собрались откручивать бустеры, снимать характеристики на стенде и потом обратно ставить в машину? За 12 часов справитесь? Или сколько там партай геноссе Маск обещал между пусками?  :D