Системы управления и БЦВМ советских и российских МБР, РН, РБ и КА

Автор anik, 22.03.2012 15:34:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

anik

ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
На КА "Фобос" (1Ф) был БЦВМ "Бук". Вы знаете кто разработал его?
Могу ошибаться, но, по-моему, НИИАП.

Vladimir

ЦитироватьNicolas Pillet пишет:
На КА "Фобос" (1Ф) был БЦВМ "Бук". Вы знаете кто разработал его?
Господи, помоги заблудшим и подтолкни ленивых. Неужели так трудно поискать нормальную инфу, чтобы не плодить разные домыслы?
БУК - это не название, а абревиатура - Бортовой Управляющий Комплекс. Был разработан филиалом НПОАП, располагавшемся тогда в Филевском парке рядом с ЗиХом. Сердцем БУКа была БЦВМ М4М,  разработанная в НПО «Элек­троприбор» и серийно выпускавшаяся в харьковском  ПО «Монолит». Эта БЦВМ устанавливалась на многих МБР и РН, в частности, на "Сатане" и блоках А РН "Энергия".

Salo

http://tass.ru/kosmos/3844360
ЦитироватьНПО автоматики к 2018 г. создаст новую систему управления для ракет "Союз"
 Космос
 6 декабря, 10:06 UTC+3
 По словам главы предприятия, некоторые элементы системы могут быть применены не только в гражданском ракетостроении, но и в авиации

 Ракета-носитель "Союз-2.1а"   © Марина Лысцева/ТАСС  
 
ЕКАТЕРИНБУРГ, 6 декабря. /ТАСС/. Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова (НПОА) приступило к разработке ключевых элементов новейшей системы управления для космических ракет "Союз". Об этом ТАСС сообщил генеральный директор предприятия Андрей Мисюра.
"По сути, разрабатываются ключевые элементы новейшей системы управления для новых средств выведения - космических ракет-носителей. Это целый бортовой комплекс, куда входит бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ), которая является "мозгом" системы управления. Если коротко формулировать результаты этой работы, то это фактически создание нового поколения БЦВМ, рабочее название - "Малахит-8". Машина будет настолько универсальной, чтобы можно было применять ее не только в гражданском ракетостроении (РН "Союз"), но и рассмотреть возможность применения в авиации", - сказал Мисюра.

 Принципиальные отличия

По его словам, сейчас идут опытно-конструкторские работы. "Срок изготовления опытного образца - 2018 год", - уточнил гендиректор НПОА. Принципиальные отличия новой бортовой машины - производительность и габаритно-массовые характеристики. Предварительно производительность прибора составит 300 млн операций в секунду. На "Малахите-7", который успешно применяется на ракетах-носителях класса "Союз", производительность составляет 40 млн операций в секунду.
"Повышение производительности БЦВМ позволит обеспечить быстродействие системы управления и увеличить объем решаемых задач, маневренность объекта управления, точность выведения. Вторая особенность прибора - уменьшение габаритно-массовых характеристик. По плану он должен весить не более трех килограммов. Для сравнения, блок "Малахит-7" весит семь килограммов", - сказали на предприятии.
"В апреле 2017 года завершается стадия эскизного проектирования. Часть стандартных модулей, которые будут реализовываться в составе новой машины, мы планируем к завершению уже в этом году - это так называемые IP-ядра, IP-блоки. Примечательно, что при изготовлении нового прибора мы пошли по пути проектирования элементной базы под задачу. Ее производством в кооперации будет заниматься завод "Микрон" (г. Зеленоград)", - рассказал Мисюра.

 Планы НПОА

По данным пресс-службы НПОА, предприятие к 2020 году изготовит несколько приборов, которые позволят улучшить точность выведения космических аппаратов на заданные орбиты. Это предусмотрено соглашением между Роскосмосом и НПО автоматики, подписанным в рамках реализации Федеральной космической программы России до 2025 года.
НПО автоматики (входит в РКЦ "Прогресс") занимается разработкой систем управления для космических аппаратов и ракет-носителей, в частности, типа "Союз-2.1а". Аппаратура предприятия решает задачи по проверке агрегатов и систем ракет перед стартом, а также по управлению полетом.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

mahor11

ДОЛОМАНТ: российская электроника для ответственных применений
В 2016 году ЗАО «НПФ «ДОЛОМАНТ» запустило серийное производство защищенных планшетных компьютеров «ОНИКС08», предназначенных для жестких условиях эксплуатации, в том числе на транспорте и в полевых условиях.


В 2016 году российская компания «ДОЛОМАНТ» отметила 15-летие производства и начала серийный выпуск защищенных планшетных компьютеров «ОНИКС08», предназначенных для жестких условий эксплуатации, в том числе на транспорте и в полевых условиях. Новая разработка очередной раз подтвердила: ДОЛОМАНТ была и остается одним из самых технологичных производств в России.
Вадим ЛЫСОВ
Директор производства ЗАО «НПФ «ДОЛОМАНТ»

Несмотря на текущие сложности и кризис, «ДОЛОМАНТ» продолжает курс на расширение портфеля опытно-конструкторских работ и инновационных проектов, требующих освоения новых технологий разработки и серийного производства. Этому способствует состояние рынка, где ниша отечественной электроники для ответственных применений и жестких условий эксплуатации последние 2-3 года исключительно востребована и растет во всех сегментах.
В 2016 году ЗАО «НПФ «ДОЛОМАНТ» запустило серийное производство защищенных планшетных компьютеров «ОНИКС08», предназначенных для жестких условиях эксплуатации, в том числе на транспорте и в полевых условиях. На примере данного продукта можно рассмотреть жизненный цикл производства электроники ответственного применения. Целью проекта были разработка и освоение производства отечественного «планшетника» с характеристиками, не уступающими лучшим импортным аналогам и максимально адаптированными к реальным задачам отечественных потребителей в таких отраслях, как космос, авиация, железные дороги и ОПК. Как и большинство других изделий «ДОЛОМАНТ», «ОНИКС08» явился результатом:
— использования компетенций основного направления СКБ по разработке и серийному производству спецвычислителей на различных аппаратных платформах;
— долгосрочного стратегического партнерства с серьезными заказчиками;
— удачного маркетинга как при изучении рынка, так и на стадии продвижения готового продукта;
— модернизации ряда производственных процессов и укрепления кооперационной цепи производства.

На первом этапе (проработка спецификации проекта) из существующего на рынке ряда компьютеров широкого назначения и специализированных устройств была выбрана наиболее подходящая для отечественных потребителей базовая модель. Ее дополнили, расширили функционал и разработали новое устройство, одновременно на макетах отрабатывая технологии производства, тестирования и испытаний.
В итоге «ОНИКС08» успешно прошел приемочные испытания в соответствии с ТУ, подтверждающие его безотказную работу при температурах от –30°C, ударах до 100g и устойчивость к воздействию пыли и влаги.
С самого начала проекта одним из основных требований к будущему изделию являлось применение «серийных технологий» производства. В частности, в конструкции «ОНИКС08» применен уникальный литой корпус, в котором сочетаются магниевый сплав, обеспечивающий прочность, и пластик для радиопрозрачности. Помимо технических достоинств, применение литья обеспечило стоимость изделия на уровне наиболее распространенных зарубежных аналогов при несопоставимом объеме выпуска и реализации. Еще одной новой технологией в производстве планшета стало создание «сверхчистого помещения» для изготовления экрана. Ранее таких элементов, относящихся скорее к выпуску «микроэлектроники», в структуре производства «ДОЛОМАНТ» не было.
Важным вопросом в отношениях с разработчиками систем для высоко ответственных применений является обеспечение не только технической надежности изделия, но и его информационной и компонентной безопасности. В этой связи важно, что техническое задание, разработка, макетирование, испытания, постановка на серийное производство и само производство, полноценный пакет РКД и ТД выполнены специалистами, права на всю интеллектуальную собственность и документацию принадлежат отечественной компании. Именно это позволяет говорить о реальной импортонезависимости в области ответственной электроники, гарантирующей безопасность, воспроизводимость и возможность развития при наличии у заказчика дополнительных потребностей. «ОНИКС08», от схемотехники и исходных кодов системного программного обеспечения, разработан российскими инженерами, что гарантирует отсутствие аппаратных и программных «закладок» и недокументированных функций. Поддержка российских операционных систем AstraLinux и КПДА позволяет разработчикам программного обеспечения быстро перенести существующие программы на планшет и применить изделие на практике. Российское происхождение и производство также гарантируют большой срок доступности изделия (не менее 10 лет), что чрезвычайно важно для ответственных проектов с длительным периодом эксплуатации. Кроме того, ЗАО "НПФ «ДОЛОМАНТ», разработчик и производитель «ОНИКС08», готово модифицировать планшет по техническим требованиям серийных потребителей.
Позиционирование продукции «ДОЛОМАНТ» для ответственных применений стало возможным не только в результате развития производственных мощностей и освоения новых технологий, но и как следствие постоянного совершенствования системы менеджмента качества. Разработка и последовательное развитие стандартов предприятия с уровнем требовательности «выше», чем рекомендации свода IPC и отечественных ГОСТ, – это фундамент для:
— документированного обеспечения и построения всего производства;
— применяемого регламента работы подразделений и сотрудников, направленного на обеспечение производственной и технологической дисциплины;
— эффективного обучения персонала профессиональному мастерству.

Служба качества в лице заместителя генерального директора по качеству напрямую подчиняется генеральному директору «ДОЛОМАНТ», чем обеспечивается независимость этой важнейшей функции производства от влияния экономического, производственного, маркетингового департаментов. Постоянный контроль исполнения, мониторинг проблем, аудит по всей производственной вертикали проводятся в непрерывном режиме. Налажена интерактивная и обязательная «обратная связь» по рекламациям, пожеланиям потребителей продукции и услуг. Также применяется современный подход при разработке, подготовке РКД и ТД аппаратуры соответствующего класса: посты контроля, многоуровневая проверка по цепочке «производственной маршрутной карты», мониторинг объема и содержания тестов и испытаний. Эти элементы контроля качества прорабатываются на самых ранних этапах, до начала производства, до «первых сигналов» о проблемах и при необходимости корректируются в течение всего срока выпуска изделия. Это относится и к продукции собственной разработки, и к изделиям, производимым по техническому заданию в рамках контрактного производства.
http://www.oborona.ru/includes/periodics/exclusive/2016/1115/113319449/detail.shtml
Back in the  U.S.S.R !

mahor11

http://militaryrussia.ru/forum/download/file.php?id=32473&sid=ddcdbd9aaa24f3ccbf90b1d8a3a10230
это про наши БЦВМ разработки Семихатова...

http://militaryrussia.ru/forum/download/file.php?id=31232&sid=ddcdbd9aaa24f3ccbf90b1d8a3a10230
а это про разработку систем управления ракет типа Р-36, Р-39 и т.д. Весьма рекомендую , масса фото, в том числе и БЦВМ...
Back in the  U.S.S.R !

ylunov volody

спасибо за ответ!я надеялся что на новых союзах в связи с переходом на "цифру" перейдут и на новые рулевые приводы (эл.приводы на мощных и малогабаритных эл.двигателях вентильного типа) вроде в Питере их начали делать...Вроде как они выигрывают по массе у гидравлики да и с "цифрой" их легче сопрягать.И еще- нужен совет спеца по изоляционным трубкам-стойким к перепадам температур и химическистойким и производства России.Кто-то может помочь?

mahor11

Цитироватьспасибо за ответ!я надеялся что на новых союзах в связи с переходом на "цифру" перейдут и на новые рулевые приводы (эл.приводы на мощных и малогабаритных эл.двигателях вентильного типа) вроде в Питере их начали делать...Вроде как они выигрывают по массе у гидравлики да и с "цифрой" их легче сопрягать.И еще- нужен совет спеца по изоляционным трубкам-стойким к перепадам температур и химическистойким и производства России.Кто-то может помочь?
А чем вас двигатели с плоским ротором не устраивают? Дёшево и сердито!
Back in the  U.S.S.R !

thunder26

#187
Цитироватьylunov volody пишет:
И еще- нужен совет спеца по изоляционным трубкам-стойким к перепадам температур и химическистойким и производства России.Кто-то может помочь?
ТКРМ, температурный диапазон минус 60...+180.
Лента ЛЭТСАР, температурный диапазон минус 50...+200.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

ylunov volody

Спасибо thander 26,а замену ТРФ не поможешь найти?ТКРМ хуже все же...

ylunov volody

Насчёт приводов на эл.движках с плоским ротором-имеется в виду ротора с печатной обмоткой?Если так, у них мощность слабая и если только золотником управлять,а значит тяжёлый узел гидравлики остаётся...Впрочем я сам лично принимал участие в начале работ по промпроизводству мощных вентильных машин,пока на гражданку работали-еще ничего...Как перешли на оборонку проблем выше крыши по всем направлениям!Даже перечислять не буду...А заинтересовался рулевыми приводами по причине пропадания заказа на старые добрые "изделия".Я их лет 20 делал-подумал ну вот и все,новые " Союзы",новые привода...Ан нет значит до пенсии работа будет!

thunder26

#190
Цитироватьylunov volody пишет:
а замену ТРФ не поможешь найти?ТКРМ хуже все же...
По какому параметру хуже? По ТУ:
ТКРМ минус 60 - плюс 200
ТРФ минус 60 - плюс 180
В предыдущем своем сообщении дал параметры из интернета с ошибкой.
По тому же ТУ трубка ТКРТ до плюс 250
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

mahor11

ЦитироватьНасчёт приводов на эл.движках с плоским ротором-имеется в виду ротора с печатной обмоткой?Если так, у них мощность слабая и если только золотником управлять,а значит тяжёлый узел гидравлики остаётся...Впрочем я сам лично принимал участие в начале работ по промпроизводству мощных вентильных машин,пока на гражданку работали-еще ничего...Как перешли на оборонку проблем выше крыши по всем направлениям!Даже перечислять не буду...А заинтересовался рулевыми приводами по причине пропадания заказа на старые добрые "изделия".Я их лет 20 делал-подумал ну вот и все,новые " Союзы",новые привода...Ан нет значит до пенсии работа будет!
Сейчас какой-то перец в инете толкает идею нового двигателя с плоским ротором  
Back in the  U.S.S.R !

ylunov volody

Увы,конструкторы не" берут" ТКР.Говорят боимся а заказчик "молчит", на себя никто ответственности брать не хочет...На данный момент будем использовать трубку типа ФД.Но она не гибкая зараза,да и контрить её клеями не получается...Будем думать дальше...Спасибо всем.

ylunov volody

И ещё раз про изол.трубку:ТКР и её модификации и трубку ТРФ-провел личные испытания на термостойкость ,вывод-они почти одинаковы,но несмотря на ТУ,трф ЛУЧШЕ! На хим.стойкостью однозначно победила ТРФ!супертрубка!Считаю надо немедленно наладить производство в России,если мы хотим иметь надёжные ракеты...

thunder26

Цитироватьylunov volody пишет:
однозначно победила ТРФ!супертрубка!Считаю надо немедленно наладить производство в России,если мы хотим иметь надёжные ракеты...
ВИТУР (-120..+120)? ТСА-К (-180..+180)? ОТК (-50..+200)?
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

ylunov volody

По трубкам.Кроме температурных и механических,важно хим.стойкость.У меня к примеру ТКР держали в х.веществе(не буду говорить в каком)-раздулась и удлинилась,стала очень не прочной.ТРФ практически не изменилась геометрически осталась гибкой и прочной.Более простые трубки( типа ТВ),стали недопустимо жесткими.Выдержала трубка Ф-4д и ТРФ.

TAU

Цитироватьmahor11 пишет:
http://militaryrussia.ru/forum/download/file.php?id=32473&sid=ddcdbd9aaa24f3ccbf90b1d8a3a10230
это про наши БЦВМ разработки Семихатова...

 http://militaryrussia.ru/forum/download/file.php?id=31232&sid=ddcdbd9aaa24f3ccbf90b1d8a3a10230
а это про разработку систем управления ракет типа Р-36, Р-39 и т.д. Весьма рекомендую , масса фото, в том числе и БЦВМ...
Спасибо огромное!

Великолепные книги! История Малахитов завораживает... 

belov2018

Цитироватьmahor11 пишет:
http://militaryrussia.ru/forum/download/file.php?id=32473&sid=ddcdbd9aaa24f3ccbf90b1d8a3a10230
это про наши БЦВМ разработки Семихатова...

 http://militaryrussia.ru/forum/download/file.php?id=31232&sid=ddcdbd9aaa24f3ccbf90b1d8a3a10230
а это про разработку систем управления ракет типа Р-36, Р-39 и т.д. Весьма рекомендую , масса фото, в том числе и БЦВМ
Действительно неплохо ребята поработали.

ZOOR

ЦитироватьАниКей пишет:
Цитироватьria.ru Рогозин рассказал о решении "проблемы феодализма" в космической отрасли
 МОСКВА, 18 апр — РИА Новости. Ракетно-космическая отрасль РФ избавилась от излишнего дублирования и перешла на универсальные решения в производстве бортовых компьютеров для ракетно-космической техники, заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин на заседании коллегии Минпромторга.
Цитировать"У нас была проблема "феодализма" в космической отрасли, когда у нас разные предприятия производили до девяти бортовых машин (компьютеров — ред.), а у американцев всего четыре. Создание механизма главных конструкторов космического приборостроения позволило принимать универсальные решения. Приборостроение это будущее, это интеллект для любого "железа", — сказал он.
По его словам, приборостроение — основное направление для всех отраслей ОПК, которое более всего отвечает требованиям диверсификации производства. Так он прокомментировал проведенный на заседании коллеги Минпромторга опрос, в ходе которого участники выбрали приборостроение основным направлением диверсификации.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Salo

https://tass.ru/kosmos/5497297
ЦитироватьУченые НПО автоматики предложили усовершенствовать систему управления для "Союза-5"
На предприятии пояснили, что речь идет о включении в состав бортовой центрально-вычислительной машины приемника спутниковой навигации вместо отдельного прибора с аналогичными функциями

ЕКАТЕРИНБУРГ, 28 августа. /ТАСС/. Ученые НПО автоматики (НПОА, предприятие Роскосмоса, Екатеринбург) предложили усовершенствовать проектируемую систему управления для перспективной российской ракеты-носителя "Союз-5" и включить в состав бортовой центрально-вычислительной машины (ЦВМ) приемник спутниковой навигации вместо отдельного прибора с аналогичными функциями. Об этом сообщил во вторник ТАСС ведущий конструктор НПОА, председатель комитета по молодежной политике Свердловского регионального отделения Союза машиностроителей России Михаил Дегтярев.
"Мы предлагаем включить приемник спутниковой навигации в состав бортовой ЦВМ, по сути "мозг" ракеты-носителя. Это позволит сократить массу бортовой аппаратуры, снизить стоимость и повысить качество системы управления. Также мы готовы взять на себя разработку смежных систем, обеспечивающих подготовку ракеты к старту. Это уменьшит количество связей с внешними системами и обеспечит качество и надежность пускового комплекса в целом", - сказал Дегтярев.
Ранее сообщалось, что предприятие начало готовить эскизный проект ракеты-носителя "Союз-5" летом 2017 года. По словам заместителя генерального директора по ракетно-космической тематике НПОА Льва Бельского, по габаритно-массовым характеристикам их бортовая аппаратура системы управления предпочтительнее.
"Масса бортовой аппаратуры второй ступени ракеты-носителя "Союз-5" в эскизном проекте НПОА на 35 килограмм легче требований технического задания. Достоинства такого варианта подкреплены достигнутым уровнем конструктивного и технологического совершенства. С учетом предложенных нами изменений это позволит вывести на орбиту на 37 килограмм больше полезного груза", - приводит пресс-служба предприятия слова Бельского, который отметил, что приблизительная стоимость доставки на орбиту килограмма груза составляет примерно 680 тыс. рублей, что позволит сэкономить по 25 млн рублей при каждом пуске.
Ракету-носитель среднего класса "Союз-5" разрабатывает Ракетно-космическая корпорация "Энергия". Она сможет использоваться для выведения разрабатываемого пилотируемого корабля "Федерация" на низкую околоземную орбиту.
НПО автоматики им. академика Семихатова - одно из крупнейших предприятий России в области разработки и изготовления систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетной и космической техники, автоматизации технологических процессов в промышленности. НПОА является разработчиком системы управления для семейства ракет-носителей "Союз-2" и системы аварийной защиты двигателя первой ступени "Союз-2-1в".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"