Холивар Raptor vs РД0164, Мюллер vs Рачук

Автор Salo, 01.11.2013 15:02:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://zavjalov.okis.ru/metanovij-dvigatel-3.html
ЦитироватьЗавьялов Владимир Семенович. Метановый двигатель 3

охоже в проекте «Космической программы РФ» на 2016-2025гг. найден компромисс между «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» и РКЦ «Прогресс», соответственно между «Ангарой» и «Союзом-5». Из семейства РН «Союз-5» выделили только РН среднего класса «Союз-5.1» под названием «Феникс», как замену в будущем РН «Союз-2», уйдя от конкуренции с «Ангарой-5». Вероятно в настоящее время это оптимальное решение. Разумно и то, что разработка двигателя 1-й ступени РН «Союз-5.1» («Феникс») поручена ОАО «Энергомаш», которое обладает уникальной в РФ производственной и экспериментальной базой, на которой можно создавать двигатели тягой свыше 300 тс. Разумно и то, что разработка двигателя 2-й ступени метановой РН поручено КБХА, где имеется соответствующая производственная и экспериментальная база и ВМЗ для серийного изготовления двигателя.

Следует сказать об ошибках КБХМ в разработке ЭП двигателя С5.867 2-й ступени РН «Союз-5», хотя КБХМ имело наибольший практический опыт в освоении метана в РКТ. Эти ошибки следующие:

1. Метановый двигатель должен быть всегда пригодным для многоразовых включений. Это иногда нужно для двигателя 2-й ступени, и всегда нужно перед поставкой для проверки качества изготовления и соответствия параметров настройки требованиям ТЗ. Иногда могут проводиться огневые испытания в составе ДУ или ступени РН. Двигатель С5.867 был нарисован с одноразовым включением.
         По опыту успешной отработки двигателей «Сатурн-5» в СССР для «Н-1» было введено обязательное требование проведения огневого испытания (КТИ) двигателя перед поставкой. Первыми многоразовыми двигателями ступеней РН стали двигатели НК-33, которые проходили огневые испытания перед поставкой. Эти двигатели были поставлены на Н-1 № 8Л, которая готовилась к пуску в августе 1964 г., но в мае тема Н-1 была закрыта. Для Н-1М были разработаны многоразовые кислородно-водородные двигатели 11Д56 и 11Д57 А.М.Исаева и А.М.Люлька, но до них дело не дошло. КБ А.М.Исаева совместно с М.В.Мельниковым (разработчик блока «Д») определяли режимы огневых испытаний двигателей перед поставкой. Двигатели С5.62 на компонентах АТ и НДМГ для блока «И» Н-1, и в варианте 11Д442 для ФГБ ТКС «Алмаз», проходили перед поставкой КТИ с последующей химической нейтрализацией, но без переборки. Один из таких двигателей еще существует до сих пор в составе МКС.

Итог. Для большей надежности двигатели РН перед поставкой должны проходить КТИ без последующей переборки.

2. КБХМ представило в ЭП разработку двигателя С5.867 без детальной проработки обеспечения  производственной и экспериментальной базой, а, соответственно, без ТЭО и реальных сроков отработки. В КБХМ нет ни производственной, ни экспериментальной базы для отработки двигателя таких тяг. Был единственный проверенный способ решить эту задачу: начать изготовление и испытания первых отработочных двигателей сразу на серийном заводе. И такой опыт был. В 1964 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке первой межконтинентальной баллистической ракеты подводных лодок. Появление такой ракеты позволяло из произвольного района территориальных вод СССР держать под прицелом любого потенциального противника. Двигателя 1-й ступени тягой 70 тонн КБХМ до того не создавало, а этот замкнутый двигатель еще нужно «утопить» в баке горючего. Работы проводились на Красноярском механическом заводе (КМЗ), где постоянно находились конструктора КБХМ. В итоге менее чем за 5 лет в марте 1969 г. вышли на ЛКИ. Сейчас это кажется невероятным. Господствует общая тенденция превратить бюджетные деньги максимально в «собственные». Отсюда стремление вести работы на собственной производственной и экспериментальной базе, и чем дольше этот процесс, тем выгодней разработчику. Хорошо если КБХА начнет изготовление двигателя 2-й ступени «Феникса» сразу на ВМЗ, а в своем опытном производстве сосредоточится на изготовлении водородного двигателя 2-й ступени «Ангары-5В». Этому может помочь объединение КБХА и ВМЗ в единое целое.

3. Двигатель С5.867 представлен в ЭП с восстановительным ГГ, но ничего не говорится об особенностях системы управления. В замкнутой «сладкой» схеме, при изменении режима тяги,  регулирование массового расхода ГГ на турбину должно идти по двум линиям для обеспечения постоянного соотношения компонентов и, соответственно, температуры газа. Об этом в ЭП ничего не сказано.

4. Благодаря хорошей охлаждающей способности метана для двигателя тягой 70 тс. можно пропускать через рубашку КС только часть горючего и этим снизить потребное давление на выходе насоса горючего и суммарную мощность ТНА. Этот вопрос в ЭП не проработан.

5. Для КБХМ, как организации свыше 20 лет (с 1993 г.) занимающейся практическим освоением метана следовало в ЭП провести анализ выбора оптимальных решений, таких как управление вектором тяги, способа зажигания и др. Все это говорит о неспособности или нежелании заниматься метаном.
...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#321
Т.е. холивар скорее всего намечается между Чвановым и Безосом (РД-180МС/BE-4).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

И оба двигателя на кислом газе.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

октоген

Таки легкость дросселирование "кислых" движков рулит.

Искандер

#324
ЦитироватьSalo пишет:
Т.е. холивар скорее всего намечается между Чвановым и Безосом (РД-180МС/BE-4).
Цитировать Разумно и то, что разработка двигателя 1-й ступени РН «Союз-5.1» («Феникс») поручена ОАО «Энергомаш», которое обладает уникальной в РФ производственной и экспериментальной базой, на которой можно создавать двигатели тягой свыше 300 тс.

И что там останется от РД-180? ТНА другие. Два горшка для метана... Зачем?
Разумного здесь - выбор подрядчика. Клепать серии двигателей по отработанным технологиям не романтично.
Энергомашу давно пора встряхнуться и сделать что нибудь правильное.   

Если бы ещё прикрыли РД-191М/195.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Seerndv

Вообще-то, у Клепикова идея о четырёх однокамерных была ещё в 1980.

http://engine.aviaport.ru/issues/63/page34.html
http://engine.aviaport.ru/issues/64/page44.html
http://engine.aviaport.ru/issues/65/page38.html

Глушко и тут потоптался.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Seerndv

Хм, а кто-то говорил про то, что в итоге будет "Энергомаш"  ;)
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Salo

ЦитироватьИскандер пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
Т.е. холивар скорее всего намечается между Чвановым и Безосом (РД-180МС/BE-4).
ЦитироватьРазумно и то, что разработка двигателя 1-й ступени РН «Союз-5.1» («Феникс») поручена ОАО «Энергомаш», которое обладает уникальной в РФ производственной и экспериментальной базой, на которой можно создавать двигатели тягой свыше 300 тс.
И что там останется от РД-180? ТНА другие. Два горшка для метана... Зачем?
Разумного сдесь - выбор подрядчика. Клепать серии двигателей по отработанным технологиям не романтично.
Энергомашу давно пора встряхнуться и сделать что нибудь правильное.

Если бы ещё прикрыли РД-191М/195.
Один горшок на 400 тс сколько делать будут? А тут уже есть задел.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

октоген

ЦитироватьSalo пишет:
 Один горшок на 400 тс сколько делать будут? А тут уже есть задел.
Это явно проще, чем изнасиловать ТНА 191-го

Salo

У КБХА есть опыт насилования ТНА 191-го?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

NK

ЦитироватьSeerndv пишет:
Хм, а кто-то говорил про то, что в итоге будет "Энергомаш"  ;)
никто еще не говорил.

Seerndv

Жаль, что это будет не клепиковский вариант ДВГГ. :(
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

октоген

ЦитироватьSalo пишет:
У КБХА есть опыт насилования ТНА 191-го?
Если Энергомаш не желает или не в состоянии делать метановый движок со сладким газом, одним горшком( 400-500-600 т) и умеренными параметрами, то разработку и деньги на нее нужно отдать другим.

А нынешний путь энергомаша тупиковый-они все продолжают задирать давление и пропорционально ему ненадежность с ценой.

Плейшнер

Цитироватьоктоген пишет:
Таки легкость дросселирование "кислых" движков рулит.

   По легкости дросселирования рулит открытая схема.
Кстати, в теме Союз-5 намекали что сейчас, после отказа от РД-0164  озаботились надежностью и открытая схема в этом опять вне конкуренции
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

freinir

ЦитироватьПлейшнер пишет:
Кстати, в теме Союз-5 намекали что сейчас, после отказа от РД-0164озаботились надежностью и открытая схема в этом опять вне конкуренции
Это кто это и где это?

Плейшнер

 
Цитироватьfreinir пишет:
Это кто это и где это?
хм. несмотря на то что в ситуации разобрался но ссылку предоставить не могу :|
Будем считать что сон рассказываю
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Seerndv

А что там вообще может быть если его самого быть уже не может?  :(
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Плейшнер

ЦитироватьSeerndv пишет:
А что там вообще может быть если его самого быть уже не может?
Кого "его"?
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Seerndv

Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Плейшнер

ЦитироватьSeerndv пишет:
Союз-5
Это у Вас самая свежая информация? Пару дней назад было не так
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!