Автономный ракетный блок для вертикальной посадки 1-й ступени РН Союз-5

Автор Bell, 07.05.2018 01:15:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Neru

Вертикально ... как у Маска ... это сильно просто.
Включаем фантазию. Вспоминаем БФР из мультиков - а конкретно две такие штуки на хвосте 2 ступени в виде хвостового оперения.
Вспоминаем что когда-то в 2001 году показывали УРМ для Ангары с самолетной посадкой "Байкал".
И фантазируем. На Байкале - ставили реактивный двигатель и шасси - тяжело, поэтому убираем. Сверху УРМа - поворачивающееся крыло... ну это круто конечно, но и его - убираем. И тут обращаем внимание на площадь этого крыла - почти длинна УРМа.
Что бы освежить память, о чем я говорю - смотрим фотки того Байкала. Описываю УРМ не в "ракетном" положении, а в том виде, как Байкал стоит на шасси.
Передняя часть - как обтекатель, после разделения со 2 ступенью никаких острых краев. Как обтекатель.
Нижнюю часть (там, где было шасси) делаем плоской - но вероятно и круглое сечение подойдёт. Вместо шасси снизу ставим выдвигающиеся опоры - как у Фалькона и как у Федерации, садиться будем без самолетного пробега и сразу "на бок", не вертикально.
В задней части ставим пару воздушных рулей как на БФР (только меньше) - когда ступень стоит на опорах "на боку" - рули с развалом в 90-120 градусов стоят над двигателем. Не по классической самолетной схеме, когда горизонтальный руль высоты и сверху - руль направления, а только два.
Используем научный задел по планированию ракетной посадки Федерации, и ставим аналогичный, но более мощный управляемый ТРД мягкой посадки в количестве 2-х штук - первый в районе передних двух опор, а второй - в районе задних.
Получившийся Союз-5 - УРМ после разделения со второй ступенью заставляем планировать - нижняя плоская часть вместо крыла, управляем рулями. Лишнее топливо - сливаем/сжигаем. 
При запуске с Восточного на 51,6 - район падения 1 ступени - середина Охотского моря (между Сахалином и Курильскими островами, ближе к Сахалину). Планируем или в сторону баржи (как у Маска) или до площадки на берегу и мягко садимся. Топлива и окислителя - нет, рвануть ничего не должно.
Масса опор и ТРД у ранее планируемой Федерации с "чисто ракетной посадкой" - 2,6 тонны на 8,5 тонны массы возвращаемой части. Прикидываем, что в случае, если ступень планирует, а не просто "управляемо падает", то усё может получиться значительно красивее, чем у Маска.
Нарисую - попрошу знакомого из самолетного КБ посчитать, как такая "сосиска с хвостиком" может планировать ... особенно при скорости 5-6 Махов.

Neru

Только как доставлять первую ступень обратно на старт ... Как понял - изначально Союз 5 планируют в габариты для доставки на космодром АН-124, отсюда и максимальный диаметр и предельная высота первой ступени... выгоднее крыло и реактивный двигатель - тогда вообще побоку диаметр, сама 1 ступень влетит "по самолетному" с полосы завода и до космодрома "своим ходом".

октоген

 Белл, я думал ты менее фантазер.     Зачем спасать движок, который не обладает многоразовостью?


Denis Voronin

Почитал затравку, хотел сказать всякое умное, а почти всё уже сказали:(


Проекты возврата боковушек Энергии предполагали:
- крылья, турбинки и шасси
- парашют

Оба варианта подразумевали вход носом, из чего можно сделать вывод, что РД-170 не умеет атмосферу. Ну не могли конструктора не проработать такой вариант.

Парашютная схема посадки предполагала что крепление строп идёт через хитрый узел, который гуляет по тросу, т.е. ступень должна была мягко принять горизонтальное положение и сесть на опоры. Что-то там на испытаниях не пошло с этой кракозяброй, но суть как я понимаю в том что ступень не позволяет резкую эквилибристику в атмосфере.

Ну и главный контраргумент: у Зенита и без того грузоподъёмность недостаточная.

P.S. А эксплуатация тяжёлых грузовых вертолётов окупается, но не более того, о расширении речи не идёт.
Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Denis Voronin

ЦитироватьNeru пишет:
Только как доставлять первую ступень обратно на старт ... Как понял - изначально Союз 5 планируют в габариты для доставки на космодром АН-124, отсюда и максимальный диаметр и предельная высота первой ступени... выгоднее крыло и реактивный двигатель - тогда вообще побоку диаметр, сама 1 ступень влетит "по самолетному" с полосы завода и до космодрома "своим ходом".
Да можно и суборбитально прыгнуть.
Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Neru

Отсюда вывод, что никто не может найти решения проблемы логистики доставки 1 ступени Зенита/Сункара/Союза-5 кроме как впихивать его в грузовой отсек АН-124.
Если решить проблему доставки нужного конструктору габарита ракеты до нужного заказчику космодрома - всем будет легче.
Сейчас разрабатывают "от печки" существующих средств доставки с завода на место запуска.

Neru

ЦитироватьDenis Voronin пишет:
Да можно и суборбитально прыгнуть.
это трата ресурса "-1" к расчетному ресурсу.
ЦитироватьDenis Voronin пишет:
Ну и главный контраргумент: у Зенита и без того грузоподъёмность недостаточная.
Делаем из двух многоразовых первых ступеней прикольную штуковину с экзотическим переходником сверху - снизу две первых ступени, а сверху - одна вторая и перекрываем весь диапазон нагрузок, от средних до тяжелых на северном (а по моему и Восточный и Плесецк - северные) космодроме.

А если ещё пофантазировать. ТО к той экзотической штуке, что описывал - которая может планировать и с одной плоской стороной - когда ступень стоит на опорах снизу подкатываем крыло с двумя небольшими турбовинтовыми авиадвижками и простеньким шасси, подсоединяем к крылу топливо. К передней части - стойку переднего шасси. Складываем опоры. И пусть сама взлетает и летит на космодром. Можно переднее шасси и крыло одним блоком, но будет менее транспортабельно крыло доставлять к месту спасения ступени.
Мозги навигации в ступени должны быть. Ну закрепить камеры сгорания ещё.
Ступень взлетает, и в сопровождении небольшого самолета летит хоть с завода на нужный космодром (прощайте ограничения на габариты для доставки с завода до старта) хоть с ближайшего от места спасения аэродрома до космодрома, хоть назад на завод для утилизации.

Denis Voronin

ЦитироватьNeru пишет:
Делаем из двух многоразовых первых ступеней прикольную штуковину с экзотическим переходником сверху - снизу две первых ступени, а сверху - одна вторая и перекрываем весь диапазон нагрузок, от средних до тяжелых на северном (а по моему и Восточный и Плесецк - северные) космодроме.
В КСП я такое иной раз делал:) Там есть ещё переходники на 3 и на 4. В теории проблем вроде не видно, на практике так почему-то никто не делал.
Кривыми должны быть извилины, а не руки.

Astro Cat

А почему собственно сверху это надо громоздить? С боков 4 ускорителя. Они же и посадочные движки, на них же и опоры.

Neru

У РН Энергия было так:

А методы посадки они, судя по информации, рассматривали все, кроме вертикальной как у Маска. Торможение боковой частью с планированием на специально подготовленную площадку - тоже.
А метод посадки с парашютом выбрали из-за казавшейся простоты реализации, т.к. были доступны обширные места для посадки.

vlad7308

ЦитироватьDenis Voronin пишет:
Оба варианта подразумевали вход носом, из чего можно сделать вывод, что РД-170 не умеет атмосферу. Ну не могли конструктора не проработать такой вариант.
а зачем им его было прорабатывать, если РД-170 ну никак нельзя использовать для вертикальной посадки а-ля Ф9?
это оценочное суждение

Denis Voronin

Цитироватьvlad7308 пишет:
ЦитироватьDenis Voronin пишет:
Оба варианта подразумевали вход носом, из чего можно сделать вывод, что РД-170 не умеет атмосферу. Ну не могли конструктора не проработать такой вариант.
а зачем им его было прорабатывать, если РД-170 ну никак нельзя использовать для вертикальной посадки а-ля Ф9?
Да понятно что нельзя, я не про это. Тормозить в атмосфере можно боком, мордом или жопом. Боком тормозить вообще не выйдет без управляющих плоскостей - ЦМ слишком смещён, это даже без учёта поперечных нагрузок. Мордом тормозить не очень эффективно, потому что морд оптимизирован на минимальное сопротивление. Жопом тормозить хорошо патамушта он плоский и ЦМ почти в нём.
Кривыми должны быть извилины, а не руки.

frigate

Автономный ракетный блок для вертикальной посадки 1-й ступени РН Союз-5. При беглом прочтении получилось "Атомный ракетный блок ..."
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков