SpaceX Falcon 9

Автор ATN, 08.09.2005 20:24:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Apollo13

Получается где-то так:


Falcon-9            
   Launch mass      504290   
   Payload      11840   
            
         I   II
   Full mass      414000   76700
   Empty mass      64080   4900
   Isp (atm) (s)      282   250
   Isp (vac) (s)      311   340
   Thrust (vac) (t)      657,0950769   81,67801933
   Fuel consumption      2112,845906   240,2294686
   Throttle   -      
            
   Fairing mass      1750   
   Fairing jettison (s)      217   
            
   Sx      12   12
   Sy      240   100
   Cx      0,3   0,3
   Cy      0,3   0,3

Apollo13

Учитывая что власти скрывают "спредшит завышает" (тм) это очень похоже на те ~10т которые весит Дракон в миссиях CRS.

После того как перейдут на "1.2" видимо реальная ПН многоразового Фалкона 9 будет как раз 13-14т.

pova

На самом деле всё ещё загадочней. Вот тут пишут:
ЦитироватьThe center engine runs at lower power in order to create a balanced launch sequence and to distribute the thermal properties to avoid creating major hot spots. In addition, this improvement from its former three-by-three square formation adds reliability to the Falcon 9 vehicle; two engines could shut down and the vehicle could still fulfill its intended mission.
То есть, как я понял, уже сейчас есть возможность успешно выводить ПН с двумя выключенными двигателями...

Sam Grey

Выкладываю сюда свой перевод статьи из motherboard.vice.com , опубликованной во вторник.  Сразу прошу пардон за абзацы, не имеющие прямого отношения к F-9, но меня больше всего заинтересовала часть посередине статьи, где рассказывается о методической замене "традиционных" компонентов спейсовскими "домашними эквивалентами".  (Я, кстати, теперь понимаю тот ступор, в котором должны находиться американские военные, пытающиеся все это дело сертифицировать)  :)  

Итак: 

Как Илон Маск сумел сделать из SpaceX производителя самых дешевых ракет

За свою короткую, одиннадцатилетнюю историю, SpaceX прошла путь от крохотной фирмы, состоявшей из нескольких любителей ракетной техники, и возглавляемой парнем, ранее создавшим компанию для перевода денег по интернету, до того, чтобы стать нашим лучшим шансом на создание базы человечества на Марсе. Попутно она умудрилась создать самые дешевые ракеты из всех, которые мы когда-либо видели.

Теперь, когда SpaceX заявляет, что она может запускать спутники для Пентагона за 90 миллионов долларов, в то время как ее ближайший конкурент ULA требует за такие же запуски 380 миллионов, все только привычно кивают, как будто так и должно быть.

Причины, по которым SpaceX может предоставлять свои услуги за четверь от цены, назначаемой конкурентами, заключаются в неприметной на первый взгляд особенности: компания производит практически все компоненты своих ракет сама и имеет минимальную бюрократию, особенно в сравнении с тем ее уровнем, который является нормой в этой отрасли.

Такое объяснение, хотя и точное по сути, является обманчиво простым.
Что имеется ввиду на самом деле, когда говорится, что "она все производит сама"? И почему у нее это выходит настолько дешево?

Следить за развитием SpaceX - это само по себе довольно захватывающий процесс. Попытки компании посадить первую ступень ракеты Фалкон-9 на баржу посреди океана не раз заставляли мой пульс биться быстрее, но при этом редко кому удавалось заглянуть внутрь завода SpaceX в Калифорнии, чтобы посмотреть на все, что там происходит, собственными глазами.

В биографии Илона Маска, написаной Эшли Вансом (Ashlee Vance), которая должна выйти на следующей неделе, мы узнаем, насколько одержим Маск и его инженеры процессом минимизации ненужных расходов везде где только можно, новым и нестандартным подходом к давно, казалось бы, решенным вопросам, и мотивацией своих людей к такому, что на первый взгляд кажется невозможным. 

"В дополнение к производству собственных двигателей, ракетных ступеней  и космических кораблей, SpaceX сама делает материнские платы, микросхемы, датчики вибрации, бортовые компьютеры и солнечные панели", - пишет Ванс. "Экономия от использования, к примеру, радиоприбора собственного изготовления колоссальная, цена снижается с  50 - 100 тысяч за стандартный образец, используемый другими авиакосмическими компаниями, до пяти тысяч за собственный прибор такого же предназначения, сделанный самой SpaceX."

История SpaceX, в том виде, в каком она рассказана Вансом, и о чем я еще буду продолжать рассказывать дальше на протяжении следущей недели, это, в общем-то, история о человеке, сделанном из того же теста, что и Стив Джобс. Им движет маниакальное стремление к тому, чтобы все вокруг старались делать самое лучшее, на что они только способны, пусть даже это и достигается за счет наступания на горло личным переживаниям и своему свободному времени.  "Для мечты не жалко ничего".

Мы уже говорили о том, что же, собственно, является "мечтой" в ближней перспективе: многоразовая ракета-носитель, способная к частым регурярным полетам, такая, которая в почти буквальном смысле сделает невозможным для всех остальных, включая фирмы-гиганты с глубокими карманами и солидными государственными контрактами, составить фирме Илона Маска конкуренцию, если только они не последуют по ее стопам.

Пока же SpaceX готова на любые, пусть даже кажущиеся сумашедшими, шаги, для того, чтобы уменьшить стоимость своей ракеты Falcon 9, неважно, в многоразовой она версии или нет.
"Мест на ракете, где есть возможности сократить расходы подобным образом, десятки, если не сотни", - пишет Ванс, имея ввиду пример с радио за пять тысяч, которое, как и многие другие компоненты ракет SpaceX, были собраны из доступных на потребительском рынке деталей.

Но как узнать, насколько хорошо будет работать "радио-за-пять-тысяч" по сравнению с проверенным временем, специально разработанным для ракеты прибором? Как сделать компьютеризированный блок авионики за десять тысяч долларов, когда другие компании используют блоки с подобной функциональностью со стоимостью порядка десяти миллионов?
 
Ответ прост – поставить и тот, и другой на одну ракету. Пока мы все наблюдали за запусками Фалконов и попытками посадки первой ступени, SpaceX тайно проводила десятки экспериментов с ракетами. Никому об этом не рассказывая, она рутинно устанавливала "дешевые" компоненты бок о бок с "дорогими", и сравнивала параметры работы обоих.

Потом, после запуска, инженеры компании анализировали полученные данные. Как только SpaceX могла подтверждить приемлемые характеристики для деталей собственной разработки и изготовления, она сразу заменяла ими "чужие", пишет Ванс.

Маск, конечно же, проделывал тоже самое и в своей автомобильной компании Tesla, но именно в SpaceX он не только впервые доверился людям, не имеющим прежнего опыта в создании компонентов для настоящей космической ракеты, он требовал, чтобы изделия, которые будут созданы ими, были лучшими в своем классе и при этом стоили бы абсурдно малые, по меркам авиакосмической индустриии, деньги. И все это им требовалось проделать в абсурдно короткие сроки."

Ванс рассказывает про случай из 2004 года, когда Маск попросил Стива Дейвиса (Steve Davis), нынешнего директора отдела разработок передовых технологий в SpaceX, найти производителя силового привода для второй ступени ракеты Falcon 1. Дейвис, естественно, нашел производителей, которые могли бы сделать для него требуемый электромеханический привод. Цена, которую они запросили, была сто двадцать тысяч долларов. "Илон рассмеялся", - говорит Дейвис. Он сказал:  "Эта штука не сложнее механизма для поднятия гаражной двери. У тебя есть на всё пять тысяч. Давай, вперед".

Дейвис провел следущие девять месяцев за разработкой и производством этой штуки, обошедшейся ему в результате в три тысячи девятьсот долларов.

Повторите этот процесс еще несколько сотен раз, и вы получите ракету, которая дешевле, и, как показывает время, настолько же надежна, как и любая другая из имеющихся.

Дмитрий В.

ЦитироватьSam Grey пишет:

Дейвис провел следущие девять месяцев за разработкой и производством этой штуки, обошедшейся ему в результате в три тысячи девятьсот долларов.


Любопытно, какова была зарплата Дейвиса за эти 9 месяцев? Если она вошла в стоимость разработки, бедолага должен был питаться святым духом :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

cavia

#10085
Спасибо за перевод статьи и ссылку на оригинал, очень интересно.

ЦитироватьЛюбопытно, какова была зарплата Дейвиса за эти 9 месяцев? Если она вошла в стоимость разработки, бедолага должен был питаться святым духом  :D  
Зарплата коллектива привлеченного к разработке не столь важна, так как изделие потом можно изготавливать в любом количестве, здесь и будет экономия.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Apollo13

Цитироватьpova пишет:
То есть, как я понял, уже сейчас есть возможность успешно выводить ПН с двумя выключенными двигателями...
Это смотря когда. Под конец работы ступени можно и три выключить.

Vlad_hm

#10088
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Любопытно, какова была зарплата Дейвиса за эти 9 месяцев?
Из личной практики - при отпочковании одной фирмы был свидетелем разговора между новым руководителем, который крутил в руках одну "проверенную временем" деталь от внешних поставщиков, и смотрел на её цену в закупке... а потом позвал самого головастого инженера и предложил премию, если тот сделает замещающий проект и полный техпроцесс на внутренних мощностях дешевле (при сохранении ТХ, и не за счёт надёжности). Во сколько раз сделаешь дешевле для нас - столько месячных получишь - простое условие.
Через пару месяцев инженер, как знаю, получил 15-кратную премию. ;-)
На самом деле все эти сертификационные цепочки через 10 колен порой так цену взвинчивают, что хоть стой, хоть падай...
Тут главное не увлекаться, и уметь вовремя остановиться.

pova

ЦитироватьApollo13 пишет:
Цитироватьpova пишет:
То есть, как я понял, уже сейчас есть возможность успешно выводить ПН с двумя выключенными двигателями...
Это смотря когда. Под конец работы ступени можно и три выключить.
Это-то понятно, но тогда какой смысл делать акцент на ДВУХ? Я это понял, что ракета может уйти со старта на 7 движках - при этом центральный врубается на полную мощность, может и остальные форсируются чуть-чуть. Хотя, возможно, это говорилось для Merlin-1D+? Все эти спекуляции, конечно, из-за того, что никто не знает реальных параметров и возможности Merlin'а.

vlad7308

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьSam Grey пишет:

Дейвис провел следущие девять месяцев за разработкой и производством этой штуки, обошедшейся ему в результате в три тысячи девятьсот долларов.


Любопытно, какова была зарплата Дейвиса за эти 9 месяцев? Если она вошла в стоимость разработки, бедолага должен был питаться святым духом  :D  
3900 - это, вероятно, себестоимость производства "этой штуки". без учета ОКР

если "этих штук" планируется произвести 100, то экономический эффект будет
(120000-3900)*100 - "зарплата Дейвиса за 9 месяцев" = 11 млн 610тыс минус "зарплата Дейвиса за 9 месяцев"
это оценочное суждение

Salo

ЦитироватьApollo13 пишет:
Цитироватьpova пишет:
То есть, как я понял, уже сейчас есть возможность успешно выводить ПН с двумя выключенными двигателями...
Это смотря когда. Под конец работы ступени можно и три выключить.
Два и так по циклограмме выключаются.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Сергей

ЦитироватьVlad_hm пишет:
Из личной практики - при отпочковании одной фирмы был свидетелем разговора между новым руководителем, который крутил в руках одну "проверенную временем" деталь от внешних поставщиков, и смотрел на её цену в закупке... а потом позвал самого головастого инженера и предложил премию, если тот сделает замещающий проект и полный техпроцесс на внутренних мощностях дешевле (при сохранении ТХ, и не за счёт надёжности). Во сколько раз сделаешь дешевле для нас - столько месячных получишь - простое условие.
Через пару месяцев инженер, как знаю, получил 15-кратную премию. ;-)
На самом деле все эти сертификационные цепочки через 10 колен порой так цену взвинчивают, что хоть стой, хоть падай...
Это уже похоже в России, в СССР в госконторе начальник скорее всего бы просто не смог бы оплатить, а если еще добавить накладные расходы в размере 400%(любимый трюк в плановом отделе), то мало не покажется.

Seerndv

Очень повеселило про самостоятельное изготовление микросхем. солнечных панелей  ...
Обычный рекламный бздёж.

Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

mihalchuk

ЦитироватьSeerndv пишет:
Очень повеселило про самостоятельное изготовление микросхем. солнечных панелей ...
Обычный рекламный бздёж.

Это смотря каких микросхем. Если топология 5 микрон и выше, однозначно проще делать у себя в гараже.

Sam Grey

#10095
Цитироватьcavia пишет:
Спасибо за перевод статьи и ссылку на оригинал, очень интересно.
ЦитироватьЛюбопытно, какова была зарплата Дейвиса за эти 9 месяцев? Если она вошла в стоимость разработки, бедолага должен был питаться святым духом  :D  
Зарплата коллектива привлеченного к разработке не столь важна, так как изделие потом можно изготавливать в любом количестве, здесь и будет экономия.
Я думаю, речь шла только о стоимости материалов. С другой стороны, я никогда не поверю, что Дейвис занимался следущие девять месяцев одним только этим агрегатом.  :)  

Кстати, я когда-то сохранил фотографию клапана для замера кислорода/керосина с пресловутым "электромеханическим приводом" их собственного изготовления, как пример типичной штуковины, которую спейсы делают сами.
В оригинале подпись была "Bi-Propellant Valve simultaneously meters LOX and RP-1 thru two separate channels via a single electromechanical actuator for the  Merlin vacuum engine turbopump preburner":


Sam Grey

ЦитироватьVlad_hm пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Любопытно, какова была зарплата Дейвиса за эти 9 месяцев?
Из личной практики - при отпочковании одной фирмы был свидетелем разговора между новым руководителем, который крутил в руках одну "проверенную временем" деталь от внешних поставщиков, и смотрел на её цену в закупке... а потом позвал самого головастого инженера и предложил премию, если тот сделает замещающий проект и полный техпроцесс на внутренних мощностях дешевле (при сохранении ТХ, и не за счёт надёжности). Во сколько раз сделаешь дешевле для нас - столько месячных получишь - простое условие.
Через пару месяцев инженер, как знаю, получил 15-кратную премию. ;-)
На самом деле все эти сертификационные цепочки через 10 колен порой так цену взвинчивают, что хоть стой, хоть падай...
Тут главное не увлекаться, и уметь вовремя остановиться.
Отличная история.
По идее, разработка с нуля и производство "у себя" должно сильно помогать при разных изменениях.
 Т.е., если надо увеличить характеристики агрегата на 10%, куда проще поговорить со своей группой, которая ее выпускает, нежели опять идти на поклон к какому-то производителю, торговаться, хвататься за сердце от называемых цен, пробивать в бухгалтерии фонды на закупку, и т.д., и т.п.

А если, к примеру, надо просто немного изменить деталь по форме, что, тоже идти и подписывать новый договор с производителем? И сколько это будет стоить?

Seerndv

Где же, где же salto?! :?:
Он как раз такую  штуку искал где красть :D
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

silentpom

ЦитироватьSeerndv пишет:
Очень повеселило про самостоятельное изготовление микросхем. солнечных панелей ...
Обычный рекламный бздёж.

ну вообще Маск строит завод по производству солнечных батарей. он правда не спейск икс принадлежит, но все же.

silentpom

ЦитироватьSam Grey пишет: 

Кстати, я когда-то сохранил фотографию клапана для замера кислорода/керосина с пресловутым "электромеханическим приводом" их собственного изготовления, как пример типичной штуковины, которую спейсы делают сами.
В оригинале подпись была "Bi-Propellant Valve simultaneously meters LOX and RP-1 thru two separate channels via a single electromechanical actuator for the Merlin vacuum engine turbopump preburner":

Для тех кто в клапанах ничего не понимает, можете это как-то прокомментировать?